Источники додинастического и раннединастического периодов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники додинастического и раннединастического периодов.



Источники, относящиеся к додинастическому и раннединастическому
периоду, не являются основными по избранной нами теме. Однако важность
их для решения поставленных в работе вопросов обусловлена тем, что
изображения, содержащиеся на керамике, косметических палетках,
рукоятках ножей и гребнях, представляют собой древнейшую «запись»
мифов и ритуальных действий. В них берет свое начало известная нам по
письменным источникам религиозно-мифологическая система

древнеегипетской цивилизации.

В работе приводится комплекс вещественных источников, имеющих огромное значение для выяснения истоков происхождения представлений о птице Бену, а также анализа символики и значения изображений птиц на додинастических и раннединастических памятниках материальной культуры. Эти источники можно разделить на несколько категорий.

Во-первых, это изображения на керамических сосудах, относящихся к культуре Нагада П.62

Во-вторых, изображения на предметах мелкой пластики, таких как гребни, ножи. Самые известные из них принадлежат к культуре Нагада Ilc/d

Применительно к додинастическому и раннединастическому периоду мы придерживаемся хронологии В. Кайзера - см.: Cialowic: К.М. La naissance d'un royaume L'Egypte des la predynastique a la fin de la Г'е dynastie. Krakow.2001.P.38:

Нагада Ia-IIa - 3900 - 3600 гг. до н.э.; (включает: Нагада Ia-Ic, Нагада Па) Нагада II b - HI al -3600 - 3300 гг. до н.э.

(включает:Нагада lib (3600-3500 гг. до н.э.), Нагада Пс (3500-3400 гг. до н.э.), Нагада II dl (3400-3300 гг. до н.э.), Нагада II d2- III al)

Нагада III а2 - III сЗ - 3300 -2686 гг. до н.э.

(включает Нагада III а2 (3300 - 3200 гг. до н.э.), Нагада III Ы — III Ь2 (3200 - 3100 гг. до н.э.); период Нагада III Ь2/Ш сі - ПІ сі соответствует т.н. 0 династии (3150 - 3100 гг. до н.э.), Нагада III с2 - I династии (3100 -2890 гг. до н.э.), Нагада III сЗ - II династии (2890-2686 гг. до н.э.).

В данной хронологии есть некоторые разночтения в отдельных датировках (применительно к последним этапам существования культуры Нагада II - III)с хронологией «Оксфордской энциклопедии Древнего Египта» (Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. /Ed. by D. Redford. N.Y. 2001. Vol. I.), принятой в работе, однако в рамках нашего исследования они представляются не принципиальными.


и Ша: в том числе, рукоятки ножей: «Бруклинская», «Пита-Риверса», «Карнарвона», «Берлинская»;63 гребни и т.д. Многие из них не имеют археологического контекста, т.к. чаще всего были приобретены на антикварных рынках в середине XIX века. Известен лишь, пожалуй, владелец «Бруклинского» ножа — предположительно это состоятельный городской житель, гробница которого находится в Абу-Зейдане (16 километров южнее Эдфу).64

К источникам, позволяющим реконструировать семантику образов птиц в ритуальном контексте, можно причислить косметические палетки для растирания красок. Эти краски употреблялись для окрашивания глаз, скорее всего из гигиенических соображений, чтобы защитить их от инфекций и палящих солнечных лучей. 5 Наряду с многочисленными амулетами, выполненными из слоновой кости, шифера, а также гребнями, ложечками, булавками и керамикой они составляли обычный погребальный инвентарь.

Вопрос о назначении палеток представляет собой определенную сложность, поскольку многие из них найдены вне археологического контекста. Известно лишь несколько исключений - палетки Нармера и «Оксфордская», найденные в основном (или главном) депозите храма Хора в Иераконполе. Но даже в этом случае «контекст» указывает лишь на

См: Davis W. Masking the Blow. The Scene of Representation in Late Prehistoric Egyptian Art. Berkeley. Los-Angeles. Oxford. 1992. P.57. Fig. 13; P.59. Fig. 11, 23, 24 и т.д.

Ibidem. P. 17. Поскольку это одна из немногих известных науке вещей этого периода, найденная in-situ, особое внимание в исследованиях уделено ее датировке. Так, исходя из общего контекста захоронения №32 из Абу-Зейдана (16 км. южнее Эдфу), Нидлер датировал нож периодом Нагада III; на основе датировки керамики из гробницы, где был найден нож, Хендрис уточнил его датировку периодом Нагада HI Ь. Г. Драер, основываясь на некоторых аналогиях, предположил, что сам нож относится к более раннему времени, чем археологический контекст его находки, поскольку как культовый и сак-ральный объект мог переходить из поколения в поколение. По его мнению, разделяемому в настоящее время и другими исследователями, «Бруклинский нож» относится к периоду Нагада II d {Hnyge D. A Double-Powerful Device for Regeneration: the Abu Zaidan Knife Handle Reconsidered II Egypt at its Origins. Studies in Memory of Barbara Adams. Proceedings of the International Conference "Origin of the State. Predynastic and Early Dynastic Egypt", Krakow, 28th - 1st September 2002./ Ed. by S. Hendrickx, R.F. Friedman, K.M. Cialowicz, M. Chlodnicki. Leuven. Paris. Dudley. 2004. P.821).

65Petric W.M.F. Ceremonial Slate Palettes II Corpus of Proto-dynastic Pottery: 30 plates of Drawings. Flinders Petrie Centenary 1953. London. 1953. P.l. Мифологическое объяснение ритуальному окрашиванию глаз см: Шеркова Т.А. Древнеегипетские церемониальные палетки (опыт реконструкции семантики изображений и назначения)//МЕРОЭ. Вып.4. М., 1989. С.228.

66 См. литературу и различные концепции в работах: Davis IV. Masking... P. 17-27 и Шеркова Т.А. «Око Хора»: символика глаза в додинастическом Египте // ВДИ 1996. №4. С.96-115.

г


последних владельцев или «зрителей», сохранивших почитаемые предметы. Однако мотивация их поступков остается до конца неясной.67

Так или иначе, несомненно то, что большинство палеток имели ритуальное назначение (некоторые исследователи связывают изображения на палетках с ритуалами охотничьей магии68), а изображения на них могут быть «прочитаны» как попытка воспроизведения мифа, санкционирующего ритуал, символически указывающие на т.н. правремя; время «всеобщей сакральности», ту точку «универсума», где и когда совершается акт творения.

Для решения вопросов, связанных с культом Джебаутской цапли мы рассматриваем также пиктографические изображения на табличках-ярлыках, сделанных из слоновой кости или эбенового дерева, которые использовались для того, чтобы запечатлеть то, или иное событие (религиозную церемонию, военную кампанию). 9 Также на них содержались названия «городов» или святилищ, откуда поступил товар и/или наименование товара, к которому они прикреплялись (например, на керамические сосуды). В работе используются таблички, найденные в Абидосе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.212.253 (0.005 с.)