География распространения культа Бену. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

География распространения культа Бену.



Нам известны многочисленные свидетельства существования культа Бену по всей территории Египта. По всей вероятности, одним из древнейших мест почитания Бену был расположенный на севере Нижнего Египта Гелиополь. Как уже было отмечено выше, «Тексты пирамид» (§ 1652b) сообщают о существовании там храма Бену (hw.t-bn(w)) уже в эпоху Древнего царства. Святилище было связано с культом Атума, отождествленного в Гелиополе с солнечным богом Ра. Некоторые исследователи даже считают hw.t-bn(w) храмом Ра, проявлением которого, по их мнению, был Бену. Кроме того, hw.t-bnw имел отношение и к «дому Бенбен» {hw.t-bnbn), также располагавшемуся в Гелиополе. Надпись на луврском «гипоцефале» Саисского времени гласит: «я (умерший) - (в облике) Бену, иду в hw.t-bnbn.t в Гелиополе». "

См. например: WallaМ. Der Vogel...S.19. 'Wb. I. 459. 2 Источник приводится по: Wiedemann A. Die Phonix -Sage...S.93.


О существовании hw.t-bnw сообщают и другие источники. Так, на обелиске Тутмеса III из Гелиополя упоминается «дерево-/^/, почитаемое, стоящее внутри hw.t-bnw».753 Другой памятник Нового царства - «обелиск Фламиния», установленный фараоном Сети I, содержит следующие тексты: «И сказано Ра-Хорахти, Богом Великим, Господином Неба: «Наполнение [фараоном] «Дома Бену» благами. (Да будет) дано богами ему жить, подобно Ра, бесконечно».754 Эти два источника очень важны, т.к. свидетельствуют о государственном, официальном значении культа Бену. Особенно это актуально было применительно к правлению Сети I. Сам фараон считает необходимым высечь на обелиске слова, подтверждающие его уважение к храму бога Бену, за что солнечный Ра-Хорахти, с которым нередко отождествлялся Бену, гарантировал ему жизнь вечную («даю, чтобы ты дал»). Наличие культа Бену в Гелиополе подтверждает и надпись в заупокойном храме Сети І в Абидосе.756

В Позднее время «Дом Бену», возможно, является частью

гелиопольского святилища hw.t-sr (LflJ)5 во всяком случае, об этом сообщают тексты саркофага принцессы Анхнеснеферибра и «стелы Меттерниха». Приведем пример: «Ты - великий Бену, который рожден был в зарослях тростника в «доме князей» великом, (что) в Иуну». Вопрос о почитании Бену в hw.t-sr представляет особый интерес и с точки зрения изучения связей между Бену и Осирисом. Несмотря на то, что чаще всего гелиопольские святилища упоминаются в связи с культом Ра-Атума и божествами солярного цикла, существуют многочисленные свидетельства почитания в hw.t-sr

7А1

Осириса, подробно разобранные в работах Эссама эль-Банны. Так, наличие культа Осириса в Гелиополе впервые засвидетельствовано еще в «Текстах

75:iUrk.IV, 591.

754 Budge К A. W. The Mummy... Р. 133.

755 Подробнее см: Bartel H.-G. «Ich bin...». S. 49-51.
156 Ibidem. Abb. U.S. 37.

757 Sander-Hansen C.E. Die religiosen...S. 128., Z.420.

758 Sander-Hansen. C.E. DieTexte...S.44.

759 о переводе w ks» как «заросли тростника» см.: Ibidem. S.45.
™ Ibidem. S.44 (Z.77).

761 Essam El-Banna. A propos des.... P. 101-126.


пирамид» (изречение 365), где говорится о «Осирисе, что в «доме князей», что в Иуну». " Почитание Осириса в Гелиополе продолжалось также в эпоху Среднего763 и Нового царства.764

Одно из древнейших святилищ Бену, по-видимому, упомянутое в географическом списке заупокойных имений из мастабы Меху, относящейся к VI династии,765 называлось bnw. А. Зиви отмечает, что эта местность издавна была связана с XIV нижнеегипетским номом, hnt(j) Bb.tij), столицей которого был город Силэ. Следует подчеркнуть, что в эпоху Среднего (и, вероятно, Древнего царства) столицей XIV нижнеегипетского нома являлся именно bnw. В поздних источниках нам известен другой топоним — «bnw.t». Один из первых исследователей мифа о Бену А. Видеман полагал, что он относился к Серапеуму Таниса, где по его мнению Бену

чтили как живой символ Осириса Хентиментиу. Однако современные исследователи скорее склонны отождествлять bnw.t со столицей XIV

11 1

нижнеегипетского нома bnw.

В Саисе почитание Бену являлось важным культом, принадлежа к rs-nt и mh-nt?12 В текстах саркофага Анхнеснеферибра мы встречаем следующую

77*^ 77Д

фразу: «Она — это та, которая сокрыта в hw.t-bnw из rs-nt и mh-nt».

Одно из значительнейших верхнеегипетских святилищ Бену было расположено в верхнеегипетском hw.t-bnw. Согласно «географической ведомости» Эдфу, он являлся столицей XVIII верхнеегипетского нома и соответствует «Дому цапли», упомянутому в стеле VI династии. В

lb2Essam El-Banna. A propos des.... P. 100.

763 Многочисленные источники приведены в статье Essam El-Banna. Op.citP. 101-104.

764 Источники приведены в статье Essam El-Banna. Op.cit. Р.106-110.
765 ZivieA.-P. Hermopolis...P.39-40.

766 Ibidem. P.40; MontetP. Geographie...P. 188-190.

767 GomaaF. Sile II LdA. Wiesbaden. 1985. Bd. V. S.946.

768 Ibidem. S.947.

____.............. _ __0_____ о(?^©

Ibidem.

771 Подробнее см. GomaaF. Sile...S.947, атакже: MontetP. Geographie...P.189.

772 Kakosy L. Phonix...S. 1031.

773 С. Зандер-Хансен, издавший тексты, затруднялся объяснить смысл и этимологию этих названий, полагая,
что обозначения неясны: Sander-Hansen С. Е. Die religiosen... S.127-128.

™ Ibidem. S.128.

775 Chassinat E. Le temple d'Edfou. le Caire. 1897. Vol. I. P.342.

776 см. гл. II § 4.


«папирусе Жюмильяк» Хут-Бену связан с 4 географическими

наименованиями («Таджесер», «Хут-Инпу», «Хут-Сах» и «Сех-Нечер», что косвенно указывает на связь культа Бену (цапли) с культом Анубиса. Соответственно Хут-Бену упоминается несколько раз (VII: 14, VIII: 4-7, X: 1,2). По мнению Ж. Вандье, согласно «папирусу Жюмильяк», он

R

отождествлялся с hw.t-rdw и hw.t-h3d. Как уже отмечалось, hw.t-bnw находился либо на месте Харуны, в 5 км от Ком эль-Ахмара (Савариса), либо

между Саварисом и Хардаи.

В Верхнем Египте было еще несколько крупных мест почитания Бену. А. Гардинер полагал, что одно из них располагалось в 1,5 км. от Ху (Diospolis Parva) (VII ном Верхнего Египта) и даже дало наименование местности (рг-b(i)nw).7g0 Возможно, это святилище идентично с более поздним hw.t-b(i)nw.t,

по і

отмеченным в «географическом списке» Дендеры как Систр или ном

Диосполь- (VII)782 -I—I hw.t-bnw783. Основываясь на изображениях в храме Мединет-Абу7, можно высказать гипотезу о связи Пер-Бену с другой местностью, предположительно находившейся в VII номе Верхнего Египта —

™- 7R^

pr-dSdS, отождествляемым с Абу-Тиштом (Тихой) или Абу-Шушей.

Бену почитали также в Гераклеополе. В CXXV главе «Книги мертвых», говорится о «Великом Бену из Гераклеополя»786.

О существовании храма Бену slu (hw.t-bnw) в Карнаке свидетельствуют

надписи на статуе жреца Панупекера, жившего во времена XXV династии, по-видимому, происходящей из этого храма.787 Издавший эти надписи А. Лихи, опровергает существовавшую прежде точку зрения об отсутствии hw.t-


 

«божественный зал», транслитерация Ж. Вандье: VandierJ. Le papyrus...Р.40.

778 Ibidem. P.39-40.

779 см. гл. II §4.

780 Gardiner A. Ancient... Vol. II. P. 32*f.

781 Ibidem.P. 33*.

782 KesslerD. Per-benu II LdA. Wiesbaden. 1982. Bd. IV. S.930; Montet P. Geographic...P.96.

783 Junker H. DasG6tterdekret...S. 1.

784 Temple Proper...PI. 553.

785 Gardiner A. Ancient...Vol. II. P.35*f; Montet P. Geographie...P.96. Kessler D. Per-djadja II LdA. Wiesbaden.
1982. Bd. IV. S. 930.

786 BudgeE.A.W. BD.1898. P. 252 (line 18). 787 Leahy A. In the House...P. 187.



bnw в Фивах и приводит иные доказательства наличия его культа в этой

местности.

В Эдфу почитание божественной цапли Бену также было весьма распространено. Храм Бену (hw.t-bnw) неоднократно фигурирует в эдфусских текстах. В одном из изречений Бену даже получает эпитет «Бену Бехдетский».790

Следы греческого мифа о Фениксе, прилетевшем из далекой южной страны (Индии или Аравии), можно проследить и в египетских источниках. В частности, подтверждается наличие культа на острове Филэ.791 Имя этой божественной птицы неоднократно встречается в храмовых текстах из Абатона, опубликованных Г. Юнкером.792 В качестве Ба Осириса Бену упомянута в некоторых надписях как «Bnw $ps jm nji.t»: «Бену, почитаемый, что в Неджит».793



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.012 с.)