Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные концепции тотемизма и культа животных (зоолатрии).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В связи с поставленной в работе проблемой культа птицы Бену как отражения некоторых механизмов мифологического мышления древних египтян, выразившихся в сохранении тотемистических кодов и классификаций при описании отдельных составных частей модели мира, а также небывалом значении зоолатрии в религиозных системах Египта, на первый план выходит проблема сущности понятия «тотемизм», в том числе его философско-методологическое обоснование. Какое же место занимает осмысление тотемистических представлений и культа животных в современных теориях религии и мифологии? Можно выделить два основных направления: для первого характерно признание тотемизма особой формой религии, для второго — непризнание тотемизма как целостной системы, отказ от представлений об универсальности распространения его следов и пережитков.41 Впервые термин «тотемизм» предложил шотландский ученый Мак-Леннон в виде формулы: тотемизм = фетишизм + экзогамия и матрилинейная филиация.42 В недавнем прошлом в советской историографии долгое время господствовала теория, согласно которой 41 Дмитриева Т.Н. Современное состояние проблемы тотемизма // Актуальные проблемы изучения религии и атеизма. Л., 1981. С.65. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня// Он же. Первобытное мышление. М., 1994. С.46. тотемизм признавался формой религии раннеродового общества, заключавшейся в вере в кровное родство коллективов людей с определенными видами животных или растений.43 Культ же животных (в частности в древнем Египте) рассматривался как непосредственное продолжение тотемизма, причем утверждалось, что «различия между додинастическим тотемизмом и культом животных в династическом Египте не так уж значительны».44 Началом другого течения послужило опубликованное в 1910 году исследование А. Гольденвейзера, в котором автор оспаривал право наслаивать друг на друга 3 феномена: клановую организацию, приписывание кланам животных и растительных эмблем и веру в родство между кланом и тотемом. 5 Идею о том, что тотемизм — это комплекс разнородных явлений, искусственно объединенных в одно понятие, поддержали представители французского структурализма. Клод Леви-Стросс в своей работе «Тотемизм сегодня» заявил, что в тотемизме смешивают две проблемы: 1) идентификация человеческих существ с растениями или животными, отсылающая к весьма общим взглядам на отношения человека и природы; 2) использование в наименовании групп, - 46 о основанных на родстве, животных, растительных или других названии. В исследовании Леви-Стросс исходил из того, что термины животного или растительного мира, из которых чаще всего и строятся тотемические Дмитриева Т.Н. Современное... С.42. См. определение тотемизма С.А. Токаревым как «форму религии раннеродовых общин, веру в сверхъестественную связь или родство между группами людей и определенными видами материальных предметов, чаще всего животными или растениями» (Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С.387); А. Ф. Анисимов отмечал: «Центральная идея тотемизма: идея коллективных предков и группового (коллективного) родства людей с животными — тотемами <...>, возникшая исторически как процесс идеологического отражения специфических особенностей раннеродового общества<...>. Центральный запрет тотемизма — запрет брака с лицами одного тотема, указывает на историческую связь тотемизма с экзогамией». (Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.,Л., 1967. С.69) и т.д. 44 См.: Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта: тотемизм и фетишизм // Азия и Африка сегодня. 45 Леви-Стросс К. Тотемизм...С.40. 46Таи же. С.45. Кроме того сам термин «totem», как убедительно доказал автор, известен нам из языка оджибве, алгонкинского языка из региона к северу от Великих озер Северной Америки. Выражение «ototeman» приблизительно означает «он принадлежит к моей родне» и выражает клановую принадлежность («makwa mindotem» - «медведь — мой клан» и т.д.). Эта система коллективных наименований вовсе не соответствует верованиям оджибве, согласно которым каждый индивид может вступать в связь с животным, которое станет его духом охранителем. Это животное не идентично тотему (Леви-Стросс К. Тотемизм...С.49). обозначения, «используются не просто потому, что они имеются в наличии, но потому, что они налагают определенный способ мышления».4 Важна мысль Леви-Стросса о том, что структура тотемических идей и верований играет роль механизма коллективного сознания, т.е. из этого следует, что тотемизм — это не форма религии, а определенный способ мышления. Исследователь доказал, что важнейшая функция тотемизма заключается в том, чтобы служить орудием классификации природных и социальных объектов. Различия между животными в рамках тотемизма составляют естественную модель для дифференциации и классификации разнообразных явлений. Разновидности животных - это некая природная серия, которая в качестве набора элементов используется для классификации и своеобразного анализа мира социального.50 Тотемизм выступает у К. Леви-Стросса как универсальная система, позволяющая дифференцировать «природный» и «культурный» уровень мировосприятия. В каждом тотемном образе, способе действия важно не уподобление, а «обмен сходствами и различиями между культурой и природой». Так, различение животных посредством пищевых запретов — не что иное, как природная модель различения человеческих групп между собой. За освящаемым различением в потреблении частей тела животных стоит их логическое соответствие стратифицированным группам социума. Наконец, в самом уподоблении племени тотемному животному присутствует различение пищевых и не пищевых частей, которые на природном уровне отличают человека от тотема, а на уровне культуры символически 47 Островский Л.Б. К. Леви-Стросс о тотемизме как факторе своеобразия первобытного мышления // Этнокультурные процессы. Методы исторического и синхронного изучения. М., 1982. С.83. л* Там же. С.89. 49 Определение понятия «тотемизм» мы находим в трудах И.М. Дьяконова, который отмечает, что «тотемизм» — это система верований в родовых и племенных предков, которые могут являться в виде животных и, реже, растений, причем они ощущаются как активно действующие в пользу своих человеческих родичей. Тотемизм отражает мифологическое осмысление условий для поддержания существования человеческого коллектива; это осмысление шло по таким же семантическим рядам, что и в других мифах. Тотемизма как особой идеологии, отличной от общих закономерностей мифологического мышления, не существует. (Дьяконов И.М. Архаические... С.64). Мелетинский Е.М. Мифология и фольклор...С.478. уподобляют тотему и служат эмблемой.51 Причем «природа» подразумевает все, что может служить обозначениями данного социума и.его проявлениями («неосвоенное»); «культура» - и обусловленные данным социумом предметы, и действия («освоенное»), и вся совокупность социальных связей и отношений. Тотемические коды служат не столько обозначению, сколько переносу отношений с одного семантического уровня на другой. Их медиативное положение как бы задает два логических измерения: по уровню «природы», либо по уровню «культуры». В тотемических обозначениях происходит медиация двух семантически различных уровней «природы» и «культуры».52 В тотемических классификациях и обозначениях находит свое отражение медиативная функция мифа. Некоторые свойства отдельных животных, реальные или мифические делают их чрезвычайно сложными символическими образами, с которыми мифическая мысль производит «логические» операции. К. Леви-Стросс видит в мифе логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий посредством медиации, прогрессивного посредничества. Речь идет не о реальном их разрешении, а о преодолении посредством своеобразного ускользания. Механизм медиации в том, что фундаментальные противоречия жизни и смерти подменяются менее резкой противоположенностью — растительного и животного царства, а она — более узкой оппозицией травоядных и плотоядных. Последняя же оппозиция снимается введением «культурного героя», зооморфного существа, питающегося падалью (ворон, шакал). Такое понимание тотемизма как универсального способа классификации явлений окружающего мира, медиатора «культурного» и «природного» уровней, логического инструмента разрешения фундаментальных противоречий, наконец, механизма логики «бриколажа» способствовало переводу проблем тотемизма и культа животных на новый 51 Островский А.Б. К. Леви-Стросс...С.90. 52 Там же. С. 90-91. Мелетинский Е М. Клод Леви-Стросс...С. 170. уровень. В современной литературе эти понятия рассматриваются в рамках общих проблем функционирования мифологического сознания. Как отмечает В.Н. Топоров, «роль животных и, вообще, анимального в мифологии исключительно велика. Она определяется значением, которое имели животные на ранних стадиях развития человечества, когда они еще не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива - ни в его синхроническом состоянии (включение животных в социальную иерархию), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от животного или от животного предка), ни онтологически (представление о животном как особой ипостаси человека). Животные служат наглядной парадигмой, отношения между элементами которой могли быть использованы как определенная модель жизни человеческого общества и природы в целом».54 Можно выделить несколько аспектов проблем тотемизма в новейших исследованиях. Это и исследование типов и форм животного эпоса55 в работах Е.А. Костюхина, который отмечает, что первобытное искусство несводимо к охотничьей магии, и видит в тотемических мифах древнейшую форму повествования о животных, действие которого относится к давнему прошлому, особому времени, когда жили первопредки. Их мир бесконечных превращений, принципиально неустойчивый, нуждался в классификации, основой которой стали тотемические коды. С забвением же тотемических верований, с полной десакрализацией архаических мифов тотемный предок, а затем и , 56 зооморфный «культурный герои» превращался в героя животной сказки. Мифологема «тотемного предка» анализируется Н.А. Криничной, которая видит в ней архетип, порожденный первобытным охотничьим сознанием, не выделявшим человека из мира природы, вследствие чего социальные Топоров В.Н. Животные...С.440. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.,1987. Там же. С.28-43. категории и отношения отождествлялись с природными, и, наоборот, природные отношения осмыслялись как социальные.57 Проблемы тотемических классификаций, их роли в обряде и ритуале решаются в работах современных историков и археологов. По мнению исследователей, в первобытной обрядности «реализуется применение «зоологического» кода в качестве средства описания мироздания». Зооморфные образы (звери и птицы) — это наиболее архаичные символы знаковых систем, возникших в контексте магических действий и ритуалов у племен с присваивающей экономикой.60 Проделанный нами анализ современного состояния проблемы 57 Криничная Н.А. Корреляция архетипов индивида, коллектива и природы в мифологии. Петрозаводск. 58 См., например: Дэвлет М.А. О космогонических представлениях жителей среднего Енисея. Дэвлет М.А. О космогонических...С.90. 60 Ковалева В.Т., Арефьев В.А. О семантике...С. 115. Глава I Источники и историография. §1 Источники. Древнеегипетская религия и мифология известны нам по целому комплексу источников, представленному памятниками как письменной, так и материальной культуры. Однако, к сожалению, многие мифологические сюжеты дошли до нас фрагментарно, либо в пересказе античных авторов. К их числу принадлежит и древнеегипетский миф о птице Бену. Исследователи нередко отождествляют мифологический образ Бену со знаменитым образом греческого Феникса, ставшим одной из парадигм европейской культуры, символом вечного возрождения. Этому способствуют и многочисленные античные источники, свидетельствующие о египетском происхождении Феникса. Однако не следует полностью переносить представления о Фениксе на образ Бену, занимавший свое особое место в контексте древнеегипетской религии и мифологии, место, вполне определенно трактуемое во многих аутентичных текстах (в семиотическом смысле этого слова).61 Источники по избранной нами теме относятся ко всем периодам египетской истории; среди них присутствуют различные типы исторических источников: письменные памятники, вещественные памятники, данные языка и фольклорной традиции. Следует особо отметить, что многие источники по избранной нами теме совмещают в себе признаки разных типов. Так, например, в т.н. «Книге мертвых» помимо текстов, позволяющих трактовать образ птицы Бену присутствуют и многочисленные изображения — «виньетки». То же самое сказать можно относительно изображений и надписей на саркофагах, в древнеегипетских храмах и гробницах. Большинство письменных источников можно так или иначе отнести к жанру религиозной литературы. 61 В рамках данной работы мы не рассматриваем вопросы, связанные с происхождением, содержанием и развитием мифа о греческом Фениксе. Эта тема не входит в хронологические и географические рамки работы и требует изучения в отдельном, самостоятельном исследовании. Таким образом, фрагментарный характер источников, совмещение в одном источнике признаков разных типов и видов, принадлежность большинства источников к разряду религиозных свидетельствуют в пользу принятия за основу при их характеристике хронологического принципа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.013 с.) |