Современные концепции тотемизма и культа животных (зоолатрии). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции тотемизма и культа животных (зоолатрии).



В связи с поставленной в работе проблемой культа птицы Бену как отражения некоторых механизмов мифологического мышления древних египтян, выразившихся в сохранении тотемистических кодов и классификаций при описании отдельных составных частей модели мира, а также небывалом значении зоолатрии в религиозных системах Египта, на первый план выходит проблема сущности понятия «тотемизм», в том числе его философско-методологическое обоснование.

Какое же место занимает осмысление тотемистических представлений и культа животных в современных теориях религии и мифологии? Можно выделить два основных направления: для первого характерно признание тотемизма особой формой религии, для второго — непризнание тотемизма как целостной системы, отказ от представлений об универсальности распространения его следов и пережитков.41

Впервые термин «тотемизм» предложил шотландский ученый Мак-Леннон в виде формулы: тотемизм = фетишизм + экзогамия и матрилинейная филиация.42 В недавнем прошлом в советской историографии долгое время господствовала теория, согласно которой

41 Дмитриева Т.Н. Современное состояние проблемы тотемизма // Актуальные проблемы изучения религии и атеизма. Л., 1981. С.65. Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня// Он же. Первобытное мышление. М., 1994. С.46.


тотемизм признавался формой религии раннеродового общества, заключавшейся в вере в кровное родство коллективов людей с определенными видами животных или растений.43 Культ же животных (в частности в древнем Египте) рассматривался как непосредственное продолжение тотемизма, причем утверждалось, что «различия между додинастическим тотемизмом и культом животных в династическом Египте не так уж значительны».44 Началом другого течения послужило опубликованное в 1910 году исследование А. Гольденвейзера, в котором автор оспаривал право наслаивать друг на друга 3 феномена: клановую организацию, приписывание кланам животных и растительных эмблем и веру в родство между кланом и тотемом. 5 Идею о том, что тотемизм — это комплекс разнородных явлений, искусственно объединенных в одно понятие, поддержали представители французского структурализма. Клод Леви-Стросс в своей работе «Тотемизм сегодня» заявил, что в тотемизме смешивают две проблемы: 1) идентификация человеческих существ с растениями или животными, отсылающая к весьма общим взглядам на отношения человека и природы; 2) использование в наименовании групп,

- 46 о

основанных на родстве, животных, растительных или других названии. В исследовании Леви-Стросс исходил из того, что термины животного или растительного мира, из которых чаще всего и строятся тотемические

Дмитриева Т.Н. Современное... С.42. См. определение тотемизма С.А. Токаревым как «форму религии раннеродовых общин, веру в сверхъестественную связь или родство между группами людей и определенными видами материальных предметов, чаще всего животными или растениями» (Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. С.387); А. Ф. Анисимов отмечал: «Центральная идея тотемизма: идея коллективных предков и группового (коллективного) родства людей с животными — тотемами <...>, возникшая исторически как процесс идеологического отражения специфических особенностей раннеродового общества<...>. Центральный запрет тотемизма — запрет брака с лицами одного тотема, указывает на историческую связь тотемизма с экзогамией». (Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии. М.,Л., 1967. С.69) и т.д.

44 См.: Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта: тотемизм и фетишизм // Азия и Африка сегодня.
1976. №5. С.37-60.

45 Леви-Стросс К. Тотемизм...С.40.

46Таи же. С.45. Кроме того сам термин «totem», как убедительно доказал автор, известен нам из языка оджибве, алгонкинского языка из региона к северу от Великих озер Северной Америки. Выражение «ototeman» приблизительно означает «он принадлежит к моей родне» и выражает клановую принадлежность («makwa mindotem» - «медведь — мой клан» и т.д.). Эта система коллективных наименований вовсе не соответствует верованиям оджибве, согласно которым каждый индивид может вступать в связь с животным, которое станет его духом охранителем. Это животное не идентично тотему (Леви-Стросс К. Тотемизм...С.49).


обозначения, «используются не просто потому, что они имеются в наличии, но потому, что они налагают определенный способ мышления».4 Важна мысль Леви-Стросса о том, что структура тотемических идей и верований

играет роль механизма коллективного сознания, т.е. из этого следует, что

тотемизм — это не форма религии, а определенный способ мышления. Исследователь доказал, что важнейшая функция тотемизма заключается в том, чтобы служить орудием классификации природных и социальных объектов. Различия между животными в рамках тотемизма составляют естественную модель для дифференциации и классификации разнообразных явлений. Разновидности животных - это некая природная серия, которая в качестве набора элементов используется для классификации и своеобразного анализа мира социального.50 Тотемизм выступает у К. Леви-Стросса как универсальная система, позволяющая дифференцировать «природный» и «культурный» уровень мировосприятия. В каждом тотемном образе, способе действия важно не уподобление, а «обмен сходствами и различиями между культурой и природой». Так, различение животных посредством пищевых запретов — не что иное, как природная модель различения человеческих групп между собой. За освящаемым различением в потреблении частей тела животных стоит их логическое соответствие стратифицированным группам социума. Наконец, в самом уподоблении племени тотемному животному присутствует различение пищевых и не пищевых частей, которые на природном уровне отличают человека от тотема, а на уровне культуры символически

47 Островский Л.Б. К. Леви-Стросс о тотемизме как факторе своеобразия первобытного мышления // Этнокультурные процессы. Методы исторического и синхронного изучения. М., 1982. С.83. л* Там же. С.89.

49 Определение понятия «тотемизм» мы находим в трудах И.М. Дьяконова, который отмечает, что «тотемизм» — это система верований в родовых и племенных предков, которые могут являться в виде животных и, реже, растений, причем они ощущаются как активно действующие в пользу своих человеческих родичей. Тотемизм отражает мифологическое осмысление условий для поддержания существования человеческого коллектива; это осмысление шло по таким же семантическим рядам, что и в других мифах. Тотемизма как особой идеологии, отличной от общих закономерностей мифологического мышления, не существует. (Дьяконов И.М. Архаические... С.64). Мелетинский Е.М. Мифология и фольклор...С.478.


уподобляют тотему и служат эмблемой.51 Причем «природа» подразумевает все, что может служить обозначениями данного социума и.его проявлениями («неосвоенное»); «культура» - и обусловленные данным социумом предметы, и действия («освоенное»), и вся совокупность социальных связей и отношений. Тотемические коды служат не столько обозначению, сколько переносу отношений с одного семантического уровня на другой. Их медиативное положение как бы задает два логических измерения: по уровню «природы», либо по уровню «культуры». В тотемических обозначениях происходит медиация двух семантически различных уровней «природы» и «культуры».52

В тотемических классификациях и обозначениях находит свое отражение медиативная функция мифа. Некоторые свойства отдельных животных, реальные или мифические делают их чрезвычайно сложными символическими образами, с которыми мифическая мысль производит «логические» операции. К. Леви-Стросс видит в мифе логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий посредством медиации, прогрессивного посредничества. Речь идет не о реальном их разрешении, а о преодолении посредством своеобразного ускользания. Механизм медиации в том, что фундаментальные противоречия жизни и смерти подменяются менее резкой противоположенностью — растительного и животного царства, а она — более узкой оппозицией травоядных и плотоядных. Последняя же оппозиция снимается введением «культурного героя», зооморфного существа, питающегося падалью (ворон, шакал).

Такое понимание тотемизма как универсального способа классификации явлений окружающего мира, медиатора «культурного» и «природного» уровней, логического инструмента разрешения фундаментальных противоречий, наконец, механизма логики «бриколажа» способствовало переводу проблем тотемизма и культа животных на новый

51 Островский А.Б. К. Леви-Стросс...С.90.

52 Там же. С. 90-91.

Мелетинский Е М. Клод Леви-Стросс...С. 170.


уровень. В современной литературе эти понятия рассматриваются в рамках общих проблем функционирования мифологического сознания. Как отмечает В.Н. Топоров, «роль животных и, вообще, анимального в мифологии исключительно велика. Она определяется значением, которое имели животные на ранних стадиях развития человечества, когда они еще не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива - ни в его синхроническом состоянии (включение животных в социальную иерархию), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от животного или от животного предка), ни онтологически (представление о животном как особой ипостаси человека). Животные служат наглядной парадигмой, отношения между элементами которой могли быть использованы как определенная модель жизни человеческого общества и природы в целом».54 Можно выделить несколько аспектов проблем тотемизма в новейших исследованиях. Это и исследование типов и форм животного эпоса55 в работах Е.А. Костюхина, который отмечает, что первобытное искусство несводимо к охотничьей магии, и видит в тотемических мифах древнейшую форму повествования о животных, действие которого относится к давнему прошлому, особому времени, когда жили первопредки. Их мир бесконечных превращений, принципиально неустойчивый, нуждался в классификации, основой которой стали тотемические коды. С забвением же тотемических верований, с полной десакрализацией архаических мифов тотемный предок, а затем и

, 56

зооморфный «культурный герои» превращался в героя животной сказки. Мифологема «тотемного предка» анализируется Н.А. Криничной, которая видит в ней архетип, порожденный первобытным охотничьим сознанием, не выделявшим человека из мира природы, вследствие чего социальные

Топоров В.Н. Животные...С.440.

Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.,1987.

Там же. С.28-43.


категории и отношения отождествлялись с природными, и, наоборот, природные отношения осмыслялись как социальные.57

Проблемы тотемических классификаций, их роли в обряде и ритуале решаются в работах современных историков и археологов. По мнению исследователей, в первобытной обрядности «реализуется применение

«зоологического» кода в качестве средства описания мироздания». Зооморфные образы (звери и птицы) — это наиболее архаичные символы знаковых систем, возникших в контексте магических действий и ритуалов у племен с присваивающей экономикой.60

Проделанный нами анализ современного состояния проблемы
тотемизма и культа животных в отечественной и зарубежной литературе
свидетельствует о существовании множества различных подходов к
решению данной проблемы. Наиболее обоснованным нам представляется
понимание тотемизма в работах К. Леви-Стросса и его последователей.
Подобной трактовки мы и будем придерживаться в наших дальнейших
исследованиях, касающихся египетского материала, и, конкретно, роли
образа птицы Бену в древнеегипетской мифологии.

57 Криничная Н.А. Корреляция архетипов индивида, коллектива и природы в мифологии. Петрозаводск.
1986.С.З-4.

58 См., например: Дэвлет М.А. О космогонических представлениях жителей среднего Енисея.
Изображение на Бейской стеле из Хакасии // Семантика древних образов. М.,1990. С.83-91; Ковалева
В.Т., Арефьев В.А.
О семантике сосудов с рельефными зооморфными изображениями // Вопросы
археологии Урала. Вып. 21. Екатеринбург. 1993. С.115-117; Антонова Е.В. Обряды и верования
первобытных земледельцев Востока. М., 1990.

Дэвлет М.А. О космогонических...С.90. 60 Ковалева В.Т., Арефьев В.А. О семантике...С. 115.


Глава I Источники и историография. §1 Источники.

Древнеегипетская религия и мифология известны нам по целому комплексу источников, представленному памятниками как письменной, так и материальной культуры. Однако, к сожалению, многие мифологические сюжеты дошли до нас фрагментарно, либо в пересказе античных авторов. К их числу принадлежит и древнеегипетский миф о птице Бену. Исследователи нередко отождествляют мифологический образ Бену со знаменитым образом греческого Феникса, ставшим одной из парадигм европейской культуры, символом вечного возрождения. Этому способствуют и многочисленные античные источники, свидетельствующие о египетском происхождении Феникса. Однако не следует полностью переносить представления о Фениксе на образ Бену, занимавший свое особое место в контексте древнеегипетской религии и мифологии, место, вполне определенно трактуемое во многих аутентичных текстах (в семиотическом смысле этого слова).61

Источники по избранной нами теме относятся ко всем периодам египетской истории; среди них присутствуют различные типы исторических источников: письменные памятники, вещественные памятники, данные языка и фольклорной традиции. Следует особо отметить, что многие источники по избранной нами теме совмещают в себе признаки разных типов. Так, например, в т.н. «Книге мертвых» помимо текстов, позволяющих трактовать образ птицы Бену присутствуют и многочисленные изображения — «виньетки». То же самое сказать можно относительно изображений и надписей на саркофагах, в древнеегипетских храмах и гробницах. Большинство письменных источников можно так или иначе отнести к жанру религиозной литературы.

61 В рамках данной работы мы не рассматриваем вопросы, связанные с происхождением, содержанием и развитием мифа о греческом Фениксе. Эта тема не входит в хронологические и географические рамки работы и требует изучения в отдельном, самостоятельном исследовании.


Таким образом, фрагментарный характер источников, совмещение в одном источнике признаков разных типов и видов, принадлежность большинства источников к разряду религиозных свидетельствуют в пользу принятия за основу при их характеристике хронологического принципа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.1.156 (0.017 с.)