Культ цапли в Египте в эпоху Древнего царства. Образ цапли в «Текстах пирамид». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культ цапли в Египте в эпоху Древнего царства. Образ цапли в «Текстах пирамид».



Как мы упоминали выше, одно из центральных положений в системе древнеегипетских религиозно-мифологических представлений занимал культ птиц. Начиная с эпохи додинастического Египта, птицы ассоциировались с верхним миром, являясь солярными, лунарными и астральными символами.

Однако если вести речь о древнейших пластах верований и ритуалов, то необходимо подчеркнуть, что многие представления, связанные со

482 Otto Е. Die beiden...S.83, 85.

.109


значением и функциями различных птиц, являли собой некое нерасчлененное единство, архетипическую сущность, из которой впоследствии выкристаллизовались образы и персонажи, обладающие самостоятельным значением. Р. Антее утверждал, что основные понятия египетской мифологии оформились к 2200 г. до н.э. и последующие изменения представляли собой скорее увеличение числа вариантов и

АЯ.Х

комбинаций, чем изменение этих понятий.

Из культов птиц выделялся культ Хора — древнейшего божества, покровителя царской власти и самого царя, божественного сына Осириса, небесного сокола, воплощенного в солнце, имевшего места почитания по всему Египту (в Буто, Иераконполе, Бехдете, Эдфу и т.д.). Так же очень популярным было почитание бога Тота в облике ибиса. Б.А. Тураев в своем труде, посвященном этому богу, писал: «мы видим <...> Тота и богом луны, и победоносном борцом за покойника против вражьих сил, и помощником его во время загробного путешествия, и противником Сета, и богом книг, и возвратившим Гору его око».484

Наряду с другими культами птиц, начиная с раннединастического периода, можно говорить о существовании в Египте почитания цапли. Позднее культ цапли слился с культом птицы Бен, причем почитание Бену в облике цапли стало очень известным и широко распространилось по всей территории Египта.

Одним из первых свидетельств, подтверждающих почитание цапли, являются изображения на «ливийской палетке» (или палетке «чехену»), датируемой началом правления I династии (илл. 18).486 На стороне А палетки

483 Антее Р. Мифология...С. 64.

484 Тураев Б.А. Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры. Лейпциг. 1898.
С.34.

485 К сожалению, верхняя часть палетки, где обычно размещалось центральное кольцо, не сохранилась, и мы
не можем с уверенностью утверждать, какую сторону называть условным аверсом и условным реверсом.
Т.А. Шеркова считает сторону с изображением обнесенных стенами «городов» реверсом, а сторону, где в
трех горизонтальных регистрах представлены ряды копытных животных, аверсом {Шеркова Т.А. Рождение
Ока Хора...С. 327-328). К. Чиалович придерживается противоположенного мнения (Clalowlcz К.М. Les
palettes...Р. 56). В рамках нашего исследования, мы условно принимаем сторону с изображением «городов»
за сторону А, а противоположенную за сторону Б.

486Этой концепции придерживается К. Чиалович, осветивший в своей монографии основные концепции относительно датировки памятника: одни исследователи, относят палетку ко времени правления царя Скорпиона (К. Зете, В. Кайзер, В. Хельк), другие, например, Э. Баумгартель, полагающие, что «скорпион»


представлено два ряда обнесенных стенами крепостей. Внутри каждой крепости (всего их 7) помещено пиктографическое изображение - символ того или иного административно-территориального образования, либо божества, культ которого почитался в данной местности: сова, цапля, пара борющихся людей, скарабей487 или лягушка488, пара поднятых рук (иероглиф Ка (?)), круглая хижина489, растение (тростник490 (?)). Над каждой крепостью представлено изображение животного, разбивающего (?) ее мотыгой. Среди животных с мотыгами присутствуют соколы, скорпион и лев. На стороне Б палетки в трех регистрах изображено шествие домашних животных: быков, ослов, баранов. В самом нижнем, четвертом регистре, представлена роща и иероглиф Thnw, географическое название Ливии.

Следует отметить, что по поводу интерпретации этих изображений среди исследователей нет единства.491 Основные разногласия вызывает вопрос о том, какие именно исторические события запечатлены на палетке. По мнению Ф. Питри, на ней содержится пиктографическая «запись» о покорении Среднего Египта (сторона А) и походе на Ливию (сторона Б).492 Ф. Питри полагал, что племена завоевателей представлены фигурами соколов,

не является именем собственным правителя, датируют ее началом I династии, временем после правления Нармера {Cialowicz KM. La naissance...P.182). Ю.Я. Перепелкин предполагал, что палетка принадлежала царю т.н. О династии Хору Скорпиону (Перепелкин Ю.Я. Древний Египет...С.306). А.А. Крол, вслед за большинством западных исследователей, также датирует палетку началом правления I династии (Крол А.А. Египет...С.28). В работе T.A. Шерковой «Рождение Ока Хора...» не прослеживается четкой позиции автора по вопросу датировки памятника. Так, Т.А. Шеркова подчеркивает, что данная палетка «стилистически и иконографически» близка «палетке быка», хранящейся в Лувре. Она даже высказывает гипотезу о том, что «оба фрагмента, если и не составляют единого целого, то исключительно сходны по содержанию и в плане временной локализации. Хронологически они близки времени правления Нармера» (Шеркова Т.А. Рождение Ока Хора...С. 329). Однако при описании «палетки быка» автор, полемизируя с У. Дэвисом, относящим означенную палетку к началу I династии, утверждает, что «как и «палетка сражения», «палетка быка» относится ко времени, непосредственно предшествующему (sic!) правлению Хора Скорпиона» (Там Dice. С. 327).

487 Например: Petrie W.M.F. Ceremonial...Р. 14. Подробнее см: Cialowicz KM. Op.cit. Р.180.

488 Baumgartel E.J. The Cultures...P. 103.
ЛЮ Шеркова Т.А. Ук. соч. С. 327.

490 т

Там же. 491К. Чиалович приводит в своем исследовании практически все основные интерпретации представленных на палетке изображений (Cialowicz KM. Op.cit. P. 180-182). В монографии Т.А. Шерковой также приводятся некоторые трактовки данных сюжетов, однако в полном объеме излагается только концепция Ф. Питри (Шеркова Т.А. Ук. соч. С. 328). А.А. Крол рассматривает изображения на «ливийской палетке» в контексте фундаментальной проблемы путей сложения единого государства в древнем Египте и дискуссии между сторонниками тезиса о ненасильственном характере процесса образования единого государства, названных автором «пацифистами» (Б. Триггер, Е. Келлер, Переза Ларгахи), и приверженцами концепции образования государства в результате насильственной ассимиляции одной культурой другой (т.н. милитаристы: В. Кайзер, Т. фон дер Вей, Г. Драер) (Крол А.А. Ук. соч. С.27-31). 492 Petrie W.M.F. Op. cit. P.14-15.

Ill


льва, скорпиона. Среди завоеванных крепостей он выделял крепости Среднего Египта (верхний ряд) и Дельты (нижний). Большинство исследователей сходятся в том, что животные, разрушающие крепости обозначают союзников царя или являются его «символами».494 Как отмечает К. Чиалович, теория, согласно которой эти изображения представляют собой воплощение мощи правителя является наиболее вероятной и предпочтительной.495

Ю.Я. Перепелкин считал, что лев, сокол и скорпион символизировали царя Хора Скорпиона, разорившего крепости Ливии.496 Дж. Вандье полагал, что точная идентификация крепостей не представляется возможной и, основываясь на присутствии иероглифа Thnw на другой стороне палетки, также склонялся к версии похода на Ливию.497 Есть предположение, что на палетке запечатлены события победы царя Скорпиона над Буто. По мнению Э. Хорнунга, каждый из «иероглифов» внутри крепостей (так у Э. Хорнунга, Е.Т.) имеет отношение к Буто и символизирует различные аспекты божественной или царской власти.499 Другие исследователи рассматривают изображения на палетке как свидетельство экспансии на север правителей Иераконполя500 или символическое осмысление событий, имевших место в царствование Нармера.5 1

Однако сторонники концепции ненасильственного характера процесса создания государства считают неправомерным постулат о покорении Дельты правителями Верхнего Египта. По мнению Переза Лагархи, зооморфные боги, представленные на палетке, не разрушают стены крепостей мотыгами,


493 Petrie W.M.F. Ceremonial... Р.14-15.

494 Например: Sethe К. Zur Erklaeung einiger Denkmaler aus der Fruhzeit der agyptischen Kultur. II ZAS 52. 1915.
S. 55-60. VandierJ. Manuel d'Archeologie Egyptienne. Paris. 1952. V.I. P.591-592. Дж. Бэйнс предположил, что
каждое животное выражало определенную характеристику царя, было воплощением его могущества (Baines
J.
Fecundity Figures. Oxford. 2001. P. 42). Б. Кемп назвал этих животных символами монархии (Kemp В.
Ancient Egypt. Anatomy of a Civilization. L., N. Y. 1991. P.50).

495 Cialowlcz K.M. La naissance...P. 182.

497 498

496 Перепелкин Ю.Я. Древний Египет...С.306. По мнению М.Э. Матье, эти животные - символы царя-
победителя и его богов-покровителей {Матье М.Э. Искусство древнего Египта. М., 1961. С. 19).
'"" VandierJ. Op.cit. P.591-592.

Концепция С. Шота. Цит. по: Ciatowicz К.М. Op.cit. Р.181. 499HornungE. Idea...P.148-149.

500 Kemp В. Op.cit. P.50.

501 Cialowlcz K.M. Op.cit. P. 182.



а закладывают их фундаменты.502 Таким образом, меняется сама трактовка изображений - перед нами не завоевание непокорных областей, а мирное основание новых «городов».503 В российской египтологии данная точка зрения нашла отражение в работах Т.А. Шерковой: «...эти образы (соколов, скорпиона, льва. Е.Т.) символизировали царя, и тот факт, что они представлены не с оружием, а с мотыгами, скорее, указывает на созидательное начало, по аналогии с изображением царя Хора Скорпиона на навершии его церемониальной булавы. А если это так, то весь пафос изображения указывает на иное действие, связанное с деятельностью священного царя, освящающего семь храмов с постройками, которые являлись центрами областей, символизированных различными существами и предметами. Начертание слова Ливия — Thnw, дает основание локализовать эти города или храмы, расположенные в Западной Дельте. Представленные на оборотной стороне палетки вереницы домашних животных..., а также ряд оливковых деревьев, могут быть истолкованы как принадлежащие этим городским или храмовым хозяйствам».5 4

На наш взгляд все-таки более обоснованной выглядит позиция приверженцев «завоевательной» теории. Так, А.А. Крол справедливо замечает, что «острия мотыг глубоко проникают в стены городов, что никак не может быть связано со строительными работами».505 Более того, Дж. Бейнс предполагает, что мотыги в руках зооморфных персонажей являются ранней формой написания иероглифа Ы - «срывать, разрушать».50 Известны

следующие варианты написания:

В верхнем ряду, второй справа, внутри крепостной стены изображена цапля — символ покоренной области, который может соответствовать одному

502 Perez Largacha A. The Lybian Palette. A New Interpretation II Varia Aegyptica 1989, 5. P.217-226.

503 NibbiA. The Hoe as the Symbol of Foundation in Some Early Egyptian Reliefs.// GM 29. 1978. P.89-94.

Шеркова Т.А. Рождение Ока Хора...С. 190-191. 505 Крол А.А. У к. соч. С.28. 506BainesJ. Fecundity...Р. 42. 507 Wb. 1.415.


из нескольких известных мест почитания цапли.50* Следует особо подчеркнуть, что вопрос о локализации этого места, равно как и других крепостей, представленных на палетке, весьма спорен. Ниже мы подробнее остановимся на проблеме соотношения культа Бен(у) и культа цапель.

Другое изображение - навершие церемониальной булавы Нармера (илл. 19) найденной in situ в святилище Хора в Иераконполе, на котором представлены торжества праздника Сед, связанного с обновлением силы правителя, его провозглашением в качестве властителя Верхнего и Нижнего Египта. Царь изображен сидящим в нижнеегипетской красной короне на троне, расположенном на возвышении, к которому ведут ступени. Рядом помещены сцены, иллюстрирующие основные церемонии праздника: приношение даров, шествие участников ритуала со штандартами Упуата, Хонсу, двух Хоров и т.д. По мнению исследователей, присутствие штандартов указывает на культовый характер описываемых событий.509

Обращает на себя внимание фигура богини Нехбет (владычицы эль-Каба и покровительницы Верхнего Египта), распростершей крылья над «наосом», в котором восседает фараон в хеб-седном одеянии. Это — изображение храма или святилища, где происходят церемонии, по-видимому, магически подтверждающие власть царя над Верхним Египтом. За царским престолом в двух регистрах представлены слуги фараона. За слугами в ограниченном вертикальными линиями пространстве изображена цапля,510 стоящая на крыше архаического святилища, напоминающего по своей форме стандартное нижнеегипетское святилище pr-nw.5U В данном контексте цапля может рассматриваться как богиня — покровительница Нижнего Египта, замещающая кобру Уаджет в хеб-седных ритуалах. По мнению П. Каплони,

508 Флиндерс Питри полагал, что эта цапля - Бену, и соотносил изображение с самым известными из мест
почитания Бену - Гелиополем: Petrie W.M.F. Ceremonial...Р. 14. Однако подобный вывод не соответствует
реалиям того времени, к которому принадлежит эта палетка, т.к. даже в эпоху Древнего царства, а тем более
в раннединастический период, Бену изображался не только в облике цапли. Подробнее о hw.t-bnw см. с. 166-
169 настоящей работы.

509 КролА.А. Египет...С.85.

510 Первые исследователи этих сюжетов полагали, что на булаве изображен ибис, а святилище посвящено
богуТоту (QuibellJ.E. Hierakonpolis I. L.,1900. P.9).

511 Friedman R. The Ceremonial Centre at Hierakonpolis Locality NK29A II Aspects of Early Egypt. L., 1996. P.
16-35.


перед нами изображение святилища в культовом центре Дельты - Буто, где издавна существовало почитание цапли.512

Сходные представления сохранились на более поздних рельефах времени Сенусерта III из Медамуда, иллюстрирующих кульминационную часть хеб-седного ритуала (илл. 20, 21). Фараон восседает на троне в хеб-седном «наосе», с одной стороны как правитель Верхнего Египта, с другой — как правитель Нижнего Египта. В качестве царя Нижнего Египта он принимает пальмовую ветвь, символ пожелания миллиона лет, от Хора Бехдетского. Подобный же дар царь в головном уборе правителя Верхнего Египта получает из рук Сета (из Омбоса).

В верхнем ярусе композиции, по обе стороны от изображения крылатого солнечного диска с уреями (Хора Бехдетского) размещены боги, представляющие Верхний и Нижний Египет. Верхний Египет символизирован фигурой сокола - Хора из Иераконполя, а Нижний Египет — изображением цапли, сидящей на шесте (илл. 21). Изображение сопровождает надпись - dbr.w.t,514 подчеркивающий причастность цапли к определенной территории. По мнению К. Зете, dbr.w.t это древнейшее название одной их первых древнеегипетских столиц - Пе (Буто), встречающееся уже в «Текстах пирамид» (§734, §1668а, §1993). Так, в §1668а упоминается магическая формула «крепко имя Хора в Джебаут»


(_й^> -irvs о.<а <<//г т dbr.w.r» (в пирамиде Меренра), -^> ^-^ «Яг dbr.w.t» (в пирамиде Пепи II)). Имя Хора Джебаутского встречается также в § 1993с


«Текстов пирамид» (-п^л> Ч q.® «//г is dbr.w.t», пирамида Пепи II). Вариант топонима «Джебаут-Пе» засвидетельствован в §734с: U 6 czlT & - «dbr.w.t

512 Kaplony P. Zu den beiden Harpunzeichen der Narmerpalette II ZAS 1958. Bd.83. P. 76. P. Фридман
придерживается противоположенного мнения: она полагала, что на булаве Нармера (имеется в виду
изображение в целом, а не конкретное святилище, на котором восседает цапля) представлен древнейший
верхнеегипетский церемониальный комплекс, святилище столицы Верхнего Египта — Нехена (Friedman R.
The Ceremonial...Р.34-35).

513 Изображение приводится по изданию: Aegypten. Die Welt...S.452.

514 Wb.V. 567. Лингвистический анализ лексемы dbr.w.t см: Anselin A. Problemes...P.547. На наш взгляд, в
данном случае, возможно, имеется в виду низба, и транслитерация будет: dbr.w.t(j).

515 Цит. по: Gardiner A. Horus...P.31.


Р». Эти данные свидетельствуют о наличие связи культа цапли и культа сокола Хора, которая оказала огромное влияние впоследствии на символику и функции Бену в эпоху Среднего и Нового царства.

Джебаут упоминается также в надписи на Палермском камне -древнейшей египетской летописи. Временем Усеркафа датируется запись о том, что «Царь Верхнего и Нижнего Египта Усеркаф совершил в виде своего памятника для: богов Перджебаут: пашни 54 сечат (и) воздвижение его храмовой часовни в городе Пе Ксоисского нома». Топоним Джебаут (Пер-

Джебаут) выписан с детерминативом цапли

В литературе приводится еще несколько памятников, изображения на которых могут быть интерпретированы как Джебаутская цапля и/или ее святилище. По мнению Т. Вилкинсона, на деревянной табличке царя Аха из

CIO

Абидоса представлено посещение царем святилища dbr.w.t в Буто. Во втором ряду, на крыше святилища изображена цапля, почитавшаяся в данной местности (илл. 22). Те же сюжеты, по мнению некоторых исследователей, присутствуют на костяной табличке-ярлыке из гробницы U-j в Абидосе (илл. 24), датируемой додинастическим периодом, и на аналогичной табличке-

Ел 1

ярлыке из гробницы Аха в Абидосе (илл. 23). Сидящая на фасаде дворца (серехе) цапля является, предположительно, пиктографическим

СТО

изображением топонима «Джебаут». Серех в данном случае обозначает святилище цапли Джебаутской, или царскую резиденцию (дворец). Таким образом, появление «надписи» «Джебаут» на табличке-ярлыке

516По мнению Т. Вилкинсона более корректной является локализация топонима <Jbr.w.t как некоего святилища вблизи или в пределах Буто (Wilkinson Т.А.Н. Early Dynastic Egypt. L., N.Y. 2003. P. 319). Также см: Gauthier H. Dictionnaire des Noms Geographiques Contenus Dans les Textes Hieroglyphiques. T.6. Cairo. IFA0.1929. P.127).

517 Перевод H.C. Петровского {Петровский H.C. Древнейшая...С. 342-343). Иероглифический текст: Urk. 1.
241 (13). Вариант перевода Е.В. Черезова: «Царь Верхнего и Нижнего Египта Усеркаф сделал (пожертвовал)
в качестве его памятника для богов «дома» храма dbr hrwt пахотной земли 54 сечат. Постройка часовни его
(Гора) в Буто в Ксоитском номе» (Черезов Е.В. Древнейшая...С.319).

518 Wilkinson Т.А.Н. Early...Р. 317.

519 Ibidem. Р. 319; AnselinJ. Problemes de lecture et d'ecriture- les noms des polities Nagadeennes.// Egypt at its
Origins. Studies in Memory of Barbara Adams. Proceedings of the International Conference "Origin of the State.
Predynastic and Early Dynastic Egypt", Krakow, 28th - 1st September 2002./ Ed. by S. Hendrickx, R.F. Friedman,
K.M. Ciatowicz, M. Chlodnicki. Leuven. Paris. Dudley. 2004. P.552. Fig.3.

520 Dreyer G. Umm el-Qaab...S. 23-62. Tf.H.j.

521 Petrie W.M.F. Royal Tombs of the Earliest Dynasties. L. 1901. V.II. PI. III.12.

522 Dreyer G. Hartung £/., Hikade Т., Kofiler E.C., Midler V. Pumpenmeier F. Umm el-Qaab...P. 547.


свидетельствует о том, что из этого святилища были поставлены для царя некие продукты. Учитывая упоминающееся в Палермском камне пожертвование царем для святилища Джебаут 54 сечат земли, возможно, они поступили именно из этого хозяйства. Следует отметить, что идентификация птицы, представленной на последних двух памятниках вызывает сомнения. Сходные изображения присутствуют и на других костяных табличках из

со"!

Абидоса (илл. 25), однако трактуются они как изображения Ы (птицы

ябиру (седлоклювый аист) {Ephippirhynchus senegalensis) ^). Пиктографическое же изображение на табличках «переводится» как «душа/бог Элефантины (ЬЗ 3bw)». Т.е. этими табличками маркировались некие товары из святилища в Элефантине для царя.

Итак, на булаве Нармера, на рельефах из Медамуда, табличке Аха и других памятниках перед нами предстает изображение божества города Буто - цапли «Джебаутской». Согласно точке зрения Г. Кееса, цапля на данном изображении являлась воплощением древнейшего бога болот Дельты. Автор считает, что цапля Джебаут входила в цикл мифов об Осирисе и Исиде, где неоднократно упоминается гнездо болотной птицы - убежище в котором Исида скрывалась с Хором от преследований Сета.527 По мнению исследователя, имя этого божества переводится как «Он (тот, кто) из dbr.w.t». Иное объяснение символического значения этой цапли была предложена в свое время Рандалом Кларком. По его мнению, цапля являлась

523 Dreyer G. Hartimg U., Hikade Т., Kohler E.C., Miiller V. Piimpenmeier F. Umm el-Qaab...Abb. 76.52-58,
Abb.82.X.184.

524 Jimenez-Serrano A. Elephants Standing on Hills or the Oldest Name of Elephantine. II Egypt at its Origins.
Studies in Memory of Barbara Adams. Proceedings of the International Conference "Origin of the State. Predynastic
and Early Dynastic Egypt", Krakow, 28th - 1st September 2002./ Ed. by S. Hendrickx, R.F. Friedman, K.M.
Cialowicz, M. Chlodnicki. Leuven. Paris. Dudley. 2004. P.855. Fig.3.

525 Ibidem. P. 855.

526 Этой точки зрения придерживались К. Зете, А. Гардинер (Gardiner A. Horns...Р.31), Г. Keec (Kees Н. Der
GQtterglaubc.S. 50-51). Из современных исследователей так же полагает Т. фон дер Вэй, автор статьи о
Буто в Оксфордской энциклопедии древнего Египта, который даже переводит топоним «Джебаут» как
«цапля»: Von Der Way Т. Buto II Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt. Ed. by D. Redford, N.Y. 2001. Vol. P.
218.

527 Kees H. Op.cit. S.50.

528 Ibidem. Судя по написанию лексемы dbi.w.t(J) затруднительно определить род божественной цапли.


женским дополнением - матерью или кормилицей царственного сокола, одним из воплощений Великой богини матери.529

Буто известен как древнейший религиозный центр и столица Египта, место почитания богини кобры Уаджет, одной из двух великих богинь-покровительниц фараона. Почитавшаяся в джебаутском святилище цапля, благодаря связи святилища и с Хором (о чем свидетельствуют «Тексты пирамид»), становилась тем самым олицетворением идеи царственности, сопричастной царскому культу. Эти соображения позволили Г. Кеесу даже высказать гипотезу о том, что почитавшаяся в Буто цапля оказала влияние на формирование синкретического образа Ра-Хорахти.53

Почитание цапли в Буто засвидетельствовано и в более поздних источниках. Так, на рельефах из Мемфиса (илл. 26), относящихся к Позднему периоду, содержание которых, тем не менее, весьма архаично и представляет собой реминисценцию древнейших представлений, изображен царь в нижнеегипетской красной короне, принимающий участие в ритуальных действах на празднике в Буто. В правом нижнем углу композиции изображен сад при храме с небольшим водоемом (возможно священный пруд). В центре сада на длинном шесте предстает цапля. Над ней сохранилась иероглифическая надпись dbr.w.t, свидетельствующая о месте проведения ритуала, а также помогающая идентифицировать его участников.

Таким образом, данные источников позволяют предположить существование с древнейших времен в Нижнем Египте культа цапли. Изображения на церемониальной булаве Нармера, табличке Аха и других памятниках служат доказательством архаичного характера этого культа, а рельефы Сенусерта III из Медамуда и другие свидетельства, говорят в пользу локализации этого культа в Буто (Джебаут).

Гипотеза о почитание цапли в Буто (храм, святилище) позволяет расширить трактовку локализации области, символизированной изображением цапли на «Ливийской палетке». Наряду с общепринятым

529 Clark R.T. The Origin...Р.7. 530Kees H. DerG6tterglaube...S.50-51. 53lKaiser W. Diedekorierte...S. 146-147,152.


вариантом, что это одна из северных верхнеегипетских областей, возможна трактовка этого изображения как «эмблемы» области Дельты (Буто (Джебаут)). Однако вполне вероятно и наличие со времен архаики нескольких центров почитания цапли: Буто в Нижнем Египте и hw.t-bnw в Верхнем Египте.

О существовании культа цапли в Верхнем Египте уже в эпоху Древнего царства свидетельствует найденная в 1901 году близ Ком-эль-Ахмара (Савариса) стела, с надписью следующего содержания: «достойнейший (гшаху) перед Анубисом, господином «Дома Цапли».534 Эта небольшая надпись ставит много вопросов. Прежде всего, это касается перевода собственно названия местности. В иероглифическом тексте обращает на себя внимание способ написания топонима: внутри иероглифа, обозначающего

храм ш - hw.t помещено пиктографическое изображение цапли -Д без фонетического пояснения. Большинство исследователей отожествляют «Дом (hw.t) цапли» с известным по многочисленным источникам hw.t-bnw, локализуя ее либо на месте современной Шаруны, в 5 километрах от Ком-

гіг

эль-Ахмара (hw.t-nsw.t, Саварис), либо к югу от Хардаи (Синополь), между Хардаи и hw.t-nsw.t.536 Действительно, hw.t-bnw считался местом почитания цапли - Бену. Однако вопрос заключается в том, с какого времени божество Бену стало выписываться с детерминативом цапли. Недостаток письменных источников не позволяет сделать определенных выводов.

Нам удалось найти одно свидетельство эпохи Древнего царства (VI династия) - т.н. список заупокойных владений из гробницы Меху, в котором

имя bnw выписано иероглифически полностью: Л, то есть имя Бену

сопровождает детерминатив цапли . Таким образом, эти данные

532 О возможности подобного предположения свидетельствует и то, что среди завоеванных «крепостей»
также представлены номы Дельты.

533 Gardiner A. Ancient...Vol. II. Р.108; Vandier J. Le papyrus...P.40 и т.д.

>5ІІЬЙ

jmiljw hr Inpw nb hw.t-bnw (?)

57,5~GomaaF. hw.t-bnw IIЫА. Wiesbaden. 1980. Bd. III. S.88; Gardiner A. Op.cit. P. 108.

536 Vandier J. Op. cit. P.40-41.

537 Zivie A.-P. Hermopolis...P.39.


указывают на наличие почитания Бену в Дельте уже в эпоху Древнего царства в местности bnw, бывшей в то время, скорее всего, столицей XIV нома Нижнего Египта. Таким образом, мы можем также предположить, что на «ливийской палетке» могло быть изображено место почитания Бену в Дельте — Бену (bnw).

Между тем, известно, что в «Текстах пирамид» (§1652 а-с) «Бен(у)» (Ьп) называлась не цапля, как это стало принятым в более позднее время, а маленькая птица (зуек), гелиопольское божество.

В этой связи, перевод наименования храма цапли периода Древнего царства в надписи из Ком эль-Ахмара как храм Бену (hw.t - bnw) весьма проблематичен, если учесть к тому же и тот факт, что в «Текстах пирамид» с детерминативом цапли выписывалось несколько божеств. Возможно также одновременное существование представлений о божестве Бену (Бен), имевшему облик и зуйка, и цапли. В этом случае не лишенными оснований представляется как гипотеза о hw.t-bnw как одном из древнейших мест почитания цапли в Верхнем Египте, так и предположение о bnw, месте почитания божественной цапли в Дельте.

Обращает на себя внимание тот факт, что в надписи из Ком-эль-Ахмара Анубис назван «господином hw.t-bnw», что позволяет предположить наличие некой связи между этими божествами, уходящей корнями в известные еще с додинастического времени мифологические сюжеты, иллюстрирующие параллели между шакалоголовыми божествами и птицами на церемониальных палетках. Несмотря на то, что этот вопрос требует дополнительного изучения, так или иначе, есть основания утверждать, что цапля, также как и шакал, была связана с представлениями о загробном мире и с концепцией посмертного существования умершего.

Можно предположить наличие нескольких видов цапель, обитающих в Египте и ставших предметом почитания: Ardea Purpurea — рыжая цапля (илл. 28b), Ardea Cinerea — серая цапля (илл. 21), Egretta Alba — большая белая

538 Zivie А.-Р. Hermopolis...P.39. Подробнее см с. 142 настоящей работы.

539 Подробнее об этом см. далее.


цапля (илл. 28 d), Egretta garzetta — малая белая цапля (илл. 28 с) и Bubulcus ibis — египетская цапля (илл. 28 а). Рыжая цапля (Ardea Purpurea) относится к числу сезонных обитателей Дельты и Долины Нила и прилетает в Египет на зимовье.5 «В окраске ее оперенья преобладают темно-рыжие тона, у взрослых особей спина серая, молодые — рыжие со светлым исподом». Достигает размера около 85 см.542 Серая цапля {Ardea Cinerea) относится к числу самых распространенных видов цапель в Египте. Гнездится в Дельте и на побережье Красного моря, прилетает на зимовье в Дельту и Долину, на побережье Красного моря, а также в оазисы Дахла, Харга и Сива543. «В природе серая цапля обитает в местах с обилием воды, достигая величиной небольшого аиста. Спинная сторона у нее серая, белая шея спереди словно забрызгана продольно вытянутыми черными пятнами. Над глазами по направлению к затылку проходит широкая черная полоса. Старые птицы на затылке имеют короткий хохол»544. Размер серой цапли около 90 см545. Большая белая цапля {Egretta Alba или Casmerodius albus). Этот вид, также как и рыжая цапля, относится к исключительно перелетным птицам. Зимой прилетает в Дельту, Фаюмский оазис, на побережье Красного моря.546 Это самая большая цапля (около 100 см). Ее ослепительно-белое оперенье издалека бросается в глаза, особенно белые перья, украшающие спину и достигающие длины 50 см. Клюв весной черный, зимой желтый, ноги круглый год черные.547 Белоснежная малая белая цапля {Egretta garzetta) небольшого размера (56 см).548 Некоторое количество цапель гнездится в Долине Нила, однако в основном это перелетная птица, встречающаяся повсеместно в Египте в период миграций.549 Ряд черт ее оперенья роднят малую белую цаплю с серой цаплей: «в брачном наряде у взрослых птиц

Houlihan P. Goodman S.M. The Birds...Р.13.

ГанзакЯ. Иллюстрированная...С. 58.

542 Porter R. Cottridge D. A Photographic Guide to Birds of Egypt and the Middle East. Cairo.2007. P.23.

543 Houlihan P. Goodman S.M. Op.cit. P. 13.

544 ГанзакЯ. Ук.соч. C.55.

545 Porter R. Cottridge D. Op.cit. P.23.

545 Houlihan P. Goodman S.M. Op.cit. P. 16.

547 ГанзакЯ. У к. соч. С.66.

548 Porter R. Cottridge D. A Photographic...P. 22.
Ibidem.


имеются длинный хохол на затылке и удлиненные перья на лопатках и груди. Рассученные белые украшающие перья на плечах (так называемые эгретки) достигают иногда длины в 25 см».550 Наконец, египетская цапля (Bubulcus ibis) (50 см) обитает в Египте - в Долине и Дельте Нила.551 «В брачном наряде имеет рыжий хохол на голове, спина и зоб в это время бывают вино-охристого цвета».552

Идентификация видов цапель на рассмотренных выше изображениях представляет определенные сложности т.к. практически все они относятся к числу рельефных изображений, не раскрашенных, что не позволяет судить об оперении птицы. Исходя из очертания фигур цапель, можно.предположить, что, например, на «палетке ливийской дани» была изображена цапля, принадлежащая к одному из четырех видов: серая цапля, рыжая, малая белая или египетская, поскольку именно представители этих видов в разные периоды своей жизни обладали длинным хохолком на затылке. Цапля на булаве Нармера могла принадлежать к любому из пяти видов, встречающихся в Египте. Отсутствие у нее хохолка ни о чем не свидетельствует: это могла быть большая белая цапля, малая белая, молодая серая или рыжая цапля или же египетская цапля не в брачном наряде. То же самое можно утверждать и относительно фигуры Джебаутской цапли на всех вышеперечисленных памятниках.

Представление о цаплях как могущественных божествах, способных помочь умершему царю справиться с препятствиями, стоящими перед ним в «ином» мире и достичь неба, дабы приобщиться к сонму небесных богов, нашли отражение в «Текстах пирамид». Данный источник содержит сведения о существовании ряда божеств, имеющих облик цапли.

1. Цапля -rhrw

В целом ряде изречений «Текстов пирамид» встречаются упоминания о божестве, детерминативом к имени которого является цапля. В Большом

ГанзакЯ. Иллюстрированная...С.64.

1 Porter R. Cottridge D. A Photographic...Р.21.

2 Ганзак Я. Ук.соч. С.67.


берлинском словаре приводится несколько вариантов написания имени этого

божества - Vw --"? ^ "5^(1 & ^;? 4* & >).553

К. Зете полагал, что имя этой цапли происходит от слова «rhc» -«корабельная мачта» - и может быть переведено как «птица (сидящая) на мачте», что, возможно, связано с повадками этой цапли и относится к области морских суеверий.554

Обратимся к этимологии слова. Начиная с эпохи Древнего царства слова с основой rhr обладали следующим комплексом значений:

і) 4>&0 «rhr - «время жизни» (Древнее царство).

Изречения, в которых употребляется слово «rhrwy> содержали пожелания фараону долгих лет здравия и бесконечности земного и небесного существования; например: «Да будет время жизни Унаса этого вечно, его пределы бесконечны».556

2) т Л «гг» - «вставать, подниматься» (Древнее царство, в том числе о

л 557

солнце);

3) """^YJrin «rhr - «название божественной цапли»(Древнее
царство).558

4) *-¥> ~~~" N ^~ «ГА7» — «мачта корабля».



Позднее круг значений расширился, и появились следующие:

і 1>Г ^^ 560

1) т р і і і «7zr» - «вид лодки» (с Нового царства).

М.—о

2) Y Р ^54 «r/zr» - «часть тела, затылок, ближе к спине» (Новое царство)


3) —"V*^ Й1 «r/ir.w» - «божественный помощник» (с Нового царства).

553 Wb. I. 222.

554 Цит. по: ClarkR.T. The Origin...Р.9.

555 Wb. I. 222.
556«Тексты пирами д» § 412a. Приведем полностью иероглифический вариант изречения:


557 •-* >.___ і 7-.____»■ _ r __________ г> ло

' Gardiner A. Egyptian Grammar...P.48.

558 Wb. I. 222.

559 HannigR. Die Sprache...S.154.

560 Wb. I. 222.

561 Ibidem.

562 Ibidem.


(rhcpj n Wnjs nhh dr=fpj d.t).



Итак, первоначальный круг значений имени цапли-гг>у включал представления о жизненном пути, жизненной силе, продолжительности земного существования. Тот факт, что одно из значений - «восхождение, подъем», причем употребляется оно применительно к солнцу, позволяет предположить наличие на ментальном уровне связи между представлениями о жизненном пути человека, времени жизни, и пути (движении) солнца по небосклону. Возможно, этот путь и символизировала цапля «rhrw». В дальнейшем, представление о солнце, как лодке, плывущей по небу и восходящей на горизонте, привели, по-видимому, к появлению наименования лодки — «гг». Сопоставление элементов вселенной, различных частей космоса с частями человеческого тела (анатомическая классификация вселенной) породило наименование затылка «chc и т.д.

Итак, комплекс значений имени u,amm-rhrw можно свести к следующим: 1) птица жизни, возможно символ жизненного пути человека, 2) поднимающаяся, встающая подобно солнцу. Цапля «rhr упоминается в «Текстах пирамид» в нескольких изречениях — (ТП 1560а, 1225а, 891в): §891в: «Вознесся этот Пепи на небо в образе цапли «rhrw». § 1560а: «О, вознесся он на небо в виде цапли- chcw».

Фараон, принимая облик птицы rhrw получает возможность достичь неба и стать богом, присоединившись к сонму великих египетских богов. Интересен также фрагмент 1225а-Ь: «взлетает Пепи на небо подобно цапле-


 

Сьъ

'hcw; летаешь ты как цапля - «отец детей»». В приведенном изречение

г/ г *-» 564

цапля — «rhc получает эпитет «отец детей», что, вероятно, символизировало роль этой птицы как покровителя умершего царя. Также

563В связи с нали чием в литературе множества различных трактовок приведем полностью иероглифическую

jt-lfi). К. Зете полагал, что і 1 о <</#» - полное множественное число слова • I — «тростник». (Sethe К. Ubersetzung....Bd.V. S.125). Более соответствует контексту перевод Р. Фолкнерами» как искаженного глагола <</>/» - «летать» {Faulkner R. О. The Ancient Egyptian...P. 195).

564Словосочетание jt~lr~l, по-видимому, может иметь несколько трактовок. Так, Рандл Кларк переводит его как «отец приветствий (провозглашений)» ^father of acclaims").^ Clark R.T. The Origin...P.2.) В работе мы придерживаемся точки зрения К.Зете, нашедшей отражение, в том числе, и в «Большом берлинском словаре» египетского языка: Wb. ]. 142.


эпитет «отец детей» может означать благую, плодоносящую силу солнца, с которым птица ассоциируется в ряде значений своего имени. 2. Цапля -nwr.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.152 с.)