Представления о Бену (Бен) в эпоху Древнего царства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления о Бену (Бен) в эпоху Древнего царства



Эпоху Древнего царства можно без преувеличения назвать временем небывалого расцвета древнеегипетской цивилизации, периодом, когда были заложены принципы государственного и религиозного уклада. После объединения Верхнего и Нижнего Египта на рубеже IV - III тысячелетия до н.э. в стране устанавливается сильное централизованное государство, происходит унификация религиозных доктрин, выделяется несколько крупных храмовых центров, в том числе и Гелиополь.

Среди множества богов и божественных персонажей, почитавшихся в Гелиополе, первостепенное значение имели культы Атума и Ра. Как полагал Р. Антее, солнечный диск Ра как божество почитался уже царями II династии.591 В эпоху же «Текстов пирамид» наметилась тенденция к слиянию его с местным гелиопольским богом Атумом, предположительно имевшим изначально хтонический характер,592 и формированию единого всемогущего божества Ра-Атума.

Об архаическом характере системы гелиопольских религиозно-мифологических представлений свидетельствует то место, которое занимала в ней зоолатрия. К наиболее почитаемым животным относились бык Мневис, солнечный скарабей Хепри и птица, известная в более поздней традиции как Бену.593

Первое свидетельство существования в Гелиополе почитания божества Бен сохранилось в т.н. космогоническом изречении «Текстов пирамид» — § 1652 а-с. В эпоху Древнего царства гелиопольское божество Бен,

591 Антее Р. Мифология...С. 79.

592 Коростовцев М.А. Религия...С.62-64.

593 Для эпохи Древнего царства текстуально зафиксировано несколько иное написание и, вероятно,
произношение имени Бену- Бен.


изображалось в облике небольшой птички,594 предположительно трясогузки или зуйка, что подтверждается также рельефами из солнечного храма фараона Ниусерра в Абу-Гуробе (илл. 31).

Поскольку среди исследователей нет единого мнения относительно идентификации вида этой птицы, сравним известные нам ее изображения с описанием трясогузки (илл. 33) или зуйка (илл. 34) орнитологами, а также с фотографиями этих птиц. Чаще всего в литературе упоминается два вида трясогузок, встречающихся в Египте - желтая трясогузка {motalica flava) (илл. 33 а) и белая трясогузка {motalica alba) (илл. 33 b).5 Среди представителей вида желтых трясогузок (16, 5 см) есть как птицы, гнездящиеся в Египте (Дельта и Долина), так и перелетные, встречающиеся здесь только на миграциях.596 Окраска головы варьируется, на основании чего выделяют несколько подвидов. «В общем можно сказать, что оперенье головы может быть всех оттенков от серого до черного». «Весь низ, включая подбородок, желтый, верх оливково-зеленый».597 Белая трясогузка (17, 5 см), сравнительно более крупная, чем желтая, относится к числу перелетных птиц.5 «Ее окраска — сочетание белого, черного и серого цветов»5. Из десяти известных в Египте видов зуйков600, на наш взгляд, птице, изображенной на рельефе более всего соответствуют два — малый зуек (Charadrius dibius) (илл. 34 а) и зуек Киттлитца {Charadrius pecuaris) (илл. 34 b). «Малый зуек601 достигает 15 см в длину, окрашен в черный, бурый и белый цвет, населяет каменистые и песчаные берега рек и озер». Несмотря

К. Зете, Г. Кеес, Р. Кларк полагали, что это трясогузка - цит по: Kees Н. Der GottergIaube...S.52; Walla М. Der Vogel...S. 3. Того же мнения придерживается Х.-Г. Бартель {Bartel H.-G. «Ich bin...».S. 42-43). По мнению W. Wreszinski, облик этой птицы более напоминает чибиса шпорцевого (Hoplopterus spinosus), относящегося к виду ржанковых (зуйки), отряда ржанкообразных (Charadiformes): Wreszinski W. Atlas... Teil III. S. 122.

595 См., например, Kees H. Op. cit. S.52; Clark R.T. The Origin...P. 16, 18; Bartel H.-G. Op.cit. S.42. 59 Porter R. Cottridge D. A Photographic...P.95. Относится к отряду воробьиных (Passeriformes), семейству трясогузковых (Motacillidae).

597 ГаизакЯ. Иллюстрированная...С. 502-503.

598 Porter R. Cottridge D. Op.cit. P.96.

599 ГшізакЯ. Ук. соч. С. 504.

600 См. подоробнее: Porter R. Cottridge D. Op.cit. P. 50-56. Предложенный W. Wreszinski вариант Hoplopterus
spinosus
не соответствует облику птицы, изображенной на рельефах, прежде всего своими размерами — это
сравнительно большая птица (26 см),а также контуром головы и туловища (см. фото: Ibidem. Р. 55).
601Малый зуек (Charadrius dibius) принадлежит к виду ржанковых, подотряду куликов, отряда
ржанкообразных (Charadiformes).

602 ГанзакЯ. У к. соч. С.254.


на то, что в большинстве своем этот вид относится к перелетным птицам, зимуя в Дельте, Долине, Фаюме и на побережье Красного моря, некоторые подвиды гнездятся и в самом Египте - в Дельте и в Фаюмском оазисе. Более миниатюрный зуек Киттлитца {Charadrius pecuaris) (13 см) гнездится в Дельте Нила и в районе Суэца.604

На наш взгляд, внешний облик птицы на рельефах: небольшой размер, более закругленная форма головы, вытянутый тонкий клюв, долговязые ноги с почти неоперенными голенями, значительно более длинные, чем у трясогузки, длинные заостренные крылья, более тонкая и вытянутая по сравнению с трясогузкой шея, отсутствие длинного хвоста и т.д., позволяет все же высказать гипотезу, что под именем Бену подразумевался зуек, а не трясогузка605 (илл. 35).

Из «Текстов пирамид» следует, что Бену был связан с богом-демиургом Атумом в его творческом, созидающем аспекте.606 На лингвистическом уровне Бену оказывается связанным с древнейшим гелиопольским фетишем - камнем Бенбен, своей формой напоминавшем маленькую пирамиду. По предположению современных исследователей, этот камень, вероятно, некогда был помещен в святилище в Гелиополе.607 Его почитание связывается с сохранившимися и в историческое время в древнеегипетской религии чертами фетишизма,608 т.е., в данном случае, культа камней. Б. Кемп приводит в своем исследовании гипотетическое изображение камня бенбен, предложенное им на основе анализа позднейших изобразительных материалов (илл. 36).609 Согласно гипотезе автора, в дальнейшем в изобразительной традиции было принято два основных способа передачи

603 Houlihan P. Goodman S.M. The Birds...P. 47.

604 Porter R. CottridgeD. A Photographic..P.53.

Ср. также изображение зуйка на рельефах Ниусерра и зуйка на росписях гробницы Бакет III (№ 15) из Бени-Хасана: Houlihan P. Goodman S.M. Op. cit. P.93. Fig.131.

606 Подробнее о «космогоническом» изречении «Текстов пирамид» см. главу IV § 7, посвященный
космогоническому аспекту образа Бенух. 203-209.

607 Kemp В. J. Ancient Egypt...Р.85.

б08Фетишизм (от франц.: fetishe - идол, талисман). Термин введенный впервые в XVIII в. голландским путешественником В. Босманом.

609 Kemp В. J. Op.cit. Fig. 30. P. 87. В приведенной автором таблице предложена схема эволюции изобразительной традиции этого древнейшего фетиша в эпохи Древнего и Нового царства.


символа бенбен: в виде остроугольного камня (обелиска) или в виде аналогичного памятника закругленной формы.610

Его прямым продолжением были знаменитые гелиопольские обелиски, связанные с обожествлением солнца. Семантически Бенбен тождественен бенбенету (пирамидону) (bnbn.t),6U который имел форму маленькой пирамиды и, предположительно, увенчивал огромные пирамиды в эпоху Древнего царства. Показательно, что на пирамидоне (бенбенете) Аменемхета III (JE 35122) изображен солнечный диск с крылатыми лучами, свидетельствующий о солнечной природе фетиша. По предположениям некоторых исследователей, семантическое тождество пирамиды и солнечного луча имеет своим аналогом часто наблюдаемое природное явление. При восходе или заходе солнца над линией горизонта наблюдается так называемый зодиакальный свет, который образует световой

/Г 1 -7

треугольник. Бенбен в мифологической традиции мыслился как первобытный холм, место наивысшей сакральности пространства, вариант мировой горы, ибо на нем Атум приступил к созданию всего тварного мира. Основной «функцией» «мирового холма» было маркирование середины, макрокосма, axis mundi, которую нередко воспроизводили середины микрокосмов разных уровней.614

Как полагает Г. Франкфорт, в ритуальном плане это выражалось в сравнении храмов с первобытным холмом, придание царской усыпальнице, пирамиде, формы холма.615 Не случайно Бенбен высился в центре храмовых комплексов эпохи Древнего царства, расположенных на краю пустыни и посвященных солнечному богу Ра-Атуму,616 наиболее известным из которых было святилище фараона Ниусерра в Абусире (Абу-Гуроб). Рельефные

610 Kemp В. J. Ancient Egypt...Р. 87.

61 Х Л Л ° А - bnbn.t; Л Ж /\ _ ЬпЪп: (Wb. I. 459).

612 См., например: Les Tresors du Musee Egyptien./Ed. par Tiradrhti F. Vercelli.1998. P. 98-99.

613 См. подробнее: Clagett M. Ancient Egyptian Science. Part I. Philadelphia. 1992. P. 286-287; Целлар К.
Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов. М.,1990. С.92.

61 См. например: Вайнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986. С.62.

615 Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Унисон Дэн:. Б. В преддверии философии. Духовные искания древнего
человека. М.,1984. С.46.

616 Дж. Бэйнс считал, что фетиш бенбен еще задолго до всеобщего распространения солнечного культа Ра
был связан с культом гелиопольского бога-демиурга Атума в его сексуальном, фертильном аспекте (Baines
J.
Bnbn: Mythological and Linguistic Notes// Orientalia 39. 1970. P. 391).


изображения, а также ряд надписей, покрывающих его стены, позволяют высказать ряд предположений относительно семантики имени Бену в эпоху Древнего царства. Данные предположения являются лишь гипотезой и могут служить одним из объяснений появления птицы Бену в качестве демиурга в знаменитом изречении 1652 «Текстов пирамид».

На одном из рельефов «комнаты времен года» абусирского святилища, где, по меткому выражению Т.Н. Савельевой, представлены своеобразные египетские «георгики», воспевающие годовой цикл явлений природы и связанных с ними сельскохозяйственных работ618, (илл. 31) изображено святилище крокодила, по всей вероятности, воплощения бога Себека.619 Оно располагалось на небольшой территории суши (остров?), окруженной водой. В правом нижнем углу композиции рядом со знаком святилища Дельты (pr nw) изображен крокодил. Согласно предположениям исследователей, перед нами святилище крокодила, располагавшееся вблизи современного города Фаюма. Над изображением почитаемого крокодила

помещен топоним bn.t (/) -J^ с t^1 (илл. 31 b), привлекающий к себе внимание как наличием общей с именем птицы Бену основы *bn, так и тем, что в этом слове использован тот же иероглиф птицы, который употреблялся в «Текстах пирамид». И, если первые исследователи, опубликовавшие

памятник сомневались в точном истолковании смысла этого термина, то благодаря дальнейшим работам, в частности, статьям Э. Эделя стало очевидным, что перед нами название реальной местности в Фаюмском оазисе. В словаре Р. Ханнига данный топоним также интерпретируется как

617 Т.Н. Савельева предлагает именно такой перевод на русский язык этого названия {Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М. 1971. С. 16). В работе Я. Ассмана («Египет. Теология и благочестие ранней цивилизащіи» (перевод Т. Баскаковой)) предлагается вариант названия как «Палаты мира» (С. 93 и др.). 6,8 Савельева Т.Н. Ук. соч. С. 16.

619 Wreszinski W. Atlas...ТеіІ.ЛІІ. Tf.60.

620 BrovarskiE, Sobek//LdA. Wiesbaden. 1985. S.996; VandierJ. Manuel d'Archeologie Egyptienne. Paris. 1952.
V. II. P. 564; Edel E. Zu den Inschriften auf dem Sonnenheiligtum des Niuserre II.// NAWG 1963.4-5. S. 143.

621 Wreszinski W. Op. cit. S.122.

622 Edel E. Op.cit. S. 143.


местность в Фаюме, неподалеку от одного из ответвлений канала Иосифа (Бахр-Юсеф).623

Обратимся к другим изображениям «комнаты времен года». Среди прочих сюжетов, иллюстрирующих «события» сезона «перет» сохранилась любопытная сценка окота небольшого дикого животного gsfnw625 ихневмона (?) (илл. 32).626 Изображение сопровождает подпись - слово bnw.t, которое выписано также с использованием иероглифа птицы bn(w) (илл. 32 Ь). Согласно «Большому Берлинскому словарю» это слово обозначает состояние животного готового к спариванию, т.е. принадлежит к тому же семантическому полю понятий «плодородие», «рождение», к которому относится и имя гелиопольской птицы зуйка из космогонического изречения «Текстов пирамид».

Интересно отметить, что во втором регистре того же рельефа представлены три прирученных пеликана и жрецы hm-ntr, руки которых возложены на спины священных птиц, " По мнению Р. Кларка, культ пеликана, нильского божества и символа плодородия и богатства, имеет прямое отношение к культу Бену в эпоху Древнего царства.629

Итак, на основании имеющихся у нас сведений мы можем предположить, что птица Бен была тотемом и почиталась в Гелиополе наравне с фетишем Бенбен. К сожалению, недостаток источников не позволяет нам с определенностью сделать вывод о том, являлась ли птица Бену изначально гелиопольским божеством, или же ее культ был перенесен в город солнца из другой местности еще в додинастическое время. В любом случае, как отмечает А.С. Четверухин: «Несомненно, что у каждого племени была своя религиозная концепция, своя мифология, пусть даже во многом

623 HannigR. Die Sprache...S.1330.

624 Середина ноября-середина марта. Букв, «появление», «выхождение» {Allen J. P. Middle Egyptian...Р. 103).

625 Породу животного невозможно определить с точностью. «Большой берлинский словарь» предлагает
перевод: «небольшое дикое животное» (Wb. V. 206).

626 Wreszinski W. Atlas...TciL.III. Tf. 84. S.174 - 175.

627 Т.е. течки. Подразумеваются «животные во время течки, которые принюхиваются друг к другу перед
спариванием» (Wb. I. 459). В словаре Р. Ханнига дается перевод bnw.t как «течка» {Hannig R. Die
Sprache...S.253).

628 Wreszinski IV. Op. cit. Tf. 84. S.175.

629 Clark R.T. The Origin...P.27-28.
™ Ibidem. P. 17.


сходная с той, что бытовала в соседнем родственном племени. В соответствии с этим и верховный бог был свой собственный. И наверняка имелись свои представления о космогонии, о теогонии и о божественной иерархии. И состав этой иерархии также был свой, хотя в той или иной мере мог быть сходным с тем, что бытовал у соседей. Слияние племен, либо, наоборот, их разделение вносили свои коррективы и в системы религиозных представлений».

По крайней мере, нам известно, что в Фаюме существовало в эпоху Древнего царства святилище крокодила, носившее название, созвучное с именем гелиопольского божества Бену. С определенностью можно утверждать лишь то, что в период создания космогонического изречения «Текстов пирамид»632 божество в облике птицы зуйка Бен(у), имело в Гелиополе свое место культа (hw.t-bn), по-видимому, связанное с храмом фетиша Бенбен {hw.t -bnbri). 633

Уместно привести слова Е.М. Мелетинского, полагавшего, что представления о первопредках, культурных героях и демиургах были тесно переплетены, порой тождественны в первобытном фольклоре. Образ тотемного предка, равно как и тотема, порожден первобытным сознанием, не выделявшим человека из мира природы, вследствие чего социальные категории и отношения отождествлялись с природными, природные же осмыслялись как социальные.635 Так, маленькая птица зуек, возможно, гнездившаяся в Фаюме, обитавшая в камышистой песчаной местности, поблизости от рек и прудов, возможно, благодаря своей связи с почитаемым камнем (Бенбеном), либо с водной стихией, принадлежа к одному семантическому полю значений с понятием «плодородие», вошла в число тотемических первопредков древнейшего социального коллектива, жившего на территории исторического Гелиополя.

631Четверухин А.С. Проблемы...С.369.

632 Р. Кларк относит его появление как минимум ко времени III династии: Clark R.T. The Origin...P.16., хотя

это не является полностью доказанным.

«flriJLJL^Wb. 1.459).

634 Мелетинский Е.М. Первобытные истоки...С.173.

635 Криничная Н.А. Корреляция... С.3-4.


В образах первопредков персонифицировались определенные силы природы и в этом качестве они выступали как сугубо мифологические персонажи, создающие природные объекты или управляющие природными явлениями.636 Образ же культурного героя - центрального персонажа первобытной мифологии и фольклора - может эволюционировать и к богу-творцу, и к эпическому герою. В случае с птицей Бену развитие мифологических представлений шло, предположительно, по линии превращения ее в солнечного бога-творца.

Таким образом, уже в эпоху Древнего царства в Гелиополе существовал культ птицы Бен, изображения которой позволяют идентифицировать ее с зуйком, возможно, обитавшим исконно в Фаюмском оазисе. Божество Бен было связано с богом-демиургом Атумом, являясь одним из его воплощений.

Недостаток источников не позволяет нам судить насколько культ Бен был связан с культом цапель именно в эпоху Древнего царства. Тем не менее, на наш взгляд, правомерной будет постановка следующих вопросов: 1. Существовали ли эти культы параллельно, или они сменяли друг друга? 2. Действительно ли мы можем говорить о наличие в это время почитания Бену в облике цапли? 3. Возможно ли ставить знак равенства между именами Бену и Бен? 4. Были ли зуек и цапля воплощениями одного и того же божества или это разные боги, объединенные позднее благодаря сходству связанных с ними представлений?

Как правило, во всех работах, посвященных культу птицы Бену утверждается, что в эпоху Древнего царства имя Бену выписывается с детерминативом маленькой птицы, скорее всего трясогузки, а не цапли, как в более позднее время.638 Некоторые исследователи отмечают наличие почитания цапель в эпоху Древнего царства,639 однако рассматриваются эти культы исключительно как прообразы цапли Бену. Так, любопытна гипотеза

636 Криничная Н.А. Корреляция...С.22.

637 Мепетинстй Е.М. Первобытные истоки...С.175.

638 См. например: Clark R.T. The Origin...P. 16, 18; Kees H. Der Gotterglaube...S.52; Walla M Der Vogel...S. 3.
BartelH.-G. «Ich bin»... S.42.

639Clark R.T. Op. cit. P. 4-10, SpiegelJ. Das Werden der altagyptischen Hochkultur. Agyptische Geistesgeschichte im 3. Jahrtausend vor Chr., Heidelberg. 1953. S.214.


Шпигеля относительно связи культа цапли Джебаутской с культом Бену. Основываясь на внешнем сходстве цапли Бену и местного бога города Буто, исследователь предположил, что культ этого божества, почитавшегося в нем в качестве бога творца640, с упадком значения Буто и перемещением столицы в Гелиополь был заимствован местными теологами. В Гелиополе же цапля Джебаутская приобрела новое имя Бену, что значит - «der Aufsteigende» («поднявшийся») или «der sich Manifestierende» («сам себя проявивший») 41.

Как полагает Х.-Г. Бартель, почитание гелиопольского божества-трясогузки Бену прекратилось в конце Древнего царства в связи с тем, что в результате общего смягчения климата в местах обитания птицы изменился маршрут миграций птиц, трясогузки перестали прилетать в Египет, и был избран новый объект культа - цапля.642 Подобная гипотеза вызывает возражения. Во-первых, нам известно, что некоторые подвиды трясогузок гнездятся непосредственно в Египте и не являются перелетными, во-вторых, отдельные источники, например упоминание топонима bnw с детерминативом цапли в надписи из гробницы Меху (VI династия), позволяют предположить наличие почитания цапли в облике Бену уже в эпоху Древнего царства. Однако недостаток подобного рода свидетельств не позволяет утверждать это с уверенностью644.

Как правило, во всех исследованиях ставится знак равенства между именами bnw и Ъп. Р. Кларк рассматривал «-w» как окончание причастия, которое, по его мнению, часто опускалось в эпоху Древнего царства. На наш взгляд, два эти имени действительно имеют общую основу, однако

На наш взгляд это предположение представляется в большей степени гипотетическим, ибо в текстах отсутствуют прямые указания на то, что цапля Джебаути была богом — творцом города Буто. О цапле Джебаути см. выше с. 115-119.

641 Spiegel J. Das Werden...S.214.

642 BartelH.-G. «Ich bin...».S.45-46.

643 To же самое можно сказать и относительно зуйка, если принимать нашу гипотезу относительно его
идентификации с птицей Бен.

644 См. наши замечания по поводу надписи из Ком эль-Ахмара (Савариса) в настоящей работе: С119-120.

645 Clark R. Т. The Origin...Р. 16. Как окончание рассматривает «—w» и X. Бухбергер (Buchberger Н.
Transformation und Transformat. Sargtextstudien I.// Agyptologische Abhandlungen. Band 52. Wiebaden. 1993. S.
182.

646 Подробнее о семантике имени Бену см. С. 152-160.


окончательно ставить между ними знак равенства представляется не вполне корректным.

Трудно с достаточной долей уверенностью ответить и на вопрос о том, были ли зуек (трясогузка?) и цапля воплощениями одного и того же божества или это разные боги, объединенные позднее.

Действительно, культ цапель оказал немалое влияние на формирование культа Бену. Однако недостаток источников не позволяет с достаточной долей определенности утверждать как о прямых заимствованиях, так и о независимом существовании этих культов. Во-первых, как уже неоднократно отмечалось, в эпоху Древнего царства было известно божество Бен в облике небольшой птицы зуйка или трясогузки. Во-вторых, почитание цапли в эпоху Древнего царства и, возможно, раньше существовало и в других местностях Египта, например, близ Хардаи и Савариса (hw.t-bnw), в Буто и в местности Бену в Дельте 47. Наконец, мы уже отмечали многообразие представлений о божественных цаплях в эпоху Древнего царства. Известно несколько имен, под которыми они упоминаются в «Текстах пирамид». На наш взгляд, культ Бену стал возможным именно в результате синтеза, соединения представлений о цаплях и о местном гелиопольском божестве Бен.

§ 2. Становление образа Бену в эпоху Среднего царства (по материалам «Текстов саркофагов»)

Дальнейшее развитие комплекса идей и представлений, связанных с образом птицы Бену, происходит в эпоху Среднего царства. Оценки этого периода древнеегипетской истории неоднозначны. Упадок сильного централизованного государства эпохи Древнего царства, снижение авторитета власти фараона, рост сепаратистских тенденций, наконец, изменения в административном устройстве, вызванные перемещением фактической столицы в Гераклеопольский ном в начале Среднего царства, не могли не отразиться в идеологической сфере. Культы богов, почитавшихся в

647 С. 168-169 настоящей работы.


Гелиополе, пришли в некоторый упадок, объясняющийся забвением древнейшей столицы. Напротив, неизвестные или мало популярные до того времени номовые божества приобретают общеегипетское значение, вобрав в себя все те идеи и представления, которые были стержнем развития египетской религии и мифологии, начиная с додинастической эпохи. Расцвет Среднего царства, эпоха правления XII фиванской династии, характеризовался прекращением неустойчивости, энтропии, столь нелюбимой древними египтянами.

Культ фиванского бога Амона приобрел общеегипетское значение, став официальной идеологией. Древние же культы, в частности анималистические, популярные в народной среде, тесно связанные с магическими представлениями, не исчезли, а видоизменились, приобретя двойственный характер. С одной стороны, зооморфные божества были включены в официальный пантеон, придав ему мифологическую «легитимность», словно возвратив к древней космологической эпохе, выведя происхождение «новых» богов от легендарного «времени оно». С другой, культ животных продолжал оставаться преимущественно «народной религией»; бывшие тотемные первопредки становятся персонажами «низшей мифологии».

Согласно определению этого понятия, данному В.В. Ивановым, к низшей мифологии относятся мифологические существа, не имеющие божественного статуса, различные демоны и духи. Считается, что персонажи низшей мифологии вмешиваются в человеческую жизнь, встречаются с людьми, превращаются в людей. В ритуальном плане они соответствуют набору суеверий, колдовских или магических обрядов, тогда как божества пантеонов связаны с общеплеменным или общегосударственным культом.648 Многие исследователи отмечают существование в египетской религиозно-мифологической системе двух разных тенденций (подсистем): «народной»

Иванов В.В. Низшая...С.215-216.


(«folk model») и «официальной», «теологической». Причем они не противопоставлялись, а дополняли друг друга.650

В «Текстах саркофагов» нашли отражение как официальные теологические концепции, так и мифологические представления «народной религии». Эти тексты, в отличие от «Текстов пирамид», целиком проникнутых царской идеологией и сконцентрированных на личности фараона, демонстрируют «демократизацию» представлений о загробной участи умерших, свидетельствуют об изменении в положении, символике и функциях отдельных богов.

Культ гелиопольского божества в облике маленькой птицы зуйка Бен, сливается в эпоху Среднего царства с культом цапель, почитавшихся под разными именами. Именно в «Текстах саркофагов», возможно, по аналогии с изображениями цапли «бах», или цапли Джебаутской появляются изображения Бену в облике цапли, сидящей на холме или подобии

деревянного шеста-насеста А.

В «Текстах саркофагов» еще не существовало четкой иконографии Бену. В одних изречениях при написании имени божества Бену детерминативом служило изображение цапли (Sp.67,1, 287 f (Т9С); Sp.67, I, 287 e (Sq3C); Sp. 660, VI, 286 u (BlBo); Sp.700, VI, 333 j (B2L); Sp.335, IV, 199 a (M57c, ТЗВе), Sp.62, I, 267 с (B10C-), в других - птица, напоминающая утку или гуся (Sp. 62,1, 267 с (В10С-); Sp.469,V, 393 b; Sp. 67,1, 287 f (T2C); Sp.76, II, 4 с (BlC, B2L,B1P)).

В некоторых текстах имена божественной цапли - «bnw», «rhc и «nw(r)>> употребляются как синонимы (Sp.67,1, 287 f, h; Sp.671 VI, 299 h, І). В одном из вариантов изречения 184 (Sp. 184, III, 83 b (TlL) имя цапли

передано необычным образом - о s5* nw. Эта форма написания любопытна

649 Так, Г. Энглунд полагает, что египетская модель мышления представляет собой два главных варианта —
народная модель, неосознанная, и «научная» (теологическая), осмысленная и осознанная в космологических,
спекуляциях. (Englund G. Gods as...P. II — 27). M.A. Коростовцев, объяснял то же явление, используя
марксистскую терминологию: «...в египетской религии взаимодействовали два направления: более древнее
— народные религиозные воззрения, тотемические представления, и более позднее — идеология правящего
класса, служившая интересам объединения страны» {Коростовцев М.А. Религия...С. 31.)

650 EnglundG. Gods as... Р.27.


тем, что представляет собой некий промежуточный вариант между

о Jrbnw и о Jf<=> _2г nwr. Таким образом, процесс объединения, синтеза представлений о Бену и nwr нашел отражение и в письменности, причем формой его выражения стало появление «смешанного», «переходного» наименования для божества в облике цапли - nw.

Тенденция к соединению, синтезу представлений о цаплях, известных нам по «Текстам пирамид», и Бену прослеживается и в других изречениях. Так в изречении 671 уход умершего сравнивается с уходом цапли (nwr) и Бену, причем контекст свидетельствует о полной идентичности этих образов (Sp.671, I, VI, 299 h). В других же текстах цапля (nwr) выступает как самостоятельное божество (Sp. 184, III, 83 b-e). Представления о цапле, властвующей над водной стихией, нашли отражение в изречении 62 (Sp. 62, I, 267 с).

Важным представляется появление изречений о превращении в цаплю Hyp (Sp. 272, IV, 10 a-b, Sp. 292, IV, 43 a-b), имевших определенные текстуальные коннотации со знаменитой LXXXIII главой о превращении в Бену, что еще раз подчеркивает влияние представлений о цаплях на формирование концепции Бену эпохи Нового царства651.

Любопытно, что создатели изречений «Текстов саркофагов» на первом этапе, по-видимому, не были даже уверены в поле этого божества. Нам известен, по крайней мере, один вариант написания имени Бену в женском


роде:


-4^(Sp. 76,11,4^0)).


В текстах прослеживается несколько трактовок образа Бену. Одну из них можно условно назвать продолжением гелиопольской солярной теологии. Согласно данной концепции Бену рассматривается как космогонический символ, проявление бога Атума; дыхание божественной цапли окутывало Шу в день сотворения (Sp.76, II, 4 а-с).

Гелиопольское происхождение Бену подтверждается и в изречении 335 (Sp. 335, IV, 198-199). Дальнейшему развитию и распространению культа



Подробнее об этом изречении см: Buchberger И. Transformation...S.63, 105, 106.


Бену способствовало отождествление его с верховным солнечным богом Ра (Sp.76, II, 4 с; Sp.184, III, 83 е). Солнечная природа Бену подчеркивается путем сравнения его с золотым соколом (bjk) в изречении 340 (Sp.340, IV, 341).

В «Текстах саркофагов» Бену наделяется также и некоторыми осирическими чертами. В изречении 335 Бену назван «контролером того, что существует», то есть nhh и dt (вечности и бесконечности). Тот же эпитет принадлежит в «Текстах саркофагов» и Осирису (Sp.335, IV, 201). Включен Бену и в число повелителей загробного мира (Sp.469, V, 393 a-b). Неслучайно, ради облегчения посмертной участи покойный отождествляется с Бену (Sp.67,1, 287 a-h).

В «Текстах саркофагов» наметилась тенденция причисления Бену к богам «официального пантеона» путем сопоставления и, в ряде случаев, отождествления с «великими богами» — Ра и Осирисом. Однако образ Бену мыслится причастным и к «миру людей». В разных вариантах изречения 67 имя цапли «Бену» выступает как синоним названию Ба человека (Sp. 67, I, 287 (Т9С), (Т]С), (ВюС)). Помимо того, эта птица указывает умершим дорогу в царство мертвых (Sp.660, VI, 286) и т.п.

В некоторых изречениях Бену выступает в роли персонажа «низшей
мифологии». Так, в изречении 700 (VI, 333) говорится о том, что если у
человека нет сына, то он зачинает его с дочерью Бену: «Если нет сына у
мужчины, делает он его от (позади) дочери Бену». Этот фрагмент
представляет немалый интерес. Вероятно, перед нами свидетельство
«деятельности» провинциальных «теологов», приспособивших

космогонический миф о Бену к бытовым реалиям, что еще раз подтверждает «космичность», «всесакральность» мышления древнего человека. Любопытны также фрагменты мифов о Бену, в частности, о существовании дочери Бену и ее «плодовитости».


Народные пласты верований нашли отражение и в именах. С эпохи

Среднего царства известно имя ребенка: Л°^-Р «bnw (jV?)» - «Бену пришедший».653

Итак, в эпоху Среднего царства происходит дальнейшее формирование представлений о Бену. Иконография и функции этого божества подтверждают факт слияния культа цапель, широко распространенного в Египте начиная с раннединастической эпохи, с культом птички-зуйка Бен, известного в историческое время как гелиопольское божество-демиург. В «Текстах саркофагов» новое божество получает имя Бену и отождествляется с солнечным богом Ра, а также имеет отношение к представлениям об Осирисе. Характерной чертой культа Бену в эпоху Среднего царства было одновременное существование представлений о Бену — как об «официальном» боге-демиурге, солнечном божестве и покровителе мертвых и как о персонаже «низшей мифологии», связанном с магией. Посредническая функция Бену нашла отражение в именовании его провозгласителем воли богов (Sp. 469, V, 393 a-b).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.077 с.)