Рабочее жаргонное название, ассоциирует гибкость тела с гибкостью каучука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочее жаргонное название, ассоциирует гибкость тела с гибкостью каучука.



 

Вольтижная акробатика. Основана на перебрасывании и под­брасывании верхнего исполнителя нижним; бывает парной и

групповой, но чаще используется групповая, т.к. парная вольтижная акробатика значительно снижает возможности использова­ния трюков и зрелищность номера. На эстраде встречается, но редко, т. к. требует достаточной высоты площадки.

Воздушная акробатика. Элементы и трюки воздушной акро­батики исполняются на снарядах, подвешенных к колосникам (на сценической площадке) и к куполу (в цирке). Этот вид ак­робатики — по преимуществу цирковой жанр, но встречается и на эстраде, особенно в специально оборудованных зданиях мю­зик-холлов.

а) акробатика на рамке — небольшом подвешенном прямо­угольнике;

б) акробатика на штамберте (закрепленная на высоте пере­кладина) — различные пирамиды на снаряде, похожие на пира­миды партерной акробатики.

ГИМНАСТИКА

Партерная гимнастика. Ее элементы исполняются на снаря­дах, закрепленных на манеже (в цирке) или на планшете сцены (на эстраде). Используются турники, кольца, брусья и другие специальные снаряды, которые часто трансформируются по срав­нению с чисто спортивными — бывают круглыми, шестигранны­ми, треугольными, многоуровневыми и т. д. Разновидностью жанра является партерный полет, аппаратура которого состоит из трапеции и неподвижной рамки-ловиторки; на эстраде партер­ный полет практически не встречается.

Воздушная гимнастика. Номера в этом преимущественно цирковом жанре исполняются на снарядах и аппаратах, подвешен­ных к куполу (в цирке) или колосникам (на сценической площад­ке). На эстраде такие номера требуют специально оборудованных помещений, поэтому если и исполняются, то чаще всего в стацио­нарных мюзик-холлах. Воздушная гимнастика включает в себя разделы: гимнастика на трапеции (одинарной, двойной или доп-пель-траппе, групповой); гимнастика на корд де волане — провис­шем канате; гимнастика на корд де пареле — вертикально вися­щем канате; гимнастика на воздушных турниках; гимнастика на рам­ке; гимнастика на бамбуке — металлическом шесте, подвешенном вертикально; воздушные полеты — на эстраде не исполняются.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ — жанр, основанный на ловкости, на уме­нии подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или разных предметов. Жанр очень популярен не только в цир­ке, но и на эстраде. Различают следующие виды жонглирования:

соло-жонглирование, где реквизитом служат палочки, мячи, шарики и шары, булавы; нужно различать жонглирование (под­брасывание и ловля) и выбрасывание (только одновременное выбрасывание предметов, без их ловли); рекордным классом яв­ляется жонглирование восемью одинаковыми предметами (на ре­петиции некоторым артистам удавалось жонглировать десятью предметами, в представлениях это не удавалось — мешало вол­нение) и выбрасывание одиннадцати; при жонглировании раз­ными предметами их количество сокращается чаще всего до трех, пять разных предметов в жонглировании — чрезвычайно высо­кий класс мастерства;

групповое жонглирование — основано как на приемах соло-жонглирования, так и на приемах перекидки предметов; наибо­лее распространенный реквизит для группового жонглирова­ния — булавы, палочки, кольца;

антипод — жонглирование ногами; антиподисты выступают, лежа на специальной подушке-подставке (тринке); в этом виде жонглирования применяется не только подбрасывание предме­тов, но и различные их вращения; реквизит антиподистов — бо­лее крупные предметы — шары, барабаны, цилиндры, шестигран­ники; для театрализованных номеров в этом жанре часто исполь­зуются бытовые предметы — стулья, кровати, ширмы, чемоданы, настольные лампы, тумбочки и т. д.

ДРЕССУРА (ДРЕССИРОВКА) — жанр, основанный на подчине­нии животных воле человека или использовании их инстинк­тивного поведения и условных рефлексов для создания такого впечатления; отдельные разделы дрессировки — дрессировка хищных и домашних животных, иногда выделяют дрессировку мелких животных. Особо сложная разновидность жанра — дрес­сировка смешанных групп животных, в особенности хищников, вместе с такими видами, которые в живой природе являются их Добычей. Основной метод работы дрессировщика — выработка У Животных и птиц устойчивых условных рефлексов на основе их природных инстинктов, которые заставляют их выполнять определенные действия; на эстраде этот жанр представлен до­вольно широко, но, в отличие от цирка, на эстраде почти отсут-твует работа с хищниками и не представлена дрессура больших групп животных; чаще эстрадный артист-дрессировщик работа­ет с одним или небольшой группой домашних животных или птиц; часто артисты других жанров используют элементы дрес­сировки в некоторых фрагментах своих номеров; номера с дрес­сировкой нередко делаются сюжетными, что позволяет ставить небольшие сюжетные сценки, создавать впечатление диалога артиста и животного и т. д.

ЭКВИЛИБР — основой мастерства исполнителей в этом жан­ре является удержание равновесия, номера строятся на демон­страции умения удерживать равновесие в необычном положении, на необычном снаряде; эквилибристика подразделяется на два вида — партерную и воздушную;

партерная эквилибристка — исполняется непосредственно на манеже (в цирке) или на настиле площадки (на эстраде); разли­чают следующие виды партерной эквилибристики:

а) ручной эквилибр, в основе которого — равновесие в стой­ке на руках (на двух или на одной) в различных положениях, на разных опорах, как в статике, так и в разнообразных вращениях;

б) эквилибр с першами и лестницами: перш — длинный шест (наиболее часто применяется перш из дюралевых труб); баланси­рование першей осуществляется в вертикальном положении на лбу (лобовой перш), на поясном упоре (поясной), на плече (плечевой), на одной руке (ручной), в зубнике (зубной), на ногах (ножной); этот вид эквилибра исполняется как соло, так и в паре или группе; в последнем случае функции исполнителей разделяются на верхне­го (балансировщика) и нижнего (держащего перш или лестницу);

в) эквилибр на переходной лестнице, т. е. на такой лестни­це, которая укреплена вертикально на площадке с помощью ра­стяжек; иногда лестницы устанавливаются в два яруса — одна над другой или в форме стремянки; на переходных лестницах экви­либристы работают парой — верхний и нижний; основные трю­ки верхнего — стойки на руках, на голове и на одной руке в раз­личных комбинациях с нижним;

г) эквилибр на вольностояших лестницах: здесь снаряд ни­чем не закреплен; номера чаще исполняются группой и включа­ют в себя элементы парной акробатики, жонглирования; суще­ствуют три вида вольностояших лестниц — одинарная (до 3-х метров), двойная (до 2,2 метра), редко используется третья лес­тница (меньшего размера со специальными упорами); эквилибр на вольностояших лестницах существует как чисто цирковой, так и эстрадно-цирковой жанр;

д) эквилибр на канате (канатоходцы): в эстрадно-цирковых жанрах представляют интерес только партерные канаты, укреп­ляемые на небольшой высоте; канаты могут закрепляться не только вертикально, но и наклонно; иногда используют шнрунг-канаты, которые на концах снабжены специальными амортиза­торами, что позволяет подбрасывать артиста вверх; балансиро­вание осуществляется с помощью длинного шеста-балансира; исполняемые на канате трюки подразделяются на отрывные (осо­бенно на шпрунг-канате) и неотрывные; номера исполняются как соло, так и группой; групповой эквилибр на канате позволяет ис­пользовать арсенал акробатических трюков, жонглирование; воз­можно сочетание эквилибра па канате с эквилибром на перше;

е) эквилибр на проволоке — выделен в отдельный жанр, так как площадь опоры минимальна; различают натянутую (тугую) и свободно висящую проволоку, которая прогибается под тяже­стью артиста; проволока бывает одинарная и двойная, горизон­тальная и наклонная; часто балансировщик помогает себе специ­альным веером, зонтиком и т. п.; в этом виде эквилибра часто исполняются танцы на проволоке (тугой); свободно висящая проволока дает большие возможности для клоунады, т. к. шат­кая проволока очень выигрышна в театрализованных номерах ко­медийного плана;

ж) эквилибр на шаре — бывает сольный и групповой; вто­рой сложнее, но более зрелищный, т. к. позволяет дополнитель­но привлечь арсенал выразительных средств акробатики и жон­глирования;

з) эквилибр на катушке (катушках) — здесь в качестве снаря­да и реквизита используется полый цилиндр (или несколько) дли­ной до 30 см и 15 см в диаметре, а также дощечка, которая кладет­ся на круглую поверхность катушки; жанр очень распространен на эстраде; основной трюк — балансировка в различных положе­ниях на нескольких катушках, свободно стоящих друг на друге; эквилибр на катушках часто сочетается с жонглированием.

АТЛЕТИКА — в основе жанра лежит демонстрация необыч­ной физической силы; в старом цирке одним из видов атлетики была борьба; сегодня атлетика подразделяется на два вида — си­ловые жонглеры и атлеты:

силовые жонглеры — номера этого жанра строятся на под­брасывании тяжелых предметов; чаще всего артисты работают соло или парой; в качестве реквизита используют гири, ядра, штанги, исполнители гнут железные пруты и гвозди, разгибают подковы и т. д.;

атлеты — номера этого жанра демонстрируют физическую силу в образно-художественной.форме: это — русские богатыри, античные атлеты, оживающие скульптуры и т. п.

ФОКУСЫ — в основе этого жанра создание иллюзии появле­ния, перемещения (в том числе и полеты), исчезновения пред­метов, животных и даже людей; номера этого жанра популярны на эстраде и очень часто театрализованы — артист создает харак­тер, место действия, присутствует событийный ряд, он часто вступает в непосредственное общение со зрителями, как в разго­воре, так и приглашая их на эстраду для демонстрации фокусов; в номерах чаще всего артистам помогают ассистенты, которые выполняют функции не только непосредственного помощника, но и призваны в нужный момент отвлекать внимание зрителей; жанр подразделяется на два вида — манипуляцию и иллюзию:

манипуляция (второе название — престидижитация) осно­вана исключительно на виртуозной технике пальцев, ловкости и координации рук; в качестве реквизита используются, как прави­ло, небольшие предметы — карты, шарики, монеты, платки и т. п.; во время выступлений манипуляторы пользуются специальны­ми отвлекающими движениями, которые называются пассами;

иллюзия основана на использовании специальной аппарату­ры, которая позволяет артисту вводить зрителя в заблуждение (ширмы, короба, зеркала, столы и т. д.); выразительная иллюзия чаще всего возможна, когда с артистом работает группа ассистен­тов, часто используются двойники-близнецы; выступления ил­люзионистов, из-за большого количества участников, аппарату­ры и реквизита, чаще всего проходят не в форме номера, а в виде аттракциона, занимающего целое отделение концерта; характер­ной особенностью таких номеров является использование арти­стов-лилипутов.

ВЕНТРОЛОГИЯ (ЧРЕВОВЕЩАНИЕ) — этот жанр основан на умении говорить без помощи артикуляции губ, что создает впе­чатление, будто слова произносит не один человек, а несколько; чаше всего вентрологи выступают с куклой, с которой артист ведет репризный диалог, при этом кукла «говорит» за счет чрево­вещания, а артист — своим голосом; иногда, хотя и очень редко, вентрологи выступают с «говорящими животными»; при работе ад жанром требуется соблюдать особую деликатность и чувство меры, чтобы не возникало ощущения «занимательной патологии».

ИМИТАЦИЯ (или звукоподражание) — этот жанр необходимо отличать от разновидности того же названия в разговорных жанрах; в оригинальных жанрах это именно имитация звуков, при помощи которых создаются звуковые картинки (например, «Утро в деревне» — поют петухи, мычит корова, слышны голоса птиц и т. д.); часто номера этого жанра исполняются в форме человек-оркестр», когда артист подражает голосам и тембрам различных инструментов оркестра.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СВИСТ — искусство исполнения мелодии помощью свиста. Такой свист является своего рода трюком, так как исполнение мелодий возможно в необычном музыкальном диапазоне, отличном от привычных тесситур вокального голоса; о этой причине относится к оригинальным жанрам. Часто создает необычную и оригинальную мелодическую трактовку музыкального произведения. В качестве музыкальной основы используются произведения короткой музыкальной формы (или фрагменты больших форм, — например, ария из оперы), попур­ри. Обязательным условием является популярность и узнавае­мость музыки, как современной, так и классической. Как прави­ло, артист выступает в сопровождении концертмейстера, небольшого ансамбля или под инструментальную фонограмму.

МНЕМОТЕХНИКА — основана на искусстве запоминания, иногда ее еще называют «отгадыванием мыслей на расстоянии»; номер обычно работается парой — один исполнитель стоит на эстраде и «отгадывает», к кому из зрителей подошел его партнер, го профессию, пол, возраст, как зовут этого зрителя, какой у него руках предмет, и т. д.; в таких номерах действует скрытая форма передачи ответов — фразы-вопросы строятся таким образом, то по их построению «отгадывающий» получает подсказку: например, если говорится: «Ну, скажи, кого я взял за руку», то восклицание «ну!» в начале фразы для «отгадывающего» означает, что это девушка; если же вместо «ну!» звучит «вот!», это значит — юноша и т. д.; в качестве таких тайных знаков используется и определенный порядок слов в вопросе; по существу «отгадывание» происходит за счет зашифрованного кода, известно­го только артистам, но которому придается вид нормального разговора; жанр требует тренировки памяти, так как надо быть готовым к самым неожиданным вопросам и, следовательно, по­мнить редко употребляемые кодовые слова.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ — очень похожи на мнемотехни­ку, но включают в себя более тонкую систему обмена знаками; здесь имеет значение не только речь, но движения, мимика, ин­тонация; часто в этом жанре используется гипноз.

ЖИВАЯ СЧЕТНАЯ МАШИНКА (МАТЕМАТИЧЕСКИЙ НОМЕР) -демонстрация искусства быстрого и точного счета; артисты, ра­ботающие в этом жанре, должны обладать природными способ­ностями такого рода и уметь вести непринужденный разговор со зрительным залом.

ХУДОЖНИК-МОМЕНТАЛИСТ — демонстрация искусства со­здать моментальный портрет одного или нескольких зрителей (чаще всего в форме дружеского шаржа); исполнитель должен об­ладать не только собственно художественными, но актерскими способностями, так как жанр требует живого импровизирован­ного общения с публикой.

ИГРА С ЛАССО И АРКАНАМИ — демонстрация ловкости в за­хватывании различных предметов при помощи реквизита, ука­занного в названии жанра; близко к этому жанру примыкает ИГРА С КНУТАМИ, разница в том, что здесь предметы чаще не захваты­ваются, а сбиваются кнутом или бичом, причем в довольно опас­ных ситуациях, — например, кнутом выбивается сигарета изо рта ассистента, сбивается с головы яблоко и т. п.; по преимуществу — цирковой жанр, но встречается и на эстраде.

ДЪЯБОЛО — в основе жанра лежит игра со специальным вол­чком в форме небольшой катушки; волчок раскручивается тон­ким шнурком, который прикреплен к двум палочкам; исполни­тель, держа эти палочки, подбрасывает и ловит волчок-дъяболо обратно на шнурок, делает различные вращения; такие номера чаще исполняются парой, что позволяет добавить к трюковому арсеналу различные перекидки.

ИГРА С ХУЛА-ХУПАМИ (БОЛЬШИМИ ОБРУЧАМИ) - исполня­ется только женщинами; основные трюки — вращение одного, а затем нескольких обручей вокруг тела и частей его — шеи, рук, ног; используется и жонглирование большими обручами; успех таких номеров в большой степени зависит от совершенства и красоты телосложения молодой артистки, круговые и быстрые движения тела которой должны быть эротичны, так как сам по себе трюковой арсенал жанра однообразен и весьма ограничен в комбинациях; на эстраде жанр встречается довольно часто.

ВРАЩАЮЩИЕСЯ ТАРЕЛОЧКИ (КИТАЙСКИЕ ТАРЕЛОЧКИ) -номера этого жанра строятся следующим образом: исполнитель на нескольких тростях (рекорд — 22), которые установлены на подставке, раскручивает тарелки, которые в силу естественных причин постепенно замедляют вращение и стремятся упасть; чтобы не допустить этого, исполнитель постоянно подкручива­ет трости; от исполнителя требуется актерское умение заставить зрителей переживать — упадут или не упадут тарелочки, успеет или не успеет он подкрутить трости.

СВЕРХМЕТКИЕ СТРЕЛКИ — артисты этого жанра демонстриру­ют уникальную меткость в стрельбе из разного оружия, не обяза­тельно огнестрельного; на профессиональном жаргоне жанр иногда называют «Вильгельм Телль». По преимуществу цирковой жанр, на эстраде встречается, но очень редко, что вызвано, в первую очередь, невозможностью обеспечить требования безопасности.

Инструментальная музыка на эстраде

СОЛЬНОЕ и АНСАМБЛЕВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИ­ТЕЛЬСТВО — выделено в отдельный эстрадный жанр, так как от­личается рядом особенностей от филармонического инструмен­тального исполнительства; в первую очередь — подбором испол­няемого репертуара, который по преимуществу составляют эстрадные обработки небольших популярных классических про­изведений (крупные музыкальные формы не исполняются), сю­иты и фрагменты из оперетт и мюзиклов, сюиты из музыки к фильмам, попурри на темы популярных песен и танцевальных мелодий, обработки народных мелодий; в ансамблевом исполни­тельстве часто используется необычный, по сравнению с филар­моническим, состав инструментов оркестра или ансамбля; в сольном исполнительстве часто используются необычные и ред­кие музыкальные инструменты — гусли, рожки, флейты Пана, ксилофоны, виброфоны, концертино и др.; чаще всего исполняемые произведения подбираются таким образом (особенно в сольном инструментальном исполнительстве), чтобы музыкант мог продемонстрировать виртуозную технику владения инстру­ментом; театрализация в этом жанре — редкость, но известны успешные примеры даже оркестрового исполнительства в теат­рализованной форме.

Особое место в эстрадном вокальном и музыкальном инст­рументальном исполнительстве занимает джаз, но подробная характеристика его — прерогатива музыковедов. Впрямую темы данного учебного пособия касается эстрадный джаз-оркестр, от­личительной особенностью которого является, помимо репертуа­ра, общение оркестрантов и дирижера с публикой, раскованная ма­нера поведения на эстраде вплоть до исполнения танцевальных элементов, разыгрывание небольших сценок, даже сюжетных.

Танец на эстраде

Это короткий номер, который проявляется в разновиднос­тях жанров собственно хореографического искусства: классичес­кий, народный, историко-бытовой, характерный, бальный, мо­дерн, джаз-танец, стэп и т. д. В эстрадном танце часто использу­ется выразительный арсенал других жанров эстрады, особенно акробатики и пантомимы. Поэтому эстрадный танец часто стре­мится ввести в структуру номера трюк. Нередко эстрадный та­нец выстраивается в форме сюжетной сценки.

В этой книге не будут подробно рассматриваться жанры ин­струментальной эстрадной музыки, куклы на эстраде и эстрад­ный танец. Каждый из этих жанров отражает мощную проекцию отдельных видов искусств (кукольный театр, танец, музыка) на эстраду. И работа над номерами этих жанров — дело специалис­тов в этих жанрах. Балетный номер ставит всегда балетмейстер, над музыкальным номером работает дирижер. Номер с куклой может поставить только специалист в области кукольного теат­ра. Однако первый раздел учебного пособия, думается, может быть полезен и для этих специалистов, так как здесь анализиру­ются общие законы создания эстрадного номера (особенно его драматургии), которые одинаковы во всех жанрах.

Основные положения для конспектирования:

- понятие «жанр» на эстраде имеет двойственное толкование: первое — объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный об­раз, второе — объединение номеров по характеру их эмоцио­нального воздействия; режиссер номера создает художествен­ный образ посредством специфических выразительных средств определенного жанра, а также определяет характер эмоцио­нального воздействия номера;

- традиции эстрадного искусства определяют эстрадный жанр в первую очередь как специфику выразительных средств но­мера;

- синтетический эстрадный номер следует определять как но­мер определенного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств; создавая синтетический эстрадный номер, режиссер должен выделить главное выразительное средство жанра, отводя другим вспомогательную роль;

- актерское мастерство исполнителя номера не должно затуше­вывать выразительные средства жанра, а естественным обра­зом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерско­го искусства и технологии выразительных средств эстрадно­го жанра;

- специфика отдельных жанров, представленная и классифици­рованная во 2-й главе, отражает специфику подхода режис­сера к постановочной работе над номером определенного жан­ра в отборе выразительных средств.

1 Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т.1. Л., 1980. С. 173.

2 Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. С. 424.

3 Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 19.

4 Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С. 3.

5 Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987, С. 58. ' Петров А. Песня // Эстрада России. XX век. Лексикон. М„ 2000. С. 440.

' Каштелян С. Право на эксперимент // СЭЦ. 1969. № 1. С. 8. ' Макаров С. Цирковы е жанры // Эстрада России.... С. 645.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.15.34 (0.023 с.)