Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочее жаргонное название, ассоциирует гибкость тела с гибкостью каучука.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вольтижная акробатика. Основана на перебрасывании и подбрасывании верхнего исполнителя нижним; бывает парной и групповой, но чаще используется групповая, т.к. парная вольтижная акробатика значительно снижает возможности использования трюков и зрелищность номера. На эстраде встречается, но редко, т. к. требует достаточной высоты площадки. Воздушная акробатика. Элементы и трюки воздушной акробатики исполняются на снарядах, подвешенных к колосникам (на сценической площадке) и к куполу (в цирке). Этот вид акробатики — по преимуществу цирковой жанр, но встречается и на эстраде, особенно в специально оборудованных зданиях мюзик-холлов. а) акробатика на рамке — небольшом подвешенном прямоугольнике; б) акробатика на штамберте (закрепленная на высоте перекладина) — различные пирамиды на снаряде, похожие на пирамиды партерной акробатики. ГИМНАСТИКА Партерная гимнастика. Ее элементы исполняются на снарядах, закрепленных на манеже (в цирке) или на планшете сцены (на эстраде). Используются турники, кольца, брусья и другие специальные снаряды, которые часто трансформируются по сравнению с чисто спортивными — бывают круглыми, шестигранными, треугольными, многоуровневыми и т. д. Разновидностью жанра является партерный полет, аппаратура которого состоит из трапеции и неподвижной рамки-ловиторки; на эстраде партерный полет практически не встречается. Воздушная гимнастика. Номера в этом преимущественно цирковом жанре исполняются на снарядах и аппаратах, подвешенных к куполу (в цирке) или колосникам (на сценической площадке). На эстраде такие номера требуют специально оборудованных помещений, поэтому если и исполняются, то чаще всего в стационарных мюзик-холлах. Воздушная гимнастика включает в себя разделы: гимнастика на трапеции (одинарной, двойной или доп-пель-траппе, групповой); гимнастика на корд де волане — провисшем канате; гимнастика на корд де пареле — вертикально висящем канате; гимнастика на воздушных турниках; гимнастика на рамке; гимнастика на бамбуке — металлическом шесте, подвешенном вертикально; воздушные полеты — на эстраде не исполняются. ЖОНГЛИРОВАНИЕ — жанр, основанный на ловкости, на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или разных предметов. Жанр очень популярен не только в цирке, но и на эстраде. Различают следующие виды жонглирования: соло-жонглирование, где реквизитом служат палочки, мячи, шарики и шары, булавы; нужно различать жонглирование (подбрасывание и ловля) и выбрасывание (только одновременное выбрасывание предметов, без их ловли); рекордным классом является жонглирование восемью одинаковыми предметами (на репетиции некоторым артистам удавалось жонглировать десятью предметами, в представлениях это не удавалось — мешало волнение) и выбрасывание одиннадцати; при жонглировании разными предметами их количество сокращается чаще всего до трех, пять разных предметов в жонглировании — чрезвычайно высокий класс мастерства; групповое жонглирование — основано как на приемах соло-жонглирования, так и на приемах перекидки предметов; наиболее распространенный реквизит для группового жонглирования — булавы, палочки, кольца; антипод — жонглирование ногами; антиподисты выступают, лежа на специальной подушке-подставке (тринке); в этом виде жонглирования применяется не только подбрасывание предметов, но и различные их вращения; реквизит антиподистов — более крупные предметы — шары, барабаны, цилиндры, шестигранники; для театрализованных номеров в этом жанре часто используются бытовые предметы — стулья, кровати, ширмы, чемоданы, настольные лампы, тумбочки и т. д. ДРЕССУРА (ДРЕССИРОВКА) — жанр, основанный на подчинении животных воле человека или использовании их инстинктивного поведения и условных рефлексов для создания такого впечатления; отдельные разделы дрессировки — дрессировка хищных и домашних животных, иногда выделяют дрессировку мелких животных. Особо сложная разновидность жанра — дрессировка смешанных групп животных, в особенности хищников, вместе с такими видами, которые в живой природе являются их Добычей. Основной метод работы дрессировщика — выработка У Животных и птиц устойчивых условных рефлексов на основе их природных инстинктов, которые заставляют их выполнять определенные действия; на эстраде этот жанр представлен довольно широко, но, в отличие от цирка, на эстраде почти отсут-твует работа с хищниками и не представлена дрессура больших групп животных; чаще эстрадный артист-дрессировщик работает с одним или небольшой группой домашних животных или птиц; часто артисты других жанров используют элементы дрессировки в некоторых фрагментах своих номеров; номера с дрессировкой нередко делаются сюжетными, что позволяет ставить небольшие сюжетные сценки, создавать впечатление диалога артиста и животного и т. д. ЭКВИЛИБР — основой мастерства исполнителей в этом жанре является удержание равновесия, номера строятся на демонстрации умения удерживать равновесие в необычном положении, на необычном снаряде; эквилибристика подразделяется на два вида — партерную и воздушную; партерная эквилибристка — исполняется непосредственно на манеже (в цирке) или на настиле площадки (на эстраде); различают следующие виды партерной эквилибристики: а) ручной эквилибр, в основе которого — равновесие в стойке на руках (на двух или на одной) в различных положениях, на разных опорах, как в статике, так и в разнообразных вращениях; б) эквилибр с першами и лестницами: перш — длинный шест (наиболее часто применяется перш из дюралевых труб); балансирование першей осуществляется в вертикальном положении на лбу (лобовой перш), на поясном упоре (поясной), на плече (плечевой), на одной руке (ручной), в зубнике (зубной), на ногах (ножной); этот вид эквилибра исполняется как соло, так и в паре или группе; в последнем случае функции исполнителей разделяются на верхнего (балансировщика) и нижнего (держащего перш или лестницу); в) эквилибр на переходной лестнице, т. е. на такой лестнице, которая укреплена вертикально на площадке с помощью растяжек; иногда лестницы устанавливаются в два яруса — одна над другой или в форме стремянки; на переходных лестницах эквилибристы работают парой — верхний и нижний; основные трюки верхнего — стойки на руках, на голове и на одной руке в различных комбинациях с нижним; г) эквилибр на вольностояших лестницах: здесь снаряд ничем не закреплен; номера чаще исполняются группой и включают в себя элементы парной акробатики, жонглирования; существуют три вида вольностояших лестниц — одинарная (до 3-х метров), двойная (до 2,2 метра), редко используется третья лестница (меньшего размера со специальными упорами); эквилибр на вольностояших лестницах существует как чисто цирковой, так и эстрадно-цирковой жанр; д) эквилибр на канате (канатоходцы): в эстрадно-цирковых жанрах представляют интерес только партерные канаты, укрепляемые на небольшой высоте; канаты могут закрепляться не только вертикально, но и наклонно; иногда используют шнрунг-канаты, которые на концах снабжены специальными амортизаторами, что позволяет подбрасывать артиста вверх; балансирование осуществляется с помощью длинного шеста-балансира; исполняемые на канате трюки подразделяются на отрывные (особенно на шпрунг-канате) и неотрывные; номера исполняются как соло, так и группой; групповой эквилибр на канате позволяет использовать арсенал акробатических трюков, жонглирование; возможно сочетание эквилибра па канате с эквилибром на перше; е) эквилибр на проволоке — выделен в отдельный жанр, так как площадь опоры минимальна; различают натянутую (тугую) и свободно висящую проволоку, которая прогибается под тяжестью артиста; проволока бывает одинарная и двойная, горизонтальная и наклонная; часто балансировщик помогает себе специальным веером, зонтиком и т. п.; в этом виде эквилибра часто исполняются танцы на проволоке (тугой); свободно висящая проволока дает большие возможности для клоунады, т. к. шаткая проволока очень выигрышна в театрализованных номерах комедийного плана; ж) эквилибр на шаре — бывает сольный и групповой; второй сложнее, но более зрелищный, т. к. позволяет дополнительно привлечь арсенал выразительных средств акробатики и жонглирования; з) эквилибр на катушке (катушках) — здесь в качестве снаряда и реквизита используется полый цилиндр (или несколько) длиной до 30 см и 15 см в диаметре, а также дощечка, которая кладется на круглую поверхность катушки; жанр очень распространен на эстраде; основной трюк — балансировка в различных положениях на нескольких катушках, свободно стоящих друг на друге; эквилибр на катушках часто сочетается с жонглированием. АТЛЕТИКА — в основе жанра лежит демонстрация необычной физической силы; в старом цирке одним из видов атлетики была борьба; сегодня атлетика подразделяется на два вида — силовые жонглеры и атлеты: силовые жонглеры — номера этого жанра строятся на подбрасывании тяжелых предметов; чаще всего артисты работают соло или парой; в качестве реквизита используют гири, ядра, штанги, исполнители гнут железные пруты и гвозди, разгибают подковы и т. д.; атлеты — номера этого жанра демонстрируют физическую силу в образно-художественной.форме: это — русские богатыри, античные атлеты, оживающие скульптуры и т. п. ФОКУСЫ — в основе этого жанра создание иллюзии появления, перемещения (в том числе и полеты), исчезновения предметов, животных и даже людей; номера этого жанра популярны на эстраде и очень часто театрализованы — артист создает характер, место действия, присутствует событийный ряд, он часто вступает в непосредственное общение со зрителями, как в разговоре, так и приглашая их на эстраду для демонстрации фокусов; в номерах чаще всего артистам помогают ассистенты, которые выполняют функции не только непосредственного помощника, но и призваны в нужный момент отвлекать внимание зрителей; жанр подразделяется на два вида — манипуляцию и иллюзию: манипуляция (второе название — престидижитация) основана исключительно на виртуозной технике пальцев, ловкости и координации рук; в качестве реквизита используются, как правило, небольшие предметы — карты, шарики, монеты, платки и т. п.; во время выступлений манипуляторы пользуются специальными отвлекающими движениями, которые называются пассами; иллюзия основана на использовании специальной аппаратуры, которая позволяет артисту вводить зрителя в заблуждение (ширмы, короба, зеркала, столы и т. д.); выразительная иллюзия чаще всего возможна, когда с артистом работает группа ассистентов, часто используются двойники-близнецы; выступления иллюзионистов, из-за большого количества участников, аппаратуры и реквизита, чаще всего проходят не в форме номера, а в виде аттракциона, занимающего целое отделение концерта; характерной особенностью таких номеров является использование артистов-лилипутов. ВЕНТРОЛОГИЯ (ЧРЕВОВЕЩАНИЕ) — этот жанр основан на умении говорить без помощи артикуляции губ, что создает впечатление, будто слова произносит не один человек, а несколько; чаше всего вентрологи выступают с куклой, с которой артист ведет репризный диалог, при этом кукла «говорит» за счет чревовещания, а артист — своим голосом; иногда, хотя и очень редко, вентрологи выступают с «говорящими животными»; при работе ад жанром требуется соблюдать особую деликатность и чувство меры, чтобы не возникало ощущения «занимательной патологии». ИМИТАЦИЯ (или звукоподражание) — этот жанр необходимо отличать от разновидности того же названия в разговорных жанрах; в оригинальных жанрах это именно имитация звуков, при помощи которых создаются звуковые картинки (например, «Утро в деревне» — поют петухи, мычит корова, слышны голоса птиц и т. д.); часто номера этого жанра исполняются в форме человек-оркестр», когда артист подражает голосам и тембрам различных инструментов оркестра. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СВИСТ — искусство исполнения мелодии помощью свиста. Такой свист является своего рода трюком, так как исполнение мелодий возможно в необычном музыкальном диапазоне, отличном от привычных тесситур вокального голоса; о этой причине относится к оригинальным жанрам. Часто создает необычную и оригинальную мелодическую трактовку музыкального произведения. В качестве музыкальной основы используются произведения короткой музыкальной формы (или фрагменты больших форм, — например, ария из оперы), попурри. Обязательным условием является популярность и узнаваемость музыки, как современной, так и классической. Как правило, артист выступает в сопровождении концертмейстера, небольшого ансамбля или под инструментальную фонограмму. МНЕМОТЕХНИКА — основана на искусстве запоминания, иногда ее еще называют «отгадыванием мыслей на расстоянии»; номер обычно работается парой — один исполнитель стоит на эстраде и «отгадывает», к кому из зрителей подошел его партнер, го профессию, пол, возраст, как зовут этого зрителя, какой у него руках предмет, и т. д.; в таких номерах действует скрытая форма передачи ответов — фразы-вопросы строятся таким образом, то по их построению «отгадывающий» получает подсказку: например, если говорится: «Ну, скажи, кого я взял за руку», то восклицание «ну!» в начале фразы для «отгадывающего» означает, что это девушка; если же вместо «ну!» звучит «вот!», это значит — юноша и т. д.; в качестве таких тайных знаков используется и определенный порядок слов в вопросе; по существу «отгадывание» происходит за счет зашифрованного кода, известного только артистам, но которому придается вид нормального разговора; жанр требует тренировки памяти, так как надо быть готовым к самым неожиданным вопросам и, следовательно, помнить редко употребляемые кодовые слова. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ — очень похожи на мнемотехнику, но включают в себя более тонкую систему обмена знаками; здесь имеет значение не только речь, но движения, мимика, интонация; часто в этом жанре используется гипноз. ЖИВАЯ СЧЕТНАЯ МАШИНКА (МАТЕМАТИЧЕСКИЙ НОМЕР) -демонстрация искусства быстрого и точного счета; артисты, работающие в этом жанре, должны обладать природными способностями такого рода и уметь вести непринужденный разговор со зрительным залом. ХУДОЖНИК-МОМЕНТАЛИСТ — демонстрация искусства создать моментальный портрет одного или нескольких зрителей (чаще всего в форме дружеского шаржа); исполнитель должен обладать не только собственно художественными, но актерскими способностями, так как жанр требует живого импровизированного общения с публикой. ИГРА С ЛАССО И АРКАНАМИ — демонстрация ловкости в захватывании различных предметов при помощи реквизита, указанного в названии жанра; близко к этому жанру примыкает ИГРА С КНУТАМИ, разница в том, что здесь предметы чаще не захватываются, а сбиваются кнутом или бичом, причем в довольно опасных ситуациях, — например, кнутом выбивается сигарета изо рта ассистента, сбивается с головы яблоко и т. п.; по преимуществу — цирковой жанр, но встречается и на эстраде. ДЪЯБОЛО — в основе жанра лежит игра со специальным волчком в форме небольшой катушки; волчок раскручивается тонким шнурком, который прикреплен к двум палочкам; исполнитель, держа эти палочки, подбрасывает и ловит волчок-дъяболо обратно на шнурок, делает различные вращения; такие номера чаще исполняются парой, что позволяет добавить к трюковому арсеналу различные перекидки. ИГРА С ХУЛА-ХУПАМИ (БОЛЬШИМИ ОБРУЧАМИ) - исполняется только женщинами; основные трюки — вращение одного, а затем нескольких обручей вокруг тела и частей его — шеи, рук, ног; используется и жонглирование большими обручами; успех таких номеров в большой степени зависит от совершенства и красоты телосложения молодой артистки, круговые и быстрые движения тела которой должны быть эротичны, так как сам по себе трюковой арсенал жанра однообразен и весьма ограничен в комбинациях; на эстраде жанр встречается довольно часто. ВРАЩАЮЩИЕСЯ ТАРЕЛОЧКИ (КИТАЙСКИЕ ТАРЕЛОЧКИ) -номера этого жанра строятся следующим образом: исполнитель на нескольких тростях (рекорд — 22), которые установлены на подставке, раскручивает тарелки, которые в силу естественных причин постепенно замедляют вращение и стремятся упасть; чтобы не допустить этого, исполнитель постоянно подкручивает трости; от исполнителя требуется актерское умение заставить зрителей переживать — упадут или не упадут тарелочки, успеет или не успеет он подкрутить трости. СВЕРХМЕТКИЕ СТРЕЛКИ — артисты этого жанра демонстрируют уникальную меткость в стрельбе из разного оружия, не обязательно огнестрельного; на профессиональном жаргоне жанр иногда называют «Вильгельм Телль». По преимуществу цирковой жанр, на эстраде встречается, но очень редко, что вызвано, в первую очередь, невозможностью обеспечить требования безопасности. Инструментальная музыка на эстраде СОЛЬНОЕ и АНСАМБЛЕВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО — выделено в отдельный эстрадный жанр, так как отличается рядом особенностей от филармонического инструментального исполнительства; в первую очередь — подбором исполняемого репертуара, который по преимуществу составляют эстрадные обработки небольших популярных классических произведений (крупные музыкальные формы не исполняются), сюиты и фрагменты из оперетт и мюзиклов, сюиты из музыки к фильмам, попурри на темы популярных песен и танцевальных мелодий, обработки народных мелодий; в ансамблевом исполнительстве часто используется необычный, по сравнению с филармоническим, состав инструментов оркестра или ансамбля; в сольном исполнительстве часто используются необычные и редкие музыкальные инструменты — гусли, рожки, флейты Пана, ксилофоны, виброфоны, концертино и др.; чаще всего исполняемые произведения подбираются таким образом (особенно в сольном инструментальном исполнительстве), чтобы музыкант мог продемонстрировать виртуозную технику владения инструментом; театрализация в этом жанре — редкость, но известны успешные примеры даже оркестрового исполнительства в театрализованной форме. Особое место в эстрадном вокальном и музыкальном инструментальном исполнительстве занимает джаз, но подробная характеристика его — прерогатива музыковедов. Впрямую темы данного учебного пособия касается эстрадный джаз-оркестр, отличительной особенностью которого является, помимо репертуара, общение оркестрантов и дирижера с публикой, раскованная манера поведения на эстраде вплоть до исполнения танцевальных элементов, разыгрывание небольших сценок, даже сюжетных. Танец на эстраде Это короткий номер, который проявляется в разновидностях жанров собственно хореографического искусства: классический, народный, историко-бытовой, характерный, бальный, модерн, джаз-танец, стэп и т. д. В эстрадном танце часто используется выразительный арсенал других жанров эстрады, особенно акробатики и пантомимы. Поэтому эстрадный танец часто стремится ввести в структуру номера трюк. Нередко эстрадный танец выстраивается в форме сюжетной сценки. В этой книге не будут подробно рассматриваться жанры инструментальной эстрадной музыки, куклы на эстраде и эстрадный танец. Каждый из этих жанров отражает мощную проекцию отдельных видов искусств (кукольный театр, танец, музыка) на эстраду. И работа над номерами этих жанров — дело специалистов в этих жанрах. Балетный номер ставит всегда балетмейстер, над музыкальным номером работает дирижер. Номер с куклой может поставить только специалист в области кукольного театра. Однако первый раздел учебного пособия, думается, может быть полезен и для этих специалистов, так как здесь анализируются общие законы создания эстрадного номера (особенно его драматургии), которые одинаковы во всех жанрах. Основные положения для конспектирования: - понятие «жанр» на эстраде имеет двойственное толкование: первое — объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный образ, второе — объединение номеров по характеру их эмоционального воздействия; режиссер номера создает художественный образ посредством специфических выразительных средств определенного жанра, а также определяет характер эмоционального воздействия номера; - традиции эстрадного искусства определяют эстрадный жанр в первую очередь как специфику выразительных средств номера; - синтетический эстрадный номер следует определять как номер определенного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств; создавая синтетический эстрадный номер, режиссер должен выделить главное выразительное средство жанра, отводя другим вспомогательную роль; - актерское мастерство исполнителя номера не должно затушевывать выразительные средства жанра, а естественным образом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерского искусства и технологии выразительных средств эстрадного жанра; - специфика отдельных жанров, представленная и классифицированная во 2-й главе, отражает специфику подхода режиссера к постановочной работе над номером определенного жанра в отборе выразительных средств. 1 Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т.1. Л., 1980. С. 173. 2 Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. С. 424. 3 Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 19. 4 Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С. 3. 5 Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987, С. 58. ' Петров А. Песня // Эстрада России. XX век. Лексикон. М„ 2000. С. 440. ' Каштелян С. Право на эксперимент // СЭЦ. 1969. № 1. С. 8. ' Макаров С. Цирковы е жанры // Эстрада России.... С. 645.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.123 (0.014 с.) |