Герои в мифологической системе эллинов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Герои в мифологической системе эллинов.



Греческая мифология. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, с тем или иным божеством соединяются те или другие общие или мифологические представления. Известны разные сочетания, иерархии генеалогии античных божественных существ — «Олимп», различные системы "двенадцатибожия" (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов.

В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определенной общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь все более уясняется благодаря раскопкам и находкам. Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нем понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, напр., жрец был тот же государственный магистрат. Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (напр., афинских демов), и культы домашние или семейные, а также культы частных обществ или лиц.

Трудно установить в точности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры или микенской (до 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры.

К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Поэтому гомеровские поэмы рассматриваются как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи».

Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран, и затем от Урана и Геи - Кронос, циклопы и титаны. Одолев титанов, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений. Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции, включая поэмы Гомера, столь любимые в народе. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Их более всего интересовал подход драматурга к запутанной ситуации, его толкование мотивов вины и искупления греха. Трудно по достоинству оценить значение тех театральных постановок, но, к счастью, у людей остались источники многих трагедий Софокла и Еврипида — сами мифы, сохраняющие большую привлекательность даже в кратком изложении. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; удивительные подвиги могучего Геракла, единственного из героев, кто заслужил бессмертие, а также истории великого множества других персонажей. Римляне, наследники культурных традиций Эгейского мира, многих италийских божеств приравняли к богам греческого пантеона. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. В 186 г. до н. э. римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. Несколько тысяч человек было казнено, прежде чем культ Бахуса удалось привести в соответствие с моральными нормами.

У древних греков был очень богатый фольклор, широкое развитие получили сказки, басни, пословицы, поговорки, обрядовые песни, загадки. Но самым настоящим сокровищем греч фольклора были мифы – устные сказания о богах, героях, явлениях природы. Мифы создавались на ранних стадиях развития человечества, когда человек с помощью разума не мог объяснить сложные окружающие явления в их взаимосвязях. Вот тогда все непонятное и объяснялось вмешательством богов. Так объяснялись страшные, угрожающие явления. А в обществе объяснялось происхождение племен, обычаев, обрядов, городов, праздников. Возможно, мифы никогда не были пустой забавой, игрой воображения. Это стадия в процессе познания человечества, ее проходили все народы, но греки были поэтически одаренными, и их мифы были высокохудожественны. Все мифы делились на:

1. мифы о богах и героях – самый главный раздел. У др греков было многобожие (политеизм). Боги бессмертны, они сильней людей, наделены могуществом и красотой, но испытывают боль, страдание, любовь и ненависть. Боги делились на высших и низших. Высшие – боги-олимпийцы, а низшие – боги, обитающие на земле, на одном уровне с людьми. Это нимфы и сатиры. Высшие божества. Главным богом был Зевс (рим Юпитер). Он бог неба, грома и молнии. Его супругой была Гера (Юнона) – покровительница семьи и брака. У Зевса было два брата: Посейдон (Нептун) – владыка всех вод на земле (жена Анфетита, морская нимфа) и Гадес = Аид (Плутон) – бог царства мертвых. Жена его Персефона, любимая дочь сестры Зевса Деметры (богиня земледелия, хлебопашца), украденная Аидом. Зевс решил, что теплое время года она будет жить с Деметрой, а холодное – с Аидом. От Геры у Зевса два сына: хромоногий Гефест (бог огня, мастер по обработке металла) и Арес (Марс) – бог войны, самый жестокий. Важную роль играл Гермес (Меркурий). Он был сыном Зевса и нимфы, покровитель путешеств, торг, купцов, ораторов и орат иск-ва. От Латоны: Аполлон (бог вдохновения – для него открыты все тайны прошлого и будущего; оракулы (его жрецы) давали ответы на вопросе всех молящихся в г Дельфы; он покровитель поэзии и поэтов, предводитель муз) и Артемида (богиня природы, охоты; вечная девственница, помощница нимф, взявшая с них обет безбрачия, за нарушение которого одна из них была превращена в медведицу). Богиня Афина (Минерва) – дочь Зевса – богиня мудрости, городов, войны. Афродита (Венера, супруга Марса) – богиня красоты и любви. Дионис (Вакх) – бог плодородия, древоводства, виноградства и вина. Сын от смертной царицы Семмелы, его Зевс выносил в ведре. Герои. Самым любимым героем греков был Геракл (Геркулес) – сын Зевса и Алкмены, жены полководца Амфитриона. Она была очень красива и Зевс, воспользовавшись отсут мужа, принял его облик и много раз к ней приходил. Так у Геракла получилось 2 отца. Он был оч силен, совершил много подвигов. Самый большой – он убил страшного льва, наводившего ужас на местность, где он обитал. Из его шкуры он сделал плащ и носил его все время. Геракл вызвал ненависть Геры и она всячески пыталась его убить, посылала ему различные испытания. Вторым героем был Персей – сын Зевса и смертной Данаи. Он убил Горгону Медузу, кот превращ все живое в камень. Он отрубил ей голову и подарил Афине, с тех пор голова прикреплена к ее щиту. Также были Тезей и Ариадна.

2. Мифы о природе. В этих мифах разъяснялись самые различные явления природы: от космически грандиозных до мельчайших. И всегда в этих мифах играл большую роль мотив превращения, метаморфоз. Например, миф об пауке Арахне, миф о Нарциссе, о Дафне. С помощью этого превращения достигалась картина единства мира. У греков был светлый, жизнерадостный взгляд на мир, как на нечто целостное, единое, гармоничное, прекрасное. Мир для них – космос.

Миф о Троянской войне. Во время свадьбы богиня раздора бросила яблоко, где было написано «прекраснейшей». И три самые знаменитые богини Афина, Афродита и Гера заспорили, кому оно. И их отправили на суд Париса (сына царя Трои). Он был самым красивым на свете. Гера обещала ему власть, Афина – силу, Афродита – самую прекрасную женщину в жены. Он отдал яблоко Афродите. И Парис отправился в Грецию на поиски. Он поехал в Спарту, где царствовал Менелай, у которого была в женах Елена прекрасная. Менелай встретил его пиром в несколько дней. А потом царь покинул город по делам. И в его отсутствие Парис украл Елену и значительную часть богатств. Он нарушил закон гостеприимства. Менелай обратился к своему старшему брату Агамену. Они собрали армию и пошли войной на Трою, полководцем стал старший. Война длилась 10 лет и в рез греки победили, Троя была разрушена, а Елена и Менелай возвратились на родину.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 764; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.009 с.)