Культура эпохи Августа. «Буколики» Вергилия. Традиции и новаторство. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура эпохи Августа. «Буколики» Вергилия. Традиции и новаторство.



- Золотой век римской литературы.

· Век Августа и раннее творчество Вергилия.

· «Буколики» и «Георгики» - ранние поэмы Вергилия.

· «Энеида» - национальный эпос римского народа. Образ Энея как результат сознательно воспринятого долга.

Этот период совпадает с правлением принципата Августа. Август пришел к власти после гражданских войн. После смерти Цезаря побеждает Октавиан, Август – прозвище, «священный», потому что принес на римскую землю мир. Государству была нужна идеология. Начало – раздача пахотных земель ветеранам своих войск, так как считал, что труд на земле облагораживает. Август понимал, что без культуры нет идеологии. У него был богатый друг – Меценат. Он создает условия для бедных поэтов, а те поддерживают Августа. В этот кружок входили: Вергилий, Гораций, Проперций, Варий Руф, Азинний Паллион. Они как бы поделили жанры литературы. В противовес этому кружку создается кружок Корвина Мессала: Тибул и Овидий.

Вергилий по сути пишет по заказу Августа все три поэмы. «Буколики» - пастушьи стихи, «Георгики» - земледельческие. «Энеида» - героический эпос. Объединяет их всех идея, отличная от греческой, – Вергилий отрекался от прошлого и звал к возрождению в будущем.

Выходец из средней семьи, но получил неплохое юридическое образование. Боялся людей.

Творчество Вергилия находилось под влиянием греков. Прежде всего, александрийская «ученая» лирика, творчество Феокрита. Гесиода. Также Тит Лукреций Карр «О природе вещей» и римские поэты-неотерики («новенькие»).

Тит Лукреций Карр живет только в период гражданских войн. Он решил нравственно помочь гражданам, опирается на философию эпикуров. Развивает теорию Демокрита гекзаметрами. Пытается доказать, что жизнь вечна. Он говорил, что в принципе Земля умирает, а человечество прогрессирует.

Неотерики – римская поэзия к этому времени насчитывала всего два века в развитии. Решили исправить несовершенную поэзию по принципу александрийской лирики. Гай Валерий Катулл. Это поэты оппозиции, чурались гражданской жизни, звали на лоно природы, в центр творчества ставили творческое «я». Вергилий заимствовал у неотериков форму стиха.

«Буколики» написано в подражание Феокриту. Вергилий называет их эклогами. Вергилий начинает свое произведение фразой: «Все покоряет любовь, и мы покоримся любви» - это отправной пункт для рассуждения. Он показывает, что безрассудная страсть приводит к гибели. Среди эклог особое место занимает четвертая эклога. Там повествуется о рождении необычного младенца. Любви-страсти противопоставляется любовь материнская. Эта эклога написана на свадьбу Антония и Августа и на рождение сына. Действие «Буколиков» происходит в Аркадии. Это глушь, а Вергилий делает из нее утопию. Впервые эта «благословенная Аркадия» появилась здесь.

«Георгики» - о земледелии, без героя, без сюжета, о том, как следует трудиться. Природный мир возникает уже в эклогах. В этой поэме Вергилий следует Лукрецию, доказывает, что человек – одно из созданий вселенной, стремится дать ему опору, покой, счастье. Он видит его в цикле земледельца. Апофеоз «Георгиков» - рассуждение о пчелином рое, похоже на Л. Толстого. Поэма заканчивается: поэт идет по дороге и наступает на череп быка, а из него вылетает пчелиный рой. «Так смерти стало быть нет, а есть продолжение жизни».

«Энеида» - большая эпическая поэма. Заказана Августом. Вергилий должен был написать панигири о самом Августе. В прологе должен был написать о мифических предках Августа. Вел род от Венеры. Вергилию дали время для работы – 12 лет, но так и не завершил. Завещал эту поэму сжечь своему другу. Об Августе ни слова – но тот не стал ее уничтожать. Одобрил политические тенденции, что римляне – это избранный народ, которому предназначено править миром.

Состоит из 12 книг. Вергилий делит на две части. Первая часть – бегство Энея из горящей Трои и прибытие в Карфаген – 5 книг. Вторая часть – повествование о войнах в Италии. Посередине шестой книги – рассказ о спуске Энея в царство мертвых. Эней спускается узнать, куда он плывет и о будущей судьбе Рима. Он как бы объединил «Илиаду» и «Одиссею» в обратном порядке. Вергилий не скрывает, что в качестве примера использовал Гомера.

Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности. Устремлена к будущему, поэтому в ней очень много глаголов. Отбор деталей. На идейное содержание оказали влияние стоики. Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна.

Самый прославленный поэт императорского Рима.

идеалом тихой жизни на лоне природы создалось первое значительное произведение Вергилия, его сборник — «Буколики» (около 42 — 39 гг.). воспроизводит жанр пастушеских идиллий Феокрита. Вводя в римскую литературу буколический жанр, Вергилий следует еще поэтической линии неотериков, ориентации на эллинистическую поэзию, но отношение его к пастушеской тематике значительно отличается от установок Феокрита

«Буколики», составлявшиеся в один из самых острых моментов гражданской войны, знаменовали бегство из действительности в идеальный мир «аркадцев», предающихся любви и поэзии. Этот мир свободен от тех пороков, в которых моралисты конца республики упрекали римское общество, от стремления к богатству и власти, но он свободен и от всяких гражданских обязанностей. Вергилий относится к этому миру с полным сочувствием. Пастухи Вергилия — совершенно условные фигуры для произнесения нежных и чувствительных стихов на любую тему

Характерная для Феокрита ироническая подача любовного томления заменена напряженной эмоцией страсти..

В условную пастушескую жизнь начинает, однако, вторгаться актуальная историческая действительность. Первым толчком для этого послужил факт биографического порядка. Когда около 41 г. небольшое поместье Вергилия было конфисковано в пользу воинов Октавиана, поэт с помощью влиятельных литературных друзей добился восстановления своих прав; в эклоге, поставленной при издании сборника на первом месте, старый пастух произносит хвалу «божественному юноше», который возвратил ему участок во время всеобщей смуты; Современная политическая тематика входит, таким образом, в художественное поле зрения Вергилия, не нарушая еще буколического колорита.

Дальнейший шаг в этом направлении мы находим в знаменитой четвертой эклоге. Она обращена к Асинию Поллиону (стр. 366), консулу 40 г., одному из покровителей Вергилия и вдохновителю его в занятиях буколической поэзией. она связана с предстоящим в текущем 40 г. рождением некоего мальчика, будущего властителя мира, обрисованного одновременно человеческими и божественными чертами и несущего с собой конец железного века и начало золотого. Эклога эта привлекала усиленное внимание комментаторов Вергилия как в древности, так и в Новое время, и вызвала огромную литературу. Уже в античности наметились две основные линии толкования — историческое и мифологическое; Первое толкование приурочивает стихотворение Вергилия к ожидавшемуся рождению ребенка в каком-либо из видных римских семейств того времени. С точки зрения второго направления, четвертая эклога содержит прославление нового порядка вещей в форме мифологического пророчества о рождении человекобога, с которым связано обновление мира; «мальчик» не является реальным существом, и ни для него, ни для его родителей не следует искать исторического имени. Древние христиане считали, что в эклоге предсказано появление Христа, и церковь уважала языческого поэта, как обладателя высшей мудрости.

На материале буколической фикции Вергилий создал лирику нового типа; в этом значение «Буколик» для мировой литературы

Вскоре после выхода в свет «Буколик» он попадает в круг Мецената, т. е. в ближайшее окружение властителя Италии Октавиана.

«Георгики» состоят из четырех книг: первая посвящена хлебопашеству, вторая — разведению деревьев и в частности культуре винограда, третья — скотоводству, четвертая — пчелам.

Дидактическая задача Вергилия состояла не столько в изложении агрономической дисциплины, сколько в проповеди нравственной ценности земледельческого труда, в показе его радостей, в прославлении сельскохозяйственной деятельности как специфической формы жизни.

Вергилий окутывает сельскую жизнь дымкой идеалистической утопии, изображая ее, как сохранившийся остаток «золотого века».

«Георгиками» Вергилий заменяет задуманный было, но отложенный на неопределенное будущее философский эпос о природе.

Идиллические описания земледельческой жизни получают политическое завершение в обильных хвалах, расточаемых Октавиану. Прославление Италии, ее природы, населения и исторических деятелей звучало в годы составления поэмы с особенной актуальностью, так как Октавиан собирал вокруг себя силы Италии для борьбы с восточной частью империи; Зловещим предзнаменованиям и ужасам гражданских войн в конце первой книги противостоит восторженная хвала сельской жизни в конце второй; заключительную часть третьей книги составляет описание страшной эпидемии, а поэма в целом завершается жизнеутверждающим сказанием о пчеловоде Аристее

В 30 году до н.э. Октавиан победил Антония в битве при мысе Акций (Египет) и, вернувшись в Рим триумфатором, объявил себя императором Августом. Одной из задач первого императора стало создание новой, “классической” римской культуры и литературы. Определяющее мнение о новых произведениях создавалось в кружке Гая Цильния Мецената. Первым великим поэтом “золотого века” римской литературы был Вергилий.

Публий Вергилий Марон

Публий Вергилий Марон (70-19 до н.э.) родился близ Мантуи, в северной Италии. При содействии Мецената он получил имение в Кампании и дом в Риме. Он относился к Империи и Октавиану с искренним восхищением и воспевал их во всех своих произведениях.

Первой поэмой Вергилия является сборник пастушеской поэзии – “Буколики” или “Эклоги”. Сборник содержит 10 эклог: собственно буколических (поэтические состязания пастухов) и аллегорически-буколических ( иносказательно выражающие политические и философские идеи). Особенным успехом пользовалась в последующие эпохи IV эклога, которая содержит пророчество о рождении младенца для спасения мира. Средневековая Европа расценивала это как пророчество о рождении Христа. Основной характерной чертой “Буколик” является идеализация как образов пастухов, так и сельской жизни.

Вторая поэма Вергилия – “Георгики”. Слово означает “Земледельческое стихотворение”. Тема соответствует настроениям Аргуста, который хотел восстановить и оздоровить мелкое и среднее крестьянство, разоренное десятилетиями гражданских войн. По традиции, заложенной Гесиодом (“Труды и дни”), этот сельскохозяйственный трактат состоит из 4-х частей: земледелие, скотоводство, садоводство (у Гесиода - виноградарство) и пчеловодство. Наряду с восхвалениями Августу и Меценату, Вергилий изображает счастливых сельских тружеников, поэтизируя и идеализируя труд, природу Италии.

Третья поэма Вергилия – “Энеида”, написана по поручению Октавиана Августа. Троянец Эней, сын Венеры и троянца Анхиса был предупрежден богами о том, что он должен покинуть горящий город и спастись. Унося на плечах своего отца, и уводя за руку сына, Эней погружается на корабль и отплывает от Трои. Он добирается до Италии, женится на дочери царя Латина, Лавинии и становится основателем рода римских царей.

Из 12 песен “Энеиды” первые 6 написаны по образцу гомеровской “Одиссеи:, вторые 6 – “Илиады”. Песнь I повествует о странствиях Энея, о преследовании его корабля Юноной, о прибытии его к берегам Карфагена. Венера просит Юпитера помочь Энею утвердиться в Италии, а Меркурий побуждает карфагенян любезно принять Энея. Прекрасная царица Дидона устраивает пир в честь Энея.

Песни П и Ш – это рассказ Энея о гибели Трои. Он повествует о коварстве греков, о деревянном коне, о гибели Лаокоона, об убийстве беззащитного старца Приама Пирром, сыном Ахилла. Проведя некоторое время на горе Ида, Эней наконец шпгружается на корабль и отплывает в долгое странствование. Он попадает во Фракию, на Делос, на Крит, проплывает мимо Сциллы и Харибды, киклопов и т.д. В Эпире его встречает Андромаха, вдова Гектора, которая вышла замуж за его брата Гелена. В Сицилии умирает Анхис.

Песнь IV. Дидона, поклявшаяся хранить верность своему убитому мужу Сихею, не может противиться вспыхнувшему чувству к Энею. Она нарушает данный обет и решает выйти за него замуж. Однако Энея ждет великая миссия и он, побуждаемых богами, покидает Карфаген. Дидона всходит на погребальный костер, проклинает Энея, предвещает будущие Пунические войны между Римом и Карфагеном и пронзает себя мечом, подаренным ей Энеем.

Песнь V. Эней останавливается на Сицилии, где устраивает игры в честь Анхиса. Покровительница Карфагена Юнона организовывает поджог его флота, но Юпитер гасит его.

Песнь VI. Эней прибывает в Италию, встречается с пророчицей Сибиллой, которая помогает ему отправиться в подземное царство. Здесь они встречают разных чудовищ, Харона, усыпляет Цербера, видят множество теней умерших знакомых. Пройдя Тартар, место, отведенное для мучений грешников, Эней и Сивилла оказываются в Элисиуме, где проводят свою загробную жизнь праведники. Здесь Эней встречает Анхиса, который показывает ему огоньки – души еще не рожденных его потомков.

Вторая часть “Энеиды” описывает войны Энея в Италии.

Песнь VII. Царь Лациума – Латин, соглашается отдать за Энея замуж свою дочь Лавинию. Но против Энея восстает жених Лавинии Турн, вождь рутулов. Жители Лациума и другие италийские племена переходят на сторону Турна.

Песнь VIII. Эней заключает союз с греком Эвандром. Сын Эвандра, Паллант становится другом Энея и просит помощи у этрусков. По просьбе Венеры ее муж Вулкан изготовляет доспехи для Энея и щит с изображением будущей истории Рима.

Песнь IX. Рутулы под предводительством Турна врываются в лагерь Энея, но троянцы отчаянно защищаются.

Песнь X. Новый жестокий бой. Турн убивает Палланта.

Песнь XI. В лагере Энея совершается обряд погребения убитых троянцев. На стороне рутулов выступают амазонки во главе в Камиллой, но ее убивают в бою. Рутулы отлтупают.

Песнь XII. Поединок Энея и Турна. Юнона прекращает защищать Турна и Эней его убивает. “Энеида” не была закончена Вергилием, он просил сжечь поэму, но после его смерти ученики и друзья прочли ее и решили, что этот шедевр надо сохранить.

В конце “Энеиды” должно было быть описано примирение рутулов с троянцами, женитьба Энея на Лавинии, рождение у них сына Иула, предка Ромула и Рема, основателей Рима. По некоторым вариантам мифа они произошли от сына Энея – Аскания, выведенного им из Трои.

Основные черты поэмы:

Произведение – глубоко национально, проникнуто римскими чертами

В отличие от гомеровских поэм “Энеида” не является “энциклопедией древности”, т.к. лишена описания бытовых деталей.

Италийский патриотизм

Изображение природы

Боги постоянно решают судьбы героер, но не наделены человеческими чертами

Герой – пассивен, он сам не решает свою судьбу.

Психологизм

Лаконизм

В “Энеиде” Вергилия реализовалось желание римлян иметь “своего” Гомера. Представленив о Риме как о “возрожденной Трое” уже утвердилось во времена Августа в качестве официальной версии. Римская история присутствует в поэме Вергилия как отдаленное будущее, основы которого закладывает герой, ведомый богами.

 

Важную роль приобретает в поэме идея рока: герой покидает гибнущую Трою, скитается по морю, встречается с Дидоной и т.д. Поражение и гибель Дидоны предопределены свыше как и поражение карфагенян в Пунических войнах.

Миф об Энее был для Августа важен и как средство заклрепления идеи божественного основания власти. Поскольку сын Энея носил имя Юл, то на основании сходства имен возникла возможность обожествления рода Юлиев.

Образ главного героя также воплощал “августовские идеалы”: верность воинскому долгу, благочестие, отцелюбие и т.д.

Энея часто сравнивают с Одиссеем, но Одиссей борется с неблагоприятной судьбой, полагаясь на собственные силы, свою волю, свой ум. Эней же “принимает” возложенную на него богами миссию. Одиссей, отдав долг общегреческим интересам стремится вернуться на родину, к семье. Эней же, теряя родину, отца, жену обретает горизонты сверхличной, исторической задачи.

В Энее подчеркивается сознательная готовность служить будущему.

Особая роль принадлежит второму главному персонажу поэмы – Дидоне. История любви Энея и Дидоны в истории культуры имеет значительную самоценность. Известны полотна художников разных эпох с этим сюжетом, опера Перселла “Дидона и Эней”, стохотворения А.Ахматовой, Й. Бродского и др. поэтов.

«Буколики»

1. пастушечья поэзия

2. включает 10 стихотворений - эклоги

3. прошлое всегда счастливо, настоящее печально

4. источники – идиллическая поэзия Феокрита, почти пересказ

отличия от Феокрита:

1. герои В. носят условные маски пастухов, на деле образованные поэты

2. мир природы – не просто фон, он исполнен таинственной жизни

3. образы неоднозначны, как в эллинистической поэзии

4. нестройность композиции – эклоги перекликаются парами в 4-й книге предсказание рождения ребенка (→счастливый век, все делается само, не свойственно для формы буколик) → Христос для христиан

«Буколики», составлявшиеся в один из самых острых моментов гражданской войны, знаменовали бегство из действительности в идеальный мир.

 

 

Энеида» Вергилия.

"Энеида" Вергилия и ее отношение к гомеровской традиции

Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части : первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой".Можно привести много примеров и прямых подражаний Гомеру, начиная от отдельных строчек и сравнений, до целых эпизодов - поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен. Но главное, что Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная философия, другое отношение к действительности, новый подход к эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий как это делал Гомер, но открыто тенденциозен. У Гомера были предтечи, но не было лит. предшественников, а Вергилий уже с детства изучал гомеровские гекзаметры, киклических и эллинистических поэтов, философов и ораторов.Гомер и Вергилий заставляли своих героев жить высокими страстями, быт отступал на задний план. Четыре стихии объединились в "Энеиде" - мифология и история, поэзия и политика,чтобы показать необходимость возникновения могучей Римской империи и прославить свое время как возвращение "Золотого века".

Черты монументальности у того и другого. Однако у Вергилия монументальность доведена до изображения мировой римской державы.

У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера - Эней хочет узнать судьбу тысячелетнего Рима. Вергилий везде хочет изобразить нечто чудесное и необычное. Если Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, то у Верг. наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком , это происходит вечером. У Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности. Множество эпиллиев у Вергилия. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала. Острый драматизм, который иногда достигает трагедии.

Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность

Вергилию дали время для работы – 12 лет, но так и не завершил. Завещал эту поэму сжечь своему другу. Об Августе ни слова – но тот не стал ее уничтожать. Одобрил политические тенденции, что римляне – это избранный народ, которому предназначено править миром.

Состоит из 12 книг. Вергилий делит на две части.

Первая часть – бегство Энея из горящей Трои и прибытие в Карфаген – 5 книг.

Вторая часть – повествование о войнах в Италии. Посередине шестой книги – рассказ о спуске Энея в царство мертвых. Эней спускается узнать, куда он плывет и о будущей судьбе Рима. «Страдал ты на море - будешь страдать и на суше, - говорит Энею Сивилла, - ждет тебя новая война, новый Ахилл и новый брак - с чужеземкой; ты же, беде вопреки, не сдавайся и шествуй смелее!»

Приплывают - устье Тибра, область Лаций. Путники ужинают, выложив овощи на плоские лепешки. Съели овощи, съели лепешки. «Вот и столов не осталось!» - шутит Юл, сын Энея. «Мы у цели! - восклицает Эней. - Сбылось пророчество: «будете грызть собственные столы». Мы не знали, куда плывем, - теперь знаем, куда приплыли».

Но богиня Юнона в ярости - враг ее, троянец, одержал верх над ее силой и вот-вот воздвигнет новую Трою: «Будь же война, будь общая кровь меж тестем и зятем!». В Лации есть храм; когда мир - двери его заперты, когда война - раскрыты; толчком собственной руки распахивает Юнона железные двери войны. …

Мать Энея, Венера, сходит в кузницу своего мужа Вулкана (Гефест), чтобы тот сковал ее сыну доспехи, как когда-то Ахиллу. На щите Ахилла был изображен весь мир, на щите Энея - весь Рим: волчица с Ромулом и Ремом, похищение сабинянок, победа над галлами, преступный Катилина, доблестный Катон и, наконец, торжество Августа над Антонием и Клеопатрой. …

После первого дня борьбы - Поставлены алтари, принесены жертвы, произнесены клятвы, два строя войск стоят по две стороны поля. И опять, как в «Илиаде», вдруг перемирие обрывается. В небе является знамение: орел налетает на лебединую стаю, выхватывает добычу, но стая обрушивается на орла, заставляет его бросить лебедя и обращает в бегство. «Это - наша победа над пришельцем!» - кричит латинский гадатель и мечет свое копье в троянский строй. Войска бросаются друг на друга, начинается общая схватка.

Эней и Турн нашли друг друга: «сшиблись, щит со щитом, и эфир наполняется громом». Юпитер стоит в небе и держит весы со жребиями героев». Турн ранен, просить его не убивать, но Эней видит на нём пояс убитого друга и не щадит Турна. (Поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектора)

Вергилий как бы объединил «Илиаду» и «Одиссею» в обратном порядке. Вергилий не скрывает, что в качестве примера использовал Гомера.

Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности. Устремлена к будущему, поэтому в ней много глаголов. Отбор деталей.

На идейное содержание оказали влияние стоики. Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна.

Особенности:

• посвящена и прошлому, и настоящему

• в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген).

• драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон

• соотносит мифологическое прошлое и современность

• судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок.

• Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року.

• и Эней и Дидона показаны в развитии

• Каждый эпизод – эпилии.

«Энеида» — незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями. По всей вероятности, «Энеида» была рассчитана, подобно «Илиаде», на 24 песни; 12-я заканчивается лишь победой над Турном, между тем как поэт хотел рассказать самое поселение героя в Лациуме и его смерть. Сюжет эпопеи — Эней, основывающий новый Илион в Риме и делающийся родоначальником gens Julia, из которой произошёл Август.

Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия — отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии — перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания — с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Низуса и Эриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа на счет преданий старины. Из 12 песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны.

В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и т. п.) обнаруживается желание Вергилия «соперничать» с Гомером.

Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» представляет цепь повествований, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы.

Её движущая сила — воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам.

Правда, герои Вергилия атомистичны, они живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.014 с.)