Образ Прометея у Гесиода и Эсхила. Истолкование образа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ Прометея у Гесиода и Эсхила. Истолкование образа.



Трагедия о Прометее дошла только серединная часть. «Прометей-огненосец» - первая часть.

«Прометей прикованный» - вторая часть. «Прометей освобожденный» - 3 часть.

Прометей, один из титанов, т.е. представителей старшего поколения богов, - друг человечества. В борьбе Зевса с титанами Прометей на стороне Зевса, но когда З, после победы над титанами, вознамерился уничтожить род людской и заменить его новым поколением, Прометей этому воспротивился. Он принес людям небесный огонь и пробудил их к сознательной жизни. Письмо и счисление, ремесла и науки – все это дары Прометея людям. Мифологическим подателем благ разума, выводящим человечество к культурной жизни, и является у Эсхила Прометей. За услуги, оказанные людям, он обречен на мучения. Прометей выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнем, но также открыл им счет и письмо, науку строительтва жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстает не только как олицетворение цивилизации, но также как всеведущий знаток мира. По ходу действия он дает пространные географические описания, содержащие основные сведения о мире, известные в тот период. Монументальность придает образу провидческое начало. Прометей - провидец, и он знал об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно пошел навстречу великой опасности ради людей. Образ Прометея такой, какой он будет в веках: благородный, страдалец. Здесь появл. метафора «огонь знаний». У Эсхила тепло и пища вторичны. Важен огонь знаний: науки, медицина, ремесла. Знание приближает людей к богам. Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Блага цивилизации чреваты жертвами на пути. В этой трагедии есть пролог. Прием «молчания» использует драматург. Гермес издевается над ним, а тот молчит, те молчание – стойкость героя, олицетворение его мощи. Эсхил излагает проблемы, которые связаны с пониманием огня. Мы видим хор океанид, их сочувствие здесь показано. Эсхил любит контраст. Он не выводит Зевса на сцену. Почему? Прометей – великая сила. Раз он так силен, какая же сила должна быть у Зевса, который победил его? Эсхил – верующий человек, считал, что боги праведны, но в этой трагедии он несколько отходит от этой традиции. Кроме Прометея, который считает З.несправедливым, Ио считает его таким же и все свои несчастья связывает с ним. Прометей – справедливый хранитель порядка. Но это герой по сути бездействующий, ничего важного он не предпринимает. Есть лишь разговор о действии, но его самого нет. Перед нами несгибаемый герой, но в нем нет черт, свойственных только Прометею, выделяющих его из ряда других героев.

Центр тяжести перенесен на героя, но герой не индивидуализирован.

з Прометея у Эсхила.

Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова. Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Сам Прометей – это сверхчеловечески мощный герой, молчаливо терпящий любую казнь и не боящийся никаких угроз и наказаний. Это непреклонная личность, вне всяких колебаний и противоречий. Тональность всего произведения – восхвалительно-риторическая направленная в адрес единственного героя, Прометея. Всё его возвышает. Его рассказы и разговоры о прошлом, в частности о благодеяниях людям, нисколько не подвигая действие вперёд, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, и необычайно возвышают и насыщают в идейном отношении. То, что является у Эсхила в произведении развитием действия – есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности самого Прометея. (Прометей – благодетель, научил считать, читать, молится, строить дома, пахать землю и всему чему угодно) В боге сочетается и человеческое и божеское.

Гесиод.

Образ Прометея дан в «Теогонии», и в «Трудах и днях». Прометей у Гесиода не имеет ничего общего с Прометем Эсхила. Он изображён обманщиком, и Гесиод явно его осуждает. В Социально-историческом отношении гесиодовский Прометей тоже небезызвестен: земледелец Гесиод не любит ремесленников, и поэтому рисует Прометея, покровителя всякого ремесла, весьма отрицательно. (Разная подача стихотворений у Гесиода и Эсхила, его заслуги уменьшаются)

Образ Прометея у Эсхила.

Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова. Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Сам Прометей – это сверхчеловечески мощный герой, молчаливо терпящий любую казнь и не боящийся никаких угроз и наказаний. Это непреклонная личность, вне всяких колебаний и противоречий. Тональность всего произведения – восхвалительно-риторическая направленная в адрес единственного героя, Прометея. Всё его возвышает. Его рассказы и разговоры о прошлом, в частности о благодеяниях людям, нисколько не подвигая действие вперёд, придают образу Прометея необыкновенно глубокий смысл, и необычайно возвышают и насыщают в идейном отношении.

То, что является у Эсхила в произведении развитием действия – есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности самого Прометея. (Прометей – благодетель, научил считать, читать, молится, строить дома, пахать землю и всему чему угодно) В боге сочетается и человеческое и божеское.

Гесиод. Образ Прометея дан в «Теогонии», и в «Трудах и днях». Прометей у Гесиода не имеет ничего общего с Прометем Эсхила. Он изображён обманщиком, и Гесиод явно его осуждает. В Социально-историческом отношении гесиодовский Прометей тоже небезызвестен: земледелец Гесиод не любит ремесленников, и поэтому рисует Прометея, покровителя всякого ремесла, весьма отрицательно. (Разная подача стихотворений у Гесиода и Эсхила, его заслуги уменьшаются)

Байрон: он называет Прометея символом силы и полубогом, а так же говорит о том, что в его не смирении лежит пример для всех людских сердец. Однако, Байрон говорит и о том, что над всем властвует рок, и о том, что Прометей скован яростной судьбой. Байрон пишет, что «титан», так он называет Прометея, смотрел без презрения на землю и на человеческую боль. Он говорит о силе и мужестве Прометея, о том, что он принял всё, как есть и не стал сопротивляться судьбе. Байрон, пишет, несмотря на всё, то, что происходит с Прометеем, душа его при этом останется неизменной. Гёте: Стихотворенье «Прометей» пронизано ненавистью к Зевсу. Гёте говорит ему о том, что Зевс не разрушит ничего что создано был не им. И что тот завидует пламени, которое разожжено в доме человеческом. Гёте говорит о том, что не никого ничтожнее богов, и обвиняет Зевса в том, что он ни разу не «рассеял печаль скорбящего». Гёте говорит, что не будет молится Зевсу и обвиняет его в том, что он не видит ничего, кроме своего величия, и не стремиться помочь ближнему.

Второй период ознаменовался новым этапом в драматическом строении произведений, введением второго актёра, появлением пролога, а также появлением могущего героя. Героями Эсхила в этот период становятся Титаны.

В «Прикованном Прометее» проявляются черты Эсхила как художника-гуманиста. Образ Прометея-человеколюбца и борца против тирании богов, воплощение разума, преодолевающего власть природы над людьми, стал символом борьбы за освобождение человечества. Эта борьба по Эсхилу, возможна только благодаря цивилизации, а цивилизация возможна, только благодаря постоянному прогрессу. «Прометей прикованный» у Эсхила, в отличие от остальных его произведений, поражает краткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Это лишает трагедию такого широкого и грандиозного ораторного жанра, которым отличаются другие произведения Эсхила. Драматургия здесь тоже очень слаба – только монологи и диалоги, единственный жанр, который наиболее сильно представлен в трагедии – это декламация.

Сюжет. Прометея, двоюродного брата Зевса, приковывают к скале, на краю тогдашнего культурного мира за то, что Прометей выступил в защиту людей, когда Зевс, завладевший миром, обделил их и обрёк на звериное существование. Прометей горд и не приклонен, н молчит до тех самых пор, пока не удаляются его палачи, а после жалуется всей природе на несправедливость Зевса. Трагедия состоит из сцен посещения Прометея дочерями Океана, Океанидами, а после и самим Океаном, который предлагает ему помирится с Зевсом. Но Прометей неприклонен.

Далее следуют продолжительные монологи Прометея о благодеяниях людям и сцена с Ио, возлюбленной Зевса, которую ревнивая Гера превратила в корову, преследуемую остро жалящим её оводом. Обезумевшая Ио бежит не разбирая дороги и наталкивается на скалу, к которой прикован Прометей. Она выслушивает все его пророчества, как и о собственной судьбе, так и о будущем освобождении самого Прометея, Гераклом.

Последнее явление: Гермес, угрожая новыми карами Зевса, требует от Прометея, как от мудрого провидца, раскрыть для Зевса важную ему тайну. О её существовании Зевс знал, но он не знал её содержание. Прометей и здесь гордо отвергает всякое возможное общение с Зевсом и бранит Гермеса. За это Зевс посылает ему новую кару: среди грома и молний, среди бури и смерчей, среди землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.

 

Характеры «Прикованного Прометея» напоминают характеры ранних трагедий Эсхила. Монументально-патетический стиль трагедии на лицо. Его специфика заключается в общей тональности трагедии, которую можно назвать восхвалительно - риторической. Вся трагедия это восхвалительно – риторическая декламация в адрес её единственного героя – Прометея. В образ Прометея вложен необыкновенно глубокий смысл.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.008 с.)