Основные направления древнегреческой прозы 5-9 в. До н.э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления древнегреческой прозы 5-9 в. До н.э.



- Греческая проза V-VI вв. до н.э.

· Греческая историческая проза. Геродот и его «музы». Научное и художественное значение истории Геродота.

· Развитие ораторского искусства в Афинах. Жизнь и деятельность Демосфена.

· Философская проза (Сократ, Платон, Аристотель).

· «Поэтика» Аристотеля и вопросы литературы и искусства.

Прозаические жанры появляются позже поэтических. Дело не в легкости запоминания этих текстов. Проза возникла тогда, когда общество перестало удовлетворяться мифологическим объяснением мира. Когда возник интерес к знаниям. Эмоциональное познание мира возможно коллективно, но научное познание так невозможно.

Проза появляется вместе с идеей государственности. Четвертый век – идея единства. Первые прозаические произведения лежат посередине между искусством и наукой. Исторические, философские произведения пишутся по закону художественного творчества, хотя древний грек понимал, что наука представляет факты, закономерности. Но стиль изобиловал метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д.

Греческая проза зарождается как историческое повествование. Из исторического повествования получаются философские повествования, география и риторика. Первые создатели прозы – логографы. Они описывали тот мир, с которым столкнулись греки-мореходы. Римляне завоевывали местность, а греки колонизировали. Они использовали новеллы городского фольклора. Первые использованные документы – погодные списки должностных лиц городов. Логографы разделили сферы своего влияния: одни описывали путешествия по суше (периоды), другие – морские (периплы (?)). Логографы включали фольклор и легенды.

Гекатей – «Объезд земли» описывает то, что считает верным сам. Включает и мифы, но не доверяет им. Вопрос: откуда появился термин «история»? Это от греческого глагола «ведать» - но ведать на основе виденного. Историческая наука возникает как изучение человека и общества в развитии. Второй вопрос: почему история возникла именно у греков? Македонский пришел в земли нести культуру, но там уже была. Но нигде не было исторического знания. Историческое знание может появиться только у свободного народа – это всегда концепция. А все восточные государства основаны на тирании. А греки относительно свободны. Деспотия приводит к тому, что жизнь общества зависит от жизни правящей семьи. Греки отмечали поворотные события в своей истории – троянская война – иной подход к летоисчислению. Архивы, протоколы подспудно являлись материалами для истории.

- Геродот.

«Отец истории». 484 г – Малая Азия. Прожил недолго, умер в 425 г. Единственный человек, который объездил все известное населенное пространство. Знал много языков. Известное пространство – ойкумена. Геродот делает упор на факт, а не на рассказ. У Геродота появляется главная задача истории – самопознание для прогнозов на будущее. Название труда «История». Разделили на девять частей, названия по имени муз – разделили ученые. Геродот разделил на две части. Первая часть: становление персидской монархии. Вторая часть: события Греко-персидской войны. До конца он ее не довел. Закончил на освобождении Эллады и вопросе куда перенести дальнейшие военные действия. Простое начало: «Вот изложение трудов Геродота…» Причины войны – четкая концепция. Главная причина – противостояние менталитета западного и восточного. Геродот – европоцентрист. Считает, что греки победили, потому что они свободны. Смешение историка и мифолога: причины войны – похищение женщин. Идея: ничего сверх меры. Персы хотели сверх меры, вот и поплатились. 1 часть посвящена персидским государствам и этническим группам. Каждой группе логос, часто по типу новелл. Признаки новеллы: краткая, драматическое повествование, парадоксальность ситуации, включает диалог, каждое слово важно, метафора, деталь, неожиданная развязка. Геродот – первый. Что он включает в повествование как историк? Природные условия, обычаи, диковинки – встречается рассказ о скифах, описывается столкновение Дария и скифов. Описание народа у гор, бреют головы – башкиры. Геродот пользовался услугами переводчиков, но мало им верил.

Только историки – Фукидид. 460-404. Потомок Метиада. Легенда связывает Геродота и Фукидида. Фукидид тоже держался фактов, но начинает включать в свои сочинения документы. Фукидид описывает пелопонесскую войну, из-за нее он стал изгоем в собственной стране. Бессмысленность войны. Фукидид или был убит или сбежал к персам. У Фукидида нет установки на развлекательность, не художественная направленность. Зато ужасная наивность – включает дословные речи, которых не слышал.

Еще один – Ксенофонт. Ученик Сократа. 430-354. Изгнан из Афин и как ученик Сократа, и как описывающий пелопонесскую войну. Продолжал описание Фукидида. Нелестная для Афин характеристика. Противник демократии. Бежит в Персию. Там находит понимание. Три труда: «Греческая история», «Анабазис» - это военный дневник, написанный как бы от третьего лица греческого наемника в персидской армии. Описан поход, возвращение в Грецию наемников. Последний труд – «Воспитание Кира». Изображение его как идеального монарха, романизированная биография. Сверхзадача – поиск выхода из унизительного для грека положения.

- Ораторское искусство.

Исторические сочинения были очень громоздкими и дорогими. Это была элитарная литература. Постепенно на первый план выдвигается ораторское искусство и риторика. Лучшие образцы распространялись среди греков. Ценилось не только содержание, но и форма. Роль риторики огромна из-за народных собраний. Пособий было много, но одним из самых важных была «Риторика» Аристотеля. Согласно ему, риторика исследует систему доказательств в речи, ее слог, композицию. Риторика связана с диалектикой, наукой о законах человеческого мышления. В риторике Аристотель выделяет три вида речей: совещательные (политические), судебные и эпидиктические (торжественные). Наиболее важными были политические речи. Политические речи редко писались заранее часто были импровизацией. Мастер – Перикл. Речи его были полны ораторского пафоса, скорее всего он был хорошим психологом. Современник: «Слова, сказанные Периклом, застревают в душах слушателей, как жало пчелы, потому что сама богиня убеждения Пейто сидит у него на устах». Начало ораторскому искусству положили софисты. Крупный теоретик и учитель красноречия – Горгий из сицилийского города Лионтины. О нем известно мало. Был против Афин. 427 г. Горгия прислали для торжественной речи. Он первый придумал разделить речь на определенные части, противоположные по смыслу. Окончания этих частей рифмовались. Этот прием назвали «горгиевы риторические фигуры», а Горгию поставили золотой памятник. Представителем судебного красноречия был оратор Лисий. 445-380, был очень скромен. Написал 400 речей. Дошло 34. Лисий стилем своих произведений открывает полемику как следует писать. Стиль Лисия получает название аттический стиль красноречия. Его станут противопоставлять азиатскому стилю. Аттический – лаконичный, скупой, лапидарный стиль, нельзя выкинуть ни одного слова. Азиатский – пышный. «У Лисия нельзя выкинуть ни одного слова, а к речам Цицерона уже нечего прибавить». Исократ. Родился в 436. Тяготеет к торжественному красноречию. Создает первую в Греции школу красноречия, там учит профессиональному ораторскому искусству. Противник демократии. Искал варианты полисного строя. Идея: обратил взгляд на Македонию – Филипп Македонский. Исократ хотел при помощи войска Филиппа приобщиться к славе. Торжественные речи – панигири в честь Филиппа. Потом пишет речь Филипп. Он усовершенствовал горгиевы риторические фигуры, разделил речь на периоды и отработал композицию. Первая часть – предисловие, изложение содержания и цели речи. Чтобы привлечь внимание слушателей. 2 часть – изложение самого предмета речи, которое должно было быть осуществлено с предельной убедительностью. 3 часть – опровержение мнения противника. 4 часть заключение, которое должно было подводить краткий итог сказанному, напомнить слушателю основные положения речи возбудить гнев против противника и завоевать симпатии аудитории. Но Исократ сам не произнес ни одной речи, это привело к тому, что в его речах было необыкновенно затянуто предисловие. Его речи были скорее для чтения. Эту ошибку хорошо усваивает противник – лучший оратор Греции Демосфен. В отличие от Исократа он открыто борется против Македонии. Трагическая слава, погибнет непонятый. Это конец свободы Греции. Это единственный оратор, говоря о котором опускалось даже имя. Его жизнь начиналась плохо. 384. Его отец владел оружейной и мебельной мастерскими. Его дразнили за внешний вид. Отец был женат на скифянке. Отец умер. Опекуны расхитили все имущество. 16 лет судебный процесс, доказал свою правоту, но остался совсем без денег. Сначала не мог говорить из-за дефектов речи. Получал уроки дикции у актера. В отличие от многих политических ораторов тщательно готовил речи. Выступал против Филиппа – «гневные филиппики». В конце концов, Филипп захватывает Грецию. Филипп убит, Александр использовал это, чтобы выступить против Греции. Потребовал Демосфена. Демосфен бежал на остров Колабрию. Но греки послали за ним войско. До нас дошла 61 речь. Демосфеновский корпус/кодекс. Их делят на частные и политические. Тщательно готовился. Принимает Исократовские элементы речи, но предисловие делает кратким. Сейчас живы риторические вопросы. Они придают речи искренность, привлекают внимание слушателей. Очень любил метафоры, антитезы, но применял и олицетворения – диалоги от имени умерших, предметов. Любил фигуру умолчания. Оратор намеренно умалчивает о том, о чем ему нужно говорить. У Демосфена не было чувства юмора – смеялись только над его потугами.

- Философская проза.

Философия сначала объединяла все науки. Зародилась в Ионии. Формы были очень образными. Философский диалог, в ходе которого должна была родиться истина. Философия часто делилась на материализм и идеализм – основной вопрос, что первично, материя или сознание? Для Древней Греции такое деление некорректно. Наследие материалистов почти не дошло до нас, идеалистов – наоборот.

У истоков философской мысли и объективного идеализма (который утверждает, что мир познаваем) – Сократ (468-399). До нас не дошло на одной строчки, написанной его рукой. Все записано учениками Платоном и Ксенофонтом. Сократ был очень демократичен – пользовался особой любовью аристократической молодежи. Смеялись над его происхождением – отец рядовой скульптор, мать повивальная бабка. Сократ гордился своим происхождением, по профессии тоже был скульптором.

В творчестве Сократа происходит переход от натурфилософии к этике. Главным предметом его бесед были нравственно-этические вопросы: как следует жить, что такое справедливость благочестие, добродетель. Создает учение об абсолютных истинах – истинах неколебимых. Сократ абсолютизирует человеческий разум. Две аксиомы: есть абсолютные ценности (ум, красота, храбрость) – без них нет человека. А есть зверь. Постижение их возможно, если правильно определить их, что невозможно. Это учение об абсолютных истинах дает толчок учению Платона об абсолютных идеях. Пытался учить путем диалога – сократической беседы. Приведение собеседника при помощи вопросов к единственно правильному выводу. Высказывания Сократа, конечно же, были неприятны главе полиса. Выборы он считал глупыми. Считал, что назначать на должности надо по склонностям, а не по жребию. Склонялся к монархии. Религиозное распутье – тяготел к единобожию. Искал бога внутри к себя, был убежден, что частички человеческого разума содержали части мирового разума. На суде защищался легковесно. Отказался от побегов. Настоящее имя Платона – Аристокл. Гибель учителя привело его к болезни. После смерти Сократа бежит из Афин. Изучает философию, мистику. В Сиракузах его принимает как придворного философа тиран Дионисий. Тот за идеи продает его в рабство. Афинянин купил его и отпустил. Вернулся. В роще Академ в память Сократа основал Академию – школу, которая просуществовала 900 лет. Именно Платон передает нам речь Сократа в суде. Это «Апология» Сократа. Защита Сократа была построена не для реального оправдания, а для высказывания афинским жителям. Диалог «Федон» вводит нас в обстановку последних часов жизни Сократа. Последняя беседа – доказательство бессмертия души. «Мы должны Асклепию петуха». От Платона осталось много. Его считают основателем философского идеализма. Материю считает тленной и переходящей. Материалистом считают Гераклита. Платон создает свою теорию о вечности духа на основе Гераклита. Платон приходит к выводу, что где-то есть прообраз всего – идеи. Платон не мог решить, как взаимодействует мир идей и вещей. Он сказал, что идеи и вещи общаются. Пример: связанные люди в пещере, смотрящие на тени. Много рассуждал о том, как сделать человека счастливым. Придумывает идеальное государство. Оно разделено на три класса: философы, воины и крестьяне. Философы и воины не должны иметь семей детей и имущества. Распределение на классы: к 30 годам становится понятно. Изгнал бы художников, писателей и поэтов.

Аристотель. По сравнению с Сократом и Платоном был ученым-энциклопедистом. Аристотель – первый энциклопедист. Родился в 384. Жизнь семьи связана с македонской династией. Отец – врач при македонском царе. Создает в роще Аполлона ликейскую школу Лицей – в Афинах. Преподавал иначе – читал лекции два раза в день: утром (днем) читал лекции по сложнейшим проблемам, вечером – то же самое, но объяснял просто. Читал лекции, гуляя по дорожкам, поэтому его учеников называли перипатетики, школа прогуливающихся.

Рукописи завещал Феофрасту, тот – Нелею, у которого в погребе они испортились. Четыре группы: 1) сочинения по теории научного доказательства или органон; 2) естественно-научная группа произведений; 3) сочинения по этике, включают в себя политику; 4) курс по теории литературы и ораторскому искусству. «Ритоика» в трех книгах и «Поэтика» в двух. Плохо относился к демократии, сказал, что существует только три формы правления: монархия, аристократия и полития. Но ни одна не бывает в чистом виде: монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия, охлократия. Поправлял Платона. Считает. Что идеи являются формой материи, поэтому их нельзя отделить. Идея несет в себе движение. Материя инертна, а идея несет в себе прогресс. Материя вечна. Вопрос: кем создана, не исчезнет ли, есть ли бог? Насчет бога не знал. Особое значение имеет «Поэтика». Сам Аристотель назвал ее техне – руководство. Написано скупо, как свод правил. Главный вопрос: соотнесенность искусства и действительности. Искусство подражает действительности – мимесис. Не стоит понимать это буквально. Не просто подражание, а подражание с целью понять, что могло бы случиться. Аристотель добавляет, что поэзия философичней истории. Объектом искусства является человек. Аристотель первым заговорил о гуманистических функциях искусства. Высшей формой искусства считал трагедию, которая ведет к катарсису. У Аристотеля много толкований катарсиса, но все можно свести к двум: медицинское – очищение от эффекта жалости и страха, как естественная функция. Этическое толкование – трагедия способствует нравственному очищению души. Первый выделил 6 элементов трагедии: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст, музыкальная обстановка. Для Аристотеля фабула и сюжет – одно и то же. Фабула должна быть законченной и органически целостной. Характеры должны быть правдоподобными, благородными и последовательными. Не должны быть идеальными или порочными – просто хорошие люди, совершившие ошибку.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.008 с.)