Своеобразие драматургии Теренция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие драматургии Теренция.



Подлинным осуществителем литературной программы Энния.

В промежутке между 166 и 160 гг. он поставил шесть комедий; все они полностью сохранились. В 160 г. он предпринял путешествие в Грецию, во время которого умер.

«Гуманная» тенденция новоаттической комедии оказывалась теперь своевременной, и Теренций становится ее римским провозвестником.

Комедии Теренция являются обработками греческих пьес «новой» комедии, Из шести комедий Теренция четыре («Андриянка», «Сам себя наказывающий», «Евнух» и «Братья») основаны на Менандре, а остальные две («Свекровь» и «Формион»)

Теренций не переводит, а обрабатывает греческие пьесы,

Для иллюстрации серьезного стиля Теренция возьмем его пьесу «Свекровь» (165г.), принадлежащую к типу «трогательной» комедии.

Из пролога к «Свекрови» мы узнаем, что эта пьеса дважды проваливалась. При первой постановке (в 165 г.) публика не стала ее смотреть, заинтересовавшись кулачными бойцами и канатным плясуном. Когда «Свекровь» была вторично поставлена (в 160 г.), зрители после первого акта убежали смотреть гладиаторов. Только при третьей постановке (в том же 160 г.) пьеса прошла. Действительно, если зрители ожидали ярких комических впечатлений или привычных шутовских фигур, «Свекровь» не могла не разочаровать их. В то время как у Плавта каждая сцена преследует определенный комический эффект, у Теренция очень мало «смешного». В «Свекрови» нет ни одного «комического» образа; Пьеса рассчитана на сочувствие зрителя к обыденным, неплохим людям, запутавшимся в трудной ситуации. С точки зрения нашей современной терминологии «Свекровь» скорее уже похожа на «драму», чем на «комедию».

Одна из наиболее распространенных тем «новой» комедии — конфликт между отцами и сыновьями на почве любовных увлечений молодежи

Теренцию пришлось столкнуться с сильной оппозицией, исходившей от школы Цецилия (стр. 304). Молодого поэта упрекали в свободном обращении с подлинниками, главным образом в контаминации, распространяли слухи, будто он не является действительным автором своих комедий.

он придерживается стиля обыденной речи, и противники посылали ему упрек в «сниженности»;

Заслуживает внимания одна особенность драматургии Теренция. Как мы знаем (стр. 206), античная комедия не создавала тайн для зрителя. То, что действующим лицам становилось известным лишь после заключительного «узнания», сообщалось 'публике уже заранее, в прологе, и комедия строилась так, чтобы зрителя забавляли ложные пути действующих лиц. У Теренция мы впервые наблюдаем отход от этой драматургической традиции. Все его пьесы заключают в себе момент «узнания»;

Спокойные и серьезные комедии Теренция не имели большого успеха на римской сцене. Его ценили, главным образом, как стилиста, за изящество и чистоту языка. Свою ценность стилистического образца Теренций сохранял и в Средние века. В Х в. германская монахиня Гротсвита составляла пьесы на библейские темы, воспроизводя при этом стиль Теренция;

Теренций был интересен в первую очередь своей архитектоникой; драматургическая техника новоаттической комедии была известна в Европе только по пьесам Теренция. Особенно значительна была его роль в XVIII в., в период оформления буржуазной драмы. Теоретики «слезной» комедии, «серьезного» комического жанра считали их образцовой комедией.

32.Художественное своеобразие комедии Теренция «Свекровь»

Все его пьесы, кроме «Братьев», заключают в себе момент «узнания»; между тем Теренций отказывается от экспозиции в прологе, оставляет зрителя в неведении относительно того, что неизвестно еще самим действующим лицам, и стимулирует его интерес к развязке. Действительное положение вещей разъясняется лишь постепенно, а в такой пьесе, как «Свекровь», зритель вплоть до последнего действия не располагает данными, позволяющими предугадать финал.

Для иллюстрации серьезного стиля Теренция возьмем его пьесу «Свекровь» (165г.), принадлежащую к типу «трогательной» комедии. Действие происходит, как обычно, в Афинах, между двумя домами, из которых один принадлежит Лахету, а другой Филиппу; по соседству живет гетера Вакхида. Диалог Вакхиды с Парменоном, рабом героя Памфила, содержит экспозицию. Памфил, сын Лахета, горячо любил гетеру Вакхиду и клялся ей в верности. По настоянию отца он вступил в брак с Филуменой, дочерью соседа Филиппа, но брак этот сначала оставался фикцией. Молодой человек продолжал посещать прежнюю подругу и надеялся, что оскорбленная Филумена сама уйдет от него. Но, между тем как Филумена кротко терпела поведение Памфила, Вакхида стала хуже относиться к нему, и чувства Памфила изменились: он охладел к гетере, сошелся с Филуменой.

В отсутствие Памфила Филумена почему-то возненавидела свою свекровь Сострату, стала избегать ее и вернулась в родительский дом.

Зритель, быть может, склонен объяснить уход Филумены тяжелым характером свекрови, но уже ближайшие сцены убеждают его в том, что Сострата - добрая женщина: «твердо вбили в голову, Что свекрови все неправы».

Загадка разрешается в монологе возвратившегося Памфила. Обеспокоенный возникшей враждой между женой и матерью, он поспешил в дом Филиппа и застал роды Филумены.

Мать ее Миррина, скрывавшая положение дела от всех окружающих, включая и своего мужа, обратилась с мольбой к Памфилу не позорить Филумены, даже если бы он не пожелал взять ее обратно. Со времени его женитьбы уже прошло семь месяцев, и непосвященные в историю этого брака не заподозрят чего-либо неладного. Ребенок будет, конечно, подкинут, но это ведь право отца. Памфил обещал не оспаривать своего отцовства. Все же он считает необходимым расторгнуть брак и преодолеть чувство любви к Филумене.

Трудность положения Памфила возрастает из-за благожелательного отношения окружающих, которые всячески стараются устранить мнимые препятствия к восстановлению согласия между супругами. Единственный приличный предлог для отказа от Филумены - ссылка на нелады между ней и Состратой, на сыновнюю любовь, заставляющую отдать предпочтение матери перед женой. Но добрая Сострата готова удалиться с мужем в деревню, чтобы не быть в тягость невестке.

С другой стороны, Филипп узнает о тайных родах дочери и приписывает уход Филумены интригам Миррины (своей жены), недолюбливавшей Памфила из-за прежней связи с Вакхидой и пытающейся теперь, по его мнению, сбыть новорожденного внука для того, чтобы разлучить Филумену с мужем. Оба старика, Лахет и Фидипп, требуют, чтобы ни в чем неповинный ребенок был признан, и эта невозможная для Памфила перспектива окончательно сбивает его с позиций. Он предпочитает на время скрыться: без отца ребенка не примут в семью.

Старики могут объяснить себе непонятное поведение Памфила только влиянием Вакхиды и посылают за ней для переговоров. Гетера эта оказывается воплощением бескорыстия и благородства.

В ходе пьесы лишь один раз, в сетованиях Миррины, проскользнул намек на пути разрешения конфликта: неизвестный насильник отнял у Филумены ее кольцо. На пальце Вакхиды – то самое кольцо.

Т. е. это сюжет «Третейского суда» Менандра, с тем же разрешением конфликта при помощи благородной гетеры. В заключительной сцене упоенный счастьем Памфил обменивается со своей спасительницей Вакхидой изысканно-светскими любезностями

В «Свекрови» нет ни одного «комического» образа. Интриги здесь нет; развитие действия вытекает из характеров персонажей. Пьеса рассчитана на сочувствие зрителя к обыденным, неплохим людям, запутавшимся в трудной ситуации. С точки зрения нашей современной терминологии «Свекровь» скорее уже похожа на «драму», чем на «комедию».

У Теренция мы почти всегда находим парных носителей одинаковой маски, по-разному охарактеризованных; так, в «Свекрови» рядом с простой доброй Состратой изображена более коварная Миррина, рядом с добродушным, но деятельным Лахетом - обидчивый безвольный Фидипп.

По происхождению – раб, Теренций был в раннем возрасте попал к сенатору Теренцию, который дал умному рабу образование, свое имя и отпустил на свободу.

Теренций создал 6 комедий – “Андриянка”(166), “Свекровь”(165), “Самоистязатель” (163), “Евнух” (161), “Формион” (161), “Братья” (160).

В комедии “Свекровь” юноша Памфил, страстно влюбленный в гетеру Вакхиду, женится по требованию отца на соседке Филумене. С течением времени он начинает любить свою кроткую жену, но из-за смерти родственника уезжает из дому. Возвратившись, он узнает, что Филумена ушла. Памфил обвиняет свою мать Сострату в дурном обращении с невесткой. Он идет к родителям Филумены и ее мать объясняет, что дочь ее родила дебенка, но не от него, а от неизвестного, который ее изнасиловал и украл ее кольцо. Она просит скрыть эту тайну от всех. Отцы Филумены и Памфила, думая, что причина ухода Филумены в том, что она узнала о любви мужа к Вакхиде, вызывают гетеру и уговаривают ее не принимать Памфила. Тут мать Филумены замечает на пальце Вакхиды кольцо ее дочери. Вакхида рассказывает, что ей как-то подарил кольцо пьяный Памфил и признался, что совершил насилие над какой-то девушкой и сорвал с ее пальца это кольцо. Все раскрывается, Памфил забирает домой жену и своего ребенка.

Сюжет “Братьев” заимствован у Менандра. В ней обсуждается проблема воспитания. Купец Микион живет в городе, его брат Демея – землевладелец, живет в деревне. Микион берет на воспитание одного из двух сыновей Демеи – Эсхина. Его система воспитания основана на взаимном доверии, он позволяет ему веселиться в кругу молодежи, Демея же держит своего сына в ежовых рукавицах, заставляет трудиться от зари до зари. Но Он все же влюбляется в флейтистку –гетеру. Узнав, что ее собираются увезти на Кипр, Эсхин выкрадывает ее для брата.

Любимая девушка Эсхина узнает об этом, страдает, тем более, что ждет от него ребенка. Микион, узнав об этом, предлагает Эсхину немедленно жениться. Комедия кончается спором Микиона и Демеи о системе воспитания. Теренций скорее на стороне строгости в отношении к детям, что было во вкусе римской публики.

Сюжеты и образы Теренция не отличаются такой самостоятельностью, как у Плавта, комедии его написаны изящным литературным языком, без сочности простонародных выражений. Теренция высоко ценили в XVIII веке теоретики так называемой “слезливой комедии”, считая его зачинателем этого жанра.

 

 

35. Римская литература эпохи гражданских войн (Цицерон, Лукреций).

Синтез римской и греческой культуры получил литературное воплощение в многостороннем творчестве Марка Туллия Цицерона (106 — 43). Адвокат, политический деятель и блестящий писатель, последний значительный идеолог римского республиканского строя. Цицерон является крупнейшим мастером красноречия, и его деятельность стала основоположной для всего последующего развития латинской прозы. Значение Цицерона как стилистического образца, как признанного в потомстве классика ораторской речи, способствовало относительной сохранности его богатого литературного наследия даже в те периоды, когда идейная сторона цицеронианизма не вызывала к себе интереса. Пятьдесят восемъ речей, серия трактатов по реторике и философии, наконец, около 800 писем — таков состав дошедших до нас произведений Цицерона, превосходящий по своему объему все, что сохранилось от какого-либо римского писателя хорошее знакомство с классической литературой греков, с Гомером, драмой и ораторами.

По римскому обычаю, молодой человек, готовившийся к политической или адвокатской карьере, проходил практическую «выучку на форуме», т. е. слушал ораторов и знакомился с правом, присутствуя при юридических консультациях какого-либо известного специалиста. Интерес к философии пробудился и у Цицерона. упражнялся в составлении фиктивных речей («декламаций») по-гречески и по-латыни, сочинял поэмы, переводил с греческого в прозе и в стихах;

Личная роль Цицерона в событиях его консулата безмерно преувеличена им самим; в последующих произведениях он постоянно возвращается к своим «заслугам» 63 г. с самохвальством сам сочиняет поэмы «О своем консульстве» и «О своем времени».

Цицерон на некоторое время сделался одним из влиятельнейших людей Рима, но это продолжалось недолго.

В 54 г. Цицерон начинает работать над трактатом «О государстве», в котором прославляется римский государственный строй; причину его упадка автор видит в моральном разложении знати

Очень велика зато литературная продуктивность этих лет. В римской прозе, стал распространяться так называемый «аттикистический» стиль, и к новому направлению принадлежали многие молодые друзья Цицерона.

Римская литература почти не имела еще художественной философской прозы, и Цицерон поставил себе целью заполнить этот пробел. В короткий срок он выпускает целую серию произведений, охватывающих различные вопросы теории познания, метафизики и этики и знакомящих римскую публику с важнейшими направлениями эллинистической философии.

В своей государственной деятельности Цицерон был неудачлив и недальновиден.(после смерти Цезаря)

Немаловажной заслугой Цицерона является также создание философской терминологии на латинском языке,

Как теоретик красноречия Цицерон не удовлетворяется школьными правилами реторики. В диалоге «Об ораторе» мы находим гораздо более широкое понимание задач красноречия. Для Цицерона оратор — прежде всего государственный деятель. Совершенный оратор — человек высокой культуры и обширных знаний. В этих условиях теряет смысл ограничение красноречия судебно-политической тематикой, и оно становится универсальным искусством прозаической речи. Перед оратором стоят три задачи — доказать свои положения, доставить наслаждение слушателю, воздействовать на его волю, и каждой из этих задач соответствует один из основных трех «стилей»: спокойный «тонкий» («низкий») стиль пригоден для убеждения; «средний» стиль, созданный софистическим красноречием, отличается наибольшим изяществом; патетическая сила «величавого» стиля увлекает и волнует слушателя. Дело ораторского такта — пользоваться по мере надобности всеми тремя стилями, но самое ценное качество оратора — владение «высоким» стилем

Цицерон — лучший мастер периодической речи в Риме.

Античная критика очень высоко расценивала роль Цицерона в создании стиля латинской прозы, и его язык в сущности составляет норму так называемой «классической» латыни.

Ни один древнеримский писатель не имел такого значения в истории европейской культуры, как Цицерон. Цицерон был признан величайшим мастером римской прозы, имя которого стало синонимом красноречия.

На основе языка Цицерона создается «новолатинская» гуманистическая проза, сыгравшая огромную роль в деле оформления национальных литератур народов Европы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.211.141 (0.037 с.)