Римская дидактическая поэзия. Поэма тита лукреция кара «о природе вещей» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римская дидактическая поэзия. Поэма тита лукреция кара «о природе вещей»



одним из симптомов распада полисной идеологии в Риме было распространение эпикуpейской философии. Эпикурейцы были первой философской школой, которая развила литературную деятельность на латинском языке, обращаясь, таким образом, к более широкой аудитории..

В Риме эпикуреизм нашел своего поэта. Это был Тит Лукреций Кар (родился около 98 г., умер в 55 г.), автор поэмы «О природе вещей»

поэма его, не получившая окончательной отделки, была издана затем Цицероном. Выбирая для философского трактата форму дидактической поэмы. Для последователя Эпикура стихотворная форма изложения является несколько неожиданной.

Но в действительности поэма Лукреция отнюдь не является только философским трактатом. Это — подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением

Лукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического миросозерцания. Освободить человечество от гнета тяготеющих над ним предрассудков, от страха перед богами и смертью — такова задача поэмы Лукреция. Предметом своего изложения он берет не этику «наслаждения» и «безмятежности», конечную цель всей философии Эпикура, а естественно-научную часть системы, направленную 'против веры в божественное управление миром и в загробную жизнь. учение Эпикура:Боги существуют, но ведут блаженную жизнь в «межмировых пространствах» и не имеют никакого отношения к мировому процессу, совершающемуся по механическим законам. Эту же точку зрения принимает Лукреций. Алчность, борьба честолюбии, жажда власти, готовность к любым преступлениям и бесцельному кровопролитию — характерные черты современного общества в изображении Лукреция. Источник социального зла Лукреций усматривает в ложных мнениях людей, а самым опасным из ложных мнений представляется ему страх перед смертью, вытекающий из религиозных представлений о загробной жизни души..

Поэма составлена в гексаметрах. Она состоит из шести книг. Поэт, ставящий себе целью опровергнуть 'представления о божественном управлении миром, не счел возможным обойтись без традиционного обращения к божеству в начале произведения. В качестве божества-покровителя поэмы о природе Лукреций избрал Венеру, которую он прославляет с большим воодушевлением, как зиждительную силу мира. Но немедленно же после этого обращения поэт возвещает об антирелигиозной установке своего произведения.

Религия — источник не только заблуждений, но и всевозможных преступлений; она — мрак, «потемки души», которые должны быть рассеяны с помощью яркого света, возженного учением Эпикура.

последовательно развертывает механистическую картину мира,

По естественным законам, без всякого участия богов, одни предметы сменяются другими в вечном обращении природы.: ничто не разрушимо

«природа ничему не дает без смерти другого родиться.»

Бесконечное количество невидимых малых телец, атомов, и безграничное пустое пространство исчерпывают природу; никакой третьей сущности, помимо материи и пустоты, в природе нет.

Третья книга содержит учение о душе и духе. Лукреций различает «душу», как центр жизни, и «дух» («ум»), местопребывание сознания, но указывает на их теснейшую взаимосвязь. смерть не имеет к нам никакого отношения; пока мы живы, нет смерти, когда наступает смерть, нет нас. Страх перед смертью вызван грубыми суевериями, непониманием законов природы, неуменьем использовать жизнь и уйти от нее наподобие гостя, насытившегося пиршеством.

разбирается вопрос о любви. Эпикуреизм вполне последовательно осуждал бурную страсть, нарушающую покой души и создающую ложные представления о мнимых достоинствах любимой;.

он пишет в старинном стиле, с длинными фразами, Архаизующий язык придаёт поэме известный характер торжественности. обеспечили ей в античности полное признание. Даже христианские авторы, при всей своей враждебности к «безбожному» учению Эпикура, пользовались материалами Лукреция

антирелигиозная установка его вызывала многочисленные нарекания со стороны представителей церкви.

Тит Лукреций Кар (≈98 – ≈55)

Самый крупный поэт периода республики, эпос.

О жизни знаем мало. Поздний автор – несколько слов о биографии. По не вполне достоверному сообщению христианского писателя Иеронима Лукреций страдал припадками безумия, вызванными будто бы «любовным напитком», и кончил жизнь самоубийством.

У него был учитель – Эпикур, учитель которого – Демокрит. Обожествляет Эпикура за то, что тот объяснил мир. Но взял только физическую часть суждений, этическую – нет. Нет богов, нет загробной жизни.

· Л – первый поэт эпикурейской философии. «Я решил облечь в поэзию сложную эпикурейскую философию, иначе с ней не справиться».

· Л. в советское время популярен, т.к. его материализм – предмет диссертации Маркса + идеалогия.

Идеи:

- мы состоим из души и тела

- никакие боги не существуют, а если существуют, то на нас не влияют

- все смертны, все течет и изменяется

- познав это можно жить счастливо (не прав)

Поэма «О природе» (в стихах!) (или, как обычно переводят, калькируя латинское заглавие, «О природе вещей» - «De rerum natura») (Издана Цицероном потом). Автор предполагал посвятить свое произведение одному из представителей знатного рода Меммиев, но посвящение это проведено не во всех частях поэмы:

Поэма Лукреция отнюдь не является только философским трактатом, переложенным в стихи и «приправленным» поэзией. Это - подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением мира новую страницу в античной литературе. Лукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического миросозерцания.

Содержание 6 книг «О Пророде»: 1 - Обращение к Венере → прочность традиций. Отрицает богов, но к ним обращается. Атомистическая теория: из ничего не творится ничто. Материя неразрушима, она преобразуется. 2 - Вселенная – безграничное пространство, на котором носятся атомы. Мир вечно обновляется.

3 - когда мы есть, смерти нет и наоборот; 4 - ощущения – материальные отображения реальных предметов. Тонкие материальные образы видимых предметов проникают в органы чувств и вызывают различные представления. 5 - О происхождении мира. Молодая земля, семена залетели на богатую целину → производит. Дикие люди носились по земле и им пришлось как-то общаться → перешли от просто криков к значащим крикам → возникли речь и культура. Боялись → придумали религию; 6 - Объясняет явления природы: гроза, землетряс, бури.

Особенности:

1. очень страстно написано. Он счастлив, что знает истину и хочет рассказать всем

2. приводит наглядные примеры

3. старинный язык, стиль - торжественность. Нет подходящих слов + гекзаметр направляет → новые слова, грецизмы

Лукреций жил в первой половине 1в до н.э, когда Рим мучительно переходил от республиканского строя к империи. Развивалось просветительство с его иллюзиями, думал ость, что материалистическое учение сможет укрепить разбушевавшуюся социально-политическую стихию. Поэма из 6-ти книг «О природе вещей» формально представляет стихотворное изложение философии Эпикура. Поэт дает резкую критику религии, учит о первичных субстанциях сущего, об атомах и пустоте. Говорит, что материя беспредельна, ничто не появляется из ничего, и просто так не исчезает. Лукреций изображает культ Великой Матери, как символ живой природы. Он пишет о мудрости и спокойствии человека, но что движение в мире постепенно замедляется и наступает вечная смерть мира. Лукреций излагает доказательство материальности духа и призывает сохранять полное спокойствие духа и отгонять от себя всякие страхи. Пишет он и о психических способностях, о познании вещей, о человеческих потребностях. Содержание развивается весьма последовательно и логично, от общего к частному.

Мир для Лукреция является объективным бытием, он управляется своими собственными законами. Тела состоят из атомов, кот. неразрушимы. Объяснение мира научно. У Эпикура наука допускается только в целях освобождения человека от мнимых страхов и ужасов, а у Лукреция самостоятельно. И у Лукреция нет полного атеизма, боги существуют, состоят из соответствующих атомов. Он даже считает что Эпикур стал в реальном смысле богом. Когда Лукреций говорит о развитии человеческого общества с первобытных времен до своей современности, он говорит о прогрессе культуры и цивилизации и учением активной об активной борьбе человека за свое лучшее будущее. Очевидна настроенность против всякого насилия. Но теоретически проповедуя прогресс он часто предается пессимизму, в его эпикурействе много.

Цицерон Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) был старшим современником Лукреция и Катулла. Его блестящая разносторонняя деятельность развертывается в период падения римской республики, последним выдающимся идеологом которой он был.

Цицерон родился близ Арпина в Лациуме. Образование он получил в Риме у греческих учителей. Цицерон готовился к государственной деятельности. В числе его учителей был один из членов сципионовского кружка - престарелый Сцевола. Приверженность идеям этого кружка характерна для Цицерона на протяжении всей его деятельности.

Молодой Цицерон знакомится с греческой философией, слушает находившегося в Риме главу новой Академии Филона, пишет стихотворения, переводит, увлекается ученой александрийской поэзией.

Адвокатская деятельность талантливого оратора началась при Сулле. Он выступил в 80 г. в защиту Секста Росция, ложно обвиненного в убийстве отца. Цицерон не побоялся взять под свою защиту человека, против которого вел интриги любимец могущественного Суллы Хрисогон. Речь вызвала, по-видимому, неудовольствие Суллы, и в 79 г. Цицерон покидает Рим и отправляется на два года в Грецию, Малую Азию и Родос. На Родосе он знакомится с ритором Аполлонием Молоном. Здесь еще жили полисные традиции и процветало красноречие, но ораторы придерживались особого, сдержанного стиля речи. Начавший свою ораторскую деятельность с увлечения азианским стилем, модным в то время, Цицерон возвращается в Рим с новыми требованиями к ораторскому искусству.

После смерти Суллы он постепенно выдвигается и становится крупным государственным деятелем (эдил в 69 г., претор в 66 г. консул в 63 г). Он выступает с рядом блестящих речей. Особенно содержательными и интересными были его речи против наместника Сицилии Верреса (70 г.) Веррес безжалостно разграбил цветущую провинцию, и Цицерон разоблачает его, а вместе с тем порицает и всю олигархическую верхушку, наживающуюся на разграблении провинций. Хотя Веррес предпочел уйти в добровольное изгнание уже после первой сессии суда, однако Цицерон опубликовал все свои речи. Он нарисовал в них яркую картину римского произвола в управлении провинциями, заклеймил жестокость и невежество Верреса.

Однако очень скоро Цицерон начинает выдвигать лозунг "согласия между социальными прослойками". Этот лозунг он пытается провести в жизнь в бытность свою консулом в 63 г. В это время в Риме вспыхнуло восстание, во главе которого встал разорившийся римский аристократ Каталина. Он объединил вокруг себя обедневших нобилей, деклассированных бедняков и даже представителей зависимых от Рима государств. Цицерон проявляет энергию в подавлении заговора и выступает со знаменитыми речами против Каталины. На некоторое время он становится главой римского государства. Положение его резко ухудшается с приходом к власти Цезаря, Помпея и Красса, заключивших союз (59 г.). Цицерон отказывается поддерживать триумвиров, и враги добиваются его изгнания в 58 г.

Письма, которые он посылает в Рим, свидетельствуют о том, что он понимает, в какой трудный период вступила римская республика. Он находится в состоянии глубокой душевной подавленности.

В 57 г., возвратившись в Рим, Цицерон произносит еще несколько речей, но главные силы отдает теперь занятиям литературным трудом. Он пишет трактаты "Об ораторе" (55 г.), "О государстве" (54 г.).

В 51 г. Цицерон был назначен проконсулом Киликии и вернулся в Рим накануне гражданской войны в 50 г. Во время диктатуры Цезаря он предпочел отойти от государственных дел и продолжать литературные занятия. В это время им был написан ряд философских произведений: "О границах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О законах", "О природе богов", "Об обязанностях".

В занятиях философией Цицерон, по собственному признанию, ищет душевного покоя, утешения и жизненной мудрости. Широкая образованность и блестящий литературный талант помогли ему создать интересные произведения, написанные в живой диалогической форме. Он излагал в них основные положения современных ему философских школ: стоиков, эпикурейцев, новой Академии. Подлинные произведения этих философов не дошли до нас, и трактаты Цицерона представляют большую историческую и познавательную ценность.

 

После убийства Цезаря в 44 г. деятельность Цицерона на короткий период оживляется. Он выступает с целой серией речей против Марка Антония - "Филиппики"73 (14 речей). В этих речах он вновь пытается отстаивать республиканские идеалы и нападает на диктатуру. Однако, когда был заключен второй триумвират (43 г.), Цицерона по требованию Антония внесли в проскрипционный список. Цицерон бежал на свою виллу, но был убит по приказу Антония. Голова Цицерона была выставлена на форуме. Рассказывают, что жена Антония исколола его язык булавками, мстя ему за речи, произнесенные против ее супруга.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.015 с.)