Римская любовная элегия. Своеобразие любовной лирики Овидия. «Наука любви». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Римская любовная элегия. Своеобразие любовной лирики Овидия. «Наука любви».



Любовная элегия скорее всего оригинальное изобретение римлян, и возникла она во время перехода Рима от республики к принципату. В конце XIX — начале XX в. учёные долго искали её греческий прообраз, но так и не нашли. Конечно, у неё были источники и в других жанрах — и в новой комедии, с влюблёнными юношами, и в любовной эпиграмме. Римская элегия отличается от известных нам греческих образцов, во-первых, автобиографическим характером, а во-вторых, тем, что каждое стихотворение является частью цикла или книги с постоянными персонажами (поэт, его возлюбленная или возлюбленный, друзья, покровители).

Эти персонажи, при всех различиях между поэтами-элегиками, наделены общими чертами. Главный герой («я»), носящий имя самого поэта, мечтает о прочном союзе с главной героиней; он беден или разорён; ведёт или хочет вести праздную, негодную с традиционной римской точки зрения жизнь. От другой жизни: солдата, политика, оратора — он сознательно отказывается. Жизненному выбору соответствует выбор литературного жанра. Обращение к элегии скорее всего было призвано продемонстрировать независимость поэта — ведь «любовное рабство» означает свободу от всего остального.

Возлюбленная поэта носит значащий псевдоним; она и адресат стихотворений, и источник вдохновения; она недоступна — из-за своего характера, из-за того, что её сторожит муж или жадная сводня, из-за того, что она куда-то уехала или уехал герой. От стихотворения к стихотворению даже в пределах одной книги причины могут меняться, неизменной остаётся невозможность прочного союза. Это и называется у элегиков несчастной любовью — не столько неразделённость чувства, сколько неуверенность в завтрашнем дне. Излечиться от любви герой элегий не может, даже если захочет. Героиня властвует над ним, она — госпожа, он — её раб, он попал в «любовное рабство».

Обычно адресат всей книги — патрон (покровитель) или друг; он — противоположность героя, воплощение традиционных римских ценностей, т. е. деятельной гражданской и военной доблести. Часто наряду с покровителем существуют и другие реальные адресаты — тоже в той или иной мере антиподы героя: эпический поэт, философ и др.

Важная черта римской элегии — в том, что к любовной тематике её содержание не сводится (по крайней мере до Овидия). Надев маску праздного и неудачливого влюблённого, поэт говорит о современных ему нравах, политических и военных событиях, литературе.

Главные элегики Рима — Галл, Тибулл, Проперций, Овидий.

Родился 43 г. до н э в городе Сульмоне (недалеко от Рима). С самой ранней юности вошел в круг тогдашних виднейших поэтов Рима. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически- декламационному стилю. Предпринял путешествие в Грецию и Малую Азию, как было положено в его время для поэта. Вел в Риме легкомысленный образ жизни, своей легкомысленной поэзией вступал в антагонизм с Августом. И в 8 г Август дал распоряжение о высылке Овидия в город Томы, нынешняя Румыния), где тот и умер в тоске в 18 г.

1. Первый период его творчества: (до 2г н.э)

Любовные элегии—«Песни любви» (по-видимому первое произведение Ов. В этом роде. Восхваляется некая Коррина, но навряд ли это была реальная женщина, скорее условно-поэтический образ, обширные риторические декламации. Тематика—разнообразные любовные переживанияи похождения. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, почти всегда лишено глубоких элементов, серьезности, но написано красиво.), «Героини» (показаны мифологические герои и героини, прежде всего чисто художественным стиль, образы любви не повседневного типа, а эстетически. Много глубокого психологизма, героини отличаются яркими индивидуальными чертами, ни одну нельзя отождествлять с другой, изображена разлука и пылкое желание), «Медикаменты для женского лица», «Наука любви». В целом, достаточно легкомысленно.

2.Второй период: первые годы до ссылки. Не пренебрегает никакой лестью в отношении Цезаря и Августа, хотя любовная тематика все же на первом месте. «Метаморфозы»—главное произведение этого периода. Огромное произведение, содержащее примерно 250 разработанных превращений, располагая их в хронологическом порядке, разрабатывая каждый миф в виде эпиллия. Вся античная мифология начиная с самого древнего превращения—сотворения мира, кончая эпохой Цезаря. Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время, реалистично.

3.Третий период—блеск художественного таланта, написал после ссылки. «Скорбные письма» (искренность тона, глубокое душевное страдание, моление Августа о пощаде) и «Письма с Понта» (письма к друзьям, просьбы о помиловании, однообразие тона, сетование на судьбу).

Любовные элегии Овидия

1. Первый период его творчества: (до 2г н.э) Любовные элегии—«Песни любви» -по-видмому первое произведение Ов. в этом роде. Восхваляется некая Коррина, но навряд ли это была реальная женщина, скорее условно-поэтический образ, обширные риторические декламации.

Тематика—разнообразные любовные переживанияи похождения. Любовное чувство отличается непостоянством, излишней откровенностью и натурализмом, почти всегда лишено глубоких элементов, серьезности, но написано красиво.), «Героини» (показаны мифологические герои и героини, прежде всего чисто художественным стиль, образы любви не повседневного типа, а эстетически. Много глубокого психологизма, героини отличаются яркими индивидуальными чертами, ни одну нельзя отождествлять с другой, изображена разлука и пылкое желание), «Медикаменты для женского лица», «Наука любви». В целом, достаточно легкомысленно.

Поэт судя по всему сам не испытывал удовлетворения от своей пустой лирики, поэтому «Героини» более серьезны.

 

 

Метаморфозы» Овидия.

«Метаморфозы» Овидия — поэма в гексаметрах, состоящая из 15 книг; в них собрано свыше двухсот сказаний, имеющих своим финалом превращение. Овидий задумал не сборник сказаний, а связное целое, «непрерывную поэму», в которой отдельные повествования были бы нанизаны на единую нить. Это — прежде всего хронологическая нить. Поэма движется от сотворения мира, которое является первым «превращением», превращением первозданного хаоса в космос, к историческим временам, вплоть до новейшей официально признанной «метаморфозы», «превращения» Юлия Цезаря в комету.

Овидий прибегает к самым разнообразным приемам. Он то располагает сказания по циклам (аргосские мифы, фиванские, аргонавты, Геракл, Эней и его потомки), то объединяет сюжетно близкие или контрастные повествования, то, наконец, пользуется «рамочным» методом, вводя одно предание внутрь другого как рассказ кого-либо из действующих лиц или как описание изображений на памятниках искусства.

Основное внимание уделено, однако, не финалу, а подготовляющему его рассказу. Любовь фигурирует в самых различных аспектах, хотя любовные темы являются далеко не единственными. Вслед за «Гекалой» Каллимаха Овидий описывает идиллическую жизнь бедной и благочестивой старой четы (Филемон и Бавкида), но не отказывается и от боевых сцен и дает скульптурно законченные картины сражений.

эффектно изложенных сказаний укажем несколько наиболее известных:

к их числу принадлежит описание четырех веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево (кн. I); миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю (кн. II), о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное изображение

Заключительная книга содержит изложение учения Пифагора о переселении душ, своего рода философское обоснование «превращений».

«Метаморфозы» считались «языческой библией», своего рода источником премудрости, к которому составлялись аллегорические толкования; любовная поэзия «отличного доктора».

Понимание превращения в «Метаморфозах» Овидия

Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время для Овидия это часть философии. Философия, которую проповедует Овидий, вложена в уста Пифагора (пифогорейство), 4 идеи:

1. Вечность и неразрушимость материи.

2. вечная ее изменяемость.

3. постоянное превращение одних вещей в другие (при сохранении их собственной субстанция)

4. вечное перевоплощение душ из одних тел в другие.

Возможно они продиктованы бесконечными превратностями судьбы, кот была полна римская империя во времена Овидия. Поэт нигде не видит твердой точки опоры, изображение превратностей жизни принимает форму первобытного превращения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.006 с.)