Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное народное творчество и прежде всего – мифы, в которых содержалась целая сокровищница сюжетов и образов. Миф – это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Близка к мифу и неотделима от него сказка; только подчеркнутая недостоверность рассказа отличает ее от мифа. Вследствие того, что у греков не было строгого различия между сказкой и мифом, мы очень мало знаем о ней. В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в гинекее, т.е. в женской половине дома. Они содержали фантастические рассказы о прекрасном царевиче, страшных чудовищах, о необыкновенных приключениях и т.п. Сказочные мотивы мы находим в мифах. Таковы в троянском цикле мотивы похищения красавицы и борьбы за нее. Много элементов вошло в Одиссею (великаны – людоеды - лестриноги). Сказа об Амуре и Психее – единственная дошедшая до нас. Элементы сказки встречаются в приключениях мореплавателей, в древней комедии 5 –4 вв. Басня также должна быть причислена к древнейшим созданиям устного народного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса, возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников и скотоводов. В историческую пору такая форма берется для иносказательного выражения какой-нибудь морали, вытекающей из повседневного опыта. Горькие думы о бессилии перед произволом знатного человека в 8 в. до н.э. поэт Гесиод выражает в басне о соловье и ястребе. Это первая известная нам басня. Многочисленные басни, имевшие хождение в народе в 5 в. до н.э. обычно приписывались какому-то фригийскому рабу-горбуну Эсопу. Из позднего времени (4-5 вв. н.э.) сохранилась целая книга забавных рассказов о его жизни и приключениях. Но все эти рассказы – плод фантазии, свидетельствующий только об отсутствии положительных сведений об этой личности. Под именем Эсопа сохранился целый сборник басен (426) в прозаическом изложении. Состав этого сборника весьма пестрый: нарду с хорошо известными сюжетами есть и просто анекдоты, и принадлежат они к самым различным эпохам. О единстве автора тут не может быть и речи. Позднее отдельные писатели придавали этим басням литературную форму: в 1 в. н.э. римский поэт Федр и во 2 в. греческий писатель Бабрий. Из этого источника черпали сюжеты и баснописцы нового времени – Лафонтен во Франции, Лессинг в Германии, В России – И.И. Хемницер, А. Е. Измайлов, И.А. Крылов и др. Такое же происхождение имеет и жанр загадок. Плодом долголетних наблюдений и коллективного опыта у греков было большое количество поговорок, пословиц и ходячих изречений. Когда выработались определенные стихотворные размеры, многие поговорки были облечены в стихотворную форму. Многие изречения мудрости были приписаны древним мудрецам 7-6 вв. Предание выделило из них группу семерых: Фалес, Биант, Солон, Питтак, Клеобул, Периандр и Хилон. В разных версиях этого предания называются разные имена, и одни и те же изречения приписываются разным лицам. Сами же эти мудрецы были историческими личностями, некоторые – хорошо известны своей политической деятельностью, как Солн, Питтак, Периандр и др. Предание, очевидно, приписало многое их того, что накопилось в народном обиходе. Таковы изречения: «Познай самого себя», «Ничего через меру» и т.п.
Народные песни. Возникла с первобытной магией и обрядами, с трудовым процессом. Песня имеет практическое значение – помогает в работе, организует ее. Песня мукомолов в Одиссее. Песни при жатве, выжимании винограда, при пряже, тканье, сборе винограда (Илиада). Многие обрядовые песни связаны с хозяйственными работами, со сменами явлений природы, некоторые имели магическое значение. Свадебные песни (гименей в Илиаде), похоронные (френы). Как только первобытный человек достигал некоторого материального благосостояния, он начинал интересоваться своим прошлым и у него накапливались воспоминания о пережитом. С особенной силой это начинало проявляться, когда установилось родовое общество и род становился естественным хранителем своих родовых традиций. Старики могли рассказать много поучительного, особенно о людях, которые в давние времена помогали сородичам в трудные минуты своей силой, доблестью и советом. Этих людей в потомстве называли героями. Но подвиги таких героев пересказывались с искажениями, преувеличениями. Историческое зерно, послужившее основой рассказа, совершенно утонуло в массе сказочных элементов, как это произошло, например, с преданием о Троянской войне. Таким образом, рассказ о каком-то событии постепенно превращался в устах народа в сказание, а сказание, подвергаясь ритмической обработке, принимало вид песни или поэмы. Такие песни неоднократно упоминаются в Илиаде и Одиссее (песни о походе аргонавтов, о подвигах Геракла, о бедствиях рода Эдипа). Эти песни, повествующие о героях, так же, как и весь эпос такого рода могут быть названы героическими – в отличие от дидактических и тому подобных песен более поздней поры.
В более узком и специфическом смысле слова — героический Э. как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей. Героический Э. бытует как в книжной, так и в устной форме, причём большинство книжных памятников Э. имеют фольклорные истоки; сами особенности жанра сложились на фольклорной ступени. Поэтому героический Э. часто называют народным Э. Однако такое отождествление не совсем точно, поскольку книжные формы Э. имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую специфику, а безусловно относимые к народному Э. баллады (См. Баллада), исторические предания (См. Предание) и песни, народный роман и т. п. могут считаться героическим Э. лишь с существенными оговорками. Героический Э. дошёл до нас как в виде обширных эпопей (См. Эпопея), книжных ("Илиада", "Одиссея", "Махабхарата", "Рамаяна", "Беовульф") или устных ("Джангар", "Алпамыш", "Манас", так и в виде коротких "эпических песен" (русские Былины, южнославянские юнацкие песни, стихотворения Эдды Старшей (См. Эдда Старшая)), отчасти сгруппированных в циклы, реже — прозаических сказаний. Народный героический Э. возник (на основе традиций мифологического Э. и богатырской сказки, позднее — исторических преданий и отчасти панегириков) в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического Э. изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма. 4. Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм. Композиция «Илиады». Композиция «Одиссеи». 5.Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.9.34 (0.009 с.) |