Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла.



Софокл (496 – 406 гг. до н.э.) – уроженец сельского округа Колон близ Афин. Он занимался политикой, административными делами. Являлся одним из магистратов афинского полиса. В юном возрасте одерживает победу над Эсхилом. За всю свою жизнь не знал ни одного сокрушительного поражения. Участвовал в нескольких военных кампаниях. По происхождению Софокл принадлежал к состоятельным кругам. До конца жизни держался лишь умеренно-демократических взглядов. Софистическое свободомыслие почти не затронуло Софокла: он верил в оракулы и в чудесные исцеления. Уважение к полисной религии и морали и вместе с тем вера в человека и его силы — основные черты мировоззрения Софокла. Поэт был любимцем современников; после смерти он был причислен к лику «героев».

Софоклу предписывается 123 трагедии и около 24-26 побед в поэтических состязаниях. До наших дней дошли 7 трагедий, относящихся к троянскому и фиванскому циклам и мифам о Геракле. Также сохранились отрывки сатировой драмы «Следопыт». Этапы: Троянский миф («Аякс»), Фиванский цикл («Антигона», «Царь Эдип»), мифы о Геракле.
Основные реформы, предписываемые Софоклу:

• Ввод третьего актера. Увеличение количества действующих лиц приводит к увеличению действия и диалога.
• Хор увеличился с 12 до 15 человек;
• Участие драматурга в качестве актера при Софокле становится необязательным;
• Наносит удар по тетралогии и драме: откалывается сатирова драма (отныне моет быть не связана с тетралогиями);
• Условно Софоклу предписывается создание рисованных декораций и ввод обуви для трагических актеров («котурны» - каблуки).

В драматургии Софокла упор переходит с хора на действующие лица (значение не так важно, но песни превращаются в фон).
Хор Софокла – это срез общественного мнения, а не мысли автора!
Несколько вариантов композиции трагедии:

• Монодрама: «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Электра». Все внимание сосредоточено на главном герое. Почти все время он находится на сцене. Львиная доля текста принадлежит ему.
• Трагедия-поединок: «Антигона». Столкновение двух главных героев. Оба персонажа наделены яростными и экспрессивными диалогами.
• «Аякс», состоящий из двух частей: смерть героя и спор за его захоронение.

Для своих трагедий Софокл выбирает общественные мифологические сюжеты. В прологе обозначаются основные лица, причины конфликта, намечается развитие сюжета.
Воля Богов, по Софоклу, - главная определяющая сила, управляющая действиями людей.
// «Орест» Эсхила и «Орест» Софокла!
Трилогия об Эдипе – иллюстрация «проклятых поколений». Софокл заостряет внимание на самих личностях: и Эдип, и Антигона необыкновенно сильны. Чем люди сильнее, тем страшнее их трагедия. Софокл играет на контрастах: Антигона сравнивается со своей сестрой и происходит противопоставление характеров с выделением более сильного. Изменение настроения, чувств, эмоций героев происходит путем смены масок.
Образы Софокла более простые, чем у Эсхила и Еврипида. Почти никогда он не показывает героя в минуты тяжелого нравственного выбора. У Софокла герои появляется с заведомо принятым решением. Простота речи показана через пословицы, лукавства различного рода. Софоклом использовался прием стихомифии, который заключается в том, что собеседники обмениваются быстрыми короткими репликами или обрывками фраз.
Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода. Выступая с тремя трагедиями, он делает каждую из них самостоятельным художественным целым, заключающим в себе всю свою проблематику. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей.
Другое значительное драматургическое новшество Софокла — допущение третьего актера. Сцены с одновременным участием трех актеров позволяли разнообразить действие введением второстепенных лиц и не только противопоставлять непосредственных противников, но и показывать различные линии поведения в одном и том же конфликте.
Драмы Софокла обычно строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы. Этой экспозиционной цели служат прологи; пролог к «Антигоне» содержит и другую черту, очень частую у Софокла, — противопоставление суровых и мягких характеров: непреклонной Антигоне противопоставляется робкая Исмена, сочувствующая сестре, но не решающаяся действовать вместе с ней.
Софокл очень часто удовлетворяется убеждением, что боги справедливы, какими бы непонятными ни оставались их действия. Изображая жестокую судьбу Эдипа, он избегает постановки вопросов, которые могли бы смутить веру в правоту богов. Это связано также и с тем, что Софокл в своих поздних трагедиях уже является защитником полисной старины. Уделяет большое внимание женским образам.

Язык был приближён к разговорной речи. Много внимания по-прежнему уделялось диалогам. Поздние авторы присвоили Софоклу имя «трагический Гомер».

 

24. Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

До наших дней о Еврипиде (~ 480-484 – 406 гг. до н.э.) биографических данных сохранилось крайне мало. Известно, что он принадлежал к богатой семье, отец его был торговцем. Еврипид получил хорошее образование. Большую часть своей юности проводил в школах, гимназиях, раздумьях и беседах. Трагедии Еврипида очень любила римская аристократия.
Творческая судьба Еврипида была крайне неудачна. Одержал всего 5 побед, причем 2 из них посмертно. Частыми были провалы на поэтических состязаниях; в комедиях Аристофана Еврипид упоминается как поэт-неудачник. В 408 году он перебирается из Афин в Македонию.
Трагедии Еврипида – это новая ступень в развитии жанра. Поэт намного опередил свое время, ибо современная ему публика привыкла к иным темам греческой трагедии. Впоследствии из нее родится новая бытовая комедия. До нашего времени дошли 18 драм, целиком сохранилась одна сатирова драма – «Киклоп», написанная на сюжет «Одиссеи» Гомера.
Еврипида его современники в насмешку называли «философом на сцене» из-за того, что очень часто его герои отвлекались от сюжета и произносили речи на интересовавшие автора проблемы.
Софокл и Еврипид были современниками Пелопонесской войны (конфликт между Афинами и Спартой). Вообще Еврипид осуждал войну, однако признавал оборону и смерть во благо родины.
Новые мотивы, которые внес поэт, можно проследить по теме религии. В божестве пытаются найти религиозное начало. Часто трагические действия героев обусловлены таковой волей богов. Еврипид говорит, что боги не идеальны, что они не могут быть нравственными ориентирами и диктовать людям свою волю. Хор у Еврипида получает роль массовки, оформляющей действия главного героя. Поэт видит возможность через хор выражать свои мысли. Основное внимание сосредоточено на действующих лицах: убийства, безумие, неизменно пиковое эмоциональное напряжение.

Новые темы у Еврипида:
• Впервые основа сюжета – любовная тематика. Отсюда выходит новый тип героини. До этого они были подобные Антигоне, например, но теперь это женщины в любви, отвергнутые и жаждущие мести. Благодаря этому новаторству поэта он обзавелся еще одним насмешливым прозвищем: «женоненавистник» (с) Аристофан
• Бытовой, семейный элемент (ранее – война, долг…) Здесь показана трагедия внутри семьи. Эта тема ведет за собой целый ряд новых персонажей – таких, как кормилица, например. Появляются сцены бытовой брани.
• В некоторых трагедиях появляются комические герои.
• Тема брошенных, покинутых детей и обретения их через много лет. У Еврипида насчитывается 4-5 трагедий с таковой темой. Впоследствии этот сюжет становится популярным в эпоху эллинизма.

Часто завершение трагедий Еврипида счастливое. NB: новый вариант концовки трагедии, это также относится к новаторству поэта.
Еврипид старается выискивать новые мифологические сюжеты. Берет одни и те же образы, но дает их в различных ипостасях (образ Геракла, образ Елены).
Для трагедий Еврипида характерна интрига. Зачастую она крайне запутанна. Смысловая нагрузка ложится на пролог. В нем появляются божества, олицетворяющие определенные моральные качества. Первое появление героя – рассказ о себе.
Идея прославления Афин, «идеального города», и тема войны, хотя он был пацифистом; тема самопожертвования, единственный вид войны – оборона.
Сложная интрига, разрешаемая при помощи героя или божества (приёмы «бог из машины», поднимая актёра на подъёмнике). За основу брал редкие, малоизвестные версии мифов. Своеобразная трактовка прологов: максимально подробно и быстро ввести зрителей в курс дела. Чаще всего о сюжете рассказывал герой или божество.
Конфликт богов и героев/людей; зависть или гнев богов, от которых возникает масса проблем, нередко влекущих за собой гибель. Еврипид дает обработанные версии Полимаха и Гераклита, которые ищут в божестве моральное начало. Происходит некое размельчение идеализированного божества.
Новый тип женской героини: любящей, но и мстительной. На образы богов переносили психологию человека со всеми недостатками, как приём снижения, к которому зрители не испытывали симпатии.
Язык и стиль. Еврипид испытал большое влияние софистики. Его монологи и диалоги часто строятся по ее принципам. Присутствует четкое изложение доказательств и аргументов (спор Медеи и Ясона, например, спор Елены и Менелая). Как и Софокл, Еврипид использовал стихомифию. У него этот прием приобретает размах: около 50 реплик на человека. Язык поэта упрощается и приближается к разговорной речи (бытовая тематика, однако), но сохранены элементы мелоса и диалектов. В связи с Еврипидом говорим о музыкальной составляющей трагедии. Музыкальный момент переносится на актеров. Появление кантиков – арий действующих лиц. Также встречаются и дуэты, и пения трех. Кантики впоследствии перейдут в театр эпохи эллинизма. Обобщение по языку и стилю Еврипида:
1. знание риторики, красноречие, споры в сценах диалогов.
2. чередование реплик, «перебивание».
3. вестник или гонец, его монолог, максимально приближённый к разговорной речи, с эпическими намёками.
4. тематика: морально-этические проблемы, философские рассуждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.006 с.)