Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гомеровский вопрос» в новое время.

Поиск

В продолжение всего средневековья изучение Гомера, как и всей греческой культуры, заглохло на Западе, но в византийских школах продолжали читать и изучать Гомера, составляли схолии, анализировали его текст, пользуясь методами александрийских ученых. В Италии Данте, выражая общее мнение, называет его «царем поэтов». Слава о нем дошла и до Древней Руси, как это видно по упоминаниям в повести временных лет и в ранних повестях.

Споры старых и новых: Гомер или Вергилий, греческий или римский эпос. Новы отдавали предпочтение Вергилию, считая гомеровских эпос грубым.

Франсуа Д`Обиньяк – диссертация об Иллиаде – 18 век. Он впервые заявил, что Гомера не существовало. Гомер – слепец, а илиада – собрание песен слепцов. Диссертация не имела особого успеха, пока на нее не обратил внимание Фридрих Вольф (Введение к Гомеру). В античности не существовало единого текста поэмы, а было несколько малых поэм, которые в 6 веке при Писистрате были объединены под одной редакцией. После исследований Фридриха началось изучение текстов, которое продолжается до сих пор.

 

3 основные точки зрения:

 

1. Теория малых песен – Карл Лахман. Разделил Илиаду на 16 самостоятельных песен с несколькими промежуточными, внесенными для связи, причем последние две вообще не принадлежат к Илиаде. Считал, что эти малые песни были созданы разными поэтами в разную эпоху, сведены вместе под афинской редакцией.

2. Унитарная теория – Генрих Нич. Уверял, что письменность существовала уже в 8 в. до н.э. и поэмы могли быть записаны даже своими авторами. Гомер существовал, пользовался фольклорными источниками.

3. Теория основного зерна (ядра) – Готфрид Герман, Джордж Грот. Пра-Илиада и Пра-Одиссея – основное ядро, основные малые поэмы, которые были со временем дополнены другими поэтами.

 

8.Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.

В древнерусской литературе упоминания о Гомере начинаются еще с XII века. В XVII веке его знатоком оказывается Симеон Полоцкий, а в XVIII веке число поклонников и переводчиков Гомера растёт во главе с такими писателями, как Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Херасков, Державин, Радищев, Карамзин и Крылов.
В русской литературе XIX века не было почти ни одного писателя, который бы не вдохновлялся Гомером. Своими глубокими суждениями о нём известен Белинский, весьма выразительно писавший о гомеровской народности, героизме, поэтической сложности и детской простоте, о зарождении в творчестве Гомера всех литературных жанров, о его мировой значимости. Можно предположить и непосредственное влияние Гомера на творчество Гоголя, на вдохновенную теорию эпоса, созданную им для прославления именно Гомера. Гоголь провозглашает «Одиссею» «решительно совершеннейшим произведением всех веков», сокровищницей «младенчески-прекрасного, которое (увы!) утрачено, но которое должно возвратить себе человечество как своё законное наследство». Большой интерес к Гомеру проявили Тургенев и Достоевский. Л. Толстой писал о Гомере, что это «вода из ключа, ломящего зубы, с блеском и солнцем и даже с соринками от которых она чище и свежее» (из письма к А. Фету). Жуковский видел в эпосе Гомера наивный и патриархальный мир, соответствующий по духу древнерусскому опоэтизированному прошлому.

Переводы Гомера на русский.

Первый перевод принадлежит К. Кондратовичу (начало XVII века) – выполнен в прозе, переведён с латыни.
Петр Якимов (конец XVII века) перевёл тоже в прозе, но уже с греческого.
Ярмил Костров (1778 год) перевёл стихами, но не полностью – всего 6 песен.
Д. Попов перевёл целиком «Илиаду» в прозе.
Лучший перевод – Н.И. Гнедича, который перевёл всё в стихах (1809-1829)
50е годы XIX века – «Илиада» переведена языком русских былин (В. Ордынский)
1849 г. – Жуковский перевёл «Одиссею» (весьма оригинальное истолкование)
1949, 1953 г.г. – В.В. Вересаев, который в своих переводах «Илиады» и «Одиссеи» подчеркнул жизненность и суровую простоту их языка, далёкого от высокой торжественности и напыщенности.

9. Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.
Гомеровские гимны — сборник из 33 обращенных к богам молитв, которые пели на празднествах рапсоды, перед тем как приступить к исполнению героической поэмы. Создание этих гимнов относят к 7-5 вв. до н.э.
Киклические поэмы – созданные на подобие «Илиады» и «Одиссеи». Они заполняли пробелы, оставленные в предании Илиадой и Одиссеей. Так, «Киприи»(11 книг) – это по сути завязка «Илиады», которая делится на:

- Рассказ о причине войны (широкогрудая Гея жалуется Зевсу, что ей трудно нести бремя человечества и Зевс обещает ей, что население сократится. Он снисходит на Землю в образе лебедя к Алкмене. У них рождается Елена)
- Свадьба Пелея и Фетиды, яблоко раздора.
- Суд Париса
- Похищение Елены

Затем шла «Илиада», «Эфиопида» (о смерти Ахилла), «Малая Илиада» (погребение Ахилла, битва Одиссея и Арэса за его доспехи. Троянский конь), «Разрушение Илиона» и «Возвращения», «Одиссея» и «Телегония».

Кроме Троянского, был еще Фиванский цикл — в него входили Эдиподия, Ибаида, Фиванида и Эпигоны, посвященные дому Лайя и походам аргивян на Фивы, а так же Алкмеонида.

Пародии: 1) Магрит
2) Война мышей и лягушек (V век до н.э.)

10. Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»). Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода.

На рубеже 8-7 вв. до н.э. возникает дидактический эпос (дидактика – поучение, наставление). На территории Балканской островной Греции начинает меняться экономика, появляется полис.

 

Отличия дидактического эпоса от героического:

1. Дидактический эпос – рассказ о современной автору жизни.

2. Рассказ о реальных людях, часто автор – герой поэмы.

3. Присутствие авторской позиции сверх меры; его взгляд на жизнь, на проблемы современной ему жизни.

Автор дидактического эпоса – Гесиод. Труды и дни – рубеж 7-8 вв. до н.э.

Гесиод рассказывает о себе: отец его был торговцем из Малой Азии, селится в область Биотии, умирая, оставляет наследство Гесиоду и его брату Персу (имя вымышленное). Перс подкупил судий и получил все наследство. Но Гесиод не опустил руки, он нажил имущество своим трудом. Пер растратил все имущество и пришел к Гесиоду с просьбой о материальной помощи. Но Гесиод предложил ему совет. Вся поэма состоит из советов Гесиода Персу о том, как нужно жить. В первой части поэмы Гесиод впервые обращается к вопросам эстетики (добро, зло и т.д.). Все общество Гесиод подразделяет на царей (знать) и пастухов. Счастливы могут быть только те, кто живут в гос-ве и живут правдой. Пастухи – группа населения, занятая трудом, торговцы (купцы) – нечестный слой, ремесленники – обманщики. Прометей – бог-покровитель ремесла представлен в поэме обманщиком.

Гесиод обращается к внутреннему миру человека, чтобы понять, откуда рождается зло и алчность. Миф о Пандоре: Гесиод показывает идею о том, что женщина – корень всего зла и неправды (Зевс послал на землю обаятельную женщину Пандору, желая погубить людей, из сосуда Пандоры вылетели все бедствия, осталась им только Надежда). Этот сюжет использовался во всей последующей греческой литературе.

5 поколений людей – 5 веков. Гесиод дает первую хронологию.

1 век – золотой, всеобщее счастье, земля сама плодоносила, не нужно было прилагать труда, люди не болели и жили вечно.

2 век – серебряный, люди начинают есть хлеб и мясо, проливается первая кровь – кровь животного, люди меняются, противятся богам.

3 век – медный, появляется медное оружие, главная деятельность – война, поколение истребило само себя.

4 век – героический, век героев, миг улучшения и передышки, перечисляет героев троянской войны, благодаря богам герои были перенесены на остров блаженных.

5 век – железный, век насилия и неправды, железные люди с железным сердцем, распалась связь поколений, люди перестали чтить и слушать отцов, это современный Гесиоду век, все самое плохое он сосредоточил в этом веке.

 

Хронология впервые встречается у Гесиода. Хроника ранее встречалась только о золотом веке. После было много подражаний Гесиоду, но без присутствия героического века.

 

Во всей поэме мы встречаем личные взгляды и рассуждения Гесиода, которые в основном носят пессимистичный характер, но Г. верит в силу богов и в честный труд (только земледельцев). Впервые мы говорим о таких понятиях, как труд и добродетель, по мнению Гесиода, - это законы человеческой жизни, данные богами.

 

Композиция разбивается на 4 части:

 

1. Автобиографичная история, 5 веков, рассуждение о теоретических вопросах.

2. Изложение и наставление о том, как нужно трудиться на земле.

3. Наставления житейского плана.

4. Календарь: счастливы или несчастливы дни для тех или иных земледельческих дел.

 

Эпос Теогония – небольшая поэма, посвященная происхождению богов – это первая попытка осознанно изложить происхождение мира, носит черты космогонии.

Зафиксирована попытка реформ – дельфийская реформа. Долго не просуществовала, мала территориально.

Поэма начинается с прославления муз, из Хаоса появляется богиня земли Гея, затем появились Тартар – подземное царство и Эрот – сила любви, влекущая друг к другу элементы мироздания. От Геи родились Уран (Небо), Эреб (Мрак) и Ночь, от нее Эфир и день. Детьми Урана и Геи были титаны, среди них Крон, отец Зевса. В дальнейшем перечисляются все главные божества греческой мифологии, какие почитались в эпоху Гесиода. Здесь рассказывается, как Крон низвергает отца своего Урана и затем, опасаясь, что сам будет низвергнут кем-нибудь из сыновей, он проглатывал своих детей, как только они рождались. Наконец, его супруга Рея сумела спасти одного из сыновей – Зевса, дав отцу вместо младенца запеленатый камень. Зевс возмужал, заставил отца изрыгнуть проглоченных детей и вместе с братьями и сестрами воцарился над миром, оставив за собой первенство в качестве отца богов и людей. Далее рассказывается о том, как от этих богов рождались новые поколения богов, а от браков богов со смертными женщинами рождались герои.

 

Перечень женщин – Герогония – генеалогия героев, рожденных от богов и смертных женщин – маленькая поэма Гесиода, давшая толчок возникновению генеалогического эпоса – родословных.

 

Щит Геракла условно приписывается Гесиоду – подражание описанию щита Ахилла в «Иллиаде».

 

После Гесиода появляются эпосы хронологические, связанные с историей того или иного города. Философские эпосы – об Ироде.

11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты.

В конце 7 века эпосы уступают место ранней греческой лирике, которая дает более субъективные взгляды поэта на современную жизнь и отдаляет от мира богов. Это явилось результатом серьезных изменений в политической и общественной жизни греческого народа. Почти во всех областях Греции происходило в это время глубокое социальное движение, во многих местах назревали и совершались экономические и политические перевороты. Началось это движение в восточных областях греческого мира – на побережье Малой Азии и на близлежащих островах, где грекам раньше всего пришлось вступить в соприкосновение с богатыми и имевшими более древнюю культуру народами Востока и Египта. Но вскоре это движение распространилось и на континентальную Грецию.

Старая монархия, сохранявшая еще черты первобытной военной демократии, уступили место господству аристократии, а в некоторых местах даже правлению ограниченного круга знатных родов, так называемой «олигархии». Общинная собственность уступала родовой, а затем и частной индивидуальной собственности. Это открывало простор для частной инициативы и для выдвижения из коллектива индивидуальной личности. Возникновение монетной системы в 7 веке в Лидии получило быстрое распространение во всей Греции и сразу же изменило весь характер товарооборота и торговли. Это было крупнейшим переворотом в экономических отношениях, и уже у поэта конца 7 века Алкея мы встречаем ссылку на изречение какого-то мудрого Аристодама, что деньги – это человек.

Члены больших знатных родов сосредоточили в своих руках наиболее крупные плодородные участки и жестоко эксплуатировали окрестную бедноту, что приводило к частым столкновениям между простым народом и знатью.

По мере того как население маленького города росло, все труднее становилось снабжать его продовольствием. Основывались колонии (Мегары основали Византию на Босфоре, Коринф основал колонию на Керкире, Сиракузы в Сицилии). Завязывались торговые отношения. Среди аристократии возникло расслоение, выделились торговые аристократы, которые старались в своих целях воспользоваться недовольством простого народа и привлечь его на свою сторону. Противоречия приводили к смутам. Смуты вызвали необходимость написания законов (законодательство Драконта, Солона). Тирания, вскоре выродившаяся в режим произвола и насилия. Во время таких смут слово видного деятеля приобретало особенную цену, а если оно было облечено в ритмическую форму стиха, оно легко запоминалось и, передаваясь из уст в уста, получало действенную силу. Это была чисто индивидуальная поэзия. Стал преобладать субъективизм, вместо мира фантазий – живая действительность, вместо далекого прошлого – современная жизнь.

 

Под названием лирика александрийские ученые объединяли произведения небольшого размера, отражающие чувства автора. Все формы ранней лирики исполнялись под лиру или кифару, отсюда и появилось условное понятие лирика. История греческой лирики переходит и в эпоху эллинизма и в греко-римский период. Ранняя греческая лирика охватывала все сферы человеческой жизни, была основным жанром греческой литературы.

 

Монодийная – одноголосая, личные чувства

Хоровая – торжественная, события в рамках семьи, полиса или государства.

 

Виды лирики отличались по стихотворному размеру:

1. Ямб

2. Элегия

3. Мелос, мелика

 

На формирование лирики повлияла песня. Разные виды свадебных песен повлияли на многие виды хоровой лирики.

 

Ото всех авторов дошли только отрывки. Плохая сохранность связана с тем, что лирика связана с современной жизнью. Александрийские ученые составили уникальные своды работ, вывели канон о лучших древнегреческих поэтах, многие поэты, не попавшие в этот канон, были забыты.

Элегия и ямб – виды лирики, которые рано оторвались от музыкального сопровождения.

Элегия – поздний термин. Ранняя греческая элегия – только стихотворный размер, но не тон. Грустно-сентиментальный тон элегия приобретает лишь в более позднее время. По форме более близка к героическому гомеровскому эпосу, встречаются многие сравнения Гомера.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.01 с.)