Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.

Поиск

Историография имеет два значения:
• История изучения некой проблемы;
• История описания некой проблемы.
Истории архаических древних полисов Греции оказала влияние на развитие историографии. Малая Азия преимущественно была под влиянием ионийцев и дорийцев. Там, в их городах, возникает развитие мысли.
В связи с путешествиями понадобилась письменность. Периплы - описания плаваний. Логосы - («слово», рассказ, греч.) более подробные описания. Логографы – те, кто писали логосы.
Первым греческим автором, решившимся написать что-то вроде исторической хроники, был Геродот. Выходец из знатного рода, небедный человек, связанный отношениями со знатью. Значительную часть жизни провел в Афинах, путешествовал по городам, собирая материалы, под конец своих дней осел в Фуриях. Общался со многими афинскими жителями, знал множество семейных преданий.
Геродот был политическим эмигрантом. Искал причины войны с Персией. Для этого и начал писать свой труд. Геродоту приходилось объяснять огромное количество вещей, доказывать различные факты. Впервые обратился к логосам и стал соединять их. Лигийский, египетский, вавилонский логосы включает историй в свое повествование – все вышеупомянутые связаны так или иначе с персами. Логосы позволяют использовать источники. Геродот то пользуется рассказами путешественников, то сам посещает описываемые места, разговаривая с местными жителями.
Геродот верил в Богов.
«Отцом истории» древние называли Геродота из Галикарнасса (484-426г. До н.э.). Жизнь и творчество проходили в годы после великих побед греков над персами, в годы блестящих достижений афинской культуры.
Геродот – горячий патриот Афин; много путешествовал в Средиземноморье, глубоко изучал Египет, Скифию. Труды Геродота разделены на девять книг, названных именами муз.
Композиция «Истории» напоминает эпическую поэму в прозе. Как основная тема взята героическая борьба греков с персами; особенно сильно звучит в этой теме прогрессивная мысль о превосходстве греков – воинов-патриотов, прекрасно обученных гимнастике и военному делу, - над полчищами персов, гонимых бичами.
Наряду с научными наблюдениями и географическими описаниями есть много легендарно-мифологических сказаний, идущих от древних историков. Много народных сказок-новелл придают истории литературно-художественную специфику. Вводится драматизм, если повествуется о знаменитых людях древности (Солон, Поликрат). При этом Геродот проводит основную идею – судьба и боги жестоко карают «гордого» человека, есть суровый закон о превратности жизни.
Вторая книга «Истории» посвящена описанию того, что он видел и слышал во время своего путешествия по Египту. Он поражён мощью и красотой Нила. Богатейший материал о сооружениях египтян, о законах, обычаях, растениях и животных, о папирусах, даже о нравах. Жизнь племён и героев, полумифические сказания.
В творчестве Геродота имелись характерные для эпохи рационалистические черты. Материал о жизни скифов дают главы третьей книги.

 

Греческая историография. «История» Фукидид – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.

Фукидид (460-396 гг. до н.э.) – историк после Геродота, пишет о современной ему войне со Спартой. Родился в Аттике, принадлежал к знатному и богатому роду. Принимал участие в Пелопонесской войне. Был избран стратегом, но вовремя не оказал помощи городу Амфиполю, был обвинён в государственной измене и около двадцати лет провёл в изгнании.
Он дориец по происхождению, жил в Афинах, но пытался писать на ионийском диалекте! Афины в то время – центр культуры, туда съехались философы, там ведется строительство. Фукидид – ученый-рационалист. Отказывается от проявления личного мнения. Писал до самого смертного одра.
Искренний патриот афинской демократии, высоко ценил Перикла, прославлял культуру Афин. В политических взглядах и в его концепции исторического процесса сказывается эпоха Перикла с её высоким уровнем науки, искусства, и философии, эпоха рационалистической критики мифов и развития софистических школ.
Фукидид стремился к систематической критической проверке источников и выяснению причинности, закономерности событий. Интересы его лежали в современности. Обзор предшествующих периодов служит у него целям анализа и показа особенностей современных ему событий Пелопонесской войны.
Он осознавал важность соблюдения хронологии. Порицал древнюю летописную хронологическую систему, когда во главе каждого описываемого года помещали имя должностного лица, давшего имя году, и в основу своей истории кладёт лето и зиму, основные части солнечного года.
Сам Фукидид так охарактеризовал свой творческий приём художественно построенных ораторских речей знаменитых деятелей Пелопонесской войны: «речи составлены у меня так, как по моему мнению, каждый оратор, сообразуясь всегда с обстоятельствами данного момента, скорее всего мог говорить о настоящем положении дел».

Исторические сочинения Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ксенофонт.

а) Биографические сведения.

Ксенофонт (около 430-350 гг. до н.э.) - историк и философ, живший в эпоху упадка Афин. Афинянин по рождению, лаконофил по политическим убеждениям, Ксенофонт широко известен своим "Анабасисом" - историей возвращения на родину из Персии 10 000 греков, наемников Кира Младшего.

Жизнь Ксенофонта - бурная, полная приключений. В юности он был учеником афинского философа Сократа, которому посвятил несколько лучших своих сочинений. В 401 г. Ксенофонт идет на службу сатрапу Малой Азии, Киру Младшему, задумавшему свергнуть с персидского престола своего старшего брата, Артаксеркса. Но эта сложная и смело построенная политическая авантюра закончилась трагически для заговорщиков: сам Кир Младший был убит, военачальники греков-наемников изменнически уничтожены.

Со страшными трудностями большая часть греков-наемников вернулась к берегам Понта Евксинского. Ксенофонт в дальнейшем выступал на стороне Спарты против Афин; его осуждали за измену родному городу, и он долгие годы жил в Спарте, в подаренном ему спартанцами имении в Скиллунте. Когда же афиняне соединились со Спартой для борьбы против Фив, Ксенофонт смог вернуться на родину, но вскоре умер, пережив своего сына, погибшего за Афины.

б) Идеальны и герой в сочинениях Ксенофонта.

Творчество Ксенофонта чрезвычайно разнообразно. Он - автор записок о Сократе ("Меморабилии"), первого авантюрно-исторического романа ("Анабасис"), первой романизированной биографии "Воспитание Кира" ("Киропедия"), "Истории Греции" начала IV в. до н.э. (после катастроф Пелопоннесской войны), многих философско-по-литических трактатов. Именно широта интересов Ксенофонта, сочетавшего в себе наблюдательность историка, философскую заостренность мысли и мастерство художника, дает возможность рассмотреть его идеал прекрасного и средства, какими рисуется им этот человек.

Ксенофонт развивает классическое понимание прекрасного, отождествляя его с полезным и жизненно целесообразным. Отсюда утверждение им единства красоты физической и духовной, то есть ка-локагатии.

Образ идеального героя, человека благородного, смелого, мудрого, щедрого, не раз рисуется Ксенофонтом в его книгах. Это Кир Старший ("Киропедия"), Кир Младший ("Анабасис"), спартанский царь Агесилай ("Агесилай"). В качестве такого идеального героя выступает и сам Ксенофонт, всесторонне обрисовавший свою деятельность стратега наемных войск Кира Младшего ("Анабасис"). Авторское повествование от третьего лица, как бы исподволь и вполне незаинтересованно, с полным впечатлением объективности изображает Ксенофонта Афинянина, прибывшего к Киру в Сарды по приглашению своего друга Проксена и после вопрошания дельфийского оракула по совету Сократа.

Ксенофонт здесь - образец скромности, так что до III книги мы почти не встречаем его имени. Даже взяв на себя командование войском, он всегда помнит о том, что он младший по сравнению с Хирисофом, и уступает ему руководство (III, 2, 37). Он беспрекословно идет на самое опасное дело (III, 4, 42), ни разу не упоминает о превосходстве Афин, глубоко почитая воинов-спартанцев. Он лишен корыстолюбия и отказывается от богатых даров фракийца Севфа (VII, 6, 12). Чувство долга для него - прежде всего. Поэтому он не уезжает в Афины, пока сам не передаст войско спартанцу Фиброну (VII, 7, 57). Всегда добрый, он берет на себя вину своего друга (VI, 4, 14), приходит на помощь гибнущим от холода и снега солдатам (IV, 5, 7).

Благочестие никогда ему не изменяет, и он приносит жертвы Зевсу, Аполлону, Артемиде, Гераклу, Солнцу, богу реки (IV, 3, 17) и даже ветру (IV, 5); верит предзнаменованиям, снам и оракулам (IV, 3, 8; III, 1, 11; III, 1, 5). Это опытный стратег, с большим умением перешедший с войском через горы и реки среди враждебных чужеземцев (IV книга). Вместе с тем это и строгий начальник, для которого самое главное - порядок (III, 1, 38) и вдохновенное единство войска (VI, 3, 23).

Ксенофонт выступает также в роли искусного оратора, владеющего всеми видами речей. Он то призывает и воодушевляет солдат (III, 1, 15-26), то увещевает союзников (VII, 7, 8-48), то защищается от обвинения врагов (V, 7, 6-34), причем действует всегда с безупречной логикой доказательства. В результате одной такой речи фракиец Севф, пытавшийся лишить воинов условленной платы, выдал им 1 талант денег, 600 быков, 400 овец, 120 рабов и заложников.

Можно сказать на основании "Анабасиса", что Ксенофонт является в нем тем героем, которого он сам любил и в Кире Старшем, и в Кире Младшем, и в царе Агесилае. Если в "Киропедии" Ксенофонт создал идеал государя, то в "Анабасисе" он вылепил тип идеального вождя. Портрет военной калокагатии рисуется в "Анабасисе" с классической ясностью и определенностью.

в) "Прекрасное" и "хорошее" в эстетике Ксенофонта.

Гармоническое сочетание физического и внутреннего совершенства пронизывает все вообще отношения Ксенофонта к прекрасному, которым полна окружающая человека действительность.

Ксенофонта привлекают прекрасные вещи, сделанные руками человека, то есть те, на которых проявляются его вкус, мастерство, художественные возможности. Ксенофонт любуется золотыми кубками, чашами, оружием, драгоценностями, одеждой ("Анабасис", VI, 4, 1-9; "Киропедия", V, 2, 7). В "Анабасисе", изображая свое имение, храм вблизи него, окружающий пейзаж (луга, лесистые горы, фруктовые сады), Ксенофонт выступает одновременно в роли художника и в роли искусного хозяина. Он любит все живое, проворное, гибкое, красивое и отлично выполняющее свою роль, свое предназначение. Замечательны, например, описания собак, "крепких на вид", "соразмерных", "легких", с "веселым взглядом", "веселым нравом", "привлекательных для созерцания" ("Кинегетик"), и лошадей ("О верховой езде"). Ксенофонт с упоением рисует красочные шествия, празднества в сиянии золота оружия и пурпура одежд ("Киропедия", VIII, 3, 9-16).

Таким образом, чувственно-наглядная и созерцательно-целесообразная красота выдвигается здесь на первый план.

Для Ксенофонта важна также идея жизненного порядка. "На свете нет ничего столь полезного, столь прекрасного, как порядок",- пишет он ("Экономик", VIII, 3). Порядок - не только нечто полезное и приятное, не только радостное зрелище. Он - предмет восторга. Исхомах, герой "Экономика", рассказывает Сократу о "превосходном и в высшей степени образцовом порядке" на корабле (VIII, 11-16). С восхищением рисует он порядок в домашней обстановке, где все имеет свое место и красивый вид: плащи, покрывала, медная посуда, скатерти, кухонные горшки. "Все предметы уже, может быть, оттого кажутся красивее, что они поставлены в порядок" (VIII, 19-20). Здесь, как видим, космический разум и гармония природы досокра-товского идеала заменены чисто человеческим порядком жизни. Можно сказать, что в эстетике досократовского периода "порядок" и "строй" есть природное строение вещей, в то время как у классического Ксенофонта они устанавливаются человеком и сознательно проводятся им в жизнь.

Важно также и то, что все "хорошее", "доброе", "благое" у Ксенофонта часто имеет совсем не моральный смысл, а тот, в котором больше всего проявляется красота человека, в его "добродетели" часто больше эстетических мотивов, чем этических.

По Ксенофонту, "прекрасны те люди, трудами которых изгоняются из души и из тела безобразное и хамское и растет тяга к добродетели" ("Кинегетик", XII, 9). Даже охота "учит планомерному труду и рождает прекрасные знания", а значит, великую добродетель (там же, XII, 18). Люди делают дурное потому, что не видят "тела добродетели" (там же, XII, 19-22). Лучше, чем Ксенофонт, трудно выразить классическое отношение к красоте. Красота - это тело добродетели, то есть осуществленная физическая добродетель. Отсюда и развиваемая Ксенофонтом идея полезности красоты и любви ("Пир", VIII, 37-39), так как граждане видят, что человек в любви стремится к добродетели, а эта добродетель приобретает "все больший блеск славы" (там же, VIII, 43).

Красота и соответствующая ей любовь имеют огромное объективное значение. Красота - начало дружбы, людского единения и общечеловеческой добродетели (там же, VIII, 26-27). Поэтому для Ксенофонта главную ценность представляет "любовь к душе, к дружбе, к благородным подвигам" (там же, VIII, 9-10).

Мы видим, таким образом, что Ксенофонт, этот воин, философ, историк и писатель, явился одним из выразителей характерного для классической Греции понимания идеального и прекрасного в объективной действительности, во всех сферах самой, казалось бы, обычной жизни, исполненной порядка, стройности, гармонии и пользы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 875; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.163.69 (0.01 с.)