Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция США 1787г. Билль о правах 1789г.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Причины перехода США к федерации Несмотря на успехи конфедерации в войне и дипломатии, организацию госаппарата США правящие круги рассматривали как неудовлетворительную и несущую угрозу, т.к.: 1. Конгресс мог определять размер денежной суммы, необходимой для национальных целей и распределял ее между штатами в соответствии с ценностью земли и построек, но не мог заставить Штаты платить налоги, так как не имел права их взимать (с 1781 по 1789 гг. Штаты выплатили Конгрессу лишь 1/10 часть запрашиваемой суммы). 2. Неспособность Конгресса регулировать торговлю между штатами и иностранными государствами затрудняла коммерческую деятельность. 3. Конгресс мог чеканить монету, но не имел необходимых денег на покупку металла, устройство и оборудование монетного двора. 4. Отсутствует единая правовая и судебная системы. Конгресс не имел принудительной власти над отдельными личностями и мог воздействовать на них через правительство штатов, но не мог принудить к выполнению своих требований. 5. Опасность международной войны в условиях, когда между штатами уже велась торговая война. 6. Рост социальной напряженности, выражавшийся в решительном сопротивлении населения уплате долгов.
Показательно в данном случае восстание под предводительством отставного капитана Д. Шэйса 1716-1717 гг. В его ходе восставшие захватывали здания судов и уничтожали судебные дела, нападали на дома купцов и ростовщиков. Таким образом, необходимо было упорядочить финансовую, налоговую и таможенную системы, ликвидировать политическую раздробленность, утвердить правопорядок, укрепить внешнеполитические позиции страны, то есть создать сильную эффективную государственную власть. В 1787 году в Филадельфии собрался Конвент, которому было поручено заняться пересмотром статей Конфедерации. Заседания проходили за закрытыми дверями под представительством Вашингтона с 25 мая по 17 сентября 1787 года. Делегаты избирались законодательными собраниями штатов. Из 73 делегатов, направленных из 12 штатов (кроме Род-Айленда), лишь 55 прибыли на Конвент. Почти все - богатые люди, имеющие большой политический опыт. Например, 40 делегатов занимали высокие посты в правительствах штатов, 44 избирались в конфедеративный Конгресс. Таким образом, в Филадельфии собралось ядро политической и экономической элиты США. Идеологом Конституции был Мэдисон. Большая часть работы по составлению текста Конституции была проделана комитетом из 12 человек, которым он руководил. Тон задавали несколько человек: 4 делегата выступали в общей сложности 640 раз. Официальный текст подписали 39 делегатов. Сначала на обсуждение Конвента был представлен проект Вирджинии, который исходил из создания 2-палатного Конгресса, формируемого на основе пропорционального представительства населения каждого штата. Делегации малых штатов не одобрили это предложение. Тогда был внесен альтернативный проект, план Нью-Джерси (усовершенствованный вариант статей конфедерации). В итоге бурных дебатов этот план был отвергнут и Конвент вновь вернулся к обсуждению проекта Вирджинии. В ходе повторного обсуждения был достигнут «Великий Компромисс». Верхняя палата - по равному представительству от каждого штата, а нижняя -пропорционально численности населения. Наметились противоречия между северными (торгово-промышленными) и южными (рабовладельческими) штатами. Север желал, чтобы новое федеральное правительство имело право регулировать торговлю. Юг колебался, опасаясь, что оно, воспользовавшись таким правом, запретит рабство. Опять компромисс: 1. До 1808 г. разрешен ввоз людей 2. При определении представительства в нижнюю палату и размера налогообложения рабы принимались только в 3/5 их действительного числа. По поводу основных конституциональных принципов разногласий среди участников Конвента не было. Принципы: 1. Все штаты должны быть равны. Правительство не может предоставлять специальных привилегий ни одному из них. 2. Нет никого выше закона. Ни один чиновник не может использовать власть иначе, чем записано в Конституции. 3. Народ может изменить власть правительства, изменяя Конституцию. 4. Конституция, законы Конгресса и договоры США являются высшим правом на их территории. Новизна Конституции: 1. Систематизированное изложение норм государственного права. 2. Государственно-правовым нормам придана высшая юридическая сила. Значение Конституции: 1. Оформила государственное единство штатов, создав эффективное федеральное правительство. 2. Разделив и сбалансировав государственную власть, заложила правовую основу демократического правления.
Конституция США иногда называется «жесткой», так как для ее пересмотра необходима сложная процедура. Это связано с тем, что основатели Конституции старались сделать всякую революцию излишней, в принципе допуская поправки к Конституции. Но сложный процессуальный механизм, которым было обставлено введение таких поправок, делал их едва осуществимыми.
Поправки к Конституции могут предложить: • 2/3 обеих палат Конгресса (мнение президента при этом не учитывается); • Национальный Конституциональный Конвент, созванный Конгрессом по запросу законодательных собраний 2/3 штатов;
Устанавливалось два способа ратификации принятых поправок: • одобрение законодательными собраниями 3/4 штатов; • специально созданными Конвентами 3/4 штатов. 18 поправка в 1919 году ввела «сухой закон», в 1921 году 21 поправка отменила его. Всего 27 поправок, последняя из них гласит, что конгрессмены не могут вводить льготы для себя. Любые льготы начинают действовать только для следующего созыва Конгресса. В установлении сложного порядка введения поправок американцы усматривают устойчивость и эластичность.
Разделение властей. Этот принцип в устройстве высшей власти дополнен системой сдержек и противовесов. Его цель- создать механизм, с помощью которого можно предотвратить неправомерное возвышение какого-либо органа. Эта идея была аксиомой для участников конвента, плюс ко всему она рассматривалась как первый принцип хорошего правительства, средство предотвращения тирании, а также - как гарантия гражданской свободы. В отличие от Англии, американская концепция не признавала не только верховенство Парламента, но даже настаивала на установлении строгого контроля над законодательной властью. Учитывался опыт американской революции, в ходе которой пришлось воевать и против английского Парламента. Система сдержек и противовесов, то есть взаимозависимость и взаимоконтроль разных частей госаппарата, теоретически была сформулирована Мэдисоном: «следует создавать стремление, чтобы они противодействовали другим стремлениям». Стремления президентов, законодателей и судей постоянно сталкиваются, так как каждый из них ответственен перед разными категориями избирателей. Основатели Конституции позаботились, чтобы большинство избирателей могли взять под контроль только один государственный орган. Для этого все институты государственной власти наделялись разным сроком полномочий, следовательно, обеспечивалась преемственность и оттягиваются возможные политические переломы, это также способствует консервации элементов политического режима. Взаимоконтроль означает, что каждый орган может в известной мере контролировать деятельность других, а также обладает смежной компетенцией. С одной стороны это поощряет сотрудничество и взаимное приспособление органов власти, а с другой - создает потенциал для конфликта, который разрешается через переговоры, сделки и компромиссы. Принцип федерализма. 1. Заключается в четком определении полномочий Федеральной власти (внешняя политика, вооруженные силы, оборона, внешняя торговля, товарооборот между штатами, федеральный бюджет, вопросы гражданства). 2. Заключается в определении полномочий, которые штатам не принадлежат (штаты не в праве заключать международные договоры, вступать в межгосударственные союзы, выпускать деньги и т.д.). 3. В «Билле о правах» сказано: полномочия, не принадлежащие центру и пользование которыми не запрещено штатам, сохраняются за ними (принятие собственных законов и Конституции, регулирование торговли и экономической жизни внутри штата, организация учреждений государственной власти, обеспечение органов общественного порядка, установление принципов судоустройства). 4. Право федеральных судов объявлять недействительными правовые акты, противоречащие Конституции, в ходе рассмотрения конкретных дел считалось само собой разумеющимся, хотя специальной конституционной нормы на этот счет не было.
Гамильтон: «Власть народа выше законодательной и судебной властей. Когда воля законодателя, выраженная в статутах, противоречит воле народа, выраженной в Конституции, судьи должны руководствоваться последней, а не первой. Они должны принимать свое решение на основе фундаментальных законов». Характеристика 1. Законодательная власть вручалась двухпалатному Конгрессу. Такая структура законодательного органа носит название бикамерной и была принята в колониальный период в 11 колониях. 2. Английский образец. 3. Федеративная форма устройства государства. 4. Различие социальных функций верхней и нижней палат. Нижняя Палата стоит на страже прав на жизнь и свободу. Верхняя - заботится о праве на частную собственность. 5. Палата представителей подводит под государственную власть основу суверенитета народа, а Сенат обеспечивает прочность и стабильность режима, гарантирует ему безопасность от демократических перехлестов.
Нижняя палата избирается раз в два года народом каждого штата пропорционально его численности. Верхняя палата до 1913 года избиралась законодательными собраниями штатов (по 2 представителя от каждого). После 1913 года были введены прямые выборы. Председатель Сената - вице-президент США, но право голоса имеет лишь когда голоса Сената делятся поровну. В отношении сенаторов и членов правительства действует парламентский иммунитет: не могут преследоваться в уголовном или гражданском порядке за сказанное ими на заседании Конгресса. Право законодательной инициативы принадлежит обеим палатам конгресса. Законопроекты об изыскании доходов (финансовые билли) могут исходить только от нижней палаты, Сенат может вносить в них поправки. Законопроект, принятый обеими палатами представляется на подпись президенту, который в течение 10 дней после этого может наложить на него вето. Вето президента имеет отлагательный характер и преодолевается повторным принятием законопроекта обеими палатами Конгресса квалифицированным большинством голосов. С помощью вето президент сдерживает Конгресс. Конгресс же наделен правом импичмента. Импичмент - специальная процедура привлечения к ответственности федеральных должностных лиц гражданской службы, включая президента и вице-президента за измену, взятки и другие тяжкие преступления. # Никсона хотели подвергнуть импичменту за подслушивающие устройства. Преследование возбуждает нижняя палата, а судит верхняя палата. Для осуждения требуется 2/3 голосов сенаторов. В случае суда над президентом председательствует в Сенате Верховный судья США. Сенат может отстранить от занимаемой должности и лишить права занимать какую-либо государственную должность. На дела импичмента президентское право помилования не распространяется. Конгресс может устанавливать и взимать налоги и пошлины, чеканить монету, делать займы, объявлять войну, набирать и содержать армию и т.д. Конгресс созывается не реже одного раза в год. Но президент вправе созвать чрезвычайную сессию. Исполнительная власть принадлежит главе государства (он же глава правительства). Избирается президент на 4 года в ходе двухстепенных выборов. С 1951 года пребывание на поступрезидента ограничивается двумя сроками. Президент является высшим главнокомандующим армии, флота, милиции, обладает правом помилования, назначает на федеральные должности с совета и согласия Сената. Также заключает международные договоры с последующей их ратификацией квалифицированным большинством голосов сенаторов. Президент должен время от времени сообщать Конгрессу о положении дел в союзе. Судебная власть. Единственное судебное учреждение Конституции - Верховный суд. Число его членов в настоящее время 9 человек, включая главного судью. Все они назначаются президентом по совету и с одобрения Сената и занимают свою должность до тех пор, пока ведут себя безупречно. Право судебного надзора за соответствием Конституции правовых актов было сформулировано самим Верховным судом в 1803 году в решении по делу Мэрбери против Мэдисона. Суть решения - любой закон, противоречащий Конституции ничтожен. Судебный и конституционный контроль выражается в двух основных формах: 1. Проверка Конституционности правовых актов в ходе рассмотрения конкретных дел (законов Конгресса, парламентов штатов, распоряжений муниципалитетов и актов исполнительной власти). 2. Проверка Конституционности действий (Решением Верховного Суда от 1974 года по Уотергейтскому делу ему было предписано выдать все магнитные записи бесед, проходивших в Белом Доме. За это Никсона в последствии сняли с поста президента) Законы, признанные антиконституционными в решении суда не отменяются, а теряют всякую правовую силу, так как впредь им отказано в реализации с помощью государственных органов. Неписаное «право вето» Верховного Суда отличается от «вето» Президента: 1. Свойством окончательности - не подлежит обжалованию. 2. Не ограничено сроком. В судебной практике существует ряд доктрин, ставящих предел политической деятельности Верховного Суда: 1. Согласно доктрине «строгой необходимости» суды должны толковать законы так, чтобы по возможности избежать рассмотрения вопроса об их конституционности 2. По доктрине «явной ошибки» суды должны признавать законы антиконституционными только в случае, если придут к выводу, что законодатель не просто ошибся, но ошибся столь очевидно, что нарушение Конституции несомненно. 3. Условием судебного контроля является «исключение неправовых критериев». Суд в своем решении должен высказаться о соответствии закона Конституции, а не о его мотивах, разумности, отражения в нем общего духа Конституции. 4. В соответствии с доктриной «делимости законов» признание судом неконституционной части законодательного акта не означает того, что закон в целом недействителен. Билль о правах от 1791 г. 1. Самое уязвимое место Конституции - отсутствие «Билля о правах» в ее проекте. Подавляющее большинство участников Конвента были сторонниками естественно-правовой теории: права человека существуют независимо от того, записаны они в законе или нет. 2. Многие участники ссылались на то, что права граждан и так уже закреплены в Конституциях отдельных штатов. 3. Сама Конституция, в широком смысле слова, есть билль о политических правах. Зачем нужен еще один? 4. В текст Конституции уже включены некоторые свободы... # Конгресс не может принять законопроект о лишении гражданских и имущественных прав, имеющий обратную силу Но I Об основных демократических правах и свободах в Конституции не упоминалось. Поэтому в период ратификации отдельные штаты выдвигали требования включить в Конституцию Декларацию гражданских прав. 12 первых поправок приняты в сентябре 1789 г. Из них после ратификации 10 были включены в виде «Билля о правах» как часть Конституции (декабрь 1791 г.). Эти поправки были заимствованы из английского «Билля о правах» от 1689 г., Конституций штатов и сочинений ученых просветителей. Все поправки регулировали взаимоотношения между гражданами и федеральной властью и были направлены на ограничения последних. Конгресс не в праве издавать законы, ограничивающие свободу совести, печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями. Провозглашались охрана личности, жилища, бумаг и имущества от неосновательных обысков или арестов. Приказы об обысках/арестах могли издаваться только при наличии основательных причин и в законном порядке. Гражданам предоставлялось право на суд присяжных в уголовном процессе, нельзя 2 раза наказывать за одно и то же деяние, можно отказываться от дачи показании против самих себя в уголовном деле. Обвиняемый мог требовать, чтобы его поставили в известность о характере и поводе обвинения, обеспечили возможность иметь желательных свидетелей, пользоваться услугами адвоката. Билль запрещал налагать чрезмерные налоги, исключительные штрафы, жестокие наказания. Вторая поправка гласит, что для безопасности государства надо хорошую милицию, народ может хранить и носить оружие. В целом XIX в. характеризовался доминантным положением Конгресса, исключая президентство Джефферсона и особо Линкольна, который в годы гражданской войны севера с югом без санкции Конгресса увеличил численность армии, издал распоряжение об освобождении рабов, произвольно использовал средства казначейства. Все диктовало сравнительно простые нормы регулирования и законы разрабатывал преимущественно сам Конгресс. Небольшие размеры правительственного аппарата и отпускаемых ему средств позволяли Конгрессу через различные комитеты составлять обоснованный федеральный бюджет. Эта функция передана исполнительным органам только в 1921 г. Вследствие следующих факторов заметно усилилась и качественно изменилась власть президента: 1. Усложнение общественной жизни; 2. Более активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу (особенно при Рузвельте); 3. Расширение внешнеполитической активности США (особенно после 2-ой Мировой войны)
Вследствие гибкости, оперативности и связи с реализацией программ, государственное регулирование социально-экономических отношений по своей природе более подходит исполнительной власти. В 30-40-е годы правительство занималось реформами налогообложения, ассигнованиями на социальное обеспечение, контролем над зарплатой и ценами, перераспределением доходов. Исполнительная власть располагает и качествами, совершенно необходимыми для внешней политики: • внутреннее единство; • постоянство курса; • компетентность; • решительность; • секретность; • быстрота реагирования.
В связи с технической революцией крупные силы американского ВПК сконцентрировались в администрации и, прежде всего, в исполнительном управлении Президента (создан при Рузвельте) с его бесчисленными отделами, бюро, проблемными группами. Здесь исследуются отрасли, требующие научной разработки, программирования, прогнозирования. Современная американская политика формируется в этом органе. Законодательные органы уступают исполнительным по кадровой оснащенности. Конгресс обслуживает около 18 000 чиновников, а аппарат исполнительной власти - 2 млн. 500 тыс. человек. Таким образом, к социально-экономическим и внешнеполитическим факторам усиления президентской власти добавился еще управленческий фактор. К расширению полномочий президента вели также «горячие» и «холодные» войны, экономические кризисы. При этом важно понимать, что прямолинейного усиления президентской власти не происходило. Об этом свидетельствует определенные укрепления позиций Конгресса в период правления Форда и Рейгана (с 1987 года). Полномочия президента США велики: 1. Его конституционные полномочия: • Глава государства; • Глава правительства; • Главнокомандующий; • Руководитель дипломатической службы страны; • Важная сила в законотворчестве.
2. Будучи главой правительства, Президент контролирует федеральную исполнительную власть и проведение в жизнь законодательных актов. 3. Возглавляет армию и флот США, назначает в Офицерском корпусе, принимает решение о начале боевых действий и пользуется широкими полномочиями в период войны. 4. Заключает договоры и исполнительные соглашения (договоры, не требующие ратификации Сената), а также устанавливает дипломатические отношения. 5. а) Хотя президент формально не имеет права законодательной инициативы, но фактически он использует его своими посланиями о положении страны, о состоянии экономики и о бюджете, где содержится общая, а иногда и развернутая программа законодательной деятельности Конгресса, либо формулируется конкретные законодательные предложения. б) Делегирование - передача Конгрессом президенту законодательных полномочий по отдельным вопросам в целях детализации внутренней и внешней политики. Один из видов делегации - наделение Конгрессом президента правом издавать реорганизационные планы, с помощью которых осуществляется реорганизация в аппарате управления. Если конгресс в течение 60 дней со дня представления президентом этого плана не выступит против него абсолютным большинством голосов какой-либо из палат - план вступает в силу. в) Президент сам издает приказы, прокламации, инструкции и распоряжения. Законы, принятые Конгрессом, не всегда четко сформулированы, следовательно возникают определенные пробелы, связанные с их точным исполнением. Ликвидировать такое положение дел и призваны акты президента. г) Эффективность президенте
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.014 с.) |