Правовое положение населения в Афинах (5-4 вв. До Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение населения в Афинах (5-4 вв. До Н. Э. )



Основа Афинского общества - античная собственность, для которой характерен дуализм, т. с. сосуществование частной и общественной (государственной) собственности. Общественная собственность - это серебряные рудники, золотые прииски, мраморные каменоломни, удовлетворяла не только общегосударственные нужды, но и объединяла всех полноправных граждан в единый слой рабовладельцев. Доходы от нее распределялись поровну.

Категории населения:

· Полноправные афинские граждане

· Метеки (иностранцы, живущие в Афинах)

· Рабы

· Вольноотпущенные

 

Граждане Афин

Гражданин - это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами как основой основ ее жизнедеятельности. «Полноправным гражданином мог быть житель Аттики, родившийся от афинянина и афинянки, имя которого записано в списке ДЕМА» - гласил закон Перикла.

В такие списки заносились юноши и девушки по достижении 18 лет. После 2-х лет военно-воспитательного курса обучения, т. е. в 20 лет. юноша становится полноправным гражданином.

С 20 лет - гражданское полноправие, включает права (принимать участие в народном собрании, выступать на нем и вносить законопроекты, занимать должности с.30 лет) и обязанности (соблюдать законы и выполнять повинности в пользу общества). В экономическом отношении граждане были неравны. Господствовали богатые землевладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских. Государство накладывало на них финансовые повинности в пользу общества - ЛЕТУРГИИ:

1. ХОРЕГИЯ - покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, содержание хоров.

2. ГИМНАСИАРХИЯ - устройство гимнастических игр и состязаний

3. ТРИЕРАРХИЯ - снаряжение корабля, построенного государством и содержание его боевой готовности.

 

Государство заботилось об инвалидах, сиротах. Так, сироты воинов, убитых в борьбе за Родину, содержались и воспитывались государством до 18 лет. Более 20 тыс. граждан содержалось за счет государства с получением жалования за исполнение государственных функций.

С целью избавиться от избытка населения и ослабить остроту противоречий бедные-богатые ввели меру КЛЕРУХИИ (колонии - поселения Афинских граждан, которые основывались на завоеванных землях или на землях Афинских союзников.)

Государство наделяло поселенцев землей без права отчуждения, то есть земля отдавалась не в собственность, а во владение Поселенцы сохраняли за собой Афинское гражданство. С 460 по 410 г.г. до н. э. было основано около 10 тысяч клерухиев. Одни клерухии, оставаясь в подчинении законам и высшей юрисдикции Афин, составляли общины с местным самоуправлением. Другие возникли в уже существующем городе/селении и являлись гарнизонами Афинских граждан среди местного населения.

Итог: идеалом Афинского гражданина был свободный человек, обладавший известным достатком, физически развитый и получивший воспитание. Служение отечеству было высшей честью, следовательно, к этому надо быть готовым.

 

Метеки

Имели некоторые гражданские права, но были лишены политических прав (являться в народное собрание, участвовать в народном суде). Это не избавляло от обязанностей в пользу государства (налоги: поголовная подать, за право заниматься торговлей, прямой, вносили чрезвычайные сборы и служили в армии). Были ограничены в праве приобретать недвижимость, а землю могли брать только в аренду. Браки метеков и граждан были незаконны, рожденные от них дети не становились гражданами. Метеки не имеют права выступать в суде и должны иметь патрона из числа граждан, который был посредником между ним и государством.

Метек, не включенный в общественный список, заключался в тюрьму, а не уплативший налоги продавался в рабство. За особые заслуги могли получить афинское гражданство, но не могут быть жрецами и архонтами.

 

Рабы

В Афинах от 70 до 150 тыс. рабов, а граждан 30-40 тыс. чел. Источники рабства:

· Плен

· Морской разбой

· Покупка раба

· Рождение от рабыни

· По судебному приговору (за присвоение метеком Афинского гражданства)

рабы

государственные частные

 

Государственные рабы могли иметь свое хозяйство, семью. Из их числа формировалась государственная полицейская стража, тюремные служащие и судебные исполнители, писцы, глашатаи, работники монетных дворов.

Рабство считалось нормой. Частные рабы работали в сельском хозяйстве. Часто рабовладельцы отпускали своих рабов на оброк. Иногда они открывали на средства хозяев мастерские. Их можно было арендовать. Нельзя было господину самовольно убивать раба. За истязание раба он мог бежать от господина и искать убежища в святых местах, где нельзя было ловить бежавшего, и тот мог продаваться другому господину.

Раб был собственностью, вещью господина, одушевленным орудием. Когда свободный человек подвергался штрафу, раб отвечал своим телом. К рабу допускалась пытка. Его представитель на суде - господин. Наряду с рабским, был и свободный физический труд (каменщик, плотник).

Рабство усиливало перевес капитала, способствовало увеличению имущественного неравенства, вынуждало государство заботиться о неимущих гражданах и содействовало наступлению тех социальных кризисов, которые погубили Грецию.

Рабы могут быть отпущены на волю государством или своим господином. Это делалось по постановлению Народного Собрания за заслугу перед государством. Хозяин освобождал раба путем публичного объявления. С момента отпуска раб - вольноотпущенник и попадал под двойную власть:

1. государство надзирает та ним как за метеком

2. бывший господин - патрон вольноотпущенника.

 

Без разрешения патрона нельзя вступать в брак, а при бездетности его имущество шло бывшему господину. Патрон мог получать от вольноотпущенника определенные выгоды, которые он установил при отпущении. При неисполнении своих обязанностей по отношению к патрону он по приговору суда может быть возвращен в рабство. Дела рабов разбирала «Коллегия 11».

Государственный строй Афин 5-4 вв. до н.э.

Форма правления - демократическая республика. Самые важные органы - Совет 500 и Гелиэя. Народное Собрание - самое важное. Его деятельность в течении года была разбита на 10 циклов. Причем каждый цикл примерно 36 дней проводилось 4 собрания. Чтобы упорядочить его работу, на каждые из 4 собраниях выносились дела определенного вида:

1 собрание - выносились наиболее важные вопросы (военные, продовольственные, чрезвычайные заявления, проверка правильности избрания должностных лиц).

2 собрание - ходатайства по личным и общественным делам.

3, 4 собрания - все остальные дела.

 

Повестка дня готовилась и обсуждалась советом 500 и объявлялась заблаговременно.

Для всех дел требовалось предварительное заключение Совета 500 - ПРОБУЛЕВМА.

Каждое собрание - принесение жертв богам, затем председатель объявлял, какой вопрос подлежит решению, зачитывал пробулевму. Если собрание с ней соглашалось, то решение принималось без обсуждений. Решение могло быть принято с обсуждением - ПРЕНИЕМ.

Оратор надевал на голову венок, и его нельзя было оскорблять. Не было ограничений по времени, но он был обязан:

1. не повторяться

2. не касаться вопросов, не относящихся к делу;

3. не позволять себе оскорбительных выражений

 

Собрание принимало законы, общеобязательные для всех граждан и ПСЕФИЗМЫ (постановления).

 

ПРОЦЕДУРА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В начале года на первом собрании обсуждался вопрос о необходимости введения нового закона или изменении или отмене старого. Каждый присутствовавший мог высказываться и делать предложения. Если собрание признает необходимым внести изменения в закон, то проект нового закона передавался его автором Совету 500, одновременно текст закона помещался на видном месте, дабы все афиняне могли с ним ознакомиться. На Народном Собрании проект с заключением Совета подробно обсуждается и принимается постановление о передаче его на решение особой комиссии из числа членов Гелиэи (коллегия номофетов). Само собрание определяло число номофетов. порядок и срок их заседаний, вознаграждение с указанием источника. Одновременно избирались 5 защитников старых законов.

В коллегии номофетов заслушивался автор законопроекта и защитники старых законов. Затем принималось решение о судьбе законопроекта.

Преимущество судебной процедуры - утверждение законов.

Члены коллегии более опытные (>30 лет), знающие, осторожные и принесшие гражданскую присягу, несущие личную ответственность. Ограниченное число членов получали материал в обработанном виде, работали вдали от прений, их горячки.

Автор законопроекта нес ответственность, если:

1. Его закон противоречил существующим, и об этом не было определенно заявлено

2. Был вреден для государства

3. Был принят с нарушением установленных процедур

 

Обвинение в противозаконии нового постановления (такая процедура по прохождению закона называлась "графе параномум") может быть возбуждено любыми гражданами и автор закона должен отвечать по этому обвинению на Гелиэи. Если жалоба признавалась справедливой, то закон отменялся, а автор закона штрафовался, подвергался изгнанию или смерти. Лицо. 3 раза вынесшее плохой закон, лишалось права законодательной инициативы. Личная ответственность автора истекала через 1 год. В этом случае можно было требовать лишь отмены закона/постановления.

За необоснованное обращение в Гелиэю по поводу закона - штраф 1000 драхмов. Обвинитель, не набравший 1/5 голосов судей, сам подвергался ответственности за сутяжничество.

Значение «графе параномум»

1. Предостерегал от внесения скороспелых и непродуманных законопроектов

2. давал каждому гражданину право выступить в защиту всего строя Афинской демократии. Обычно собиралось 3-5 тыс. человек в народном собрании при 30-40 тысячах граждан всего.

 

СОВЕТ 500

Создан Клисфеном. Полномочия:

1. Подготовка вопросов для обсуждения на Народном Собрании, проектов постановлений Народного собрания, его созыв.

2. Проведение в жизнь постановлений Народного Собрания

3. Общий надзор за финансами (определение источников доходов, сбор поступлений, расходование государственных средств).

4. Прием иностранных послов, заключение договоров с другими государствами, заслушивание афинских послов

5. Наблюдение за постройкой военных судов и контроль за состоянием флота и конницы.

6. Прием отчетов должностных лиц и суд над ними.

7. Проведении ДОКИМАССИИ кандидатов в Совет 500 и в архонты.

 

Докимассия - это предварительная проверка кандидатов на государственные должности. Это испытание проводилось не для определения способностей лица или его пригодности для должности, а для проверки нравственных качеств.

Так, совет 500 являлся подготовительным, совещательным и исполнительным органом Народного Собрания. Он же был посредником между должностными лицами и Народным Собранием.

Отчет о своей деятельности Совет держал перед Собранием. Свои обязанности выполнял он не в полном составе, а через ПРИТАННИИ (50 человек, избранных от одной и той же филы).

Каждая из 10 пританний работала поочередно в течение 1/10 года. За злоупотребление член коллегии исключался из Совета и отдавался под суд. Срок полномочий Совета - 1 год.

 

ГЕЛИЭЯ (6 ТЫС. ЧЕЛОВЕК)

Являлась судебным органом по важным уголовным и гражданским делам (о государственных и должностных преступлениях, споры между гражданами союзных государств) и одновременно апелляционная инстанция по отношению к нижестоящим судам. Народное Собрание из числа судей избирает коллегию номофилов.

Гслиэе принадлежал решающий голос при раскладе податей с союзников, проводившийся каждые 4 года. Утверждала постановления о даровании Афинского гражданства, контролирует законность замещения должностей в государстве.

Члены Гелиэи избирались по жребию (600 чел. /фила). В ее составе - 10 коллегий по 50 человек (100 запасные). Для предупреждения злоупотреблений дела между коллегиями распределялись в день суда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.5.65 (0.027 с.)