Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое положение населения в древнем Риме в период республики

Поиск

К 287 г. до н.э. к моменту издания закона диктатура Гортензия, по которой решения плебейских собраний становились обязательными для всех законами закончилась многолетняя борьба плебеев с патрициями за полноправность.

Основные требования плебеев (решения аграрного вопроса - доступ к общему полю, отмена долговой кабалы, ограничение долгового процента, политическое равноправие, т.е. право участия во всех собраниях и избрания на все должности) были удовлетворены. По мере развития имущественного неравенства растет роль богатства в определении положения Римского гражданина.

В конце 3 и 2 в.в. до н.э. возникают привилегированные сословия НОБЕЛЕЙ и ВСАДНИКОВ. Нобели -это слившаяся воедино верхушка патрициата и плебса. Опираясь на крупные землевладения, значительные массы рабов и громадные денежные средства, они добились монопольного положения и в политической сфере. Только они пополняли Сенат и занимали высшие государственные должности.

Всадники - это торгово-финансовая знать и землевладельцы. В 1 в. до н.э. начинается процесс сближения нобелей с верхушкой всадников, также получивший доступ в Сенат и на важные должности. Клиенты, освободившиеся, торговцы и ремесленники теперь называются ПЛЕБСОМ.

 

По правовому положению выделяются:

1. Граждане

2. Вольноотпущенные

3. Латины

4. Перегрины

5. Рабы

Граждане

Гражданство приобреталось:

• Рождением от 2-х римлян в браке и без него

• Предоставлением прав гражданства через:

 

- усыновление чужеземца гражданином

- отпущение на волю раба

- пожалование гражданства тем лицам/общинам в виде особого акта, имеющего исключительный характер

 

Наделение правами происходило после совершеннолетия. В определенный день отец брал сына за руку и вел на

площадь записывать в трибу к которой сам принадлежит.

Политическое полноправие - это участие в народном собрании, в войске и в общем земельном фонде государства (не связывалось с гражданско-правовым полноправием).

Римское гражданство было пожизненным и наследованным, но могло быть утрачено по определенным причинам:

1) после продажи в рабство за неуплату долга/преступление

2) после ссылки/изгнания, связанных с конфискацией имущества

3) Вольноотпущенники. Отпущенный на волю раб становился с точки зрения права гражданином, но с урезанными правами. Он не мог замещать выборные должности, не служил в армии, запрещены браки со свободнорожденными, к бывшему господину. он был клиент, т.е. был обязан:

1) оказывать ему уважение

2) помогать в материальной нужде

3) не возбуждать против него уголовного преследования и не давать свидетельств против патрона

4) патрон имеет право наследовать определенную часть имущества вольноотпущенника.

За особую неблагодарность он мог быть возвращен в рабское состояние. В то же время вольноотпущенный мог заниматься предпринимательством и выступать в суде.

С расширением пределов римского государства число свободных пополнялось за счет жителей Апенинского полуострова, полностью завоеванного к середине 3 в. до н.э. и других стран.

Латины

Это жители Лациума, т.е. центральной области вокруг Рима, т.е. это ближайшие соседи римлян, покоренных ими. У них была имущественная правоспособность и самоуправление в своих общинах. Римское гражданство приобреталось переселением в Рим. Их обязанность перед государством - выставление определенных военных контингентов.

В 1 в. до н.э. латинам были предоставлены права римских граждан.

Перегрины

Это жители провинций, т.е. завоеванных Римом территорий за пределами Лациума. Имущественная правоспособность у них была, но никаких политических прав в Риме они не имели. В своих отношениях с римлянами они руководствуются Правом Народов. Для защиты своих прав избирают из числа римских граждан Патронов.

Рабы

Источники рабства:

1) военные пленные

2) покупка

3) естественное воспроизводство

4) самопродажа

5) долговая кабала (была до закона Петелия 326 г. до н.э.)

 

Виды рабства:

В 6-4 в.в. до н.э. в Риме было патриархальное право, т.е. раб не рассматривался в качестве вещи, отвечал перед судом, мог быть поручителем и усыновленным, участвовать в религиозных культах и праздниках. Слишком жестокое обращение с ними признавалось неугодным богам.

С З в. до н.э. переход к классическому рабству: развивается товарное производство, возрастает численность рабов, их труд применяется в решающих областях: с/х, горно-добывающем деле, металлургии, строительстве. Суть его положения: «Раб есть вещь и говорящее орудие». Он не мог иметь семью, детей, заключать брак, иметь собственность (все его - к господину).

Преследуя экономические выгоды, господин мог наделить раба каким-либо имуществом - ПЕКУЛИИ, но оно было собственностью господина. Обязательства по отношению к рабу не имеют юридической силы. За вред, причиненный рабом, платит господин (но не > цены раба). Свидетельские показания недопустимы для раба, если имеют плохие последствия для господина.

Государственный строй Рима в период республики

В Риме была аристократическая (олигархическая) республика. Наиболее важный орган - Сенат. Вначале он состоял из 300 членов, а в 1 веке до н.э. число сенаторов увеличилось. Сенаторов назначали сперва консулы, а с 4 в. до н.э. -цензоры. Срок полномочий сенатора - 5 лет, но фактически должность это пожизненная, т.к. цензоры редко пересматривали состав сената по существу. Для получения звания сенатора нужны особые условия: благородство происхождения имущественный ценз политический опыт в должностных делах

Право созывать Сенат и председательствовать на его заседании принадлежало некоторым должностным лицам: диктатору, консулу, претору, а затем и народному трибуну.

После доклада должностного лица, созвавшего Сенат, происходило его обсуждение. Каждый из сенаторов, в зависимости от места в списке высказывает свое мнение, затем голосование и выносится решение.

 

Функции Сената:

1) Утверждал мнение Народного Собрания, а с 3 в. до н.э. предварительно рассматривал и мог отвергнуть законопроекты.

2) Утверждал избранных, а в последствии кандидатов. В чрезвычайных обстоятельствах – временная военная диктатура. По его решению 1 из консулов назначал диктатора, наделенного чрезвычайными полномочиями (приговор к смерти без права обжалования, все другие должностные лица в его подчинении и теряют самостоятельность действий). Он не отвечал за свои действия, мог опереться на военную силу. Срок полномочий 6 месяцев. К компетенции Сената также относилось текущее государственное управление, наблюдение за государственным имуществом, составление государственного и особого военного бюджетов, монетное дело, государственный кредит, займы.

3) Назначение командующий армиями и определенных военных округов.

4) Утверждение мирных договоров и договоров о союзе.

 

Формально Сенат считался консультативным советом при должностных лицах. Но поскольку, не лишенное инициативы Народное Собрание постоянно меняющиеся должностные лица не могли эффективно управлять государством, то Сенат фактически стал правительством. Его власть основывается не на законе, а на существующей практике, отсутствие единой Конституции увеличивало контроль Сената над политической жизнью общества.

 

Народные Собрания

Куриатные комиции потеряли свое политическое значение. За ними сохранилось разрешение вопросов семейного права (усыновление, утверждение завещаний). Политическое значение имели центуриатные и трибунатные комиции.

И те, и другие созывались по распоряжению должностного лица и проходили под его председательством. Совершались религиозные обряды и молитва, а затем чтения проекта закона и голосование. До 3-го века до н.э. основные - центуриатные собрания. В этом же веке была изменена их структура. 5 разрядов, имеющих граждан выставляли по 70 центурий, а пролетарии - 1 центурию.

Компетенция куриатных центурий:

1. Принимали /отклоняли законопроекты

2. Избирали консулов, цензоров, преторов, объявляли войну и рассматривали жалобы на приговоры к смертной казни

 

С 3 в. до н.э. после закона диктатора Гортензия возрастает значение трибутных комиций (решения плебейских собраний - закон).

Было 2 вида трибутных собраний:

1. Общие для патрициев и плебеев (избирали квесторов и некоторых низких должностных лиц для выполнения обязанностей полиции, расследования преступлений, совершения смертной казни и заведовал чеканкой монет).

2. Плебейские (выбирали нар. трибунов и их помощников - эдиллов + принимали / отклоняли законопроекты).

 

Система Римских Народных Собраний не была демократической:

(a) Отсутствовала периодичность их работы. Только можатраты могли созывать собрание

(b) У народного Собрания нет права законодательной инициативы. Оно должно давать ответ на предложения должностного лица, его созывавшего.

(c) До второй половины 2 в. до н.э. существовала открытая подача голосов, следовательно, богатые могли давить

(d) Народные Собрания собирались в Риме, а граждане жили повсюду, следовательно, не могли участвовать в голосовании

(e) Неорганизованные массы жителей Рима были лишены политического сознания - в комициях преобладали
безработные -ЛЮМПЕНЫ, следовательно действовала система подкупа. Их требования - «Хлеба и зрелищ!»

(f) Собрание было стихийным, отсутствовал правильный учет голосов.

 

Управление

В Риме нет постоянного чиновничьего аппарата, и вся исполнительная власть принадлежала выборным должностным лицам МАГИСТРАТАМ. Римский должностные лица имели часть царских полномочий, делегированных им народом. Власть магистрата делилась на ВЫСШУЮ (империй) и ОБЩУЮ (потестас) Высшая:

• Право заключать перемирие

• Право издавать приказы и принуждать к их исполнению

• Право суда и назначения наказания

Общая власть принадлежала всем должностным лицам: отдавать распоряжения и налагать штраф за их неисполнение

 

Принципы Римской магистратуры:

1. Выборность (кроме диктатуры)

2. Безвозмездность

3. Срочность (1 год)

4. Коллегиальность (кроме диктатуры)

 

Один член коллегии мог опротестовать приказ другого члена. Это называлось «Вето». Магистрат во время отправления своей должности не мог быть передан суду, и сместить его ранее срока также не позволял закон.

 

Виды магистратур:

1. Чрезвычайные, к которым относились диктатура и Коллегия Десяти.

2. Обыкновенные (ординарные) магистратуры (консулы, цензоры, преторы, эдилы, квесторы, народные трибуны)

 

Царские полномочия после изгнания Тарквиния исполняли 2 ежегодно избираемых КОНСУЛа. Их именами назывался год. Они были верховными главнокомандующими, с правом ИМПЕРИЯ. Преторы, их младшие коллеги также имели империй, но основная их функция - руководство судом.

Цензоры. Это высшая и наипочетнейшая магистратура. Считалось, что должность цензора - наиважнейшая и наиболее почетная. Срок полномочий - 18 месяцев. Они составляли списки граждан и проводили ревизию списков Сената и всадников. Они формировали Сенат, не имели империя, никому не подчинялись, а также обладали неограниченными правами в осуществлении своих функций.

Квесторы (казначеи) ведали государственной казной, кассой в армии, хранили архивы.

Эдилы наблюдали за порядком в городе, на рынке, заботились о продовольствии и обустройстве общественных игр.

Народный трибун учрежден в 494г. до н.э. как результат борьбы плебеев с патрициями за свое место в государственном управлении. В начале их было 2, затем 5 и в конце -10. Трибун неприкосновенен и неответственен за свои действия, его основная обязанность - защита плебеев от несправедливости патриц магистратов. Он не может отлучаться из Рима и дверь его дома всегда должна быть открыта для ищущих защиту. Там нельзя никого преследовать. Он имел право запретить исполнение любых приказов магистратов республики (за исключением приказов диктаторов и цензоров). Право «Вето» на постановлении Сената вредные плебеям. Если запрещение трибун не исполняется, он может прекратить взимание податей и набор войска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1942; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.74.231 (0.013 с.)