Сословно-представительная монархия во Франции (предпосылки возникновения, общественный и государственный строй) 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сословно-представительная монархия во Франции (предпосылки возникновения, общественный и государственный строй)



Общественный строй и экономические перемены.

Франция переживает большой экономический подъем, связанный с:

1. Ростом производительности крестьянского хозяйства.

2. Увеличением ремесленного производства.

3. Ростом городов и городского населения.

4. Дальнейшим развитием торговых отношений между областями страны.

5. Расширением и углублением товарно-денежных отношений.

В упорной борьбе с феодалами при помощи огромных денежных откупов (особенно на юге страны) и весьма частых вооруженных восстаний(на севере) города добиваются для себя право на самоуправление, свое налогообложение и собственный суд. Совокупность этих прав называлась КОМУННОЙ.

Южные города раньше всех добились самоуправления (Бордо, Тулуза, Марсель), находясь на морских торговых путях с востоком и сохранив некоторые элементы муниципального устройства и в раннее средневековье. При этом они не обращались за покровительством к королевской власти, не пользующейся на юге почти никаким влиянием.

В борьбе с местными феодалами, северные города (Комбре, Суассон), находящиеся в отличии от южных в тесных хозяйственных связях между собой -> заинтересованные в политическом объединении страны нашли себе союзника в королевской власти. Король и северные города заключили неписаный договор. Города давали королю деньги и военное ополчение, а король обеспечивал городам защиту от феодальных притеснений и привлекал их верхние слои к государственному управлению. Итак, северные города оказывали королю наиболее действительную помощь в политическом объединении страны, но они не были его единственной опорой. Короля также поддерживали мелкие вассалы, которые искали у него защиты от произвола крупных феодалов и стремились с его помощью устроить свои права на владение и расширить последние. Пользуясь этим, король устанавливает прямую зависимость мелких вассалов от монархии. Этот процесс носил название ИММЕДИАТИЗАЦИИ.

Духовенство тоже было заинтересованно в установлении внутреннего мира и нуждавшегося в охране своих прав на церковную собственность.

Положение крестьян тоже изменилось:

1. Еще с XI1 века взгляды общества на рабство поменялись. Оно стало «противно человеческой природе». Папа Александр 3 говорил: «христианин не может быть рабом».

2. С XI11 века крестьяне стали массами уходить в города. Чтобы их удержать, сеньоры были вынуждены облегчать положение крестов.

3. Развитие товарно-денежных отношений стимулировало феодалов к накоплению денег, на которые можно было купить предметы иноземного поисхождения. В этих целях стали переводить натуральные повинности крестов в денежные.

4. Чтобы стимулировать рост с/х производства, феодалы стали предоставлять более свободный статус. Из всего этого следует:

 

Возникает особая форма крестьянского земельного держания - цензита. Крестьянин-цензитарий был лично свободным, его основной повинностью в пользу собственника земли стал денежный взнос (ценз). Лично свободные крестьяне также составляли социальную опору королевской власти.

Столетняя Англо-Французская война со второй половины XIV по первую половину XV веков, ослабившая силы крупных феодалов, своими распрями, усложнившая эту тяжелую для населения борьбу, также значительно укрепила престиж королевской власти.

 

Со временем оформляются 3 основных сословия:

1. Духовенство. Освобождалось от любых государственных служб и повинностей, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Дают обет безбрачия, ненаследственное.

2. Дворяне. Рассматривались не как вассалы короля, а как его слуги. Это замкнутое и наследственное от духовенства сословие. Их исключительная привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимости и рентных прав. Они также освобождались от несения воинской службы королю.

3. Неблагородное сословие пополнялось за счет горожан и крестьян-цензитариев. Не имели особых имущественных и личных прав. Были основными налогоплательщиками.

В процессе централизации выделяют 2 стороны:

1. Количественную. В начале XIV века домен короля - это 3/4территории королевства.

2. Качественную (усиление власти).

В XV веке введена единая королевская монета, запрещены междоусобные войны, исчезло сеньориальное законодательство, ограничивается сеньориальная юрисдикция, появляется право апелляции на любое судебное решение в Парижский парламент.

Но, несмотря на все успехи централизации, королевская власть наталкивается на определенные препятствия:

1. Сопротивление верхов феодальной знати.

2. Открыто провозглашенное верховенство римской церкви в светских кругах.

3. Отсутствие регулярных денежных поступлений, достаточных для осуществления независимой политики.

Итоги: королевская власть, претендуя на высший суверенитет, не располагала, тем не менее, достаточными средствами для его реализации -> вынуждена просить денежной, военной и политической помощи у сословий. Результат этого - создание органа сословного представительства - Генеральных Штатов(принцип выборности + присутствие городского сословия)

Впервые Генеральные Штаты были созданы в 1302 году по причине спора Филиппа IV Красивого с Папой Бенефацием 1IX о контроле над Французской церковью.

Генеральные Штаты решили, что в светских делах король зависит лишь от Бога и не обязан подчиняться Папе. Каждое сословие в них представлено отдельной палатой. Высшее духовенство и феодальная знать приглашались лично. Среднее и мелкое дворянство избирало своих депутатов. Выборы также происходили от церквей, монастырей и городов(по 2-3 депутата). Но горожане (особенно юристы) избирались и от сословия духовенства и дворянства. Приблизительно 1/7 часть депутатов - ЮРИСТЫ. Депутаты Генеральных Штатов обладали императивным мандатом: их позиция по обсуждаемым вопросам была связана инструкцией избирателей (наказом). Депутаты подотчетны перед своими избирателями. Ослабляло Генеральные Штаты:

1. Рознь между привилегированными и податными сословиями(каждая палата имела 1 голос. Все вопросы решались по палатам раздельно. Это обуславливало гарантированное большинство за привилегированными, т.к. они имели 2 голоса).

2. Отсутствие стабильности в структуре. Они часто распадались на штаты южно-французской и северофранцузской народностей.

3. Отсутствие связи между Генеральными и Местными Штатами.

4. Нет периодичности созыва.

5. Их основная функция - утверждение налогов. Они обсуждали и политические дела, но без права утверждать законы.

 

Король, используя меж- и внутрисословные противоречия, поставил Генеральные Штаты в сословную зависимость от своей власти. В то же время сословия могли уклоняться от выполнения решения короля, высказать свое несогласие с его политикой. Например, принятие «Великого Мартовского Ордонанса» в 1357 году.

Идет столетняя война. Король Иоанн Добрый пленен, и за него нужно платить выкуп, а казна пуста и армия деморализована, восстали парижане. В соответствии с Мартовским Ордонансом сессии Генеральных Штатов должны проводиться 3 раза в год. Для их созыва не требуется предварительной санкции короля. Без согласия Генеральных Штатов не могли быть введены новые налоги, они получали право контроля правительства. Только с их согласия можно было заключать мир или объявлять войну. Были избраны «Генеральные реформаторы», которые могли контролировать деятельность королевской администрации, увольнять чиновников и наказывать их вплоть до смертной казни.

После подавления парижского восстания и крестьянской войны в Жакерии, королевская власть отвергла «Великий Мартовский Ордонанс».

Генеральные Штаты 1439 года предоставили королю право набирать постоянное войско и взимать своей властью деньги на его содержание(королевская талья).

Роль Генеральных Штатов ограничивалась разрешением королю субсидий и подачей наказов. Поэтому, после 1439 года этот орган стал созываться все реже, а с начала XVII в. вообще перестает созываться. Заменялись Генеральные Штаты СОБРАНИЕМ НОТАБЛЕЙ, это лица всех Зх сословий, но в ограниченном количестве по королевскому выбору для совещания по каким-либо вопросам.

Собирался Большой Совет, в который входили юристы и 24 представителя высшей духовной и светской знати. Обычно созывался 1 раз в месяц с совещательными полномочиями.

Парламент перед каждым заседанием сначала назначался королем. Но постепенно он стал сам избирать своих членов из числа людей достойных, образованных и пользующихся хорошей репутацией. Кроме судебных функций Парламент приобрел право регистрации королевских актов. С 1350 года такая регистрация стала обязательной. Если Парламент находил в акте неточности/отступление от законов королевства, он мог заявить РЕМОНСТРАЦИЮ, т.е. возражение и отказать такому акту в регистрации. Она преодолевалась личным присутствием короля на заседании Парламента. Высший финансовый орган назывался Счетной палатой.

Должностные лица (центральный аппарат).

1. Канцлер. Осуществляет текущее управление и контроль за деятельностью государственных чиновников. При отсутствии короля он председательствовал в Большом Совете. Под его руководством составлялись проекты королевских указов, хранил большую королевскую печать, которой скреплял подписанные королем акты.

2. Коннетабы. Сперва командир конного рыцарского ополчения, а с XI11 в. командующий королевской армией.

3. Камерарий. Следил за казной.

4. Палатины. Королевские советники, выполнявшие его отдельные поручения.

 

Местный аппарат

Прево и бальи теряли функцию военного управления, что связано с падением значения феодального ополчения. Стремясь к централизации местного управления, король вводит новую должность губернаторов. В одних случаях губернаторы имели чисто военные функции, в других назначались в бальяж (заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частых войн).

В городах возникали органы самоуправления: выборный Городской Совет, состоящий из уполномоченных (ЭШЕВЕНОВ) и избранного городского главы - МЭРа. Помимо управления и суда Городской Совет имел право издавать постановления обязательные для горожан. Итак, полное городское самоуправление звалось КОМУННОЙ

30. Причины установления абсолютной монархии во Франции (общественный и государственный строй Франции в период абсолютизма)

Общественный строй

Промышленность переживает интенсивное переоборудование на основе технических усовершенствований и изобретений. Входит в оборот водяное колесо, механическое дутье в металлургии, появляется книгопечатание, требующее больших капиталов, широкого разделения труда и объединения рабочих в 1 помещение.

Вместо прежнего ремесленника, обязанного знать всю технологию производства появляется более специализированный работник -> рост производительности труда. Возникает централизованная^ работой под одной крышей) и рассеяная(с работой на дому) мануфактура. Это постепенно подготовило начало эры капиталистического производства. Максимальные успеха в областях промышленностей, которые работали на внешний рынок(сукноделие, шелкоделие, льняное производство). Постепенно формируются новые прослойки - буржуазия и пред-пролетариат.

Буржуазия: собственники мануфактур, купцы и часть мастеров. Они относятся к Зму податному сословию, поддерживают королевскую власть. Для ее нормальной хозяйственной деятельности необходимо политическое единство, порядок внутри страны, покровительствов области торговли и промышленности.

Пролетариат: цеховые подмастерья и наемные рабочие мануфактур. В борьбе за улучшение своего положения создает союзы, а иногда прибегает к стачечной борьбе.

Определенные изменения произошли и в положении привилегированных: самая влиятельная часть дворянства -придворная аристократия. Это родственники королей, потомки знатных феодальных родов. Принцы и герцоги занимали посты губернаторов, заседали в Большом Совете, командовали армией и флотом. Они поддерживали королевскую власть, которая давала им возможность получать жалованье, пенсии, денежные подарки, но в то же время мечтали о былой самостоятельности и выступили против дальнейшего усиления королевской власти.

Мелкие и средние провинциальные феодалы(дворянство, шпаги) несли большие потери, разорялись. Почему? Полученный ими строго фиксированный ценз оставался на одном уровне, в то время когда деньги постоянно обесценивались. Во Франции была революция церкви. Других доходов у них не было -> приходилось продавать/закладывать поместье и поступать на службу к королю(вельможи). В то же время складывался другой слой нового дворянства(служилого). Это «ЛЮДИ МАНТИИ»- подлое мещанство. Это выходцы из буржуазии, покупавшие доходные должности в государственном аппарате (с XV в. была введена несменяемость должностей, их продажа, а затем и передача по наследству. Только места губернаторов и комендантов крепостей, должности придворные и посольские были закрыты для буржуазии). Они приобретали земельные владения, господствовали в Парламенте и других судах, держали в своих руках финансы государства, являясь королевскими кредиторами. Отличия: «люди мантии» платили налоги и служили в армии.

К XVI в. в дворянских поместьях почти не осталось домениальной земли. Вся земля была в пользовании крестов, обязанных платить ценз и другие повинности. Крестьяне были правоспособны, могли судиться в народном суде, пережитки личной зависимости в виде «права мертвой руки», формарьяжа сохранялись лишь в наиболее отсталых провинциях(например в Бургундии).

Государственный строй

Урегулировались отношения с церковью. Автономия Французской церкви была закреплена еще в первой половине XV в. и состояла из права выбора на высшие церковные должности, на суд и на согласование с Римским Папой аннат.

Аннат- денежный сбор в пользу Рима, взимаемый с духовенства, вступающих в высшие церковные должности. В 1516 г между королем и Римским Папой был заключен договор - Болонский Конкордат. Теперь король мог назначить епископов с последующим утверждением кандидатуры Римским Папой. Назначение на высшие церковные должности превратилось в вид королевского пожалования. По праву назначения король располагал и всеми важными церковными бенефициями. В силу вакансий епископата, доходы от бенефиция получала корона. Римский Папа восстанавливался в правах на получение аннат без согласования с французским духовенством.

Французская церковь, утрачивая самоуправление подчинялась королю, к ее доходам допускалось папство. Основным положением французской национальной религии (галликонизм) было знание о божественном праве королей. «Король - представитель на земле божественной власти в мирских делах, как Папа в духовных, оба равны».

Несмотря на все успехи централизации, королевское правительство наталкивалось на определенные препятствия. Решительный и последний удар противникам королевской власти нанесли в первой половине XVIII в.. Тогда фактическое руководство страной находилось в руках кардинала Ришелье. С 1624-42 гг он занимает пост 1-го министра Людовига XIII. План Ришелье был одобрен собранием в 1526 г. Это были 55 человек по выбору кардинала.

Реформы Ришелье

1. Ликвидация Гугенотской «республики» на юге (с 1562-1598 г. во Франции шли религиозные войны). По их итогам королем Генрихом IV был подписан Нанский эдикт 1598 года. Он разрешал гугенотам свободно совершать свое богослужение в дворянских замках, во всех деревнях и городах, где это было ранее. Протестантам давали те же права, что и католикам, т.е. занимать все должности, созывать соборы, где обсуждать можно даже политические дела. Имели 200 крепостей. В ходе военных действий, продолжавшихся 8 лет были ликвидированы политический сепаратизм и военно-партийная организация гугенотов, а религиозная свобода сохранялась.

2. Срытие и уничтожение крепостей и замков, бесполезных для защиты государства.

3. Приняты решительные меры против непокорных аристократов. Суд над врагами Ришелье поручал не Парламенту, а особым комиссиям, членов которых назначал сам. В делах о государственных преступлениях не требовались бесспорных доказательств. То, что вытекало из основательных догадок должно считаться ясными доказательствами. Под страхом смертной казни запретили дуэли: «Главной жизненный нерв государства - дворяне, подчиненные королю. А дворянин имеет право воевать только за короля».

4. Проводниками всей королевской власти все более становятся интенданты, назначаемые центральной властью и полностью от нее зависящие. Их задача - обеспечить поступление налогов из провинций (так стала называться группа бальяжей в 15 в) в казну. Они оттесняют на 2й план губернаторов.

5. Ришелье увеличил французский флот, заботился о развитии торговли и промышленности, основал французскую Академию. При ней стала выходить печатная газета. При этом королевская талья (налог) за время правления Людовига XI11 выросла в 4 раза.

Период наивысшего расцвета абсолютизма приходится на период царствования Людовига X 1V(1651 -1715 гг):

1. Он переехал в Версаль, город, где должен быть дворец и для дворца.

2. Вокруг персоны короля устанавливается строжайший, почти ритуальный этикет: «Нельзя не нанося вреда государственному телу, лишить его главу мельчайших признаков превосходства, отличающих его от других членов».

3. Армия стала королевской, т.е. все получала от короля: жалованье, пищу, чины, награды, повышения. Король стал ее действительным военным начальником.

4. Совет при короле стал верховным судебным, законодательным органом(предлагал и обсуждал все законы), устанавливал и раскладывал все налоги, давая предписания местным властям. Король сам на нем председательствовал, а доклад читался и обсуждался. Когда король находил, что дело ясно – прекращал прения и сам постановлял решения.

5. Главная опора короля - «люди мантии». 20 лет служишь и дворянское звание жене и детям. Губернаторы это военные начальники, которые должны поддерживать порядок и спокойствие. Их назначал на 3 года и при желании короля его можно продлить.

6. Уничтожалась выборность должностей и вводилась их продажа. Теоретиком французского абсолютизма был Жан Боден (6 томов). Людовиг XIV: «Государство - это я»

1685 г.- отменяется Нанский эдикт (1598г). Гугенотов ущемляли, а в 1683 г. с протестантизмом было вообще покончено: разрушали их храмы, иконы, запретили богослужение. НО!!! Нация поняла, что ошиблась в выборе формы правления. Людовиг XV: «Нам бы век доправить, а потом хоть потоп».

Население устало от почти непрерывных, а зачастую ненужных для интересов Франции войн, произвола короля и его чиновников, религиозных гонений, ужасающей нищеты и голода (население Франции уменьшилось на 3 млн человек), роста судебный произвол. Это подорвало доверие нации к неограниченному правлению.

Законодательная власть принадлежит монарху, он назначает государственные и церковные должности, определяет политику государства, устанавливает налоги и может распоряжаться государственными средствами, в принятии важных внешнеполитических решений. Неоднократной перестройке подвергалась система советов, выполняющих совещательные функции. Большой Совет стоял в центре государства, его дополняли социальные Советы:

• Финансов, разрабатывал экономическую политику, искал новые способы поступления средств в казну.

• Депеш (сообщения с мест, обсуждение вопросов с мест внутреннего управления)

Среди высших должностных лиц выделялся Главный Контролер Финансов (фактически 1й министр- ему подчинены 30 интендантов во главе провинций. Они могли вмешиваться в дела судов, изымать дела оттуда. Они назначались из «дворян мантии», молодых лиц неизвестного происхождения и не имеющих родственных связей в своей провинции.) и 4 госсекретаря: по военным, иностранным, морским делам и делам двора. Должность коннетабля в 17 в. устраняется. Сохраняет свой вес канцлер.

Генеральный контролер финансов.

В местном управлении решающая роль была у Интенданта Юстиции, Полиции, Финансов. Они ведали сбором налогов, могли изымать из судов и принимать к своему производству любое дело, осуществляли контроль за фабриками, дорогами, судоходством, наблюдали за нищими и бродягами, вели борьбу с ересями.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.20.52 (0.009 с.)