Глава 1. Понятие «мягкой силы» во Франции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие «мягкой силы» во Франции



План

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие «мягкой силы» во Франции……………………….5

1.1 Инструментарий понятия «мягкая сила»……………………………..5

1.2 Институты и рычаги внутренней культурной политики Франции…………………………………………………………….....10

Глава 2. «Мягкая сила» как инструмент внешней политики Франции…………………………………………………………………..18

2.1 Зарождение и становление культурной дипломатии Франции………………………………………………………………...…18

2.2 Современная культурная политика Франции…………………….…22

2.4 Политика и система франкофонии в эпоху глобализации…………26

Заключение………………………………………………………………. 37

Список использованных источников и литературы………………..39

 

 

Введение

Актуальность работы.

Актуальность данной работы обусловлена постоянным расширением влияния глобализации(«американизации») на современный мир и ростом важности проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия для каждой цивилизованной страны. Франция, будучи великой культурной державой, даже несмотря на ослабление своего глобального влияния, все еще показывает пример того, как развитая культура может стать эффективным инструментом защиты национальной идентичности и противодействия созданию однополярной цивилизации.

Цель исследования: раскрыть и проанализировать модели культурной политики Франции со второй половины XX века по наши дни.

В процессе исследования мы бы хотели решить следующие задачи:

· Выявить предпосылки формирования современной культурной политики Франции;

· Проанализировать влияние «мягкой силы» Франции на глобализирующийся мир;

· Определить эффективность культурной политик Франции в защите национального самосознания и сплоченности перед лицом политического, идеологического и лингвокультурного натиска со стороны США;

· Показать воздействие «мягкой силы» Франции на международную культурную политику;

· Спрогнозировать дальнейшее развитие культурной политики Франции на среднесрочный период.

Объектом данного исследования является международная культурная политика.

Предмет исследования: влияние Франции на глобальную мировую культуру.

Методы исследования: контент-анализ, диалектический метод, индуктивные и дедуктивные методы, сравнительный метод, метод прогнозирования, аналогия.

Степень изученности проблемы. Представленная проблема достаточно хорошо изучена. Однако современные международные отношения развиваются настолько динамично, что она требует постоянного внимания. Данная тема попала в поле зрения политологов, социологов, культурологов, журналистов и других специалистов. Научные исследования представлены в монографиях, статьях и в учебной литературе. Следует отметить многочисленные публикации, посвященные изучению «мягкой силы» европейских государств, в том числе и Франции, например, в статье Н. М. Боголюбовой «Культурные сезоны как форма внешней культурной политики на примере России и Франции», где рассматриваются культурные сезоны и их современные особенности между Россией и странами Европы. В данной работе изучаются формы систематического культурного обмена между главными представителями мирового культурного наследия (Франция, Россия, Германия, Испания, Италия). Также данная проблема была затронута в статье Д. А. Звягиной «Культурное влияние как компонент «мягкой силы», в которой анализируется роль и место культуры в политике и в обеспечении национальной безопасности. Выявляются факторы культурного влияния, посредством которых государства могут применять и увеличивать свою "мягкую силу". Кроме того, этот вопрос был изучен известным американским исследователем Джозефом Найем в его работе «Общественная дипломатия и «мягкая сила», где он рассматривает особенности применения «мягкой силы» для достижения национальных интересов и определяет необходимые механизмы для формирования эффективной культурной политики.

Источниковую базу курсовой работы составили разнообразные по своему характеру опубликованные источники. Особо следует отметить различные материалы, размещенные на официальном сайте посольства Франции в Оттаве. Их анализ позволил получить необходимые статистические данные, что способствовало более детальному изучению принципов взаимодействия многочисленных культурных институтов Франции, а также оценить доступность информации по стране, что, безусловно, играет принципиально важную роль в вопросах, касающихся политики «мягкой силы». Также при работе над исследованием был проведен анализ документов, представленных на официальном сайте посольства Франции в Вашингтоне, что позволило сравнить предлагаемую информацию по разного рода деятельности государства и степень ее подачи с той информацией, что дана на сайте непосредственно франкоговорящей страны. Изучение подобных источников помогло автору провести сравнительный анализ, который способствовал раскрытию принципов работы электронных ресурсов, чьей целью является распространение французской культуры и привлечение интереса общественности по всему миру. Следует отметить большое количество информационных порталов, созданных при поддержке французского правительства с целью распространения и предоставления первичной информации о деятельности видных деятелей Франции, а также о проведении различного рода мероприятий как внутри страны, так и за ее пределами. Ярким примером является официальный сайт Президента Пятой Республики, с помощью которого можно без ограничений ознакомиться с любой интересующей информацией, касающейся деятельности Франсуа Олланда, что создает имидж максимальной открытости государства.

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ФРАНЦИИ

Экономика культуры

Говоря о политике «мягкой силы» Франции, нельзя не затронуть такой необходимый для ее реализации аспект, как экономика культуры. Постоянный рост государственных ассигнований на культуру привел к тому, что к 2005 году этот объем достиг 2,787 млрд евро, тогда как показатель роста экономики страны составил 8,4%, что привело к появлению противников государственной культурной политики[12]. Государственным бюджетом культуры Франции, как правило, называют общую сумму расходов, фигурирующую в законопроекте о финансах. Но помимо государственного спонсирования важно отметить различные министерства и ведомства, которые заинтересованы и, в связи с этим, активно финансируют культурную политику Франции. Например, сегмент Министерства национального образования, занимающийся художественным образованием, или часть культурного бюджета Министерства иностранных дел, из которой субсидируются международные культурные обмены и деятельность организации Альянс Франсэз. Необходимо учесть и дополнительные источники финансирования, как:

· Специальный счет поддержки кинематографии и аудиовизуальной индустрии;

· Специальный счет использование платы за телевидение;

· Фонд модернизации ежедневной прессы и местного радио.

Помимо всего вышеперечисленного, отдельный блок расходов на культуру составляют многочисленные льготы на производство, сбыт и приобретение культурной продукции. Например, вычет налога на землю под историческими памятниками, снижение НДС для отдельных авторов и исполнителей, вычет облагаемого налогом дохода с капитала компаний по финансированию кино и др[13]. Традиционной еще с королевских времен является политика Франции, направленная на закупки и заказы предметов изобразительного искусства, а в последствии и многих других его направлений, с целью возвращения на родину произведений искусства французских мастеров, которые по тем или иным причинам оказались в частных или официальных коллекциях за рубежом. Данная политика проводится под руководством двух государственных инстанций: Консультативного комитета национальных музеев и Художественного совета Объединения национальных музеев. Например, в 1972 году правительство Франции заплатило баснословную по тем временам сумму денег в размере 10 млн фр. за возвращение в Лувр картины «Шулер Ландри» художника де ла Тура[14].

Следует отметить огромную роль меценатства в проведении культурной политики Франции, поощрение которого началось еще в 1990-х гг. Это был сложный и длительный процесс попыток снова заинтересовать крупные французские компании и отдельных богачей и привить им вкус к затратам на культуру и искусство. Но начать эпоху меценатства удалось лишь социалисту Жаку Лангу, который, при посредничестве Агентства по управлению культурными предприятиями, стал инициатором создания курсов по фандрейзингу-изучению основ менеджмента, принципов и техники поиска частных средств и обращения с ними. В 1986 году была создана Ассоциация по развитию промышленного и коммерческого меценатства (ADMICAL), тем самым показав, что культурная политика Франции, в отличие от других стран, направлена на вмешательство и поощрение со стороны правительства капиталовложений от предприятий. И несмотря на то, что в конце 1990-х гг. финансирование со стороны меценатов начало сокращаться, 1 августа 2003 года во Франции был принят последний по времени закон о меценатстве, ассоциациях и фондах, еще более укрепивший регламентационную и налоговую базу этой деятельности, который допускал до 20% снижения подоходного налога[15]. В целом, после реформ, проведенных Жаком Лангом, бюджет культуры Франции так и не поднялся до нужного уровня по причине непомерной стоимости содержания аппарата и крупных культурных объектов, а также недостатка инвестиций в данную отрасль. В связи с этим та самая «французская исключительность» уступает в денежном выражении другим развитым странам.

Индустрия культуры

Последним, но определяющим рычагом проведения политики «мягкой силы» Франции является получившая широкое распространение в конце ХХ века отрасль-индустрия культуры. Благодаря процессам глобализации, в большей части развитых стран мира, в число которых входит Франция, привычные «продукты» культурной индустрии, такие как книга, аудио- и видеозапись, кино и телевидение, за относительно короткий период были вытеснены продукцией, завязанной на использование компьютерной и цифровой техники, различных видов компакт-дисков и Интернета. Обращаясь к статистическим данным, объём производства в этих отраслях ежегодно увеличивается на 3-4%[16]. Следует напомнить, что само понятие «культурная индустрия» впервые появилось в критических трудах американского философа Теодора Адорно в 1940-х гг., но во Франции главным инициатором его развития является Жак Ланг[17]. В 1998 году по поручение Экономического и социального совета исследователь Ф. Дешарт подготовил доклад, в котором рассмотрел благоприятное воздействие индустрии культуры на экономику Франции. Так, на исходе прошло века в данной отрасли было занято уже 600 тыс. чел.:

· Книгоиздательство, пресса и аудиовизуальная сфера (212 тыс. чел.);

· Театрально-зрелищная сфера и изобразительное искусство (110 тыс. чел.);

· Сохранения культурного наследия (50 тыс. чел.);

· Архитектура и градостроительство (40 тыс. чел.)[18].

Несмотря на попытки максимального сближения культуры и экономики, которые приводил в жизнь еще сам Жак Ланг, критерии традиционной французской культурной политики мало применимы к современной индустрии культуры. Правительство Франции занимает все более протекционистскую позицию, пытаясь сохранить свое влияние хотя бы на художественную сторону музыкальных литературных и кинематографических произведений. Ярким примером является закон об антитрастовых мерах, основная суть которого заключается в невозможности физическими и юридическими лицами, представляющими обычный телевизионный канал, иметь свыше 49% капитала и права голоса, среднее число зрителей которого превышает на 2,5% общую зрительскую массу телевидения по стране[19]. Данная концепция противоречит рыночным принципам экономики европейских стран.

 

 

 

 

 

Заключение

В эпоху глобализации и повсеместного распространения американской культуры, которая буквально «просачивается» во все сферы жизни среднестатистического человека, проблема сохранения культурной идентичности, даже для такой развитой в этом направлении страны как Франция, является как никогда острой и заслуживает постоянного внимания. Не стоит забывать и об усугубляющем ситуацию положении, касающемся не контролированного наплыва беженцев, что само по себе, в какой-то степени, является отвлекающим фактором в решении других государственных проблем.

На сегодняшний день многие аналитики и специалисты говорят о том, что, так называемая, «мягкая сила» Франции находится на грани фола, а текущая миграционная политика в скором времени приведет к тому, что речь уже будет идти не о продвижение и сохранении национального имиджа Франции, а о борьбе французского народа за право на существование в собственной стране. Но, по нашему мнению, подобные заявления являются преждевременными, так как, несмотря на определенный спад интенсивности и размаха французской культурной политики с началом нового века и ужесточение требований к коренным французам в вопросах культурной интеграции с гражданами некоренного происхождения, Франция все еще обладает всем необходимым для дальнейшего сохранения статуса великой культурной державы в обозримом будущем. Достаточно вспомнить несколько ярких оплотов мощной французской культуры, как Лувр, который с недавних времен является самым крупным музеем в мире, а также о таких крупных музеях, как Версальский дворец и музей Орсэ, которые вместе ежедневно принимают около 10 млн посетителей. В свою очередь, одна Эйфелева башня привлекает ежегодно порядка 6,5 млн посетителей. И это всего лишь малая часть примеров в пользу того, что на данном этапе Франция в состоянии удерживать и бороться за право называться одним из самых ярких центров «высокой культуры» в мире, охваченном глобализацией.

Но вместе с этим следует отметить, что данные выводы не означают отсутствия необходимости в ведущей роли государственного регулирования в области культурного развития Франции. Особенно это относится к французским кинофильмам, песням, книгам и другим видам культурной продукции, которые сталкиваются не только с возрастающем культом коммерциализации в данной отрасли, но и с жесткой англо-саксонской конкуренцией. В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что богатейшее историческое наследие, великая литературы, философия, живопись и музыка, передовые высшие школы и современные технологии, высокая мода и высокая гастрономия и прочее еще очень долгое время будут помогать Франции отстаивать свои позиции по своему культурному и духовному влиянию в Европе, но не стоит забывать и том, что с каждым годом процессы вестернизации и подчинения «американскому шаблону» становятся интенсивнее и мощнее, а это означает, что Франции все же придется искать более современные способы сохранения культурной идентичности, ведь это практически единственная черта, которая позволяет данной стране претендовать на статус великой державы.

 

 

Источники

1. Presentation by M. Laurent Fabius, Minister of Foreign Affairs, of France’s new cultural diplomacy (Lille, 17 July 2013) // [Электронный ресурс] Сайт французского посольства в Оттаве. – Режим доступа: http://www.ambafrance-ca.org/France-s-new-cultural-diplomacy (Дата обращения 29.03.2016)

2. Fabius L. Our Ambitions for Cultural Diplomacy in the 21st Century // [Электронный ресурс] Сайт французского посольства в Вашингтоне. -2013. – Режим доступа: http://www.ambafrance-us.org/spip.php?article4748 (Дата обращения 28.03.2016)

3. Bonfatto R. A brief outlook of the French cultural diplomacy. Annual Conference on Cultural Diplomacy. ICD December 2012 // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participantpapers/201212aaccd/A_brief_outlook_of_the_French_cultural_diplomacy_Richard_Bonfatto.pdf (Дата обращения 29.03.2016)

4. Kouchner В., Mitterrand F. Days of French network in the world. Joint press conference the minister for foreign affairs and European. Paris, July 21, 2010 // [Электронный ресурс] Сайт публичной дипломатии, связей и влияния. – Режим доступа: https://pdnetworks.files.wordpress.com/2010/07/days-of-french-network-in-the-world.pdf (Дата обращения 29.03.2016)

5. Melloul F. Report Development of the influence of France on the international scene. Public diplomacy in the French // [Электронный ресурс] Сайт публичной дипломатии, связей и влияния. – Режим доступа: https://pdnetworks.wordpress.com/2010/10/15/more-on-french-public-diplomacy/melloul-2010-report-to-ump-on-french-pd-2/ (Дата обращения 27.03.2016)

6. Déclarations du porte-parole du Quai d’Orsay, 26 avril 1999 // [Электронный ресурс]– Режим доступа: www/france.dimplomatie.fr/actual/bulletin.asp. (Дата обращения: 03.04.2016)

7. Védrine H. Audition devant la Commission des Affaires Etrang ère, de la D éfense et des Forces Armées du Sénat. Paris, 13 février 2002 // [Электронный ресурс]– Режим доступа: www/france.dimplomatie.fr/actual/bulletin.asp. (Дата обращения: 03.04.2016)

8. Rapport de la Présidence au Conseil Européen de Nice. Annexe III // [Электронный ресурс]– Режим доступа: www.europa.eu.int. (Дата обращения: 01.04.2016)

9. Védrine H. Discours devant les ambassadeurs de la France // [Электронный ресурс]– Режим доступа: www/france.dimplomatie.fr/actual/bulletin.asp. (Дата обращения: 01.04.2016)

10. Discours de M. Le Président de la République. Parlement Européen. Strasbourg, 16 décembre 2008 // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.elysee.fr. (Дата обращения: 02.04.2016)

11. Joseph S., Nye Jr. Public Diplomacy and Soft Power // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ann.sagepub.com/content/616/1/94.short (Дата обращения: 26.03.2016)

12. Giegerich B., Wallace W. Not such a soft power: the external deployment of European forces // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00396330412331343713?journalCode=tsur20 (Дата обращения: 03.04.2016)

13. Ernest J., Wilson III Hard Power, Soft Power, Smart Power // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ann.sagepub.com/content/616/1/110.short (Дата обращения: 29.03.2016)

14. Matlary J. H. When Soft Power Turns Hard: Is an EU Strategic Culture Possible? // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sdi.sagepub.com/content/37/1/105.short (Дата обращения: 14.03.2016)

15. Discours de M. Le Président de la République. XVII ème Conf érence des Ambassadeurs. 27 avril 2009. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www/france.dimplomatie.fr/actual/bulletin.asp. (Дата обращения: 01.04.2016)

 

 

Литература

16. Боголюбова Н. М., Николаева Ю.В. Языковой аспект внешней культурной политики современной Франции // Труды СПбГУКИ. – 2010. – №1. – С. 34-42.

17. Георгиев Э. Г. Африканская политика Франции. – М.: Международные отношения. –1988. – C. 342.

18. Косенко С. Культурная дипломатия Франции в поисках синергии // Право и управление. XXI век. – 2011. – №4 (21). – С. 124-141.

19. Косенко С. И. Генезис и эволюция культурной дипломатии Франции на протяжении эпох // Вестник МГИМО. – 2013. – №4 (31). – С. 25-32.

20. Косенко С. И. Культурная политика как атрибут «мягкого могущества» Франции // Власть. – 2012. – №2. – С. 89-92.

21. Косенко С. Актуальные аспекты современной культурной политики Франции // Власть. – 2007. – №6. – С. 231-249.

22. Косенко С. И. Политика и система Франкофонии в эпоху глобализации (европейские аспекты) // Вестник МГИМО. – 2011. – №2. – С. 15-19.

23. Куралесина Е. Н. Законодательные основы современной политики Франции в отношении французского языка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011. – №131. – С. 186-190.

24. Нагорнов В. А. «Мягкая сила» по-французски. // Вестник международных организаций. – 2014. – № 2. – С. 18-26.

25. Мухамедярова Р.Р. Стратегия мягкой силы Франции // Дискурс-Пи. –2014. – №2-3. – С. 146-151.

26. Панова Е. П. Культурная самобытность как стержень «Мягкого могущества» // Вестник МГИМО. – 2012. – №2. – С. 297-299.

27. Соколова Н. В. Международная организация Франкофонии в системе внешней культурно-гуманитарной политики Франции // Вестник РХГА. – 2014. – №2. – С. 221-228.

28. Смирнова О. А., Семенычева Т. П. Роль Франции и Международной Организации «Франкофония» в сохранении культурного многообразия // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2011. – №1. – С. 9-17.

29. Смирнова О. А., Золина Д. М. Международная Организация Франкофония - вектор влияния и инструмент солидарности // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. – 2012. – №1. – С. 78-84.

30. Бабенко В. Н. СССР-Франция: 60 лет дипломатических отношений. М. – 1984. – С. 115-125.

31. Борисов Ю. В. СССР-Франция: 40 лет дипломатических отношений М. – 1964. – С. 203-210.

32. Бурсов А. В. Культура как фактор европейской интеграции. М. – 2003. – С. 206-220.

33. Василенко И. А. Политические процессы на рубеже культур. М. – 1998. – С. 78-90.

34. Дубинин Ю. В. Дипломатическая быль. Записки посла Франции. М. – 1997. – С. 117-140.

35. Жиро Р. Представления о современной внешней политике во Франции и французская внешняя политика. М. – 1992. – С. 147-160.

36. Манфред А. З. Традиции дружбы и сотрудничества. М. – 1967. – С. 149-180.

37. Полякова О. Б. Взаимовлияние культур России и Франции во второй половине XIX-начале XX века. М. – 2001. – С. 105-110.

38. Сироткин В. Г. История Франции: Пятая Республика. М. – 1989. – С. 240-245.

39. Ерофеев В. Дипломат. Книга воспоминаний. М.: «Зебра» – 2005. – С. 165-172.

40. Д’ Эстен В. Ж. Власть и жизнь. М. – 1993. – С. 305-330.

41. Беннет Н. Д. Франкофония в контексте мировой культуры. Автореф. Дисс.на соиск. уч.степени канд. истор.наук. М. – 2001. – С. 49-60.

42. Семенов С. Г. Международная организация франкофонии в мировой политике. Автореф.дисс. на соиск. уч. степ. канд. полит.наук. М. – 2003. – C. 38-50.

43. Рубинский Ю. И. Франция: Время Саркози. М.: Международные отношения. – 2011. – С. 259.

44. Davis Cross M. K., Melissen J. European Public Diplomacy: Soft Power at Work. Palgrave Macmillan. – 2013. – P. 326.

45. Desneux R., Lang J. La culture en movement. Paris: Favre. – 1990. – P. 217.

46. Warnier J.-P. La modialisation de la culture. // La Découverte. – 1999. – P. 237.

47. Institutions et vie culturelles (dir. Guy Saez). // La Documentation fran ç aise. – 2004. – P. 180.

48. Looseley D. The Politics of Fun. Cultural Policy and Debate in Contemporary France. Oxford-Washington: Berg Publishers. – 1995. – P. 267-270.

49. Sticht P. Culture europ é enne ou Europe des cultures? // L’Harmattan. – 2000. – P. 175-181.

50. Discours de M. Le Président de la République. XVI ème Conf érence des Ambassadeurs. 16 août 2009. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: www/france.dimplomatie.fr/actual/bulletin.asp. (Дата обращения: 01.04.2016)

 

 

 


[1] Най Дж. Обреченные на лидерство: изменчивая природа силы Америки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 52.

 

[2] Най Дж. Обреченные на лидерство: изменчивая природа силы Америки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 173.

 

[3] Ney J. Soft Power. Means of success in world policies. NY.: Public Affairs, 2004. С. 147.

 

[4] Най Дж. Обреченные на лидерство: изменчивая природа силы Америки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 117.

 

[5] http://www.culture.gouvr.fr (Д. о. 30.03.2016)

[6] Там же.

[7] Institutions et vie culturelles. La documentation Française. Paris. 2004. P. 28.

[8] http://www.culture.gouvr.fr (Д. о. 28.03.2016)

[9] Косенко С.М. Мягкое могущество в твердой обложке. М.: МГИМО-Университет, 2011. С. 165.

[10] Там же.

[11] Dictionnaire des politiques culturelles de la France depuis 1959. Paris. P. 598.

[12] http://www.culture.gouvr.fr (Д. о. 28.03.2016)

[13] Косенко С.М. Мягкое могущество в твердой обложке. М.: МГИМО-Университет, 2011. С. 187.

[14] http://www.culture.gouvr.fr (Д. о. 26.03.2016)

[15] Dictionnaire des politiques culturelles de la France depuis 1959. Paris. P. 615.

[16] http://www.culture.gouvr.fr (Д. о. 15.03.2016)

[17] https://ru.wikipedia.org (Д. о. 15.03.2016)

[18] Dijan Jean-Michel. La politique culturelle. Paris: Le Mond-Editions, 1996. P. 110.

[19] Косенко С.М. Мягкое могущество в твердой обложке. М.: МГИМО-Университет, 2011. С. 205.

[20] Косенко С. И. Генезис и эволюция культурной дипломатии Франции на протяжении эпох // Вестник МГИМО. 2013. №4 (31). С. 25.

[21] Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Языковой аспект внешней культурной политики современной Франции // Труды СПбГУКИ. 2010. №1. С. 34.

[22] Косенко С. И. Генезис и эволюция культурной дипломатии Франции на протяжении эпох // Вестник МГИМО. 2013. №4 (31). С. 25.

[23] Косенко С. И. Культурная политика как атрибут «мягкого могущества» Франции // Власть. 2012. №2. С. 89.

[24] Там же. – С. 93.

[25] Пассеизм - пристрастие к прошлому, любование им при внешнем безразличии к настоящему, к прогрессу.

[26] Davis Cross M. K., Melissen J. European Public Diplomacy: Soft Power at Work. Palgrave Macmillan, 2013. Р. 89.

[27] Kouchner В., Mitterrand F. Days of French network in the world. Joint press conference the minister for foreign affairs and European (Paris, July 21, 2010) // [Электронный ресурс] Сайт публичной дипломатии, связей и влияния. – Режим доступа: https://pdnetworks.files.wordpress.com/2010/07/days-of-french-network-in-the-world.pdf (дата обращения 29.03.2016)

[28] Ibid.

[29] Davis Cross M. K., Melissen J. European Public Diplomacy: Soft Power at Work. Palgrave Macmillan, 2013 - Р. 56.

[30] Presentation by M. Laurent Fabius, Minister of Foreign Affairs, of France’s new cultural diplomacy (Lille, 17 July 2013) // [Электронный ресурс] Сайт французского посольства в Оттаве. – Режим доступа: http://www.ambafrance-ca.org/France-s-new-cultural-diplomacy (дата обращения 29.03.2016)

[31] Ibid. - P. 46.

[32] Bonfatto R. A brief outlook of the French cultural diplomacy. Annual Conference on Cultural Diplomacy, ICD December 2012 // [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.culturaldiplomacy.org/academy/content/pdf/participantpapers/201212aaccd/A_brief_outlook_of_the_French_cultural_diplomacy_Richard_Bonfatto.pdf (дата обращения 29.03.2016)

[33] Davis Cross M. K., Melissen J. European Public Diplomacy: Soft Power at Work. Palgrave Macmillan, 2013 - Р. 6.

[34] Там же - Р. 96.

[35] Presentation by M. Laurent Fabius, Minister of Foreign Affairs, of France’s new cultural diplomacy (Lille, 17 July 2013) // [Электронный ресурс] Сайт французского посольства в Оттаве. – Режим доступа: http://www.ambafrance-ca.org/France-s-new-cultural-diplomacy (дата обращения 29.03.2016)

[36] Косенко С. И. Генезис и эволюция культурной дипломатии Франции на протяжении эпох // Вестник МГИМО. 2013. №4 (31). С.29

[37] Fabius L. Our Ambitions for Cultural Diplomacy in the 21st Century // [Электронный ресурс] Сайт французского посольства в Вашингтоне. -2013. – Режим доступа: http://www.ambafrance-us.org/spip.php?article4748 (дата обращения 28.03.2016)

[38] Соколова Н.В. Международная организация Франкофонии в системе внешней культурно-гуманитарной политики Франции // Вестник РХГА. 2014. №2. С. 221.

[39] Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Языковой аспект внешней культурной политики современной Франции // Труды СПбГУКИ. 2010. №1.

[40] Косенко С. И. Культурная политика как атрибут «мягкого могущества» Франции // Власть. 2012. №2. С.22.

[41] Смирнова, О.А., Семенычева Т.П. Роль Франции и Международной Организации «Франкофония» в сохранении культурного многообразия // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2011. №1. С. 9.

[42] Смирнова О. А., Золина Д. М. Международная Организация Франкофония - вектор влияния и инструмент солидарности // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. №1. С. 78.

[43] Там же.

[44] Георгиев Э.Г. Африканская политика Франции. - М.: Международные отношения, 1988. – С.54.

[45] Fabius L. Our Ambitions for Cultural Diplomacy in the 21st Century // [Электронный ресурс] Сайт французского посольства в Вашингтоне. -2013. – Режим доступа: http://www.ambafrance-us.org/spip.php?article4748 (дата обращения 28.03.2016)

[46] Косенко С. Актуальные аспекты современной культурной политики Франции // Власть. 2007. №6. С. 231.

[47] Смирнова, О.А., Семенычева Т.П. Роль Франции и Международной Организации «Франкофония» в сохранении культурного многообразия // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2011. №1. С. 9.

[48] Melloul F. Report Development of the influence of France on the international scene. Public diplomacy in the French // [Электронный ресурс] Сайт публичной дипломатии, связей и влияния. – Режим доступа: https://pdnetworks.wordpress.com/2010/10/15/more-on-french-public-diplomacy/melloul-2010-report-to-ump-on-french-pd-2/ (дата обращения 27.02.2016)

[49] Косенко С. И. Политика и система Франкофонии в эпоху глобализации (европейские аспекты) // Вестник МГИМО. 2011. №2. С. 15.

[50] Там же. – С. 17.

[51] Соколова Н.В. Международная организация Франкофонии в системе внешней культурно-гуманитарной политики Франции // Вестник РХГА. 2014. №2. С. 221.

[52] Косенко С. Культурная дипломатия Франции в поисках синергии // Право и управление. XXI век. - 2011. - №4 (21). С. 124.

[53] Нагорнов В. А. «Мягкая сила» по-французски. // Вестник международных организаций, 2014. Т. 9. - № 2. С. 18.

[54] Мухамедярова Р.Р. Стратегия мягкой силы Франции // Дискурс-Пи. 2014. №2-3. С.146.

[55] Там же. – С. 148.

[56] Куралесина Е. Н. Законодательные основы современной политики Франции в отношении французского языка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №131. С.186.

[57] Нагорнов В. А. «Мягкая сила» по-французски. // Вестник международных организаций, 2014. Т. 9. - № 2. С. 18.

[58] Панова Е. П. Культурная самобытность как стержень «Мягкого могущества» // Вестник МГИМО. 2012. №2. С.297.

[59] Смирнова, О.А., Семенычева Т.П. Роль Франции и Международной Организации «Франкофония» в сохранении культурного многообразия // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2011. №1. С. 9.

[60] Там же. – С. 13.

План

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие «мягкой силы» во Франции……………………….5

1.1 Инструментарий понятия «мягкая сила»……………………………..5

1.2 Институты и рычаги внутренней культурной политики Франции…………………………………………………………….....10

Глава 2. «Мягкая сила» как инструмент внешней политики Франции…………………………………………………………………..18

2.1 Зарождение и становление культурной дипломатии Франции………………………………………………………………...…18

2.2 Современная культурная политика Франции…………………….…22

2.4 Политика и система франкофонии в эпоху глобализации…………26

Заключение………………………………………………………………. 37

Список использованных источников и литературы………………..39

 

 

Введение

Актуальность работы.

Актуальность данной работы обусловлена постоянным расширением влияния глобализации(«американизации») на современный мир и ростом важности проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия для каждой цивилизованной страны. Франция, будучи великой культурной державой, даже несмотря на ослабление своего глобального влияния, все еще показывает пример того, как развитая культура может стать эффективным инструментом защиты национальной идентичности и противодействия созданию однополярной цивилизации.

Цель исследования: раскрыть и проанализировать модели культурной политики Франции со второй половины XX века по наши дни.

В процессе исследования мы бы хотели решить следующие задачи:

· Выявить предпосылки формирования современной культурной политики Франции;

· Проанализировать влияние «мягкой силы» Франции на глобализирующийся мир;

· Определить эффективность культурной политик Франции в защите национального самосознания и сплоченности перед лицом политического, идеологического и лингвокультурного натиска со стороны США;

· Показать воздействие «мягкой силы» Франции на международную культурную политику;

· Спрогнозировать дальнейшее развитие культурной политики Франции на среднесрочный период.

Объектом данного исследования является международная культурная политика.

Предмет исследования: влияние Франции на глобальную мировую культуру.

Методы исследования: контент-анализ, диалектический метод, индуктивные и дедуктивные методы, сравнительный метод, метод прогнозирования, аналогия.

Степень изученности проблемы. Представленная проблема достаточно хорошо изучена. Однако современные международные отношения развиваются настолько динамично, что она требует постоянного внимания. Данная тема попала в поле зрения политологов, социологов, культурологов, журналистов и других специалистов. Научные исследования представлены в монографиях, статьях и в учебной литературе. Следует отметить многочисленные публикации, посвященные изучению «мягкой силы» европейских государств, в том числе и Франции, например, в статье Н. М. Боголюбовой «Культурные сезоны как форма внешней культурной политики на примере России и Франции», где рассматриваются культурные сезоны и их современные особенности между Россией и странами Европы. В данной работе изучаются формы систематического культурного обмена между главными представителями мирового культурного наследия (Франция, Россия, Германия, Испания, Италия). Также данная проблема была затронута в статье Д. А. Звягиной «Культурное влияние как компонент «мягкой силы», в которой анализируется роль и место культуры в политике и в обеспечении национальной безопасности. Выявляются факторы культурного влияния, посредством которых государства могут применять и увеличивать свою "мягкую силу". Кроме того, этот вопрос был изучен известным американским исследователем Джозефом Найем в его работе «Общественная дипломатия и «мягкая сила», где он рассматривает особенности применения «мягкой силы» для достижения национальных интересов и определяет необходимые механизмы для формирования эффективной культурной политики.

Источниковую базу курсовой работы составили разнообразные по своему характеру опубликованные источники. Особо следует отметить различные материалы, размещенные на официальном сайте посольства Франции в Оттаве. Их анализ позволил получить необходимые статистические данные, что способствовало более детальному изучению принципов взаимодействия многочисленных культурных институтов Франции, а также оценить доступность информации по стране, что, безусловно, играет принципиально важную роль в вопросах, касающихся политики «мягкой силы». Также при работе над исследованием был проведен анализ документов, представленных на официальном сайте посольства Франции в Вашингтоне, что позволило сравнить предлагаемую информацию по разного рода деятельности государства и степень ее подачи с той информацией, что дана на сайте непосредственно франкоговорящей страны. Изучение подобных источников помогло автору провести сравнительный анализ, который способствовал раскрытию принципов работы электронных ресурсов, чьей целью является распространение французской культуры и привлечение интереса общественности по всему миру. Следует отметить большое количество информационных порталов, созданных при поддержке французского правительства с целью распространения и предоставления первичной информации о деятельности видных деятелей Франции, а также о проведении различного рода мероприятий как внутри страны, так и за ее пределами. Ярким примером является официальный сайт Президента Пятой Республики, с помощью которого можно без ограничений ознакомиться с любой интересующей информацией, касающейся деятельности Франсуа Олланда, что создает имидж максимальной открытости государства.

 

 

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ВО ФРАНЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.129 с.)