Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика и система Франкофонии в эпоху глобализации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Культурно-лингвистический аспект уже не первое столетие является одним из векторов внешнеполитической деятельности Франции. Еще в 1635 г. была основана Французская академия, которая вела работу по стандартизации языка с целью сделать его более точным, ясным и не подвластным быстрым изменениям, что облегчило бы распространение языка миром, а через него и французской культуры. Работа по культурно-лингвистическому направлению реализуется государственными службами Франции, которые создавались, неоднократно реформировались и видоизменялись в соответствии с потребностями времени. Сегодня внешняя культурно-лингвистическая деятельность в основном сосредоточена в пределах Франкофонии - направления, утвердившегося в 60-70-х гг. ХХ века, и сегодня являющегося движущей силой во внешнеполитической деятельности 57 стран мира, которые являются членами Международной организации франкофонии[41]. Если на момент возникновения (конец XIX в.) термин «франкофония» означал совокупность территорий, где распространен французский язык, и людей, которые на нем говорят, то сегодня «франкофония» трактуется значительно шире. С 1968 г. термин вошел в словари и, к тому времени, имел два значения: первое - умение говорить по-французски; второе - сообщество народов, говорящих на французском языке. Вскоре франкофония стала отождествляться с осознанием принадлежности к многочисленной группе людей, которые разделяют общие ценности, интерес к французскому языку и культуре, сосуществуя в так называемом франкофонном сообществе. Так, постепенно франкофония стала средством взаимодействия между различными культурами и странами и сегодня уже включает в себя кооперацию и сотрудничество франкоязычных стран в различных сферах общественной деятельности (культура, экономика, техника и т.п.)[42]. С развитием понятия «франкофония» трансформировались институты государственного управления, на которые возлагались обязанности сотрудничества по данному направлению. Сначала внешней культурно-лингвистической деятельностью занимались колониальные институты, не выделяя при этом франкофонию как отдельное понятие особых отношений. Только в конце ХХ века франкофонное сотрудничество начало интенсивно расширять направления работы, что сразу вызвало изменения в институциональной системе Франции. Сегодня в стране существует разветвленная сеть государственных учреждений, которые в той или иной степени занимаются вопросами Франкофонии[43]. В начале 1974 г. при Политическом управлении МИД Франции была создана специальная служба по вопросам франкофонии. Этот шаг обнаружил важность для Франции связей с франкофонным миром. Советский исследователь Е.Г. Георгиев даже утверждал, что существование такой структуры уже тогда свидетельствовало о намерениях французского руководства предоставить объединению франкоязычных стран политическое направление[44]. Новому органу была поручена подготовка периодических встреч представителей стран франкофонного мира и поддержка с ними постоянного контакта. Шаг за шагом, внешняя культурная деятельность стала одним из приоритетов в политике Франции. Подтверждением этому является тот факт, что при заключении международных соглашений любые государственные учреждения Франции обязаны включать «культурные разделы», в частности пункты о распространении за рубежом различных французских изданий, ведение документации на французском языке в других странах, проведение выставок, кинопросмотров, конференций и тому подобное. Правительство Франции в дальнейшем продолжает акцентировать внимание на мероприятиях распространения и утверждения французского языка в мире. Именно эта тактика уже давно стала основным инструментом популяризации французской культуры. Новый импульс это направление получило с созданием в августе 1983 г. международного Высшего совета. Это была международная структура, деятельность которой координировалась Францией, а ее целью было определено активное распространение французского языка в странах мира и международных организациях[45]. 1984 г. ознаменовался созданием нового государственного института, специализирующегося исключительно на вопросах франкофонии - это Высший совет Франкофонии, консультативный орган при Президенте Франции Ф. Миттерана, который его и возглавил. Президент Республики лично назначал Генеральный секретариат учреждения и 30 членов, большинство из которых были выходцами из зарубежного франкофонного пространства. К ведению Совета входила разработка генеральной линии франкофонной политики в стране и за ее пределами. Совет должен был осуществлять наблюдение за развитием Франкофонии во всех сферах жизнедеятельности, предоставлять консультации по вопросам культуры, лингвистики, коммуникаций, науки и новейших технологий, разрабатывать идеи и предложения, анализировать состояние Франкофонии в мире. Он также стал эффективным органом экспертизы и банком научной документации по вопросам международного сотрудничества. Институционализация Франкофонии на международной арене началась с основания уже упомянутого Агентства культурного и технического сотрудничества (1970 г.). За 30 лет существования данного учреждения оно постоянно расширяло горизонты своей деятельности[46]. В 1997 г. была осуществлена реформа, в результате которой Агентство культурного и технического сотрудничества было реструктурировано в межправительственное агентство франкофонии, а с 2005 г. - в Международную организацию франкофонии (МОФ). Можно утверждать, что огромное разнообразие экономических, политических и культурных интересов стран-участниц франкофонного сообщества на конец второго тысячелетия не мог бы удовлетворить даже очень сложно структурированный орган. В этой ситуации Франция проявила инициативу в реструктурировании Межправительственного агентства франкофонии. 30 мая 2001 г. на 17-й сессии Высшего совета франкофонии Президент Франции Жак Ширак объявил о закрытии данного учреждения (декрет № 2002-565). На его основе была создана одноименная структура, которая вошла непосредственно в Межправительственное агентство франкофонии как консультативный орган при Генеральном секретаре. Были определены следующие его функции[47]: - Координация связей с общественностью; - Анализ текущего состояния и перспектив развития МОФ; -Публикация аналитических материалов, научных документов, периодических изданий; - Подготовка отчетных докладов. Новый совет внес изрядную долю французского прагматизма, а уже готовы, отточенные за годы работы, политические наработки стали прочной базой для дальнейшего развития Международной организации франкофонии. По утверждению французских исследователей, в результате проведенной реорганизации эффективность всех структур Франкофонии выросла, они стали более ориентированы на выполнение практических задач[48]. Современная институциональная структура Франции выглядит следующим образом[49]: 1. Президент Республики - представляет Францию на саммитах Международной организации франкофонии. Его представитель участвует в работе Постоянного совета франкофонии. 2. Премьер-министр - отвечает за деятельность правительства, ему подчиняется сеть различных межминистерских служб, которые полностью или частично занимаются вопросами Франкофонии, координируют двустороннее и многостороннее сотрудничество с франкофонным сообществом, которому относятся: - Межминистерский комитет по международному сотрудничеству и развитию. Собирается при необходимости раз в несколько лет. Координирует деятельность правительственных структур, занимающихся предоставлением государственной помощи странам-партнерам и определяет пути совершенствования и модернизации сотрудничества. Его задачей является определение зоны приоритетного сотрудничества (то есть перечень стран, которым будет оказываться помощь) и принципов и методов международного сотрудничества, выгодного и полезной обеим сторонам[50]. Комитет уточняет стратегические направления работы министерств и пути развития французской международной политики. В частности, на заседании 2013 г. вновь было отмечено, что франкофония является приоритетным направлением и требует дальнейшего интенсивного развития. - Генеральная комиссия по терминологии и неологизмах координирует деятельность различных комиссий в 18 министерских департаментах, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития французского языка. - Высший совет французского языка - межминистерская организация, ответственная за подготовку предложений для правительства по вопросам использования, развития и роли французского языка во Франции и за ее пределами, а также осуществление государственной политики в отношении иностранных языков в стране. Членами совета являются Министр культуры, постоянные секретари и ученые Института Франции, Председатель Генеральной комиссии по терминологии и неологизмах и другие (всего 22 члена). Основной целью его деятельности является изучение вопросов использования, изменений и трансформаций языка, обогащение и распространение французского языка; ведения политики уважения и толерантного отношения к другим языкам на территории и за ее пределами. Следующий уровень институциональной системы во Франции занимают Министерства и подчинены им структуры. Вопросами франкофонного сотрудничества в большинстве занимаются три министерства: Министерство иностранных дел, Министерство культуры и связи, Министерство национального образования и научных исследований[51]. В структуре государственных органов, занимающихся вопросами Франкофонии, Министерство иностранных дел Франции играет одну из ведущих ролей. В 1986 г. в его подчинении был создан секретариат по франкофонным проблемам. С тех пор Франкофония стала одним из приоритетных направлений в работе Министерства. На сегодня деятельность по данному направлению МИД возглавляет Государственный секретарь по вопросам развития и Франкофонии, который наделен следующими полномочиями: - От имени правительства участвует в международных форумах; - При условии делегирования полномочий Министром иностранных дел имеет право вести переговоры и подписывать акты и постановления в пределах своей компетенции; - Занимается подготовкой и реализацией государственной политики по вопросам франкофонии. Кроме кабинета Государственного секретаря в систему МИД входит также несколько учреждений, которые занимаются взаимодействием с франкофонным сообществом: - Французская академия является старейшей из пяти научных структур Института Франции. Это учреждение призвано заниматься выработкой языковых норм и обеспечением «чистоты» языка. - Генеральная дирекция международного сотрудничества и развития. Деятельность дирекции можно охарактеризовать как общемировую и всестороннюю. Общемировой она является, поскольку учреждение сотрудничает почти со всеми странами мира, а всесторонней, поскольку охватывает все сферы общественной деятельности (экономика, культура, наука, техника и т.п.). Генеральная дирекция имеет пять подсекций: помощь развитию; культурное сотрудничество и французский язык; научно-исследовательское сотрудничество; развитие международных аудиовизуальных средств и технических средств связи; неправительственное сотрудничество[52]. В частности, в структуре Дирекции было создано Управление культурного сотрудничества и французского языка, задачей которого является распространение французского языка и культуры в мире. Именно эта организация сконцентрировала часть своих усилий на пользу Франкофонии и проблеме использования французского языка в международных организациях и новейших средствах коммуникаций. Дирекция опирается на поддержку сети учреждений культурного сотрудничества, насчитывающей около 900 учреждений, расположенных по всему миру: службы культурного сотрудничества, культурных центров, Французский альянс, центры исследований службы по сотрудничеству и культурной деятельности посольств Франции и др. Дирекция также отвечает за постоянную работу и распространение аудиовизуальных и радиопрограмм на французском языке. Кроме того, она влияет на выработку позиции Франции в франкофонных инстанциях, выделяет кредиты на реализацию программ исполнительными организациями Франкофонии и является основным спонсором многостороннего сотрудничества в рамках Международной организации франкофонии (МОФ)[53]. - Служба по делам франкофонии создана в 1974 г. при Генеральном секретариате Министерства иностранных дел и отвечает за франкофонное многостороннее сотрудничество. Так же, как и предыдущее учреждение, подчиняется сегодня Государственному секретарю по вопросам развития и Франкофонии. Служба выступает связующим звеном между Францией и Международной организацией франкофонии и активно участвует в разработке политики государства по вопросам франкофонии. Она выполняет следующие основные функции: разрабатывает политику сотрудничества с МОФ; обеспечивает последовательность выполнения решений; развивает отношения Франции с исполнительными организациями МОФ; занимается реализацией программ сотрудничества; отчитывается об использовании средств, выделенных Францией исполнительным организациям Франкофонии. В целом, координирует все мероприятия, связанные с МОФ и ее операторами. В своей деятельности Служба опирается на поддержку других министерств и учреждений Франции. В таких партнерских отношениях Служба по делам франкофонии выполняет роль инициатора и координатора и регулярно проводит консультации с различными службами и институтами[54]. - Генеральная дирекция мондиализации, развития и партнерства реализует многочисленные мероприятия сотрудничества в сферах экономики и культуры. К одной из главных задекларированных миссий Дирекции принадлежит так называемая «дипломатия влияния»[55]. Это направление реализуется через культурные акции и аудиовизуальные программы за рубежом, распространение французского языка и французской системы образования в мире; реализацию программ сотрудничества по вопросам науки и высшего образования; осуществления всевозможных мероприятий с целью формирования привлекательности Франции в международном сообществе, особенно среди учащихся, студентов и ученых. МИД Франции приводит впечатляющую статистику, которая свидетельствует активности работы Дирекции: 288 тыс. иностранных студентов в высших учебных заведениях Франции, 310000 учеников во французских лицеях за рубежом в 131 стране мира, 50 тыс. культурных мероприятий в год. Поэтому, Дирекция, по сути, активно занимается формированием положительного имиджа Франции на международной арене, используя преимущественно образование и культурные мероприятия как средства воздействия. Министерство культуры и связи тоже занимает важное место в франкофонном сотрудничестве. Поскольку данное Министерство занимается вопросами не только внутренней, но и внешней культурной политики, это частично порождало проблему координации действий с МИД и снижало эффективность работы[56]. К учреждениям, подчиненным Министерству культуры и связи, занимающихся вопросами Франкофонии, относятся: - Генеральная дирекция французского языка и языков Франции, созданная декретом № 89-403 от 2 июня 1989 г. как Генеральная дирекция французского языка под руководством премьер-министра. Генеральная дирекция координирует деятельность государственных, частных и общественных организаций, способствующих развитию французского языка и занимающихся вопросами его распространения и использования, особенно в сферах образования, коммерции, науки и техники[57]. - Дирекция европейского и международного сотрудничества координирует межминистерское сотрудничество, способствуя развитию международного французского Просвещения и его использованию на благо Франкофонии. Координирует обмены и сотрудничество на всех образовательных и научных уровнях. Участвует в подготовке двусторонних соглашений и разработке проектов. Выполняет консультативные функции, осуществляет аналитическую работу, связанную с развитием образовательной сферы на международной арене в целом и в отдельных странах мира. Министерство национального образования и научных исследований тоже играет определяющую роль в выработке французской политики в области Франкофонии, развития французского языка и распространении французской культуры. С 1988 г. ежегодно Министерство акцентирует внимание преподавателей и учеников на важности изучения истории и современной деятельности франкофонного сообщества в школах, колледжах и лицеях Франции и побуждает молодежь участвовать в Днях франкофонии. Министерство национального образования и научных исследований занимается подбором кадров для преподавания французского языка и различных французских дисциплин за рубежом, а также курирует зарубежные научно-исследовательские учреждения, такие как Французская академия в Риме и Афинская французская школа. Данному Министерству подчиняются следующие учреждения: - EduFrance, созданная в 1998 г. и реорганизована в 2007 г. в Campus France[58]. Организация способствует распространению методик преподавания французского языка и популяризации французской системы высшего и профессионального образования. Сегодня Campus France имеет около 200 представительств за рубежом. - Национальный центр дистанционного образования, созданный в 1939 г. для предоставления возможности дистанционного обучения. Кроме генеральной штаб квартиры в г. Путье Центр также имеет 8 подразделений в пределах Франции и шесть иностранных представительств в Гваделупе, Гайане, Мартинике, Новой Каледонии, Французской Полинезии и Реюньоне[59]. Национальный центр дистанционного образования предлагает учебные курсы на французском языке разного уровня от детского сада до университета, а также специализированные профессиональные курсы в различных сферах[60]. Таким образом, сегодня, несмотря на разветвленность направлений франкофонной взаимодействия, культурно-лингвистический аспект остается в основе внешнеполитического политической деятельности Франции. Подтверждением данного факта является наличие соответствующих структур и подразделений в пределах трех основных министерств, в компетенцию которых входит франкофонное сотрудничество (Министерство иностранных дел, Министерство культуры и связи, Министерство национального образования и научных исследований). Эти учреждения продолжают заниматься различными вопросами, связанными с французским языком и культурой, преимущественно проблемой их распространения и использования в других странах и международных организациях. Это, по нашему мнению, с одной стороны является залогом развития франкофонного движения в целом, а с другой - поддержанием имиджа и авторитета Франции на международной арене. Заключение В эпоху глобализации и повсеместного распространения американской культуры, которая буквально «просачивается» во все сферы жизни среднестатистического человека, проблема сохранения культурной идентичности, даже для такой развитой в этом направлении страны как Франция, является как никогда острой и заслуживает постоянного внимания. Не стоит забывать и об усугубляющем ситуацию положении, касающемся не контролированного наплыва беженцев, что само по себе, в какой-то степени, является отвлекающим фактором в решении других государственных проблем. На сегодняшний день многие аналитики и специалисты говорят о том, что, так называемая, «мягкая сила» Франции находится на грани фола, а текущая миграционная политика в скором времени приведет к тому, что речь уже будет идти не о продвижение и сохранении национального имиджа Франции, а о борьбе французского народа за право на существование в собственной стране. Но, по нашему мнению, подобные заявления являются преждевременными, так как, несмотря на определенный спад интенсивности и размаха французской культурной политики с началом нового века и ужесточение требований к коренным французам в вопросах культурной интеграции с гражданами некоренного происхождения, Франция все еще обладает всем необходимым для дальнейшего сохранения статуса великой культурной державы в обозримом будущем. Достаточно вспомнить несколько ярких оплотов мощной французской культуры, как Лувр, который с недавних времен является самым крупным музеем в мире, а также о таких крупных музеях, как Версальский дворец и музей Орсэ, которые вместе ежедневно принимают около 10 млн посетителей. В свою очередь, одна Эйфелева башня привлекает ежегодно порядка 6,5 млн посетителей. И это всего лишь малая часть примеров в пользу того, что на данном этапе Франция в состоянии удерживать и бороться за право называться одним из самых ярких центров «высокой культуры» в мире, охваченном глобализацией. Но вместе с этим следует отметить, что данные выводы не означают отсутствия необходимости в ведущей роли государственного регулирования в области культурного развития Франции. Особенно это относится к французским кинофильмам, песням, книгам и другим видам культурной продукции, которые сталкиваются не только с возрастающем культом коммерциализации в данной отрасли, но и с жесткой англо-саксонской конкуренцией. В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что богатейшее историческое наследие, великая литературы, философия, живопись и музыка, передовые высшие школы и современные технологии, высокая мода и высокая гастрономия и прочее еще очень долгое время будут помогать Франции отстаивать свои позиции по своему культурному и духовному влиянию в Европе, но не стоит забывать и том, что с каждым годом процессы вестернизации и подчинения «американскому шаблону» становятся интенсивнее и мощнее, а это означает, что Франции все же придется искать более современные способы сохранения культурной идентичности, ведь это практически единственная черта, которая позволяет данной стране претендовать на статус великой державы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.222 (0.009 с.) |