Современная культурная политика Франции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная культурная политика Франции.



Сегодня существует ряд отдельных терминов, которые охватывают коммуникации аппарата Министерства иностранных дел. Первый и самый важный это культурная дипломатия (diplomatie culturelle et d'influence). Этот термин был закреплен в политике Французского правительства с 2011 г., под понятием «сияние» (rayonnement) или «содействие» (promotion) французского влияния за рубежом через дипломатическое, культурное, научное и языковое сотрудничество[29]. Данный термин, в некоторой степени, схож с понятием мягкой силы и они оба резонируют с исторически предпочтительным подходом с использованием культуры как средства обеспечения влияния, особенно на франкоязычных территориях[30].

Ключевое отличие, однако, состоит в том, что Франция видит свой культурный выход в мир в качестве альтернативы американскому «культурному империализму», в котором французские идеи, знания и культура схожи с такими понятиями как солидарность и сочувствие. В данном значении работа публичной дипломатии состоит в создании альтернативы англоязычного господства в условиях глобализации. Смежным термином в общем пользовании является цифровая дипломатия (diplomatie numerique), в котором подчеркиваются, технологические основания для достижения дипломатического влияния[31]. Предпочтительный термин для более общего использования в пропагандистской деятельности является просто «общение», хотя также важными являются понятия понятие «речь» и «неофициальные комментарии», которые выступают дополнением к массовой коммуникации.

Французская Республика в условиях глобальных сдвигов стремится позиционировать себя в мире как индустриально и технологически развитое государство с прогрессивной внутренней и внешней политикой, как мультикультурное общество, где обеспечиваются культурная самобытность и многообразие этнических сообществ. Реализация «политики величия» и постоянное стремление сохранить международный статус политического лидера не только на региональном, но и на мировом уровнях требует от французского правительства мобилизации всех ресурсов власти - политических, военных, экономических и культурных[32].

Активная культурная дипломатия является эффективным средством консолидации французской нации, укрепление международных официальных и неформальных связей с другими государствами мира и средством формирования привлекательного образа Франции на международной арене. Культурная дипломатия как инструмент политики межкультурного сотрудничества является изобретением Франции и сначала предполагала проведение правительством просветительской политики с целью усиления присутствия и политического влияния национальной культуры и французского языка в странах, которые исторически находились под протекторатом Франции до распада колониальной системы. Стоит отметить, что во Франции среднегодовой бюджет на публичную дипломатию составил в 2013 г. 758 млн. евро, по сравнению с 595 млн. евро в 2011 г, это произошло в связи с реорганизацией финансирования культурной политики и некоторых новых инициатив в сфере научных исследований и спорте[33].

Французская дипломатия руководствуется принципами политики «мягкой силы» в борьбе с нарушениями прав человека. Данные принципы применяются на многосторонних форумах и реализуются в двусторонних отношениях. Международный миротворческий имидж Франции поддерживается с помощью активизации страны в урегулировании конфликтов, приеме иммигрантов и беженцев. Внешняя политика характеризуется рациональным подходом, который утверждает универсальные ценности в свободе, терпимости и демократии, которые учитывают традиции каждой страны. Современная французская политика «мягкой силы» была обновлена в 2008 г. в рамках Общего пересмотра государственной политики для улучшения соответствия новым глобальным вызовам. В «Белой книге по вопросам европейской и внешней политики Франции с 2008 по 2020 г.» утверждается, что устройство Франции проходит путем модернизации с целью значительного изменения стратегических направлений и переоценки бюджетных ассигнований[34]. Цели, которые были изложены в «Белой книге» 2008 г., подтверждают значение дипломатического влияния в контексте глобальной конкуренции идей, вследствие ускоренного развития цифрового вида связи. В 2013 г. был зафиксирован прогресс в рамках модернизации государственной политики, начавшейся еще в 2012 г[35].

Государственной системе «мягкой силы» Франции на сегодняшний день присущи кардинальные изменения: расширение сферы ее использования, требование увеличения ресурсов, как финансовых, так и интеллектуальных для её реализации. Зато увеличилось количество форм «мягкой силы», они приобрели больший вес. А «мягкая сила» стала применятся не только в сфере дипломатии, стало распространенным использование её принципов в работе коллегиальных органов, парламентов и экспертных сообществ. Также стоит отметить, что большое значение имеет участие французских специалистов в экспертных информационных сообществах, это также способствует разделению французской политики влияния от устоявшегося понятия «мягкой силы». Бюджет МИДа – ключевое ведомство для продвижения «мягкой силы» Франции – составляет половину всего финансирования внешнего воздействия по всем направлениям. В 2013 г. количество выделенных средств составило около 6 млрд. евро. Франция использует существенные средства для установления международных культурных контактов, тратя на нужды публичной дипломатии примерно столько же средств, сколько и США[36].

С целью распространения ценностей и культуры за границу Франция использует дипломатическая сеть, которая является второй по размеру в мире после США, и насчитывает 163 посольства и 92 консульства[37]. Координирует деятельность сети Госкомитет международных сетей за рубежом (Corinte), работу которого оценивают положительно. Также Франция является постоянным членом 16 многосторонних организаций, и участвует в разработке и осуществлении стратегии улучшения присутствия более чем в 180 межправительственных организациях, что координирует Делегация международных должностных лиц – служба Министерства иностранных дел, которая прикреплена к Дирекции ООН по связям с международными организациями и Франкофонии[38].

Государство обеспечивает финансирование государственных учреждений (которые также могут генерировать собственные средства), а также совершает надзор за советом, который «определяет свои задачи и способы организации и функционирования. Французский институт (Institute Franсais) при МИД управляет культурной сетью Франции за рубежом. Его целями являются поощрение и поддержка французской культуры, науки и идей за рубежом, развитие торговли, распространение французских творческих работ, таких как кино, книги, обучение и содействие французскому языку. Это было определено после его создания в 2011 году, как «нового инструмента дипломатического влияния». Campus France (Национальное агентство по вопросам высшего образования во Франции) было создано в качестве общественного и коммерческого органа при МИД и Министерстве образования и направлено на содействие Франции в качестве места для иностранных студентов и исследователей, опираясь на дипломатические цели и сети для облегчения обмена информацией[39]. С 2007 года «Audiovisuel Exterieur de la France» (AEF) определило международную стратегию вещания Франции. AEF выступает в качестве государственной холдинговой компании с частичной или полной собственностью. Он поддерживает киноиндустрию и основных провайдеров телевидения, таких как TV5MONDE, France 24, ART, и Canal +. Radio France Internationale имеет 1100 сотрудников (по сравнению с 4000 в BBC), и его комплексная программа реформ предполагает, что он потерял позиции против конкурентов. Общий бюджет для аудиовизуальных мероприятий за рубежом снизился с 213 млн. евро в 2010 г. до 150 млн. евро в 2012 г.[40].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.018 с.)