Государственный строй Англии в XVII-XVIII веках



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй Англии в XVII-XVIII веках



Верхняя палата все еще состояла из лиц, получающих в ней места по наследству, по назначению короля и по должности. Нижняя палата - выборы от графств и городов. Засилью в Палате Общин аристократии способствовала старая избирательная система с разными «гнилыми местами» (малонаселенные избирательные округа в сельской местности, где депутатов фактически назначал собственник земли -лендлорд) + большинство депутатов избиралось от городов.

В XVIII в. появился и оформился Кабинет Министров. Сначала король просто приглашал министров для совещания к себе в кабинет. Затем из Тайного Совета выделилась коллегия из 5-7 членов, которым король поручал фактическое управление. Впоследствии она стала составляться из лиц, возглавлявших основные министерства, и превратилась в Правительство Его Величества.

Формально английский король мог назначать министров по своему усмотрению. Но уже в XVIII веке состав Кабинета Министров стал зависеть от соотношения сил партий в Парламенте.

Со временем стало обычаем, что Кабинет Министров составляется из членов победившей на выборах партии. Таким образом, король вынужден поручать формирование правительства лидеру этой партии.

За 45 лет правления Георга I и II Ганноверских англичане привыкли к тому, что король царствует, но не управляет. Вошло в обычай, что министры совещаются одни, без короля, а он должен делать так, как хочет Парламент. За 20 лет фактического правления влиятельного министра Роберта Уолполя выработался обычай, что один из министров был Первым, т.е. главою кабинета, сам подбирал других министров и они должны действовать в согласии с ним. Он также был первым министром, подавшим в отставку из-за недоверия к нему Палаты Общин.

Постепенно оформился принцип солидарной ответственности Кабинета Министров перед Парламентом, подкрепляемый правом Палаты Общин предавать любого министра суду. В XVIII в. король перестал использовать многие свои полномочия, и к этому привыкли. Он перестал пользоваться:

· правом «вето» на решение Парламента;

· правом объявлять войну и заключать мир; о правом помилования за политические преступления.

 

Суть современного правления в Англии - то же самое. Королева не вмешивается в работу Кабинета Министров, который формально ведет дела от ее имени. Но она может высказывать мнение при подборе главы правительства и членов Кабинета.

Глава английского Кабинета по вторникам получает аудиенцию у монарха. Раз в год королева открывает очередную сессию Парламента, выступая с речью от премьер-министра. Принимаемые Парламентом акты вступают в силу после их одобрения королевой, которое дается в устной форме на заседании Тайного Совета (это совещательный орган, назначаемый королем в составе 350-370 членов. Кворум сессии - 3 человека).

Все уголовные дела возбуждаются и ведутся от имени королевы. Указом королевы, по представлению главы правительства присваиваются государственные награды. Она - главнокомандующий Британскими Вооруженными Силами. Ее подписью оформляется назначение всех высших должностных лиц в армии, флоте и ВВС.

44. Реставрация Стюартов. Habeas Corpus Act 1679г. Его содержание и значение

Лордом-протектором стал сын Кромвеля Ричард. Уже в 1659 году он был вынужден отречься от этого титула, так как не обладал ни политическими, ни военными способностями, ни авторитетом. Оставшиеся в правлении генералы вынуждены были считаться с широкой оппозицией в стране, режиму военных. Генералы решили призвать остатки Долгого Парламента, и как бы возродилась Индспендентская республика. Май 1659г.

При поддержке английской армии, расквартированной в Шотландии, были проведены выборы в Парламентский Конвент (преобладают пресвитериане и кавалеры).

1 мая 1660 г. Конвент провозгласил Карла II английским королем.

В конце 1660 г. была распущена армия. В том же году, еще до вступления на престол Карл II подписал Бредской декларацию, где обещал:

1. Свободу и всеобщее прощение всем, кроме цареубийц (членов Верховного трибунала)

2. Свободу совести

3. Эти вопросы + вопрос о земле передаются Парламенту для окончательного разрешения.

 

В новом Парламенте 1661 г. преобладали кавалеры (сторонники короля). 28 судей короля были преданы суду и 13 из них были казнены. Лишь незначительная часть земельных держаний была возвращена их прежним собственникам.

«Акт о единоверии» 1662 г. требовал от всех священников признания основ Англиканской церкви и специального заявления, что против короля нельзя применять оружие ни при каких обстоятельствах. В результате 2000 пресвитерианских и индепендентских священников должны были покинуть свои приходы.

В 1673 г. - «Акт о присяге»: должностные лица государства должны принять причастие по образу Англиканской церкви в течение 3-х месяцев со дня вступления в должность и присягу о признании верховенства короля в духовных делах и в подданстве.

Со временем Парламент вновь становится ареной противоборства сторонников короля и оппозиции. Оформляются две политические группировки: ТОРИ и ВИГИ.

ТОРИ: ирландское слово «католики», которые делались разбойниками для мести врагам-протестантам, которые их также гнали и мучили. Стояли за божественное происхождение королевской власти и полную невозможность поднимать оружие против короля.

ВИГИ: разбойничьи шайки пресвитериан, испытывавшие тайную вражду к Англиканской церкви. Они исходили из договорного происхождения власти и требовали подчинения короля законам страны. Их звали «Исключители», так как они хотели исключить брата Карла II, католика Якова из числа наследников престола. «Билль об исключении» прошел в нижней палате, но верхняя его не поддержала. Зато, воспользовавшись большинством в нижней палате, ВИГИ добились принятия HABEAS CORPUS АКТА 1679 г (формула судебного приказа о доставке арестованного в суд - полное название Habeas Corpus Amendment Act).

Этот закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей.

Документ содержал механизм реализации принципа законности ареста, закрепленного в Великой Хартии Вольностей 1215 г. Арестованному предоставлялся письменный приказ об аресте, где указывались его причины. При отсутствии такого приказа тюремщик не мог принять арестанта. Всякий, кто считает себя незаконно арестованным или любой другой за него имеет право обратиться в суд с просьбой выдать habeas corpus приказ.

После рассмотрения копии предписания об аресте судья должен выдать такой приказ, адресованный должностному лицу, под охраной которого находился арестованный, за исключением случаев, когда арестованный задержан в законном порядке и за такие деяния, что не может быть взят на поруки (измена или тяжкое уголовное преступление). По получение приказа надзиратель должен доставить задержанного к судье в течение трех дней. Если надзиратель не выполнит приказ - штраф в 100£ в пользу арестованного, повторно - 200£ и отстранение.

Судья в течение 2-х дней с момента доставки арестованного вправе освободить его под денежный залог, поручительство и с обязанностью явиться в ближайшую сессию суда по подсудности для разрешения дела по существу.

Лицо, освобожденное в порядке habeas corpus act'a, нельзя вновь заключать в тюрьму за то же преступление. С виновных в нарушении штраф 500£. Если какое-либо лицо будет подвергнуто обвинению в государственной измене/тяжком уголовном преступлении и по его просьбе /петиции о назначении дела и разбору не будет предано суду в ближайший судебный период, то его следует освободить на поруки. Если он не будет судим в течение второго судебного периода или будет оправдан, то его следует освободить из заключения. На гражданских должников этот акт не распространяется

45. Война за независимость и образование США. Декларация Независимости и статьи Конфедерации

Общественный строй

В середине 18 века на атлантическом побережье Северной Америки было основано 13 английских колоний (Род-Айленд, Пенсильвания, Виржиния). Население колоний было пестрое по составу (англичане, шотландцы, французы, голландцы), но накануне революции преобладало англоязычное население.

В американской экономике 18 века преобладало сельскохозяйственное производство. В городах проживало примерно 5% населения. В северных колониях доминировало фермерское хозяйство, носившее и натуральный, и товарный характер. На юге - плантационное производство с использованием труда рабов - негров, которых стали ввозить туда с 1619 года. В предреволюционной Америке был развит принудительный труд, так как был дефицит рабочей силы и тяжелые условия труда на плантациях.

Были и «белые» рабы, которых называли СЕРВЕНТАМИ, кабальными слугами или законтрактованными рабочими (их виды):

• Добровольно законтрактованные, которых бесплатно везли в Америку, но с условием последующей отработки проезда (2-7 лет).

• Принудительно законтрактованные - бывшие заключенные, которые должны были служить от 7 до 14 лет. Кабальные слуги - составляли около 1/2населения колоний.

Также в колониях, особенно центральных, преимущественно с голландским населением, имелись элементы феодализма:

• Крупные латифундии

• Надельное землевладение + фиксированная рента

• Майорат (наследие земли старшим сыном)

 

Будущее же было за буржуазными отношениями, так как:

1. Колонизация Северной Америки началась в ту эпоху, когда феодализм в Европе уже изжил себя, доказал несостоятельность.

2. Обилие свободных земель позволяло неимущим колонистам уходить от феодальных отношений на Запад.

3. Велась решительная борьба свободных поселенцев с феодальными методами эксплуатации.

4. Важную роль сыграл пуританизм, идеология которого стала теоретической программой создания раннебуржуазного общества.

Таким образом, в предреволюционных колониях формировалось раннее капиталистическое общество, где имелись пережитки европейского феодализма и как уклад - рабство.

Управление

По организации верховной власти было три вида колоний:

1. Коронные - под управлением королевской власти.

2. Частновладельческие, находящиеся в собственности отдельных лиц.

3. Самоуправляющиеся (на основании королевских хартий).

Во главе колониального управления стоял губернатор. В колониях первой группы он назначался королем, во второй - собственником, в третьей избирался населением. Но и во 2-ой и в 3-ей право окончательного утверждения губернатора принадлежало королю. Губернатор пользовался широкой исполнительной властью, стоял во главе колониальной юстиции, назначая судей и председательствуя в Верховном суде, был начальником местных военных сил, назначал старших офицеров. Во всех колониях были представительные органы: национальные собрания, законодательные собрания, имеющие право издавать законы и устанавливать налоги. Губернатор имел право «вето» на законопроекты этих органов. Кроме этого, законы, принимаемые колониальными собраниями, должны были согласовываться с общими законами и обычаями Англии. В большинстве своем они посылались туда и могли быть отменены королем в течение трех лет. На решение Высшего суда каждой колонии можно было апеллировать в Королевский Совет (Тайный Совет). Губернаторы, судьи и другие королевские чиновники (кроме таможенной службы) были в зависимости от собраний, плативших им жалование.

Колонисты считали себя свободнорожденными англичанами со всеми соответствующими правами (равенство перед законом, право справедливого разбирательства дел судом присяжных, свобода вероисповедания).

Война за Независимость.Экономические предпосылки войны.

В колониях были развиты железная промышленность, лесообрабатывающая, пищевая промышленность и особенно судостроение. Производство велось как в ремесленных мастерских, так и на мануфактурах. Развитию промышленности благоприятствовало:

• наличие богатых источников сырья и топлива;

• отсутствие цехового строя.

 

Англия подходила к колониям с меркантилистских позиций, то есть стремилась их держать на положении источника сырья и рынка сбыта английских товаров. Для этого стимулировалось в колониях производство необходимых Англии видов сырья (лес и шерсть) и тормозилось развитие основных отраслей обрабатывающей промышленности. Например:

- был запрещен экспорт шерстяных изделий из колоний,

- производство шляп ограничивалось местными потребностями,

- закон 1750 года запрещал сооружение металлообрабатывающих мастерских.

Навигационные акты (регулирующие торговлю) запрещали:

• перевозить товары на иностранных судах (кроме английских и колониальных);

• вести колониям прямую торговлю с другими странами.

 

Английское правительство вело борьбу со СКВОТТЕРСТВОМ, то есть с самовольным захватом земель, так как оно лишало крупных землевладельцев рабочей силы, понижало цену земли и арендную плату. Королевская прокламация 1763 года запрещала селиться за Олиганскими горами. Вопрос о земле приобретал огромное значение и был одной из предпосылок революции.

Патриотическое движение в Северной Америке продолжало сохранять верность принципам Английской Конституции вплоть до образования США и провозглашения их республикой. Но идея подчиненности английскому Парламенту постепенно уступала место идее Гомруля, то есть идее установления государственно-правовой автономии североамериканской провинции в рамках Британской Империи. Полное обоснование этой доктрины принадлежит Франклину: «Англия и колонии - равноправные и суверенные части Империи. Высшая законодательная власть в них принадлежит собственным представительным органам. Английский Парламент не имеет никаких преимуществ. Связь между метрополией и колониями осуществляет только король, власть которого ограничена Парламентами».

Вся система политической власти в колониях основывается на народном соглашении и колониальных конституциях, скрепляющих его. Правительство - это «слуга народа», а народ - хозяин страны.

Но не все американские идеологи были с этим согласны. Томас Пейн первым противопоставил идее Гомруля идею полной независимости Северной Америки. Он считал, что сохранение королевской власти не обеспечит прав американцев. Критика иллюзий, связанных с доброй волей английского короля, переросла в критику монархических устоев в целом. Отстаивалась идея неотчуждаемости права народа на революцию.

Политический идеал Т. Пейна - демократическая республика со всеобщим избирательным правом, широким и равным представительством.

Американская революция обладает некоторыми особенностями, отличающими ее как от предшествовавшей английской буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре после ее завершения Великой французской буржуазной революции:

Революция произошла на территории, которая фактически не знала феодализма как общественно-
экономической формации. Американское общество революционного периода не знало наследственной аристократии,
помещиков и крепостных, государственной бюрократии (кроме чуждой ему британской администрации), цехов,
гильдий, привилегированного духовенства и других феодальных атрибутов Европы. Это общество было в массе своей
демократично по своему духу, по своим настроениям и убеждениям. Социальные противоречия в нем были менее
остры, чем в континентальной Европе.

Революция преследовала национально-освободительные цели. Эта революция началась как борьба -
первоначально мирная, а затем вооруженная - с британским колониальным гнетом. Американская революция
началась как национально- освободительное движение, переросшее в войну за независимость, но по мере развития
событий в ней во все возрастающей степени проявлялись социальные противоречия; в результате нарастающего
раскола в американском обществе война за независимость одновременно становилась войной гражданской.

Начало революции

Стеснительные для американцев английские законы выполнялись лишь частично, а порой и вовсе не выполнялись. Американская промышленность развивалась вопреки им. Контрабандная торговля имеет широкий размах, а земли захватываются без законных оснований. После окончания семилетней войны 1756-1763 гг. английское правительство потребовало усилить нажим на колонии.

В 1765 г. был издан закон О постое войск, который обязал колонии строить казармы для английских солдат и кормить их. В том же году издан закон О гербовом сборе (налог на всякую печатную продукцию), который облагал разные коммерческие и юридические документы, печатные издания, кроме обыкновенных векселей и денежных квитанций. Смысл налога - попытка получить средства на содержание регулярных войск. Это первый прямой налог английского Парламента, где колонии не были представлены (в Англии действовал принцип — никаких налогов без Парламента, а в колониях - никаких налогов без собственного представительства).

По усмотрению коронного обвинителя всякое дело, возникшее по поводу данного закона должно рассматриваться в административных судах без участия присяжных. На волне массовых выступлений против этого закона стали возникать первые революционные организации «Сынов свободы», призывавшие бойкотировать английские товары. В Нью-Йорке созвали конгресс по поводу гербового сбора, это было началом американского союза.

В 1766 г. английский Парламент вынужден отменить этот закон, но уже в 1767 г. были изданы законы Тауншенда, которые вводили таможенные пошлины на ввоз в колонии ряда товаров (краска, бумага, свинец, стекло, чай) и имели целью усилить английский административный, судебный и военный аппарат в Америке. Губернаторы, судьи и другие чиновники колониального управления должны получать жалование из Фонда сбора этих пошлин. Учреждался Совет Комиссаров для наблюдения за таможенной службой в Северной Америке. Эти законы вызвали новый подъем народного движения, стали создаваться комитеты связи, согласовывавшие действие отдельных колоний и городов.

В 1773 г. английский Парламент для поправки финансовых дел Ост-Индской кампании, разрешил ей посылать чай без уплаты внутренней пошлины, но с сохранением налога Тауншенда. Контрабандисты чая обиделись. Группа жителей Бостона, переодевшись в индейцев, выбросила в море весь груз чая, ввезенный на английских судах (это событие получило название «Бостонское Чаепитие»). Английский Парламент отреагировал на такое поведение нетерпимыми актами, согласно которым бостонский порт закрывался, колония Массачусетс лишалась права самоуправления, лица, обвиненные в антиправительственной деятельности, предавались суду.

В 1774 году открылся Первый Континентальный Конгресс, который высказался против отделения от Англии, но потребовал прекратить обложения колоний налогами без согласия их представителей и отменить ограничения для торговли и промышленности. Одновременно приняли решение о бойкоте английских товаров.

19 апреля 1775 года событиями в Лексингтоне и Конкорде началась Война за Независимость, которая по сути есть Американская революция.

Войну за Независимость можно разделить на 3 этапа:

1. 19 апреля 1775 г. - 4 июля 1776 г. (2 континентальный конгресс - май 1775 г. + принятие Декларации Независимости);

2. 4 июля 1776 г. - 1783 г. (США признаются независимым государством);

3. 1783-1787 гг.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.011 с.)