Жанры музыкальной журналистки и музыкальной критики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанры музыкальной журналистки и музыкальной критики



Жанр всегда тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра…1

М. Бахтин

 

Жанр – одно из ключевых понятий в любой области художественного творчества, музыкального или литературного, изобразительного или театрального. Во всех искусствах он в качестве доминанты прежде всего заключает в себе критерий определенного содержания, воплощенного в определенной форме. Но для художественной, в частности музыкальной, критики важно не только это.

Музыкальная журналистика и критика, являясь по своему языку особой ветвью литературы, а точнее – литературно-художественной критики, тоже прочно опирается на жанры как роды и виды произведений данного типа творчества. Однако их происхождение и вся исторически сложившаяся жанровая система, естественно, специфичны. Они обусловлены особой ролью художественно-критического мышления и музыкально-журналистской деятельности в культуре.

Будучи в своем исходном импульсе вторичным, вызванным к жизни каким-либо другим явлением в сфере музыкального искусства, творчество музыкального журналиста – критика, публициста – выполняет, как помним, общественный эстетико-социальный «заказ». И в формировании жанрового облика текста рядом с двумя традиционными вопросами «о чем?» и «как?», отражающими пару содержание-форма, с не меньшей остротой перед автором стоят и два других – «зачем?» и «для кого?». В них отражается важнейшая специфика именно журналистского выступления, обусловленного общественно-культурным «заказом». Речь идет об отражении в жанровом облике текстов цели выступления и адресата, на которого это выступление направлено. Вне таковых выступление окажется лишенным своей общественной значимости.

Цель и адресат музыкально-журналистского выступления

Цель выступления

За вопросом «зачем?», отражающим цель музыкально-журналистского выступления, стоит ситуация, которую, используя знаменитое понятие К. Станиславского, можно определить как сверхзадачу. Изначальная аксиологическая (оценочная) направленность музыкально-журналистской деятельности предполагает, что сверхзадача как генеральная цель выступления охватывает разные стороны творческого и художественно-организационного процесса в тех его узловых точках, поворотах, пересечениях, которые воспринимаются как «горячие». Это – отклоняющиеся от условной нормы экстраординарные, выдающиеся (со знаком плюс или минус) события, то есть все то, что обращает или, по мнению чуткого журналиста, пристрастно наблюдающего за музыкальным процессом, должно обратить на себя внимание. Таковыми могут быть как новое художественное явление, произведение, личность (рождение нового – всегда мгновение «всплеска»), так и их длительное отсутствие; как культурно значимое событие, так и негативное, за которым может стоять общественное потрясение, возмущение.

Однако сверхзадача как цель выступления не всегда носит глобальный, масштабный характер. Процесс функционирования музыки в обществе складывается из бесконечного множества частностей разного уровня, которые в разные моменты приобретают для музыкального журналиста актуальное значение и требуют своего отражения. Таким образом, цели, которые преследует то или иное музыкально-журналистское выступление, в том числе и критико-публицистическое, могут быть качественно различны. Систематизируя и схематизируя, следует выделить четыре основные группы, идущие по возрастающей степени сложности (схема 2):

Схема 2

 

Информация общества обо всех сторонах музыкального процесса – главная цель музыкальной журналистики. И она присутствует всегда, на всех уровнях сложности поставленных задач. Однако в предлагаемой классификации под чисто информационными целями предполагается лишь привлечение внимания к тому или иному факту или явлению без открытого выражения оценочного отношения. Тем не менее даже простая «сухая» информация является в некотором роде потенциальным оценочным актом, поскольку она противостоит самому страшному для художественной сферы наказанию – замалчиванию и забвению.

За пропагандистскими и популяризаторскими целями уже скрывается специальная информация – пристрастная, с просвечивающей положительной ценностной позицией автора. Главный акцент при популяризации и пропаганде падает на укрупненную, откровенно заинтересованную подачу предлагаемого вниманию явления (сочинения, исполнения, постановки, личности, события и т. п.). Здесь налицо доминанта художественного.

Музыкальное просветительство и воспитание, напротив, скорее социально ориентировано, поскольку основное внимание (явно или скрыто) направлено на воспринимающего. Они предполагают активное оценочное воздействие на общественное мнение. Здесь в центре внимания музыкального журналиста прежде всего сама читающая (или слушающая) аудитория и то влияние, которое он стремится на нее оказывать.

Аналитические цели – наиболее сложная из профессиональных задач журналистского выступления. Не случайно в карьере журналиста (это особенно видно в тележурналистике) создание собственной аналитической программы – «высший пилотаж», который достигается постепенно и доступен лишь избранным. Аналитика предполагает углубленное освещение вопроса, направленное к аргументированным оценочным умозаключениям, а значит, требует от журналиста не просто «быть в материале», но владеть им профессионально. Так, музыкальный журналист должен быть музыкантом, спортивный – спортсменом, политический – политиком и т. п. Сложность профессиональных задач здесь заключается в том, как выстроить логический путь и образно, ярко, убедительно подвести читателя (слушателя, зрителя) к желанным выводам.

Сверхзадача может со своей стороны диктовать выбор жанра публикации по одному и тому же поводу: развернутая рецензия или фельетон, аналитическая статья или всего лишь информационная заметка. Равно как и в эфире одно событие или художественное явление могут быть отмечены и одним предложением в информационном блоке, и специальным репортажем, и отдельной встречей или даже целой передачей.

Именно в цели, в сверхзадаче выступления проявляется исходная позиция музыкально-критической деятельности автора. В идеале – любовь к музыке, служение искусству ради всестороннего духовного развития каждой человеческой личности, борьба за развитие и увеличение культурной составляющей в духовной жизни общества. Хотя цель выступления, к сожалению, даже в художественной журналистике бывает и иной (коньюктурной, политиканской, коммерческой), весьма далекой от художественных задач. И это в общественном сознании нередко девальвирует значимость профессиональной критической мысли.

Не менее плохо, если читатель (а еще хуже – сам автор!) не понимает, зачем журналист взялся за перо или вышел в эфир, если смысл сверхзадачи, поставленной автором перед собой, не просматривается и даже не домысливается, если предлагаемый вниманию текст остается в восприятии разговором ради разговора, пусть и очень эффектного по форме. Такой труд не становится явлением художественной журналистики. Это – литературная деятельность какого-то иного рода, лишь рядящаяся в тогу деятельности музыкально-журналистской.

Примечания

1. Серов А.Н. Статьи о музыке в семи выпусках. Вып. 2а. – М., 1985. С. 83.

2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. С. 149.

3. Щукина Т. Эстетическая оценка в профессиональных суждениях об искусстве // Сов. искусствознание, 1976. Вып. 1. С. 301.

4. Манн Т. Собр. соч. Т. 10. – М., 1961. С. 309.

5. Асафьев Б.В. (Глебов И.). Мысли и думы (фрагменты) // Сов. музыка, 1983, № 2. С. 26.

6. Цит. по: О музыкальной критике. Из высказываний современных зарубежных музыкантов. С. 55.

7. Там же.

8. Серов А.Н. Статьи о музыке в семи выпусках. Вып. 4. – М.,1988. С. 87.

9. Томашевский Б.В. Стилистика. – Л., 1983. С. 15.

10. Там же. С. 17.

11. Выготский Л. Психология искусства. – Цит. изд. С. 348.

12. Цит. по: О музыкальной критике. Из высказываний современных зарубежных музыкантов. С. 56.

13. Щедрин Р. Музыка идет к слушателю// Сов. музыка, 1983, № 1. С. 18.

14. Маршак С. Мысли о словах // Собр. соч.: В 8 т. Т. 7. – М., 1971. С. 92.

15. Лотман Ю. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. – Тарту. 1978. С. 11–12.

16. Тараканов М. Традиции и новаторство в современной советской музыке // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. – М., 1982. С. 31, 47.

17. Энгель Ю.Д. Глазами современника. – М., 1971, С. 292–293.

18. Томашевский Б.В. Стилистика. С. 202.

19. Коломийцов В. Статьи и письма. – Л., 1971. С. 142.

20. См.: Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. – М., 1961. С. 250.

21. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. С. 15.

22. Энгель Ю.Д. Глазами современника. С. 304.

23. Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избр. статьи. Письма к родителям. – М., 1975. С. 239.

24. Каратыгин В.Г. Новая музыка// Избр. статьи. – М.; Л., 1965. С. 322.

25. Каратыгин В.Г. Клод Дебюсси// Избр. статьи. С. 236

26. Томашевский Б.В. Стилистика. С. 217.

27. Серов А.Н. Статьи о музыке в семи выпусках. Вып. 2а. С. 89.

28. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. – С. 15.

29. Стасов В.В. Статьи о музыке в пяти выпусках. Вып. 3. – М., 1977. С. 120.

30. Там же. С. 46

31. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. С. 45–46.

32. Каратыгин В.Г. Избр. статьи. С. 2.

33. Волков А.А. Риторика, http://lib.socio.msu.ru/!/library.

34. Ивин А. Логика, http://lib.socio.msu.ru/I/library.

35. Коломийцов В. Статьи и письма. С. 24–26.

36. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. С. 47.

37. Курышева Т.А. Диалоги о музыке перед телекамерой. – М., 2005. С. 130–131.

38. Ушаков Д. Аутентизм или аутизм? // Российский музыкант, 2001, № 6.

39. «Российский музыкант», 2003, № 3.

40. СЭС. – М., 1982. С. 597.

41. Советская музыка на современном этапе. Стат

MyBook — библиотека современной и классической литературы, новинки и бестселлеры, отзывы, рекомендации, популярные авторы.

Примечания

1. Серов А.Н. Статьи о музыке в семи выпусках. Вып. 2а. – М., 1985. С. 83.

2. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. С. 149.

3. Щукина Т. Эстетическая оценка в профессиональных суждениях об искусстве // Сов. искусствознание, 1976. Вып. 1. С. 301.

4. Манн Т. Собр. соч. Т. 10. – М., 1961. С. 309.

5. Асафьев Б.В. (Глебов И.). Мысли и думы (фрагменты) // Сов. музыка, 1983, № 2. С. 26.

6. Цит. по: О музыкальной критике. Из высказываний современных зарубежных музыкантов. С. 55.

7. Там же.

8. Серов А.Н. Статьи о музыке в семи выпусках. Вып. 4. – М.,1988. С. 87.

9. Томашевский Б.В. Стилистика. – Л., 1983. С. 15.

10. Там же. С. 17.

11. Выготский Л. Психология искусства. – Цит. изд. С. 348.

12. Цит. по: О музыкальной критике. Из высказываний современных зарубежных музыкантов. С. 56.

13. Щедрин Р. Музыка идет к слушателю// Сов. музыка, 1983, № 1. С. 18.

14. Маршак С. Мысли о словах // Собр. соч.: В 8 т. Т. 7. – М., 1971. С. 92.

15. Лотман Ю. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. – Тарту. 1978. С. 11–12.

16. Тараканов М. Традиции и новаторство в современной советской музыке // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. – М., 1982. С. 31, 47.

17. Энгель Ю.Д. Глазами современника. – М., 1971, С. 292–293.

18. Томашевский Б.В. Стилистика. С. 202.

19. Коломийцов В. Статьи и письма. – Л., 1971. С. 142.

20. См.: Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. – М., 1961. С. 250.

21. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. С. 15.

22. Энгель Ю.Д. Глазами современника. С. 304.

23. Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избр. статьи. Письма к родителям. – М., 1975. С. 239.

24. Каратыгин В.Г. Новая музыка// Избр. статьи. – М.; Л., 1965. С. 322.

25. Каратыгин В.Г. Клод Дебюсси// Избр. статьи. С. 236

26. Томашевский Б.В. Стилистика. С. 217.

27. Серов А.Н. Статьи о музыке в семи выпусках. Вып. 2а. С. 89.

28. Асафьев Б.В. Симфонические этюды. – С. 15.

29. Стасов В.В. Статьи о музыке в пяти выпусках. Вып. 3. – М., 1977. С. 120.

30. Там же. С. 46

31. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. С. 45–46.

32. Каратыгин В.Г. Избр. статьи. С. 2.

33. Волков А.А. Риторика, http://lib.socio.msu.ru/!/library.

34. Ивин А. Логика, http://lib.socio.msu.ru/I/library.

35. Коломийцов В. Статьи и письма. С. 24–26.

36. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи. С. 47.

37. Курышева Т.А. Диалоги о музыке перед телекамерой. – М., 2005. С. 130–131.

38. Ушаков Д. Аутентизм или аутизм? // Российский музыкант, 2001, № 6.

39. «Российский музыкант», 2003, № 3.

40. СЭС. – М., 1982. С. 597.

41. Советская музыка на современном этапе. Статьи и интервью. – М., 1981. С. 204, 233.

42. «Пролетарский музыкант», 1931, № 9. С. 29; «Сов. музыка», 1933, № 1. С. 19; «Сов. музыка», 1933, № 3. С. 119; «Сов. музыка», 1933, № 4. С. 1; «Сов. музыка», 1948, № 2. С. 45; «Сов. музыка», 1948, № 3. С. 77; Материалы обсуждения постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. С. 34; Там же. С. 54; «Сов. музыка», 1967, № 3. С. 86; «Сов. музыка», 1986, № 7. С. 2

43. Оруэлл Д. «1984» и эссе разных лет. С. 52.

44. Цит по: Орлова Е.; Б.В. Асафьев. – Л., 1964. С. 243.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.04 с.)