Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знание и применение идей управления в деятельности преподавателейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(в % к общему числу)
Наблюдения, беседы с преподава-телями показали, что большинство из них особое внимание уделяет отбору
и систематизации материала, выбору методов и средств обучения, контролю. При этом управление не всегда воспри-нимается как способ совершенствова-ния научно-образовательной деятель-ности, планомерного саморазвития и развития личности обучающихся. Обратившись к методике целепос-тановки, мы установили, что типичны-ми, устойчивыми и сходными у разных
преподавателей способами являются: определение целей через изучаемое со-держание, через деятельность педагога или учебную деятельность студента.
Изучая методику целеполагания, мы исходили из следующего: если де-ятельность есть основной механизм развития личности студента, то, оче-видно, преподаватель вуза должен по-нимать эту деятельность как средство достижения конкретных целей. В этой связи при посещении занятий (лекци-онных, лабораторных, практических)
Педагогика и психология профессионального образования
Таблица 3
Значение проектирования в обеспечении эффективности научно-образовательного
процесса (в % к общему числу)
Педагогика и психология профессионального образования
Таблица 4
Оценка студентами качеств личности и деятельности преподавателей (баллы)
Как видно из таблицы, самый при-ятный (любимый) педагог оценивает-ся студентами значительно выше, чем нелюбимый. Они ценят преподавателя за умения доступно объяснять мате-риал, справедливость, эрудицию и др. Между такими педагогами и студента-ми быстрее и продуктивнее выстраи-ваются отношения взаимопонимания. Следует обратить внимание на то, что
у «нелюбимого» педагога очень высоко оценивается умение поддерживать дис-циплину. Приведем в качестве примера оценку студентами стимулирующих методов у таких педагогов (в баллах):
Морализирование3,60
Придирчивость3,32
Проблемной областью, в силу сво-ей новизны, является и инновационно-коммерческая деятельность преподава-теля вуза. Проведенный нами анализ содержания образовательно-професси-ональных программ, которые исполь-зуются в вузах для подготовки препода-вателей (и будущих преподавателей), а также анализ локальных нормативных документов вузов, учебно-програм-мной документации образовательных учреждений высшего профессиональ-
ного образования региона позволяет сделать вывод о том, что в вузах под-готовка преподавателей к инновацион-но-коммерческой деятельности практи-чески не осуществляется.
Следствием этого является низ-кая подготовленность преподавателей к осуществлению инновационно-ком-мерческой деятельности в научно-об-разовательном пространстве современ-ного вуза. Исследования уровня выше на-званной компетенции преподавателей, проведенные нами в ряде вузов г. Став-рополя выявил, что только 2% из них имеют высокий уровень готовности, 12% – средний и, абсолютное большинс-тво, 86% – низкий, что свидетельствует
о недостаточной разработанности науч-ных основ подготовки преподавателей вузов к инновационно-коммерческой деятельности и актуальности данного направления исследования. Результаты проведенных опросов, с использованием специально состав-ленной нами анкеты, говорят о том, что более 90% преподавателей вузов слабо владеют понятийным аппаратом, свя-занным с инновационно-коммерческой деятельностью. Более того, у препода-вателей, сформировалась отстраненная позиция по отношению к данному виду деятельности. Таким образом, можно сделать вывод и о низком уровне когни-тивного компонента профессиональной компетентности преподавателей вузов в сфере инновационно-коммерческой деятельности.
В частности, преподаватели вузов испытывают затруднения в определе-нии целей и задач, выборе содержания инновационно-коммерческой деятель-ности (97%); в организации данного вида деятельности (96%); в выборе на-правления инновационно-коммерчес-
кой деятельности (64%); в оценке собс-твенных потенциальных возможностей
в данной деятельности (76%); в форму-лировке «бизнес-идей» или «инноваци-онных предложений» (88%); в умении описывать, объяснять, прогнозировать свою деятельность (т.е. позициониро-вать себя) на рынке образовательных услуг и интеллектуальных разработок
(96%).
При низком уровне сформирован-ности данного компонента профессио-нальной компетентности у преподава-теля вуза отсутствуют знания и умения, необходимые для ведения инновацион-но-коммерческой деятельности, и, как правило, преподаватель не стремится к овладению ими. При среднем уровне знаний и сформированности умений преподаватель проявляет их только в отдельных ситуациях, и применяемые методы и приемы не отличаются раз-нообразием и низкоэффективны. Когда знания и умения преподавателей сфор-мированы на высоком уровне, то они используются сознательно и самостоя-тельно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной подготовке со стороны рынка научно-образова-тельных услуг и аккредитационных по-казателей для вузов, но, к сожалению, доля таких преподавателей очень мала.
Эти данные были использованы нами при разработке одного из модулей программы послевузовской подготовки (формирования компетенций) препо-давателей вуза (а также аспирантов) к инновационно-коммерческой деятель-ности.
Аналогичная картина (проблем-ность и противоречивость) наблюдает-ся и в других новых сферах професси-ональной деятельности преподавателя вуза – информационно-технологичес-
Педагогика и психология профессионального образования
вательскому труду, самореализации в нем сил и способностей (4).
Исследователи вузовской системы образования отмечают, что такие ка-чества, как профессионализм, свобода общения, доступность, справедливость преподавателя являются главными для студента, но одновременно весьма скромно проявляются во взаимно -, и самооценках среди преподавателей (2). Редко воплощается девиз: «Сильного студента готовит сильный преподава-тель». Ректоры вузов России признают, что 57% преподавателей высшей школы не соответствуют высокому професси-ональному уровню, 39% из них имеют только удовлетворительный уровень (там же).
С.Д. Смирнов осуществил анализ профессиональной деятельности пре-подавателя вуза. Среди предложенных им шести оценочных показателей, ве-дущим выступает учебный (40%). Со-четание педагогической функции с учебной отмечено у 33% преподавате-лей, а преобладание исследовательской функции в сочетании с учебной харак-терно лишь для 20% (4).
Нам представляется, что обновле-ние высшего и послевузовского образо-вания должно происходить на основе интеграции достижений педагогичес-кой и научной деятельности преподава-теля вуза, что также делает возможным его профессиональное и личностное принятие студентами, формирование его позиции, о которой в свое время го-ворил Н.И. Пирогов: «Тот, кто препода-ет и исследует, тот светом своего знания и светит и греет» – мысль, перефрази-рованная студенчеством в следующую: кто только хороший лектор, тот только светит, но не греет [3, С. 346-372]. Именно эта направленность на ис-следовательский характер всей системы
вузовского образования отражает сов-ременный этап его реформирования: «... В научном мышлении доминируют черты нелинейности, неоднозначности, гипотетичности, поликонцептуальнос-ти, метафоричности и т.д. Это карди-нальное изменение в научной картине мира должно быть отражено в новой парадигме высшего и послевузовского образования и педагогической мысли, воздействующей на эту парадигму» (5,
7) и в концептуальных подходах к оп-ределению новых функций преподава-теля вуза и требований к нему со сторо-ны социума, бизнеса, государства.
В силу складывающихся условий, подготовка к профессиональной дея-тельности преподавателя вуза стано-вится принципиально инновационной. Поэтому перед системой послевузовс-кого образования, ставится задача вы-хода на новое качество подготовки пре-подавателя.
Литература:
1. Галяпина В.Н. Особенности про-фессиональной идентичности преподава-теля вуза / Инновации в общем и профес-сиональном образовании: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-методи-ческой конференции. – Ставрополь: Лите-
ра, 2010. – С. 42-49.
2. Морозов А.В. Деловая психология.Курс лекций: Учебник для высших и сред-них специальных учебных заведений. – СПб.: Союз, 2000. – 576 с.
3. Пирогов Н.И. Избранные педаго-гические сочинения. / Сост. А.Н. Алексюк,
Г.Г. Савенок. – М., 1985. – С. 346-372.
4. Смирнов С.Д. Педагогика и психо-логия высшего образования: от деятельнос-ти к личности / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2005. – 400 с.
5. Субетто А.И. Проблемы фунда-ментализации и источников содержания
Педагогика и психология профессионального образования
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В КОЛЛЕДЖЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ОПЫТ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.37.129 (0.009 с.) |