Шайдуллина А.Р., Алексеева Л.М. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шайдуллина А.Р., Алексеева Л.М.



 

Теоретические основания подготовки сту-дентов технического вуза к инновационной деятельности в условиях интеграции образо-

 

вания, науки и производства.................... 61-65

 

Тройникова Е.В.

 

Открытое образовательное пространство вуза в контексте международной конверген-

 

ции.................................................................. 66-73

 


..

Мингазов Р.Х., Фадеева Е.Ю., Сабитов Н.А. Салитова Ф.Ш.    
Актуальные проблемы музыкального обра-  
Роль педагогического проектирования в про-  
зования: общефедеральный и региональ-  
фессиональной деятельности учителя 24-27  
ный аспекты.................................................. 74-80  
     
Галимова Р.У.   Пилюгина С.А.    
Формирование переводческой компетен-    
ции (на материале художественного пере- К проблеме об андрагогической субъект-  
вода романа Эмиля Ажара «Жизнь впере- ности учителя............................................... 80-90  
ди»).................................................................. 27-32      
Прокофьева Е.Н.   Масленникова В.Ш., Угарова Н.М., Шам-  
  сутдинова В.Р., Фисина Т. А.    
Интегративная игра как средство форми-    
рования профессиональных компетенций Стратегия инновационного развития про-  
у бакалавров профиля «защита в чрезвычай- фессионального образования и воспитания  
ных ситуациях»............................................. 33-38 ......................................................................... 91-101  

 


Магомедова Р.М.

 

Проблемные области в деятельности препо-

 

давателя современного вуза................... 38-47

 

Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдино-ва Г. А.

 

Инновационные профессиональные обра-зовательные программы в колледже: теоре-

 

тические подходы, опыт............................. 47-55

 

Интеграция образования

 

Пьянзин А.И., Пьянзина Н.Н. Таланцева В.К.

 

Фитнес-аэробика как средство физическо-


 

 

Социальная психология и

 

Коррекционная педагогика

 

Грибанова В.А.

 

Уровень свободы студенческой молодежи и отношение молодых людей к своей стране..

 

.......................................................................102-108

 

Славгородская Е.Л.

 

Психологическое обеспечение помощи сту-

 

дентам в вузе ............................................108-116

 

Колпакова Л.М., Скворцова С.Ю.

 

Особенности преодоления ситуаций фруст-

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

рации у студентов 1 и 3 курсов как субъектов

 

адаптации ..................................................116-123

 

Коваленко А.В.

 

Формальные характеристики поведения, как психофизиологическая основа системы субъектной регуляции деятельности..124-130

 

Харитонова А.С.

 

Специфика целеполагания у студентов с разными типами субъектной регуляции

 

.......................................................................131-138

 

Миннехаметова И.М.

 

Роль положительной мотивации в форми-ровании уверенности в себе при подготовке

 

будущего аниматора .............................138-142

 

Угарова М.А.

 

Динамика учебно -профессиональной мо-тивации студентов медико-фармацевтичес-

 

кого колледжа ..........................................142-150

 

Морозова Т.Б.

 

Роль психолого -педагогической службы в формировании личности близнеца-подрос-тка в системе дополнительного образования

 

.......................................................................150-158


 

 

История педагогики

 

и образования

 

Хабибрахманова О.А., Кипрова Н.С. Особенности изучения дискурса в профес-сиональной деятельности научной интелли-

 

генции Казанского университета .......159-163

 

Ахметова Л.А.

 

Педагогический потенциал певческой куль-туры в образовательно-воспитательном про-цессе музыкально-педагогического вуза

 

.....................................................................164-170

 

Образование за рубежом Масалимова А.Р.

Зарубежные технологии корпоративного обучения: сущность и их значение для оте-чественной практики наставнической дея-

 

тельности ....................................................171-178

 

Допрофессиональная подготовка Арсланова Р.Г.

 

Профориентационная деятельность в обра-

 

зовательном пространстве лицея .......179-184
Сведения об авторах.............................. 185-191

 


 


Педагогика и психология профессионального образования

 

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

БЫТЬ ПЕДАГОГОМ, А НЕ ПРИНАДЛЕЖАТЬ

 

К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

 

З.Г. Нигматов

 

В статье обосновывается необходимость нового подхода к пониманию «об-раза» современного учителя и к его миссии в обществе. В новой парадигме педа-гогического образования учитель провозглашается автором как «создатель» че-ловека во всей полноте его свойств. Он не просто «передает» знания, а, используя воспитательный потенциал учебных дисциплин, создает учебно-воспитательную (образовательную) среду, чтобы ученик мог развиваться и нравственно.

Ключевые слова: школа,учитель,преподаватель вуза,ученик,педагогичес-кое образование, педагогика, вуз, культура.

 

Being a teacher doesn’t only mean to belong to the teaching profession.

 

The article presents a new approach to the understanding of a teacher`s image and his mission in society. In the new pedagogical paradigm, within the frames of the article, a teacher is considered to be some kind of a `«creator`» of a person with all his qualities. He does not only impart knowledge, but using educational potential of the courses delivered, creates a special educational environment in which a pupil can grow morally.

 

Key words: school, teacher, university teacher, pupil, pedagogical education,pedagogue, higher educational institution, culture.


 

Многие выдающиеся умы чело-вечества не единожды отмечали: если страна хочет иметь морально и духовно здоровое молодое поколение, задумыва-ется о своем будущем, она должна быть внимательнее к педагогам. По этому поводу выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистер-

 

вег писал: «Самым важным явлением

 

в школе, самым поучительным пред-метом, самым живым примером для ученика является сам учитель».


 

 

До недавнего времени учитель считался чуть ли не «первым после Бога»,ибо он аккумулировал все зна-ния, науку и мудрость мира. Так было многие века. В настоящее время ситуа-ция несколько изменилась.

 

Так какой же он – современный Учитель с большой буквы? Какими ка-чествами он должен обладать?

Современный учитель, безусловно, должен быть профессионалом, эрудиро-ванной, сильной, успешной, уверенной в себе и в области своего предмета лич-

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

ностью. Дети испытывают уважение именно к таким педагогам. По мнению учеников одной школы, учитель:

 

– профессионал своего дела;

– добрый и умный;

– эрудирован, стильный;

– оптимист, отзывчив;

– справедливый;

– обладает чувством юмора;

– понимает нас, учеников! Представим себе, что учитель на

 

уроке чересчур эмоционален и строг.

 

У него неопрятный внешний вид и не очень грамотная речь. Он не умеет слу-шать и слышать точку зрения ученика. Сможет ли такой учитель привить лю-бовь к своему предмету? А если при всех этих отрицательных качествах он великолепно владеет знаниями по свое-му предмету?

 

Рассмотрим другой вариант. Пред-ставим, что наш учитель очень добрый, терпеливый, любит свою работу и де-тей. Но он имеет очень посредственные знания по предмету и даже не вникает

 

в современные новации. Что тогда? Бу-дут ли у ученика хорошие знания по его предмету?

Эти два примера говорят о том, что сегодня непозволительно видеть в новой школе учителя, который не по-лучает в вузе хорошую предметную подготовку и не получает столь же хорошую психолого-педагогическую подготовку.

 

Понятие «современный учитель» не ограничивается какими-либо рам-ками. Но во все времена учитель для людей – это особенный человек, при-мер для своих учеников на всю жизнь. Почему же он особенный?

 

На этот вопрос очень хороший ответ дал древнегреческий философ Платон, который говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то


 

государство от этого не очень пострада-ет, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязаннос-ти, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

 

Через многие века почти ту же самую мысль высказал Е. А. Энгель-гардт, директор Петербургского педа-гогического института (1811-1816), поз-днее директор Царскосельского лицея (1816-1823). На вопрос, почему он счи-тает преподавательскую деятельность самой полезной для общества, Егор Анатольевич ответил: «Потому, что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остается деятельнос-тью единичною, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя бы только десять юношей, этим удесятерил свою деятельность на пользу обществу. Я по-лагаю, что нет полезнее и выше призва-ния педагога, посвятившего себя всеце-ло на образование отличных граждан для своего Отечества».

 

И в наше время способность лю-дей жить в поликультурном и быстро меняющемся мире в немалой степени зависит от качественного образования, которое в значительной степени оп-ределяется профессиональной компе-тентностью учителя и качеством его педагогической деятельности. Учитель становится публичной фигурой, кос-венным образом причастной к изме-нениям в обществе. Поэтому и много говорят в последнее время о роли учи-теля. Пик активной непопулярности в обществе профессии педагога миновал. Приходит осознание того, что учитель относится к числу важнейших про-фессий, «в руках» которого находится ценнейшее сокровище – дети, их разум

 

и души.

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

Ребёнок начинает познавать мир с первого дня своего рождения. Познает предмет, чтобы узнать: а что это? Узна-ет, чтобы знать: для чего он, чем поле-зен? Чем больше вещей малыш узнает

 

и чем глубже их изучит, тем легче бу-дет ему жить в том мире, в который он пришел. Но в этом мире столько вещей, что в их познании одному ему не спра-виться. Помогают ему в этом сначала родители, затем – специально для этого подготовленные профессионалы – учи-теля. И какой большой и обширный круг знаний из разных областей наук

 

и богатый социальный опыт взаимо-действия ему нужно иметь, чтобы быть в состоянии оказывать постоянную и всестороннюю помощь в адаптации растущего человека к условиям жизни! Разве такой человек не особенный?

 

Разговор в этом материале как раз пойдет о том, как много обязан знать

и уметь педагог и каким компетентным человеком он должен быть. Но главное даже не в этом. Главное в том, что педа-гогу – бакалавру, магистру педагогики, вузовскому преподавателю – необходи-мо осознать истину о том, что не объём знаний, усвоенных его учениками, и не овладение ими всевозможной инфор-мацией составляют конечный продукт его педагогического труда. Конечный продукт – сам Человек, его более со-вершенные личностные качества и его способность к гуманистическому соци-альному взаимодействию.

 

Мы все живем во времена перемен: меняются общество, законы, уставы, требования к школе, к ученикам и, со-ответственно, к учителям. Но при этом неизменным у учителя должно оста-ваться его умение БЫТЬ: быть грамот-ным и компетентным, быть мобильным в разных ситуациях, быть открытым


 

 

для различных мнений учащихся и, ко-нечно же, самому быть ЧЕЛОВЕКОМ,

 

а не бюрократической машиной для ребенка, чтобы слышать его не толь-ко ушами, но и сердцем. Непременно БЫТЬ, а не казаться!

 

Неспроста в настоящее время всё чаще и на всех уровнях говорят, что нужна новая школа, способная форми-ровать такого Человека. Но что такое новая школа? Очевидно, это та шко-ла, в которую всем хотелось бы отдать своих детей, которую общество и ро-дители рассматривают не как какое-то здание, а как живой организм, где главными ценностями являются не ин-формационные технологии, какими бы современными они ни были, а Ученик и Учитель.

 

Этой новой школе нужен не прос-то учитель-предметник, а учитель-ис-следователь – новое качество педагога. Потому что для полноценного сущес-твования в интенсивно меняющейся конкурентной среде современному че-ловеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Про-блема активизации исследовательской деятельности становится всё более ак-туальной и в практике школьного об-разования. Успешность этого процесса во многом зависит от эффективности педагогической деятельности, осущес-твить которую может только педагог-мастер, а в полной мере – педагог-про-фессионал.

 

Созрела объективная потребность в компетентных педагогических кад-рах, способных творчески организо-вывать образовательный процесс в конкретных социально-экономических условиях, умеющих быстро ориентиро-ваться в информационном поле, само-стоятельно совершенствоваться и раз-

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

виваться. На первый план выступает не формальная принадлежность к педаго-гической профессии, а профессиональ-но-педагогическая компетентность, то есть соответствие педагога многомер-ным компетентностным требованиям профессиональной деятельности. Труд учителя, его ум, глубокие теоретичес-кие и практические знания в области своего предмета, педагогический та-лант, интеллект и высокая культура до-водят до логического конца всё то, что задумано обществом в сфере формиро-вания интеллектуальной, нравственно

 

и физически здоровой личности чело-века.

В этой связи, нам думается, важ-

 

нейшей целью российской модерниза-

 

ции образования стало последователь-ное обеспечение приоритета интересов личности – гуманизация всей системы образования. И ведущие направлени-яреформы, и принципы государствен-ной политики в области образования связаны с реализацией именно этого приоритета.

 

В системе образования Российской Федерации появляются новые стандар-ты, технологии обучения, инновации и на их основе – новые учебные програм-мы и пособия. И современный педагог должен быть готов к восприятию всех этих новшеств, творческому переос-мыслению изменений в содержании специального (предметного) образова-ния и применению их в педагогической деятельности, постоянному самосовер-шенствованию знаний и умений в об-ласти педагогики и психологии.

 

Всё это и многое другое обуслови-ли необходимость внесения существен-ных изменений в содержание и техно-логии подготовки школьного учителя. Не зря же сейчас высшее педагогичес-


 

кое образование активно переходит на уровневую систему подготовки: учи-тель-бакалавр сможет в дальнейшем преподавать в начальной, малокомплек-тной и основной школе с 1-го по 9-ый классах, учитель со степенью магистра сможет обучать 10-е и 11-е классы. Он может работать также в школах, где в старших классах осуществляется про-фильное обучение, в которых проек-тная деятельность старшеклассников под руководством педагогов-магистров станет наиболее эффективной. В то же время, имеющий склонность к педа-гогике профессиональный экономист, получив педагогическое образование в магистратуре, сможет преподавать экономику в старших классах.

 

К магистру предъявляются тре-бования досконального знания своего предмета, методических, педагогичес-ких и психологических умений и на-выков. Современный учитель-магистр должен уметь работать с информаци-онными ресурсами: библиотеками (тра-диционными и электронными), а также

 

с сетью Интернет. К тому же, он дол-жен иметь высокую методологическую культуру, уметь прогнозировать обра-зовательное будущее своих учеников и на основании этого прогноза проекти-ровать текущий процесс их обучения. Кроме профессиональных качеств, ма-гистр должен быть человеком эрудиро-ванным, с большим кругом интересов, знать языки – тогда он будет интересен своим ученикам и, в конечном итоге, успешен сам.

 

Главный смысл новой парадигмы профессионального педагогическо-го образования состоит в том, чтобы формировать у будущего педагога про-чные научные знания, прежде всего, по своей специальности (математике,

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

биологии, филологии и т.д.). Человек, не умеющий читать и писать, не может научить этому других! Нет сомнения в том, что учитель должен быть всегда в курсе последних событий, происходя-щих в стране, но, прежде всего, он дол-жен быть в гуще тех событий, которые происходят в области своей профессио-нальной деятельности. Недостаток зна-ний всегда вызывает проблемы: во-пер-вых, учащиеся заметят это раньше, чем того хотелось бы учителю, во-вторых, педагог будет чувствовать себя неуве-ренно, что также негативно повлияет на его авторитет и атмосферу урока, в-третьих, это приводит к снижению уровня усвоения учебного материала.

 

По жизни очень часто получается так, что выпускники вузов не знают своего предмета на уровне, необходи-мом в их непосредственной профес-сиональной деятельности. Некоторые молодые учителя, пусть это будут учи-теля математики, из-за низкого уровня знаний по математике сами не в состоя-нии написать на хорошую оценку вари-анты выпускных школьных экзаменов

 

и ЕГЭ. А ведь эти знания они должны были получить в вузе, у видных уче-ных в области математики, корифеев этой научной и учебной дисциплины,

 

а не только у преподавателей-методис-тов. Следовательно, перед вузами стоит задача осуществлять математическую подготовку будущих учителей на более высоком научном уровне.

 

Для этого учителя должны осно-вательно освоить теоретико-методоло-гические знания по своему предмету, научные методы и уметь их применять к анализу ситуации в классе и в школе. Это позволит достичь важнейшей ком-петенции учителя – компетенции «реф-лексивного практика», то есть практи-


 

 

ка, способного к проведению научного исследования, встроенного в собствен-ную профессиональную деятельность, воспринимающего исследовательские проекты как часть своей педагогичес-кой карьеры. Учитель-исследователь сам должен овладевать методами науч-ного исследования и взаимодействия с другими исследователями и ученика-ми. Он может научить ученика: оцени-вать ситуацию и обосновать актуаль-ность проблемы; составлять прогноз; самостоятельно мыслить; выдавать оригинальные идеи; иметь глубокие знания, развитый кругозор и уметь им пользоваться.

 

Стремительность движения наше-го времени все больше требует от учи-телей-исследователей четкой ориенти-ровки во всех главных направлениях научного развития преподаваемого ими предмета. Без этого учитель мо-жет оказаться вне потока современной научной жизни. Раньше можно было управлять кораблём обучения без ком-паса, когда были видны прибрежные ориентиры науки и её практического применения. В настоящее время, когда наука становится безбрежным океаном, от школьного учителя требуется четкое обоснование теоретического направ-ления организации и ведения учебно-воспитательного процесса, а это не-мыслимо без основательного изучения педагогом методологии науки, теории своего предмета и теории процесса его изучения как единой системы научного объяснения.

 

Все сказанное доказывает необ-ходимость смены целевой установки подготовки школьного учителя: пере-дачу методических рецептов следует сочетать с глубоким научным анализом происходящих в учебной дисциплине

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

фактов и явлений. Например, учителю математики, как никогда раньше, при-ходится отвечать не только на вопро-сы ученика со средними умственными способностями, поставленные им на уровне школьной программы, но и на вопросы пытливых, любознательных, очень одаренных учеников, требующих от учителя глубоких знаний и наблю-дений вокруг математической науки.

 

Увлекшись внедрением иннова-ций, нельзя забывать или игнориро-вать те образовательные традиции, на основе которых обучались и воспиты-вались многие поколения российских детей, и благодаря этим традициям до-стигались замечательные успехи. Так, в нашей отечественной традиции обра-зование всегда понималось как двуеди-ный процесс – обучения и воспитания. Поэтому формированию готовности будущих учителей к решению задач воспитания должно быть уделено в вузе столь же серьёзное внимание, как и обучению. Мы знаем, насколько непроста сейчас морально -нравствен-ная атмосфера в обществе. В условиях кризисов и катаклизмов, которые не раз переживала наша Россия, именно учитель всегда становился главным оплотом и хранителем лучших духов-ных ценностей. Кризис – это дело рук человеческих. Выйти из кризиса, ко-торый сделали люди, можно только через людей. Образование (школьное

 

и вузовское) или по-другому образовы-вание людей –ключевой фактор разви-тия нравственно здорового общества. Оно же является и ключевым фактором выхода из кризиса. Нельзя забывать о том, что школа – один из немногих со-циальных институтов, уроки жизни в которой проходят все граждане нашей страны.


 

Известно, что знание, лишенное нравственной основы, – это меч в руках сумасшедшего. Нравственное воспи-тание учащихся осуществляется в пер-вую очередь в процессе изучения како-го-то предмета. Поэтому, заботясь об обновлении содержания образования, нельзя забывать о великой воспита-тельной роли всех предметов. Им при-надлежит важнейшая роль в формиро-вании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимают патриотизм и гражданская ответствен-ность, духовность и высокая общая культура. Это особенно важно сегод-ня, когда молодежь испытает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробной массовой культуры. Но выполнить высокую миссию Учите-ля, наставника «разумного, вечного и доброго», сможет лишь тот, кто сам является личностью. А интересной дляшкольников личностью должен форми-ровать учителя, конечно же, вуз.

 

В свете сказанного достаточно серьёзной проблемой педагогическо-го процесса подготовки учителя како-го-то конкретного предмета является преобразование личности студента в будущего учителя-мастера (учителем-профессионалом он станет в процессе практической деятельности в школе), способного решать достаточно большое многообразие задач, связанных и с обу-чением, и с воспитанием школьников. Улучшение вузовской подготовки учи-теля этого предмета требует не только новых, более эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса, но, возможно, и пересмотра структуры и содержания специальной (предметной) подготовки студентов, с целью выявления в них мировоззрен-ческого и воспитательного потенци-

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

алов. Ведь подлинный учитель – это

 

и воспитатель. В отличие от препода-вателя (от слова «преподавать»), учи-тель (от слова «учить») учит учащихся не только своему предмету, но и учит жить.


 

 

Для того чтобы быть успешным в педагогической деятельности, учителя должны обладать не только глубоким знанием предмета, но и самым точным пониманием людей, их психики и пове-дения. Следовательно, современный пе-

 


 

 

Рис. 1. Схема ролей учителя, предложенная психологом Владимиром Леви


 


Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

дагог – это и тонкий психолог. Педагог обязательно должен владеть детской психологией, понимать психологичес-кое состояние ребенка и вовремя прий-ти на помощь в трудную минуту.

 

Каждый педагог должен быть и психологом, каждый психолог – и пе-дагогом.

В творческой практической дея-тельности учителя залогом успеха яв-ляется процесс сотворчества. Педагог выступает для детей в роли соратни-ка, наставника, друга. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребенка с позиции взрослого опыта. И чтобы чему-то научить детей и воспи-тать из них настоящих людей, необ-ходимо ориентироваться и на их тре-бования к нам, педагогам, а не только ориентировать их на наши требования.

 

В настоящее время, когда чело-век оказался в стремительном потоке информации и компьютерных техно-логий, от педагога, адаптирующего растущего человека к этим условиям, требуется очень много. Он должен все знать и все понимать, быть лучше и со-вершеннее любого обычного человека. Идеально хороший учитель должен как бы подняться над человеческой массой, демонстрируя свой ум, разностороннее развитие и яркий талант!

 

Таким образом, получается, что по-настоящему бесценен учитель, ком-петентный во многих областях науки и


 

техники, педагогики и психологии, спо-собный сочетать в себе гуманность и требовательность, имеющий пылкий и любознательный ум исследователя, вы-сокую культуру, и, конечно же, любовь

 

к своему предмету и мастерское овла-дение его тонкостями. Сочетание таких качеств помогает учителю выполнять свою основную миссию: формировать интеллектуальный и духовный мир че-ловека третьего тысячелетия.

 

Вот как представляет это психолог Владимир Леви.

И последнее. На наш взгляд, край-не необходимо отбирать для школы учителей, в вузы на педагогические специальности – абитуриентов так же строго и пристрастно, как это делается при зачислении в консерваторию или

 

в космонавты. По нашему глубокому убеждению, право называться учите-лем должны получать только особые личности. По-особому должен оцени-ваться и их тяжелый педагогический труд. На сегодняшний день статус пе-дагога, его материальное положение, уровень социальной защиты, к сожале-нию, не соответствуют важности реша-емых им задач. А так хочется, чтобы в наших школах всегда жило счастье поз-нания, радость общения на многих язы-ках, включая иностранные, атмосфера любви и творчества, единства учения и преподавания.

 


 

 


Педагогика и психология профессионального образования

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.112 с.)