Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.И. Пьянзин, Н.Н. Пьянзина, В.К. Таланцева
Аннотация. В настоящее время отмечена необходимость изменения прак-тики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студентами содержания занятий физической культурой. Включение фитнес-аэробики в процесс физического воспитания студенток вуза способствует повышению его эффективности.
Ключевые слова: физическое воспитание студентов,фитнес-аэробика,фи-зические качества, координационные способности, функциональная подготовлен-ность.
Key words: physical education, fitness aerobics, physical skills, coordination,functional conditions. Summary. Nowadays it is very important to change the practice of students physi-cal education through creating conditions of free choice of their physical activities. The including of fitness-aerobics in the process of physical education helps to grow the ef-fectiveness of studies for students of different faculties.
Введение
Либерализация социокультурных процессов в обществе предопределяет стремление молодежи к отрицанию ус-тоявшихся физкультурно-спортивных традиций в вузе и формированию но-вых идентификационных стереотипов различных проявлений двигательной активности, оптимально соответству-ющих их стилю, образу жизни, соци-ально-психологическому и морфофун-кциональному статусу, особенностям ментальности [5]. В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проблемы совер-шенствования личностно-ориентиро-
ванного образовательного процесса по предмету «физическая культура». Уче-ные отмечают необходимость измене-ния практики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студента-ми содержания занятий физической культурой.
В настоящее время появляются новые виды физической активности и среди них, такие как степ-аэробика, фитбол-аэробика, фитнес-йога, кала-нетика, стретчинг, аквааэробика. Фит-нес является одним из эффективных и привлекательных для студенток систем
Интеграция образования
физических упражнений оздоровитель-ной направленности [1, 2, 3].
Вместе с тем анализ литературы показывает, что проблема развития двигательных и функциональных спо-собностей студенток нефизкультурных специальностей на основе углубленно-го изучения избранного ими вида физи-ческих упражнений является на сегод-няшний день малоисследованной.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между необходимостью развития двигатель-ных и функциональных способнос-тей студенток нефизкультурных спе-циальностей на основе углубленного изучения избранного ими вида спорта
и относительной неразработанностью содержательного и технологического обеспечения решения этой задачи, с другой стороны.
Целью исследования явилась оцен-ка эффективности экспериментальной программы по физическому воспита-нию для студенток нефизкультурных вузов на основе углубленного изучения фитнес-аэробики. Методы и организация исследова-ния. Для решения цели применялись следующие методы исследования: ана-лиз и обобщение научно-методической литературы, педагогический экспери-мент, математическая статистика. В эксперименте участвовало три группы испытуемых. Первая контроль-ная группа (КГ-1) состояла из студен-ток младших курсов педагогического вуза (n=21), занимающихся физической культурой по стандартной программе, предусмотренной для студентов ву-зов нефизкультурных специальностей. Вторая контрольная группа (КГ-2) со-стояла из спортсменок (n=25), занима-ющихся фитнес-аэробикой более 3-х лет и имеющих квалификацию от II
разряда до кандидата в мастера спор-та. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из студенток младших курсов педагогического вуза (n=19), занимаю-щихся фитнес-аэробикой 1 раз в неде-лю по разработанной нами програм-ме, составляющей вариативную часть учебной программы по физическому воспитанию для вузов, и 1 раз в неделю по стандартной программе. Всего в те-чение учебного года было проведено 36 занятий по фитнес-аэробике. Занятия в КГ-1 и ЭГ проводились 2 раза в неделю по 90 минут.
В начале (сентябрь) и конце педа-гогического эксперимента (май) было проведено тестирование, позволившее оценить уровни и степень прироста: – функциональной подготовлен-ности (по результатам функциональ-ных тестов); – физической подготовленности (по результатам двигательных тестов, включая и тесты на координацию); – точности регуляции движений (по результатам психомоторных тес-тов);
– интереса к занятиям фитнес-аэ-робикой и физической культурой (по результатам анкетного опроса); Результаты и их обсуждение. Для получения информации об эф-фективности влияния занятий фитнес-аэробикой на организм занимающихся мы провели сравнение результатов ЭГ с базовым «нижним» уровнем, который представлен студентками КГ-1, не за-нимающимися этим видом физической активности, и с базовым «верхним» уровнем, характерным для регулярно занимающихся фитнес-аэробикой в рамках спортивной секции (КГ-2). Для этого было проведено нормирование результатов тестов ЭГ по шкале ГЦО-ЛИФК [4] относительно «минимума»
(результаты тестов КГ-1, приведенные
к 0 баллов) и «максимума» (результаты тестов КГ-2, приведенные к 100 бал-лам). Следует отметить, что результаты ЭГ в представленных функциональных тестах оказались внутри диапазона от 0 до 100 баллов. Относительно высоко-го уровня ЭГ достигла в пробах Генча (88,6 балла) и Штанге (67,2 балла). Ис-ходя из приведенных данных, можно констатировать, что занятия фитнес-аэробикой оказывают достаточно эф-фективное тренирующее воздействие на функциональную подготовленность занимающихся. Вследствие регулярной специфической деятельности у девушек ЭГ повысилась эффективность функ-ционирования дыхательной и сердеч-но-сосудистой систем, общая работос-пособность (индекс Рюффье). В целом прирост по этой группе показателей составил 51,9 балла, что составляет более «половины» от уровня функци-ональной подготовленности, характер-ного для спортсменок, занимающихся в спортивной секции регулярно (КГ-2).
Нормирование результатов дви-гательных тестов ЭГ относительно «минимума-максимума» позволило выявить, что наибольший позитивный рост наблюдается в проявлении скоро-стно-силовых способностей (74,1 бал-ла), несколько меньший – в проявлении силовой выносливости (59,2 балла) и активной гибкости (43,1 балла). В це-лом прирост по этой группе показате-лей составил 58,8 балла, что составляет более «половины» от уровня результа-тов двигательных тестов, характерно-го для спортсменок, занимающихся в спортивной секции регулярно (КГ-2).
Нормирование результатов тес-тов на равновесие в ЭГ относительно «минимума-максимума» позволило
выявить, что более существенное при-ближение к уровню КГ-2 наблюдается
в проявлении статического равнове-сия (51,4 балла), несколько меньшее – в проявлении динамического равновесия (27,3 балла). В целом уровень ЭГ по этой группе показателей составил 39,4 балла.
Для получения информации об эф-фективности влияния занятий фитнес-аэробикой на развитие скоростно-сило-вых и координационных способностей студенток также было проведено срав-нение результатов ЭГ с базовым «ниж-ним» (КГ-1) и с базовым «верхним» уровнем (КГ-2). Нормирование резуль-татов тестов ЭГ по шкале ГЦОЛИФК относительно «минимума» и «макси-мума» показало, что почти все резуль-таты ЭГ оказались внутри диапазона от 0 до 100 баллов, кроме результата в прыжке в длину с места спиной вперед (101,3 балла). В данном тесте ЭГ пре-восходит даже КГ-2.
Относительно высокие результаты получены в других прыжковых тестах (29,3-40,8 баллов), чуть ниже (12,6 бал-
лов) – в прыжке в длину с места спиной вперед с поворотом на 180°. Исходя из приведенных данных, можно констати-ровать, что занятия фитнес-аэробикой оказывают достаточно эффективное тренирующее воздействие на развитие скоростно-силовых и координацион-ных способностей занимающихся.
В целом прирост по этой группе показателей составил 40,3 балла. Это означает, что занятия фитнес-аэроби-кой, проводимые в рамках вариативной части вузовской программы по физи-ческому воспитанию, обеспечивают занимающимся почти «половину» от того уровня скоростно-силовых и коор-динационных способностей, который
Интеграция образования
достигается при регулярных занятиях в спортивной секции.
Нормирование результатов пси-хомоторных тестов в ЭГ относительно «минимума-максимума» позволило выявить превышение «максимального» уровня КГ-2 в оценке точности воспри-ятия и воспроизведения дозированно-го темпа движений (ТТош.отн.) – 106,7 балла. Существенное приближение к уровню КГ-2 наблюдается в макси-мальном темпе движений (95,0 балла), точности регуляции движений по па-раметрам пространства (83,4 балла) и усилий (72,3 балла), несколько меньшее
– в точности регуляции движений по параметру времени (45,3 балла), отно-сительной (43,1 балла) и оптимальной кистевой динамометрии (21,7 балла). Два последних параметра отражают степень активности саморегуляции движений в проявлении силы.
В целом уровень ЭГ по этой группе показателей оказался довольно высок – 80,1 балла, и в большей степени ха-рактерен для регулярно занимающихся спортом. Таким образом, под воздейс-твием специфической деятельности у девушек ЭГ повысилась способность к более точному управлению движения-ми и к выполнению ритмичных движе-ний в более высоком темпе.
Нормирование результатов ин-тереса к занятиям фитнес-аэробикой и физической культурой в ЭГ относи-тельно «минимума-максимума» поз-волило выявить существенное превы-шение «максимального» уровня КГ-2 в проявлении интереса к занятиям физи-ческой культурой (ИФК) – 185,7 балла. Такой высокий уровень интереса ис-пытуемых ЭГ к занятиям физической культурой является, на наш взгляд, отражением повышенного интереса к занятиям фитнес-аэробикой, проводи-
мым по экспериментальной программе
в рамках занятий физической культу-рой. В то же время, для представителей КГ-2, активно и регулярно занимаю-щихся спортом, интерес к занятиям избранным видом спорта несравненно выше интереса к занятиям физической культурой в их традиционных формах, что и обусловило сравнительно низкий уровень интереса к занятиям физичес-кой культурой в КГ-2.
Существенное приближение ЭГ к уровню КГ-2 наблюдается в эмоцио-нальном (96,3 балла), волевом компо-нентах (83,1 балла), интересе к заня-тиям фитнес-аэробикой (77,9 балла), познавательном (67,8 балла) и мотива-ционном компонентах (61,5 балла).
В целом уровень ЭГ по этой груп-пе показателей оказался самым высо-ким из рассматриваемых нами групп показателей – 81,6 балла, и в большей степени характерен для регулярно за-нимающихся спортом.
Заключение.
Реализация экспериментальной программы обеспечила существенное повышение показателей физической подготовленности, функционального состояния, более качественное усвое-ние учебного материала, формирование потребности и мотивации студенток к двигательной активности: Занятия фитнес-аэробикой, про-водимые в рамках вариативной части по физическому воспитанию, положи-тельно влияют на уровень развития функциональной подготовленности. Студенки экспериментальной группы по окончании педагогического экспери-мента имели достоверно более высокий уровень показателей функциональной подготовленности (ЧСС, проба Штанге
и проба Генча).
Под воздействием систематичес-ких занятий фитнес-аэробикой в ЭГ выявлена положительная динамика показателей физической подготовлен-ности. По окончании педагогического эксперимента результаты ЭГ являются достоверно более высокими: в группе двигательных тестов (тест 8 циклов, 2-минутный тест, наклон стоя); в группе тестов на равновесие (проба Ромберга, проба Воячека); в группе прыжковых тестов (интегральный показатель коор-динации, прыжок в длину с места без маха и с махом рук, прыжок в длину с места спиной вперед, прыжок в длину
с места с поворотом на 180є, прыжок вверх с поворотом, ошибка точности приземления в прыжке вверх с поворо-том). Выделены информативные тесты, характеризующие проявление прыжко-вой координации: интегральный пока-затель координации, прыжок в длину с места спиной вперед, прыжок в длину с места с поворотом на 180°, прыжок вверх с места с поворотом, прыжок в длину с места без маха руками и пры-жок в длину с места с махом руками. Более высокий уровень проявле-ния координационных способностей в ЭГ связан с улучшением качества уп-равления движениями по параметрам времени, усилий, темпа и пространс-тва. При сравнении результатов в груп-пах после эксперимента в ЭГ наблюда-ются меньшие значения относительных ошибок: в точности регуляции усилий, пространства, времени и темпа движе-ний. Реализация экспериментальной программы обеспечивает повышение интереса к занятиям фитнес-аэробикой и физической культурой в ЭГ, на что указывает достоверно более высокий уровень эмоционального, волевого и познавательного компонентов, интере-
са к занятиям фитнес-аэробикой, а так-же физической культурой.
Следует отметить, что по срав-нению со спортсменками результаты девушек ЭГ в целом приблизились к уровню ГС: в функциональных тестах 51,9 балла, в двигательных тестах – 58,8 балла, в тестах на равновесие – 39,4 балла, в тестах на прыжковую коорди-нацию – 40,3 балла, в психомоторных тестах – 80,1 балла, в показателях ин-тереса к физической культуре и спор-ту – 81,6 балла. В некоторых случаях отмечено превосходство уровня ГС: в прыжке в длину с места спиной вперед – 101,3 балла, относительной ошибке до-зированного темпа в теппинг-тесте – 106,7 балла, интересе к занятиям физи-ческой культурой – 185,7 балла.
На основе анализа и обобщения результатов проведенного педагогичес-кого эксперимента можно заключить, что реализация экспериментальной программы с углубленным изучением фитнес-аэробики в вузе обладает ря-дом преимуществ, которые позволяют эффективно решать образовательные
и воспитательные задачи, способству-ющие повышению интереса к само-стоятельным занятиям физическими упражнениями, оздоровлению, повы-шению функциональных и физических кондиций занимающихся, формирова-нию здорового стиля жизни современ-ной молодежи.
Таким образом, занятия фитнес-аэ-робикой в рамках вариативной части по физическому воспитанию обладают су-щественным развивающим воздействи-ем на организм занимающихся. Вместе с этим фитнес-аэробика стимулирует повышение интереса к занятиям физи-ческими упражнениями, и может, на-ряду с базовыми видами спорта, быть полноценным разделом программы по физическому воспитанию.
1. Лисицкая, Т.С. Аэробика.Теория и Теория и практика физической культуры.
методика: в 2 т. / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сид- – 2005. – № 4. – С. 57-60.
нева. – М.: Федерация аэробики России, 4. Смирнов, Ю.И. Спортивная мет-
2002. – Т. 1. – 230 с.; Т. 2. – 216 с. рология: учеб. для студентов пед. вузов: /
2. Лисицкая, Т.С. Организационно-Ю.С.Смирнов,М.И.Полевщиков. –М.:
3. Назаренко, Л.Д. Тестирование воспитание,образование,тренировка. –
уровня развития ритмичности при заняти- 2002. – № 1. – С. 58-61.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.43.79 (0.062 с.) |