А.И. Пьянзин, Н.Н. Пьянзина, В.К. Таланцева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.И. Пьянзин, Н.Н. Пьянзина, В.К. Таланцева



 

Аннотация. В настоящее время отмечена необходимость изменения прак-тики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студентами содержания занятий физической культурой. Включение фитнес-аэробики в процесс физического воспитания студенток вуза способствует повышению его эффективности.

 

Ключевые слова: физическое воспитание студентов,фитнес-аэробика,фи-зические качества, координационные способности, функциональная подготовлен-ность.

 

Key words: physical education, fitness aerobics, physical skills, coordination,functional conditions.

Summary. Nowadays it is very important to change the practice of students physi-cal education through creating conditions of free choice of their physical activities. The including of fitness-aerobics in the process of physical education helps to grow the ef-fectiveness of studies for students of different faculties.


 

Введение

 

Либерализация социокультурных процессов в обществе предопределяет стремление молодежи к отрицанию ус-тоявшихся физкультурно-спортивных традиций в вузе и формированию но-вых идентификационных стереотипов различных проявлений двигательной активности, оптимально соответству-ющих их стилю, образу жизни, соци-ально-психологическому и морфофун-кциональному статусу, особенностям ментальности [5]. В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проблемы совер-шенствования личностно-ориентиро-


 

 

ванного образовательного процесса по предмету «физическая культура». Уче-ные отмечают необходимость измене-ния практики физического воспитания студенческой молодежи через создание условий свободного выбора студента-ми содержания занятий физической культурой.

 

В настоящее время появляются новые виды физической активности

и среди них, такие как степ-аэробика, фитбол-аэробика, фитнес-йога, кала-нетика, стретчинг, аквааэробика. Фит-нес является одним из эффективных и привлекательных для студенток систем

 



Интеграция образования


 

физических упражнений оздоровитель-ной направленности [1, 2, 3].

 

Вместе с тем анализ литературы показывает, что проблема развития двигательных и функциональных спо-собностей студенток нефизкультурных специальностей на основе углубленно-го изучения избранного ими вида физи-ческих упражнений является на сегод-няшний день малоисследованной.

 

Таким образом, можно говорить о существовании противоречия между необходимостью развития двигатель-ных и функциональных способнос-тей студенток нефизкультурных спе-циальностей на основе углубленного изучения избранного ими вида спорта

 

и относительной неразработанностью содержательного и технологического обеспечения решения этой задачи, с другой стороны.

 

Целью исследования явилась оцен-ка эффективности экспериментальной программы по физическому воспита-нию для студенток нефизкультурных вузов на основе углубленного изучения фитнес-аэробики.

Методы и организация исследова-ния. Для решения цели применялись следующие методы исследования: ана-лиз и обобщение научно-методической литературы, педагогический экспери-мент, математическая статистика.

В эксперименте участвовало три группы испытуемых. Первая контроль-ная группа (КГ-1) состояла из студен-ток младших курсов педагогического вуза (n=21), занимающихся физической культурой по стандартной программе, предусмотренной для студентов ву-зов нефизкультурных специальностей. Вторая контрольная группа (КГ-2) со-стояла из спортсменок (n=25), занима-ющихся фитнес-аэробикой более 3-х лет и имеющих квалификацию от II


 

 

разряда до кандидата в мастера спор-та. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из студенток младших курсов педагогического вуза (n=19), занимаю-щихся фитнес-аэробикой 1 раз в неде-лю по разработанной нами програм-ме, составляющей вариативную часть учебной программы по физическому воспитанию для вузов, и 1 раз в неделю по стандартной программе. Всего в те-чение учебного года было проведено 36 занятий по фитнес-аэробике. Занятия в КГ-1 и ЭГ проводились 2 раза в неделю по 90 минут.

 

В начале (сентябрь) и конце педа-гогического эксперимента (май) было проведено тестирование, позволившее оценить уровни и степень прироста:

– функциональной подготовлен-ности (по результатам функциональ-ных тестов);

– физической подготовленности (по результатам двигательных тестов, включая и тесты на координацию);

– точности регуляции движений (по результатам психомоторных тес-тов);

– интереса к занятиям фитнес-аэ-робикой и физической культурой (по результатам анкетного опроса);

Результаты и их обсуждение.

Для получения информации об эф-фективности влияния занятий фитнес-аэробикой на организм занимающихся мы провели сравнение результатов ЭГ с базовым «нижним» уровнем, который представлен студентками КГ-1, не за-нимающимися этим видом физической активности, и с базовым «верхним» уровнем, характерным для регулярно занимающихся фитнес-аэробикой в рамках спортивной секции (КГ-2). Для этого было проведено нормирование результатов тестов ЭГ по шкале ГЦО-ЛИФК [4] относительно «минимума»

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

(результаты тестов КГ-1, приведенные

 

к 0 баллов) и «максимума» (результаты тестов КГ-2, приведенные к 100 бал-лам).

Следует отметить, что результаты ЭГ в представленных функциональных тестах оказались внутри диапазона от 0 до 100 баллов. Относительно высоко-го уровня ЭГ достигла в пробах Генча (88,6 балла) и Штанге (67,2 балла). Ис-ходя из приведенных данных, можно констатировать, что занятия фитнес-аэробикой оказывают достаточно эф-фективное тренирующее воздействие на функциональную подготовленность занимающихся. Вследствие регулярной специфической деятельности у девушек ЭГ повысилась эффективность функ-ционирования дыхательной и сердеч-но-сосудистой систем, общая работос-пособность (индекс Рюффье). В целом прирост по этой группе показателей составил 51,9 балла, что составляет более «половины» от уровня функци-ональной подготовленности, характер-ного для спортсменок, занимающихся в спортивной секции регулярно (КГ-2).

 

Нормирование результатов дви-гательных тестов ЭГ относительно «минимума-максимума» позволило выявить, что наибольший позитивный рост наблюдается в проявлении скоро-стно-силовых способностей (74,1 бал-ла), несколько меньший – в проявлении силовой выносливости (59,2 балла) и активной гибкости (43,1 балла). В це-лом прирост по этой группе показате-лей составил 58,8 балла, что составляет более «половины» от уровня результа-тов двигательных тестов, характерно-го для спортсменок, занимающихся в спортивной секции регулярно (КГ-2).

 

Нормирование результатов тес-тов на равновесие в ЭГ относительно «минимума-максимума» позволило


 

выявить, что более существенное при-ближение к уровню КГ-2 наблюдается

 

в проявлении статического равнове-сия (51,4 балла), несколько меньшее – в проявлении динамического равновесия (27,3 балла). В целом уровень ЭГ по этой группе показателей составил 39,4 балла.

 

Для получения информации об эф-фективности влияния занятий фитнес-аэробикой на развитие скоростно-сило-вых и координационных способностей студенток также было проведено срав-нение результатов ЭГ с базовым «ниж-ним» (КГ-1) и с базовым «верхним» уровнем (КГ-2). Нормирование резуль-татов тестов ЭГ по шкале ГЦОЛИФК относительно «минимума» и «макси-мума» показало, что почти все резуль-таты ЭГ оказались внутри диапазона от 0 до 100 баллов, кроме результата в прыжке в длину с места спиной вперед (101,3 балла). В данном тесте ЭГ пре-восходит даже КГ-2.

 

Относительно высокие результаты получены в других прыжковых тестах

(29,3-40,8 баллов), чуть ниже (12,6 бал-

 

лов) – в прыжке в длину с места спиной вперед с поворотом на 180°. Исходя из приведенных данных, можно констати-ровать, что занятия фитнес-аэробикой оказывают достаточно эффективное тренирующее воздействие на развитие скоростно-силовых и координацион-ных способностей занимающихся.

 

В целом прирост по этой группе показателей составил 40,3 балла. Это означает, что занятия фитнес-аэроби-кой, проводимые в рамках вариативной части вузовской программы по физи-ческому воспитанию, обеспечивают занимающимся почти «половину» от того уровня скоростно-силовых и коор-динационных способностей, который

 



Интеграция образования


 

достигается при регулярных занятиях в спортивной секции.

 

Нормирование результатов пси-хомоторных тестов в ЭГ относительно «минимума-максимума» позволило выявить превышение «максимального» уровня КГ-2 в оценке точности воспри-ятия и воспроизведения дозированно-го темпа движений (ТТош.отн.) – 106,7 балла. Существенное приближение

к уровню КГ-2 наблюдается в макси-мальном темпе движений (95,0 балла), точности регуляции движений по па-раметрам пространства (83,4 балла) и усилий (72,3 балла), несколько меньшее

 

– в точности регуляции движений по параметру времени (45,3 балла), отно-сительной (43,1 балла) и оптимальной кистевой динамометрии (21,7 балла). Два последних параметра отражают степень активности саморегуляции движений в проявлении силы.

 

В целом уровень ЭГ по этой группе показателей оказался довольно высок

– 80,1 балла, и в большей степени ха-рактерен для регулярно занимающихся спортом. Таким образом, под воздейс-твием специфической деятельности у девушек ЭГ повысилась способность к более точному управлению движения-ми и к выполнению ритмичных движе-ний в более высоком темпе.

 

Нормирование результатов ин-тереса к занятиям фитнес-аэробикой и физической культурой в ЭГ относи-тельно «минимума-максимума» поз-волило выявить существенное превы-шение «максимального» уровня КГ-2 в проявлении интереса к занятиям физи-ческой культурой (ИФК) – 185,7 балла. Такой высокий уровень интереса ис-пытуемых ЭГ к занятиям физической культурой является, на наш взгляд, отражением повышенного интереса к занятиям фитнес-аэробикой, проводи-


 

 

мым по экспериментальной программе

 

в рамках занятий физической культу-рой. В то же время, для представителей КГ-2, активно и регулярно занимаю-щихся спортом, интерес к занятиям избранным видом спорта несравненно выше интереса к занятиям физической культурой в их традиционных формах, что и обусловило сравнительно низкий уровень интереса к занятиям физичес-кой культурой в КГ-2.

 

Существенное приближение ЭГ к уровню КГ-2 наблюдается в эмоцио-нальном (96,3 балла), волевом компо-нентах (83,1 балла), интересе к заня-тиям фитнес-аэробикой (77,9 балла), познавательном (67,8 балла) и мотива-ционном компонентах (61,5 балла).

 

В целом уровень ЭГ по этой груп-пе показателей оказался самым высо-ким из рассматриваемых нами групп показателей – 81,6 балла, и в большей степени характерен для регулярно за-нимающихся спортом.

 

Заключение.

 

Реализация экспериментальной программы обеспечила существенное повышение показателей физической подготовленности, функционального состояния, более качественное усвое-ние учебного материала, формирование потребности и мотивации студенток к двигательной активности:

Занятия фитнес-аэробикой, про-водимые в рамках вариативной части по физическому воспитанию, положи-тельно влияют на уровень развития функциональной подготовленности. Студенки экспериментальной группы по окончании педагогического экспери-мента имели достоверно более высокий уровень показателей функциональной подготовленности (ЧСС, проба Штанге

 

и проба Генча).

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

Под воздействием систематичес-ких занятий фитнес-аэробикой в ЭГ выявлена положительная динамика показателей физической подготовлен-ности. По окончании педагогического эксперимента результаты ЭГ являются достоверно более высокими: в группе двигательных тестов (тест 8 циклов, 2-минутный тест, наклон стоя); в группе тестов на равновесие (проба Ромберга, проба Воячека); в группе прыжковых тестов (интегральный показатель коор-динации, прыжок в длину с места без маха и с махом рук, прыжок в длину с места спиной вперед, прыжок в длину

 

с места с поворотом на 180є, прыжок вверх с поворотом, ошибка точности приземления в прыжке вверх с поворо-том). Выделены информативные тесты, характеризующие проявление прыжко-вой координации: интегральный пока-затель координации, прыжок в длину с места спиной вперед, прыжок в длину

с места с поворотом на 180°, прыжок вверх с места с поворотом, прыжок в длину с места без маха руками и пры-жок в длину с места с махом руками.

Более высокий уровень проявле-ния координационных способностей в ЭГ связан с улучшением качества уп-равления движениями по параметрам времени, усилий, темпа и пространс-тва. При сравнении результатов в груп-пах после эксперимента в ЭГ наблюда-ются меньшие значения относительных ошибок: в точности регуляции усилий, пространства, времени и темпа движе-ний.

Реализация экспериментальной программы обеспечивает повышение интереса к занятиям фитнес-аэробикой и физической культурой в ЭГ, на что указывает достоверно более высокий уровень эмоционального, волевого и познавательного компонентов, интере-


 

са к занятиям фитнес-аэробикой, а так-же физической культурой.

 

Следует отметить, что по срав-нению со спортсменками результаты девушек ЭГ в целом приблизились к уровню ГС: в функциональных тестах 51,9 балла, в двигательных тестах – 58,8 балла, в тестах на равновесие – 39,4 балла, в тестах на прыжковую коорди-нацию – 40,3 балла, в психомоторных тестах – 80,1 балла, в показателях ин-тереса к физической культуре и спор-ту – 81,6 балла. В некоторых случаях отмечено превосходство уровня ГС: в прыжке в длину с места спиной вперед – 101,3 балла, относительной ошибке до-зированного темпа в теппинг-тесте – 106,7 балла, интересе к занятиям физи-ческой культурой – 185,7 балла.

 

На основе анализа и обобщения результатов проведенного педагогичес-кого эксперимента можно заключить, что реализация экспериментальной программы с углубленным изучением фитнес-аэробики в вузе обладает ря-дом преимуществ, которые позволяют эффективно решать образовательные

 

и воспитательные задачи, способству-ющие повышению интереса к само-стоятельным занятиям физическими упражнениями, оздоровлению, повы-шению функциональных и физических кондиций занимающихся, формирова-нию здорового стиля жизни современ-ной молодежи.

 

Таким образом, занятия фитнес-аэ-робикой в рамках вариативной части по физическому воспитанию обладают су-щественным развивающим воздействи-ем на организм занимающихся. Вместе с этим фитнес-аэробика стимулирует повышение интереса к занятиям физи-ческими упражнениями, и может, на-ряду с базовыми видами спорта, быть полноценным разделом программы по физическому воспитанию.

 



  Интеграция образования
   
Литература: ях оздоровительной аэробикой / Л. Д. Наза-
  ренко, Л. И. Костюнина, Н. В. Красникова //

1. Лисицкая, Т.С. Аэробика.Теория и Теория и практика физической культуры.

 

методика: в 2 т. / Т. С. Лисицкая, Л. В. Сид- – 2005. – № 4. – С. 57-60.

 

нева. – М.: Федерация аэробики России, 4. Смирнов, Ю.И. Спортивная мет-

 

2002. – Т. 1. – 230 с.; Т. 2. – 216 с. рология: учеб. для студентов пед. вузов: /

 

2. Лисицкая, Т.С. Организационно-Ю.С.Смирнов,М.И.Полевщиков. –М.:

 

педагогические аспекты развития фитнес- Академия, 2000. – 228 с.
аэробики в России / Т. С. Лисицкая, Л. В. 5. Якимович В.С. Проектирование
Сиднева, Б. К. Ивлиев // Современный системы физического воспитания на основе
олимпийский спорт и спорт для всех: сб. личностно ориентированного образования /
науч. тр. – М., 2003. – Т. 3. – С. 30-31. Якимович В.С. // Физическая культура:

3. Назаренко, Л.Д. Тестирование воспитание,образование,тренировка. –

 

уровня развития ритмичности при заняти- 2002. – № 1. – С. 58-61.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.43.79 (0.062 с.)