Анализ значений жизненных сфер, вызывающих трудности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ значений жизненных сфер, вызывающих трудности



 

у студентов 1 и 3 курсов

 

  Напряженность вы- ϕэмп    
Жизненные сферы явлена у респонден- p  
    тов (%)      
  1 курс 3 курс      
             
Собственное состояние здоровья       0,767  
             
Семейные отношения       0,798  
             
Профессиональное становление       0,589  
             
Обучение       1,297  
             
Финансовые трудности          
             
Наличие вредных привычек, от ко-       0,899  
торых хотелось бы избавиться.            
             
Анализ значений сфер жизнеде- не выявлено. В то же время, в контекс-  
ятельности, вызывающих трудности у те проведенного качественного анализа  
студентов 1 и 3 курсов показал, что до- можно отметить, что различия имеют-  
стоверных различий между студента- ся, но они не носят явно выраженного  
ми 1 и 3 курса по изучаемому признаку характера. Эти различия относятся к  

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

сферам: «Обучение» и «Наличие вред-ных привычек, от которых хотелось бы избавиться». Выяснено, что субъектив-ные переживания, связанные с этими целями, имеют большую значимость для студентов 3 курса.

 

Как известно, на первом курсе на-ибольшую актуальность для студентов приобретает решение вопросов, связан-ных с адаптацией к условиям обучения

 

в вузе. В контексте этого чаще всего возникают проблемы, обусловленные преодолением трудных ситуаций ком-муникативного характера. На этапе третьего года обучения проблемы про-фессионального обучения для студен-тов начинают приобретать большую значимость, чем на первом курсе, уси-ливая процессы рефлексивности и тре-бовательности к себе как к будущим специалистам. Эти процессы стимули-руют феноменологические проявления индивидуальных свойств личности как субъекта адаптации.

 

В ходе решения второй задачи нашего исследования, были получены достоверно значимые различия между студентами 1 и 3 курсов по показате-лям: а) «способность/невозможность изменить стереотип презентации», (tэмп.=2,1, p>0,05) б) «способность/не-

 

готовность принять неудачу, провес-ти коррекцию жизненных стратегий»

(tэмп.=2,3, p≤0,05), в) «автономность/

зависимость от внешних установок» (tэмп.=2,6, p≤0,05). Студенты первого курса получили показатели, соответс-твующие более высокому уровню раз-вития следующих характеристик: а) способность изменить стереотип пре-зентации, б) способность принять не-удачу и провести коррекцию жизнен-ных стратегий, в) автономность. Как показывает анализ литературы, данные характеристики соответствуют показа-


 

телям субъекта [1, 2, 3, 4, 5]. Таким об-разом, студентов, проявляющих субъ-ектные свойства личности при решении задач профессионального становления на 3 курсе, достоверно меньше, чем студентов, проявляющих эти свойства при решении задач коммуникативного характера на 1 курсе.

 

Вторым шагом решения данной задачи было определение процентного соотношения студентов, получивших показатели, соответствующие высо-кому уровню развития субъектных свойств личности, в целой выборке (включая студентов 1 и 3 курсов). Были получены следующие данные: студен-ты, проявившие субъектные свойства личности в динамике вхождения в про-фессиональное обучение оставляют 35% от общей выборки. На основании полученных данных, для удобства дальнейшего анализа, были составле-ны две группы студентов – имеющих выраженные характеристики субъекта адаптации и не проявивших данные свойства.

 

Сравнительный анализ процен-тного соотношения студентов, полу-чивших показатели, соответствующие высокому уровню развития субъект-ных свойств личности, на 1 и 3 курсе, показал, что таких студентов больше на первом курсе (46%), чем на третьем (24%). Достоверность различий между процентными соотношениями на 1 и 3 курсе подтверждена критерием Хи квадрат (p≤0,05)

 

Решение третьей задачи нашего исследования было осуществлено в не-сколько этапов. На первом этапе была проведена идентификация содержания ответов испытуемых соответствующих цели исследования, полученных в ходе опроса. Для этого текст ответов был об-работан при помощи контент-анализа

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

и на основании частоты встречаемос-ти смысловых единиц были выделены группы ответов, условно обозначенные как:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.007 с.)