Корреляционный анализ формальных характеристик поведения и сккл 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Корреляционный анализ формальных характеристик поведения и сккл



 

Формальные СККЛ   r p  
Характеристики    
поведения          
           
Динамичность Уверенность в себе   0,569 0,001  
           
  Социальная смелость   0,570 0,001  
           
  Общая ригидность   -0,487 0,001  
         
  Сензитивная ригидность -0,484 0,001  
         
  Ригидность как состояние -0,327 0,003  
           
  Перморбидальная ригид- -0,370 0,001  
  ность        
           
  Робость - Смелость   0,220 0,051  
         
  Общее самоотношение 0,471 0,001  
           
  Самоуважение   0,471 0,001  
           
  Самопринятие   0,406 0,001  
           
  Самоинтерес     0,004  
           
Выносливость Настойчивость   0,258 0,022  
           
  Уверенность в себе   0,246 0,029  
           
  Социальная смелость   0,469 0,001  
           
  Общая ригидность   -0,340 0,002  
         
  Сензитивная ригидность -0,361 0,001  
         
  Ригидность как состояние -0,361 0,001  
         
  Общее самоотношение 0,267 0,018  
           
  Самоуважение   0,398 0,001  
           
  Самопринятие   0,316 0,005  
           
  Самоинтерес   0,368 0,001  
           

 


 


Казанский педагогический журнал     4‘ 2012  
           
           
Эмоциональная реак- Самоуважение   -0,325 0,003  
тивность          
Самопринятие   -0,266 0,018  
     
           
  Самопонимание   -0,275 0,014  
           
  Социальная смелость   -0,490 0,001  
           
  Общая ригидность   0,341 0,002  
         
  Сензитивная ригидность 0,425 0,001  
         
  Ригидность как состояние 0,276 0,014  
           
  Перморбидальная ригид- 0,340 0,002  
  ность        
         
  Спокойствие – Тревожность 0,417 0,001  
         
Активность Общее самоотношение 0,405 0,001  
           
  Самоуважение   0,264 0,019  
           
  Уверенность в себе   0,594 0,001  
           
  Социальная смелость   0,470 0,001  
           
  Общая ригидность   -0,420    
         
  Сензитивная ригидность -0,319 0,004  
         
  Ригидность как состояние -0,305 0,006  
           
  Перморбидальная ригид- -0,313 0,005  
  ность        
         
  Подчиненность – доминант- 0,348 0,002  
  ность        
           
  Робость – смелость   0,378 0,001  
           

 

По сравнению с первоначальной намическим свойством демонстрирует
гипотезой результаты анализа показа- всю представленность выделенных в
ли, что корреляционный охват СККЛ нем качеств. В методиках, используе-
каждым из психодинамических свойств мых для диагностики СККЛ, на каждое
оказался намного шире (см. таблицу 2). из его качеств, мы выделили и вклю-
Характер полученных взаимосвязей чили в исследовании несколько шкал.
позволяет говорить, что наша гипотеза Например, для диагностики гибкости,
нашла подтверждение на принципи- как одного из качеств СККЛ, мы взяли
ально новом и качественном уровне. не только общую ригидность, но также
Изначально мы считали, что каждое из включили в анализ сензитивную ри-
качеств СККЛ в процессе онтогенеза гидность, пермобидную ригидность и
«произрастает» из определенного пси- т.п.
ходинамического свойства индивида, В результате было установлено, что
или группы таких свойств (см. таблицу каждое из психодинамических свойств
1). Однако же, как показали результаты коррелирует с одним или несколькими:
анализа, СККЛ, при рассмотрении его рефлексивными качествами (самоотно-
корреляций с каждым формально-ди- шение, самопонимание, самопринятие);

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

показателями психической ригидности (общая ригидность, сензитивная ри-гидность, ригидность как состояние и др.); качествами уверенного поведения (общая уверенность в себе, социальная смелость); шкалами «робость – сме-лость», «спокойствие – тревожность». Таким образом, повышение всех пси-ходинамических свойств, за исключе-нием показателей «эмоциональности» связаны с ростом всех показателей СККЛ «эффективной самостоятель-ности». Связь же этого комплекса с «эмоциональностью» говорит о том, что высокой «эмоциональности» бу-дет соответствовать низкие показатели СККЛ. Это полностью отвечает ранее установленной тенденции выражаю-щейся в снижении уровня автономнос-ти при повышении эмоциональности субъекта. С точки зрения развития «ав-тономности», рассматривая комплекс психодинамических свойств, как базо-вый уровень формирования системы субъектной регуляции, эмоциональная реактивность имеет «неконструктив-ный» характер.

 

Итак, полная представленность СККЛ, коррелирующим с каждым из психодинамическим свойств позволяет говорить о целостном и системном ха-рактере такой взаимосвязи. Важно под-черкнуть, что именно «системность» и «целостность» выступают важнейши-ми признаком феномена «автономнос-ти». Подчеркивая значимость его, как основополагающего аспекта субъект-ной регуляции, Г.С Прыгин пишет:

 

«…все «микросистемы» систе-мы субъектной регуляции взаимодей-ствуют между собой на мезоуровне (на уровне целостной системы субъектной регуляции), что в конечном итоге при-водит к достижению цели субъекта».


 

 

«…в системе субъектной регуля-ции отображаются наиболее сущест-венные структурные характеристики, определяющие целостность личнос-ти».

 

«…система субъектной регуляции «автономных» субъектов характеризу-ется целостностью, оптимальной согла-сованностью отдельных функциональ-ных компонентов…»[5].

Выступая регуляторными меха-низмами деятельности, в процессе сис-темного взаимовлияния, и обобщения, формально-динамические свойства об-разуют определенную психофизиоло-гическую (психодинамическую) конс-трукцию. Будучи открытой системой, эта фундаментальная конструкция трансформирует воздействие социаль-ной среды и задает условия, для пост-роения следующих «этажей психики», например, регуляторной системы более высокого (уже характерологического) уровня. Содержание такой системы определяется комплексом личностных качеств, детерминирующих особен-ности формирования процессов субъ-ектной регуляции.

 

Таким образом, высокая скорость, гибкость и устойчивость психических процессов, при их системной взаимо-обусловленности определит располо-женность индивидов к формированию таких качеств как: уверенность в себе, смелость, спокойствие, развитая реф-лексия, самопринятие, самоинтерес, самоуважение; умение переключаться разными видами деятельности и спо-собами поведения в этой деятельности; Следовательно, можно сделать вывод, что выраженность всех, за исключе-нием эмоциональности, психодинами-ческих свойств будет способствовать формированию «автономного» типа субъектной регуляции деятельности.

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

Эмоционально реактивные субъ-екты с низкой работоспособностью, а также скоростью, и пластичностью по-веденческих реакций в большей мере предрасположены к развитию тревож-ности, неуверенности, боязливости, са-мокритике, недовольству собой, и др. качествами, диаметрально противопо-ложными СКЛЛ «эффективной само-стоятельности»

 

В заключении, особо подчеркнем, что «…Субъектная регуляция пронизы-вает все уровни психической активнос-ти. Она выступает как системно – ин-тегративный процесс, формирующийся

в онтогенезе субъекта…» [5]. Итоговые результаты нашего исследования пол-ностью отвечают отмеченному выска-зыванию. Характер взаимосвязи между формально-динамическими свойства-ми и СККЛ позволяет говорить о пер-вых, как о более элементарном и онто-генетически раннем уровне системы субъектной регуляции, функциониру-ющем в едином системно-интегратив-ном процессе.

В концепции «автономности» была доказано, что система субъектной регу-ляции «автономных» индивидов более эффективна, нежели в группе «зависи-мых». Учитывая «формальность» пси-ходинамических свойств мы не можем говорить об их детерминации резуль-тативности деятельности. Однако, мы имеем основания рассматривать их в качестве «благоприятствующего усло-вия» для ее эффективного осущест-вления.

 

Таким образом, в настоящей ра-боте мы исследовали природный пси-


 

хофизиологический уровень системы субъектной регуляции, обнаруживший характерные для этой системы свойства целостности и системности. Именно че-рез этот комплекс психодинамическая система опосредует особенности субъ-ектной регуляции и в, конечном итоге, эффективность деятельности субъекта.

 

Литература:

 

1. Веккер Л.М. Психика и реальность:Единая теория психических процессов. М:

Смысл, 1988.

 

2. Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

 

3. Конопкин О.А. Психологическиемеханизмы регуляции деятельности / Пре-дисл. В.И. Моросановой. Изд. 2-е, испр и доп. – М.: ЛЕНАНД, 2011. – 320 с.

 

4. Мерлин В.С. Отличительные при-знаки темперамента // Психология индиви-дуальных различий. М., 2002. С. 360 – 366.

5. Прыгин Г.С. Психология самосто-ятельности: Монография. – Ижевск, Набе-режные Челны: Изд-во Института управле-

ния, 2009. 408 с.

 

6. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. Изд. 2-е М., 1946.

7. Русалов В.М. О природе темпера-мента и его месте в структуре индивиду-альных свойств человека // Вопросы психо-

логии. – 1985. – № 11. – С. 19-33.

 

8. Русалов В. М. Теоретические про-блемы построения специальной теории ин-дивидуальности человека \\ Психологичес-

кий журнал, 1986, том 7 №4. – С. 23-35.

 

9. Стреляу Я., Завадский Б., Митина О.

 

Методика диагностики темперамента (фор-мально-динамических характеристик по-ведения): Учебно-методическое пособие. –

М.: Смысл, 2009. – 104 с.

 


 


Социальная психология и коррекционная педагогика

 

СПЕЦИФИКА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

 

А.С. Харитонова

 

Данная статья посвящена исследованию специфики структуры целеполага-ния у студентов с разными типами субъектной регуляции. Представлен теоре-тический анализ проблемы целеполагания, описан авторский опросник «Структу-ра целеполагания», приведены основные результаты эмпирического исследования. Показано, что чем выше уровень эффективной самостоятельности студентов, тем более высоким уровнем сформированности волевых усилий и более низким уровнем мотивации избегания неудачи они обладают; кроме того, такие студен-ты характеризуются и более высокими субъективными оценками по основным показателям смысложизненных ориентаций.

 

Ключевые слова: структура целеполагания,субъектная регуляция,авто-номность, эффективная самостоятельность, уровень притязаний, смысложиз-ненных ориентации.

 

The article is devoted to research of specificity of goal-setting’s structure, goal-setting of students with different types of subject regulation. The theoretical analysis of a problem of goal-setting is presented. The author’s questionnaire «Structure of goal-setting» is described, the basic results of empirical research are given. It is shown that effective independence of students has direct dependence with the level of strong-willed efforts and inverse relationship with the level of motivation of avoiding of failure. Also such students are characterised by higher individual estimations by the basic indicators of life orientations.

 

Keywords: structure of goal-setting, subject regulation, autonomy, effectiveindependence, level of claims, life orientations.


 

В современном динамичном мире общество предъявляет высокие требо-вания к личности. От того, насколько человек организован, самодостаточен

 

и успешен, зависит не только будущее самого человека, но и общества, в ко-тором он живет. На протяжении всей жизни человек всегда оказывается пе-ред необходимостью выбора целей, ре-шения личностных задач, связанных с кризисом ценностей, противостоянием зависимостям [3], поиском собствен-ной идентичности и осмысления жиз-ненного пути, при этом важнейшим условием, обеспечивающим подобную


 

 

самореализацию, выступает процесс целеполагания.

 

Формирование процесса целепо-лагания является невозможным вне развития способности человека к осоз-нанной саморегуляции в целом [4, 5, 8, 10, 13] и субъектной регуляции деятель-ности [11, 10], в частности. Именно в структуре системы осознанной психи-ческой саморегуляции выделяется та-кой базовый ее компонент, как «Субъ-ективно принятая цель деятельности»,

 

с которого и начинает разворачиваться весь процесс реализации деятельности субъектом.

 


 


Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

Одним из атрибутов сознания и функциональной характеристикой, лежащей в основании человеческой деятельности (детерминирующей все регуляторные процессы), является способность человека самостоятель-но образовывать цели. В психологии проблемы целеполагания исследуются давно и в обширном контексте, в то же время (и это следует отметить особо), все предыдущие исследования подроб-но описывают особенности функцио-нирования этого компонента в рамках системы осознанной саморегуляции деятельности [4], его связи с другими компонентами (и прежде всего, с «Мо-делью субъективных условий деятель-ности» и «Субъективно принятыми критериями успешности»), предложе-ны психодиагностические методики для оценки уровня сформированности этого компонента. Однако специфика самого процесса целеполагания (как такового), его структура в рамках сис-темы осознанной саморегуляции прак-тически не исследована. Много неяс-ностей и в том, какую роль в процессе принятия цели играет мотивация (ис-следования которой, при рассмотрении осознанных регуляторных процессов остаются, как правило, «за скобками»).

 

Вместе с тем, такие исследования весьма важны для понимания приро-ды человеческой психики. О.А. Коноп-кин писал, что центральным звеном системы осознанного регулирования является принятая субъектом цель де-ятельности. Регуляторная функция цели может быть определена как систе-мообразующая функция. Именно цель является тем звеном контура психичес-кой саморегуляции, которое постоянно остается осознаваемым. Более того, она определяет не только общую осозна-ваемую направленность деятельности,


 

но, вследствие этого, и многие особен-ности конкретного функционирования других отдельных звеньев процесса са-морегуляции [5].

 

Поскольку нас, прежде всего, ин-тересуют проблемы целеполагания в контексте субъектной регуляции, рас-смотрим их с этой точки зрения. Со-гласно Г.С. Прыгину, субъектная регу-ляция – это целостная, замкнутая по структуре информационно открытая система, в которой степень сформиро-ванности ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отно-шение между ними, отражая уникаль-ность личности, приводят к согласо-ванию ее активности с требованиями деятельности и тем самым, к достиже-нию цели, принятой субъектом [11].

 

Известно [10], что в основе субъек-тной регуляции деятельности лежит фе-номен «автономности», «эффективной самостоятельности» личности, суть ко-торого в том, что индивидуальные осо-бенности симптомокомплекса качеств личности наиболее важных для эффек-тивной деятельности, диалектически взаимодействуя с индивидуальными особенностями ее системы субъектной регуляции, порождают определенный, характерный для личности, тип осу-ществления деятельности: «автоном-ный», «смешанный» или «зависимый». При этом «автономность», в зависи-мости от контекста исследования, мож-но рассматривать и как тип личности, и как тип осуществления деятельности, и как тип регуляции.

 

Место и роль психической саморе-гуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бес-конечное множество форм деятельнос-ти, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности.

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

Именно целенаправленная произволь-ная активность, реализующая все мно-жество действительных отношений с реальным миром вещей, людей, сре-довых условий, социальных явлений и так далее, является основным модусом субъектного бытия человека. От степе-ни совершенства процессов субъектной регуляции зависит успешность, надеж-ность, продуктивность, конечный ис-ход любого акта произвольной актив-ности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной сфор-мированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех регуляторных процессов, которые осуществляются субъектом активнос-ти. Субъектная регуляция целенап-равленной активности выступает как наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека, именно в регуляторных процессах и реализуется единство психики во всем богатстве ус-ловно выделяемых ее отдельных уров-ней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и так далее.

 

Проблема осознанной психичес-кой регуляции поведения и деятельнос-ти человека, различных проявлений его активности является одной их клю-чевых проблем психологии личности и психологии субъекта [2].

 

На современном этапе развития психологии целеполагание признается конституирующим признаком чело-веческой деятельности, занимающим одно из центральных мест в ее струк-туре, а, следовательно, и в развитии со-знания и личности в целом. Этим объ-ясняется внимание к целеполаганию со стороны ведущих отечественных ученых психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и другие). Как отмечает А.Н. Леонтьев


 

 

[6], процесс целеполагания относится к числу наименее изученных психологи-ческих проблем. Большинство работ по выявлению сущности целеполагания и проблем его развития ограничиваются рассмотрением только целеобразова-ния, в них не определена роль отде-льных его компонентов на различных этапах этого процесса.

 

Экспериментальные исследова-ния целеполагания восходят к рабо-там Вюрцбургской школы (К. Левин, А. Карстен, Т. Дембо, Ф. Хоппе), где, в большинстве случаев, проблема це-леполагания описывается по схеме целедостижения и отодвигается или на уровень мнимой очевидности, или на не рассматриваемый уровень ее принадлежности к предмету других наук.

 

Если термин «цель» используется

 

в психологической литературе в раз-личных значениях, то термин «целеоб-разование» (т. е. порождение новых це-лей в индивидуальной или совместной деятельности) до последнего времени не занимал должного места даже в оте-чественной психологии, уделяющей большое внимание психологическому анализу деятельности.

Таким образом, анализ научной литературы показывает, что широко используемое понятие «целеполага-ние» часто употребляется без должной конкретизации. В итоге целеполагание как процесс, имеющий закономерное строение и непосредственно связанный с деятельностью, исчезает. В подобных случаях употребление термина «це-леполагание» не несет, с нашей точки зрения, определенной содержательной нагрузки.

 

В связи с вышеизложенным, науч-ная проблема настоящего исследования состояла в том, чтобы разработать

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

психодиагностический инструмента-рий, позволяющий выявить структуру целеполагания как системообразующе-го компонента субъектной регуляции,

 

и исследовать ее во взаимосвязи со спецификой проявления личностно-типологических особенностей субъек-тной регуляции, прежде всего, в таких структурных компонентах личности, как ее самосознание (в частности, «уро-вень притязаний»), ценностная, моти-вационная и волевая сферы.

 

Цель исследования – выявить спе-

 

цифику целеполагания у студентов, имеющих разные типы субъектной ре-гуляции.

 

Гипотеза исследования состояла втом, что студенты с автономным типом субъектной регуляции, в сравнении с «зависимыми», характеризуются более высоким уровнем сформированности волевых усилий, более низким уровнем мотива избегания неудачи; кроме того, субъективные оценки по основным по-казателям смысложизненных ориента-ций у «автономных» студентов будут значительно выше, чем у студентов, относящиеся к зависимому регулятор-ному типу.

Общая выборка исследования со-ставила 307 студентов (149 юношей и 158 девушек). Исследование проводи-лось в различных вузах и ссузах города Казани. При определении выборки ис-пытуемых мы руководствовались при-нципом гомогенности в половозраст-ном аспекте. Базовый диагностический инструментарий был представлен оп-росными методами, описанными ниже.

Структура компонента системы субъектной регуляции «Целеполага-ние» выявлялась с помощью разрабо-танного и описанного ниже авторского опросника «Структура целеполага-ния».


 

Диагностика типа субъектной ре-гуляции проводилась с помощью оп-росника эффективной самостоятель-ности («автономности-зависимости») Прыгина Г.С. [9]. В ходе исследования из общего количества испытуемых были сформированы две группы испы-туемых с автономным и зависимым ти-пом субъектной регуляции, в каждую из которых вошло по 100 человек.

 

Рассмотрим вначале особенности целостного процесса целеполагания, которые были выявлены с помощью оп-росника «Структура целеполагания».

 

Данный опросник был разработан для диагностики уровня сформирован-ности компонентов целеполагания у лиц с 16 лет и старше. Факторный ана-лиз первичных данных (проведенный по методу «Главных компонентов»

 

и «Варимакс» вращением) на этапе конструирования опросника выявил 5 факторов (компонентов), образующих структуру «целеполагания». Содержа-тельный анализ каждого из выделен-ных факторов позволил нам дать их психологическую интерпретацию.

 

Фактор I. Интерпретирован,как

 

«Устойчивость принятой цели», про-

 

являющаяся в умении добиваться пос-тавленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия. Характеризуется упорством, реалис-тичностью восприятия ситуации и сво-их возможностей, уверенностью в себе, активностью в постановке и достиже-нии цели, высоким уровнем притязаний

 

и твердым знанием того, что нужно.

Фактор II. Интерпретируется как «Самоорганизованность», под которойпонимается комплекс таких качеств, как ответственность, внутренний фокус контроля, рациональность, развитый самоконтроль и рефлексия, внутренняя потребность идти к достижению цели независимо от обстоятельств.

 



Социальная психология и коррекционная педагогика


 

Фактор III. «Ориентирован-ность на перспективу», характеризует-ся ориентацией на конечный результат, прогностическими возможностями, способностью корректировать план в соответствии со складывающимися об-стоятельствами, способностью строить долгосрочные планы, ориентацией на будущее, способностью учитывать пос-ледствия и результаты планируемых со-бытий, рационально распределять эта-пы выполнения работы по достижению цели, свои силы, рабочее время; четкое представление конечного результата, эффективное управление временным ресурсом, склонность к систематичес-кому планированию. При постановке цели субъект определяет временные рамки для ее достижения.

 

Фактор IV – «Мотивирован-ность» связан с целенаправленнос-тью действия и отражает некоторые стороны процесса формирования цели.

В него входят: устойчивость целостной деятельности, направленной на дости-

 

Самоорганизованность ←→ Îðèåíòèðованность

 

             
     
     
     
         
Ðåøèòåëüность ← → Íàñòîé÷èâость  

→ → →

→ Ìîòèâèðîâàííîñòü


 

 

жение определенной цели, твердое сле-дование намеченным планам, гибкость при преследовании конечной цели, ценностно-смысловая наполненность, критичность, стремление не выпускать ситуацию из под контроля.

 

Фактор V. «Целеустремлен-ность» способность человека само-стоятельно ставить цели и неуклонно реализовывать их в деятельности. Про-являть гибкость и вместе с тем твер-дость, а также ориентироваться на себя при постановке цели.

Обследование описанной выше выборки с помощью данного опросни-ка выявило, что структуры целеполага-ния у студентов с автономным и зави-симым типами субъектной регуляции отличаются. Как видно на рисунке 1, у студентов с автономным типом субъек-тной регуляции структура целеполага-ния характеризуется большей целост-ностью (большим количеством прямых достоверных взаимосвязей).

 

Самоорганизованность ←→ Îðèåíòèðованность

     
   
     
  ←→  
Ðåøèòåëüность Íàñòîé÷èâость  

 

Ìîòèâèðîâàííîñòü

 


 

Рис. 1. Структура целеполагания студентов с «автономным» (слева) и «зависимым» (справа) типами субъектной регуляции


 

Кроме того, сравнительная харак-теристика особенностей целеполагания обеих типологических групп показала, что уровень сформированности всех пяти факторов у студентов с автоном-ным типом субъектной регуляции до-


 

 

стоверно выше, нежели у студентов зависимого типа. Это позволяет ут-верждать, что у студентов с автоном-ным типом субъектной регуляции (в сравнении со студентами зависимого

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.141 с.)