Л.М. Колпакова, С.Ю. Скворцова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л.М. Колпакова, С.Ю. Скворцова



 

В статье рассматриваются ситуации фрустрации студентов 1 и 3 курса и способы их преодоления, выбираемые студентами. Проводится анализ различий между студентами, имеющими выраженные субъектные характеристики лич-ности, от студентов, не проявившие эти свойства, в выборе способов преодоле-ния ситуаций фрустрации.

 

The article deals with the staring students’ frustration situations and the ways stu-dents choose to overcome them. The analysis of the differences between the students who have expressed subject personality characteristics as «subjects» and the students who do not show these properties, choosing the ways to overcome the frustration situations, is shown.


 


Социальная психология и коррекционная педагогика


 

Подготовка будущих специалис-тов в системе профессионального об-разования рассматривается как одна из приоритетных задач его модернизации. Это связано с тем, что возникает повы-шенная потребность в людях, способ-ных брать на себя ответственность за результаты своей деятельности, имею-щих активную позицию по отношению

 

к самому себе и окружающему миру. Наиболее существенной предпосылкой его осуществления в профессиональ-ной деятельности является потребность человека в творческой самореализации, удовлетворение которой в решающей мере зависит от самого человека, от способов построения им собственного образа жизни, способов преодоления состояний фрустрации при наличии препятствия к достижению значимой цели в постоянно изменяющихся жиз-ненных условиях. То есть, иначе гово-ря, быть полноценными субъектами собственной жизни [7, с. 134]. Как из-вестно из литературы, субъектность проявляется прежде всего в преобразо-вательной активности.

 

Современные проблемы, проти-воречия, связанные с внеучебной и учебной деятельностью, определяю-щей возможность вхождения в новую профессиональную роль, порождают процесс адаптации, в ходе которого происходит переоценка прежних сте-реотипов и формирование новых. В то же время этот процесс сопровождается активностью преодоления возникаю-щих противоречий и обусловленных ими трудных ситуаций у студентов как субъектов адаптации, порождающей определенные изменения личности. Опираясь на субъектно-деятельност-ный подход, разработанный в школах С.Л.Рубинштейна [7], А.Н.Леонтьева [6], научные представления о личнос-


 

 

ти как субъекте жизни и деятельнос-ти (К.А.Абульханова, А.Г.Асмолов, А.В.Брушлинский, А.Л.Журавлев), а также на разработанную структур-но-динамическую модель адаптив-ности «восходящего равновесия лич-ности» субъекта жизнедеятельности Л.М.Колпаковой, мы признаем, что проблему преодоления фрустрации нельзя рассматривать вне контекста развития личности и ее субъектных свойств [1, 2, 3, 4, 5].

 

Очевидно, что развитие личности человека происходит в деятельности и проявляется в деятельности, в решении жизненно важных задач (С.Л. Рубинш-тейн). У молодых людей такими задача-ми являются профессиональное само-определение и становление, в процессе решения которых возникают различ-ного рода проблемные ситуации, обус-лавливающие состояние фрустрации. Преодоление этих ситуаций осущест-вляется индивидуально выработанны-ми способами регуляторного опыта, приобретенного в различных сферах жизнедеятельности.

 

Анализ литературы показал, что имеется большое количество иссле-дований, как по проблеме адаптации студентов, так и по вопросам профес-сионального самоопределения. Но при этом следует подчеркнуть, что преодо-ление ситуаций фрустрации является необходимой составляющей процесса вхождения студента в новые условия профессионального образования, что

 

и в целом определяет отношение сту-дентов к процессу обучения. Адапта-ция же, используемая применительно к личности студента, характеризует, пре-жде всего, «человеческую потенциаль-ность» в гомеостазе и понимается в ос-новном как процесс «приспособления». Таким образом, существует объектив-

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

ное противоречие, которое заключает-ся в том, что преодоление и адаптация относятся к различным процессам, оп-ределяющим поведенческие проявле-ния человека в ситуациях фрустрации. Мы считаем, что взаимосвязь преодо-ления и адаптации выступает необхо-димым условием для формирования и развития системообразующих феноме-нов личности, определяемых фактором активности студентов как субъектов адаптации.

 

В этой связи возникает проблема: при каких условиях (факторах) преодо-ления ситуаций фрустрации студенты 1

и 3 курсов являются субъектами адап-тации в динамике вхождения в профес-сиональное обучение?

Мы предполагаем, что основным фактором, определяющим активность студентов как субъектов адаптации и влияющим на выбор способов преодо-ления ситуаций фрустраций, выступа-ют их индивидуально-личностные осо-бенности. В контексте данной гипотезы нами были определены следующие за-дачи, решение которых обсуждается в данной статье: 1) определить жизнен-ные сферы, субъективно переживае-мые как обусловливающие состояние фрустрации у студентов; 2) выявить характеристики личности студентов как субъектов адаптации в ситуациях фрустрации; 3) проанализировать спо-собы преодоления ситуаций фрустра-ции студентами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.005 с.)