Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова



 

Аннотация: в статье,на основе нормативных документов,раскрываютсявозможности колледжа в разработке инновационной образовательной програм-мы профессиональной подготовки; дается алгоритм ее разработки; выделены идеи, лежащие в основе ее проектирования и приведены результаты реализации инновационной образовательной программы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка,инновационная образова-тельная программа.

 

Abstract: in the article, on the basis of the normative documents, analysis of thepossibilities of the College in the development of the innovative educational programmes of vocational training; is given an algorithm of its development is shown; the ideas that underlie the design and the results of implementation of the новационной educational program.

 

Key words: professional training, innovative educational program.


 

Современная образовательная ситуация диктует необходимость раз-работки инновационной образова-тельной программы образовательногоучреждения с целью приведения со-держания профессионального образо-вания в соответствие с актуальными задачами развития экономики регио-на.Важным обстоятельством на этапе внедрения ФГОС является и то, что образовательное учреждение самосто-


 

 

ятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образо-вательную программу (ОПОП СПО) на основе примерной ОПОП, включающей

в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дис-циплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.

 

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение опреде-

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

ляет ее специфику с учетом направлен-ности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкре-тизирует конечные результаты обу-чения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта[2].

 

Конкретные виды профессиональ-ной деятельности, к которым в основ-ном готовится выпускник, должны определять содержание его образова-тельной программы, разрабатываемой образовательным учреждением сов-местно с заинтересованными работода-телями.

 

При формировании ОПОП образо-вательное учреждение:

 

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины

 

и модули в соответствии с потребнос-тями работодателей и спецификой де-ятельности образовательного учрежде-ния;

 

обязано ежегодно обновлять ос-новную профессиональную образова-тельную программу (в части состава дисциплин и профессиональных моду-лей, установленных учебным заведени-ем в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных ФГОС СПО дисциплин и профессиональных моду-лей, программ учебной и производс-твенной практик, методических мате-риалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работо-дателей, особенностей развития реги-она, науки, культуры, экономики, тех-ники, технологий и социальной сферы


 

врамках, установленных действующим федеральным государственным обра-зовательным стандартом;

 

обязано в рабочих учебных про-граммах всех дисциплин и профессио-нальных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому прак-тическому опыту, знаниям и умениям;

 

обязано обеспечивать эффектив-ную самостоятельную работу обу-чающихся в сочетании с совершенс-твованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производс-твенного обучения;

 

обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формирова-нии индивидуальной образовательной программы;

 

обязано сформировать социокуль-турную среду, создавать условия, необ-ходимые для всестороннего развития

 

и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправле-ния, участие обучающихся в работе об-щественных организаций, спортивных

 

и творческих клубов;

 

должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхо-да использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютер-ных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психо-логических и иных тренингов, груп-повых дискуссий) в сочетании с внеа-удиторной работой для формирования

 

и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся [3].

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

Разработка инновационной обра-зовательной программы базируется на следующих основных идеях (рассмот-рим на примере профессионально-пе-дагогического колледжа г.Казань)[1]:

 

– внедрение требований профес-сиональных (квалификационных) стан-дартов в практику образовательной деятельности учебного заведения и формирование на этой основе нового содержания профессиональной под-готовки (однако профессиональных стандартов практически нет, только по отдельным специальностям, следова-тельно, необходимо учитывать требо-вания потенциальных работодателей);

 

– обеспечение инвестиционной привлекательности образовательных программ образовательного учрежде-ния для работодателей за счет учета их требований при построении содер-жания профессиональных модулей, ос-нованных на компетенциях (в данном контексте, колледж предложил своим социальным партнерам курсовую под-готовку для сотрудников организаций, прежде всего по вопросам современно-го психолого-педагогического сопро-вождения режима развития предпри-ятия, организации, фирмы. Обучение навыкам коммуникативного общения, рефлексии и формирования устойчи-вой мотивации к труду в настоящее время дополнены практическими заня-тиями по навыкам стрессоустойчивос-ти и профессионального выгорания и другим вопросам профессиональной деятельности. Взамен работодатели и партнеры активно участвуют в фор-мировании учебно-методической со-ставляющей подготовки – в разработке профессиональных модулей, учебно-методических комплектах, участвуют


 

 

в процедурах аттестации студентов и т.д. Двухсторонние взаимовыгод-ные отношения позволяют выстроить доверительные отношения и обмен информаций, связанные с анализом потребностей современного рынка, изучения требований работодателей к специалистам);

 

– развитие творческих способнос-тей студентов для освоения инноваци-онных компетенций, востребованных современной практикой подготовки мастеров производственного обуче-ния в условиях высокотехнологичного производства;

 

– обеспечение доступности, от-крытости и высокого качества профес-сионального образования посредством использования современных информа-ционных и педагогических техноло-гий;

 

– интеграция образования, науки и производства в рамках проекта, обес-печивающего внедрение в образова-тельный процесс новейших отраслевых (промышленных) технологий и обору-дования (колледж находится в тесном взаимодействии с Институтом педаго-гики и психологии профессионально-го образования РАО и имеет более 30 подписанных соглашений с предпри-ятиями, обеспечивающими внедрение новых высоких технологий в области строительстваи эксплуатация зданий и сооружений и др.);

 

С участием работодателей должно осуществляться внедрение следующих основных позиций нового содержания образования:

– разработка программных и учеб-но-методических материалов, обеспе-чивающих реализацию вариативного компонента ФГОС;

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

– формирование универсальных

 

и профессиональных компетенций вы-пускников, адекватных требованиям современного рынка труда (корпора-тивность, умение и готовность работать в команде, универсальность, гибкость, мобильность и адаптивность к новым видам профессиональной деятельнос-ти, творчество в работе, способность к самообучению и развитию, самостоя-тельность и ответственность за резуль-тат; системное и аналитическое мыш-ление, умение работать в системе ИКТ, коммуникативность);

 

– разработка модульных программ опережающего профессионального обучения. В содержании профессио-нального образования именно модуль как новая структурная единица зани-мает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и со-ответствующих профессиональных компетенций. Выпускник в ходе обуче-ния должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опира-ется на комплексно осваиваемые уме-ния и знания. Эта последовательность приоритетов зафиксирована в тексте ФГОС СПО в разделе, описывающем требования к структуре и содержанию основной профессиональной образова-тельной программы (ОПОП). Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессио-нальной сфере. Этим модульно-компе-тентностный подход отличается от тра-диционно используемого в российских учебных заведениях блочно-модульно-го подхода, ориентированного, прежде всего, на усвоение знаний и лишь потом на выработку умений. В рамках моду-


 

лей осуществляется комплексное, син-хронизированное изучение теоретичес-ких и практических аспектов каждого вида профессиональной деятельности. При этом происходит не столько со-кращение избыточных теоретических дисциплин, сколько пересмотр их со-держания, своего рода «отсеивание» излишней теории и перераспределение объема в пользу действительно необхо-димых теоретических знаний, которые позволяют осваивать компетенции, упорядочивая и систематизируя их, что, в конечном счете, приводит к по-вышению мотивации обучающихся.

 

Реализация инновационной обра-зовательной программы должна осу-ществляться с помощью современных технологий, таких как метод проектов, кейс-технологии, информационные тех-нологии и др. [1] Необходима система консультационной поддержки педаго-гов в области разработки и реализации модульных программ. Большое внима-ние должно уделяться развитию про-фессиональной компетентности адми-нистрации, преподавателей, мастеров производственного обучения, педаго-гов однопрофильных образовательных учреждений НПО и СПО, входящих в инновационную сеть, в области созда-ния модульных отраслевых программ, информационных и коммуникацион-ных технологий, мониторинга качества профессионального образования.

 

Нами разработан и апробирован в практике Казанского государственно-го профессионально-педагогического колледжа алгоритм разработкииннова-ционной основной профессиональной образовательной программы подготов-ки мастеров производственного обу-чения согласно Федеральному государ-ственному образовательному стандарту

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

среднего профессионального образо-вания) по специальности 051001 Про-фессиональное обучение (по отраслям) (утв. приказом Министерства образо-вания и науки РФ от 10 ноября 2009 г. N 574).

 

Алгоритм разработки инноваци-онной основной профессиональной об-разовательной программы:

 

I. Формирование программы це-лесообразно начинать с анализа требо-ваний ФГОС к трем основным состав-ляющим:

 

– к результатам освоения ОПОП (это виды деятельности и компетен-ции), которые отражают цель и задачи ОПОП;

 

– к структуре ОПОП (перечень обязательных дисциплин, модулей, умений, знаний по дисциплинам; прак-тического опыта, умений, знаний по модулям);

 

– к условиям реализации ОПОП (материал, который будет положен в основу соответствующих разделов про-грамм учебных дисциплин и професси-ональных модулей).

 

II. Разработка ОПОП в целом, ба-зисного учебного плана (БУП), учебного плана ОПОП (УП ПОПОП) в обязатель-ном порядке должна осуществляться командой, включающей специалистов-разработчиков программ по всем про-фессиональным модулям (ПМ) и учеб-ным дисциплинам (УД). Разработка программ ПМ в большинстве случаев также предполагает командную ра-боту. В меньшей степени это касается программ УД, однако и их разработка, как минимум, требует внутренней экс-пертизы.

 

III. Разработка ОПОП в целом, ба-зисного учебного плана (БУП), учебно-го плана ОПОП (УП ОПОП), программ


 

 

каждого профессионального модуля (ПМ) и каждой учебной дисципли-ны (УД) имеет итеративный характер: после прохождения каждого этапа при необходимости можно корректировать материалы, полученные на предыду-щих этапах.

 

IV. Разработку содержания про-граммы обязательно начинать с разра-ботки программ ПМ.

V. В макете программы ПМ уже есть необходимые комментарии. Опти-мизировать работу позволит следую-щий алгоритм:

1) заполнить паспорт программы, продумывая возможность использова-ния ПМ и вне ОПОП;

2) заполнить п.5 макета (контроль

 

и оценка…).

Особое внимание необходимо об-ратить на формулировку показателей результата, т.е. показателей освоеннос-ти компетенции. Показателем освоения компетенции может быть либо продукт деятельности, либо выполненный в со-ответствии с требованиями процесс.

 

Перечень показателей целесооб-разно составлять с учетом имеющихся

в структуре ОПОП умений, соответс-твующих данному виду деятельности. При формулировке умения преиму-щественно используются отглагольные существительные. Например, «состав-ление плана-конспекта урока», «дидак-тически целесообразная организация учебной деятельности учащихся», «ди-дактически целесообразная постанов-ка цели и задач урока», «выполнение самоанализа урока в соответствии с требованиями», «аккуратное и точное заполнение документации» и др.

 

Недопустимо, чтобы:

А) показатели просто дублирова-ли формулировку компетенции. На-пример:

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
       
       
Результаты (освоенные профессиональ-   Основные показатели оценки результата
ные компетенции)    
Проводить внеурочные занятия   Проведение внеурочного занятия
      Некорректная формулировка. Какие пока-
      затели свидетельствуют о том, что внеуроч-
      ное занятия проведено в соответствии с
      требованиями к такой форме занятия?
       
Б) в формулировке показателей ис- ку умение не может быть показателем
пользовалось слово «умение», посколь- самого себя. Например:
     
Результаты (освоенные профессиональ-   Основные показатели оценки результата
ные компетенции)    
Проводить внеурочные занятия   Уметь проводить внеурочные занятия.
      Некорректная формулировка: что значить
      уметь проводить такие занятия?
       

 


 

3) заполнить таблицу 3.1. програм-мы, определив структуру ПМ, дидак-тическую целесообразность выделения разделов модуля.

 

Раздел профессионального модуля

 

– часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логи-ческой завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких про-фессиональных компетенций [2].

 

Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарно-го курса или его части и соответствую-щих частей учебной и производствен-ной практик. Наименование раздела


 

профессионального модуля должно на-чинаться с отглагольного существи-тельного и отражать совокупность ос-ваиваемых компетенций, умений и знаний.

 

4) заполнить содержание и усло-вия реализации ПМ с учетом сформу-лированных результатов и способов их проверки

 

Главный вопрос – как выстроить материал, чтобы достигнуть целей (ре-зультатов) и подготовить студентов к процедуре оценки? В этом может по-мочь следующая таблица:

 


Результаты Основные показа- Формы и методы Темы дисциплин, пе-
(освоенные про- тели результатов контроля реходящие в МДК
фессиональные подготовки    
компетенции)      
       
       

 

5) анализ содержания МДК: сколь- как распределить материал между час-

 

ко и какие составные части; с какими тями МДК и учебными дисциплина-

 

дисциплинами эти части соотносятся; ми, чтобы содержание не повторялось


 


Педагогика и психология профессионального образования


 

(иначе: что оставить в содержании дис-циплины, что перенести в МДК); какие дисциплины должны целиком пред-шествовать модулю, какие изучаться параллельно с модулем; какие виды ра-бот учебной/производственной практи-ки должны закреплять полученные по МДК знания?

 

5) заполнение программы ПМ це-

 

ликом.

 

6) определение объема времени на ПМ (с учетом практики) и принцип проведения практики (рассредоточено

 

– концентрированно). Объем – слово не случайное. Его смысл ближе всего к смыслу зачетной единицы. В коллед-жах не используют зачетные единицы, но смысловая нагрузка важна. Зачетная единица – мера трудоемкости образо-вательной программы, составляющих её дисциплин, модулей и других эле-ментов (практика, самостоятельная ра-бота студента, в т.ч. курсовая работа, итоговая аттестация и т.д.).

В новых программах необходимо продумывать задания для самостоя-тельной работы обучающегося и спо-собы их проверки, это время, значимое для успешной подготовки специалиста. Такой же подход применим и к любому виду практики.

 

После работы по такому алгорит-му хорошо видно, каково должно быть наполнение учебных дисциплин, за-полнить макеты которых уже не соста-вит труда.

 

VI. После определения содержания модулей и дисциплин и объема часов на их освоение (только после этого!) мож-но перейти к анализу содержания БУПа и расчету часов по программе в целом. При этом не исключена корректировка цифр БУПа и цифр по отдельным про-


 

 

граммам учебных дисциплин и про-фмодулей, составляющих программу, либо корректировка программ ПМ и УД. Надо помнить, что в ФГОС есть все базовые цифры.

 

Конкретными результатами реа-лизации инновационной образователь-ной программы являются:

 

создание инновационного учебно-методического сопровождения подго-товки педагогов/ мастеров производс-твенного обучения в соответствии с действующими стандартами;

 

включение в разделы профессио-нальных модулей междисциплинарных курсов, позволяющих осуществлять опережающую подготовкумастеров/ педагогов по высокотехнологичному производству (например, строительная отрасль), освоения ими новых профес-сиональных компетенций;

 

формирование гибких модулей практического обучения под конкрет-ные рабочие места (на основе принципа социального партнерства), увеличение доли практического обучения до 60% от общего объема времени;

 

формирование инновационного механизма социального партнерства – реальное участие работодателей во вза-имовыгодном обмене ресурсами (ма-териально-техническими, трудовыми, интеллектуальными, учебно-методи-ческими, информационными, правовы-ми и т.д.).[1]

 

В колледже осуществлено введе-ние механизмов независимой оценки качества профессионального обучения

 

с участием работодателей. Особое зна-чение имеет новое понимание взаимо-действия образовательного учреждения

с социальными партнерами. Колледж в условиях такого взаимодействия со-

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

здал инновационную образовательную программу (ИОП) «Интеграция кол-леджа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обес-печивающей подготовку специалистов нового типа для высокотехнологичных производств».

 

Интеграционные процессы, взаи-моувязывающие деятельность коллед-жа и социальных партнеров заключа-ются в следующем:

 

1. Постановка новых профессио-нальных задач, связанных с проекти-рованием и реализацией эксперимен-тальных образовательных программ в условиях наукоемкого производства.

 

2. Обновление с помощью соци-альных партнеров учебной и матери-ально-технической базы колледжа.

 

3. Участие работодателей в изме-нении и обновленииучебно-материаль-ной базы.

 

4. Проведение колледжем на сов-ременной, технологической базе со-циальных партнеров практики, спо-собствующей не только погружению в профессиональную среду, но и разви-тию научно-технического творчества студентов.

 

Социальные партнеры как учас-тники ИОП помогают развивать мате-риально-техническую базу колледжа, передают в безвозмездное пользование оборудование, станки и т.д. С целью ор-ганизации учебного и производствен-ного процессов на базе ряда предпри-ятий Республики Татарстанколледжем совместно и социальными партнерами созданы интегрированные пространс-твенно распределенные производс-твенные участки. На таких участках идет обучение будущих специалистов

 

с использованием современного техно-


 

логического и производственного обо-рудованияи проводятся практические работы, лабораторные практикумы с максимальным приближением к усло-виям реальной трудовой деятельнос-ти. Повышается практикоориентиро-ванность обучения за счет проведения части занятий на базе предприятий социальных партнеров и внедрения технологий «сквозного» дипломного проектирования. Совместно с социаль-ными партнерами создаются иннова-ционные формы итоговой аттестации студентов.

 

Следовательно, в интеграции об-разовательных ресурсов учебного заве-дения и работодателей, на наш взгляд лежит основной путь развития профес-сионального образования.

 

Таким образом, основная идея инновационной образовательной про-граммы заключается в создании ин-новационной образовательной среды, которая включает: изменение учебного процесса, проектирование инновацион-ного содержания, материально-ресурс-ной базы, технологий обучения, совер-шенствовании учебно-методической базы по всем дисциплинам, професси-ональным образовательным модулям. Основной механизм, позволяющий осуществлять вышеназванные изме-нения – инновационное социальное партнерство. Концепция интеграции колледжа и производства, заложенная

 

в инновационной образовательной про-грамме направлена на:

 

• формирование научно-обосно-ванного заказа на подготовку кадров со средним профессиональным образова-нием;

 

• достижение современного качес-тва подготовки выпускников со сред-

 



Педагогика и психология профессионального образования


 

ним профессиональным образованием, обеспечивающего потребности рынка труда;

• подготовку элитных рабочих и специалистов, обслуживающих слож-ное высокотехнологичное оборудова-ние.

 

Реализация инновационной обра-зовательной программы способствует превращению колледжа в инновацион-но - ориентированное учебное заведе-ние, главными направлениями которо-го является ориентация на потребителя, на интеграцию образования и науки, на высокое качество образовательных ус-луг, ориентация на опережающее обра-зование.

 

Литература:

 

1. Землянский В.В., Разуваев С.Г.,

 

Желтов П.В. Создание интегрированной


 

 

учебно-производственной среды коллед-жа. СПО №7. – 2010. – С. 49.

2. Малыгина С.Ю. Особенности фор-мирования вариативной части основной про-фессиональной образовательной програм-мы по профессии «Повар», «Кондитер»»

С.Ю. Мальгина. – СПО, №1. – 2011. – с 23.

 

3. Мухаметзянова Ф.Ш. Инно-

 

вационные принципы в подготовке пе-дагогов профессионального обучения /Ф.Ш.Мухаметзянова, Г.А.Шайхутдинова// Казанский педагогический журнал, № 1, 2012. – стр. 25-35.

 

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего про-фессионального образования) по специаль-ности 051001 Профессиональное обучение (по отраслям) (утв. приказом Министер-ства образования и науки РФ от 10 ноября

 

2009 г. № 574).

 

5. h t t p: // w w w. i t - n. r u / c o m m u - n i t i e s. a s p x? c a t _ n o = 2 6 4 6 5 5 & l i b _ no=264757&tmpl=lib

 


 

 


Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ФИТНЕС-АЭРОБИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.112 с.)