Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.Р. Шайдуллина, Л.М. Алексеева
Аннотация. В статье раскрыты теоретические основания подготовкистудентов к осуществлению инновационной деятельности в условиях интегра-ции образования, науки и производства. Авторами выявлены закономерности, оп-ределены педагогические принципы и функции, разработан механизм подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства.
Ключевые слова: инновационная деятельность,интеграция,закономернос-ти, принципы, функции, региональный опыт.
Annotation. Technical institutes students training’s theoretical basics to their in-novative activity fulfillment in education, science and manufacture conditions are re-vealed. Regularities are revealed, pedagogical principles and functions are defined, technical institutes training’s mechanism to their innovative activity fulfillment in educa-tion, science and manufacture conditions is worked out by the authors.
Key words: innovative activity, integration, regularities, principles, functions, re-gional experience.
В рыночной экономике спрос и предложение регулируются только при наличии прогнозных характеристик
рынка труда, учитывающих обновляю-щиеся требования отрасли, меняющи-еся производственные реалии, модер-
низацию технологических процессов, внедрение и использование новейших научно-технических достижений. Если целью традиционной образовательной системы раньше являлась передача обу-чаемому стандартного набора знаний, умений и компетенций, удовлетворя-ющих «потребности» личности, обще-ства, государства, то основной задачей современной системы профессиональ-ного образования является опережаю-щее и полномасштабное реагирование на запросы инновационного произ-водства [2]. Однако главной, ключевой проблемой вузовской действительнос-ти остается проблема отчуждения пре-подавателей и студентов от проблем современного инновационного произ-водства. В связи с этим, возникает не-обходимость разработки теоретичес-ких оснований подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности в усло-виях интеграции образования, науки и производства
При разработке теоретических оснований подготовки студентов тех-нического вуза к осуществлению инно-вационной деятельности мы исходили из положения о том, что целостность и эффективность подготовки студентов к данному виду деятельности обеспечи-вается интеграцией образования, науки
и производства, которые характеризу-ются внутренними и внешними связя-ми на организационно-структурном, содержательном, технологическом и методическом уровнях. Практика показывает, что, если вертикально интегрированная компа-ния имеет в своем составе хотя бы одно звено, обладающее слабыми позиция-ми, то вся структура оказывается стра-тегически нежизнеспособной, или же, если смежная интегрируемая отрасль
обладает высоким уровнем конкурен-ции, компания может ухудшить свое положение на рынке, ограничивая ра-боту привязанностью к одному постав-щику или к одному потребителю вмес-то заключения рыночных сделок.
При обосновании необходимости подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства мы исходили из следующих ее закономер-ностей:
– формированию устойчивого ин-тереса студентов к осуществлению ин-новационной деятельности способству-ет интеграция их учебной и исследова-тельской деятельности; – продуктивность процесса обуче-ния студентов инновационной деятель-ности в условиях интеграции образова-ния, науки и производства обусловлена ее открытостью, динамичностью, го-товностью к инновациям; – продуктивности процесса под-готовки студентов к осуществлению инновационной деятельности способс-твует их систематическое участие на конференциях различного уровня, тех-нопарках инновационных идей; – целостность процесса подготов-ки студентов к осуществлению иннова-ционной деятельности обеспечивается при совместных с предприятиями раз-работках курсовых, дипломных проек-тов студентов. На основе выявленных закономер-ностей сформулированы и обоснованы педагогические принципы подготовки студентов к осуществлению инноваци-онной деятельности в условиях интег-рации образования, науки и производс-тва, а именно:
– инновационности и традицион-ности, предполагающий, с одной сто-
Интеграция образования
роны, обучение студентов основам ин-новационной деятельности на основе современных тенденций стратегичес-кого планирования и управления в ин-новационной сфере, обеспечивающих конкурентные преимущества субъек-тов интегрированной системы «наука
– образование – производство», а с дру-гой – с опорой на имеющийся традици-онный технический и технологический потенциал нефтяного комплекса РТ;
– фундаментализации и практи-коориентированности, предполагаю-щий фундаментальную подготовку студентов в процессе формирования их исследовательских компетенций, необ-ходимых для осуществления иннова-ционной деятельности с ориентацией на практикоориентированный харак-тер приобретения данных знаний для ознакомления с научно-технической инновационной политикой производс-твенной сферы;
– принцип транспарентности и ее соразмерности, предполагающий, с одной стороны, прозрачность, откры-тость и доступность процесса и ре-зультатов проектирования студентов для субъектов науки и производства, а с другой стороны, такая прозрачность должна реализовываться с сохранением профессиональной этики не разглашая коммерческие и служебные тайны.
В качестве функций подготовки студентов к инновационной деятель-ности в условиях интеграции науки, образования и производства нами были выделены следующие:
– опережающая, предполагающая разработку и реализацию совместных с работодателями проектов, способству-ющих опережающей практике студен-тов для получения качественно нового знания и прогнозирования развития на-учно-технической картины мира;
– реорганизующая, направленная на корректировку и обновление содер-жания обучения студентов с учетом требований инновационного произ-водства;
– сублимирующая, заключающая-ся в использовании механизмов одних субъектов интегрированной системы «наука – образование – производство» для достижения цели других.
Вышеобозначенные ориентиры за-ложены в основу регионального опыта подготовки студентов к инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства.
Следует отметить, что подготовка студентов к инновационной деятель-ности в условиях интеграции образова-ния, науки и производства основана на интеграции учебной и исследователь-ской деятельности студентов, учебного процесса в вузе с реальными задачами научно-производственного подразделе-ния базового предприятия путем реа-лизации курсовых и дипломных проек-тов студентов, включающих элементы инновационности, прогностические характеристики.
Научно-исследовательская дея-тельность в ГОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт» (АГНИ) занимает особое положение, так как не только решает образователь-ные задачи, но и актуальные произ-водственные социально-экономические проблемы, стоящие перед нефтяной отраслью и юго-восточным регионом Татарстана. Полигоном для проведения совместных с работодателями исследо-ваний и внедрения научных разработок являются производственные подраз-деления ОАО «Татнефть», ТатНИПИ-нефть (Татарский научно-исследова-тельский и проектный институт нефти
ОАО «Татнефть») и учебный полигон АГНИ.
Подготовкой студентов к осущест-влению инновационной деятельности заинтересованы все субъекты интегри-рованной системы «АГНИ – ОАО «Тат-нефть» – ТатНИПИнефть». В связи с этим работодателями было предложено после третьего курса, по результатам успеваемости и тестирования провес-ти отбор студентов в количестве 50% от их общего числа для распределения на преддипломную практику в струк-турные подразделения предприятия. В связи с этим, разработаны содержание
и технологии образовательно-произ-водственного партнерства в подготовке студентов к инновационному предпри-нимательству, направленные на предо-ставление студентам возможностей вы-бора индивидуальной образовательной
и карьерной траектории. Одним из подэтапов его алгорит-ма является формирование ресурсной и резервной групп студентов представи-телями предприятия и профессорско-преподавательским составом АГНИ. Формирование ресурсной и резервной групп с гибкой системой перехода из одной группы в другую побуждает студентов регулировать собственную образовательную и карьерную траекто-рию, которая предполагает их участие
в научно-исследовательской деятель-ности вуза, в конкурсах Технопарка идей, в совместных с работодателями проектах. Одним из критериев перехода студентов из резервной в ресурсную группу послужило их участие в науч-но-практических конференциях, где работодатели заполняли на каждого участника оценочный лист доклада в трех экземплярах: работодателю, сту-денту в портфолио и в архив выпуска-
ющей кафедры. При трудоустройстве выпускники предъявляли портфолио с имеющимися оценками работодателей.
Лист оценки дипломных проек-тов заполнялся при проведении ГАК по специальности «Разработка и эксплуа-тация нефтяных и газовых месторож-дений». На основе заполненных листов был проведен ранговый корреляцион-ный анализ, который показал расхож-дения в оценочных мнениях работода-телей и преподавателей. Наибольшее расхождение выявилось по критериям оригинальность решения задач проек-тирования, перспективность развития направления, что свидетельствует о недостаточной осведомленности пре-подавательского состава о требованиях производства.
В связи с этим, работодатели со-здали экспертную комиссию для ра-боты со студентами АГНИ; проводи-ли тестирование студентов, начиная с первого курса; после третьего курса, по результатам успеваемости и тести-рования проводили отбор студентов в количестве 50% от общего числа сту-дентов, с которыми в дальнейшем бу-дет проводиться работа; распределяли отобранных студентов на производс-твенно-профессиональную практи-ку, структурные подразделения ОАО «Татнефть», а также на предприятия нефтяного сервиса ОАО «Татнефть» по окончании ими четвертого курса; рас-пределяли студентов по структурным подразделениям ОАО «Татнефть» и предприятиям нефтяного сервиса для прохождения преддипломной практи-ки с одновременным трудоустройством
и оплатой труда за отработанное вре-мя. В качестве руководителей диплом-ных проектов выступали руководители структурных подразделений данных предприятий; проводили конкурсный
Интеграция образования
отбор для трудоустройства студентов на постоянную работу в структурных подразделениях ОАО «Татнефть» по разработанным критериям, а также предприятиях нефтяного сервиса.
Представленный механизм под-готовки студентов к осуществлению инновационной деятельности в усло-виях интеграции образования, науки
и производства, представляет собой алгоритм действий субъектов данной системы по отбору и взращиванию студентов для их будущей профес-сиональной и карьерной траектории, основанных на стратегии содействия в самоопределении студентов за счет развития их устойчивой мотивации и установок на непрерывное самообразо-вание, самоопределение, саморазвитие, самопрезентацию на рынке труда.
Таким образом, такая подготовка студентов к осуществлению инноваци-онной деятельности в условиях интег-рации образования, науки и производс-тва способствует
– в организационном плане: обес-печению полноценного качественного профессионального образования; со-зданию системы эффективной целевой контрактной подготовки будущих спе-циалистов технического профиля; обес-печению рынка труда квалифицирован-ными кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной мобиль-ности, исследовательской компетенции
и адаптационными возможностями; обеспечению конкурентоспособности
и трудоустройства выпускников; со-кращению периода их профессиональ-ной адаптации и длительности закреп-ления на рабочем месте; – в содержательном плане: орга-низации целостного образовательного
процесса, ориентированного на совмес-тное решение единых целей и задач; ре-ализации эффективных путей и спосо-бов интегрирования образовательных программ уровней профессионального образования; сокращению сроков обу-чения, изменению содержания обуче-ния; обеспечению преемственности, вариативности и гибкости профессио-нальных программ; усилению практи-ческой и исследовательской составляю-щей в обучении и др.;
– в личностном плане: обеспече-нию становления профессионала как целостной личности, способной на основе полученного образования ин-тегрально решать профессиональные задачи и гибко реагировать на пробле-мы; формированию у специалиста ин-тегральных характеристик мышления
и деятельности; предоставлению воз-можности выбора студентам собствен-ной образовательной и карьерной тра-ектории и др.
Литература:
1. Гильмеева Р.Х. Формированиепрофессионально-значимых личностных качеств будущего специалиста в процессе гуманитарной подготовки // Профессио-нальное образование в России и за рубе- жом. – № 1 (3), 2011. – С. 29-34.
2. Мухаметзянова Г.В., Шайдуллина А.Р. Интеграционные процессы в региональ-ной системе профессионального образо-вания. – Казань: «Идель-Пресс», 2011. – 232 с.
3. Мухаметзянова Г.В., Ибраги-
мов Г.И. проблемы и основные направленияразвития профессионального образования в условиях изменяющегося рынка труда // Казанский педагогически й журнал. 2012. №2. С.5-18.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА
В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ
Е.В. Тройникова
Рассмотрены некоторые аспекты организации открытого образователь-ного пространства в контексте глобального со-развития образовательных сис-тем. Представлен краткий анализ основных направлений организации такого пространства, а также дидактические ресурсы его обеспечения.
Ключевые слова: конвергенция образовательных систем,высшее професси-ональное образование, открытое образовательное пространство, образователь-ные технологии.
Some aspects of open educational sphere in connection with global mutual devel-opment of educational systems are studied in this article. The author presents a short analysis of main ways of organizing such sphere including didactics resources of its realization.
Key words: convergence of educational system, high professional education, openeducational sphere, educational technologies.
Одним из ключевых механизмов развития отечественной высшей школы является «глобальное» взаимодействие
с международными научно-образова-тельными системами. Большое значе-ние при этом приобретают процессы сближения образовательных систем и согласования их функционирования, что определяется в настоящей статье как международная конвергенция. Международная конвергенция нацеле-на на достижение нового качества под-готовки современного специалиста на-ционального и международного уровня за счёт поиска инновационных ресур-сов своего развития в ходе взаимодейс-твия и консолидации научно-образова-тельного потенциала образовательных систем.
Действительно, важным источни-ком всех преобразований, происходя-щих в отечественной системе образо-вания, выступают процессы познания иных способов научно-образователь-ной деятельности, результатом которых
служит выработка новых, более про-дуктивных механизмов модернизации образовательной и социокультурной действительности. Именно поэтому в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. про-цесс международного взаимодействия определяется как важный ресурс соци-ально-экономического развития России
в ХХI в., включая восстановление ста-туса нашего государства в мировом со-обществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и высо-ких технологий [2]. Исследование вопросов взаимо-действия систем высшего образова-ния разных стран, представленных в работах отечественных и зарубежных учёных (В. И. Байденко, Е. И. Браж-ник, Е. Н. Бондаренко, Б. Л. Вульф-сон, А. П. Лиферов, Н. Д. Никанд-ров, А. М. Новиков, В. А. Трайнев, U. Banscherus, G. Bollenbeck, A. Gulbins, K. Himpele, S. Staack, W. Wende и др.),
позволило выявить общие константы
Интеграция образования
развития международных образова-тельных систем, которые одновремен-но являются ключевыми ориентирами международной конвергенции. К ним относятся:
1) гуманистическая направлен- ность образования и существенноеусиление в образовании гуманитарной составляющей, задающие идейную близость национальных образователь-ных пространств за счёт признания человека высшей ценностью и целью любой социальной деятельности, при-оритетом общечеловеческих ценностей и нравственных принципов;
2) фундаментализация образова- ния как процесс усиления взаимосвязиестественнонаучной и гуманитарной составляющей профессиональной под-готовки будущего специалиста, с од-ной стороны, и как концепция единства познаваемого мира в научно-образова-тельном процессе – с другой; 3) возрастание роли межкуль-турного и иноязычного образования, обеспечивающих стабильное развитие поликультурного общества за счёт гар-монизации взаимоотношений между представителями различных нацио-нальных, культурных, религиозных, языковых миров, а также развития международных контактов и стратеги-ческого партнёрства; 4) демократизация образования, которая характеризуется переходом к общественно-государственной, над-национальной системе управления, развитием экономической и юридичес-кой автономности учебных заведений, введением различных форм самоор-ганизации в научно-образовательную деятельность и внедрением «социаль-ного» измерения в образовательную сферу;
5) информатизация образования как значительный инновационный ре-сурс развития образовательных систем, предполагающий создание информаци-онно-коммуникационного пространс-тва, которое изменяет характер личнос-тного, профессионального, социального развития человека, перемещая акценты в сторону самостоятельной поисково-познавательной деятельности; 6) открытость, доступность и непрерывность образования, позволя- ющие быть образовательным системам более гибкими, динамичными с целью преодоления неравенства в возможнос-тях доступа к качественному образо-ванию, обеспечения конкурентоспо-собности человека на протяжении всей жизни, его адаптации к быстроизменя-ющимся условиям окружающего мира и эффективной реализации личностно-го и профессионального потенциала. Как видно из приведённых ха-рактеристик, категория «открытость» является одним из ключевых ориен-тиров международной конвергенции как процесса со-развития образова-тельных систем. Задача по формирова-нию открытого образовательного про-странства рассматривается как одна из приоритетных на пути созидания «открытой», «опережающей», «культу-ротворческой» образовательной реаль-ности. Подтверждение тому находим в работах А. Н. Дахина, А. Е. Марона, Л. Ю. Монаховой, В. И. Соколова, ко-торые едины во мнении о том, что ка-тегория «открытость» является осно-вополагающей в способах организации общественной и духовной жизни, в том числе и образования [1; 5]. Следует отметить, что в настоя-щий момент субъекты образователь-ного процесса демонстрируют разную степень подготовленности к организа-
ции открытого образовательного про-странства. В этой связи возникает мно-жество вопросов и проблем, которые ведут к переосмыслению существую-щей педагогической теории и образова-тельной практики.
В общем плане категория «откры-тость» означает преодоление явных и неявных границ, интенсивную сов-местную деятельность и общение лю-дей различного происхождения, пола, мировосприятия и т.д. Экстраполяция данной категории в образовательный контекст позволяет говорить об откры-том образовании, которое А. Н. Дахин определяет как «совокупность взаимо-связанных образовательных элементов, постоянно обменивающихся с социаль-ными подсистемами и друг с другом информацией, интеллектуальными, финансовыми, материальными ресур- сами» [2, 26]. В работах Е. С. Полат и С. А. Щен-никова в качестве сущностных ха-рактеристик открытого образования выделяются доступность, гибкость, взаимодействие, непрерывность, про-зрачность, информационность, инно-вационность и др. Очевидно, что в кон-тексте учебного заведения необходимо говорить о формировании открытого образовательного пространства как о совокупности образовательных объек-тов и субъектов, взаимодействие кото-рых между собой и с внешней средой позволяет создать организованную образовательную среду с целью соци-ально-профессиональной подготовки личности как специалиста высокого уровня на перспективу. Достижение такой цели в условиях международной конвергенции возможно в ходе форми-рования инновационного потенциала образовательных структур, элементов, деятельности субъектов и т. д. на осно-
ве постоянного взаимообмена различ-ными образовательными и информаци-онными ресурсами. Всё это в конечном итоге призвано обеспечить повышение «результативности» образовательной системы за счёт качественных и коли-чественных изменений свойств обра-зовательного пространства, условий образовательной среды и итогов науч-но-образовательной деятельности.
Теоретической основой построе-ния пространства выступает концеп-ция диалога культур М. М. Бахтина и В. С. Библера, согласно которой фор-мирование нового знания возможно только в условиях диалога и взаимо-действия с «другим». Открытость явля-ется ключом созидания нового образа действительности, где на первый план выходят такие категории как творчест-во, совместная деятельность, личность и развитие.
Таким образом, основу открытого образования составляют главные куль-турные ценности современного мира: отношение к человеку как свободной
и творческой личности, реализующей себя на протяжении всей жизни; сбли-жение различных типов культур в про-фессиональной и непрофессиональной сферах (информационно-технологичес-кой и общей, мировой и национальной и т. д.); осознание ответственности за проектирование своего будущего и будущего окружающего мира; обеспе-чение возможности постоянного ин-теллектуального, профессионального, социального и личностного роста.
Анализ отечественной и зару-бежной педагогической литературы позволил выделить две стратегии со-здания открытого образовательного пространства: а) развитие «интер» и «интра» коммуникационного потен-циала пространства (структур и субъ-
Интеграция образования
ектов), в том числе в ходе разработки эффективной информационно-комму-никационной среды вуза; б) формиро-вание внутренней структурно-содер-жательной гибкости, вариативности и динамичности пространства, что на-правленно на установление многофун-кциональных и разнонаправленных связей между субъектами и объектами. Обратим внимание на то, что проекти-рование открытого образовательного пространства должно рассматриваться как процесс разработки и реализации гуманитарной технологии, ориентиро-ванной на решение проблемы «улуч-шения» человека и увеличения в этой связи образовательного, научного, ин-формационного, материального и др. потенциала вуза в ходе реализации обозначенных стратегий. Рассмотрим данные стратегии и ресурсы их обеспе-чения более подробно.
1. Первая стратегия раскрыва- ется в организации «внешней» откры-тости образовательного пространства, которая предполагает разнонаправлен-ные связи с другими «системами» и «подсистемами». Это может означать взаимодействие учебного заведения
с социально-экономической средой и обусловленность его развития потреб-ностями современного социума; интег-рацию образования с наукой, произ-водством и другими важными сферами общества; установление различных видов партнёрства с региональными и международными научно-образова-тельными пространствами и открытый обмен информационными, интеллекту-альными, материальными ресурсами между ними; конструирование откры-того телекоммуникационного и инфор-мационного пространства.
Внешняя открытость рассматри-вается в качестве обязательного ус-
ловия международной конвергенции
в сфере образования и науки. Основу пространства в этом случае составля-ет целенаправленный поиск сущест-вующих ресурсов и потенциальных возможностей своего инновационного преобразования в ходе взаимодействия с «внешней средой». Для того чтобы данный процесс был успешен, необхо-димо постоянно кооперировать свою деятельность. В результате образуют-ся новые средства, формы, механизмы устойчивого развития. Представляется необходимым выделение нескольких качественно разных уровней реализа-ции внешней открытости образователь-ного пространства: международный, региональный, институциональный и субъектный.
На международном уровне «от-крытость» обеспечивает консолида-цию международного научно-образо-вательного потенциала, согласованное развитие научно-образовательных пространств и укрепление взаимопо-нимания между ними с целью решения глобальных и национальных проблем образования. На региональном уровне
с помощью открытости осуществляет-ся координация развития региональ-ных образовательных пространств при взаимодействии с социально-экономи-ческим сектором за счёт привлечения инвестиций и грантов. В этом случае открытость позволяет установить орга-ническое единство образования и про-изводства, создать необходимые усло-вия для развития региональных систем подготовки профессиональных кадров, что нацелено, как указывает Г. В. Му-хаметзянова, на превращение профес-сионального образования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации инсти-
тутов начального, среднего, высшего и послевузовского образования [3, 14].
На институциональном уровне открытость содействует повышению конкурентоспособности учебных за-ведений, качества научно-образова-тельной деятельности за счёт транс-фера нового знания и создания на основе этого более эффективных технологий обучения, а также учас-тия в различных международных, ре-гиональных проектах и программах. На уровне субъектов образования открытость призвана развивать сту-дентов, преподавателей и исследова-телей посредством доступа к «иным» образовательным ресурсам, обмена разноуровневыми информационны-ми, организационными, содержатель-ными, технологическими потоками. Расширяя границы своих контактов в открытом образовательном пространс-тве, личность осваивает новые способы конструктивной жизнедеятельности в глобальном мире и пути развития со-циокультурного окружения.
Технологической основой обеспе-чения «внешней» открытости служат научно-образовательная интеграция, интернационализация и различные виды сотрудничества. Интеграция в сфере науки и образования предполага-ет создание формата целостности меж-ду образовательными системами, науч-но-образовательными сообществами
в ходе развития и углубления между ними коррелирующих связей. Интер-национализация рассматривается как организационная стратегия внедрения общих – «международных» элементов
в различные функции образовательных структур, а международное сотрудни-чество представляет собой непосредс-твенный процесс взаимодействия об-
разовательных пространств, структур, субъектов и др.
В качестве ключевых факторов формирования внешней открытости образовательного пространства выде-лим организационно-правовые и дидак-тические ресурсы. К первым относится нормативно-правовое, финансовое, ма-териальное обеспечение развития раз-личных видов интеграции и уровней сотрудничества. Дидактические ресур-сы поддержки «внешней» открытости образовательного пространства вклю-чают образовательные технологии, направленные на формирование спо-собности субъектов образовательного процесса к диалогу и сотрудничеству. Содержание таких ресурсов составля-ют технологии кооперативного обу-чения, групповые и проектные формы взаимодействия, т. е. все технологии, методы, средства и формы обучения, которые подразумевают совместную деятельность обучающихся, преподава-телей, учёных и т. д.; а также техноло-гии межкультурного языкового образо-вания, готовящие субъектов к диалогу языков и культур.
2. Вторая стратегия развития от-
крытого образовательного пространс-тва означает новую философию обра-зовательного пространства, которая предполагает создание условий для развития нового качества отношений между индивидуальностью обучаемо-го, преподавателя и образовательной средой. В методологическом плане «внутренняя» открытость образова-тельного пространства обеспечивает-ся целенаправленно организованным взаимодействием структурно-содержа-тельных элементов и субъектов образо-вательного процесса на основе страте-гии открытого типа. Данная стратегия позволяет студентам осуществлять
Интеграция образования
свободный выбор в содержании учеб-ных курсов, преподавателям – выбор наиболее эффективных образователь-ных технологий, системе управления позволяет обеспечить свободный до-ступ к информационно-образователь-ным ресурсам и т. д. Установление та-кой стратегии образования, по словам Н. Д. Сорокиной, служит основным подходом к формированию инноваци-онной способности системы высшего образования [5, 30].
При таком подходе основная цель организации открытого образователь-ного пространства заключается в про-ектировании и реализации потенциаль-ных возможностей развития учебного подразделения, учреждения и др. как ресурса качества социально-професси-ональной подготовки будущих специа-листов. Такие ресурсы возникают в ходе развития многофункциональных свя-зей между различными уровнями обра-зовательной системы и направлениями научно-образовательной деятельности, реализации позитивных форм взаимо-действия студентов, преподавателей, исследователей друг с другом и с обра-зовательной средой. В качестве методологического ориентира организации пространства выступает гуманистическая парадигма культурологического типа, выдвигаю-щая на первый план задачи по подго-товке студента к успешной реализации своего образовательного потенциала в социальной, профессиональной и лич-ностной сферах. Инвариантами разви-тия пространства являются системный, компетентностный, личностно-ориен-тированный, коммуникативно-деятель-ностный и информационно-средовой подходы.
В общем плане, интеграция дан-ных подходов позволяет обеспечить
формирование следующих свойств от-крытого образовательного пространс-тва: гуманистическая ориентация на-учно-образовательной деятельности и генерирование гуманитарных техно-логий; ценностное равенство субъек-тов образовательного процесса; доми-нирование идей развития творческого потенциала личности в процессе обу-чения, общения, взаимодействия с другими людьми; проектирование и прогнозирование компетентностной результативно-целевой основы обра-зовательной деятельности; приоритет различных форм коммуникации, со-трудничества и диалога; возможность доступа к различным информационно-образовательным ресурсам; введение активных технологий, инновационных методов, приёмов и форм обучения.
Ядро содержания открытого обра-зовательного пространства составля-ют: − «открытое» содержание под-готовки студента к социально-про-фессиональной и личностной саморе-ализации как результативно-целевая основа образовательного пространства (компетенции, исходя из социальной значимости, образовательной целесо-образности и личных актуальных пот-ребностей студента);
− содержание образовательной среды как отражение системы работы кафедр и других структурных под-разделений, обеспечивающих профес-сиональную, социальную и личнос-тную самореализацию студентов (конструирование содержания учебных курсов как проекта индивидуального образовательного маршрута студента, исходя из его личных потребностей и выбранного образовательного профи-ля);
− содержание научно-образо-вательной деятельности студента и преподавателя, находящихся в услови-ях открытого образовательного про-странства и привлекающих различные ресурсы в программу своего развития (алгоритм действий студента как про-екта его индивидуальной образова-тельной программы и деятельности преподавателя, обеспечивающих эту программу).
Следует отметить, что открытое образовательное пространство со-здаётся не столько за счёт нормативно-правового обеспечения, сколько в ходе развития и внедрения эффективных ди-дактических ресурсов, а именно: введе-ния образовательных технологий кри-тического мышления и эвристического обучения, технологий планирования образовательной программы; создания центра академической поддержки сту-дентов; организации разнообразных ситуаций выбора среди информацион-но-образовательных ресурсов.
Результативность открытого обра-зовательного пространства может быть представлена разнообразным спектром характеристик, а именно: внедрением новых подходов к подготовке специа-листов; появлением инновационных мо-делей и форм образования, в том числе новых форм организации научных ис-следований; развитием интеграционно-го взаимодействия науки – образования – производства; формированием новой структурно-содержательной основы научно-образовательной деятельности с учётом международных требований и национальных потребностей; проек-тированием и реализацией процесса взаимообмена технологиями на основе проведения междисциплинарных ис-следований, реализацией сетевых об-разо
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.162 с.) |