А.Р. Шайдуллина, Л.М. Алексеева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.Р. Шайдуллина, Л.М. Алексеева



 

Аннотация. В статье раскрыты теоретические основания подготовкистудентов к осуществлению инновационной деятельности в условиях интегра-ции образования, науки и производства. Авторами выявлены закономерности, оп-ределены педагогические принципы и функции, разработан механизм подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства.

 

Ключевые слова: инновационная деятельность,интеграция,закономернос-ти, принципы, функции, региональный опыт.

 

Annotation. Technical institutes students training’s theoretical basics to their in-novative activity fulfillment in education, science and manufacture conditions are re-vealed. Regularities are revealed, pedagogical principles and functions are defined, technical institutes training’s mechanism to their innovative activity fulfillment in educa-tion, science and manufacture conditions is worked out by the authors.

 

Key words: innovative activity, integration, regularities, principles, functions, re-gional experience.


 

В рыночной экономике спрос и предложение регулируются только при наличии прогнозных характеристик


 

 

рынка труда, учитывающих обновляю-щиеся требования отрасли, меняющи-еся производственные реалии, модер-

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

низацию технологических процессов, внедрение и использование новейших научно-технических достижений. Если целью традиционной образовательной системы раньше являлась передача обу-чаемому стандартного набора знаний, умений и компетенций, удовлетворя-ющих «потребности» личности, обще-ства, государства, то основной задачей современной системы профессиональ-ного образования является опережаю-щее и полномасштабное реагирование на запросы инновационного произ-водства [2]. Однако главной, ключевой проблемой вузовской действительнос-ти остается проблема отчуждения пре-подавателей и студентов от проблем современного инновационного произ-водства. В связи с этим, возникает не-обходимость разработки теоретичес-ких оснований подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности в усло-виях интеграции образования, науки и производства

 

При разработке теоретических оснований подготовки студентов тех-нического вуза к осуществлению инно-вационной деятельности мы исходили из положения о том, что целостность и эффективность подготовки студентов к данному виду деятельности обеспечи-вается интеграцией образования, науки

 

и производства, которые характеризу-ются внутренними и внешними связя-ми на организационно-структурном, содержательном, технологическом и методическом уровнях.

Практика показывает, что, если вертикально интегрированная компа-ния имеет в своем составе хотя бы одно звено, обладающее слабыми позиция-ми, то вся структура оказывается стра-тегически нежизнеспособной, или же, если смежная интегрируемая отрасль


 

обладает высоким уровнем конкурен-ции, компания может ухудшить свое положение на рынке, ограничивая ра-боту привязанностью к одному постав-щику или к одному потребителю вмес-то заключения рыночных сделок.

 

При обосновании необходимости подготовки студентов технического вуза к осуществлению инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства мы исходили из следующих ее закономер-ностей:

 

– формированию устойчивого ин-тереса студентов к осуществлению ин-новационной деятельности способству-ет интеграция их учебной и исследова-тельской деятельности;

– продуктивность процесса обуче-ния студентов инновационной деятель-ности в условиях интеграции образова-ния, науки и производства обусловлена

ее открытостью, динамичностью, го-товностью к инновациям;

– продуктивности процесса под-готовки студентов к осуществлению инновационной деятельности способс-твует их систематическое участие на конференциях различного уровня, тех-нопарках инновационных идей;

– целостность процесса подготов-ки студентов к осуществлению иннова-ционной деятельности обеспечивается при совместных с предприятиями раз-работках курсовых, дипломных проек-тов студентов.

На основе выявленных закономер-ностей сформулированы и обоснованы педагогические принципы подготовки студентов к осуществлению инноваци-онной деятельности в условиях интег-рации образования, науки и производс-тва, а именно:

 

– инновационности и традицион-ности, предполагающий, с одной сто-

 



Интеграция образования


 

роны, обучение студентов основам ин-новационной деятельности на основе современных тенденций стратегичес-кого планирования и управления в ин-новационной сфере, обеспечивающих конкурентные преимущества субъек-тов интегрированной системы «наука

 

– образование – производство», а с дру-гой – с опорой на имеющийся традици-онный технический и технологический потенциал нефтяного комплекса РТ;

 

– фундаментализации и практи-коориентированности, предполагаю-щий фундаментальную подготовку студентов в процессе формирования их исследовательских компетенций, необ-ходимых для осуществления иннова-ционной деятельности с ориентацией на практикоориентированный харак-тер приобретения данных знаний для ознакомления с научно-технической инновационной политикой производс-твенной сферы;

 

– принцип транспарентности и ее соразмерности, предполагающий, с одной стороны, прозрачность, откры-тость и доступность процесса и ре-зультатов проектирования студентов для субъектов науки и производства, а

с другой стороны, такая прозрачность должна реализовываться с сохранением профессиональной этики не разглашая коммерческие и служебные тайны.

 

В качестве функций подготовки студентов к инновационной деятель-ности в условиях интеграции науки, образования и производства нами были выделены следующие:

 

– опережающая, предполагающая разработку и реализацию совместных с работодателями проектов, способству-ющих опережающей практике студен-тов для получения качественно нового знания и прогнозирования развития на-учно-технической картины мира;


 

 

– реорганизующая, направленная на корректировку и обновление содер-жания обучения студентов с учетом требований инновационного произ-водства;

 

– сублимирующая, заключающая-ся в использовании механизмов одних субъектов интегрированной системы «наука – образование – производство» для достижения цели других.

 

Вышеобозначенные ориентиры за-ложены в основу регионального опыта подготовки студентов к инновационной деятельности в условиях интеграции образования, науки и производства.

 

Следует отметить, что подготовка студентов к инновационной деятель-ности в условиях интеграции образова-ния, науки и производства основана на интеграции учебной и исследователь-ской деятельности студентов, учебного процесса в вузе с реальными задачами научно-производственного подразделе-ния базового предприятия путем реа-лизации курсовых и дипломных проек-тов студентов, включающих элементы инновационности, прогностические характеристики.

 

Научно-исследовательская дея-тельность в ГОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт» (АГНИ) занимает особое положение, так как не только решает образователь-ные задачи, но и актуальные произ-водственные социально-экономические проблемы, стоящие перед нефтяной отраслью и юго-восточным регионом Татарстана. Полигоном для проведения совместных с работодателями исследо-ваний и внедрения научных разработок являются производственные подраз-деления ОАО «Татнефть», ТатНИПИ-нефть (Татарский научно-исследова-тельский и проектный институт нефти

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

ОАО «Татнефть») и учебный полигон АГНИ.

 

Подготовкой студентов к осущест-влению инновационной деятельности заинтересованы все субъекты интегри-рованной системы «АГНИ – ОАО «Тат-нефть» – ТатНИПИнефть». В связи с этим работодателями было предложено после третьего курса, по результатам успеваемости и тестирования провес-ти отбор студентов в количестве 50% от их общего числа для распределения на преддипломную практику в струк-турные подразделения предприятия. В связи с этим, разработаны содержание

 

и технологии образовательно-произ-водственного партнерства в подготовке студентов к инновационному предпри-нимательству, направленные на предо-ставление студентам возможностей вы-бора индивидуальной образовательной

 

и карьерной траектории.

Одним из подэтапов его алгорит-ма является формирование ресурсной и резервной групп студентов представи-телями предприятия и профессорско-преподавательским составом АГНИ. Формирование ресурсной и резервной групп с гибкой системой перехода из одной группы в другую побуждает студентов регулировать собственную образовательную и карьерную траекто-рию, которая предполагает их участие

 

в научно-исследовательской деятель-ности вуза, в конкурсах Технопарка идей, в совместных с работодателями проектах.

Одним из критериев перехода студентов из резервной в ресурсную группу послужило их участие в науч-но-практических конференциях, где работодатели заполняли на каждого участника оценочный лист доклада в трех экземплярах: работодателю, сту-денту в портфолио и в архив выпуска-


 

ющей кафедры. При трудоустройстве выпускники предъявляли портфолио с имеющимися оценками работодателей.

 

Лист оценки дипломных проек-тов заполнялся при проведении ГАК по специальности «Разработка и эксплуа-тация нефтяных и газовых месторож-дений». На основе заполненных листов был проведен ранговый корреляцион-ный анализ, который показал расхож-дения в оценочных мнениях работода-телей и преподавателей. Наибольшее расхождение выявилось по критериям оригинальность решения задач проек-тирования, перспективность развития направления, что свидетельствует о недостаточной осведомленности пре-подавательского состава о требованиях производства.

 

В связи с этим, работодатели со-здали экспертную комиссию для ра-боты со студентами АГНИ; проводи-ли тестирование студентов, начиная с первого курса; после третьего курса, по результатам успеваемости и тести-рования проводили отбор студентов в количестве 50% от общего числа сту-дентов, с которыми в дальнейшем бу-дет проводиться работа; распределяли отобранных студентов на производс-твенно-профессиональную практи-ку, структурные подразделения ОАО «Татнефть», а также на предприятия нефтяного сервиса ОАО «Татнефть» по окончании ими четвертого курса; рас-пределяли студентов по структурным подразделениям ОАО «Татнефть» и предприятиям нефтяного сервиса для прохождения преддипломной практи-ки с одновременным трудоустройством

 

и оплатой труда за отработанное вре-мя. В качестве руководителей диплом-ных проектов выступали руководители структурных подразделений данных предприятий; проводили конкурсный

 



Интеграция образования


 

отбор для трудоустройства студентов на постоянную работу в структурных подразделениях ОАО «Татнефть» по разработанным критериям, а также предприятиях нефтяного сервиса.

 

Представленный механизм под-готовки студентов к осуществлению инновационной деятельности в усло-виях интеграции образования, науки

 

и производства, представляет собой алгоритм действий субъектов данной системы по отбору и взращиванию студентов для их будущей профес-сиональной и карьерной траектории, основанных на стратегии содействия в самоопределении студентов за счет развития их устойчивой мотивации и установок на непрерывное самообразо-вание, самоопределение, саморазвитие, самопрезентацию на рынке труда.

 

Таким образом, такая подготовка студентов к осуществлению инноваци-онной деятельности в условиях интег-рации образования, науки и производс-тва способствует

 

– в организационном плане: обес-печению полноценного качественного профессионального образования; со-зданию системы эффективной целевой контрактной подготовки будущих спе-циалистов технического профиля; обес-печению рынка труда квалифицирован-ными кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной мобиль-ности, исследовательской компетенции

 

и адаптационными возможностями; обеспечению конкурентоспособности

 

и трудоустройства выпускников; со-кращению периода их профессиональ-ной адаптации и длительности закреп-ления на рабочем месте;

– в содержательном плане: орга-низации целостного образовательного


 

 

процесса, ориентированного на совмес-тное решение единых целей и задач; ре-ализации эффективных путей и спосо-бов интегрирования образовательных программ уровней профессионального образования; сокращению сроков обу-чения, изменению содержания обуче-ния; обеспечению преемственности, вариативности и гибкости профессио-нальных программ; усилению практи-ческой и исследовательской составляю-щей в обучении и др.;

 

– в личностном плане: обеспече-нию становления профессионала как целостной личности, способной на основе полученного образования ин-тегрально решать профессиональные задачи и гибко реагировать на пробле-мы; формированию у специалиста ин-тегральных характеристик мышления

и деятельности; предоставлению воз-можности выбора студентам собствен-ной образовательной и карьерной тра-ектории и др.

 

Литература:

 

1. Гильмеева Р.Х. Формированиепрофессионально-значимых личностных качеств будущего специалиста в процессе гуманитарной подготовки // Профессио-нальное образование в России и за рубе-

жом. – № 1 (3), 2011. – С. 29-34.

 

2. Мухаметзянова Г.В., Шайдуллина А.Р. Интеграционные процессы в региональ-ной системе профессионального образо-вания. – Казань: «Идель-Пресс», 2011. – 232 с.

 

3. Мухаметзянова Г.В., Ибраги-

 

мов Г.И. проблемы и основные направленияразвития профессионального образования

в условиях изменяющегося рынка труда // Казанский педагогически й журнал. 2012.

№2. С.5-18.

 


 


   
Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА

 

В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ

 

Е.В. Тройникова

 

Рассмотрены некоторые аспекты организации открытого образователь-ного пространства в контексте глобального со-развития образовательных сис-тем. Представлен краткий анализ основных направлений организации такого пространства, а также дидактические ресурсы его обеспечения.

 

Ключевые слова: конвергенция образовательных систем,высшее професси-ональное образование, открытое образовательное пространство, образователь-ные технологии.

 

Some aspects of open educational sphere in connection with global mutual devel-opment of educational systems are studied in this article. The author presents a short analysis of main ways of organizing such sphere including didactics resources of its realization.

 

Key words: convergence of educational system, high professional education, openeducational sphere, educational technologies.


 

Одним из ключевых механизмов развития отечественной высшей школы является «глобальное» взаимодействие

 

с международными научно-образова-тельными системами. Большое значе-ние при этом приобретают процессы сближения образовательных систем и согласования их функционирования, что определяется в настоящей статье как международная конвергенция. Международная конвергенция нацеле-на на достижение нового качества под-готовки современного специалиста на-ционального и международного уровня за счёт поиска инновационных ресур-сов своего развития в ходе взаимодейс-твия и консолидации научно-образова-тельного потенциала образовательных систем.

 

Действительно, важным источни-ком всех преобразований, происходя-щих в отечественной системе образо-вания, выступают процессы познания иных способов научно-образователь-ной деятельности, результатом которых


 

 

служит выработка новых, более про-дуктивных механизмов модернизации образовательной и социокультурной действительности. Именно поэтому в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. про-цесс международного взаимодействия определяется как важный ресурс соци-ально-экономического развития России

 

в ХХI в., включая восстановление ста-туса нашего государства в мировом со-обществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и высо-ких технологий [2].

Исследование вопросов взаимо-действия систем высшего образова-ния разных стран, представленных в работах отечественных и зарубежных учёных (В. И. Байденко, Е. И. Браж-ник, Е. Н. Бондаренко, Б. Л. Вульф-сон, А. П. Лиферов, Н. Д. Никанд-ров, А. М. Новиков, В. А. Трайнев, U. Banscherus, G. Bollenbeck, A. Gulbins, K. Himpele, S. Staack, W. Wende и др.),

 

позволило выявить общие константы

 



Интеграция образования


 

развития международных образова-тельных систем, которые одновремен-но являются ключевыми ориентирами международной конвергенции. К ним относятся:

 

1) гуманистическая направлен-

ность образования и существенноеусиление в образовании гуманитарной составляющей, задающие идейную близость национальных образователь-ных пространств за счёт признания человека высшей ценностью и целью любой социальной деятельности, при-оритетом общечеловеческих ценностей

и нравственных принципов;

 

2) фундаментализация образова-

ния как процесс усиления взаимосвязиестественнонаучной и гуманитарной составляющей профессиональной под-готовки будущего специалиста, с од-ной стороны, и как концепция единства познаваемого мира в научно-образова-тельном процессе – с другой;

3) возрастание роли межкуль-турного и иноязычного образования,

обеспечивающих стабильное развитие поликультурного общества за счёт гар-монизации взаимоотношений между представителями различных нацио-нальных, культурных, религиозных, языковых миров, а также развития международных контактов и стратеги-ческого партнёрства;

4) демократизация образования,

которая характеризуется переходом к общественно-государственной, над-национальной системе управления, развитием экономической и юридичес-кой автономности учебных заведений, введением различных форм самоор-ганизации в научно-образовательную деятельность и внедрением «социаль-ного» измерения в образовательную сферу;


 

 

5) информатизация образования как значительный инновационный ре-сурс развития образовательных систем, предполагающий создание информаци-онно-коммуникационного пространс-тва, которое изменяет характер личнос-тного, профессионального, социального развития человека, перемещая акценты

в сторону самостоятельной поисково-познавательной деятельности;

6) открытость, доступность и непрерывность образования, позволя-

ющие быть образовательным системам более гибкими, динамичными с целью преодоления неравенства в возможнос-тях доступа к качественному образо-ванию, обеспечения конкурентоспо-собности человека на протяжении всей жизни, его адаптации к быстроизменя-ющимся условиям окружающего мира и эффективной реализации личностно-го и профессионального потенциала.

Как видно из приведённых ха-рактеристик, категория «открытость» является одним из ключевых ориен-тиров международной конвергенции как процесса со-развития образова-тельных систем. Задача по формирова-нию открытого образовательного про-странства рассматривается как одна из приоритетных на пути созидания «открытой», «опережающей», «культу-ротворческой» образовательной реаль-ности. Подтверждение тому находим

в работах А. Н. Дахина, А. Е. Марона, Л. Ю. Монаховой, В. И. Соколова, ко-торые едины во мнении о том, что ка-тегория «открытость» является осно-вополагающей в способах организации общественной и духовной жизни, в том числе и образования [1; 5].

Следует отметить, что в настоя-щий момент субъекты образователь-ного процесса демонстрируют разную степень подготовленности к организа-

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

ции открытого образовательного про-странства. В этой связи возникает мно-жество вопросов и проблем, которые ведут к переосмыслению существую-щей педагогической теории и образова-тельной практики.

 

В общем плане категория «откры-тость» означает преодоление явных

и неявных границ, интенсивную сов-местную деятельность и общение лю-дей различного происхождения, пола, мировосприятия и т.д. Экстраполяция данной категории в образовательный контекст позволяет говорить об откры-том образовании, которое А. Н. Дахин определяет как «совокупность взаимо-связанных образовательных элементов, постоянно обменивающихся с социаль-ными подсистемами и друг с другом информацией, интеллектуальными, финансовыми, материальными ресур-

сами» [2, 26].

В работах Е. С. Полат и С. А. Щен-никова в качестве сущностных ха-рактеристик открытого образования выделяются доступность, гибкость, взаимодействие, непрерывность, про-зрачность, информационность, инно-вационность и др. Очевидно, что в кон-тексте учебного заведения необходимо говорить о формировании открытого образовательного пространства как о совокупности образовательных объек-тов и субъектов, взаимодействие кото-рых между собой и с внешней средой позволяет создать организованную образовательную среду с целью соци-ально-профессиональной подготовки личности как специалиста высокого уровня на перспективу. Достижение такой цели в условиях международной конвергенции возможно в ходе форми-рования инновационного потенциала образовательных структур, элементов, деятельности субъектов и т. д. на осно-


 

ве постоянного взаимообмена различ-ными образовательными и информаци-онными ресурсами. Всё это в конечном итоге призвано обеспечить повышение «результативности» образовательной системы за счёт качественных и коли-чественных изменений свойств обра-зовательного пространства, условий образовательной среды и итогов науч-но-образовательной деятельности.

 

Теоретической основой построе-ния пространства выступает концеп-ция диалога культур М. М. Бахтина и В. С. Библера, согласно которой фор-мирование нового знания возможно только в условиях диалога и взаимо-действия с «другим». Открытость явля-ется ключом созидания нового образа действительности, где на первый план выходят такие категории как творчест-во, совместная деятельность, личность и развитие.

 

Таким образом, основу открытого образования составляют главные куль-турные ценности современного мира: отношение к человеку как свободной

 

и творческой личности, реализующей себя на протяжении всей жизни; сбли-жение различных типов культур в про-фессиональной и непрофессиональной сферах (информационно-технологичес-кой и общей, мировой и национальной

и т. д.); осознание ответственности за проектирование своего будущего и будущего окружающего мира; обеспе-чение возможности постоянного ин-теллектуального, профессионального, социального и личностного роста.

 

Анализ отечественной и зару-бежной педагогической литературы позволил выделить две стратегии со-здания открытого образовательного пространства: а) развитие «интер» и «интра» коммуникационного потен-циала пространства (структур и субъ-

 



Интеграция образования


 

ектов), в том числе в ходе разработки эффективной информационно-комму-никационной среды вуза; б) формиро-вание внутренней структурно-содер-жательной гибкости, вариативности и динамичности пространства, что на-правленно на установление многофун-кциональных и разнонаправленных связей между субъектами и объектами. Обратим внимание на то, что проекти-рование открытого образовательного пространства должно рассматриваться как процесс разработки и реализации гуманитарной технологии, ориентиро-ванной на решение проблемы «улуч-шения» человека и увеличения в этой связи образовательного, научного, ин-формационного, материального и др. потенциала вуза в ходе реализации обозначенных стратегий. Рассмотрим данные стратегии и ресурсы их обеспе-чения более подробно.

 

1. Первая стратегия раскрыва-

ется в организации «внешней» откры-тости образовательного пространства, которая предполагает разнонаправлен-ные связи с другими «системами» и «подсистемами». Это может означать

взаимодействие учебного заведения

 

с социально-экономической средой и обусловленность его развития потреб-ностями современного социума; интег-рацию образования с наукой, произ-водством и другими важными сферами общества; установление различных видов партнёрства с региональными и международными научно-образова-тельными пространствами и открытый обмен информационными, интеллекту-альными, материальными ресурсами между ними; конструирование откры-того телекоммуникационного и инфор-мационного пространства.

 

Внешняя открытость рассматри-вается в качестве обязательного ус-


 

 

ловия международной конвергенции

 

в сфере образования и науки. Основу пространства в этом случае составля-ет целенаправленный поиск сущест-вующих ресурсов и потенциальных возможностей своего инновационного преобразования в ходе взаимодействия

с «внешней средой». Для того чтобы данный процесс был успешен, необхо-димо постоянно кооперировать свою деятельность. В результате образуют-ся новые средства, формы, механизмы устойчивого развития. Представляется необходимым выделение нескольких качественно разных уровней реализа-ции внешней открытости образователь-ного пространства: международный, региональный, институциональный и субъектный.

 

На международном уровне «от-крытость» обеспечивает консолида-цию международного научно-образо-вательного потенциала, согласованное развитие научно-образовательных пространств и укрепление взаимопо-нимания между ними с целью решения глобальных и национальных проблем образования. На региональном уровне

 

с помощью открытости осуществляет-ся координация развития региональ-ных образовательных пространств при взаимодействии с социально-экономи-ческим сектором за счёт привлечения инвестиций и грантов. В этом случае открытость позволяет установить орга-ническое единство образования и про-изводства, создать необходимые усло-вия для развития региональных систем подготовки профессиональных кадров, что нацелено, как указывает Г. В. Му-хаметзянова, на превращение профес-сионального образования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации инсти-

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

тутов начального, среднего, высшего и послевузовского образования [3, 14].

 

На институциональном уровне открытость содействует повышению конкурентоспособности учебных за-ведений, качества научно-образова-тельной деятельности за счёт транс-фера нового знания и создания на основе этого более эффективных технологий обучения, а также учас-тия в различных международных, ре-гиональных проектах и программах. На уровне субъектов образования открытость призвана развивать сту-дентов, преподавателей и исследова-телей посредством доступа к «иным» образовательным ресурсам, обмена разноуровневыми информационны-ми, организационными, содержатель-ными, технологическими потоками. Расширяя границы своих контактов в открытом образовательном пространс-тве, личность осваивает новые способы конструктивной жизнедеятельности в глобальном мире и пути развития со-циокультурного окружения.

 

Технологической основой обеспе-чения «внешней» открытости служат научно-образовательная интеграция, интернационализация и различные виды сотрудничества. Интеграция в сфере науки и образования предполага-ет создание формата целостности меж-ду образовательными системами, науч-но-образовательными сообществами

 

в ходе развития и углубления между ними коррелирующих связей. Интер-национализация рассматривается как организационная стратегия внедрения общих – «международных» элементов

 

в различные функции образовательных структур, а международное сотрудни-чество представляет собой непосредс-твенный процесс взаимодействия об-


 

разовательных пространств, структур, субъектов и др.

 

В качестве ключевых факторов формирования внешней открытости образовательного пространства выде-лим организационно-правовые и дидак-тические ресурсы. К первым относится нормативно-правовое, финансовое, ма-териальное обеспечение развития раз-личных видов интеграции и уровней сотрудничества. Дидактические ресур-сы поддержки «внешней» открытости образовательного пространства вклю-чают образовательные технологии, направленные на формирование спо-собности субъектов образовательного процесса к диалогу и сотрудничеству. Содержание таких ресурсов составля-ют технологии кооперативного обу-чения, групповые и проектные формы взаимодействия, т. е. все технологии, методы, средства и формы обучения, которые подразумевают совместную деятельность обучающихся, преподава-телей, учёных и т. д.; а также техноло-гии межкультурного языкового образо-вания, готовящие субъектов к диалогу языков и культур.

 

2. Вторая стратегия развития от-

 

крытого образовательного пространс-тва означает новую философию обра-зовательного пространства, которая предполагает создание условий для развития нового качества отношений между индивидуальностью обучаемо-го, преподавателя и образовательной средой. В методологическом плане «внутренняя» открытость образова-тельного пространства обеспечивает-ся целенаправленно организованным взаимодействием структурно-содержа-тельных элементов и субъектов образо-вательного процесса на основе страте-гии открытого типа. Данная стратегия позволяет студентам осуществлять

 



Интеграция образования


 

свободный выбор в содержании учеб-ных курсов, преподавателям – выбор наиболее эффективных образователь-ных технологий, системе управления позволяет обеспечить свободный до-ступ к информационно-образователь-ным ресурсам и т. д. Установление та-кой стратегии образования, по словам Н. Д. Сорокиной, служит основным подходом к формированию инноваци-онной способности системы высшего образования [5, 30].

 

При таком подходе основная цель организации открытого образователь-ного пространства заключается в про-ектировании и реализации потенциаль-ных возможностей развития учебного подразделения, учреждения и др. как ресурса качества социально-професси-ональной подготовки будущих специа-листов. Такие ресурсы возникают в ходе развития многофункциональных свя-зей между различными уровнями обра-зовательной системы и направлениями научно-образовательной деятельности, реализации позитивных форм взаимо-действия студентов, преподавателей, исследователей друг с другом и с обра-зовательной средой.

В качестве методологического ориентира организации пространства выступает гуманистическая парадигма культурологического типа, выдвигаю-щая на первый план задачи по подго-товке студента к успешной реализации своего образовательного потенциала в социальной, профессиональной и лич-ностной сферах. Инвариантами разви-тия пространства являются системный, компетентностный, личностно-ориен-тированный, коммуникативно-деятель-ностный и информационно-средовой подходы.

 

В общем плане, интеграция дан-ных подходов позволяет обеспечить


 

 

формирование следующих свойств от-крытого образовательного пространс-тва: гуманистическая ориентация на-учно-образовательной деятельности и генерирование гуманитарных техно-логий; ценностное равенство субъек-тов образовательного процесса; доми-нирование идей развития творческого потенциала личности в процессе обу-чения, общения, взаимодействия с другими людьми; проектирование и прогнозирование компетентностной результативно-целевой основы обра-зовательной деятельности; приоритет различных форм коммуникации, со-трудничества и диалога; возможность доступа к различным информационно-образовательным ресурсам; введение активных технологий, инновационных методов, приёмов и форм обучения.

 

Ядро содержания открытого обра-зовательного пространства составля-ют:

− «открытое» содержание под-готовки студента к социально-про-фессиональной и личностной саморе-ализации как результативно-целевая основа образовательного пространства (компетенции, исходя из социальной значимости, образовательной целесо-образности и личных актуальных пот-ребностей студента);

 

− содержание образовательной среды как отражение системы работы кафедр и других структурных под-разделений, обеспечивающих профес-сиональную, социальную и личнос-тную самореализацию студентов (конструирование содержания учебных курсов как проекта индивидуального образовательного маршрута студента, исходя из его личных потребностей и выбранного образовательного профи-ля);

 



Казанский педагогический журнал 4‘ 2012
   

 


 

− содержание научно-образо-вательной деятельности студента и преподавателя, находящихся в услови-ях открытого образовательного про-странства и привлекающих различные ресурсы в программу своего развития (алгоритм действий студента как про-екта его индивидуальной образова-тельной программы и деятельности преподавателя, обеспечивающих эту программу).

 

Следует отметить, что открытое образовательное пространство со-здаётся не столько за счёт нормативно-правового обеспечения, сколько в ходе развития и внедрения эффективных ди-дактических ресурсов, а именно: введе-ния образовательных технологий кри-тического мышления и эвристического обучения, технологий планирования образовательной программы; создания центра академической поддержки сту-дентов; организации разнообразных ситуаций выбора среди информацион-но-образовательных ресурсов.

 

Результативность открытого обра-зовательного пространства может быть представлена разнообразным спектром характеристик, а именно: внедрением новых подходов к подготовке специа-листов; появлением инновационных мо-делей и форм образования, в том числе новых форм организации научных ис-следований; развитием интеграционно-го взаимодействия науки – образования

– производства; формированием новой структурно-содержательной основы научно-образовательной деятельности с учётом международных требований и национальных потребностей; проек-тированием и реализацией процесса взаимообмена технологиями на основе проведения междисциплинарных ис-следований, реализацией сетевых об-разо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.162 с.)