Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социально-экономической мысли в пореформенный период (60 – 90 годы хiх столетия)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Реформа 1861 года, проведенная в Российской Империи, активизировала социально-политическую жизнь всех слоёв населения. Перед украинским обществом возникли новые задачи, для решения которых были задействованы результаты исследований европейской и российской экономической мысли. Отсутствие украинского государства и усиление национального гнёта со стороны Российской Империи, вызвало появление национального движения, основой которого стали громады. Громадовское движение группировалось вокруг литературных и научных сил Украины, которые нашли своё воплощение в журналах «Основа», «Записки Географического общества» и других. Основной задачей громад было воспитание украинского населения в духе национального самосознания, привития национальных ценностей посредством культуры и искусства. Кроме отмеченных задач, громады анализировали и экономические проблемы, как-то подвергали анализу существующую налоговую систему, перераспределение доходов, рассматривали новые формы организации предпринимательской деятельности и наёмного труда. В 70-х годах произошёл раскол Киевской громады, которая распалась на «Старую громаду» и «Молодую громаду». «Старую громаду» представляли деятели науки и культуры, сторонники умеренных взглядов. Они составляли ядро украинофилов. В отличие от них, представители «Молодой громады» придерживались радикальных взглядов, которые постепенно привели их в лагерь революционных народников. Среди представителей «Старой громады» Киева, одним из лидеров левого крыла данного движения, был Михаил Петрович Драгоманов (1841 – 1895). Будучи всесторонне образованным человеком (историком, этнографом, литературным критиком), он основательно подходил к изучению экономических проблем. Используя наработки европейских экономических теорий и прекрасно зная украинскую среду, учёный пытался, и далеко не безуспешно, применить их в отечественных условиях. После своей эмиграции он серьёзно занялся обобщением идей мелкособственнического социализма П.Ж.Прудона, соединив их с основами идей громады, федерализма и анархизма. Конечную цель развития украинского общества он видел в социализме, посредством уничтожения частной собственности и установления собственности громад на промышленные средства производства и результаты труда, которые будут принадлежать рабочим, в сельской местности – крестьянам. Однако, построение социализма им рассматривалось в виде длительного, эволюционного процесса без революций и диктатуры пролетариата. Решение этих задач он называл «июльскими делами». Им должна предшествовать огромная работа по демократизации капитализма с использованием всеобщего выборного права простых людей, улучшения условий труда, повышения размеров зарплаты и т.д. Эту работу он назвал «мартовскими делами». В стремлении повысить интеллектуальный уровень украинского народа, М.П.Драгоманов перевёл ряд выдающихся произведений классиков и маржиналистов. Он же предлагал создать популярный курс политической экономии, доступный для понимания простого народа. Выдающимся учеником М.П.Драгоманова был представитель революционного крыла «Молодой громады», доктор медицины Сергей Андреевич Подолинский (1850 – 1891). Будучи социалистом по убеждениям, он сохранил их до последних дней жизни. Экономические взгляды молодого учёного были сформированы путём осмысления идей громады, прудонизма, с доминирующим влиянием марксизма. Как и его учитель, он рассматривал социализм как синтез прогрессивных идей громад, переплетённых идеями анархизма и федерализма с использованием строя общинного громадовского землевладения. Социалистические преобразования виделись им посредством осуществления крестьянской революции. Будучи прекрасно образованным человеком, С.А.Подолинский пытался проанализировать украинскую действительность через использование идей «Капитала» К.Маркса. В своей работе «Ремёсла и фабрики на Украине» он показал три стадии развития капитализма в промышленности. С.А.Подолинский, объяснив основные категории капиталистического способа производства, сделал вывод о частной собственности как основе данного строя, уничтожить которую можно только через социальную революцию при помощи насилия. Его основной работой следует считать «Труд и его отношение к распределению энергии» (1880), в котором он сделал попытку «согласовать прибавочный труд с господствующими физическими теориями». Количество физических сил в единстве с неизменностью энергии, он считал величиной неизменной. Она распределяется по земному шару неравномерно. Только труд людей, по его мнению, способен накапливать солнечную энергию и наилучшим способом использовать для потребностей человека. Наилучшим строем, способным наиболее эффективно использовать солнечную энергию – учёный считал социалистическое общество. Его выдающееся открытие не было по достоинству оценено современниками и получило широкое развитие только благодаря трудам В.И.Вернадского. Кроме идей громад, большое развитие в 60-х – 90-х годах позапрошлого столетия получили экономические исследования народников. Отмеченное направление, аналогично предыдущему, имело два течения – революционное и либеральное. Интересно, что экономической основой и того и другого направления был марксизм. Революционное крыло народничества, представленное преимущественно лавровцами и бакунинцами. Лавровцы требовали полной ликвидации помещичьего землевладения, пропагандировали идеи братства и равенства, выступали за построение социализма. Сторонники же М.И.Бакунина выступали с анархистскими идеями, призывая крестьян к немедленному бунту. Либеральные народники, в свою очередь, выступали за преобразование общества эволюционным путём. Как и их российские единомышленники, они не видели условий для развития капитализма в украинской реальности. Основной упор в их идеологии делался на общества мелкого кооперированного крестьянского и ремесленного хозяйства, которому крайне необходима была поддержка со стороны государства при условии предоставления льготных кредитов и развитии сберегательно-ссудных товариществ. Народничество часто в своей методологии исследования использовало наработки немецкой исторической школы. Преобразование украинской действительности некоторыми народниками виделось как переход от личного натурального к товарному хозяйству, при котором первое предлагалось соединить с технически усовершенствованным товарным производством с использованием здоровой европейской цивилизации. Кроме отмеченных выше подходов, следует указать и на разработку теории и практики кооперативного движения. Так, теоретические наработки Н.Левитского, автора работы «Артельный договор», получили свою практическую реализацию в 1894 – 1896 годах, когда на Юге Украины были созданы 85 кооперативных объединений. Отмеченная книга получила широкий резонанс и признание в Европе. Развитие экономических идей активно шло и на Западе Украины, в Галиции, которая длительное время пребывала в составе Речи Посполитой, а затем и Австро-Венгерской империи. Труды представителей этого края отличались стремлением показать тяжёлый, двойной гнёт галичан австрийским и польским правительством. Экономисты этого направления, знатоки западной экономической мысли и марксизма, проанализировали процесс концентрации большой земельной собственности у земельных магнатов, раздробленность крестьянской собственности на землю, её имущественную дифференциацию в условиях зарождения капитала. Задачу экономической мысли учёные видели в разъяснении рабочим и крестьянам их социального положения и перспектив последующего развития посредством движения к социализму, но эволюционным путём. Гневно осуждался процесс спаивания местного населения и колониальный характер австрийской налоговой системы. В этот же период в Украине получают широкое развитие идеи марксизма. Кроме отмеченных выше наработок народников, широко использовавших в своих исследованиях марксистскую методологию, появляются работы и других авторов, уделявших большое внимание данной теории. Наиболее выдающимися из них можно назвать уже, отмеченного выше, М.А.Подолинского, а выдающегося писателя, учёного и общественного деятеля Ивана Яковлевича Франко (1856 – 1916) и профессора Киевского университета Николая Ивановича Зибера (1844 – 1888). И.Я.Франко, как и его соратники, глубоко изучил основные произведения К.Маркса и использовал их для исследования состояния экономики Галиции. Среди экономических наук значительное внимание он уделял политической экономии, которую определил, в конечном итоге, как науку, изучающую не только экономические закономерности развития общества и его исторический характер, но и общие законы человеческого труда. Учёный широко использовал в своих работах марксистские категории – товар, стоимость, деньги, капитал, рента и т.д. Одновременно с этим, он ввёл и свои собственные термины, например, «работник», под которым понимал не только пролетария, крестьянина, работающего по найму, мелкого предпринимателя и интеллигенцию. Используя марксистский метод, И.Я.Франко в своём анализе иногда выходил на другое, чем у К.Маркса понимание сути исследуемых явлений. Так, в анализе зарплаты он исходил из «железного закона зарплаты» Ф.Лассаля. Не во всём соглашался он и с выводами К.Маркса относительно построения нового общества. Например, социализм связывался с уже известной громадовской идеей. Активно выступал он и против пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Среди учёных, активно способствующих развитию марксизма, следует выделить научные исследования Николая Ивановича Зибера (1844 – 1888) и его последователей (Г.М.Цехановецкого и других). Пожалуй наибольший вклад в развитие и популяризацию марксизма в Украине внёс именно Н.И.Зибер. Его произведения были замечены и высоко оценены самим К.Марксом, который во втором Предисловии к «Капиталу» дословно цитирует применённый им метод в исследовании капиталистического общества. Учёный доказал, что теория стоимости и капитала К.Маркса является продолжением и развитием теории А.Смита и Д.Рикардо в условиях изменившегося капитализма. Он высоко оценил трудовую теорию стоимости и теорию прибавочной стоимости, показав развитие форм стоимости и их функций. Исследователь также полностью поддерживал теорию капитала и прибыли, однако, мнения Н.И.Зибера и К.Маркса существенно расходились относительно взглядов на новый строй – социализм, возникновение которого, по его мнению, должно происходить постепенно, эволюционным путём, посредством социализации производственных отношений. Развитием марксистской доктрины продолжали заниматься профессор Киевского, а затем и Харьковского университета Григорий Матвеевич Цехановецкий (1833 – 1898). В своём лекционном курсе он широко использовал наработки К.Маркса, хотя рассматривал экономические проблемы, исходя из экономического либерализма и свободного предпринимательства. В том же духе разрабатывались идеи марксизма профессором Харьковского университета Н.Н.Коссовским, в работах которого использовался диалектический метод К.Маркса, позволивший ему показать основной закон политической экономии – закон меновой стоимости. Абсолютизируя трудовую теорию стоимости, он выступил с критикой концепции предельной полезности австрийской школы и попыткой соединить труд и полезность как два фактора стоимости благ. Следует отметить, говоря о значении и популярности в Украине марксизма в ту эпоху, что один из самых выдающихся отечественных экономистов, М.И.Туган-Барановский начинал свою научную деятельность как ортодоксальный марксист. Только впоследствии, с течением времени, его научный багаж пополнился наработками маржинализма и исторической школы, сохранив в качестве основы марксистскую методологию как в теории, так и в практике построения социализма.
ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В КОНЦЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ СТОЛЕТИЯ. М.И. ТУГАН – БАРАНОВСКИЙ (1865 – 1919)
1. Общие предпосылки и основные направления развития экономических исследований в Украине. 2. Маржинализм и его математическое направление. 3. Экономическая теория марксизма и её оценки. 4. Социальное направление политической экономии. 5. Экономическое учение М.И.Туган-Барановского (1865 – 1919). 6. Место и значение данного этапа в экономической мысли Украины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.142.113 (0.012 с.) |