Исторические условия развития Великобритании в хVIII - первой трети хiх столетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические условия развития Великобритании в хVIII - первой трети хiх столетия



 

Великобритания ХVIII века представляла из себя страну, в которой бурно развивалось мануфактурное производство. С 60-х годов ХУIII века до второго десятилетия ХІХ века осуществлялся процесс промышленного переворота. Страна к первой трети ХIХ века превратилась в «фабрику мира». Буржуазия завоевала господство в торговле, сельском хозяйстве, промышленности, но при этом ещё сохранялись пережитки феодального способа производства. Отсюда, основной конфликт в обществе протекал между классом буржуазии и лендлордами.

В 1707 году Шотландия заключила униюс Англией, благодаря чему, были сняты таможенные барьеры в торговле между этими странами. Шотландские купцы теперь могли беспошлинно торговать не только в Англии, но и ее колониях. Уния существенно расширила пределы внутреннего и внешнего рынка, что стимулировало развитие капитализма, так как простое товарное производство является условием появления нового общества, а оно всецело определяется размерами рынков. Знание законов капитализма становилось ключом к развитию производства и достижению полного господства буржуазии в стране.

Рынок стимулировал развитие знаний. Вокруг Глазго, где образовался крупный промышленный центр, возник университет, один из крупнейших в стране центров знаний. В обществе господствовал дух свободомыслия. Однако уния стоила Шотландии национальной независимости, с чем не могло согласиться население её горных районов. Оно постоянно поднимало мятежи против англичан. Через полвека, равнинная Шотландия, где активно развивались капиталистические отношения, превратилась в процветающий регион, а на другой ее части – горной, сохранялись глубокие пережитки феодального строя и нищета.

Эпоха, в которой жил Д. Рикардо, представляла собой пик про­мышленного переворота. Мануфактуры сменяют фабрики. Быстрыми темпами распространяется наемный труд. Рабочий день составлял 12 – 13 часов, усиливалась эксплуатация, что в период с 1811 – 1812 годы привело к возникновению движения луддитов, которые ухудшение своего положения видели в машинах и свой гнев направляли на их порчу.

Основной конфликт между классами сохранялся между промышленной буржуазией и земельными собственниками. Развитие капитализма тормозили, так называемые, хлебные законы. Суть этих законов сводилась к запрету импорта дешевого хлеба. В связи с этим, цены на отечественный хлеб, составлявший основной продукт питания пролетариата, возросли, и капиталисты вынуждены были платить рабочим высокую зарплату. С другой стороны, часть средств забирали земельные собственники, искусственно поддерживающие высокую арендную плату за пользование землёй, которую вынуждены были платить капиталисты-арендаторы. Таким образом, капитал оказался как бы зажатым в тисках, с одной сторо­ны, рабочими, с другой – лендлордами. В этот период времени зарождается движение буржуазии Брайтона-Кобдена, образовавшими лигу за отмену хлебных законов. Проблемы выяснения распределения продукта земли между тремя классами общества – рабочими, капиталистами и земельными собственниками стали доминирующими.

 

2. А.СМИТ (1723 – 1790) – Э КОНОМИСТ МАНУФАКТУРНОГО ПЕРИОДА

Считается, что великий шотландский экономист А.Смит родился 5 июня 1723 года на берегу Северного моря, в городке Керколди. Как выяснили, в последствии, биографы, отмеченная дата оказалась датой регистрации ребенка его матерью. Отец первенца умер за несколько месяцев до рождения мальчика. В четыре года ребёнка чуть было не украли цыгане, проезжавшие через город. До 14 лет Смит жил в родном городке и учился в местной школе.

После её окончания он поступил в глазговский университет, где учился с 1737 по 1740 годы, сначала в классе логики, а затем – в классе нравственной философии. К 17 годам юноша уже слыл ученым, но странным малым. Так, иногда, среди шумной компании он мог неожиданно для окружающих начать рассуждать вслух. С 1740 по 1746 годы Смит учится на стипендию от глазговского университета в Оксфорде. Этот период жизни он вспоминать не любил, так как занятия часто проводили ассистенты вместо профессоров, а шотландцев не те ни другие не любили. Там он часто болел и единственными его друзьями были книги. В 1746 году, не окончив университет, Смит возвращается в Керколди.

С 1748 по 1751 год он читает лекции по английской литературе в Эдинбурге, а затем переходит на чтение курсов по юриспруденции, политическим учениям, социологии и экономике. В лекциях А.Смит проводил идею противопоставления экономического либерализма централизованному устройству государства. В 1751 году он занимает кафедру логики, а с 1752 года – кафедру нравственной философии, то есть, фактически, общественных наук, в современном понимании этого слова. В Глазго А.Смит прожил 13 лет, бывая 2–3 месяца в году в Эдинбурге. В университете, в это время, учились выходцы из России, два из которых стали любимыми учениками А.Смита. Это Виктор Третьяков и Семен Десницкий, которые довольно часто бывали у любимого преподавателя в гостях. Там же учился сын Екатерины Романовой-Дашковой, подруги Екатерины II, периодически приезжавшей навестить своего сына, в которую А.Смит был безнадёжно влюблен.

В 1759 году вышла в свет его первая работа «Теория нравственных чувств» посвящённая проблемам этики новых отношений, рассмотренных через призму изучения экономических. В 1764 году он получает лестное предложение от герцога Баклю занять место воспитателя его сына с пожизненным окладом в 300 фунтов стерлингов в год. В качестве его воспитателя он уезжает в Европу.

С декабря 1765 по октябрь 1766 А.Смит живёт в Париже. Несколько вечеров он проводит на антресолях версальского дворца в окружении Гельвеция, Кенэ, Тюрго, Д’Аламбера, Гольбаха. Посещает он и женевского затворника Вольтера. Встреча с ним произвела на А.Смита неизгладимое впечатление. Старый Дюпон вспоминал, что на заседаниях секты Ф.Кенэ А.Смит сидел тихо и не вступал в дискуссии физиократов. Причина этого раскрылась позже – плохое владение разговорным французским. Однако, как показало время, идеи физиократов А.Смит усвоил достаточно глубоко.

После приезда в Шотландию, в глазговский университет он уже не вернулся. Уединившись в Керколди, он продолжает писать, начатую ещё в континентальной Европе, большую работу. В 1773 году Смит едет в Лондон показать, как ему казалось, готовую рукопись книги своему другу Д.Юму. А.Смит чувствует себя очень плохо и просит стать его душеприказчиком. Работа забрала много сил. Состояние нервного напряжения велико. Однако судьба распорядилась иначе. В 1776 году от неизлечимой болезни медленно умирает Д.Юм. Будучи смертельно больным, он пишет свою «Автобиографию», в которой виден образ вольнодумца. Предисловие к этой книге написал А.Смит. Выход работы вызвал ярость церковников, в результате чего разгорелся большой скандал. Он совпал с выходом в марте 1776 года в издательстве Уильяма Стрехема, друга Бенджамина Франклина, книги самого А.Смита «Богатство народов». Книга оказалась в поле внимания публики и очень скоро стала бестселлером. Первый перевод её на иностранный язык был сделан в России. Человек, не читавший эту работу, не мог считаться в те времена образованным.

Благодаря хлопотам герцога Баклю, А.Смит получает в 1778 году должность таможенного комиссара Шотландии с окладом 600 фунтов в год. Этот подарок герцога имел для науки нежелательные последствия, так как А.Смит с головой ушел в новую работу. Его мечта написать более масштабное произведение так и не осуществилась. Все время забирала служба. Рекомендации, которые предлагал А.Смит для экономической политики Англии, активно использовал самый молодой министр в истории страны Уильям Питт.

А.Смит к этому времени становиться одним из известнейших людей Европы. Четыре последние годы жизни он сильно болел. Именно болезнь помешала встрече двух великих людей Шотландии – А.Смита и поэта Роберта Бернса. В феврале 1790 года по указанию А.Смита уничтожаются все рукописи и его переписка. 17 июля 1790 года великого мудреца Шотландии не стало.

 

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА А.СМИТА

Заслугой А.Смита является переход от анализа отдельных проблем, наработанных его предшественниками к глубокой систематизации экономических знаний. Великий шотландец, проанализировав научное наследие предшественников, дополнил его недостающими звеньями, создал конструкцию научного представления о действительности, которая позволила обобщить имеющийся материал, и с дополнениями автора, вывести экономическую науку на качественно новый уровень. Именно благодаря такому походу, она, впервые, приобрела целостное представление об экономических процессах в обществе.

Во многом это стало возможным за счёт такого же расширения и углубления методологического инструментария исследуемых явлений. При этом, он использовал философские приёмы Дж.Локка и своего друга Д.Юма, дополняя их, в соответствующих местах, собственными методологическими приёмами. Как и его предшественники, он исходил из объективных законов развития общества, которые базировались на принципах «естественного порядка» и внутренне й гармонии человеческого общества в соотвествии с законами морали.

Учёный выделил две стороны экономической теории: позитивную и нормативную. Применив абстрактно-логический и причинно-следствен-ный (каузальный) методы, он разработал два подхода к изучаемым явлениям, один из которых показал их внешнюю форму (экзотерический метод), а другой – внутреннее содержание изучаемого явления (эзотерический метод). В основе отмеченного подхода была положена концепция «экономического человека», стремящегося максимизировать свои экономические интересы, где общество представало, как совокупность эгоистов, стремящихся к накоплению богатства. При этом, частный интерес каждого человека реализует себя через «невидимую руку рынка». Исходя из этого, экономическая политика должна была строиться, по его мнению, на принципе «laissez faire», т.е. невмешательства государства в дела товаропроизводителя.

Таким образом, А.Смитом была обоснована идея экономического либерализма, впоследствии ставшая основой развития классического, а потом и, в новых условиях, неоклассичесского направлений экономической науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.91.51.101 (0.008 с.)