Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис феодального мировоззрения и его влияние на экономическую Мысль позднего Средневековья
Рост развития производительных сил, углубление общественного разделения труда, рост городов привели к появлению новых явлений. В ХIV – ХV в.в. в Западной Европе шел процесс ликвидации личной зависимости. В ХVI –ХVIII веках были ликвидированы все формы поземельной зависимости крестьян. Идет процесс появления чистой частной собственности, без вмешательства в неё государства. Все это указывало на протекание в пределах феодального строя новых явлений – процессов первоначального накопления капитала. Данная закономерность усиливалась “революцией цен”, что привело к обесценению денежных рент, кровавому законодательству и, наконец, к сталкиванию этих процессов с узостью внутреннего рынка (ХVI – последняя треть ХVIII в.). Катализатором этих процессов выступило развитие мирового рынка. Одновременно с ним усиливалась роль купечества в этих процессах, что нашло отражение в идеологии меркантилизма. Происходит союз абсолютистских монархий с купечеством на почве помощи друг другу для увеличения денег в стране. Государству они были нужны для бюджета, а купцам – как цель их деятельности. В целом меркантилизм, возникший в условиях первоначального накопления капитала, решал триединую задачу: а) экономическую – по обеспечению роста денег в стране; б) правовую – по отделению рабочей силы от средств производства; в) политическую – по сохранению до определенного времени строя абсолютистской феодальной монархии, как основное условие для решения первых двух задач. Новый этап развития уже капитализма приведет к недостаточности анализа сферы обращения и к необходимости анализа сферы производства, что вытекало из закономерностей появления другой системы отношений, и потому нуждалось в осмыслении. Начинается критика меркантилисткой доктрины, которая завершится появлением трудовой теории стоимости. Кроме того, в пределах феодального мировоззрения возникает ряд новых моментов, отражающих эти процессы. Прежде всего, следует отметить экономические идеи, выходящие за пределы феодального мировоззрения и представляющие собой реализацию чаяний обездоленных классов. Это были ереси, программы крестьянских восстаний, и, наконец, социальные утопии периода разложения феодализма.
а) Новая этика эпохи Возрождения Постепенно, в эпоху позднего Средневековья начинают появляться направления общественной мысли принципиально другого характера, которые впервые отражают закономерности зарождения буржуазного строя, о чём возвестила эпоха Возрождения с воспеванием человека, его величия и слабостей. Она кардинально отличалась от феодального мировоззрения, трактовавшего человека, как ничтожного перед Богом. Однако, данные положения, хотя и выходили за рамки феодального мировоззрения и формировали новый тип этики отношений между людьми, не являлись экономической мыслью, хотя серьёзно подготавливали почву для её появления. Кроме того, данная этика охватывала сравнительно небольшой круг образованных людей, находящихся ещё в пределах религиозного мировоззрения.
б) Критика торгашеского феодализма и обоснование буржуазного предпринимательства. М.Лютер и Ж.Кальвин
В позднем средневековье набирает силу развитие нового явления – развитие торговли, углубление разделения труда, рост городов. Данные формы характеризуют собой становление начал капитала. Одновременно с этим получает развитие торгашеский феодализм (слияние денег дворянства с деньгами ростовщиков) усилившего разрушение натурального хозяйства и рост паразитического потребления. Против этого выступил Мартин Лютер, открывший эпоху реформации церкви. Он разрушил существующую стену между верующими и Богом. Теперь богоугодность личности определялась не его набожностью и щедрыми подношениями Римо-Католической Церкви, а успехами человека в избранной им сфере трудовой деятельности. Искупление грехов определялось уже не покупкой индульгенций, а каждодневным кропотливым трудом на собственное благо и благо общества. Данные экономические идеи получили название идей реформации. В сословный строй внедрялась идея справедливости в отношениях между людьми, которая имела продолжение в виде идеи эквивалентного обмена. Идея честного труда расширяла круг социально-значимых видов деятельности людей. Так, при рабовладении таким трудом признавался только труд по управлению людьми. Теперь к нему добавляется труд в сельском хозяйстве. А расширение ремесленного производства вводит в круг социально значимых – в буржуазное предпринимательство. Становление новых отношений через торговлювызывало усиление нового вида богатства общества – денег и необходимость их накопления, что шло в разрез с большими расходами церкви, проедавшей значительную часть прибавочного продукта. Нуждались в экономном использовании и средства идущие на постройку новых церквей. Отсюда встала задача ее удешевления. В связи с этим, прибавочный продукт всё больше расходовался не на личное потребление, а на расширение производства. Постепенное производство из простого переходило в расширенное, которое является главным условием нового общества.
Жан Кальвин дополнил эти идеи положением о богоизбранности капиталистов. Все это сыграло важную роль в подготовке новой идеологии и менталитете нации, которая вылилась в формирование принципиально нового буржуазного сознания, новой этики хозяйственных отношений. В ней начало формироваться мировоззрение хозяйствующего субъекта, наделенного принципиально новыми качествами: честностью и пунктуальностью в отношениях между людьми, как основы нормальных рыночных отношений. Так, представители французских протестантов (гугенотов), попавшие в Новый Свет, считались честными от рождения. Появилась даже пословица о честном человеке: честен как гугенот. Вторым, не менее важным качеством, является воспитание трудолюбия и рачительности, как одно из требований богоугодности человека. Эта проблема весьма актуальна для любой страны мира, в том числе, и для Украины в условиях перехода к рыночной системе, где необходимо формирование человека нового типа, опирающегося сугубо на свои силы и способности. Таким образом, самым большим достижением представителей реформации в истории экономической мысли стала разработка проблем новой хозяйственной этики. Таким образом, идея реформирования церкви стимулировала целый ряд позитивных социально-экономических изменений, которые из чисто теологической формы перетекали в экономическую. Так, идея равенства между людьми имела следствием положение об эквивалентном обмене и расширении круга социально-значимых видов деятельности, например, предпринимательства. Критика М.Лютером чрезмерной роскоши Католической Церкви открыло шлюзы расширению предпринимательства за счёт сокращения части прибавочного продукта, идущего на личное потребление. В конечном счёте, это открывало большие перспективы развитию буржуазного предпринимательства, внешней торговли, то есть первоначального накопления капитала, что заложило фундамент для первой школы мировой экономической мысли-меркантилизма.
4. МЕРКАНТИЛИЗМ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.006 с.) |