Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кембриджская школа и её роль в развитии экономической мысли конца хiх – первой трети ХХ века. А. Маршалл (1842 – 1924) и А. С. Пигу (1877 – 1959)
Неоклассическая экономическая теория, как второй этап маржинализма, имеет своим истоком углубления его основных положений, разработанных в 70 – 80-х годах ХІХ столетия первой волной маржинализма. Впоследствии, в пределах Лозаннской школы (В.Парето) произошёл качественный переход от субъективно-психологической методологии научного исследования в экономике к методологии, основанной на функциональных зависимостях, получившей наибольшее развитие в американском направлении. Это дало возможность вывести экономическую теорию на качественно новый уровень благодаря совершенствованию принципов маржинального экономического подхода. Была разработана и использована новая теория распределения благ, в основе которой находилась концепция предельной производительности с активным использованием элементов предельного анализа. Одновременно с этим, начиная с 90-х годов ХІХ столетия, в классической доктрине рыночного либерализма, кроме маржинальных подходов, был сделан существенный акцент на микроэкономический анализ. В него постепенно стали вводиться наработки классического направления на основе трудовой теории стоимости, исторической школы и других наук, дающих возможность для усиления практической составляющей. Со временем, особенно начиная с 30-х годов прошлого века, неоклассический анализ, кроме теории экономического неолиберализма, был дополнен макроэкономическими исследованиями и идеями государственного регулирования рынка. Наиболее значительным представителем, осуществившим попытку отмеченного выше синтеза научных достижений английской классической политэкономии, исторической школы, непосредственно, маржинализма и других неэкономических наук (психологии, социологии, истории и т.д.), следует, по праву, считать выдающегося английского экономиста Альфреда Маршалла (1842 – 1924). Во-первых, он отнёс маржинальное направление к классике, из которой начинается неоклассическая традиция, во-вторых, он усилил его практическое направление, что вылилось, в конечном итоге, в разработку принципов качественно новой экономической теории. Неоклассическое направление, имея своей основой классический вариант, кроме общих с ним черт имело и существенные отличия. Поэтому, для понимания неоклассики надо выяснить её исходные пункты, которые базируются на классической теории А.Смита и Д.Рикардо и определяют общие черты двух этапов развития классического направления как: фундаментального этапа (ХVIII – вторая половина ХІХ века) так и неоклассического.
Прежде всего, следует отметить общие признаки этапа развития классического направления. Они сводятся к трактовке общества, как объективной реальности, которую человек по своей воле и желанию изменить не может, а лишь имеет возможность облегчить своё существование, изучая действительность и учитывая её закономерности в реальной жизни, где действует принцип «laissez faire, laissez passer», что буквально, означает, пусть все идёт как идёт. Данный принцип основывается на невмешательстве государства в экономические процессы. Вторым общим аспектом стал рациональный выбор хозяйствующего субъекта, при условиях заданного набора ограничений. Третьим моментом – методологический индивидуализм, который вызывает соответствующее поведение в обществе не групповыми интересами людей, а индивидуальными. И, в конце концов, оптимальный вариант пропорций, которые устанавливаются в общественном производстве и находятся в рыночном механизме. Однако, неоклассическое направление, в отличие от классического, имело и свои отличия. Они заключались, прежде всего, в рассмотрении оптимального поведения человека в условиях существования ограниченных ресурсов, то есть имели чётко выраженный практический аспект. Во-вторых, маржинальный подход, как элемент исследования рыночной системы, а также его выход на практику, существенно расширил круг исследуемых проблем. Это привело к необходимости формирования новой науки – «Экономикс» с её практическим наклоном. Границы политической экономии расширились через исследование, как отдельной проблемы, отношений между спросом и предложением, которое и определило формирование неоклассического направления и его особенности. Смещение в анализе предмета исследования в конце ХІХ столетия имело своей особенностью формирование новых подходов в методологическом инструментарии, который начинает использоваться. Продолжая традиции классического направления, акцент науки смещается в сторону исследования поведения экономического человека, который постоянно старается максимизировать доход и минимизировать свои расходы.
Взяв, как было указано раньше, за основу наработки маржинализма в теории предельной полезности и предельной производительности, научные исследования неоклассиков пошли значительно дальше, обратив внимание на предельные величины, а, также, расходы производства, которые разрешили внести существенные дополнения в теорию цены. Кроме того, большое значение в разработках практической составляющей, приобретают процессы математизации полученных выводов с построением на их основе экономических моделей. Значительный вклад в разработку этих проблем внесла Лозаннская школа во главе с Л. Вальрасом и его последователем В. Парето. В их концепциях математика получила значительное место и как инструмент познания действительности. Например, на её основе Л.Вальрасом была сформулирована теория общего экономического равновесия. Одновременно с этим, на другом конце света, в США, широкое развитие приобретает американское направление маржинализма, представленное Дж.Б.Кларком. Он принял за основу закон предельной производительности труда и исследовал на его основе распределение продукта между классами, а, также, условия его оптимизации. Таким образом, неоклассическое направление получило своё логическое завершение в трудах основателя Кембриджской школы А.Маршалла. Ему удалось обобщить и преобразовать наработки предшественников в практическое русло, упростив их научные достижения, одновременно невелируя противоречия между ними, по такому фундаментальному вопросом как стоимость и цена, показывая преемственность этих разработок и их важность для решения проблем хозяйствования. С выходом в свет его основной работы «Принципы экономической науки» или «Принципы экономикс» (1899) берёт свое начало новая наука – «Экономикс», хотя сам термин был предложен У. Ст. Джевонсом, а основные понятия, как спрос и предложение были разработаны его предшественниками. Однако, в отличие от них, ему удалось сделать глубокий анализ, как в методе исследования этой науки, так и определение её предмета, благодаря чему состоялась своеобразная революция в экономической теории, которая возвратилась к решению, непосредственно, задач хозяйственной практики. Кроме того, среди основных работ учёного следует назвать «Экономика промышленности» (1879), в соавторстве с женой Мэри Пэйли, «Элементы экономики промышленности» (1892), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1922) и ряд других. Благодаря А.Маршаллу, в конце ХІХ столетия образовалась так называемая Кембриджская школа, подарившая миру таких выдающихся экономистов как Ф.Эджуорт, А.С.Пигу, Дж.В.Робинсон, хотя последние два экономиста более известны, как основатели и продолжатели кейнсианского направления. Что касается А.Маршалла, то его книга имела огромный успех, неоднократно переиздавалась и на много десятилетий стала основным пособием по «Экономикс».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.005 с.) |