Кембриджская школа и её роль в развитии экономической мысли конца хiх – первой трети ХХ века. А. Маршалл (1842 – 1924) и А. С. Пигу (1877 – 1959) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кембриджская школа и её роль в развитии экономической мысли конца хiх – первой трети ХХ века. А. Маршалл (1842 – 1924) и А. С. Пигу (1877 – 1959)



Неоклассическая экономическая теория, как второй этап маржинализма, имеет своим истоком углубления его основных положений, разработанных в 70 80-х годах ХІХ столетия первой волной маржинализма. Впоследствии, в пределах Лозаннской школы (В.Парето) произошёл качественный переход от субъективно-психологической методологии научного исследования в экономике к методологии, основанной на функциональных зависимостях, получившей наибольшее развитие в американском направлении. Это дало возможность вывести экономическую теорию на качественно новый уровень благодаря совершенствованию принципов маржинального экономического подхода. Была разработана и использована новая теория распределения благ, в основе которой находилась концепция предельной производительности с активным использованием элементов предельного анализа.

Одновременно с этим, начиная с 90-х годов ХІХ столетия, в классической доктрине рыночного либерализма, кроме маржинальных подходов, был сделан существенный акцент на микроэкономический анализ. В него постепенно стали вводиться наработки классического направления на основе трудовой теории стоимости, исторической школы и других наук, дающих возможность для усиления практической составляющей. Со временем, особенно начиная с 30-х годов прошлого века, неоклассический анализ, кроме теории экономического неолиберализма, был дополнен макроэкономическими исследованиями и идеями государственного регулирования рынка.

Наиболее значительным представителем, осуществившим попытку отмеченного выше синтеза научных достижений английской классической политэкономии, исторической школы, непосредственно, маржинализма и других неэкономических наук (психологии, социологии, истории и т.д.), следует, по праву, считать выдающегося английского экономиста Альфреда Маршалла (1842 – 1924). Во-первых, он отнёс маржинальное направление к классике, из которой начинается неоклассическая традиция, во-вторых, он усилил его практическое направление, что вылилось, в конечном итоге, в разработку принципов качественно новой экономической теории.

Неоклассическое направление, имея своей основой классический вариант, кроме общих с ним черт имело и существенные отличия. Поэтому, для понимания неоклассики надо выяснить её исходные пункты, которые базируются на классической теории А.Смита и Д.Рикардо и определяют общие черты двух этапов развития классического направления как: фундаментального этапа (ХVIII – вторая половина ХІХ века) так и неоклассического.

Прежде всего, следует отметить общие признаки этапа развития классического направления. Они сводятся к трактовке общества, как объективной реальности, которую человек по своей воле и желанию изменить не может, а лишь имеет возможность облегчить своё существование, изучая действительность и учитывая её закономерности в реальной жизни, где действует принцип «laissez faire, laissez passer», что буквально, означает, пусть все идёт как идёт. Данный принцип основывается на невмешательстве государства в экономические процессы. Вторым общим аспектом стал рациональный выбор хозяйствующего субъекта, при условиях заданного набора ограничений. Третьим моментом методологический индивидуализм, который вызывает соответствующее поведение в обществе не групповыми интересами людей, а индивидуальными. И, в конце концов, оптимальный вариант пропорций, которые устанавливаются в общественном производстве и находятся в рыночном механизме.

Однако, неоклассическое направление, в отличие от классического, имело и свои отличия. Они заключались, прежде всего, в рассмотрении оптимального поведения человека в условиях существования ограниченных ресурсов, то есть имели чётко выраженный практический аспект. Во-вторых, маржинальный подход, как элемент исследования рыночной системы, а также его выход на практику, существенно расширил круг исследуемых проблем. Это привело к необходимости формирования новой науки «Экономикс» с её практическим наклоном. Границы политической экономии расширились через исследование, как отдельной проблемы, отношений между спросом и предложением, которое и определило формирование неоклассического направления и его особенности.

Смещение в анализе предмета исследования в конце ХІХ столетия имело своей особенностью формирование новых подходов в методологическом инструментарии, который начинает использоваться. Продолжая традиции классического направления, акцент науки смещается в сторону исследования поведения экономического человека, который постоянно старается максимизировать доход и минимизировать свои расходы.

Взяв, как было указано раньше, за основу наработки маржинализма в теории предельной полезности и предельной производительности, научные исследования неоклассиков пошли значительно дальше, обратив внимание на предельные величины, а, также, расходы производства, которые разрешили внести существенные дополнения в теорию цены. Кроме того, большое значение в разработках практической составляющей, приобретают процессы математизации полученных выводов с построением на их основе экономических моделей. Значительный вклад в разработку этих проблем внесла Лозаннская школа во главе с Л. Вальрасом и его последователем В. Парето. В их концепциях математика получила значительное место и как инструмент познания действительности. Например, на её основе Л.Вальрасом была сформулирована теория общего экономического равновесия.

Одновременно с этим, на другом конце света, в США, широкое развитие приобретает американское направление маржинализма, представленное Дж.Б.Кларком. Он принял за основу закон предельной производительности труда и исследовал на его основе распределение продукта между классами, а, также, условия его оптимизации.

Таким образом, неоклассическое направление получило своё логическое завершение в трудах основателя Кембриджской школы А.Маршалла. Ему удалось обобщить и преобразовать наработки предшественников в практическое русло, упростив их научные достижения, одновременно невелируя противоречия между ними, по такому фундаментальному вопросом как стоимость и цена, показывая преемственность этих разработок и их важность для решения проблем хозяйствования.

С выходом в свет его основной работы «Принципы экономической науки» или «Принципы экономикс» (1899) берёт свое начало новая наука – «Экономикс», хотя сам термин был предложен У. Ст. Джевонсом, а основные понятия, как спрос и предложение были разработаны его предшественниками. Однако, в отличие от них, ему удалось сделать глубокий анализ, как в методе исследования этой науки, так и определение её предмета, благодаря чему состоялась своеобразная революция в экономической теории, которая возвратилась к решению, непосредственно, задач хозяйственной практики. Кроме того, среди основных работ учёного следует назвать «Экономика промышленности» (1879), в соавторстве с женой Мэри Пэйли, «Элементы экономики промышленности» (1892), «Промышленность и торговля» (1919), «Деньги, кредит и торговля» (1922) и ряд других.

Благодаря А.Маршаллу, в конце ХІХ столетия образовалась так называемая Кембриджская школа, подарившая миру таких выдающихся экономистов как Ф.Эджуорт, А.С.Пигу, Дж.В.Робинсон, хотя последние два экономиста более известны, как основатели и продолжатели кейнсианского направления. Что касается А.Маршалла, то его книга имела огромный успех, неоднократно переиздавалась и на много десятилетий стала основным пособием по «Экономикс».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.005 с.)