А. Маршалл – основатель принципов новой экономической теории. Качественно новое определение предмета экономической науки и особенности метода её исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Маршалл – основатель принципов новой экономической теории. Качественно новое определение предмета экономической науки и особенности метода её исследования



 

Как было указано вьше, благодаря А.Маршаллу состоялось появление «Экономикс». Новый этап в науке, который окончательно вывел экономическую теорию в практическое русло, был достигнут благодаря расширению рамок такой фундаментальной теоретической науки как политическая экономия, благодаря дополнению её анализом отношений спроса и предложения. Последние дали возможность поставить вопрос о побудительных мотивах поведения как покупателей так и производителей. Одновременно с этим, был поставленный и решён вопрос об измерении силы этих побудительных мотивов через деньги.

На основе изложенных положений, А. Маршалл достраивает первый этаж здания политической экономии в русле английской политэкономии, как науки о богатстве новым этажом, который перевел её благодаря отношениям спроса и предложения в практическое русло. Отсюда, он даёт соответствующее определение предмета «Экономикс», который, с одной стороны, рассматривается как наука о богатстве, а с другой – та часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям, для удовлетворения своих потребностей в тех пределах, в каких эти усилия и потребности поддаются измерению в единицах богатства или его всеобщего представителя, т.е. денег [ 142, т. І, с. 107].

Определение А.Маршаллом предмета исследования со стороны практических рекомендаций для хозяйствующего субъекта, не могли не затронуть метода исследования. Прежде всего, в самом изложении материала чётко проявляется метод, предложенный И. Кантом, особенно в 4 главе І книги, где ученый, подводя итог определения предмету исследования, намечает порядок и цель экономических исследований. Начав обоснование метода исследования экономическим проблем, А. Маршалл заинтересовался методом Г. В. Ф. Гегеля, для чего определенное время жил в Германии, общаясь с последователями самого философа – молодыми гегельянцами. Однако со временем, интерес исследователя сместился в сторону более основательного метода, уже упомянутого, И. Канта, хотя, при этом, он не отказывался от диалектики Г.В.Ф.Гегеля. Удивительно, но даже в работах таких известных ученых, как М.Блауг, ничего об этом не говорится. А.Маршаллу безосновательно приписывают совсем другие философские приёмы и методы, в чём-то похожие на методы классической немецкой философии, однако, в реальной действительности, весьма далёкие от них.

Продолжением подхода А. Маршалла в духе немецкой классической философии стало использование каузального(причинно-следственного) метода, который нашёл свое отражение в исследовании фактов действительности, которым учёный уделял огромное внимание. Причём, для него ценными были не сами факты, а логика и динамика их изменений. Выявление тенденций развития он усматривал в обобщении действий людей при соответствующих условиях, которые выступают, как экономические законы. В связи с этим, выглядит довольно странным приписывание этому гениальному человеку многими современными авторами функционального методакак основного. Такое же толкование зафиксировано и во многих учебниках по экономикс. Опровергая это положение, достаточно указать на ограниченное использование математики в исследовании побудительных мотивов деятельности людей, выведенные самим А.Маршаллом за рамки основной части произведения. При функциональном методе, математика стала бы основным инструментом в его исследовании.

Прежде всего, большое внимание автор уделил содержанию существования экономикс, главную задачу которого он усматривал в исследовании деятельности людей, их побудительных мотивов, которые подвергаются определению через измерение их движущей силы в деньгах. Таким образом, экономическая наука ставит своей задачей, во-первых, приобретать знания для самих себя и, во-вторых, проливать свет на практические вопросы. Хотя практические проблемы, в значительной мере, выходят за пределы экономической науки, они и остаются главным мотивом, который лежит в основе деятельности экономиста.

Большое значение в профессии экономиста, учёный уделял трём большим интеллектуальным качествам: восприятию, воображению и благоразумию. Причём, главным из них он считал воображение, которое даёт возможность найти скрытые для глаз человека следствия видимых причин, которые отдаленны от исследователя или не лежат на поверхности. Воображение экономисту необходимо также для реализации своих идей. Анализ фактов даёт возможность найти наиболее эффективный путь стимулирования развития богатства общества, одним из которых, по А.Маршаллу, было выявлено образование, которое даёт действительную экономию для него.

Поиск нового предмета исследования выводит науку о богатстве (политическую экономию) на практический уровень, подходы к которому уже были отработаны его предшественниками – представителями маржинализма, в теории его учителя Дж.С.Милля и других экономистов. Этим самым А.Маршалл реализовал в экономической науке два её аспекта: теоретический и практический, впервые поставленный в истории философии И.Кантом.

 

3. ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ СПРОСОМ И ПРЕДЛОЖЕНИЕМОСНОВНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ В «ПРИНЦИПАХ ЭКОНОМИКС»

Выход на практику посредством формирования принципов экономической теории как метода, который определял бы правила практического действия в той или другой хозяйственной ситуации, имели результатом введения в научное обращение, как отдельной проблемы, отношений спроса и предложения. Именно они позволили выйти на главный практический аспект – побудительные мотивы людей, силу которых А.Маршалл предложил измерять через деньги, как цену спроса и предложения. Этот отправной пункт исследования, в дальнейшем дополняется новыми аспектами. Более детально, эта проблема изложена в соответствующей теме учебного пособия «История экономических учений» под редакцией И.А.Болдырева и С.А.Матвеева [89, c. 135 – 162].

Начало анализа отмеченной проблемы учёный обнаружил в положении Д.Рикардо. «Товары, обладающие полезностью, – писал последний в «Началах политической экономии и налогового обложения», – черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства» [196, т. 1, с. 33]. Отсюда, А.Маршалл вышел на необходимость исследования сначала побудительных мотивов потребителя, которую, в значительной мере, определяла редкость данного блага, которая была исследована со стороны спроса. С другой стороны, исследовались побудительные мотивы производителя, которые влияли на меновую стоимость через расходы работы, которые определяли сторону предложения.

Центральной и определяющей частью его «Принципов экономикс», а следовательно, и всей системы его теоретических построений является книга «Общие отношения спроса, предложения и стоимости». Она посвящена изучению области экономических знаний, которой «до недавних пор … несколько пренебрегали», и которая А. Маршаллом рассматривается как определяющая: «Существует… весьма обширная область общих доказательств, касающихся отношений спроса и предложения, которая призвана служить базой для рассмотрения практических проблем стоимости, которая выступает в качестве стержня экономических исследований, придавая им единство и последовательность. Сама её широта и всеобщность отделяет ее от более конкретных проблем распределения и обмена, изучению которых она способствует», писал он. Разумеется, что спрос и предложение здесь взяты не в произвольной умозрительной форме. Они рассматриваются как такие, которые в свою очередь определены, с одной стороны, потребностями и потреблением, с другой, – факторами производства, посредством которых потребности удовлетворяются. В отличие от устоявшейся научной традиции, к трём факторам производства (земля, труд и капитал), он добавляет четвертый – организацию. Сам человек рассматривается как главный фактор и цель производства. В дальнейшем анализируется, как спрос, в свою очередь, влияет на распределение, а полученное в его результате вознаграждение обратно воздействует на предложение средств производства. Наличие таких составных частей в его концепции позволяет сделать вывод о его стремлении всесторонне изучить свой предмет исследования, позволяют не согласиться с популярной точкой зрения, что якобы А. Маршалл и его последователи занимались лишь изучением функциональных соотношений между поверхностными формами экономических явлений.

Итак, каковы контуры этого «стержня» экономических исследований, «базы» для рассмотрения практических проблем, представленные А. Маршаллом в книге 5 «Принципов экономикс»? Чем вызвано обращение к этой сфере отношений?

А. Маршалл обращает внимание, что до него изучением отношений спроса и предложения несколько пренебрегали. Отчасти причиной недостаточного внимания к этой проблематике способствовали научные традиции, идущие от Д. Рикардо и его последователей. И самому Д. Рикардо, и способным бизнесменам, следовавшим его учению действие спроса представлялось явлением, не нуждавшимся в специальном объяснении. Они и недостаточно обстоятельно изучали его, и недостаточно подчеркивали его значение, что, в свою очередь, породило много путаницы. Хотя Рикардо и его главные последователи сознавали, что влияние факторов спроса на стоимость столь же важно, как и факторов предложения, они, однако, не выразили свои взгляды достаточно четко. «В результате, – резюмирует А. Маршалл, – слишком большой упор был сделан на тот факт, что источником происхождения доходов каждого фактора производства служит стоимость продукта, в производстве которого они участвуют». В то же время надо отдавать себе отчет, что «стоимость чего бы то ни было … покоится, подобно замковому камню арки, на равновесии между противодействующими давлениями с обеих сторон; с одной стороны – сил спроса, а с другой – сил предложений».

А. Маршалл углубил понимание двух важных экономических категорий – спроса и предложения.

Спрос, по его мнению, это – множество потребностей, желаний людей иметь материальные блага. Предложение, напротив, следует рассматривать как запас природных ресурсов и произведенных товаров.

«Существует бесконечное множеств потребностей, – пишет А. Маршалл, – но каждая в отдельности потребность имеет свой предел. Это привычное, коренное свойство человеческой натуры можно сформулировать в виде закона насыщения потребностей или закона убывающей полезности следующим образом: общая полезность вещи для человека (т.е.совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой увеличивается этот запас».

А.Маршалл оперировал понятием предельной полезности вещи, товара. Предельная полезность какой-либо вещи, товара для всякого человека убывает с каждым приростом того ее количества, которым он уже располагает.

Несомненно, А. Маршаллу здесь принадлежит заслуга в анализе существующих представлений о спросе, развитии теории спроса, пребывавшей тогда «в младенческом возрасте», в определении того, как можно измерить спрос на вещь и возможные изменения спроса. Обращая внимание на некоторую односторонность Д.Рикардо, в связи с недооценкой им в теории роли спроса, А. Маршалл вместе с тем делает предостережение от другой крайности: от излишнего увлечения этой стороной дела. Нужно всегда помнить великую истину классической политической экономии: «В то время как потребности правят жизнью низших животных, нам в поисках ключевых мотивов развития истории человечества надлежит обратиться к изучению изменений форм трудовых усилий и деятельности человека».

Привлечение внимания к силам спроса, которые взаимодействуют с силами предложения и стоимостью сразу же обнаружит новую область исследования. Читающий пятую книгу «Принципов экономикс», с одной стороны, найдет там подтверждение многих важнейших выводов классической политической экономии. Но, с другой стороны, с некоторым удивлениям заметит, что знакомые ему по работам Д. Рикардо и последователей теоретические выводы будут подтверждаться лишь при строго определенных условиях. В других случаях указанные закономерности будут проявляться лишь отчасти или могут вообще не обнаруживаться. Это будет связано с тем обстоятельством, что при одних условиях места, времени и характеристики самого товара на первый план будут выходить одни силы, при других условиях – другие, т.е. в разной степени будут преобладать или уходить на второй план силы спроса, предложения, обнаруживаться стоимость и т.д.

Излагая основы своих представлений о причинах, определяющих стоимость, А. Маршалл формулирует цель, которой подчинена эта центральная и определяющая часть его концепции: «Нашу цель здесь составляет не столько приобретение знаний, сколько овладение способностью приобрести и систематизировать научные представления относительно двух противостоящих друг другу сил: тех, которые толкают человека на экономические усилия и жертвы, и тех, которые, удерживают от этого».

Пример равновесия между желанием и усилием можно наблюдать, когда человек удовлетворяет одно из своих желаний собственным трудом. Мальчик собирает смородину. Сначала желание есть ягоды велико, но постепенно оно ослабевает и уравновешивается нежеланием работать. Удовлетворение, которое он может получить от собирания ягоды, достигло своего максимума, ибо каждое новое усилие по сбору ягоды увеличивало, а не уменьшало удовольствие от указанного процесса. После этого момента – каждое усилие сокращает удовольствие.

4. РАВНОВЕСНАЯ МОДЕЛЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕН ВО ВРЕМЕНИ ПРИ ТАКОЙ ОТДАЧЕ, КОТОРАЯ ВОЗРАСТАЕТ, ОСТАЁТСЯ НЕИЗМЕННОЙ И ТАКОЙ, ЧТО СНИЖАЕТСЯ

 

Как уже было сказано выше, маржиналисты «второго этапа» отказались от понятия «стоимость» и полностью перешли к анализу рыночной цены и механизмов её установления. Наиболее последовательным развитием этого нового похода стала теория цены Маршалла, которая получила название «крест Маршалла». Эта теория разрешила давний спор между сторонниками двух альтернативных теорий стоимости – теории полезности и теории издержек.

Цена на товар устанавливается в результате согласования цены спроса и предложения.

А. Цена спроса определяется в теории Маршалла предельной полезностью, но в отличие от австрийской школы он абстрагируется от психологической, субъективной оценки этой полезности. Спрос по Маршаллу, зависит от цены товара и количества денег, которым располагает человек для его покупки. «Общий закон спроса», сформулированный Маршаллом, гласит: чем больше данного товара предполагается продать, тем ниже должна быть цена на него или, другими словами, «объем спроса возрастает с понижением цены и уменьшается с повышением цены». Поэтому график кривой спроса является нисходящим.

Маршалл всесторонне исследовал и окончательно ввел в маржиналистскую теорию понятие «эластичности спроса», т.е. степени зависимости спроса от изменения цены. Он, в частности, указывал на то, что для товаров широкого потребления «эластичность спроса велика при высоких ценах… значительна при средних ценах, но по мере снижения цен сокращается, причем оно постепенно вовсе исчезает, если падение цен столь сильно, что достигается уровень насыщенности спроса».

Кроме того, Маршалл отмечает, что у различных групп товаров существует разная эластичность спроса. Наименьшей эластичностью спроса обладают предметы первой необходимости.

 

Рис. 1. Равновесие между объемами (Q) и ценой (P) спроса (D) и предложения (S) товаров

 

Если учесть, что при этом под влиянием сил спроса может возрастать или уменьшаться спрос, следовательно, цена спроса, то можно представить себе разные варианты соотнесения цены спроса и цены предложения и установления цены равновесия.

А. Маршалл подчеркивает, что особо важную роль в таких изменениях (как и в развитии многих других экономических процессов) играет фактор времени: по-разному будет складываться равновесная цена для коротких и долгих временных периодов. Он исследовал предметы роскоши. Степень эластичности зависит от уровня доходов потребителей (например, те товары, которые являются предметами роскоши для одной группы покупателей, становятся предметами повседневного потребления для другой).

Б. Цена предложения по Маршаллу определяется предельными издержками производства. Это минимальные издержки, обеспечивающие максимальную прибыль. Уменьшение издержек происходит с увеличением объема производства, в связи с чем меняется структура издержек. Маршалл делит все издержки на постоянные (не изменяющиеся с увеличением производства) и переменные (изменяющиеся). С увеличением объема производства количество постоянных издержек на единицу продукции уменьшается. Но изменение соотношения постоянных и переменных издержек имеет свой предел. Этот предел и означает достижение оптимального объема производства, при котором издержки минимальны, а прибыль максимальна.

В зависимости от условий издержки производства какого-либо товара могут подчиняться закону постоянной, убывающей и возрастающей отдачи, т.е. с возрастанием объемов производства издержки производства единицы товара могут оставаться неизменными, возрастать или уменьшаться. Соответственно будет меняться уровень, определяемой издержками производства цены производства. Например, каждый дополнительный нанятый рабочий при условии, что другие факторы производства остаются неизменными, приносит владельцу предприятия меньший доход. Из этого дохода выплачивается заработная плата. А оставшиеся средства составляют прибыль предпринимателя. Следовательно, увеличение численности рабочих имеет смысл до тех пор, пока производительность последнего нанятого работника будет равной его заработной плате.

Точно такие же рассуждения применяются к каждому фактору производства. Оптимальной является та структура, при которой производительность предельной единицы фактора равна цене этого фактора на рынке.

В. Равновесная рыночная цена. «Рынок, – отмечает Маршалл, – это совокупность людей… которые осуществляют операции с каким-либо товаром». Соотношение спроса и предложения на рынке порождает цену равновесия. «Такое равновесие стабильно, т.е. цена при небольших отклонениях имеет тенденцию восстанавливаться».

В то же время Маршалл указывал, что понятие «равновесная цена» имеет смысл только применительно к определенному периоду времени. Исследование фактора времени в ценообразовании стало его важным вкладом в экономическую теорию. По его мнению, в зависимости от короткого или долговременного периодов равновесная цена складывается по-разному. Он исследовал важнейшее из возможных вариантов изменений цен спроса и цен предложения и показал их влияние на изменение объема производства товара. Это позволило экономистам в дальнейшем весьма успешно предвидеть и рассчитывать такие изменения.

При анализе равновесной цены Маршалл вводит понятие «квазирента». Цена на рынке устанавливается в точке, где кривая спроса пересекает кривую предложения. С точки зрения предложения это цена соответствует наиболее высоким предельным издержкам, которые соглашается оплатить потребитель. Тем не менее уровень издержек у каждого производителя различен. Те, чьи издержки являются ниже издержек равновесия, получают сверхприбыль или «квазиренту».

Аналогичная ситуация возникает на стороне спроса. Вслед за Дюпри Маршалл вводит понятие «потребительский излишек». Потребность потребителя может быть значительно интенсивней, чем потребность, отраженная в рыночной цене. Если бы он был единственным покупателем на рынке, он был бы готов установить более высокую цену. Заплатив же цену рынка, он сэкономил свои средства, что и составляет его «квазиренту» или излишек.

Таким образом, по А.Маршаллу, квазирента представляет излишек дохода у продавца или дополнительную экономию у покупателя товара.

 

5. А.МАРШАЛЛ О ВИДАХ РЫНКОВ. СООТНОШЕНИЕ СИЛ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Начинается развитие этой области с доказательств краткой характеристики рынков. Это необходимо по той причине, что связи между спросом и предложением на разных рынках будут складываться по-разному. В любом случае, чем более совершенный рынок, тем сильнее тенденция к тому, чтобы во всех его пунктах в один и тот же момент платили за один и тот же предмет одинаковую цену. В зависимости от характеристик товара, рынки могут существенно отличаться между собой по размерам территории и времени функционирования. Размеры и место расположения рынков также определяются объемами производства товаров и концентрацией потребителей в конкретных населенных пунктах. Например, рынок металлопродукции должен находиться рядом с крупными промышленными центрами машино- или станкостроения, рынок обуви – в местах проживания основной части населения экономического региона, страны.

Что касается особенностей функционирования рынков в зависимости от фактора времени, то А. Маршалл различал три таких состояния: мгновенный период (очень короткий, «рыночный»), короткий период и длительный период. В первом случае продавцы не имеют возможности приспособить свое предложение к изменению спроса, другими словами, все факторы производства являются постоянными. В качестве примера Маршаллом рассматривается рынок живой рыбы, где товар является скоропортящимся, поэтому запасов не существует и продавец не может увеличить предложение в ответ на неожиданно высокий спрос. Поэтому равновесную цену здесь определяет размер спроса.

В течение короткого периода часть факторов производства остается постоянной, но другая часть уже является переменной, поэтому размеры предложения в определенных масштабах могут быть изменены в соответствии со спросом. Например, производственные мощности остаются прежними, но загрузка их может быть изменена.

И наконец, если рассматривается длительный период, все факторы производства становятся переменными. Например, производитель может успеть создать дополнительные производственные мощности. Таким образом, по мере удлинения периода роль цены предложения в формировании равновесной цены возрастает.

Рассматривая равновесие нормального спроса и предложения, мы сразу же обнаружим, что главные трудности обусловлены фактором времени, которое характеризует рынок того или иного товара. А. Маршалл здесь выделяет четыре категории проблем. В каждой из них цена регулируется отношением между спросом и предложением. Но в зависимости от фактора времени, каждый раз другим будет представляться «нормальное» равновесие и каждый раз иными обстоятельствами определяться то, что называют «предложением».

А именно, когда речь идет о рыночных ценах, «предложение» понимают как запас определенного товара, который имеется в наличии или поступление которого «предвидится».

Что касается нормальных цен, когда термин «нормальный» понимается как относящийся к коротким периодам в несколько месяцев, или даже год, «предложение» означает массу продукции, которая может быть произведена по данной цене на существующих производственных мощностях за соответствующий определенный период.

Что касается нормальных цен, когда термин «нормальный» должен относиться к долгим периодам в несколько лет, «предложение» означает то, что может быть произведено на мощностях, которые сами можно с выгодой воспроизвести и пустить в эксплуатацию в пределах этого определенного периода.

Кроме того, могут наблюдаться очень постепенные или вековые движения нормальной цены, порождаемые постепенным ростом знаний, капитала, изменения условий спроса и предложения от поколения к поколению.

В свою очередь, здесь возможны градации: периоды, требуемые для приспособления разных факторов производства, к спросу могут быть очень разной продолжительности. Так, число квалифицированных наборщиков нельзя увеличить также быстро, как число печатных машин. Однако теоретически совершенный долгий период должен предоставлять достаточно времени, чтобы приспособиться к спросу не только на факторы производства данного товара, но и на факторы производства этих факторов производства и т.д. Соответственно придется допускать такое стационарное состояние индустрии, при котором потребности также можно предвидеть и для будущего века. При таком допущении можно было бы представить себе, что «нормальная» цена всецело определяется издержками производства, стоимостью. Сделав такое гипотетическое допущение, которое вряд ли может быть осуществлено когда-нибудь на практике, А. Маршалл применяет его для практики по всей видимости коммунистических взглядов: «некоторое подобие такого допущения фактически подразумевается и во многих популярных толкованиях теории стоимости Д.Рикардо, хотя в его собственной версии этого нет. Именно по этой причине в большей степени, чем другим, следует приписать ту простоту и законченность, которые придавали, модным в первой половине ХIХ столетия, экономическим доктринам некую привлекательность, а также большинство вытекавших из этих доктрин тенденций, приводящих к ложным практическим выводам». Оставляя эту критику в стороне, вернемся к разной продолжительности периодам.

Как общее правило, чем короче рассматриваемый период, тем больше следует учитывать при анализе влияния спроса на стоимость (цен), а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость (цену). Все дело в том, что влияние изменений в издержках производства требует для своего проявления, как правило, больше времени, чем влияние изменений в спросе. Рыночная или фактическая стоимость часто более подвержена переходящим событиям, факторам, действие которых неравномерно и кратковременно, чем постоянно действующие факторы. Однако в долгие годы эти неравномерно, нерегулярно проявляющие себя факторы в большей степени взаимно погашают влияние друг друга, и таким образом, постоянно действующие причины в конечном счете полностью определяют стоимость.

Если представить цену, по которой покупатели смогут и захотят купить данный товар, как цену спроса, то цена, требующаяся для того, чтобы вызвать напряжение усилий для производства любого данного количества товара в течение определенного периода – это цена предложения, куда включаются, также и «жертвы» капиталиста, связанные с воздержанием, необходимым для накопления капитала. Спрос становится эффективным лишь тогда, когда цена, которую согласны заплатить за товар, достигает уровня, при котором продавцы готовы продавать. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается – равновесной ценой.

Эти категории позволяют представить себе некоторые аспекты достижения равновесия на рынке, саморегулирования рынка. Так, равновесие считается устойчивым, поскольку цена при некотором отклонении от него будет подобно маятнику стремиться к возвращению в прежнее положение. Когда спрос и предложение оказываются в состоянии устойчивого равновесия, то если что-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния, немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнее положение.

Чтобы лучше представить равновесие спроса и предложения, можно вывести кривые того и другого, как это сделано на рисунке 2.

Если OR представляет здесь фиксированный уровень производства, а Rd цену спроса, которая выше цены предложения Rs, производство окажется исключительно прибыльным и будет возрастать.

R – индекс объема, он будет сдвигаться вправо, с другой стороны, если Rd ниже Rs, то R будет отклоняться влево. Если же Rd равно Rs, т.е. если R занимает вертикальное положение над точкой пересечения кривых цен спроса ДД` и цены предложения SS`, то спрос и предложение находятся в состоянии равновесия.

Кривые цен спроса в концепции А. Маршалла представляют интерес сами по себе. Хотя подобные разработки есть в работах Курно, Дюпюи и даже еще у Госсена, тем не менее полнота изложения и то внимание, которое отведено им объяснению действия сил спроса его разработки очень популярны. Их и сейчас еще называют «кривыми Маршалла», дающими объяснение эластичности спроса по цене. Многие эти и другие разработки А. Маршалла легли в основу той части курса экономической науки, которая получила название микроэкономика. Важны для анализа производства его характеристики «представительной фирмы».

 

Рис. 2. Изменение цены спроса в зависимости от объема предложения товара

 

То есть предполагается, что в среде множества действующих есть фирм существование управляемой людьми с нормальными способностями и обладающих нормальной возможностью добиваться внутренней и внешней экономии крупномасштабного производства. Ее издержки можно принять в качестве стандарта для оценки нормальных издержек производства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.67.149 (0.041 с.)