Разработка методологических и теоретических принципов маржинализма австрийской (венской) школой. К. Менгер (1840 – 1921), О. Фон бем-баверк (1851 – 1919), Ф. Фон визер (1851 – 1926) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка методологических и теоретических принципов маржинализма австрийской (венской) школой. К. Менгер (1840 – 1921), О. Фон бем-баверк (1851 – 1919), Ф. Фон визер (1851 – 1926)



 

Исходным пунктом в австрийской школе предельной полезности являлась проблема удовлетворения потребности. Потребности это определённые требования гомеостаза человеческого организма (т.е. равновесия между ассимиляцией и диссимиляцией клеток организма и т.д.). Удовлетворение потребностей, т.е. взаимосвязь между вещью превращенной во благо и их взаимодействие с человеком, является целью теоретического исследования. Отсюда необходимость анализа предельной полезности, т.е. той части блага, которая удовлетворяет потребность. С этой позиции следует рассматривать не совсем удовлетворенную потребность, где имеется высокая «конечная интенсивность» и полностью удовлетворенная потребность, где «конечная интенсивность» равна нулю. Понятно, что экономика должна сводить к нулю «конечную интенсивность» потребностей. Отсюда предельная полезность является не просто последней частью блага удовлетворяющей потребности, а той его частью, которая полностью насыщает потребность. Понятно, что предельная полезность является субъективным понятием. То, что полезно одному вовсе не означает полезность для другого. Отсюда, ценность (цена) благ зависит от необходимости (полезности) в них. Таким образом, формируется спрос на блага. Чем более редкое благо, тем выше будет на него спрос, следовательно, его ценность (пример, воды и бриллиантов в пустыне).

Центральная кате­гория ученияпредельная полезность австрийцами понималась как последняя единица в наборе благ, которая полностью насыщает человеческую потребность. С точки зрения потребления это означает, что платёжеспособный спрос полностью насыщен, а с точки зрения производства – полное покрытие потребности произведенными товарами.

Австрийцы рассмотрели и проблему определения ценности производительных благ, которые образуют издержки производства. Альтернативные или «вмененные» затраты (имплицитные) будут реализоваться в том случае, когда они дадут предельную полезность благу. В этом случае ресурсы будут использованы оптимально.

Основателем австрийской школы предельной полезности был Карл Менгер (1840 – 1921). Он родился в Галиции, которая тогда входила в состав Австро-Венгерской империи. Главной его работой была книга «Основы учения о народном хозяйстве» (1871), над которой он работал всю жизнь так её и не завершив. Его учениками и последователями были Ойген фон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер. К. Менгер заложил основные положения концепции маржинализма.

Объектом анализа он выбрал отношение человека к вещи. Он же установил относительную ценность благ, утверждая, что определить абсолютную величину ценности благ невозможно. Иллюстрацией этого стала экономическая таблица ученого. В ней сверху по горизонтали названы 10 продуктов с убывающий слева направо интенсивностью потребления. Против каждого продукта по вертикали сверху вниз были поставлены цифры в убывающем порядке, показывающие ценность потребляемых порций соответствующего блага. Понятно, что чем выше была интенсивность потребления тем выше была ценность первой порции блага. Экономическая таблица иллюстрировала 2 положения. Во-первых, величину ценности порции блага зависящей от интенсивности его потребления и во-вторых, его набора в запасе. Кроме этого, возможность только относительного определения величины ценности данной порции блага.

К.Менгер ввёл деление благ на блага высшего (средства производства) и низшего порядка (предметы потребления). Причем ценность благ высшего порядка определяются благами низшего порядка. Например, средство производства не будет иметь ценность, если при его участии не будет создан продукт. Данный подход совпадает с подходом К.Маркса. Правда, оценка затрат на его производство по К.Марксу будет определяться не предельной полезностью продукта, а затратами труда на его воспроизводство.

Кроме этого, К.Менгеру принадлежит ещё ряд идей. Так, он ввёл понятие «субституции производительных благ», высказал идею «комплементарности» благ, понятие ликвидности, а за 20 лет до А.Маршалла ввёл в научный оборот «цену спроса» и «цену предложения».

Наиболее видным последователем К.Менгера, как было сказано выше, был О. Бем-Баверк (1851 – 1914) – профессор Венского университета, президент Австрийской академии наук и министр финансов Австрии. Главными его работами были «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), «Теория Карла Маркса и её критика» (1896).

Он стал гениальным популяризатором учения своего учителя и во многих проблемах маржинализма поставил точки «і». К. Менгер разработал понятие объективной и субъективной предельной полезности, выработал понятие субститута предельной полезности. Ему же принадлежит психологическая теория процента. Исследователь считал возможным измерение ценности благ (кардиналистский подход).

Предельную полезность он объяснял следующим образом. Какому-то человеку, например, Робинзону, чтобы не умереть с голоду необходимо один мешок зерна, второй мешок зерна необходим для нормального выживания, третий мешок зерна для вскармливания живности, чтобы получить мясо, четвертый мешок – для получения спиртных напитков, пятый мешок в принципе не нужен, но тем не менее после размышлений герой повествования находит ему применение, зерно из этого мешка пойдет на вскармливание певчих птиц, которые будут скрашивать его одиночество. Этот хрестоматийный пример показывает, что предельно полезным будет пятый мешок зерна, т.к. шестой – бесполезен. Бем-Баверк достаточно четко, по сравнению со своими коллегами, указывает, что ценообразование на рынке должно проходить по цене предельно полезного продукта. Если допустить, что цены будут выше, то это приведет к тому, что не реализуется предельная полезность, т.е. купят меньше товаров, чем необходимо (бюджет потребителя предполагается неизменным). С этой позиции Бём-Баверка указывал, что наибольшую цену на рынке предлагает покупатель, наименьшую же продавец. Это объясняется достаточно просто. Покупатель предлагает максимальную цену, исходя из возможностей своего бюджета, продавец минимальную с позиции своих затрат.

Представляет особый интерес концепцияО.Бем-Баверка относительно природы прибыли или, получившей название в экономической литературе, теории процента. В связи с этим, он рассматривает текущее и будущее потребление. В рамках текущего потребления человек удовлетворяет свои потребности (причем потребности стремятся к безграничности). В том случае когда он уменьшает текущее потребление, за счёт того что переносит его в будущее, получая, таким образом, прибыль или процент. Например, в текущем потреблении человек сэкономил некоторое количество денег и на них он покупает средства производства, которые будут производить какую-то продукцию. Здесь мы видим перенос потребления из текущего в будущее. Компенсация бережливости приводящая к уменьшению личного потребления и образует прибыль.

Не меньшие достижения учёного и на практической ниве. Так, занимая длительный период времени пост министра финансов Австро-Венгрии, он дважды выводил страну из инфляционного пике, в знак признания чего его благодарные потомки поместили его портрет на банкноте, номиналом в 100 шиллингов.

Выдающимся представителем австрийской (венской) школы можно назвать и Фридриха Визера (1851 – 1926), главной научной работой которого, в данной области, следует назвать трактат «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности» (1884). Он обосновал идею о ценности факторов образующих Кизд с пози­ции упущенной выгоды, которая позже получила название «закона Визера» или закона издержек производства. В ней зафиксирована взаимосвязь между получаемым продуктом и издержками на его производство. Такие издержки становятся экономическими (т.е. оптимальными), в том случае, если они производят предельно полезный продукт. Таким образом, издержки носят характер вмененности, то есть их экономический характер вменяется предельно полезным продуктом.

Ф.Визер ввёл в научный оборот термины «пре­дельная полезность», «вменение», «законы Госсена», «предельный продукт», «планомерность». Как и К.Менгер он считал, что ценность благ нельзя измерить, а можно только ранжировать, чем заложил основы ординалистского подхода, ставшего в последующем господствующим среди маржиналистов. В конце жизни Ф.Визер активно занялся историческими и социологическими проб­лемами, получившими отражение в его последних работах.

Развитие экономической науки подвергло сомнению некоторые постулаты австрийской школы предельной полезности. Однако, даже самые современные экономические теории не могут развиваться вне использования предельных величин положенных в основу их метода анализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.006 с.)