Экономическая теория А. С. Пигу (1877 – 1959) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория А. С. Пигу (1877 – 1959)



Английский экономист Артур Сессил Пигу (1877 – 1959) является наиболее крупным представителем теории общественного благосостояния начала ХХ века. Ученик А.Маршалла, он сменил своего учителя на посту руководителя кафедры политической экономии в Кембриджском университете (1908) и продолжил развитие его теории. Помимо теории общественного благосостояния, в 1930 году А. Пигу, как и многие экономисты того периода, большое внимание уделял проблеме занятости. В 1933 году вышла его работа «Теория безработицы», а в 1941 – книга «Занятость и равновесие», в которых он предлагал неоклассическую интерпретацию проблем безработицы и методов борьбы с ней. Им была разработана теория, согласно которой в условиях неполной занятости (безработицы) происходит падение общего уровня цен, которое увеличивает реальные доходы населения. Это повышает их спрос на товары, что приводит к оживлению экономической конъюнктуры, расширению производства и соответственно снижению уровня безработицы. Эта теория получила название «эффект Пигу» и использовалась кейнсианской школой, что тем не менее не помешало кейнсианцам сделать работы А. Пигу главной мишенью своей критики неоклассиков. В дальнейшем эффект влияния доходов на потребительский спрос подробно исследовал Д. Патинкин в работе «Деньги, процент и цены» (1956).

Теорию общественного благосостояния А. Пигу развил в своей работе «Богатство и благосостояние» (1912), которая в дальнейшем была им доработана и несколько раз переиздавалась уже под названием «Экономическая теория благосостояния». В ней он видоизменил проблематику теории благосостояния, выдвинув на первый план проблему несовершенства рыночного механизма, который не всегда адекватно отражает выгоды и издержки производства определенных видов товаров. Этот вид товаров – общественные блага.

Следует отметить, что концепция общественного блага была предложена до этого представителем стокгольмской школы Эриком Линдалем (1891 – 1960) в очерке «Справедливое налогообложение – позитивная теория» (1919). Следуя идеям своего учителя Кнута Викселля (1851 – 1926), он указывал на целый ряд свойств данного вида товаров, которые не позволяют рынку в полной мере оценивать выгоды и издержки производства общественных благ. Это концепция была использована А. Пигу в своей теории.

Первое исключительное свойство общественного блага – неделимость. Оно заключается в том, что общественные товары предоставляются всем участникам рынка одновременно. Их потребление не может носить индивидуальный характер. Например, если один предприниматель ставит маяк для своих кораблей, то сигналом этого маяка будут пользоваться и другие корабли, проплывающие мимо. Второе свойство – неисчерпаемость потребления. Если один из участников рынка использовал какое-либо благо, это не уменьшило количество этого блага на рынке, а следовательно, не уменьшило возможностей других участников также им воспользоваться. Третьим свойством общественного товара, выделяемым Э. Линдалем является его неисключимость из потребления. Если общественный товар произведен и присутствует на рынке, то не существует средств, которые бы позволили помешать пользоваться этим товаром тем, кто не заплатил за его производство. Например, если жители одного дома решили осветить прилегающую к их дому улицу и поставили фонари, то они не могут запретить случайным прохожим пользоваться этим освещением.

Проблема, которая связана с вышеперечисленными свойствами общественного блага, заключается в том, что часть потребителей будет скрывать свою заинтересованность в производстве данного блага, чтобы не оплачивать это производство. Понимание того, что в дальнейшем никого не смогут отстранить от потребления и что блага хватит для всех, поскольку оно является неисчерпаемым, существенно снижает желание потребителей проявлять свою заинтересованность в его наличии. Следовательно, рынок не сможет аккумулировать достаточно средств для производства общественных товаров в необходимом объеме.

Представители шведской школы считали, что единственным, хотя и несовершенным решением проблемы производства общественных благ, является вмешательство государства, которое с помощью введения соответствующих налогов и их перераспределения обеспечило бы финансирование этого производства.

А. Пигу дает иную интерпретацию проблемы общественных благ. Он выдвигает тезис о существовании общественных выгод и издержек производства любого блага, которые не учитываются самим производителем, но которые оказывают влияние на благосостояние других участников рынка. Они возникают по тем же причинам, что и недопроизводство общественных благ в теории Линдаля. А. Пигу дает им название «внешние эффекты» («экстерналии»). Общественные выгоды формируют «положительные внешние эффекты», примером которых является ситуация, когда фермеров получают выгоду от деятельности своего соседа-пчеловода, потому что его пчелы опыляют их растения. Общественные издержки А. Пигу называет «отрицательным внешними эффектами». Наиболее актуальным примером отрицательных экстерналий является производственная деятельность завода, которая приводит к загрязнению окружающей среды и как результат – к снижению прибыльности соседних хозяйств, деятельность которых связана с природными условиями данной местности (количество рыбы в реке, уровень плодородия почвы и т.д.).

Существование внешних эффектов приводит к тому, что объем выпуска товаров, обладающих отрицательным внешним эффектом, оказывается выше общественно необходимого, а объем выпуска товаров, имеющих положительный внешний эффект, оказывается ниже общественно необходимого. В случае положительных экстерналий несоответствие предложения спросу возникает в связи с тем, что частный производитель ориентируется на рыночную цену, которая определяется полезностью произведенного товара для тех участников рынка, которые платят за этот товар. Рынок не отражает полезность данного производства для тех участников рынка, которые платят за этот товар. Рынок не отражает полезность данного производства для тех, кто получает выгоду бесплатно. Например, фермеры не будут доплачивать пчеловоду за то, что его пчелы летают по их полям. В результате уровень рыночного спроса на товар пчеловода или его производства оказывается ниже реально существующей общественной выгоды. Цена устанавливается на более низком уровне. Рынок диктует более низкий объем предложения.

Аналогичная ситуация возникает с производством товаров, имеющих отрицательный внешний эффект. Производитель ориентируется на рыночный механизм, который соотносит частную полезность товара с частными издержками, в данном случае издержками производителя. Следовательно, не учитываются те издержки, которые несут некоторые участники рынка в связи с существующим отрицательным внешним эффектом. В результате равновесие между спросом и предложением устанавливается на уровне, соответствующем более высокому объёму производства, чем реальная потребность общества в данном товаре.

Так образуется разрыв между частными и общественными выгодами и частными и общественными издержками. А. Пигу назвал эти явления нерыночными зависимостями, поскольку рынок не способен учитывать общественную сторону товаров и регулировать объемы производства в соответствии с общественной полезностью благ.

На основе своей теории внешних эффектов А. Пигу сделал ряд макроэкономических выводов. Во-первых, он предложил свои критерии оценки оптимального распределения ресурсов. Согласно его теории, социальный оптимум для каждого товара устанавливается тогда, когда предельные общественные выгоды от производства данного товара оказываются равными предельным общественным издержкам. Во-вторых, поскольку рынок не способен обеспечить такое соотношение, то необходимо внешнее вмешательство. Для этого А. Пигу предложил ввести систему правительственных мер по регулированию действий рынка. Если общественные выгоды некоторого товара превышают частные выгоды, то государство должно предоставлять субсидии потребителю не покупку этого товара. В случае существования отрицательных внешних эффектов необходимо установление налогов либо на сам товар, либо на экономическую деятельность по производству данного товара.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.007 с.)