Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Третье поколение исторической школы. Эволюция анализа социально-экономических явлений в трудах В. Зомбарта (1863 – 1941) и М. Вебера (1864 – 1920)
Содержание книги
- От донаучного к научному этапу. Первый общий взгляд на процесс оборота общественного капитала
- Особенности экономической мысли данного этапа
- Исторические предпосылки возникновения физиократизма
- Основные методологические предпосылки в исследовании экономических явлений
- Исследование проблем ценности (стоимости), цены и денег
- Место и роль различных классов в общественной жизни.
- Основные идеи и структура книги «размышления о создании и распределении богатства» (1766)
- Исторические условия развития Великобритании в хVIII - первой трети хiх столетия
- Искусством, умением и сообразительностью с каким применяется труд.
- А. Смит о ценности (стоимости) и цене товаров (действительной, номинальной, естественной, рыночной)
- Проблемы исследования во второй книге «о природе капитала, его накоплении и применении»
- Введение в книгу «начала политической экономии и налогового обложения» (1817). Предмет и метод исследования
- В связи с рассмотрением буржуазного строя, как единственного состояния общества, в его анализе преобладал количественный подход в исследовании экономических явлений.
- О понимание ренты, как результата человеческого труда.
- Ж. Ш. Л. Симонд де сисмонди – первый представитель мелкобуржуазной критики классической буржуазной политэкономии
- Т.Р.Мальтус – неоценённый современниками систематизатор и разработчик идей классической политэкономии
- Дальнейшее исследование противоречий экономики гражданского общества П.Ж.Прудоном
- Завершение классической политэкономии в трудах Дж.Ст.Милля
- Углубление в исследование отдельных проблем капитализма и его реформирования в трудах И.Родбертус-Ягецова, И.Бентама и социалистов-рикардианцев
- Эволюция классической буржуазной политэкономии во Франции в трудах Ж. Б. Сэя. Развитие её идей Ф. Бастиа. Концепция «гармонии интересов» Г. Ч. Кери
- Исторические условия возникновения марксизма
- Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом экономической теории капитализма
- Исследование экономических проблем дореволюционной экономики России и новых черт развития капитализма в ХХ столетии
- Государственный капитализм (госкапитализм) – это высшая форма развития цивилизации, где государство начинает выполнять координирующие и регулирующие функции.
- Тема 7. Альтернатива традиционным экономическим течениям. Немецкая национальная политическая экономия
- Третье поколение исторической школы. Эволюция анализа социально-экономических явлений в трудах В. Зомбарта (1863 – 1941) и М. Вебера (1864 – 1920)
- Влияние идей исторической школы на мировую экономическую Мысль в свете формирования экономической политики украины
- Предшественники маржинализма. Постановка проблемы общего экономического равновесия и предельной полезности. И. Г. Фон тюнен (1783 – 1850), А. О. Курно (1801 – 1877), Г. Г. Фон госсен (1810 – 1858)
- Разработка методологических и теоретических принципов маржинализма австрийской (венской) школой. К. Менгер (1840 – 1921), О. Фон бем-баверк (1851 – 1919), Ф. Фон визер (1851 – 1926)
- Лозаннская школа. Л. М. Э. Вальрас (1834 – 1910) и В. Парето (1848 – 1923)
- Производительные блага полностью используются в процессе производства.
- Кембриджская школа и её роль в развитии экономической мысли конца хiх – первой трети ХХ века. А. Маршалл (1842 – 1924) и А. С. Пигу (1877 – 1959)
- А. Маршалл – основатель принципов новой экономической теории. Качественно новое определение предмета экономической науки и особенности метода её исследования
- Экономическая теория А. С. Пигу (1877 – 1959)
- Место и значение неоклассики в формировании и развитии современного этапа экономической науки
- Проблемы социально-экономического развития и их отражение в экономических теориях
- Основные направления развития экономической теории и их эволюция
- Критерии классификации и сравнительный анализ направлений экономической теории
- Дж. М. Кейнс как политик и учёный слыл человеком, плывущим против течения.
- Зависимые и независимые величины в модели Дж. М. Кейнса
- Чикагская школа. (М.Фридмен).
- Признание устойчивости рыночного хозяйства.
- Исторические условия утверждения теории и практики монетаризма в экономике и политике развитых капиталистических стран
- Проведение бюджетного оздоровления за счёт сокращения его расходной части и превращение в бездефицитный.
- Общая характеристика институционализма и его методология
- Ранний американский институционализм
- Экономическая Мысль периода становления и развития феодального общества
- Генезис буржуазной экономической мысли в дореформенный период
- Развитие социально-экономической мысли в пореформенный период (60 – 90 годы хiх столетия)
- Общие предпосылки и основные направления развития экономических исследований в Украине
Третья «немецкая волна» школы связана с именами Вернера Зомбарта (1863 – 1941), Макса Вебера (1864 – 1920) и менее известным экономистом Герхардом Шулъце-Геверницом (1864 – 1943). Последний был известен как человек, который собрал большой материал по истории промышленности и банковского капитала.
Немецкий национализм, берущий свое начало от А.Мюллера и Ф.Листа, прозвучал социалистическими идеями в новой исторической школе и получил свое разрешение в национал-социализме Вернера Зомбарта.
Вернер Зомбарт написал огромное количество работ, которые стали впоследствии объектом острых дискуссий. Начал он свою научную и литературную деятельность как историк, будучи учеником Г.Шмоллера потом сторонником марксизма, а затем проделал эволюцию от марксизма к фашизму. О его творчестве современный историк экономической мысли сказал, что «лучшее, что можно сказать о Зомбарте, – это то, что его работы будят мысль».
В своей книге «Евреи и хозяйственная жизнь» учёный утверждал, что капитализм создали евреи. Его книга «Герои и торгаши» носила националистический характер. «Нации героев» (немцам) противопоставлялась «нация лавочников» (англичан).
В дальнейших исследованиях В.Зомбарт пытался сочетать исторический подход в изучении экономических явлений с абстрактной теорией капитализма, что нашло отражение в его фундаментальной многотомной работе «Современный капитализм» (1902). В этом энциклопедическом исследовании показана хозяйственная жизнь Европы в историческом разрезе от раннего средневековья до XIX века. Причем включает и сведения об экономических представлениях людей в каждую эпоху. Однако вершиной экономической мысли она не стала.
Правда, в ней В.Зомбарт ввел понятия «хозяйственная система» и «хозяйственная эпоха». Первая категория – это абстрактная модель, очищенная от исторической конкретности. Вторая – реальность, служащая объектом исследования. Изучение эпох находит свое отражение через призму сформированных теоретических моделей. Впоследствии этот подход разовьёт В. Ойкен, используя данный принцип для формирования типов хозяйств.
Завершение идеи исторической школы получили в трудах немецкого философа, историка, социолога и экономиста Макса Вебера. На его долю выпало осмысление и подведение итогов сложного пути, который проделала историческая школа с ХVIII – XIX столетия. М.Вебер преодолел предвзятости национализма и односторонность «исторического метода». Главная, идея, которая пронизывает его книгу, состоит в том, что развитие экономической жизни народов и их культуры определяется ОБЩИМИ ЗАКОНАМИ, которые пробивают себе дорогу сквозь национальные особенности и круг замкнулся.
Произошло возвращение к основам того метода с отрицания, которого начала свой путь немецкая мысль, однако, на новом более высоком витке. М.Вебер говорил о недостаточности описаний в исторической науке. По его мнению, были необходимы обобщения, интерпретация. Он выдвинул концепцию ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ (определенная схема для объяснения конкретных фактов и процессов исторического развития того или иного народа).
Заметное влияние в науке оставила его работа о влиянии религии на экономику. Это его «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), а также «Хозяйственная этика мировых религий» (1919). В каждой религии существует два компонента: мистический и аскетический. Причем аскетический компонент больше влияет на укрепление и развитие рационального начала, составляющего основу капитализма. Именно это начало наиболее развито в протестантизме, где богоугодность человека определяется его успехами на избранном им хозяйственном поприще.
М.Вебер сделал то, что не удалось осуществить В.Зомбарту. Он создал фундаментальный историко-экономическим труд, который мог бы стать результатом работы целого института. Вебер же проделал все это в одиночку. Эпоха Вебера совпала с периодом возрождения кантианства сторонником, которого он был. Вебер использовал обновленный метод Канта для своих социально-исторических исследований. К наивысшим ценностям он причислял свободу индивида, а расизм и национализм считал ложной идеологией.
|