Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третье поколение исторической школы. Эволюция анализа социально-экономических явлений в трудах В. Зомбарта (1863 – 1941) и М. Вебера (1864 – 1920)

Поиск

Третья «немецкая волна» школы связана с именами Вернера Зомбарта (1863 – 1941), Макса Вебера (1864 – 1920) и менее известным экономистом Герхардом Шулъце-Геверницом (1864 – 1943). Последний был известен как человек, который собрал большой ма­териал по истории промышленности и банковского капитала.

Немецкий национализм, берущий свое начало от А.Мюллера и Ф.Листа, про­звучал социалистическими идеями в новой исторической школе и получил свое разрешение в национал-социализме Вернера Зомбарта.

Вернер Зомбарт написал огромное количест­во работ, которые стали впоследствии объектом острых дискуссий. Начал он свою научную и литературную деятельность как историк, будучи учеником Г.Шмоллера потом сторонником марксизма, а затем проделал эволюцию от марк­сизма к фашизму. О его творчестве современный историк экономической мысли сказал, что «лучшее, что можно сказать о Зомбарте, это то, что его работы будят мысль».

В своей книге «Евреи и хозяйственная жизнь» учёный утверждал, что капитализм создали евреи. Его книга «Герои и торгаши» носила националистический характер. «Нации героев» (немцам) противопоставлялась «нация лавочников» (англичан).

В дальнейших исследованиях В.Зомбарт пытался сочетать исторический подход в изучении экономических явлений с абстрактной теорией капитализма, что нашло отражение в его фундаментальной многотомной работе «Сов­ременный капитализм» (1902). В этом энциклопедическом исследовании по­казана хозяйственная жизнь Европы в историческом разрезе от раннего средневековья до XIX века. Причем включает и сведения об экономических представлениях людей в каждую эпоху. Однако вершиной экономической мысли она не стала.

Правда, в ней В.Зомбарт ввел понятия «хозяйственная система» и «хозяйственная эпоха». Первая категория это абстрактная модель, очищенная от исторической конкретности. Вторая – реальность, служащая объектом исследования. Изучение эпох находит свое отражение через призму сформированных теоретических моделей. Впоследствии этот подход разо­вьёт В. Ойкен, используя данный принцип для формирования типов хозяйств.

Завершение идеи исторической школы получили в трудах немецкого фи­лософа, историка, социолога и экономиста Макса Вебера. На его долю выпало осмысление и подведение итогов сложного пути, который проделала историческая школа с ХVIII XIX столетия. М.Вебер преодолел предвзятости национализма и односторонность «исторического метода». Главная, идея, которая пронизывает его книгу, состоит в том, что развитие экономической жизни народов и их культуры определяется ОБЩИМИ ЗАКОНАМИ, которые пробивают себе дорогу сквозь национальные особенности и круг замкнулся.

Произошло возвращение к основам того метода с отрицания, которого начала свой путь немецкая мысль, однако, на новом более высоком витке. М.Вебер говорил о недостаточности описаний в исторической науке. По его мнению, были необходимы обобщения, интерпретация. Он выдвинул концепцию ИДЕАЛЬНЫХ ТИПОВ (определенная схема для объяснения конкретных фактов и процессов историческо­го развития того или иного народа).

Заметное влияние в науке оставила его работа о влиянии религии на эко­номику. Это его «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), а также «Хозяйственная этика мировых религий» (1919). В каждой религии сущест­вует два компонента: мистический и аскетический. Причем аскетический компонент больше влияет на укрепление и развитие рационального начала, составляющего основу капитализма. Именно это начало наиболее развито в протестантизме, где богоугодность человека определяется его успехами на избранном им хозяйственном поприще.

М.Вебер сделал то, что не удалось осуществить В.Зомбарту. Он создал фун­даментальный историко-экономическим труд, который мог бы стать результатом работы целого института. Вебер же проделал все это в одиночку. Эпоха Вебера совпала с периодом возрождения кантианства сторонником, которого он был. Вебер использовал обновленный метод Канта для своих социально-исторических исследований. К наивысшим ценностям он причислял свободу индивида, а расизм и национализм считал ложной идеологией.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.006 с.)