Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История экономики и экономических учений

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Курс лекций по разделу «История экономических учений» для студентов III курса дневной формы обучения всех специальностей

 

 

Одесса ОГЭУ 2011


Курс лекций по разделу «История экономических учений» для студентов III курса дневной формы обучения всех специальностей

 

 

СОСТАВИТЕЛИ: П.П. Несененко, канд. экон. наук, доцент

(темы 2 – 4, 9 – 12, 15)

И.А. Хромов, канд. экон. наук, доцент

(темы 8 – 9)

А.А. Артеменко, ст. преподаватель

(темы 1, 5 – 8, 13 – 15)

Одесса ОГЭУ 2011

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «История экономики и экономических учений» состоит из двух блоков: «История экономики» и «История экономических учений». Данная дисциплина является своеобразным продолжением и дополнением курсов политической экономии, микро-макроэкономики и других наук, которые изучались студентами ранее.

Блок «История экономических учений» предназначен для того, чтобы дать будущим экономистам более чёткое и подробное представление об исторических условиях формирования различных направлений экономической мысли, концепций, теорий, учений. В данном курсе лекций по «Истории экономических учений» выделены предмет и метод исследования как науки в целом, так и отдельных направлений и её авторов. Курс, в свою очередь, разбит на четыре основных блока, исходя из периодизации, предложенной известным французким экономистом и политическим деятелем Раймоном Барром .Сначала даётся общая характеристика всего блока. Затем рассматривается экономическая мысль, относящаяся к данному блоку, где излагаются сначала теоретические проблемы, которые завершаются практическими рекомендациями для хозяйственной практики, как государству в целом, (экономическая политика), так и для отдельных хозяйствующих субъектов.

Отдельный (пятый блок) посвящён проблемам формирования и развития экономической мысли Украины.

Основная задача курса состоит в дальнейшем формировании и развитии экономического мышления, качественно нового мировоззрения, умения постоянно обновлять и усовершенствовать полученные ранее знания и активно использовать их для анализа хозяйственной практики.

 

Предметом данного блока (истории экономических учений) является процесс возникновения, борьбы и смены экономический взглядов на различных этапах развития человеческого общества для решения задач хозяйственной практики.

 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

1.Предмет истории экономической мысли.

2.Метод истории экономической мысли.

3.Периодизация истории экономической мысли

4.Место истории экономической мысли в системе экономических наук.

5.Значение истории экономической мысли для подготовки современного экономиста.

Выяснение влияния экономической среды на сущность экономических теорий. Правда, одни и те же факты могут не одинаково трактоваться. Интересно, что экономист и математик A.О.Курно сомневался во влиянии экономистов на экономическую политику также, как влияние на язык преподавателей грамматики.

Привязка теории ко времени и странам.

Изучение зрелых форм теории.

Изучение наиболее важной для страны теории.

Рассмотрение теорий во временном аспекте и по экономическим школам. Семейный подход.

ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИСТА

История экономической мысли представляет собой наработки человечества за всю историю его существования. Отсюда это:

Кладезь мыслей и в этом их познавательная ценность ознакомление с которым позволяет избежать явления профессионального идиотизма.

Апробация большинства теорий прошлого практикой позволяет избежать «изобретения велосипедов», заранее предвидеть результат апробирования той или иной мысли на практике.

БЛОК 1. ДОНАУЧНАЯ МЫСЛЬ (ОТ ПЕРИОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО 1750 ГОДА)

Общая характеристика мысли

Отсюда главное в экономической мысли дорыночной (неэкономической) системы была разработка проблем подчинения одних людей другими, их зависимость или от власти отдельных людей или правителей в рамках тех или иных общностей от общин до государства. Анализ движения мертвых вещей (товаров) был вторичен. По мере разложения натурального хозяйства и развития рыночных отношений появляется экономическая проблематика мысли, посвященная проблемам рынка. У древних греков это нашло свое отражение в трудах Аристотеля. В эпоху феодализма экономическая мысль получила свое дальнейшее развитие в трудах канонистов. В условиях завершения первоначального накопления капитала экономическая мысль становится доминирующей. Одновременно с этим разрабатываются проблемы метода исследования.

С процессом становления капиталистических отношений до первоначального накопления капитала, мысль все более акцентирует свое внимание на экономических проблемах. Однако, она не приобретает характер научного отражения, так как общество этого периода не достигает зрелых экономических форм и потому остается на донаучном этапе, а экономические проблемы, в этом периоде, выступает в виде характеристик отдельных сторон общества.

Его особенностью было рассмотрение общества с точки зрения отдельных его сторон, где отсутствовало цельное представление об обществе как живом организме, хотя исследователи занимаются преимущественно исследованием экономических проблем. К ним относятся экономические взгляды меркантилистов, которые являются основателями этого этапа, а именно: У.Петти, П. Буагильбера, Б.Франклина, Э.Б.Кондильяк, Ф.Галиани, а завершается этот этап творчеством Ричарда Кантильона, работы которого стали предтечей научного этапа.

Таковы наиболее общие черты экономической мысли этого периода.

 

Источники

Донаучный этап экономической мысли охватывает периоды древности (рабовладения), средневековья (феодализма) и периода становления рыночных отношений (данный материал изложен в теме 2).

 

 

ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО МИРА И ФЕОДАЛИЗМА. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА И ГЕНЕЗИСА КАПИТАЛИЗМА

 

1. Закономерности становления рабовладельческого общества и особенности формирования его экономических взглядов в странах Древней Азии и античном мире.

2. Специфические черты феодального строя и особенности формирования экономической мысли эпохи средневековья.

3. Предпосылки становления буржуазной экономической мысли:

3.1 Кризис феодального мировоззрения и его влияние на экономическую мысль позднего средневековья:

а) новая этика эпохи Возрождения.

б) критика торгашеского феодализма и обоснование буржуазного предпринимательства. М.Лютер и Ж.Кальвин.

4. Меркантилизм:

4.I. Предпосылка возникновения меркантилизма.

4.2. Общая характеристика меркантилизма. Экономическая политика:

а) ранний меркантилизм (монетаризм или теория денежного баланса);

б) поздний меркантилизм (мануфактурная система или теория торгового

баланса).

4.3. Особенности развития меркантилизма в отдельных странах.

4.4. Вопросы экономического анализа в трудах меркантилистов.

4.5. Историческое место меркантилизма.

5. Критика меркантилизма:

5.1. Становление фритредерства.

5.2. Теоретические основы критики меркантилизма Дж. Локком.

5.3. Требование свободной торговли Д.Норсом.

5.4. Критика меркантилистской теории денег. Дж. Вандерлинт и Д.Юм.

6. Генезис капиталистической школы буржуазной политической экономии:

6.1. Экономические взгляды У.Петти.

6.2. Экономические взгляды П. Буагильбера.

6.3. Экономические взгляды Б.Франклина.

7. Вторая (маржинальная) ветвь классического направления в изучении количественных параметров экономических явлений. Э. Б. Кондильяк и Ф. Галиани.

8.От донаучного к научному этапу. Первый общий взгляд на процесс оборота общественного капитала.

 

Для обмена.

Например, обувью пользуются и для того, чтобы одевать ее на ногу, и для того, чтобы менять её на что–либо другое. Первое свойство он наз­вал потребительной ценностью. Анализируя обмен, он указывает, что без него не было бы отношений между людьми, как и без приравнивания не было бы обмена. «Обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости». Но здесь он останавливается перед затруднением того, что столь разные вещи, как быки, обмениваемые на ложа, могли бы быть качественно соизмеримы, то есть быть равны. Это приравнивание кажется ему чуждым природе вещей, попавшим в обмен. Единственная мера товаров – это потребность, которая связывает всё вместе. Такой вывод идет в русле маржинализма. Очень близко подойдя к тайне стоимости, Аристотель оста­новился в полшага к её открытию. Он хорошо понимал, что развитие товарного обмена, ведет к появлению денег, а денежное выражение стоимости получает вид цены. Для Аристотеля категории «ценность» и «достоин­ство» были категориями тождественными, измеряемыми деньгами. Отсюда деньгам присуща функция меры стоимости.

Что же помешало ему сделать вывод о том, что субстанцией обменивающих­ся товаров есть труд вообще? Этим обстоятельством был тот исторический период в котором он жил. Ведь равенство труда, которое представляет труд вообще, означал и одинаковую значимость труда и раба, и ремесленника, и рабовладельца, а этого реальная действительность не подтверждала. Более того, труд был неоднозначно признанным. Так физический труд был проклятием и уделом рабов. Считалось, что вольный ремесленник, занимающийся низким ремеслом, находится в состоянии рабства. Как видно из сказанного, его взгляды на природу рабства мало чем отличались от его предшественников и современников.

В отношении рабства Аристотель утверждал, что оно вытекает из законов природы. Одни рождаются прирожденными повелевать другими, другие, наоборот, предназначены для физического труда. Противоречия в обществе можно было бы сгладить, если бы каждый занимался своей функцией. Так, грекам важно сосредоточиться на функциях управления людьми. Наиболее важной сферой деятельности Аристотель считал земледелие.

Аристотель выделил два типа хозяйства, а именно: экономику, которая создает потребительные стоимости для жизни, домохозяйства и государства (то есть, по сути, натуральное хозяйство) и хрематистику – искусство наживы (рыночное хозяйство). Представители этого типа экономики в его трудах подвергались осуждению.

Особенностью Древнего Рима было широкое развитие товарно-денежных отношений, что не могло не отразиться на особенностях экономической мысли. Римляне мало, что дали для разработки экономической мысли, однако, в области конкретных экономических наработок их достижения трудно переоценить.

Так, в Древнем Риме впервые начали разрабатываться юридические нор­мы соответствующие товарному производству и обращению, получившему наз­вание «Римского права». Впоследствии оно легло в основу Кодекса законов Наполеона. Раба в «Римском праве» определяли, как «человека, не имеющего права ни покупать, ни продавать».

Особое место заняли работы по организации рабовладельческого хозяй­ства. Во II – I в.в. до н.э. усиливающийся процесс концентрации земельной собственности привел необходимости исследования проблем обеспечения их рациональной организа­ции. Так, Марк Порций Катон (234 – 149 г.г. до н.э.) написал труд «О земледелии», где выступил сторонником на­турального хозяйства. При этом он не мог не учитывать некоторые аспекты товарности продуктов деятельности рабовладельческих хозяйств. Катон попытался определить основные факторы производства в имении (землю, людей, средства производства). Он первым поставил вопрос об эффектив­ности хозяйства.

Марк Теренций Варрон (116 – 27 г.г. до н.э.) отмечал, что облик поместья определяет агрикультура, а в ко­нечном счёте, свойства почвы. Его интересует не только городской, но и сельский рынок. Утверждалась мысль о «великом союзе» между земле­делием и животноводством. Варрон выделил два типа имений: пригородные и отделенные поместья. Большое место в работах заняла проблема использования труда, как рабов так и наемного. К рабам он предлагал, в отличие от Катона, относиться более гуманно заботясь об их сытости и эки­пировке. На больших сельскохозяйственных работах рекомендовалось использовать наемный труд.

Важное место в разработке отмеченной проблематики заняли труды Люция Юния Модерата Колумеллы (I в. н.э.). Он написал 12 книг о сельском хозяйстве. Отчетливо понимая ограниченные возможности рабского труда, ученый все же исходил из факта его существования. Колумелла считал, что лучше тщательно обрабатывать малый участок земли, чем иметь, плохо обработанный большой. Этим впервые был поставил вопрос об интен­сивном пути развития производства. В имении предлагалось широко экспериментировать. В организации труда рабов предлагалось широко применять специализацию рабов. Особое место отводилось привлечению к работе квалифицированных рабов. На их покупку денег жалеть не стоит. К рабам необходимо отно­ситься, бережно стимулируя их рождаемость. Многодетных матерей-рабынь рекомендовалось отпускать на волю.

В средине I века новой эры возникла новая религия – христи­анство. Сначала она была идеологией рабов и угнетенных и обещала уничтожить бедность путем уравнительного распределения в древнехристианской общине предметов потребления. В последствии, эта религия стала охватывать и бо­гатые слои общества. В христианстве все люди равны перед богом. Причем равенство состоит в том, что все они грешны. Идеи христианства подготовили условия для признания в последующем: а) равенства умственного и физического труда и б) всеобщей обязанности труда. В феодальном обществе религия сыграла роль мощной объединяющей силы человеческой общности.

Вопросы экономического анализа в трудах меркантилистов

Достижения меркантилистов можно условно свести к ряду пунктов:

1. Меркантилисты первыми ввели термин политическая экономия. Это сделал в работе «Трактат политической экономии» Антуан Монкретьен де Ваттевиль. Главная сферой его анализа, как и меркантилизма в целом, была сфера обращения. Отсюда политическая экономия предстала, в первоначальном варианте, как наука о торговом балансе.

2. Основной формой богатства они считали деньги в виде золота и серебра, которые в эпоху позднего меркантилизма рассматривались как избыток продуктов после потребления страны, который должен превратиться в деньги.

3. Под стоимостью онипонимали меновую стоимость в денежной форме.

4. В анализе денег ранние меркантилисты придерживались номиналистической теории денег, а поздние - металлистической, что, в конечном счёте привело к формированию в последующем количественной теории денег.

5. Основной функцией денег ранние меркантилисты считали средство накопления, а поздние - средство накопления, средство обращения и деньги как капитал.

6. Меркантилисты при анализе прибыли полагали, что она возникает только при неэквивалентном обмене и посему важно развивать внешнюю торговлю как основной источник её образования. Посредством неё происходит приращение и накопление денег. Объявлялась выгодной торговля с золотодобывающими странами.

7. Производительным трудом объявлялся труд ведущий к увеличению количества золота и серебра через внешнюю торговлю.

8. Меркантилисты впервые в истории экономической мысли обратили внимание на проблему трудовых ресурсов и,таким образом, выступили основоположниками теории народонаселения. Она была выведена ими исходя из понимания богатства. Они различали естественное богатство, которое даёт природа, и сельскохозяйственное производство, и искусственное-полученное в результате переработки продуктов природы. Отсюда, источники богатства являлись, по их мнению, труд и природа, которые создают потребительную стоимость. Меновая же стоимость реализовалась через торговлю. Из концепции искусственного богатства выросла концепция народонаселения. Отсюда важно располагать большим количеством труда, для чего нужен стабильный рост населения.

Исходя из этого предлагалось:

а) разрешение миграции,

б) замена смертной казни за кражи принудительными работами.

Они впервые установили устойчивую тенденцию того, что увеличение численности рабочих понизит заработную плату в связи с приростом предложения рабочей силы.

Джеймс Стюарт (1712 – 1780) был последним великим меркантилистом. Его творчество стало своеобразным подведением итогов школы и вершиной меркантилистской доктрины. В «Исследовании о началах политической экономии» (1767) он провел систематизацию разбросанных меркантилистских воззрений. Товарные цены, по его мнению, определяют количество денег в обращении. Дж. Стюарт вывел функции денег из товарного обращения, что было новым словом в меркантилизме. Однако, источник прибыли, как и все меркантилисты, Стюарт видел в сфере обращения. А.Смит был лично знаком со Стюартом. Однако в своей книге «Богатство народов» анализа его книги нет как и упоминания о самом авторе. По видимому, это объяснялось тем, что упомянув имя Стюарта он должен был бы дать критику книги, а значит испортить с ним хорошие отношения, чего А.Смит не хотел. Правда, последнее не помешало шотландскому мудрецу поставить крест на доктрине меркантилизма своей гениальной книгой «Богатство народов».

 

КРИТИКА МЕРКАНТИЛИЗМА

С появлением меркантилизма начинается его критика. Она велась как представителями самого меркантилизма (поздний меркантилизм критикует ранний) и возрастала по мере расширения товарного обращения, которое становилось всё более саморегулируемым. Этим вопросом серьёзно занялись представители фритредерства. Одновременно с этим, появляется направление, в котором анализ сферы обращения был дополнен анализом связи последней со сферой производства, положившей начало становлению классической политической экономии. Это имело следствием, с одной стороны, появление трудовой теории стоимости, а с другой – концепции предельной полезности, получившей в 1914 году название маржинализма.

Становление фритредерства

Как было отмечено ранее, более развитая сфера обращения как основа становления капитала выявила новые закономерности, которые частично были замечены ещё меркантилизмом (значение для увеличения денег посредством роста цен по мере переработки сырья, роста искусственного богатства и т.д.). Однако обстоятельного анализа эти проблемы в трудах меркантилистов не получили. Разработкой неисследованных ранее аспектов действительности занялась группа людей, получившая в последствии название фритредеров - сторонников свободной торговли. Они представляли из себя неоднородную группу людей, в которую входили философы (Дж.Локк, Д.Юм), врачи (Мандевиль), купцы (Д.Норс, Дж.Вандерлинт), политические деятели.

 

Требование свободной торговли Д.Норсом

Кроме философов, меркантилизм критиковали и практики. Одним из них был лондонский купец Дадли Норс (1641 – 1691). Имея огромный опыт торговли и будучи наблюдательным человеком, он обобщил свои наблюдения в работе «Рассуждения о торговле» (1691), увидевшей свет после его смерти, которую очень высоко оценил в последствии Д. Рикардо. Обобщив свой практический опыт, Д.Норс пришёл к выводу о необходимости придерживаться в экономической политике принципа свободной торговли и саморегулирующегося денежного обращения. Руководством к действию для большинства прогрессивных правительств тогдашней Европы стала его фраза «Ни один народ не разбогател с помощью политики. Лишь мир, труд и свобода приносят торговлю и богатство и больше ничего».

Он активно выступал против законодательного регулирования цен и условий торговли. Кроме того, ему удалось уловить различия между деньгами как деньгами и деньгами как капиталом, которые, ещё во времена Древней Греции, интуитивно распознавал Аристотель. Однако, Д.Норс пошёл ещё дальше. Деньги, по его мнению, есть капитал только в движении. Тем самым была зафиксирована особенность капитала, правда пока только в обращении, что было значительным достижением для экономической мысли того времени.

Ставка процента, по его мнению, не потому велика, что мало денег в обращении, а потому, что есть недостаток капитала или дохода. Для снижения ставки процента он рекомендовал вкладывать деньги в торговлю, а не пускать на роскошь землевладельцев, так как 9/10 от общего количества денег, по его подсчётам, тратилось на покупку ими предметов роскоши, что не способствовало росту богатства нации.

 

У. Петти о цене земли

 

Трактовка цены земли у У. Петти тесно связана с трактовкой проблемы ренты. Цена земли, у него, это по сути капитализированная рента. При этом рента рассматривалась, по сути, как всеобщая форма прибавочной стоимости.

Процент выводится из ренты, а не как самостоятельная форма вторичного дохода.

Учитывая то обстоятельство, что земля является объектом купли-продажи, У.Петти ставил вопрос об определении цены земли, понимая её как число годичных рент, сумма которых, за определённый период времени, составляет её цену «…Я принимаю, что число годичных рент, составляющих естественную стоимость какого-нибудь участка земли, равняется обычной … продолжительности совместной жизни трех таких лиц». Это три поколения семьи: деду 50 лет, отцу – 28, сыну – 7 лет. Время их совместного проживания и составит то количество годовых рент, которые и должен уплатить покупатель земли. В одних районах это будет 18 годовых рент, в других больше, например, 21 год. Определение цены земли по Петти является ошибочным с точки зрения современной теории, хотя подход к её определению, по величине рент, верен.

 

Источники

Научный этап экономической мысли буржуазного строя изложен в лекционном материале в темах 3 – 6.

ТЕМА 3. ФИЗИОКРАТИЯ

1. Исторические предпосылки возникновения физиократизма.

2. Ф. Кенэ (1694 – 1774) – основатель нового направления:

2.1. Интеллектуальная биография.

2.2. Основные методологические предпосылки в исследовании экономических явлений.

2.3. Исследование проблем ценности (стоимости), цены и денег.

2.4. Концепция капитала.

2.5. Учение о чистом продукте:

а) место проблемы в экономической концепции физиократов;

б) концепция производительного и непроизводительного труда;

в) анализ проблемы распределения доходов;

г) место и роль различных классов в экономической жизни Франции.

2.6.Проблемы воспроизводства. «Экономическая таблица» Ф.Кенэ:

а) общая характеристика «Экономической таблицы»;

б) методологические предпосылки анализа процесса воспроизводства;

в) теория реализации СОП;

г) значение экономической таблицы в «Макроэкономике».

3. Вопросы экономической политики в трудах Ф.Кенэ.

4. Дальнейшее углубление и развитие физиократизма. Научная и практическая деятельность А. Р. Ж. Тюрго (1727–1781):

4.1. Интеллектуальная биография А.Р.Ж.Тюрго.

4.2. Углубление дедуктивного подхода в методе исследования экономики.

4.3. Основные идеи и структура книги «Размышления о создании и распределении богатства» (1766):

а) классовая структура общества;

б) трактовка наемного труда и заработной платы;

в) трактовка прибыли;

г) исследование проблем капитала;

д) учение о ценности и деньгах.

4.4. Попытка практической реализации физиократических идей А.Р.Ж.Тюрго во Франции в 1774-1776 годах.

5. Физиократия и современность.

Интеллектуальная биография

Франсуа Кенэ родился 4 июня 1694 года недалеко от Версаля, в городке Мерэ в семье бедного крестьянина. Он был восьмым ребенком в многодетной семье, состоящей из тринадцати детей. В 11 лет он сам выучил латынь и греческий язык, после чего пошел на учебу к местному сельскому священнику. В 1709 году продолжил учение у местного эскулапа, а затем в Париже в медицинской школе. В 1711 году он сдаёт экзамен на хирурга в г.Манте, одновременно проходя практику в госпитале. С 1711 по 1717 годы работает в мастерской гравера. В 23 года он женится на дочери бакалейщика с большим приданным. 9 сентября 1718 года он получает диплом хирурга в г. Манте, в котором прожил 17 лет. Здесь он принимает роды, рвет зубы, делает сложные операции.

В 1734 году у него умирает жена и он с двумя детьми уезжает в Париж работать личным врачом герцога Виллеруа. Одновременно с этим в 30–40 годах как представитель «хирургической партии», Ф.Кенэ ведет борьбу за разрешение хирургам заниматься терапией и, в то же время пишет ряд медицинских работ, продемонстрировав незаурядные знания в данной области.

Перейдя в 1749 году на службу к маркизе Помпадур, фаворитке Людовика ХV, он поселяется на антресолях Версальского дворца, где прожил 25 лет и съехал за полгода до своей смерти, после кончины Людовика ХУ от оспы в мае 1774 года. На антресолях Версальского дворца собралась «литературная республика» – самые образованные люди Франции: Дидро, Д' Аламбер, Дюкло, Гельвеций, Тюрго, Бюфон. Мадам Помпадур поднималась к ним для бесед, так как перейти в её роскошные апартаменты они отказывались. Для Дидро, который возглавлял «Энциклопедию», Ф. Кенэ, которому тогда уже было 60 лет, начинает писать ряд работ по экономическим проблемам. Это статьи: «Фермеры», «Зерно», «Население», «Налоги» и другие.

Однако наиболее значительной работой станет знаменитая и по сей день «Экономическая таблица» (1758), которую французы, не без гордости, считают, третьим по значимости открытием в истории человечества и первый оттиск которой лично сделал Людовик ХV. Монарх весьма благосклонно относился к учёному и даже возвёл его в дворянское достоинство, подарив вместе с титулом небольшое имение. Правда, это не изменило негативного мнения Ф.Кенэ в отношении своего благодетеля. Будучи человеком весьма немногословным, корректным и сдержанным, он всячески сторонился любого участия в делах двора. Д’Аламбер об этих чертах его характера писал, что это был философ при дворе, который жил не зная языка страны. Внизу назначали и отправляли в отставку министров, а на антресолях кипела научная жизнь. О Кене можно было сказать, что это был 80–летний старик с головой 30–летнего юноши. В 1766 году в среде физиократов несколько вечеров провел А.Смит. Хозяина антресолей по началу было трудно определить, так как тон дискуссий по очень острым проблемам, которые велись в этом обществе, был весьма дружелюбным и доброжелательным. Позиции физиократов подорвала смерть маркизы Помпадур, благодаря активному участию которой, было проведено ряд физиократических экспериментов. Правда, наиболее фундаментально, научные идеи физиократов удалось основательно апробировать на практике в 1774 – 1776 годах А.Р.Ж.Тюрго, на посту генерального контролёра (министра) финансов страны. Но дело не было доведено до логического конца. Узел проблем, который затягивался на протяжении столетий так и оставался, и был разрублен в одночасье лишь Великой Французской буржуазной революцией в 1789 году. Правда, до неё Ф.Кенэ не дожил. Он умер 16 декабря 1774 года в Версале.

Концепция капитала

 

Физиократы отбросили определение капитал как денег, перенеся его анализ в сферу производства, прежде всего, как сельскохозяйственного. Капитал понимался как набор, исключительно, вещественных факторов производства, а не как общественное отношение. Отсюда, капитал определялся как запас средств производства, применяемых в земледелии. Современный термин капитала у Ф.Кенэ получил название авансов.

При этом, Ф.Кенэ впервые в экономической мысли выделил две категории затрат: единовременные и текущие. Это позволило подойти к вычленению двух видов капитала, впоследствии, названных А.Смитом основным и оборотным. Ежегодные затраты в земледелие (семена, рабочая сила) были названы ежегодными авансами. Они возмещались за один производственный цикл. Затраты на сельскохозяйственные постройки, машины, скот, которые функционируют несколько лет, получили название первоначальных авансов. Это инвестиции или капитальные вложения, которые содержат вложения в основную и оборотную часть капитала. Оба вида авансов противостоят деньгам и товарам.

Таким образом Ф.Кенэ отмечал, что ведение любого производства требует определённых расходов, то есть издержек производства, которые входят в стоимость продукта. Причем, часть этих расходов возмещается за один оборот капитала, а другая – за ряд. Отсюда, ежегодные авансы входят в издержки производства в течение года полностью, а первоначальные – частично.

Достоинством данного анализа капитала является первое его исследование в сфере производства, выделение двух форм капитала, а также, обращение внимания на проблему его воспроизводства как замещение потреблённых частей. Ф.Кенэ было зафиксировано различие между инвестициями (авансированным капиталом) и издержками производства (то, что было потреблено и составило себестоимость продукта). При этом, имел место и ряд недостатков. Так, во-первых, анализ промышленного капитала был ограничен только сферой сельского хозяйства. Во-вторых, его анализ был смещён в сторону натурально-вещественных характеристик капитала, что было следствием неразвитости товарных отношений. И, в-третьих, игнорировались денежная и товарная формы капитала. Пренебрежение товарной формы принижало роль купеческого капитала в становлении капитала промышленного.

 

Учение о чистом продукте

а) место проблемы в экономическом учении физиократов

Чистый продукт занимает центральное место в физиократии и пронизывает всё их учение. Посредством неё, выясняется ряд проблем:

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ТРУДАХ Ф.КЕНЭ

Центральным местом в экономической политике Ф.Кенэ, определившая её последующую детализацию, стала проблема взаимоотношения государства и экономики.

Богатство общества будет прирастать, если государство будет придерживаться экономических принципов управления, соответствующих экономических законов. Причем, принципы следует применять к целому, а не к его частям. В отличие от взглядов У.Петти, который видел рост богатства в разумной экономической политике государства, Ф.Кенэ отводил ему (государству) всего лишь мимолётную роль для использования в двух случаях:

а) лекаря, при болезни экономики, то есть кризисной ситуации в экономике страны, в случае её болезни;

б) снятия преград действию «естественного порядка» со стороны части населения страны, из-за иногда возникающих нарушений этих принципов. В этом случае людей необходимо возвращать на путь истины, используя рычаги аппарата абсолютной монархии, например, в случае использования собственниками части средств не на закупку сельскохозяйственной продукции, а закупку предметов роскоши. В этом случае предлагалось облагать эту часть их расходов налогами государством для последующего перераспределения в пользу производительного класса.

Под естественными законами Ф.Кенэ имел в виду законы, соответствующие законам природы, которые подлежат изучению и использованию будущими государственными деятелями. Фактически законы становящегося буржуазного строя рассматривались как законы феодализма, попытка реформирования которого ставилась Ф.Кенэ как главная. На самом деле реформы касались становления буржуазного строя. Данное положение напоминало открытие Колумбом Америки, которую он принял за Индию.

Это второе обстоятельство, по мнению Ф.Кенэ, когда без государственного вмешательства не обойтись. Причем, он считал, что роль учёных состоит в доведении этих принципов до сведения короля, как главы просвещённой монархии. Государственная власть, издавая законы, должна учитывать их соответствие естественному закону, чем будет способствовать наиболее выгодному положительному порядку, что будет проявляться в гармонизации отношений между классами. При жизни Ф.Кенэ попытался реализовать эту идею путём обучения секретам государственного управления будущего монарха Людовика ХVI.

Отмеченная выше ключевая проблема в отношении государства к экономике ставила на повестку дня другую проблему – соотношения экономики к политике, которая получила свою детализацию в ряде более мелких положений экономической политики, которые можно условно свести к 5 пунктам.

1. Политическим строем Франции должна стать просвещенная абсолютистская монархия, освещенная религией. В государственном аппарате должны быть просвещённые люди, а не крупные землевладельцы и аристократы, которые посредством установления разорительных налогов, собственной алчности и недальновидности, привели бы общество к обнищанию. Непроизводительный класс, если бы его допустили к власти, через стремление к исключительным привилегиям и высоким ценам на свои изделия, стремился бы к снижению цен на сельскохозяйственную продукцию, что тормозило бы развитие единственной производительной отрасли – сельского хозяйства. Ф.Кенэ был и активным противником народовластия, так как, по его мнению, невежество и предрассудки, разнузданные страсти, подвергнут государство волнениям и приведут к ужасающим последствиям. Следует отметить, что последнее положение созвучно идеям А.Смита.

2. Развитие сельского хозяйства эффективнее всего вести через развитие фермерства с использованием наёмного труда.

3. Налогом следует облагать ЧП как единственный излишек, который должны были платить собственники, его единственные владельцы. Это была своеобразная экспроприация собственности господствующих классов в пользу производительных слоёв общества в пределах сохранения существующей феодальной системы.

4. Ввиду того, что промышленность и торговля являются непроизводительными видами деятельности, то есть, не создают чистый продукт и находятся на содержании земледелия, их затраты следует максимально оптимизировать. Для этого нужно снизить налоги на развитие торговли и промышленности.

5.Максимально стимулировать производительные издержки, имеющие результатом рост чистого продукта в сельском хо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.198 (0.014 с.)