Экономическая Мысль периода 30-х – 70-х годов ХХ столетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая Мысль периода 30-х – 70-х годов ХХ столетия



В конце 20-х годов ХХ ст. положение Украины, как части СССР, начинает существенно меняться, чему способствовал ряд обстоятельств. Прежде всего, это необходимость проведения ускоренной индустриализации с целью подведения экономической базы под построение социализма в отдельно взятой стране. Другой причиной стало наличие враждебного окружения со стороны капиталистических государств. Продолжение политики НЭПа возродило к жизни представителей старого строя в виде мелкой и средней буржуазии, в которой И.В.Сталин увидел угрозу ликвидации Советской Власти, посчитав продолжение НЭПа в создавшихся условиях делом весьма опасным.

С опубликованием его знаменитой работы «Великий перелом» начинается переход к ускоренной индустриализации, Она должна была разорвать порочный круг низких темпов развития села имеющего причиной отсутствие новой техники. Понятно, что и средства для её проведения можно было взять только из села в виде налогов и перехода сельских жителей как части трудового ресурса в города где она протекала. В связи с этим достаточно вспомнить известный спор выдающихся советских экономистов Н.И.Бухарина и Е.А.Преображенского относительно путей осуществления и источников индустриализации. Начинается поголовная коллективизация сельского хозяйства.

Следует отметить, что ни в одной стране мира она (индустриализация) гладко не протекала, вызывая не только обнищание населения, но и его физическую смерть. Достаточно вспомнить политику огораживания в Англии в ХVI века, предшествовавшей развитию национальной индустрии, как и гражданскую войну в США во второй половине ХІХ века, явившейся следствием активного противодействия индустриализации со стороны Юга. Подобные исторические примеры можно продолжить.

Кроме решения чисто экономических задач индустриализация предполагала качественные изменения в сознании людей в образовании, здравоохранении, культуре, что, в последствии, сказалось на существенном изменении качества и образа жизни. В бывшем СССР изменения образовании и науке, получило название культурной революции, которая охватила также, литературу, кино, изобразительное искусство и т.д. При этом, за основу образования была взята прусская система ХІХ века, как лучшая в мире. Реформированию подверглась, также, и система здравоохранения.

Однако, в отличие от западного опыта индустриализации, индустриализация в СССР проходила не путём концентрации и централизации производства посредством действия стоимостных процессов, а централизованным диктатом сверху. Следствием этого стали диспропорции в народном хозяйстве, с последствиями которых современная Украина сталкивается и по сей день.

Командно-административный переход к индустриализации был облегчён отсутствием у большей части населения опыта политической демократии, наличия к этому времени однопартийной системы, личных качеств и амбиций И.В.Сталина, недостаточность образованности и культуры большей части населения. Осуществив захват власти в партии, И.В.Сталину удалось подчинить своему влиянию и управление экономикой. С этого времени начинает формироваться жёсткая централизованно-директивная система управления народным хозяйством, проходящая через всю последующую историю развития СССР.

Невиданная по своему размаху социальная трансформация не могла не коснуться переоценки уже существующей экономической мысли. С 20-х годов прошлого века под лозунгом так называемого марксизма начинается борьба против остатков других школ и взглядов как единственно верный путь построения социализма, объявленного главной задачей развития СССР. Ещё в 20-х годах был ликвидирован Институт конъюнктуры рынка, пересматриваются подходы к проблемам кооперирования, подвергаются критике и преследованию учёные, придерживающиеся немарксистских взглядов (сторонники маржинализма, исторической школы, немарксистских подходов к построению социализма). Часть из них была вынуждена эмигрировать. Оставшиеся вынуждены были изменить тематику научных исследований. Сложность ситуации в науке состояла в том, что взятый на вооружение марксизм, его основные положения были видоизменены и деформированы до неузнаваемости под задачи формируемой централизованной экономики, что превратило его в догматизированный марксизм.

В это время активно развивается положение о доминирующей роли собственности, как основы или исходного пункта появления социализма, а вместе с ним, планирования, пропорциональности, ценообразования, форм распределения и т.д. Апофеозом данного подхода стал выход в свет книги И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

Правда, несколько позже в противовес ей появляются работы экономистов Я.Б.Диманштейна, Н.Соболева, Л.Дица и других, которые обратили внимание на негативное влияние централизованного ценообразования. В 1928 году выходят в свет статьи М.С.Волобуева, развивающего идею преимуществ самостоятельного экономического развития Украины с её возможностью самостоятельно интегрироваться в мировое хозяйство.

В 50-е годы прошлого века, после смерти И.В.Сталина, в период «хрущёвской оттепели», сначала робко, а затем более уверенно происходит пересмотр отмеченных выше сталинских взглядов на социализм. Там, получает широкое распространение, как в теории так и в практике, сомнения о доминирующей роли собственности в системе производственных отношений. Признается более низкий уровень развития существующего в то время социума, что проявилось в разработке проблем и роли товарно-денежных отношений в связи, с чем получает расширение хозяйственный расчёт. В этой связи достаточно вспомнить хрущёвскую 50-х годов и косыгинскую 1965 года реформы. В эти же годы предпринимается очередная попытка написания учебника по политической экономии социализма.

В конце 60-х начинают своё формирование ряд политико-экономических школ СССР. Среди них наиболее известными становятся московская (МГУ), ярославская, ростовская, одесская и ряд других школ.

Основателем одесской школы политической экономии Анатолием Карповичем Покрытаном (1920 – 2003) ставятся вопросы о месте и роли проблем собственности. Выстраивается концепция расчленения вопросов собственности, как с точки зрения права, так и её экономического содержания. Им доказывается, что собственность как экономическое отношение, представляет собой всю систему производственных отношений, а потому попытка объяснения ею других отношений может трактоваться как собственность только со стороны права, как специфическое, неэкономическое отношение, а потому малоэффективна. В последующем, учёный сосредоточил своё внимание на разработке проблем методологии исследования экономических проблем социализма, создав при Одесском институте народного хозяйства (ныне Одесском государственном экономическом университете) целое направление (школу), получившее не только республиканское, но и общесоюзное признание.

В 1966 году появляется статья киевского профессора В.П.Корниенко «Основные черты общенародной собственности», в которой автор обосновал наличие при социализме рабочей силы как товара. В этот же период нарастают процессы централизации в хозяйственной жизни, которые в литературе получают трактовку процессов усиления планомерности в экономике. Нарастание негативных последствий отмеченных явлений приводят к постановке вопроса об их причинах и активизации экономических исследований в данном направлении. Они имели следствием постановку ряда новых проблем на рубеже 70 – 80-х годов составивших, как потом оказалось, преддверие к позднему этапу развития советской экономической мысли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.005 с.)