Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Tradition and modernity in Montessori school↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Аrticle covers pedagogical system created woman physician, educator, philosopher-psychologist Maria Montessori. This method is considered as a tradition and pedagogical heritage. Keywords: nature child, childhood periods, language, culture, traditions, culture, samosozidanie child, educational environment. В данной статье речь пойдет о научно-педагогической системе, созданной сто лет назад первой женщиной – врачом в Италии, выдающимся педагогом, психологом и философом - Марией Монтессори. Мы будем рассматривать ее метод, образовательную систему как традицию, как педагогическое наследие, как то, что было передано самой Марией С. 94. Монтессори будущим поколениям. Это фундаментально психолого-педагогические труды, антропологические, дидактические идеи, которые распространялись через научные институты и академии, создаваемые её учениками, последователями по всему миру. Что нашло своё признание и место в современной парадигме образования. Её имя все эти годы было забыто в Восточной Европе и упоминалось лишь в трудах историков педагогики. В то же время на Западе, в Америке, Азии открывались научные институты и академии, в которых изучали и воплощали в жизнь антропологические, дидактические, педагогические идеи Марии Монтессори, и миллионы детей успешно учились в школах данной системы. Сегодня известно, что самая большая в мире школа, которую посещают 22612 детей, находится в Индии, городе Лакнау, и она является именно школой Монтессори. В 1999 году рассказ о ней был помещен в знаменитую Книгу рекордов Гиннеса. В Нидерландах, Финляндии и США детские сады и школы этого направления включены в основной государственный реестр официальных учебных заведений. Распространение педагогики М.Монтессори у нас в стране тоже имеет свою историю. Детские сады и школы по системе Монтессори создавались в России в начале прошлого века под влиянием гуманистического направления европейской реформ – педагогики, а затем были запрещены решением Государственного ученого Совета (ГУСА) в 1926году. М.Монтессори считала себя ученицей известных французских психологов Итара и Сегена. Мысль Сегена о том, что метод, основанный на индивидуальном исследовании ребенка, явлений его физиологической и психической жизни, может принципиально изменить подход к образованию детей и реформировать школу, сильно захватила Монтессори. Изучение жизненного пути ребенка, проходящего в непосредственной близости от взрослых, именно изучение, а не вмешательство со своими воспитательными приемами и принципами, Монтессори ставила в основу педагогической антропологии. Она считала, что любые практические действия, теории и модели могут строиться только на фундаментальных знаниях развития человека. Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли Монтессори открыть «феномен поляризации внимания», из которого она делает выводы о свободном саморазвитии ребенка и о способах организации его работы в специально обустроенной среде. «Необходимо так подготовить среду, чтобы ребенок нашел в ней средства самообучения. Эти средства собираются не по воле случая. Их отбор – результат экспериментальных исследований». [3, c.53] Каким образом эта итальянская система, созданная сто лет назад, может быть использована в России сегодня? Эта система может кардинально изменить жизнь детей, их родителей и учителей. Она может изменить наши базовые представления о детях и школе, а так же о самой сути и роли образования. Смелое утверждение, но подтвержденное столетним мировым опытом. От первой маленькой школы Монтессори в бедном квартале Рима к десяткам тысяч школ на всех континентах, за исключением Антарктиды, - школы Монтессори процветают и продолжают развиваться. Ведь метод Монтессори не только учит детей читать, писать и считать, хотя и делает это очень хорошо, но, что более важно, воспитывает сердце и душу ребенка. Впервые годы работы Марии Монтессори газеты всего мира окрестили ее метод «открытием человеческой души». Идеи Марии Монтессори были с такой убедительностью представлены слушателям и мировым лидерам во время ее кругосветных путешествий и лекций, что она трижды выдвигалась на Нобелевскую премию мира – в 1949, 1950 и 1951 годах. Она оставила нам не только концепцию, метод, систему, но и практическое руководство по образованию, которое сочетает в себе разум, душу и умение, что в совокупности порождает искреннее желание учиться и стремиться к миру как внутри, так и снаружи себя. Язык метода Монтессори чёток, мышление научно и в то же время наполнено надеждой и благоговением перед глубокой духовной сущностью, которую автор видит в детях, а, следовательно, и во всех нас. Мария Монтессори своей системой указывает С. 95. нам на чудо мироздания, на вдохновение, которое мы можем почерпнуть в научном понимании эмбриологии. Начиная с базовых представлений о развитии человека из эмбриона, она приводит нас к новому осмыслению и оценке работы детства. Ребенок созидает в себе человека любой культуры. Никто не может это сделать за него. На труде ребенка зиждется цивилизация. Монтессори рисует нам картину «великой силы», сокрытой в ребенке, «творческой природы, которая ведет его к формированию человека своего времени, человека своей цивилизации». Мощнейший потенциал, который ребенок должен реализовать в человеке завтрашнего дня, открывается нам в научных трудах написанных Марией Монтессори. Ребёнок растет, в буквальном смысле впитывая язык и традиции культуры, в которой он рождается, что помогает человечеству приспосабливаться к стремительно изменяющемуся миру. Монтессори пишет: «Каждая индивидуальная черта, обретаемая ребёнком, закрепляется навсегда, и даже если впоследствии здравый смысл от нее отказывается, что – нибудь остается от нее в подсознании. Ибо ничто из того, что сформировалось в младенчестве, не может быть искоренено полностью». [3, c.8] Если мы стремимся к созданию более совершенного мира, населенного здоровыми личностями физически, умственно, эмоционально и духовно, то необходимо начинать со своих детей. Как мы представляем себе образование ребенка? Монтессори предлагает простое, но глубокое решение: «В этот период мы можем лишь помочь жизни раскрыться». «Только природа, установившая непреложные законы и определившая потребности человека в процессе развития, может диктовать методы образования, которым необходимо следовать». Ребенок должен пользоваться руками и всем своим телом, чтобы прикасаться, ощущать и умело обращаться с окружающими его предметами, с тем, чтобы учится. Монтессори пишет: «Для того чтобы утолить жажду, недостаточно просто увидеть воду или сделать маленький глоток. Испытывающий жажду должен выпить в полной мере. Он должен выпить столько воды, сколько требуется его организму. Для того чтобы утолить духовный голод и жажду, недостаточно просто видеть предметы и совсем недостаточно только услышать их описание, а нужно обладать ими и в полной мере использовать для удовлетворения потребностей внутренней жизни».[3, c.8] Работа взрослого состоит в том, чтобы завершить эту задачу. Другое дело маленький ребенок. Ребенок жаждет трудиться для саморазвития. Наблюдая детей в среде, где они могут свободно работать над саморазвитием с подходящими детскими учебными материалами, так как это делала сама Монтессори в течение сорока лет, мы видим, что их желание всегда одинаково: «Помогите мне это сделать самому!» Представим, например, трехлетнего малыша, пытающегося нести большой кувшин воды. Его отец заботливо вмешивается и пытается помочь ему. Ребенок кричит: «Нет, моё!» Он не капризничает и не выказывает неблагодарность отцу. Он защищает себя единственным известным ему способом. Ему совершенно не нужна вода, он отстаивает возможность научиться нести кувшин самому! Как часто мы, взрослые, видим такого ребенка и наказываем его, вместо того чтобы поддержать его, и мешаем таким образом его стремлению к независимости и самостоятельности! Наши любовь и стремление заботится о ребенке должны, быть подчинены мудрости. Потому как важно понимать его глубочайшее стремление трудится над формированием собственной личности. Помогая жизни, мы должны усвоить великий урок, преподанный нам Монтессори: все, что мы делаем для ребенка, если он может сделать сам, есть препятствие для его развития. Доктор Мария Монтессори, предлагая свой метод, помогает нам познать величайшую радость жизни, которую мы можем наблюдать в ребенке. В этой радости проявляется мощная творческая тяга к самоконтролю и независимости. Она проявляется в периоды восприимчивости (сензитивные периоды), когда энергия ребенка направлена на определенные области развития, такие как обучение ходьбе, речи, умению держать карандаш, писать и т.д. Теперь мы можем понимать, что эти периоды восприимчивости (особой чувствительности) соотносятся с определенными областями развития мозга. То, что Монтессори С. 96. наблюдала и постигала интуитивно сто лет назад, сегодня подтверждается учёными. Ребёнок воплощает в движении свое желание делать, осознанно и скоординировано. Триединство сердца, головы и рук наделяет ребенка умением, неотъемлемым от всего его бытия. Монтессори посвятила некоторую часть своих трудов удивительной способности ребенка усваивать и воспроизводить родной язык, вне зависимости от простоты или сложности последнего. Те из нас, кто пытался изучать иностранный язык, могут только позавидовать впитывающему разуму (как его называет Монтессори), которым мы обладали в детстве. Разуму настолько могучему, что он способен создать целый язык. И лишь потому, что мы наблюдаем его каждый день, мы забываем, насколько удивительной силой обладает ребенок. Один из самых потрясающих результатов школы Монтессори заключается в том, что в специально оборудованной образовательной окружающей среде, где дети могут свободно работать и повторять интересные уроки так часто, как им захочется, они успокаиваются, становятся организованными, более отзывчивыми и дисциплинированными. Дети проходят через различные уровни послушания, ведущие к желанию доставлять радость и контролировать эту способность. Они учатся сосредоточиваться и учить без усилий, в то время как их разум и сердце получают пищу, столь же важную для сознания и души, как еда и воздух для тела. Мария Монтессори назвала этот процесс «нормализацией». Нормализация всегда сменяет период глубокой концентрации на какой-нибудь работе, которая спонтанно заинтересовала ребенка. Роль Монтессори педагога заключается в том, чтобы просто ознакомить ребенка с как можно большим набором учебным материалов, подходящих для конкретного возраста, и позволить ему сосредоточить на этом свою энергию. Для каждого ребенка выбор будет разным. Но любой из них будет уводить ребенка от различных девиаций и плохого поведения к исправлению и сосредоточению на самосозидании, которое, по словам Монтессори, «самый важный результат всей педагогической работы». [3, c.10] Родители и педагоги должны предлагать такие задачи, которые задействуют всю личность ребенка. Это сосредоточение на самостоятельно выбранных задачах, которое в дальнейшем приведет к развитию человека и подготовит его к встрече с тем, что Мария Монтессори называла «внутренним учителем». Это тоже является работой ребенка. Такое положение дел справедливо для любого народа. Не взрослое воспитание ребенка изменяет его и помогает ему развиваться, а сам ребенок свободно трудится и сосредотачивается на выбранном им учебном материале. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Сначала малыш разглядывает свои ручки, затем учится управлять ими. Он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Затем ребенок учится правильно держать кисть, ложку, карандаш и т д. Важность движения для общего развития ребенка первой рассмотрела доктор Монтессори в своем научном труде «Впитывающий разум». В школьном обучении, приоритет отдается умственному развитию, роль движения к сожалению, принижается. Если оно и присутствует в школе, то только на уроках физкультуры и гимнастики. А это значит не обращать внимания на тесную связь движения с развивающимся разумом. Одна из больших ошибок нашего времени – думать о движении, как о чем-то оторванном от высших функций. Мы относимся к своим мускулам, как к органам, которые можно использовать только для поддержания здоровья. Мы делаем упражнения или занимаемся гимнастикой, чтобы быть «в форме», чтобы лучше дышать, есть или спать. Это ошибочное представление переняли и школы. Такая серьезная ошибка не может не привести к вредным последствиям – ее результатом является разделение между миром движения и миром мысли. Попробуем рассмотреть нервную систему человека во всей ее поразительной сложности. Главное место в ней принадлежит мозгу. За ним следуют различные органы чувств, которые собирают ощущения и передают их в мозг. В- третьих, есть мускулы и нервы. Что делают они? С. 97. Подобно кабелям, они передают нервную энергию в мускулы. А эта энергия управляет движениями мускулов. Итак, движение является конечным результатом, к которому приводит функционирование всех этих тонких механизмов. Фактически индивидуум может выразить себя лишь посредством движения. Но постоянно заботиться отдельно о теле и о разуме означает нарушить неразрывную связь между ними. «Ведь истинная цель гораздо выше, чем улучшение аппетита или укрепление легких, она заключается в том, чтобы служить целям существования, вселенской и духовной структурам бытия». - пишет Монтессори. [3, c.160] Для того чтобы занять надлежащее место, движения человека должны быть согласованы с центром, то есть с мозгом. И если мы хотим добиться интеллектуальных успехов за счет способностей мозга, то органы чувств и мускулы должны взаимодействовать. Все составляющие должны работать и ни одна не должна выпадать. «Более высокий духовный уровень может быть достигнут только с помощью движения. Оно связано со всей деятельностью нервной системы, и в этом качестве не может быть проигнорировано!» - утверждает Монтессори. [3, c. 158] Мысль и действие не только являются двумя составляющими одного процесса, но именно в движении проявляет себя высокоорганизованная жизнь. При обсуждении умственного развития многие говорят: «Причем тут движение? Мы говорим о разуме». А когда мы говорим об интеллектуальной деятельности, мы всегда представляем людей, сидящих спокойно и неподвижно. Однако умственное развитие должно быть тесно связано с движением и зависеть от него. Жизненно важно, чтобы теория и практика образования прониклись этой идеей. До сих пор практически все педагоги считали движение и мышечную систему вспомогательными по отношению к дыханию, кровообращению или средством развития физической силы. Но в своей новой концепции доктор Монтессори придерживается той точки зрения, что движение является крайне важным для самого умственного развития – при условии, что совершаемое действие связано с умственной деятельностью. Это стимулирует и интеллектуальное и духовное развитие, без которых если говорить о разуме невозможны ни максимальный прогресс, ни абсолютное здоровье. Мускулы, управляемые мозгом, называются мышцами произвольных движений. Это означает, что их контролирует воля, а сила воли является одним из высших проявлений разума. Едва ли интеллектуальная жизнь могла бы существовать при отсутствии энергии воли. Таким образом, если мышцами произвольных движений управляет воля, то они должны образовывать своего рода орган разума. Таким образом, все движения обладают сложным и тонким механизмом. Но человек не владеет им с рождения. Он должен сформироваться и совершенствоваться – благодаря активности ребенка в окружающем мире. Изначально у человека все мускулы не координированы, и нервная регуляция всех движений, которым он учится, должна создаваться и совершенствоваться посредством действий, инициированных разумом. То есть в ребенке существует внутренняя способность осуществлять координацию, которую он сам создает и с самого начала ее существования продолжает совершенствовать на практике. Он сам является одним из основных творческих факторов в ее создании. С. 98. Движения человека не запрограммированы и не ограничены, как у животных. Он сам может решать и выбирать, каким движениям он будет учиться. Есть животные с особой способностью к лазанию, бегу или плаванию, но у человека нет таких врожденных талантов. Вместо этого у него есть лишь один дар – способность научится всем видам движений и делать это лучше животных! Но такое многообразие движений зависит от труда и достигается с помощью многократных повторений и практики, в процессе которой мышцы начинают работать в унисон, поскольку нервные связи могут на уровне подсознания приходить к необходимой гармонии – при наличии инициативы, которую обеспечивает воля. Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что концепция Монтессори системы основана на принципах уважения к личности ребёнка, значимости, ценности детства, как особого периода восприимчивости у детей. Данная педагогическая система признает индивидуальность, уникальность, неповторимость каждого ребенка высшей ценностью. Отсюда ведущая идея в концепции Монтессори – создание условий для свободного саморазвития, заложенного в человеке природой. Онавыстроила свою образовательную систему в соответствии с возрастной периодизацией психического развития детей, с учетом прохождения ими сензитивных фаз развития. Автор обратила особое внимание на сензитивные периоды развития, как на периоды особой чувствительности, создающие наиболее благоприятные условия для формирования определенных психологических свойств, видов поведения, навыков, умений. И если упустить или игнорировать эти возможности или создать неблагоприятные условия, то развитие их не произойдет. Монтессори утверждала, что есть только один период, предназначенный для строительства разума: возраст от 0 до 6 лет. Это творческий период, когда закладываются такие стороны характера, как сосредоточенность, аккуратность, самодисциплина, творческие интересы. А главное, Монтессори наглядно продемонстрировала неразрывную связь между головным мозгом и движением и как развитие разума происходит через двигательную активность. А координация является результатом согласованной работы между мозговым центром, нервной системой и мышцами произвольных движений. Заключение Метод Марии Монтессори убедительным образом демонстрирует свою действенность и актуальность, привлекая все новых сторонников, специалистов, родителей. Вместе с тем его содержание и области применения не ограничиваются временем его создания. Метод продолжает развиваться в рамках сегодняшнего дня, как в теоретическом, так и в организационно-практическом контексте.
Литература: 1. Андрущенко Н.В. «Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия». – СПб.: Речь, 2010. – 316с. 2. Кольцова М.М. «Ребёнок учится говорить», Изд: «Советская Россия», 1973. – 160с. 3. Монтессори М. «Впитывающий разум ребенка».- СПб.: Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009. -320с. 4. Мухамедрахимов Р.Ж. «Мать и младенец: психологическое взаимодействие», СПб.: Речь, 2001. – 286с. С. 99. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Васильченко Наталья Николаевна – выпускница отдела аспирантуры и докторантуры Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, монтессори-педагог школы № 619 Желобов Андрей Петрович ‑ доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных наук гидрометеорологического университета Санкт-Петербурга Колесников Александр Сергеевич ‑ доктор философских наук, профессор института философии СПб государственного университета Краснухина Екатерина Константиновна – кандидат философских наук, доцент, институт философии Санкт-Петербургского государственного университета Кричевский Борис Вадимович – кандидат исторических наук, доцент кафедры философии образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Липский Борис Иванович – доктор философских наук, профессор института философии Санкт-Петербургского государственного университета Назиров Анатолий Эзмаилович ‑ доктор философских наук, профессор кафедры философии Сант-Петербургского государственного экономического университета Перминова Людмила Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики непрерывного образования Московского государственного областного университета Пигров Константи Семенович ‑ доктор философских наук, профессор института философии СПб государственного университета Ретюнских Лариса Тимофеевна – доктор философских наук, профессор факультета философии Московского государственного университета. Президент Российского отделения общества «Философия для детей» Романов Константин Владимирович ‑ доктор философских наук, профессор кафедры философии образования Ротенфельд Юрий Львович ‑ доктор философских наук, профессор Луганского государственного университета имени Владимира Даля Сергейчик Елена Михайловна – доктор философских наук, профессор кафедры философии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Тульчинский Григорий Львович – доктор философски наук, профессор кафедры философии Высшей школы экономики [1] Жолован С.В. Публичный доклад Сайт СПбАППО. Нормативные документы. – С.5. [2] «Под проактивностью понимается предвидение событий, инициирование перемен, стремление «держать в своих руках» судьбу Академии. Проактивный характер управления означает соблюдение следующих принципов: Первый принцип вводит в проактивное управление интегративную цель развития дополнительного профессионального образования как части системы непрерывного образования. Второй принцип - решение задач Программы развития возможно при условии согласования действий и объединения усилий всех заинтересованных субъектов. Третий принцип - создание новых организационных кластеров». См.: ПРОГРАММА развития Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования на период до 2020 года «Новой школе проактивная академия». – СПб.: СПБАППО, 2015. – С. 21-22. [3] История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Ю.В. Крянев [и др.]; под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.E. Моториной. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2016. - 415 с. – С. 5. [4] Жолован С.В. Публичный доклад Сайт СПбАППО. Нормативные документы. – С.14. [5] См.: Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2014 с. – (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»). [6] Вершловский С.Г. Педагогический эксперимент: учебно-методическое пособие – СПб: СПб АППО, 2014. - 86 с. – С. 12. [7] Исследование поддержано грантом РГНФ № 15-06-10735 «а» «Социально-философский анализ манипулятивных технологий в образовании». [8] См. исследованиям по сравнительной педагогике таких ученых, как Б. Л. Вульфсон, Б. С. Гершунский, А. Н. Джуринский, В. П. Лапчинская, З. А. Малькова, В. Я. Пилиповский, К. И. Салимова, Л. Д. Филиппова. [9] Как повествует древнегреческий миф, после войны с Критом, потерпевшие поражение афиняне, должны были через каждые восемь лет отсылать победителю по семи юношей и по семи девушек, которые обрекались на съедение Минотавру – страшному чудовищу, которого царь Крита Минос держал в Лабиринте. Уже дважды афиняне отправляли на смерть своих детей. Услыхав о том, что пришло время в третий раз платить эту дань, Тесей, уверенный в своей победе над Минотавром, отправился вместе с обреченными на смерть на Крит. Убив Минотавра и держась за нить Ариадны, Тесей вместе со спасенными им юношами и девушками благополучно выбрался из лабиринта. [10] Другой перевод этого фрагмента: «Под залог огня все вещи, и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота - имущество и [под залог] имущества - золото» (B 90 DK). [11] Товары уходят как меновые стоимости (одна сходящаяся пара противоположностей Ю.Р.), а приходят как потребительные стоимости (вторая пара противоположностей Ю.Р.), что обусловливает обмен товаров. [12] Нельзя не признать, что «сосуществуют различные понимания гуманизма и антропоцентризма». При этом заметна характерная деталь: «Отвергаются именно антропоцентризм и идея единства человечества. Теряя свою антропоцентрическую направленность, гуманизм теряет самое свое существо. В тоже время, любое не антропоцентрическое мировоззрение выносит человека «за скобки» бытия». (Желобов А.А. Императив гуманизма в биоэтике (социокультурный и философско-антропологический аспекты): автореферат дисс. на соиск. уч. ст. кандидата филос. наук. СПб., 2008. – С. 13.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.01 с.) |