Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О «гуманизме» и «гуманизации»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На текучесть и расплывчатость, ускользающий характер понятия «гуманизм» весьма точно указывал российско-советский философ А. Ф. Лосев (1893-1988): «у термина гуманизм оказалась весьма печальная судьба, какая была, впрочем, и у других популярных терминов, а именно судьба огромной неопределенности, многозначности и даже банального верхоглядства» [с.108]. Впрочем, на терминологическую неопределенность гуманизма в советское время обращали внимание и, прежде всего, те, кто занимался «историческими формами» гуманизма. Так М. П. Алексеев (1896-1981) в докладе на Международном съезде славистов (1958) отмечал, говоря о термине «гуманизм», что в огромной литературе о Возрождении «центральное понятие, которым оно пользуется и кладет в основу своего исследования остается ещё зыбким, колеблющимся, расплывчатым, меняющим свой объём и смысл» [1, с.2]. В этом смысле весьма характерен, например, отрывок из статьи академика Н. И. Конрада (1891-1970), выдающегося советского учёного-востоковеда: «Если видеть в гуманизме то важное начало человеческой деятельности, которое вело человека до сих пор по пути прогресса, то остается только сказать: наша задача в этой области сейчас во включении природы не только в сферу человеческой жизни, но в сферу гуманизма, иначе говоря, в самом решительной гуманизации всей науки о природе. Без этого шага власть над силами природы станет нашим проклятьем: она выхолостит у человека его человеческое начало» [6, с.484]. Хорошие, справедливые слова! Мы видим, что в этом высказывании присутствует такие пересекающиеся термины как «гуманизм», «гуманизация», «человеческое начала». Автор как бы подразумевает общепонятность этих терминов, выстраивает их в некий синонимический ряд. И именно эта неопределенность в использовании понятий – характерная особенность литературы, пользующей термин гуманизм. Но, что есть «гуманизм»? что есть «гуманизация»? и, особенно, что есть «человеческое начало в человеке»? Т.е. при ближайшем рассмотрении это энергичное высказывание может обернуться бессодержательной декларацией. На действительную сложность проблемы гуманизма, на необходимую ответственность в использования гуманистической риторики указывает, скажем, такой парадоксальный факт как попытки в философии постмодерна отнести к «великим гуманистам» пресловутого маркиза де Сада. Возникла чуть ли не традиция гуманистической интерпретации и гуманистической реабилитации его мировоззрения. Бытует и соотнесение гуманизма с фашизмом. После Второй мировой войны, насыщенной «преступлениями против человечности», известные мыслители Жан Поль Сартр и М. Хайдеггер с противоположных позиций высказались по поводу гуманизма.Ж.-П. Сартр опубликовал широко известную брошюру «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946). Он выделяет два понимания гуманизма, которые, с его точки зрения, совершенно различны. «Под гуманизмом можно понимать теорию, - пишет он, - которая рассматривает человека как цель и высшую ценность» [11, с. 343]. Такой гуманизм, по Сартру, ведет к фашизму. Он утверждал, что именно экзистенциализм является современным вариантом гуманизма. Экзистенциальное понимание гуманизма, по Сартру, заключается в том, что человек находится постоянно в мире, реализуя себя «в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление» [11, с. 344]. Такой позитивный гуманизм и есть, по Сартру, экзистенциализм. Подлинным гуманизмом, полемизируя с Сартром, утверждал М.Хайдеггер в «Письме о гуманизме» (1947), может быть только «гуманизм, мыслящий человечность человека из близости к бытию. Но это, вместе и гуманизм, в котором во главу угла поставлен не человек, а историческое существо человека с его истоком в истине бытия» [12, c.208]. Он считал, что в настоящее время различные понимания гуманизма «задыхаются в пустоте метафизического субъективизма» и поэтому «обречены». Однако симптоматично, что именно в это время ООН публикует между- С. 76. народный документ «Декларация прав человека» (1948), основанный именно на идее гуманизма. Вероятно, понятие гуманизм несёт в себе имманентную противоречивость, свойственную, как указывал М. Хайдеггер, ещё греко-римскому гуманизму. Но в конце ХХ - начале XXI века идея гуманизма приобретает новое признание и практическую направленность. Как определенное мировоззрение современный гуманизм на сегодняшний день выражен концепциями «нового гуманизма», «экологического гуманизма» и «трансгуманизма». В современной России, в связи с вхождением в общественное сознание представления о высшей ценности личности, утверждаемой гуманизмом, получили широкое распространение манипуляции с понятием гуманизма и его производными. При этом на практике представления о гуманизме как некоей идее и принципе настолько разнообразны и противоречивы, что приводит к недопустимой многозначности термина, лишающей его научной корректности и реальной содержательности. «Гуманизация, - пишет автор научно-педагогической статьи о «гуманизации образования»,— процессуальная, деятельностная сторона гуманизма, направляющая внимание общества на человека, на личность и ее интересы, запросы, психологию. Образование будет удовлетворять личные запросы. Понятие гуманизации включает круг явлений, связанных с изменением социальной ориентации образования, с расширением в нем гуманистического содержания при оценке его перспектив и практическом применении его результатов. Гуманизация — основной компонент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основной смысл образования — полноценное и гармоничное развитие личности, что ведет к модификации задач, стоящих перед педагогом: роль транслятора знаний уступает место обеспечению комплекса мер, форм и методов развития школьника. Гуманизация образования невозможна без принципиального пересмотра всей системы обучения, начиная с изменения целей и заканчивая конкретными формами и методами обучения» [7, с.57]. Автор считает, что в постсоветский период личностно ориентированный подход к образованию стал наполняться иным, гуманным содержанием. И, ссылаясь на академика РАО Е. В. Бондаревскую [2], утверждает, что смысл современного образования, прежде всего, в становлении человека, обретении им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. На примере этой статьи, излагающей типичные требования «гуманизации образования» и официально декларируемое ее понимание, мы видим, что за прошедшие десятилетия с 1950-х-70-х гг., фактически мало что изменилось. То же «облегченное» использование термина гуманизм и кажущимися его синонимами и аналогами («гуманизация», «гуманность»), вкупе с многозначными неопределёнными понятиями, типа «гармонично развитая личность», «неповторимая индивидуальность» (?!), «духовность». И так, обращаясь к поставленной задаче гуманизации образования, мы должны констатировать слабость разработки общетеоретических оснований гуманизма в отечественной литературе [4, с.59-63]. Это является причиной «шаткости», отсутствия целостности, фрагментарность научно-педагогических и методических публикаций по вопросам гуманизации педагогического процесса. И это несмотря на то, что в ряде университетов России читаются курсы по философии гуманизма, не иссекает поток публикаций о гуманности, гуманизации, гуманитаризации, широкую деятельность развернуло Российское гуманистическое общество, издающее журнал «Здравый смысл», а различные официальные документы, начиная с Конституции, наполнены гуманистической терминологией. Зыбкость теоретических основ гуманизма, безусловно, не способствует ясному формулированию целей, задач, методов гуманизации, их осмыслению и пониманию. Такая теоретическая неустойчивость и неопределенность проблемизирует педагогическую практику воспитания и обучения, делая процесс требуемой гуманизации неопределенным и неустойчивым. И, наконец, отсутствие ясности гуманизированного сознания затрудняет должную оценку сознания и поведения учащихся и педагогического процесса в целом в аспекте его гуманистической определенности. Очевидно, что с точки зрения элементарной философской логики понятие «гуманизм» С. 77. должно рассматриваться в соотнесении с понятиями антигуманизма и негуманности, а также в соотнесении с более общими, родовыми понятими (человечество, человечность, цивилизованность) и понятиями, производными от гуманизма (гуманизация, гуманизированное сознание, гуманность). [12] Акцентируя внимание на гуманизме как проблеме важно, на наш взгляд, остановиться на мотивации антигуманного, деструктивного мышления и поведения. Бесценный опыт такого рода мы находим в художественном экспериментировании такого значимого и эпатажного мыслителя, как русский писатель Ф.М. Достоевский. Его произведения представляют не только художественный и общефилософский интерес - они обладают особым познавательным значением, раскрывая остроактуальные проблемы деструктивности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.67.90 (0.008 с.) |