Role of education in the modernization of society 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Role of education in the modernization of society



The article discusses the determinants of modernization of education network, a special role as product information and communication technologies, human capital quality and professional competence, project in network relations.

Keywords: education, modernization, network, communication, information technology, human capital, professional competence, projects, network relations/

Великие (Платон, Конфуций) учили, что любое дело надо начинать с «исправления имен» – уточнения содержания используемых понятий…

Под модернизацией в данной работе понимается переход конкретного общества в новое качество, приближающее его к цивилизационному фронтиру, обеспечивающему максимально возможное для данного исторического этапа качество жизни. В этой связи в современной российской литературе широко используется термин «инновационное развитие», употребление которого представляется излишне расширительным. Инновация – проблема и явление микроэкономического уровня, связанное с возможностью реализации конкретного продукта, артефакта, опыта, не имеющего аналогов. Общество в целом не может развиваться инновационно. Оно может только создавать условия для реализации инноваций или препятствующие им. Не больше. Но и не меньше.

«Модернизация», в этом плане, более спокойный и корректный термин, выражающий необходимость освоения передовых практик на пути к упомянутому цивилизационному фронтиру, после чего уже можно приступать к инновациям – осуществлению еще никем не реализованного опыта. К сожалению, термин «модернизация», в отечественной литературе все больше нагружается, с одной стороны, негативными коннотациями (вплоть до отождествления модернизации и вестернизации), а с другой – отнесением ее исключительно к обществам модерна, предполагая, по-видимому, что применительно к современности нужно говорить о «пост-модернизации». Поэтому, встраиваясь в заданную тематику, в расчете на некую объективность и минимальную оценочность, в данной работе модернизация понимается именно как развитие общества.

Под образованием понимается система социальных институтов обеспечивающих воспроизводство и развитие социального и человеческого капиталов, т.е. эффективной социализации членов общества, способствующей не только воспроизводству данной социально-культурной системы, но и ее развитию. Тем самым, образование оказывается непосредственным образом связанным с модернизацией, как один из важнейших факторов ее успешности и даже возможности.

Весь исторический мировой и отечественный опыт успешных модернизаций показывает, что их возможность обеспечивается рядом взаимно дополнительных факторов. Набор этих факторов с очевидностью проявляется не только в Новое время, но и в самое что ни на есть Новейшее. Достаточно напомнить опыт Японии, Кореи, Сингапура, Китая, совершивших у нас на глазах прыжок из «третьего» мира в «первый». Да и наш отечественный опыт как петровских, так и советских реформ опирается на тот же ряд решающих факторов.

(1) Прежде всего, это наличие ясной стратегии действий. Речь идет о формулировке ясных целей и путях, способах их достижения. Цели – это не только знание нежелаемого настоящего, но и представления о желаемом будущем, образ этого будущего. И стратегия должна открывать путь к этой желаемой цели. Причем, и цель и пути к ней должны быть достаточно ясными и конкретными, способными привлечь критическую массу социума, отвечать их интересам, надеждам, чаяниям.

(2) Реализация стратегии модернизации предполагает активизацию обретения необходимого опыта, компетентности, способности справиться с поставленными задачами. Другими словами, – необходима ставка на освоение передовых практик, на науку, образование. Учить и переучивать своих, отправлять их учиться туда, где есть интересующий нас наиболее успешный и эффективный опыт, если это сложно – везти учителей, носителей этого опыта к себе. И – всемерно развивать науку, позволяющую создавать заделы, действовать с упреждением, формулировать идеи реальных инноваций…

(3) Тем самым закладывается социальная база модернизации – новая элита, люди – носители нового опыта, проводники его реализации, заинтересованность, мотивация, энергетика которых подкрепляются не только знаниями, умениями, но и возможностью их применить на практике, влиять на принятие решений и их осуществление.

(4) И, наконец, это – властная воля реализации стратегии модернизации. Это предполагает централизацию власти на ранних стадиях модернизационного процесса. Жесткое следование принятым решениям, контроль не только за результатом, но и за самим процессом. И, по мере реализации стратегии, особенно – развития экономики, все большее делегирование полномочий, вовлекающее в процесс все более широкие слои общества. Собственно, это азы технологии менеджмента: проведение любой реорганизации, внедрение любого нововведения предполагают концентрацию административной власти и жесткий контроль на ранних стадиях. Нигде в мире модернизация не осуществлялась за счет, на основе демократизации. Но зато по мере наращивания тканей реальной экономики, расширения социальной базы эффективной собственности, возникала основа развития демократии, которая суть результат, продукт, «политическая упаковка», итог успешной модернизации. Поспешная демократизация чревата деградацией, потому что демократическим институтам просто не на что опираться – ткани ответственного социума, члены которого способны к вменяемому (свободному и ответственному) поведению, еще не наросли.

Нетрудно заметить, что все четыре указанных фактора связаны с образованием. Наиболее очевидно это в случае фактора (2) – собственно системы социальных институтов образования (от дошкольной подготовки – до высшей школы и системы дополнительного образования). Но образованием – как результатом деятельности системы связан и фактор (3). А факторы (1) и (4), по сути, выступают характеристикой качества этих результатов.

В этой связи особого внимания заслуживает фактор (3). Дело в том, что обычно под результатом образования понимают приобретенные выпускниками знания, умения и навыки, или как сейчас принято говорить – компетенции. Однако не менее важным результатом деятельности образовательных учреждений является формирование определенных – сетевых – отношений и сообществ выпускников.

Базовым концептом, характеризующим современное общество, систему отношений в нем, организацию деловой активности, научной деятельности, политики (как публичной, так и не очень) выступают сети. Сетевой тип связи существовал всегда: от семейных отношений и землячеств до мафии и субкультур. Однако ряд особенностей современной цивилизации, прежде всего, новые информационно-коммуникативные технологии, вывели сетевые отношения на первый план.

Приведу пример… Дело было несколько лет назад, ситуация относится уже к расцвету Интернета. Позвонил завкафедрой (он отвечал за допуск дипломных работ к защите) и попросил встретиться с одним выпускником, у которого какие-то проблемы с написанием работы. «У него есть научный руководитель?», - спросил я. «Да, - ответил заведующий, - но мне, кажется, он не дорабатывает». Встретились. Очень продвинутый молодой человек. Пришел с пачкой материалов. Поговорили. Есть план работы, круг источников сформирован… «По работе все понятно?» - «Все». Отзвонился завкафедрой, что все вроде бы нормально. За пару недель до защиты – опять звонок: «Прошу снова встретиться с этим выпускником. Я не понимаю – почему, но там все равно нет диплома.» Узнал – кто у него научный руководитель, позвонил ему. Тот в полном удивлении: «Сам не понимаю – в чем дело! Я ему дал материалу на четыре диплома!» Опять встретились с молодым человеком. Опять же – пачка материалов подмышкой. Довольно вменяемый разговор… И где-то через 10 минут разговора этот выпускник спросил: «Вы что – хотите сказать, что я должен еще что-то из себя написать?» И я понял, что выросло поколение «супер-читателей», которое знает – где взять материал, что уже хорошо. Знание источников информации, доступ к ним – важный момент профессиональной подготовки. Но это поколение уже привыкло к тому, что в сети «все есть». И нужно только найти ресурс и взять там готовое. Что нужно с этой информацией еще работать, «писать из себя», у них просто в голове не укладывается – они только «читают» то, что им надо.

Читать молодежь меньше не стала. Изменились культура, технология чтения, вообще – получения знания. Место книг и особенно периодики занимают тексты в сети (электронные ресурсы, блоги). Даже литература – художественная, учебная, научная, популярная – все больше читаются с экранов электронных «читалок». Это не плохо и не хорошо, это – иная культура приобретения знаний, у которой, разумеется, имеются неоднозначные следствия.

Времена простого текста практически прошли. Благодаря электронным технологиям текст предстает гипертекстом, нашпигованным гиперссылками, возможностями перехода в другие тексты. В этих текстах слова переплетаются с образами – рисованными, фотографическими, видео, анимацией. Отдельные буквы предстают символами. Новое рождение переживают комиксы, манга…

Нелинейное письмо порождает нелинейное чтение. Чтение, за которым опыт кроссвордов и сканвордов и рекламных ребусов. Когда буква, часть слова, аббревиатура выступает носителем смысла, причем – смысла неоднозначного. Когда каждый символ факторизует смысл.

Очевидно, процесс связан с общецивилизационным процессом, когда бизнес, трудовые отношения, политика, искусство, даже личность предстают как проекты, активизирующие и поддерживающие некоторые отношения, выступающие, как уже говорилось, как некие сети, если не одна единая мировая сеть.

И в этой ситуации радикально меняются каналы и механизмы трансляции и усвоения знаний. Например, чтение во многом утрачивает свою роль в обретении нового опыта – современные социальные практики дают множество других источников: Интернет, компьютерные игры, виртуальная реальность…

В целом, уменьшается доля и значение дискурсивной практики, а значит и – связанной с нею линейной рациональности. В принципе, это соответствует и смене парадигмы рациональности, в том числе – научной, где за последние десятилетия прочно утвердились неклассические формы рациональности.

В плане обучения и научной деятельности чтение перестает быть просто источником информации и знания – как в случае с упомянутым в начале этой статьи юношей-выпускником. Чтение становится частью менеджмента знаний, а это предъявляет к нему новые требования – не просто получение информации, а целенаправленный поиск определенной информации, глубокая ее переработка в конкретных целях. А это означает, что такому чтению надо учить – и не по старинке, а с опорой на современные информационно-коммуникативные технологии.

Более того, современный человек все более активно выступает не только читателем, но и производителем текстов. На этом фоне, и это самое неоднозначное, иные формы приобретает обучение грамоте и ее нормативное соблюдение. Под влиянием переписки в электронной почте, твиттера возникают новые средства выразительности, которые могут раздражать нарочитой неграмотностью, но за которыми нельзя не признать новые языковые возможности коммуникативной выразительности. Этим изменениям невозможно дать однозначную оценку. Действительно, новые возможности самовыражения и самореализации личности – это плохо или хорошо?

Чтение в современной культуре образования выходит на новый уровень. Оно становится подобным «чтению» фактов следователем, ищущим за знаками, показаниями, артефактами породившие их причины, пытающимся понять их создателей, их мотивацию, намерения, стремления. Сам читатель в этой ситуации уподобляется следопыту в мире культуры.

Что является продуктом результатом менеджмента знаний как управления такими сетевыми процессами? Думается, что это не просто информация или даже знания, а именно определенный социальный и человеческий капитал.

Что касается социального капитала, то, очевидно, это уже новое качество социума: социальный капитал приобретает отчетливо выраженный информационно-коммуникативный характер. Например, речь идет об объеме и качестве информации, необходимой для ответов на вызовы, решение и проблем и развитие. Более того, речь идет не только о доступе к необходимой информации. Конкурентным преимуществом и особым достоинством становится обладание недоступной другим информацией, способность обнаруживать и заполнять «дыры», лакуны в структуре наличной сети. В информационном (или уже постинформационном обществе) выпущенная на рынок информация моментально обесценивается. Особой ценностью обладает информация еще на рынок не выпущенная, дающая ее носителям дополнительные возможности и преимущества, вплоть до монополии.

Качество человеческого капитала в этой ситуации меняется также. Это уже не просто некие профессиональные компетенции, а точнее – компетентности. Это, прежде всего, – способность быть гибким в плане постановки проблем, поиска необходимой информации, выработки решений, привлечении партнеров, выстраивании отношений с ними.

Такая способность к проектно-сетевой организации деятельности распространяется не только на профессиональную, но и на личную сферу. Более того, различия между этими сферами все более стираются, впрочем, так же, как и локализация их в пространстве и времени, что позволяет говорить о качественно новых условиях образа жизни.

Меняется и такая характеристика человеческого капитала как мораль. Проектно-сетевые отношения – динамичные и очень конкретные – предполагают взаимное доверие и интерес, которые могут легко утрачиваться в случае выявляемой фальши, неискренности, а то и прямой манипуляции. Поэтому современная деловая, научная, образовательная активность проявляют все большую ориентацию на авторитет и репутацию, известность и узнаваемость.

Причем, все оказывается не столь однозначно. Сама активизация сетевых отношений выступает как некая новая рента. И ее присвоение порождает искушение корыстного манипулирования, эксплуатации чужого человеческого капитала. Что требует неких новых правовых рамок и гарантий, а по сути дела – новых институтов коммуникации и видов социальной активности.

Тем самым современный менеджмент знаний является серьезным цивилизационным вызовом как в плане организационной деятельности, так и ее правовых и нравственных условий и факторов. А это означает и серьезный вызов современной школе, в первую очередь – высшей.

Практически все формы социальной активности предстают как проектная деятельность, когда проект выступает поводом активизации некоего фрагмента сети, результатом чего становится поддержание и дальнейшее развитие данного фрагмента социальных сетей. Этот концепт полностью соответствует технологической платформе современного общества, позволяет многое прояснить в процессах экономической, финансовой, информационной и прочей глобализации. Не даром для характеристики современного общества используются такие выражения как информационное и постинформационное общество или даже – проектно-сетевая цивилизация. Все эти характеристики с полным правом, если не в первую очередь можно отнести и к менеджменту знаний.

Каждый университет, колледж, каждая школа с каждым выпуском отправляют в жизнь не просто отдельных индивидов, а некое сообщество, объединенное не только возрастом, знаниями, но и личностным опытом. И эта общность имеет долгую инерцию. Давно замечено, что люди одного поколения, даже придерживаясь противоположных взглядов, легче и лучше понимают друг друга, чем единомышленники, но разного возраста. А тут к общности поколенческой добавляется общность вместе прожитых важнейших лет жизни, когда формировалась призма, через которую будет воспрниматься последующий жизненный опыт.

Неслучайно в бизнесе, политике, науке, самом образовании такую роль играет общность одноклассников, одногруппников, принадлежности alma mater. Эта общность закладывает основу доверия, общности интересов, столь важные в любом общем деле. Это не просто «знакомство», «блат», «кумовство», «семейственность», «землячество», другие сетевые отношения, играющие роль в любой деятельности, когда ее организаторам нужны хоть какие-то, но гарантии личностных качеств сотрудников, коллег. Когда кто-то может поручиться за них, порекомендовать, разделив, тем самым, хотя бы отчасти, ответственность за назначение. В случае общности образования, это еще и общие учителя, общая жизнь, общее взросление и профессионализация. А это добавляет к базовому доверию общность понимания проблем, целей, путей их достижения, что уже существенно повышает вероятность успеха общего дела.

 

 

Заключение

Поэтому можно утверждать, что в изрядной степени именно образование является важным аспектом факторов (1) и (4) успешной модернизации, основой формирования новой элиты. А элита это не просто лица принимающие решения, не только и не столько люди, распоряжающиеся ресурсами или мельтешащие в медийном пространстве. Полноценная элита – это люди, задающие нравственные, интеллектуальные и духовные образцы, люди с «длинными мыслями», открывающие новые горизонты и пути к ним.

Таким образом, задача образования в воспроизводстве и формировании элиты не может сводиться просто к освоению знаний, умений и навыков. На первый план выходит культивирование способности к поиску, проблематизации привычного, творческим нестандартным решениям, реализации таких решений не только в одиночку.

Список литературы

1. Ашин Г.К. Элитология. – М.:МГИМО, 2005.

2. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма. – М.: НЛО, 2011.

3. Бурдье П. Социальное пространство и практики. – М.; СПб.: Алетейя, 2005.

4. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. – М.: Новое издательство, 2011.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

С. 34.

Л.М.Перминова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.018 с.)