Развитие культуры в хiv–хvi вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие культуры в хiv–хvi вв.



На развитии культуры отразилось хозяйственное возрождение, формирование единого государства и великорусской народности, сложное взаимодействие традиций Киевской Руси; восточного и западного влияния.

Материальная культура

В сельском хозяйстве главное событие – это переход к трехполью. Возрождение ремесел, из новых видов появилось производство огнестрельного оружия. При Иване IV создан государственный Пушечный двор. В конце XVI в. Андрей Чохов отлил царь–пушку.

Развитие религиозных идей

Важнейшее явление этого времени – ереси: критика социального неравенства. Во второй половине ХVI –начале XV в. – "стригольники". При Иване III – "жидовствующие". В конце XV в. по примеру западной инквизиции даже сжигали на кострах. В середине XVI в. была ересь Феодосия Косого и Матвея Башкина. Федор Карцов – идеи организации государственной власти.

Грамотность и образование

С XIV в. дорогой пергамент начал заменяться бумагой. Распространение полуустава.

В начале 50–х гг. создана первая типография. В 1564 г. первая государственная типография под руководством Ивана Федорова выпустила первую книгу – "Апостол".

Письменная литература XV в.

Летописи. XV в. – ряд крупных произведений: Общерусский летописный свод (Троицкая летопись), Хронограф Пахомия Лагофета (всемирная история, включая Русь).

Исторические повести о путешествиях и исторических событиях, особенно, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.

Из собственно художественных произведений о Куликовской битве: "Сказание о Мамаевом побоище" и поэма "Задонщина". Распространение жанра религиозной литературы – "житий": о Дмитрии Донском и крупнейших церковных деятелях.

Особое развитие публицистики в XVI в.– полемика и "иосифлян" и нестяжателей" (их поддерживал приехавший из Италии писатель и философ Максим Грек).

Произведения, обосновывающие великую роль Московского государства и самодержавие: "Сказание о князьях владимирских" и доктрина монаха Филофея "Москва – третий Рим".

Середина XVI в. – публицистика Ивана Пересветова: обоснование самодержавия, основанного на справедливости и праве. Ермолай–Еразм: против угнетения крестьян. А.Курбский "История о великом князе Московском" – обличение Ивана IV.

Историческое „сочинение – "Степенная книга". Церковная литература: "Четьи–Минеи" (под руководством митрополита Макария собрание всей древнерусской литературы, стало основным кругом чтения русских людей). "Домострой" – сборник наставлений.

Архитектура

При Дмитрии Донском построены первые белокаменные стены Московского кремля. При Иване III возведены с помощью итальянских мастеров стены Кремля, сохранившиеся до сего дня – крупнейшая в мире крепость. Во второй половине XIV в. заложен главный московский собор – Успенский (достроил Аристотель Фиоравинти, соединение русских традиций с достижениями западного зодчества). Другие соборы Кремля – Благовещенский и Архангельский.

В конце XV в. – одно из первых каменных гражданских сооружений Кремля Грановитая палата (тронный зал царского дворца).

XVI в. – распространение "шатрового стиля". Особенно известна церковь в с. Коломенском. В центре Кремля – самое высокое сооружение Москвы колокольня Ивана Великого (достроена при Б.Годунове).

Середина XVI в. – Барма и Постник возводят храм Покрова Богоматери (собор Василия Блаженного) – вершина русского зодчества в этом веке.

Фортификационное строительство: в 30–х гг. XVI в. – Китай–город, в конце XVI в. – Федор Конь построил Белый город и кремль в Смоленске.

Живопись

Конец XIV – начало XV вв. – наивысший подъем церковной живописи (особенно, настенные росписи). Феофан Грек, Андрей Рублев. "Троица" А.Рублева: гармония, мир, живые люди. Вторая половина XV – начало XVI – продолжателем традиций А.Рублева является Дионисий.

Вторая половина XVI века оказалась неблагоприятной в развитии русской культуры.

 

 

"Смута" в России в конце XVI – начале XVII вв.: Причины. Основные этапы и итоги.

Предпосылки "смуты" и ее общая периодизация

На рубеже XVI– XVII Московское государство пережило тяжелый кризис, охвативший все сферы жизни и поставивший его на грань существования. Главные предпосылки смуты – это разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины, усиление социальных конфликтов.

Основные направления социальных конфликтов:

борьба крестьян против закрепощения (введены заповедные лета, а затем пятилетний срок розыска и возврата беглых и вывезенных крестьян);

боярство против самодержавия;

мелкие служилые люди также недовольны своим положением.

Действие этих социально–экономических факторов усиливалось социально–психологическим состоянием общества: опричнина привела к моральной деградации общества: По словам великого русского историка С.М.Соловьева, "водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего". Пока на Московском престоле сидели государи привычной династии, население в своем огромном большинстве безропотно подчинялись. Но пресечение династии привел к всеобщему брожению и кризису. Появилось огромное количество "воровских людей" – маргиналов, не связанных никакими моральными ограничениями, готовых воевать под любыми знаменами.

 

"Династический" период– 1598–1606 гг. (правление Бориса Годунова и Лжедмитрия I).

"Социальный" период – восстание Болотникова в 1606–1607 гг.

"Национальный" период – 1607–1612 гг. (на первое место все больше выходит борьба против интервентов)

Естественно, есть большая доля условности в такой периодизации, так как все эти три аспекта прослеживались на всем протяжении "смутного времени".

"Династический" период "смуты"

Накануне "смуты" в 1584–1598 гг. правление царя Федора. Определенная стабилизация внутреннего и международного положения страны.

Реальным правителем государства становится выдвинувшийся еще при Грозном боярин Борис Федорович Годунов – шурин царя (тот был женат на его сестре Ирине). Он был умным и честолюбивым деятелем, стремившимся к власти. Поскольку Годунов происходил из второстепенного боярского рода, представители московской знати относились к нему с завистью и недоброжелательством.

В 1591 г. в городе Угличе (на Волге) происходит событие, последствия которого оказали большое влияние на ход последующих событий: при загадочных обстоятельствах погиб малолетний царевич Дмитрий; среди народа стали распространяться слухи, что царевич убит по приказу стремившегося к престолу Бориса Годунова.

царь Борис Годунов (1598 – 1605) гг.

После смерти бездетного царя Федора в 1598 г. пресеклась династия Рюриковичей на Московском престоле, и земским собором был избран на царство Борис Годунов.

По общему мнению, будучи на престоле, Борис Годунов показал себя талантливым правителем, пытался проводить взвешенную политику, стремился примирить интересы различных групп общества. Особое внимание уделяется укреплению западных границ Московского государства. Опасность с Запада становится все более острой, поскольку польско-литовские феодалы строят планы полного подчинения России. Этой цели должно было служить соглашение об объединении (унии) католической и православной церкви. Она была провозглашена в 1596 г. в Бресте, и с тех пор, вплоть до настоящего времени, униаты (сторонники этой унии) играют важную (не только религиозную, но и политическую роль) в жизни этого региона. Борису Годунову удалось заключить с Польшей перемирие на несколько лет. На западной границе был воздвигнут оборонительный форпост – мощная Смоленская крепость (под руководством зодчего Федора Коня).

Однако можно сказать, что новому царю фатально не везло: кроме общественных противоречий вмешался природный фактор. В 1601 г. случился страшный неурожай, который длился еще два года. В стране начался голод, продовольственная помощь, оказанная населению по приказу царя, оказалась недостаточной. Лишь в Москве было похоронено 127 тыс. человек, умерших от голода. Многие бояре, чтобы не кормить своих холопов, отпускают их на "волю". Из отпущенных и беглых собираются многочисленные вооруженные группы. Главным очагом концентрации недовольных и мятежных элементов становится западная окраина государства (так называемая Северская украйна). Уже в 1603 г. правительству с трудом удалось подавить значительное движение недовольных под руководством Хлопка.

В такой взрывоопасной обстановке у царя Бориса появился таинственный и страшный враг: в Польше появился молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать "прародительский престол". Историки до сих пор спорят личности того самозванца. В то время официальная версия состояла в том, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который постригся в монахи в Чудовом монастыре в Москве, но потом бежал в Литву, поэтому его впоследствии называли "расстригой" (беглым монахом).

Некоторые польские магнаты согласились ему помогать, и в октябре 1604 г. Лжедмитрий вошел в московские пределы и издал воззвание к народу с сообщением, что Бог спас его. Население Северской украйны стало переходить на его сторону, в посланных против мятежниках войсках проявлялась "шатость" и "недоумение", – не идут ли они против законного царя?

В апреле 1605 г. царь Борис неожиданно умер, войска перешли на сторону "Дмитрия" и в июне Москва с торжеством приняла "природного" государя (1605–1606 гг.) Жена и сын Бориса Годунова были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия.

Новый царь казался деятельным и энергичным правителем, уверенно державшимся на "прародительском" престоле. В дипломатических контактах с другими странами он принял титул "императора" и пытался создать большой союз европейских держав для борьбы против Турции. Но вскоре он стал возбуждать недовольство тем, что не соблюдал старых русских обычаев и обрядов (высказывается мнение, что он был первым царем–"западником", своего рода предшественником Петра I). Пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей.

Недовольство особенно возросло, когда в начале мая 1606 г. к царю приехала из Польши его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Используя это недовольство, бояре во главе с Василием Шуйским подготовили заговор. Подняв набатным звоном народ против поляков, в ночь на 17 мая 1606 г. заговорщики ворвались в Кремль и убили царя. Согласно преданию, труп "Дмитрия" сожгли и, смешав пепел с порохом, выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.

Ставший после этого царем Василий Шуйский (время правления: 1606–1610 гг.) был известен как старый интриган и лжец, он не пользовался уважением. Главный результат "династического" этапа "смуты" – это катастрофическое падение авторитета власти, распад всех сдерживающих связей, начало "войны всех против всех".

" Социальный" этап "смуты". Начало гражданской войны

Восстание Болотникова. Вскоре после свержения "царя Дмитрия" в городах Северской украйны началось восстание под руководством путивльского воеводы князя Шаховского (его потом называли "всей крови заводчиком"). Затем лидером восстания стал бывший холоп Шаховского – Иван Болотников. Он в своих воззваниях призывал народные низы истреблять богатых и знатных и забирать их имущество, что обеспечило ему массовую поддержку. В тоже время восстали тульские и рязанские служилые люди под руководством Пашкова и Ляпунова.

Войско Болотникова и мятежные служилые люди объединились под Москвой. Но когда сторонники Пашкова и Ляпунова поближе познакомились со своим союзником, с его "программой" и действиями, они решили избрать из двух зол меньшее и в решающий момент сражения под Москвой перешли на сторону царя. Болотников был разбит и отступил сначала в Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками и вынужден сдаться (потом его ослепили и утопили).

"Тушинский вор". Массы участников восстания рассеялись, готовые возобновить борьбу, если найдется новый предводитель. Такой вскоре явился в лице второго Лжедмитрия. Под его знаменами собрались не только представители угнетенных народных низов, но также часть служилых людей, казаки, отряды поляков, – словом все, кто стремился поживиться в обстановке смуты. Лжедмитрий подступил к Москве и расположился в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище – "Тушинский вор").

Нарастание внешней опасности и борьба против интервентов

Не будучи в состоянии одолеть "тушинцев", царь Василий договорился о военной помощи со шведами. Этим воспользовался враг Швеции польский король Сигизмунд, – в 1609 г. он перешел границу и осадил Смоленск. Летом следующего, (1610 г). после поражения царских войск под Москвой у с. Клушино Шуйский окончательно потерял авторитет и был свергнут.

У власти оказалось боярское правительство ("семибоярщина"), которое решило избрать на престол сына короля Сигизмунда Владислава. Москва присягнула Владиславу, как своему будущему царю, с согласия бояр в Москву вошли польские войска.

До поры до времени поляков терпели как защиту от главной опасности – "тушинцев". Однако, в конце 1610 г. Лжедмитрий II был убит, и теперь народное недовольство все более обращалось на иноземных оккупантов. Инициатором борьбы за возрождение национальной государственности в это время становится патриарх Гермоген.

В начале 1611 г. создается первое земское ополчение, которое пытается освободить Москву. Оно распалось из–за конфликта между служилыми людьми и казаками. После этого инициатором нового земского ополчения стал Нижний Новгород во главе с земским старостой Кузьмой Мининым. Начальником ополчения был приглашен воевода Дмитрий Михайлович Пожарский. После прибытия ополчения в Ярославль фактически образовалась новая временная верховная власть – "совет всея земли".

В октябре 1612 г. Москва была, наконец, освобождена. В начале 1613 г. земский собор избрал новым царем 16–летнего Михаила Романова. Так была закончена смута и положено начало новой династии, правившей страной вплоть до новой смуты в феврале 1917 г.

Последствия и историческое значение "смуты"

Долгие годы "смуты" страшно разорили и слабили страну. По свидетельству современников, в то время можно было ехать целыми днями, не встретив живого человека – лишь воронье над покинутыми деревнями. В последующий период с огромным трудом происходит возрождение Московского государства.

Долговременные последствия – события смуты оставили глубокий след в психологии русского народа, который укрепился в мысли о необходимости поддержки самодержавной власти, ибо даже суровая и подчас несправедливая власть оказалась лучше всеобщего распада и анархии. Ведь пережитые бедствия явились преимущественно результатом не внешнего вторжения (оно было следствием ослабления государства), а внутренней смуты. Все это усиливало позиции самодержавия, тем более что в ходе смуты еще более ослабла старая знать: она была либо истреблена, либо в немалой степени дискредитировала себя своей "шатостью". Трудное восстановление разоренной страны вынудило государство усилить государственные повинности, способствовало упрочению крепостной зависимости.

Культура России в XVII в.

Основные тенденции

В XVII веке происходит "обмирщение" культуры (освобождение от церковного влияния), усиление проникновения западной культуры (в том числе, более широкое приглашение зарубежных специалистов – Немецкая слобода. Это находит применение особенно в армии. Уже к 80–м гг. насчитывается 63 единицы иностранного строя (90 тыс. чел.).

Материальная культура

С 30–х гг. появляются мануфактуры (первая – пушечная). Было освоено глубинное (до 200 м) бурение скважин на соляных промыслах. Установлены куранты на Спасской башне Московского кремля. Происходит зарождение морского судостроения: в 60–х гг. голландскими мастерами построен корабль "Орел".

Идеологическая жизнь

Наиболее крупное событие этого времени – церковные реформы патриарха Никона середины века и раскол. Сущность этих реформ: исправление церковных книг в соответствии с древними образцами. На самом же деле – по украинским образцам, которые в свою очередь находились под католическим влиянием. Поэтому в современной фундаменталистской литературе существует точка зрения, что реформы Никона имели роковое значение – подрыв национальных традиций, засилье Запада (то, что обычно связывается с Петром I). Против реформ выступали старообрядцы, особенно протопоп Аввакум. Крупнейшее идеологическое и социальное движение не только в XVII, но и в XVIII в. во многом впервые основательно изучено сибирскими историками, в том числе и академиком Николаем Николаевичем Покровским.

Образование

Издание учебных пособий. В 1621 г. выходит книга пушечного мастера А.Михайлова "Устав ратных дел", где много сведений по математике, физике и др. В 1634 г. печатается первый печатный букварь В.Бурцева.

Создание ряда учебных заведений – школа при одном из монастырей для подготовки подьячих, школа при Печатном дворе, при Аптекарском приказе "школа русских лекарей".

В 1687 г. организовывается Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение (здесь учился потом Ломоносов).

Литература

После "смуты" создается ряд произведений о его событиях, в том числе, Авраамия Палицына (он возглавлял оборону Троице–Сергиёва монастыря).

Самое яркое произведение того времени "Житие протопопа Аввакума" – представляет народно–обличительное направление.

Идет проникновение западных влияний – первый западник Симеон Полоцкий (воспитатель детей Алексея Михайловича). Является основоположником "силлабической" поэзии – оды в честь царской фамилии.

На протяжении столетия появляются народно–сатирические произведения: «Повесть о Горе–Злосчастии», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершевиче» и др.

Зодчество

В XVII веке существенные изменения коснулись и зодчества. Одно из высших достижений – деревянное зодчество. Наиболее известен дворец в с. Коломенском.

Достигла своего расцвета шатровая архитектура – шатровые башни Московского кремля.

Началось стремление к нарядному "узорочью" – украшение цветными изразцами, яркими красками. – Яркие посадские церкви. Ростовский кремль – сказочный город.

Живопись

Изобразительное искусство практически сохранило традиционный стиль. Иконопись – Симон Ушаков интересовался изображением реальных человеческих лиц, некоторый отход от традиций виден в его иконе "Спас нерукотворный".

Впервые появляются "парсуны" – портретные изображения людей.

 

Гражданские воины в России ХVII–ХVIII вв. (Народные движения под руководством С.Разина, К.Булавина, Е.Пугачева): Общее и особенное.

Характерной чертой истории России ХVII–ХVIII вв. являются мощные народные движения. Наиболее крупные происходили под руководством Болотникова, Разина, Булавина и Пугачева.

Первая "крестьянская война" произошла в ходе "смутного времени" (движение Болотникова).

В 1667–1671 гг. или 1670–1671 гг. движение С.Разина.

В 1707–1708 гг. произошло движение К.Булавина.

В 1773–1775 гг. – движение Е.Пугачева.

Выделяют три его этапа:

сентябрь 1773 г. – март 1774 г.: осада Оренбурга,

апрель–июль 1774 г.: на Урале,

июль–сентябрь 1774/1775 г.: арест Пугачева на Волге (датировка 1775 г., видимо, связана с тем, что хотя Пугачев был схвачен в сентябре 1774 г., но и после этого шла борьба, а казнен он был в январе 1775 г.).

Общее во всех этих движениях

Движение приобрело широкий размах, охват значительной части территории страны, длительность (несколько лет), упорство и взаимное ожесточение в борьбе.

Во всех движениях было сходство в движущих силах: во всех трех инициатором являлось казачество, основной силой было крепостное крестьянство, определенная роль угнетенных народов. Во всех трех движениях, в отличие от движения Болотникова, не было значительного участия представителей господствующих классов – лишь у Пугачева отдельные дворяне (вспомним "Капитанскую дочку").

Более-менее четкая социальная направленность: против помещиков и богачей

Особенности отдельных движений

По движущим силам движение Булавина наиболее "казачье", так как протекало в основном на Дону. Участие нерусских народов уже у Разина, но особенно широко – у Пугачева. У него и новая группа: горнозаводские рабочие Урала.

Идеология движений. С одной стороны, в движении Пугачева более высокий уровень: в его указах прямые требования об уничтожении крепостного права и всех помещиков, о переходе к "казачьему строю". С другой стороны, в этом движении – максимальное проявление "наивного монархизма", надежд на "доброго царя", "самозванчества". Все эти моменты четко проявились в движении Болотникова, у Разина более сдержанно (в его "прелестных письмах" в общих чертах говорилось, что борются "за великого государя") и не отразилось у Булавина.

Организация. Наивысший уровень организованности был достигнут у Пугачева, предпринимались попытки преодоления характерной для крестьянских движений стихийности: существовала штаб и Военная коллегия, сподвижники Пугачева именовались соответствующими воинскими званиями и титулами ("генералы", "графы" и т.п.), войско делилось на полки, посылались приказы и рапорты.

По размаху и мощи также наибольших размеров добилось движение Пугачева: более года противостояли военно-полицейским силам Российской империи, которые были гораздо мощнее, чем в XVII в. Территориальный охват: Оренбуржье, Урал, Поволжье; разведывательные отряды – относительно недалеко от Москвы.

 

Реформы Петра: Замыслы. Основное содержание. Ход и итоги.

Эпоха Петра Великого – это эпоха огромного перелома в жизни России. Существуют сложнейшие дискуссионные оценки этого времени.

Замыслы

Спорный вопрос, был ли четкий план реформ. Имеются противоположные оценки этого вопроса. Например, некоторые авторы "почвеннического" толка (современные "славянофилы") утверждают, что Петр с малых лет попал под западное влияние и на протяжении всей жизни с маниакальным упорством стремился к насаждению западных порядков. Противоположная точка зрения, особенно ярко у П.Милюкова: не было четкого замысла реформ, и они проводились от случая к случаю, в силу практической необходимости, главным образом, под влиянием нужд длительной Северной войны. Возможный компромиссный подход: у Петра были некоторые общие подходы (главное: усиление мощи России и ее "европеизация"). Это и составляет Основное содержание реформ. Но конкретные направления реформ формировались постепенно, о чем говорит и динамика, последовательность преобразований.

Ход реформ

Условно можно выделить три этапа

На рубеже двух веков существовали наиболее насущные меры, связанные с военными потребностями. В связи с Азовским походом (1695 г.) начал создаваться военный флот. В первые годы нового века применяются особенно решительные меры по созданию регулярной армии: ликвидация стрелецкого войска, введение рекрутских на боров, подготовка офицеров. Главным образом для военных нужд происходит массовое создание мануфактур: более 200 против 20 в конце XVII в. Выплавка железа выросла в 5,5 раз.

Кроме этого, на рубеже веков происходят и наиболее неотложные культурные преобразования: широкая посылка молодых дворян для учебы за границу (начиная с "великого посольства") и массовое приглашение иностранных специалистов, создание начального светского образования ("цифирные школы"), специального образования ("школа математицких и навигацких наук"), первая русская газета "Ведомости", ломка быта (изменение костюма, запрет бороды, ассамблеи, новый календарь).

Крупнейшая мера по европеизации – основание Петербурга (1703 г.).

Начало более систематических государственных реформ после того, как обозначился перелом в ходе Северной войны: 1708 г. – изменение территориального деления страны на 8 губерний (делились еще на 50 провинций).

В 1711 г. первый крупный шаг в изменении структуры центрального управления: учрежден высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе – Сенат во главе с генерал–прокурором ("око государево") и штатом чиновников на местах.

1717–1718 гг. – упразднение приказов и создание коллегий.

Из других крупных мер: в 1714 г. выходит указ о приравнивании вотчин и поместий.

Завершающие меры в конце правления: в 1721 г. – провозглашение Петра императором. В том же году – создание Духовной коллегии (Синод), т.е. полное подчинение церкви государству (выборы патриарха не проводились с 1700 г.). В 1722 г. – "Табель о рангах", своего рода стержень социально–сословного деления, более резкое отграничение дворянского сословия, и в то же время, упорядочение путей попадания в него из других групп. 1724 г. – подушная подать: способствовала развитию крепостничества.

Из других мер: 1720 г. – более основательная попытка создания городского самоуправления (главный и местные магистраты, хотя еще в 1699 г. – "бурмистерская палата"). 1721 г. – важная мера по обеспечению мануфактур рабочей силой: указ о посессионных крестьянах. В области культуры – завершающий шаг: 1724 г. – указ о создании Академии наук

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.059 с.)