ТОП 10:

Распад Киевского государства. Основные экономические, политические и культурные центры средневековой Руси (ХII–ХIII вв.).



Восточные славяне.

Происхождение и расселение

Восточные славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье (ее основными группами в Европе являются: романские, германские и славянские языки). Славяне делятся на западных (поляки, чехи), южных (болгары, сербы) и восточных (русские, украинцы, белорусы).

 

Существует три основных концепции происхождения славян:

Первая концепция – славяне исконные жители Восточной Европы (автохтоны), с VI в. Они начали расселяться из Прикарпатья.

Вторая концепция – славяне выделились из арийской общности, арийцы же пришли из Индии.

Третья – славяне являются прямыми наследниками северной арийской цивилизации, самой древней и развитой в мире.

Первые письменные свидетельства о восточных славянах

 

некоторые ученые считают, что их упоминал еще Геродот под именем скифов-пахарей,

в начале нашей эры появились упоминания о славянах под названием венеты и склавины,

первые бесспорные упоминания о восточных славянах находились в византийских и готских источниках периода "великого переселения народов" (IV–V вв.), где восточные славяне упоминаются под названием анты. Предположительно в 368 г. произошла гибель вождя антов Божа, который был пленен готами и распят вместе с 70 антскими вождями.

Расселение восточных славян к моменту образования государства известно по «Повести временных лет»:

на севере обитали словене

на северо-западе: дреговичи, кривичи

на юго-западе: дулебы, волыняне, бужане

около будущего Киева: поляне

на Верхней Оке: вятичи

Соседи восточных славян

на севере основными соседями являлись финно-угорские племена (чудь). Здесь имела место их мирная колонизация и ассимиляция.

на западе соседствовали с балтами (предки литовцев и латышей) и западными славянами

на востоке и юге располагались одна за другой кочевые волны: гунны, авары ("погибоша аки обры"), венгры, болгары, затем печенеги и половцы. Особое значение имели хазары. В момент возникновения государства восточные славяне платили дань хазарскому каганату. Имеет место идеологическая актуальность этого вопроса, т. к. предполагается, что хазары были предками евреев.

Экономическое и социальное развитие

 

Производство

В.О.Ключевский считал экономической основой Древней Руси торговлю. Сейчас большинство ученых считают основной отраслью экономики восточных славян земледелие, важное значение для которого имел процесс перехода от подсеки к перелогу. Природные условия давали возможности и для других важных отраслей: охота, рыболовство, бортничество (собирание меда диких пчел).

Торговля действительно имела очень большое значение (основными экспортными товарами являлись мед, воск, меха, рабы). Существовал "Путь из варяг в греки" (водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в IX-ХII вв. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией): долгое время оставался экономическим, политическим и культурным стержнем Древней Руси ("Скандовизантии"), вокруг которого формировались городские центры (в частности, на нем были расположены Новгород и Киев).

 

Социальные процессы

Произошел переход к переложной системе земледелия (т.е. системе земледелия, при которой после нескольких урожаев землю оставляли без обработки на 8–15 лет для восстановления плодородия почвы), широкое применение плуга, вследствие чего рост производительности труда. При этом появилась возможность прокормиться одной семье, поэтому происходит постепенный переход от родовой общины к соседской (называлась вервь).

Имело место появление имущественного неравенства (доказательством чего являются клады, богатые, захоронения), произошло социальное расслоение:

основной группой являются свободные общинники-воины ("мужи", "люди")

родоплеменная знать (князья, бояре)

несвободные ("холопы", "челядь").

В целом же длительное время существовал переходный характер общества: сохранение основ первобытного общества и в то же время зарождение элементов классовых отношений: это напоминало общественный строй гомеровской Греции.

 

Политический строй

Постепенный переход от родоплеменной организации к государственной. Основной общественно-политическая структурой является союз племен (названия племен известны из «Повести временных лет»).

Военным предводитель является князь, он сосредоточивает в руках все больше власти, постепенно превращается в постоянного правителя, передающего свою власть по наследству.

Помимо всеобщего ополчения общинников появляются специальные военные формирования при князе – дружина.

В то время было ложное взаимодействие княжеской власти и собрания свободных общинников (вече). Ф.Энгельс определил такой переходный политический строй как "военную демократию".

Смутные известия о формировании уже в VI-VIII вв. крупных объединений восточно-славянских племен (княжеств, протогосударственных образований): Куявия, Артания и Славия. В Киеве правила династия славянских князей – потомков Кия.

 

Духовная жизнь

Господствовало язычество ("ведическая" религия). Вот два основных момента мировоззрения язычества:

поклонение силам природы. Формирование языческого пантеона. Даждьбог – бог солнца, Перун – грома и молнии, Стрибог – воздуха и ветра, Велес – покровитель скота, Сварог – неба и огня, низшие божества: лешие, русалки, водяные, рожаницы.

Культ предков, в том числе важная роль погребального обряда. Тризна.

Происходило постепенное проникновение христианства. Существует легенда, что здесь проповедовал апостол Андрей.

 

Выводы

 

Таким образом, экономические, социальные и духовные процессы во второй половине I тыс. н.э. вели к формированию предпосылок создания классового общества и государства.

 

Образование Киевской Руси. Роль варягов в этом процессе. Социально-политическая структура Киевской руси.

 

Предпосылки формирования Древнерусского Государства

 

Образование государства у восточных славян явилось длительным процессом, вызванным сложным комплексом внутренних и внешних причин:

развитие производства, социальная дифференциация привели к необходимости специальных органов власти для урегулирования отношений между различными группами населения

усложнение общественно-политической организации: союзы племен, усиление княжеской власти, особой воинской организации (дружины)

внешний фактор: войны, особенно опасность от кочевников

Конкретную дату образования государства определить очень сложно, так как это очень длительный процесс. Имеются смутные известия о формировании уже в VI-VIII вв. крупных объединений восточно-славянских племен: Куявия, Артания и Славия. К моменту возникновения Киевской Руси – в ряде городов возникли свои княжеские династии (например, в Киеве правила династия славянских князей – потомков Кия.)

 

Существует сложная научная проблема о соотношении внутреннего и внешнего факторов в образовании государства, так называемая "норманнская проблема". Существует рассказ в «Повести временных лет» о призвании в 862 г. северными славянами по"инициативе Гостомысла вяряжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. Это событие получило название "призвание варягов". В XVIII в. первые профессиональные историки-немцы по происхождению Байер и Миллер положили этот рассказ в основу "норманнской теории" о решающей роли варягов в образовании древнерусского государства. Тогда же возникает концепция "антинорманизма" (основоположником являлся М.Ломоносов), утверждающая полную самобытность русского государства, отрицающую всякую роль варягов. Этот спор продолжался и в последующее время, зачастую принимая чисто идеологический характер. В частности, гитлеровская пропаганда использовала норманнскую теорию для доказательств неспособности славян к собственному государственному развитию, для обоснования необходимости иноземного господства. При Сталине, утверждая "русский приоритет", наоборот отрицали роль норманнов.

 

Наиболее правильным подходом является следующий – образование древнерусского государства было подготовлено внутренними процессами, при этом нельзя сказать, что варяги просто принесли его на неподготовленную почву. В то же время их роль была велика: они сыграли роль своеобразного катализатора, их появление резко ускорило длительный процесс. Однако это было характерно не только для Руси (например, завоевание франками Галлии, нормандцами – Англии).

 

Основные вехи истории Киевской Руси

862-879 гг. – правление Рюрика в Новгороде

879-912 гг. – правление Олега (является родственником и опекуном малолетнего сына Рюрика – Игоря),

В 882 г. Олег захватил Киев, были убиты Аскольд и Дир (представители княжеской династии, правившей в Киеве). При правлении Олега произошло создание единого государства Киевской Руси. Он совершал успешные походы на Византию. В 907 и 911 гг. были заключены выгодные для Руси мирные договора с Византией. По легенде Олег погиб от укуса змеи.

912–945 гг. – правление киевского князя Игоря. Совершил два похода на Византию, заключил новые договора с ней. Совершил поход на Северный Кавказ и Каспийское побережье. Был убит в результате восстания древлянами за то, что, собрав с них дань и решив, что она мала, стал вторично требовать дани, нарушив установленные обычаи.

945–964 гг. – длилось регентство Ольги (вдовы Игоря) при малолетнем Святославе. Произошло установление размеров и мест сбора дани ("уроки и погосты"). В 955 г. Она совершила дипломатический визит в Царьград и приняла христианство.

964–972гг. – правление сына Игоря и Ольги - Святослава. Разгром хазарского каганата, поход на волжских булгар, присоединил вятичей, на крайнем юге - Тмутаракань. Вел войну с Византией в Дунайской Болгарии. В 972 г. Святослав возвращался в Киев по Днепру, печенеги устроили засаду, и Святослав был убит.

972–930 гг. – правление Ярополка.

980–1015 гг.– правление Киевского князя Владимира Святого (младший сын Святослава). В княжение Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси - принятие христианства в 988 г. В этом же году он вступил в брак с сестрой византийского император Анной.

Укрепил дружину, принимал удальцов из простого люда (что отразилось в былине об Илье Муромце). Создал систему крепостей на юге, заселял их людьми из всех районов страны, что способствовало укреплению общерусского единства.

После смерти Владимира в 1015 г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Святополк Окаянный (годы правления 1015–1019) убивает Бориса и Глеба, которые были канонизированы и объявлены русскими святыми.

1019-1054 гг. – Ярослав Мудрый. При его правлении произошел высший расцвет Киевской Руси. Нанес решающий удар печенегам. Много сделал для распространения христианской культуры, монастырей, образования. При Ярославе Мудром были созданы школы для юношей. При нем осуществлялось строительство архитектурных сооружений (из которых самые известные – Софийский собор, Золотые ворота). Продолжалась кодификация обычного права (первой попыткой кодификации была "Правда Ярослава"). О высоком авторитете Киева говорили династические браки: Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля, дочь Анна вышла замуж за французского короля.

 

Социально-политическая структура

Во второй половине XI в. сыновья Ярослава Мудрого приняли свод правовых норм "Русскую Правду" ("Правда Ярославичей"), которая включала в себя кодификацию норм обычного права ("Закон русский"), новые нормы, необходимые для классового общества. "Русская правда" – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.

Основными социальными группами были: рабы, свободные, знать (предполагались разные размеры штрафов за убийство), полусвободные, зависимые (закупы, рядовичи).

Кроме того, отразились элементы структуры управления, например, управляющие княжеским хозяйством (тиуны, огнищане, дворские).

Политическая структура: князь, знать (бояре) и дружинники управляют отдельными территориями, собирают штрафы. В системе управления важнейшей процедурой был сбор дани – полюдье. Сохраняется и определенная роль вече.

 

Существует три основные концепции о характере древнерусского общества:

Согласно академику Грекову, большинству советских книг и учебников: древнерусское общество имело раннефеодальный характер (основой строя являлась вотчина и смерды – зависимые крестьяне).

Концепция государственного феодализма: вотчин почти не было, смерды – это свободные общинники, эксплуатировались государством через дань, полюдье.

Согласно Ленинградскому историку Фроянову: Киевская Русь вообще не была феодальной, носила переходный характер, феодальные отношения только зарождались.

 

Культура Древней Руси.

Культура – это сложная система, включающая в себя всю совокупность материальных и духовных ценностей общества, их производство, хранение и передачу.

Материальная культура

В традиционном аграрном обществе развитие экономики идет медленно, но все же имел место прогресс. Главное достижение материальной культуры в основной сфере производства – сельском хозяйстве: применение плуга и совершенствование системы земледелия: переход от подсека к перелогу и от перелога к трехполью. Важным процессом является отделение от сельского хозяйства ремесла. К XII в. насчитывается до 60 ремесленных специальностей (горшечники, кожевники, оружейники и др.).

Духовная культура

До принятия христианства на Руси господствовало язычество ("ведическая" религия). Имело два основных момента мировоззрения: поклонение силам природы и культ предков.Решающим пунктом в развитии древнерусской культуры явилось принятие христианства: в 988 г. выбор христианства Владимиром – это очень важная веха в длительном процессе христианизации. Проникновение христианства шло и раньше. После крещения Руси также оставалось много язычников. В сознании самих христиан длительное время имело место сохранение больших остатков язычества: т.е. существовало "двоеверие" или сложный синтез двух религий.

Христианство развернуло проповедь более высокой морали, которая начинала оказывать воздействие на поведение людей (пример Бориса и Глеба, которые были убиты во время междоусобицы в 1015–1019 гг. их братом Святополком Окаянным, не сопротивляясь, за что были объявлены святыми).

В последнее время появились негативные оценки принятия христианства с позиций "языческого фундаментализма": истинная культурная основа славян это ведическая религия. Христианство исказило их культуру, сделало их слабыми (потому и покорились монголам) – эта оценка спорная.

Правовая культура

Правовая культура представляет собой нормы права и отношение людей к ним. Главным процессом является кодификация обычного права, т.е. тех норм, которые существовали до государства. Основное событие – это появление "Русской правды", которая включала в себя кодификацию норм обычного права ("Закон русский"), новые нормы, необходимые для классового общества. "Русская правда" – это основной источник наших сведений о социальных отношениях в Киевской Руси.Основные положения «Русской правды»: четко определено положение разных групп, кровная месть заменена штрафами, т.е. вирой. Из других правовых актов наиболее известен – "Устав" Владимира Мономаха, основным достижением которого было ограничение процентов по займам.

Грамотность и просвещение

По некоторым данным у славян существовала древнейшая письменность (знаки на камнях – "руническое письмо") – "черты и резы ". В IX в. славянские просветители на основе греческой азбуки разработали азбуку для славян – кириллицу, которая и стала основой древнерусской письменности.Основное средство хранения и передачи культуры в тот период – книги. Они создавались и переписывались прежде всего в монастырях. Создавались религиозные книги, великолепно оформленные, например Остромирово евангелие (Остромир – новгородский посадник). По некоторым данным, было до 140 тыс. книг, но большинство погибло в ходе монгольского нашествия.

Характерная черта древнерусской цивилизации, показатель ее высокого уровня – это широкое распространение грамотности, по крайней мере, в городе. Данный факт подтверждается берестяными грамотами, которых сейчас найдено до 600.

Предпринимались первые шаги по созданию системы образования при Ярославе Мудром были созданы школы для юношей, сестра Владимира Мономаха создала школу для девушек.

Литература

С глубокой древности существовал фольклор. Особенно был распространен героический эпос – былины богатырского или Владимирового цикла. Бытовали вплоть до XX в.

Письменная литература

Наиболее распространены были летописи. Существовали в различных городах, затем возникли общерусские своды, из которых особое значение имела возникшая в начале XII в. «Повесть временных лет», которую по преданию написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранилась в составе более поздних Лаврентьевской и Ипатьевской летописей. Основные идеи летописей: славянское единство, величие Киевской Руси.

Основным видом литературы является религиозная: сначала была переводная, затем появились русские произведения.

Два наиболее известных автора:

II половина XI в. – Илларион, первый митрополит из русских. "Слово о законе и благодати". Главная идея произведения – патриотизм, высокая оценка восточных славян и Киевской Руси.

II половина XII в. – Кирилл Тровский – также ряд "Слов"

Появляется светская литература:

"Поучение" Владимира Мономаха, основная идея – высокая ответственность княжеской власти, забота о простом народе

В конце XII в. произошло высшее достижение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Это синтез христианской и языческой культуры, патриотизм, призыв к единству. Сложная дискуссия о подлинности. Некоторые историки (например, Зимин), считают, что появилось в конце XVIII в.

Конец XII в. – "Слово" Даниила Заточника. Здесь впервые отражены мысли рядового дружинника.

Начало XIII в. – "Сказание о погибели русской земли". Здесь – осуждение усобиц.

Архитектура

Основным видом архитектуры в то время были церкви, но сохранились отдельные сооружения гражданской архитектуры, например, построенные при Ярославе Мудром Золотые ворота.

Первый каменный храм – Десятинная церковь был построен в Киеве.

От XI века сохранились самые известные храмы: Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В них – преобладало византийское влияние.

От XII века в основном сохранилось белокаменное зодчество Северо-Восточной Руси. Особенно известен Успенский собор во Владимире. В нем уже преобладала самобытная русская культура.

Живопись

В основном была религиозной: иконы и фрески (живопись на сырой штукатурке красками). Светские элементы отразились в миниатюрах.

Вокально-музыкальное и сценическое искусство

Народные певцы-сказители. Образ легендарного Баяна. Музыканты-гусляры. Народные актеры – скоморохи.

Выводы:Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) – превосходивший ее.Место древнерусской культуры в многовековой истории отечественной культуры: это был "золотой век", "русская античность": высочайшие, недосягаемые образцы, неповторимая уравновешенность, гармония материального и духовного, общества и личности и т.д.

 

Имело огромное влияние на последующее развитие отечественной культуры до конца XVII века. После культурного разрыва с петровских времен продолжала оставаться основой народной культуры. В культуре старообрядцев дожила до сегодняшнего дня.

 

Культура России в XVII в.

Основные тенденции

В XVII веке происходит "обмирщение" культуры (освобождение от церковного влияния), усиление проникновения западной культуры (в том числе, более широкое приглашение зарубежных специалистов – Немецкая слобода. Это находит применение особенно в армии. Уже к 80–м гг. насчитывается 63 единицы иностранного строя (90 тыс. чел.).

Материальная культура

С 30–х гг. появляются мануфактуры (первая – пушечная). Было освоено глубинное (до 200 м) бурение скважин на соляных промыслах. Установлены куранты на Спасской башне Московского кремля. Происходит зарождение морского судостроения: в 60–х гг. голландскими мастерами построен корабль "Орел".

Идеологическая жизнь

Наиболее крупное событие этого времени – церковные реформы патриарха Никона середины века и раскол. Сущность этих реформ: исправление церковных книг в соответствии с древними образцами. На самом же деле – по украинским образцам, которые в свою очередь находились под католическим влиянием. Поэтому в современной фундаменталистской литературе существует точка зрения, что реформы Никона имели роковое значение – подрыв национальных традиций, засилье Запада (то, что обычно связывается с Петром I). Против реформ выступали старообрядцы, особенно протопоп Аввакум. Крупнейшее идеологическое и социальное движение не только в XVII, но и в XVIII в. во многом впервые основательно изучено сибирскими историками, в том числе и академиком Николаем Николаевичем Покровским.

Образование

Издание учебных пособий. В 1621 г. выходит книга пушечного мастера А.Михайлова "Устав ратных дел", где много сведений по математике, физике и др. В 1634 г. печатается первый печатный букварь В.Бурцева.

Создание ряда учебных заведений – школа при одном из монастырей для подготовки подьячих, школа при Печатном дворе, при Аптекарском приказе "школа русских лекарей".

В 1687 г. организовывается Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение (здесь учился потом Ломоносов).

Литература

После "смуты" создается ряд произведений о его событиях, в том числе, Авраамия Палицына (он возглавлял оборону Троице–Сергиёва монастыря).

Самое яркое произведение того времени "Житие протопопа Аввакума" – представляет народно–обличительное направление.

Идет проникновение западных влияний – первый западник Симеон Полоцкий (воспитатель детей Алексея Михайловича). Является основоположником "силлабической" поэзии – оды в честь царской фамилии.

На протяжении столетия появляются народно–сатирические произведения: «Повесть о Горе–Злосчастии», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершевиче» и др.

Зодчество

В XVII веке существенные изменения коснулись и зодчества. Одно из высших достижений – деревянное зодчество. Наиболее известен дворец в с. Коломенском.

Достигла своего расцвета шатровая архитектура – шатровые башни Московского кремля.

Началось стремление к нарядному "узорочью" – украшение цветными изразцами, яркими красками. – Яркие посадские церкви. Ростовский кремль – сказочный город.

Живопись

Изобразительное искусство практически сохранило традиционный стиль. Иконопись – Симон Ушаков интересовался изображением реальных человеческих лиц, некоторый отход от традиций виден в его иконе "Спас нерукотворный".

Впервые появляются "парсуны" – портретные изображения людей.

 

Гражданские воины в России ХVII–ХVIII вв. (Народные движения под руководством С.Разина, К.Булавина, Е.Пугачева): Общее и особенное.

Характерной чертой истории России ХVII–ХVIII вв. являются мощные народные движения. Наиболее крупные происходили под руководством Болотникова, Разина, Булавина и Пугачева.

Первая "крестьянская война" произошла в ходе "смутного времени" (движение Болотникова).

В 1667–1671 гг. или 1670–1671 гг. движение С.Разина.

В 1707–1708 гг. произошло движение К.Булавина.

В 1773–1775 гг. – движение Е.Пугачева.

Выделяют три его этапа:

сентябрь 1773 г. – март 1774 г.: осада Оренбурга,

апрель–июль 1774 г.: на Урале,

июль–сентябрь 1774/1775 г.: арест Пугачева на Волге (датировка 1775 г., видимо, связана с тем, что хотя Пугачев был схвачен в сентябре 1774 г., но и после этого шла борьба, а казнен он был в январе 1775 г.).

Общее во всех этих движениях

Движение приобрело широкий размах, охват значительной части территории страны, длительность (несколько лет), упорство и взаимное ожесточение в борьбе.

Во всех движениях было сходство в движущих силах: во всех трех инициатором являлось казачество, основной силой было крепостное крестьянство, определенная роль угнетенных народов. Во всех трех движениях, в отличие от движения Болотникова, не было значительного участия представителей господствующих классов – лишь у Пугачева отдельные дворяне (вспомним "Капитанскую дочку").

Более-менее четкая социальная направленность: против помещиков и богачей

Особенности отдельных движений

По движущим силам движение Булавина наиболее "казачье", так как протекало в основном на Дону. Участие нерусских народов уже у Разина, но особенно широко – у Пугачева. У него и новая группа: горнозаводские рабочие Урала.

Идеология движений. С одной стороны, в движении Пугачева более высокий уровень: в его указах прямые требования об уничтожении крепостного права и всех помещиков, о переходе к "казачьему строю". С другой стороны, в этом движении – максимальное проявление "наивного монархизма", надежд на "доброго царя", "самозванчества". Все эти моменты четко проявились в движении Болотникова, у Разина более сдержанно (в его "прелестных письмах" в общих чертах говорилось, что борются "за великого государя") и не отразилось у Булавина.

Организация. Наивысший уровень организованности был достигнут у Пугачева, предпринимались попытки преодоления характерной для крестьянских движений стихийности: существовала штаб и Военная коллегия, сподвижники Пугачева именовались соответствующими воинскими званиями и титулами ("генералы", "графы" и т.п.), войско делилось на полки, посылались приказы и рапорты.

По размаху и мощи также наибольших размеров добилось движение Пугачева: более года противостояли военно-полицейским силам Российской империи, которые были гораздо мощнее, чем в XVII в. Территориальный охват: Оренбуржье, Урал, Поволжье; разведывательные отряды – относительно недалеко от Москвы.

 

Реформы Петра: Замыслы. Основное содержание. Ход и итоги.

Эпоха Петра Великого – это эпоха огромного перелома в жизни России. Существуют сложнейшие дискуссионные оценки этого времени.

Замыслы

Спорный вопрос, был ли четкий план реформ. Имеются противоположные оценки этого вопроса. Например, некоторые авторы "почвеннического" толка (современные "славянофилы") утверждают, что Петр с малых лет попал под западное влияние и на протяжении всей жизни с маниакальным упорством стремился к насаждению западных порядков. Противоположная точка зрения, особенно ярко у П.Милюкова: не было четкого замысла реформ, и они проводились от случая к случаю, в силу практической необходимости, главным образом, под влиянием нужд длительной Северной войны. Возможный компромиссный подход: у Петра были некоторые общие подходы (главное: усиление мощи России и ее "европеизация"). Это и составляет Основное содержание реформ. Но конкретные направления реформ формировались постепенно, о чем говорит и динамика, последовательность преобразований.

Ход реформ

Условно можно выделить три этапа

На рубеже двух веков существовали наиболее насущные меры, связанные с военными потребностями. В связи с Азовским походом (1695 г.) начал создаваться военный флот. В первые годы нового века применяются особенно решительные меры по созданию регулярной армии: ликвидация стрелецкого войска, введение рекрутских на боров, подготовка офицеров. Главным образом для военных нужд происходит массовое создание мануфактур: более 200 против 20 в конце XVII в. Выплавка железа выросла в 5,5 раз.

Кроме этого, на рубеже веков происходят и наиболее неотложные культурные преобразования: широкая посылка молодых дворян для учебы за границу (начиная с "великого посольства") и массовое приглашение иностранных специалистов, создание начального светского образования ("цифирные школы"), специального образования ("школа математицких и навигацких наук"), первая русская газета "Ведомости", ломка быта (изменение костюма, запрет бороды, ассамблеи, новый календарь).

Крупнейшая мера по европеизации – основание Петербурга (1703 г.).

Начало более систематических государственных реформ после того, как обозначился перелом в ходе Северной войны: 1708 г. – изменение территориального деления страны на 8 губерний (делились еще на 50 провинций).

В 1711 г. первый крупный шаг в изменении структуры центрального управления: учрежден высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе – Сенат во главе с генерал–прокурором ("око государево") и штатом чиновников на местах.

1717–1718 гг. – упразднение приказов и создание коллегий.

Из других крупных мер: в 1714 г. выходит указ о приравнивании вотчин и поместий.

Завершающие меры в конце правления: в 1721 г. – провозглашение Петра императором. В том же году – создание Духовной коллегии (Синод), т.е. полное подчинение церкви государству (выборы патриарха не проводились с 1700 г.). В 1722 г. – "Табель о рангах", своего рода стержень социально–сословного деления, более резкое отграничение дворянского сословия, и в то же время, упорядочение путей попадания в него из других групп. 1724 г. – подушная подать: способствовала развитию крепостничества.

Из других мер: 1720 г. – более основательная попытка создания городского самоуправления (главный и местные магистраты, хотя еще в 1699 г. – "бурмистерская палата"). 1721 г. – важная мера по обеспечению мануфактур рабочей силой: указ о посессионных крестьянах. В области культуры – завершающий шаг: 1724 г. – указ о создании Академии наук

 

 

Культура России в XVIII в.

Главные тенденции в развитии культуры XVIII – модернизация (переход от средневековой культуры к культуре Нового времени) и европеизация, установление преобладания светской культуры.

Материальная культура

Главным событием этого века было развитие мануфактур. В конце XVII в. их было около 20, при Петре – уже 200, в конце века количество составило около 3 тыс. Развитие внутренней и внешней торговли.

Бытовая культура

При Петре происходят резкие перемены, европеизация, раскол на культуру верхов и низов. Появляется европейская одежда, вводится запрет бороды, появляются новые формы досуга – ассамблеи. Выпускается сборник норм поведения молодых дворян – "Юности честное зерцало".

Образование

Главное событие – создание светского образования. При Петре уделяется основное внимание профессиональному образованию (подготовка специалистов). Для подготовки высококвалифицированных специалистов в 1699 г. открывается Пушкарская школа, в 1701 – "школа математицких и навигацких наук", в 1715 – Морская академия. Начальное образование в провинции: цифирные школы – подготовка мелких чиновников, гарнизонные школы – обучение солдатских детей. Главное событие в развитии высшего образования – в 1755 г. организован Московский университет.

При Екатерине II впервые произошло создание системы общего образования: "главные" училища в губернских городах и "малые" в уездных.

Большое значение для образования имели учебники, особенно, в начале века – "Арифметика" Магницкого.

Книгоиздание, библиотеки, печать. При Петре применяется гражданский шрифт, выпущено 600 названий книг, создана первая государственная библиотека, первая газета "Ведомости". Всего за век 9500 названий книг, 85 % – при Екатерине II.

Наука и общественная мысль

С эпохи Петра уделяется особое внимание прикладным наукам. Картография, обследования территории страны. Накануне кончины Петра, он издает указ о Камчатской экспедиции. Целая эпопея академических экспедиций на Северо-восток.

Открытие полезных ископаемых, на этой основе идет развитие черной металлургии на Урале (особенно, роль Василия Татищева), во второй половине века развивается цветная металлургия в Сибири (медь и серебро). Изобретатели: при Петре Нартов (различные станки и оптический прицел). Во второй половине века Ползунов (первая паровая машина) и Кулибин (в том числе, "самобеглая коляска").

Коллекции, Кунсткамера – основа для ряда будущих музеев.

Создание предпосылок для фундаментальной науки. Итогом петровских преобразований является, то, что в 1725 г. создается Академия наук.

Особая роль в науке принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову: ученый–энциклопедист (во всех науках). Главная заслуга – открытие МГУ. Научные достижения: закон сохранения материи и движения, учение о молекулярном движении, о природе электричества, открыл атмосферу на Венере, историк и филолог. В 1755 г. выпускается "Российская грамматика": основы современного русского языка. Патриотизм, борьба против иностранного засилья в науке.

Развитие общественных наук и общественной мысли. Историческая наука расценивает Ломоносова: ему принадлежит введение в научный оборот огромного количества источников и первые концепции российской истории. Первые профессиональные историки – немцы: Байер, Миллер, Шлецер: "норманнская теория" полагают, что Ломоносов – основоположник "антинорманизма".

 

В первой половине века – Василий Татищев, во второй – князь Щербатов (кроме исторических работ, идет резкая критика екатерининских порядков с консервативных позиций: "О повреждении нравов в России").

Общественная мысль: при Петре главное – обоснование самодержавия, в частности работы Феофана Прокоповича ("Правда воли монаршей"). Из других направлений – экономическая работа И. Посошкова "О скудости и богатстве". Во второй половине XVIII в. Получило развитие распространение идей Просвещения и в какой–то мере масонства. Особенная роль в этом книгоиздательство Новикова. Уже в конце века появляются революционные идеи. В 1790 г. написано "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева.

Литература и театр

Происходит формирование характерной для Запада системы жанров.

В первой половине XVIII в. принципы русского стихосложения сформулировали Василий Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов. Расцвет классицизма (трагедии, оды). Особенно, во второй половине века драматург Сумароков, в конце столетия поэт Гавриил Романович Державин (у него уже сочетание "высокого" и "низкого" стилей).

Создание социальной комедии (Денис Фонвизин: "Бригадир" и "Недоросль").

В конце века преобладает сентиментализм (Карамзин "Бедная Лиза")

ТЕАТР: При Петре первые публичные театры ("комедиальные храмины") в Москве и Петербурге. Основоположник русского национального театра – Федор Волков. В 1750 г. открывается театр в Ярославле. Затем по указанию Екатерины II вызван в столицу. В 1756 г. – первый русский постоянный профессиональный театр.

 

Изобразительное искусство, живопись

Выдающихся успехов во второй половине века добились портретисты Левицкий, Боровиковский (особенно, портрет Лопухиной) и Рокотов. Крепостной художник Аргунов пишет первые портреты крестьян.

Скульптура. Преобладает монументальная скульптура – "Медный всадник" французского скульптора Фальконе. Самый крупный русский скульптор Федот Шубин создает реалистические портреты, особенно Ломоносова.

Архитектура. В первой половине века процветает стиль







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.036 с.)