Позиционирование инвестиционного права в правовой системе Республики Беларусь: теоретико-правовой аспект. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позиционирование инвестиционного права в правовой системе Республики Беларусь: теоретико-правовой аспект.



Для Республики Беларусь, которая до недавнего времени отличалась высокой степенью государственного регулирования экономики, приоритетным направлением развития и соответственно преодоления кризисных явлений стала так называемая либерализация условий осуществления экономической деятельности, хотя ее характерные черты можно было заметить еще с конца 2007 года. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь - сфера, которая притягивает к себе внимание в силу той роли, которая ей отводится государством, что, в свою очередь, напрямую отражается на совершенствовании ее правового регулирования.

В настоящее время можно утверждать, что под воздействием экономических процессов, опосредованных нормами права, формируется такая новая отрасль права как инвестиционное право Республики Беларусь. Последнее предлагаем рассматривать как систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления инвестиционной деятельности, а также сопутствующих процессов привлечения, управления инвестициями, распределения инвестиционных рисков и результатов инвестирования, а также государственного регулирования, в том числе контроля (надзора) и ответственности в данной области.

Исходя из предложенного определения предмет инвестиционного права может быть определен следующим образом:

- общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления инвестиционной деятельности, понимаемой как действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Спектр складывающихся отношений отличается значительным разнообразием. В данную группу включены отношения по созданию, реорганизации и прекращении деятельности субъектов инвестиционной деятельности и образуемых ими организаций; заключению, исполнению, расторжению инвестиционных договоров; инвестированию в различных сферах экономики (строительство, недвижимость, ценные бумаги, венчурное инвестирование, инновации и т.п.) и т.п.;

- общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения и управления инвестициями, распределения инвестиционных рисков и результатов инвестирования. В данную группу можно включить урегулированные правовыми нормами отношения в сфере приватизации, дополнительного выпуска акций, долевого строительства, в том числе коммерческой недвижимости, облигационных займов, планирования инвестиционной деятельности, разработки инвестиционных проектов, их экспертизы, управления инвестициями на договорной основе, страхования инвестиционных рисков, распределению прибыли между соинвесторами. Отдельно выделяется группа отношений в сфере государственно-частного партнерства, определяемого как сотрудничество государственных и частных партнеров в реализации социально значимых проектов на инфраструктурных объектах и объектах социальной сферы, которое направлено на достижение результата, непосредственно связанного с созданием (строительством, реконструкцией, эксплуатацией) имущества, выполнением работ и оказанием услуг на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, осуществляемое путем заключения соглашения либо договора;

- общественные отношения в сфере государственного регулирования, в том числе контроля (надзора) и ответственности за правонарушения в данной области. Данную группу составляют отношения по формированию правовых режимов инвестиционной деятельности, предоставлению инвесторам гарантий со стороны государства, контролю за допуском инвесторов к определенным сферам экономической деятельности (например, пользованию природными ресурсами, обороне и т.д.), контролю (надзору) за инвестиционной деятельностью, а также привлечению виновных лиц к ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой и т.д.) за правонарушения в сфере инвестиций и инвестиционной деятельности.

Что касается метода инвестиционного права, то его можно определить как систему способов и приемов регулирующего воздействия на инвестиционные отношения, осуществляемого при помощи императивного и диспозитивного воздействия в зависимости от характера складывающихся отношений. Императивный метод применяется в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности, создания и прекращения деятельности субъектов хозяйствования, привлечения к ответственности, государственной экспертизе инвестиционных проектов и т.п. Диспозитивный метод характерен в сфере инвестиционных отношений, базирующихся на принципе равноправия сторон, например, при реализации договорной формы инвестиционной деятельности – в сфере долевого строительства коммерческой недвижимости, строительного подряда, управления инвестиционным проектом и т.п.

Принципы инвестиционного права, а соответственно, осуществления инвестиций в рамках инвестиционных правоотношений, можно выделить с учетом содержания проекта Закона Республики Беларусь «Об инвестициях»[1].

Так, осуществление инвестиций основывается на следующих основных принципах:

Ø инвесторы, а также государство, его органы и должностные лица действуют согласно Конституции Республики Беларусь и принятым в соответствии с ней актам законодательства Республики Беларусь (принцип верховенства права);

Ø инвесторы равны перед законом и пользуются правами без всякой дискриминации (принцип равенства инвесторов);

Ø инвесторы осуществляют инвестиции добросовестно и разумно без причинения вреда другому лицу, окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемления прав и защищаемых законом интересов других лиц или злоупотребления правами в иных формах (принцип добросовестности и разумности осуществления инвестиций);

Ø вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела);

Ø инвесторам гарантируется защита в соответствии с настоящим Законом, иным законодательством Республики Беларусь права владения, пользования и распоряжения инвестициями и образуемым в результате их осуществления имуществом и иными объектами гражданских прав (принцип неприкосновенности собственности);

Ø государство создает, гарантирует и обеспечивает необходимые условия для беспрепятственной и эффективной реализации прав, обязанностей инвесторов, установленных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иным законодательством Республики Беларусь, и иных законных интересов (принцип беспрепятственного осуществления инвесторами своих прав);

Ø инвесторам гарантируется осуществление защиты прав и законных интересов в суде и иными способами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь (принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и законных интересов, их судебной защиты);

Ø Республика Беларусь обеспечивает официальное опубликование в соответствии с законодательством нормативных правовых актов, регулирующих осуществление инвестиций на ее территории, а также общественное обсуждение проектов таких нормативных правовых актов (принцип гласности правового регулирования осуществления инвестиций) (ст. 4 проекта Закона).

Тем самым фактически говоря о принципах осуществления инвестиций, законодатель подразумевает гарантии прав и законных интересов инвесторов, установленных ныне действующим ИК.

К функциям инвестиционного права можно отнести регулятивную, в рамках реализации которой законодатель осуществляет правовое регулирование инвестиционных правоотношений в различных сферах и отраслях, осуществляет контроль и надзор за порядком осуществления инвестиционной деятельности, принимает участие в разрешении инвестиционных споров и проч.

Вторая функция – охранительная – реализуется посредством установления гарантий прав и законных интересов инвесторов как субъектов инвестиционных правоотношений. Следует также учитывать приоритетность для регулирования и создания условий для инвестиционной деятельности для Республики Беларусь.

С примеру, в энергетической сфере в рамках утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 № 1180 стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь, деятельность по привлечению инвестиций, в том числе иностранных, является одним из приоритетов в финансовом обеспечении реализации стратегии.

Кроме того, на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2012 № 146 «Об утверждении Положения о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций», в целях обеспечения выполнения международных договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций в части досудебного урегулирования споров (разногласий) может осуществляться досудебное урегулирование спора (разногласий), связанного с осуществлением инвестиций. Оно проводится на основании письменного предложения инвестора либо его уполномоченного или законного представителя о досудебном урегулировании спора (разногласий) (далее - письменное предложение), подаваемого в уполномоченный государственный орган, которым является:

Ø государственный орган или исполнительный комитет, заключивший от имени Республики Беларусь инвестиционный, концессионный или иной договор (соглашение) с инвестором по вопросам осуществления им инвестиций на территории Республики Беларусь (далее - договор (соглашение), - при наличии спора (разногласий), связанного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) договора (соглашения), если иное не предусмотрено договором (соглашением);

Ø Министерство экономики - при наличии спора (разногласий), связанного с нарушением прав и законных интересов инвестора согласно заключенным Республикой Беларусь международным договорам о содействии осуществлению и защите инвестиций (п. 2 Положения о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций).

Инвестиционные правоотношения подлежат правовому регулированию как на уровне национального, так и международного законодательства, а именно нормы иностранного, а также международного права, в том числе межгосударственные соглашения в рамках СНГ, в которых принимает участие Республика Беларусь.

Следует учитывать международную деятельность республики в рамках таможенного союза Беларуси, России, Казахстана и в рамках Евразийского экономического пространства. Так, на основании Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства (заключено в г.Москве 09.12.2010) к учрежденным, созданным, приобретенным или контролируемым юридическим лицам, филиалам, представительствам, зарегистрированным индивидуальным предпринимателям на дату вступления Соглашения в силу и продолжающим существовать, а также учрежденным, созданным, приобретенным, контролируемым или зарегистрированным после вступления Соглашения в силу[2] применяются нормы названного Соглашения.

В соответствии со ст. 3 Соглашения каждая Сторона предоставляет лицам любой другой Стороны в отношении учреждения и (или) деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при аналогичных обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории, с учетом ограничений, предусмотренных индивидуальным национальным перечнем для каждой из Сторон в Приложении IV к Соглашению.

Соглашениями об экономической интеграции между одной из Сторон и государством (государствами), не являющимся (не являющимися) участником Соглашения, признаются соглашения, которые отвечают следующим критериям:

i. охватывают существенное число секторов услуг, а также не исключают априори ни одного из способов поставки услуг и вопросов учреждения и деятельности;

ii. направлены на устранение существующих дискриминационных мер, а также на запрещение введения новых;

iii. направлены на либерализацию торговли услугами.

Целью подобного соглашения об экономической интеграции является облегчение торговли услугами и условий учреждения и деятельности между его участниками, а в отношении любого третьего государства такое соглашение не должно вести к увеличению общего уровня барьеров в торговле услугами в определенных секторах или подсекторах по сравнению с уровнем, который применялся до заключения подобного соглашения.

По мнению Лисицы В.Н., возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности на основании норм инвестиционного права правоотношения (инвестиционные правоотношения) имеют разный правовой характер. Вложение (отчуждение, передача) инвестиций (денежных средств, ценных бумаг, имущественных прав и т.д.) происходит в рамках гражданского правоотношения, возникающего при наличии определенного юридического факта - сделки. Одновременно при осуществлении инвестиционной деятельности возникают не только гражданские, но и административные и иные отношения, основанные на властном подчинении одной стороны другой, в рамках которых происходит установление различного рода обязательных требований и ограничений в деятельности инвестора и иных участников инвестиционных отношений, предусматривающих необходимость получения требуемых разрешений, согласований и лицензий[3].

Квалификация правоотношений, в том числе инвестиционных, включает определение объекта, субъекта и содержания, включающего круг прав и обязанностей субъектов.

Антипова О.М. объекты инвестиционных правоотношений определяет исходя из экономической сущности инвестиции, а именно если к инвестициям относятся вложения в производство новой стоимости, в приобретение активов, обладающих свойством возможности их использования в процессе создания новой стоимости или представляющих возможность получения части новой стоимости, которая будет произведена контрагентом субъекта, осуществляющего вложения, или третьим лицом[4], то в качестве объекта инвестиционных правоотношений можно определить как товары, являющиеся элементами производственного капитала, активы, имущество, благо.

Объектами инвестиционных правоотношений не могут рассматриваться личные неимущественные блага, деньги, требования об уплате денег в размере меньшем либо равном стоимости вложения, собственных обязательств инвестора и ценных бумаг, их удостоверяющих[5].

Возникает вопрос о том, могут ли услуги выступать объектом инвестиционных отношений. Но с учетом специфики инвестиций, полагаем, следует согласиться с мнением о том, что услуги могут выступать в таком качестве, когда их потребление «заказчиком будет являться частью процесса, связанного с созданием или приобретением им новой стоимости»[6].

Объектами вложений законодатель рассматривает имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата, исключая деньги как объекты гражданских прав.

При этом отмечается, что объекты инвестиционных вложений должны обеспечить возможность непосредственного использования их в процессе производства или обеспечить получение части прибыли, созданной иными лицами[7].

Субъектами инвестиционных отношений выступают инвесторы (национальные и иностранные), уполномоченные государственные органы и организации в зависимости от того или иного вида правоотношений.

Содержание инвестиционных правоотношений зависит от экономической сущности инвестиций, статуса инвестора, а также объекта инвестиционной деятельности.

Содержанием инвестиционных правоотношений составляют «права и обязанности субъектов, обеспечивающие инвестору возможность реализации принадлежащих ему прав на потребление, использование или отчуждение объектов гражданских прав, имеющих денежную оценку, которой корреспондирует возникновение у него прав на объекты инвестиционных правоотношений в результате их создания (улучшения) или приобретения по меновым возмездным основаниям»[8].

Правоотношения можно разделить на абсолютные и относительные. В первом случае инвестору, чаще всего как собственнику, противостоит неопределенный круг обязанных субъектов (но такие правоотношения свойственны инвестиционному праву, когда речь идет о правовом титуле на то или иное имущество, например, право собственности), во втором случае отношения подразумевают четко определенных субъектов с распределением между ними прав и обязанностей, возникших, к примеру, на основании инвестиционного договора.

По содержанию инвестиционные правоотношения являются преимущественно гражданско-правовыми, но не исключены и административные при участии в них Республики Беларусь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.022 с.)